Для школьников и родителей
  • Главная
  • Учат в школе
  • Общественное сознание: структура, формы и историческое значение. Сознание. Основные формы сознания

Общественное сознание: структура, формы и историческое значение. Сознание. Основные формы сознания

Кроме индивидуального сознания существует групповое и общественное сознание и как вид последнего коллективное сознание.

Общественное сознание является обобщенным сознанием большого числа личностей.

Это обобщение осуществляется не только в один исторический период, но и в историческом процессе классовой борьбы. Общественное сознание формируется и проявляется через индивидуальное сознание конкретных личностей. Если же общественное сознание обобщено в религии, искусстве, науке, идеологии и материализовано в соответствующих произведениях, уже теряющих, на современном уровне культуры человечества «индивидуальное авторство», оно бывает оторвано от личности до тех пор, пока материализованные продукты общественного сознания потребляются и оно остается потенциальной силой. Потребителем, приводящим эту силу в действие, всегда является личность конкретного человека, группа или коллектив.

Известно, что проблемы индивидуального и общественного сознания в психологии давно уже разрабатывались и продолжают разрабатываться в настоящее время.

Коллективное сознание определяется прежде всего общественной идеей как проявлением общественного сознания, которая регулирует деятельность отдельных личностей этого коллектива к всего его в целом. Поэтому коллективное сознание - это всегда групповое сознание, но групповое сознание - не всегда коллективное сознание. Групповое сознание, не ставшее коллективным, следовательно, не выходит по целям деятельности за рамки группы. В этом и есть их различие.

Понятно, что обозначенные особенности соотношения индивидуального сознания и личности проявляются и в соотношении группового сознания и личности, состоящей в группе, а последние проявления в особенностях коллективного сознания и личности, входящей в коллектив.

Еще по теме § 4. Формы сознания:

  1. § 7 Совершение брака. – Необходимость определительной формы брака. – Римская форма. – Христианское венчание. – Германские народные формы брака. – Неопределительность формы брака и брачного суда на Западе. – Новый взгляд на брак в лютеранской церкви. – Постановление Тридентского собора о форме брака. – Церковный обряд брака у лютеран. – Начало гражданской формы брака в Англии. – Шотландские браки. – Гражданский брак во Франции. – Принятие этой формы в других государствах. – Гражданская форма брач
  2. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИМ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  3. § 37 История вотчинной записки в России. – Явка актов в приказах. – Справка. – Юридическое и финансовое ее значение. – Аналогия нашей формы с западными. – Изменение старой формы при Петре I. – Новый крепостной порядок и новое значение справки и отказа. – Форма нового отказа и ввода во владение
  4. § 68 Личная и вещественная ответственность по взысканию. – Сущность закладного права. – Первые его формы у римлян. – Меновая форма залога в новых законодательствах. – Ипотека. – Форма ее в римском и в новых законодательствах. – Ручной заклад. – Английские формы залога. – Одностороннее удержание движимого имущества в обеспечение
  5. § 60 Сущность договора о сообществе. – Формы римского права и новых законодательств. – Полное и неполное общение. – Участие и соотношение членов. – Ответственность. – Действие смерти и несостоятельности. – Выход членов. – Расторжение. – Главные формы нового права. – Полное товарищество. – Отношение членов. – Раздел прибылей. – Товарищество на вере. – Закрытое товарищество.

Общественное сознание и его формы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общественное сознание и его формы.
Рубрика (тематическая категория) История

Возникновение сознания и его структура.

Центральным моментом в духовной общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Оно представляет собой совокупность чувств, настроений и религиозных образов, разнообразных взглядов, теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания как: 1) обыденное и теоретическое сознание; 2) общественная психология и идеология; 3) формы общественного сознания.

1) обыденное и теоретическое сознание

Это по сути два уровня общественного сознания – низший и высший. Οʜᴎ отличаются между собой глубиной осмысления общ. явлений, уровнем их понимания.

Обыденное сознание присуще всœем людям. Оно формируется в процессе их каждодневнойпрактической дея-ти на базе их повсœедневном опыте. Это во многом стихийное отражение людьми всœего потока соц. жизни, без какой-либо систематизации общ. явлений и обнаружение их глубинной сущности. Обыденное сознание позволяет с достаточной достоверностью ʼʼна уровне здравого смыслаʼʼ судить о многих явлениях и событиях общ. жизни и принимать на этом уровне в целом правильное решение, подкрепляемое житейским опытом. Этим определяет обыденное сознание в жизни людей и в развитии общества.

Теоретическое сознание – есть осмысление явлений общ. жизни, путем обнаружения их сущности и законов их развития. Оно выступает как система логических взаимосвязанных положений, следовательно как опред. научная концепция касающаяся того или иного явления общ. жизни. В качестве субъекта теоретического сознания выступают далеко не всœе, а только ученые, специалисты, т.е люди которые могут научно судить о соответствующих явлениях общ. жизни.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой результатом этого явления развитие того и другого.

2) общественная психология и идеология

В них отражается не только уровень понимания соц. действительности, но и отношения к ней со стороны различных соц. групп и национ., этнических общностей. Данное отношение выражается в потребностях интересах, ценностных ориентациях людей, а также в их настроениях, в обычаях, нравах, традициях, в проявлениях моды, в их стремлениях, целях и идеалах. Речь идет об определœенном настрое чувств и мыслей , в котором сочетается некое понимание происходящих в обществе процессов и духовное отношение к ним субъектам. Все это характеризует общ. психологию людей и их психологический склад, который выражается, в частности, в национальном характере народа. Общественная психология всœегда выступает как массовое сознание и ее присуще всœе его свойства.

В соц. деятельности людей большую роль играет идеология . В ней, как и в общ. психологии, выражаются потребности и интересы разл. соц. групп, прежде всœего классов, а также нац. общностей. При этом в идеологии эти потребности и интересы осознаются на более высоком теоретическом уровне. Сама идеология выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих потребности и интересы различных соц. сил, в ней должна быть четко выражена отношения тех или иных классов, полит. партий, движений, в существующей строю, гос-ве, обществе, отд. полит. институтах. Тот факт, что идеология выступает в виде теорет. концепции, свидетельствует о том, что она должна освещать процессы общ. развития, однако это случается не всœегда. Идеология должна быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, либеральной и тоталитарной, радикальной и консервативной. Все зависит от ее соц-классовой ориентации, теоретической глубины, а также способов ее воплощения в жизнь.

В отличии от общ. психологии, которая формируются больше стихийно, чем сознательно, идеология создается идеологами вполне сознательно

3) формы общественного сознания

В соврем. соц. философии выделяют такие формы общ. сознания, как полит., правовое, моральное, эстетич., релизиоз., научное и философское сознание. В них осмысливаются и духовно осваиваются различные стороны обществ. жизни в том числе: 1) природа, поскольку она имеет отношение к челов. дея-ти - произв., эстетической и научной; 2) система общ. отношений – полит., нравств., правовых; 3) сам человек, его способности, различные виды его дея-ти, смысл его существования и предназначения в мире.

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989ᴦ.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991ᴦ.

3.Краткий словарь философов. М., 1994ᴦ.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)ᴦ.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988ᴦ.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988ᴦ.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000ᴦ.

8.Философия. Лавринœенко В.Н., Ратников В.П. М., 1999ᴦ.

9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988ᴦ.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996ᴦ.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998ᴦ.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000ᴦ.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000ᴦ.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гᴦ.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000ᴦ.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996ᴦ.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосœев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000ᴦ.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998ᴦ.

Общественное сознание и его формы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное сознание и его формы." 2017, 2018.

Постепенно мы начинаем понимать, что события происходят с нами для того, чтобы мы учились. Мы наконец осознаем, что то, как обращаются с нами, напрямую зависит от того, как мы обращаемся с собой. Жизнь помогает нам стать чище.

Иногда, человеку сильно отождествляющему себя с какой – либо определенной точкой зрения, потребен, очень потребен, серьезный жизненный кризис, дабы он осознал, что есть другой взгляд на мир, менее энергозатратный и более продуктивный.

При столкновении со своей уязвимостью, мы отказываемся от нее и пересматриваем свои воззрения, подсознательные страхи, кои успели заложить в себя ранее. Каждый из нас придерживается собственного взгляда на мир. На наше видение влияют страхи и ожидания, верования и убеждения, идеалы и отвратительности.

Это не то с чем следует жить, лучше всего выбирать положительный взгляд на мир, который позволяет нам доверять, любить и ощущать связь со всем сущим. Мы имеем власть над своим восприятием. Дар Божий научиться ловить себя на порождении негатива, и направить мысли или ситуацию в позитивную сторону, пока это состояние не создало проблем.

Нами оперируют три формы разума:

На уровне сверхсознание На уровне подсознание На уровне сознание
1.Любовь Страх Точка выбора воли
2.Единство, благодать Разделение, защита \атака\ Точка зрения\фокусировка
3.Мудрость, истина Невежество Точка отождествления
4.Полнота, полное восприятие Частичное восприятие Кто я? я- вот это \ярлыки\
5.Коллективное сознание Изолированное сознание Допущение существования личности
6.Доверие поддержка Сомнения, привязанность Окно в мир
7.Творчество Выживание, твердые убеждения Источник двойственности
8.Свобода Полярность, конфликт Архитектор земного существования
9.Память о любви Память о страхе Нет памяти
10.Божественное Материальное Личностное

Сверхсознание и подсознание - это тот опыт, с помощью которого мы смотрим на мир. Они, выполняют роль хранилищ, разных видов памяти.

Сознание - это то место, где происходит осознанный выбор, который и творит нашу реальность.

Наше общее сознание, является орудием свободной воли и точкой, в которой происходит выбор и управляет нашей повседневной действительностью. Отношения и идеи, которые мы воспринимаем, определяют, как люди и ситуации будут проявлены для нас.

Сверхсознание - есть любовь, божественность жизни.

Подсознательные же блоки в виде негативных информаций и есть наши учителя, судьба, карма, источник страданий, наши страхи и разделения.

Сознание – есть отображение происходящего и выбор. Даже если ничего нет, все равно присутствует выбор и он свят.

Во время оперирования сверхсознания мы чувствуем удовольствие. В период активности подсознания мы начинаем дергаться, беспокоиться, раздражаться.

Ощущения, которые определяются сознанием

ПОДСОЗНАНИЕ=СТРАХ

СВЕРХСОЗНАНИЕ=ЛЮБОВЬ

РЕАКЦИЯ

ОТКЛИК

ЗАЩИТА

ИСЛЕДОВАНИЕ

АГРЕССИЯ,ИЗБЕЖАНИЕ

ОБЩЕНИЕ

УПРЯМСТВО

ОТКРЫТОСТЬ

ОТРИЦАНИЕ

ПРИНЯТИЕ

БЕСПОКОЙСТВО,

СОМНЕНИЯ

УДАЧА,

ОПТИМИЗМ

СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ

ВОСТОРГ, СПОКОЙСТВИЕ

БЕСПОКОЙНЫЙ,

СКУЧАЮЩИЙ

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ,

ВДОХНОВЛЕН

ОГРАНИЧЕННЫЙ,

СКАПЛИВАЮЩИЙ

ШИРОКИЙ,

ЩЕДРЫЙ

ОТДЕЛЬНЫЙ

СВЯЗАННЫЙ

ЧАСТИЧНЫЙ,

НЕПОЛНЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ,

ПОЛНЫЙ

НЕОСОЗНАННЫЙ,

БЛУЖДАЮЩИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ,

БОДРЫЙ

ПРИВЯЗАННОСТИ

СВОБОДА

НЕ МОЖЕТ НАЧАТЬ,

ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ

ГИБКИЙ,

ТЕКУЧИЙ

ОБВИНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

ПОНИМАЕТ,

ПРОЩАЕТ

МУЧЕННИК,

ТИРАН

УМЕЕТ СЛУЖИТЬ,

ПРИНИМАЕТ УСЛУГИ

В ПРОШЛОМ ИЛИ

В БУДУЩЕМ

НАСТОЯЩЕМ

ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ,

ТАКАЯ СУДЬБА

ТАК ПОТРЕБНО МНЕ,

ЕСЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ,

БУДЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ

У МЕНЯ НЕТ________

Я НЕ МОГУ__________

У МЕНЯ ЕСТЬ

ВОЗМОЖНОСТИ

НЕТ ВРЕМЕНИ, СИЛ,

МЕСТА

ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ

МЕСТО СИЛЫ И ВРЕМЯ

СВЕРХСОЗНАНИЕ – это ясное, коллективное сознание всех живущих разумных существ. Совершенная синхронность, уместность, своевременность и достаточноть, скоординированность. Ему не знакомы препятствия, блоки, невежество, страхи.

Эта часть нас знает больше нашей личности дипломированной, видет всю картину происходящего в целом, верит, доверяет, любит. В сверхсознании содержиться информация о наших действиях во все времена, о всех наших способностях, талантах и направленности.

ПОДСОЗНАНИЕ – примитивно – тварное, в нем информация относящаяся к выживанию, мифотворчеству и архетипам. В нем заложена информация о тех моментах, когда мы реагировали, подчиняясь инстинкту выживания и принимая решения частично осознавая свое величие, не понимая ситуацию целиком, не обладая возможностью взглянуть с точки зрения высшего существа.

Страх, паника, самозащита, сомнения и недоверие – это характеристики подобных воспоминаний, из-за чего они становятся взрывоопасными и мы не хотим их касаться. Каждое подсознательное воспоминание – это не полное ощущение, которое наша душа не смогла целиком прочувствовать, испытать и извлечь урок.

Это черные пятнышки на энергетическом поле человека. Такие воспоминания на западе называют подсознательными блоками, на востоке их именуют кармой, у славянских народов их обзывают судьбой. Подсознание, есть сосредоточение нашей темной стороны и именно оттуда исходят негативные эмоции.

СОЗНАНИЕ – не обладает памятью и ничего не знает. Оно точка обзора, око души и ее органов чувств. Сознание проводник воли, точка выбора и определение личности, дает ощущение бытия и определяет их, отображает в памяти подсознания или сверхсознания. Оно архитектор нашего существования и стяжатель опыта. Сознание рационально, отделяет и разделяет, создает связку, ассоциацию, убеждение, дает ощущения личностного, навешивает логические ярлыки.

Все виды сознания важны для нашей эволюции и очень ценны и приятны, если они осознано управляются Духоконтролем человека. Любая избыточность приведет к дисквалификации энергетичности и разрушению обьекта, породившего разбалансировку.

Я ЕСМЬ Победа, пришедший к вам этим днем!
Я ЕСМЬ Космическое существо Могущественный Победа!
И поскольку Я ЕСМЬ Победа, Я победоносен!

Вся эволюция вселенной обречена на Победу. И качество победоносности или победы вам требуется развить в себе. Это качество вам просто необходимо. Потому что за весь период затхлой истории человечества именно качества победы, победоносности вам всегда не хватало.

Возможно, вы подразумеваете под Победой совсем не то качество, которое подразумеваю я. Поскольку в вашем дуальном мире каждому Божественному качеству соответствует свой антипод. И качеству Божественной победы соответствует небожественное качество победы над кем-то. Но я пришел научить вас утверждению победы.

Именно тогда, когда вы отказываетесь от любых человеческих недостатков и некачественных состояний, именно тогда вы одерживаете вашу победу над нереальным проявлением и утверждаете в себе Божественность.

И я пришел напомнить вам о вашем Божественном происхождении и необходимости одержать победу над вашей нереальной частью. Вы слишком свыклись за миллионы лет странствования по вашему миру с нереальной частью вас самих. Однако никто не может вас заставить отказаться от вашей нереальной части. Это решение вы должны принять сами в своем сердце.

Вы должны устремиться к Божественности, и вы должны расстаться с нереальностью. Потому что без этого невозможно ваше дальнейшее эволюционное развитие в этой вселенной. И если раньше мы приходили и просто рассказывали вам о ветхом человеке и другом, истинном человеке, сокрытом в вас, то сейчас время разговоров закончилось , и вы обязаны начать предпринимать конкретные действия , освобождающие вас от двойственности иллюзии и устремляющие вас к единству Божественного мира.

Поверьте мне, все иллюзорное проявление сосредоточено только в вашем сознании, и преодолеть это ваше иллюзорное сознание вы обязаны. Нет другого пути. И то, как это возможно сделать, путь преодоления вашего иллюзорного проявления составляет большую часть того Учения, которое дается вам через нашего посланника.

Вам необходимо взять за правило и начать каждый день анализировать те проявления нереальности внутри вас, которые мешают, препятствуют вашей победе. Постарайтесь абстрагироваться от того мира, который окружает вас, и представьте себе, что вы вдруг оказались в другом мире, Божественном.

В этом мире нет привычных вам форм, в этом мире нет ничего, что нужно делать руками. В этом мире не нужно заботиться о теле. Это Огненный Мир. Мир, где господствуют огненные мысли, мир, сотворенный силой мысли и существующий благодаря Божественной Любви, которая одна заполняет собой все свободное пространство Огненного Мира. Благодаря этой Любви и существует этот мир.

Теперь представьте себе, что из того, что вас окружает в вашем мире, может понадобиться вам в нашем Божественном мире?

Понадобятся ли вам окружающие вас вещи, деньги, предметы роскоши, еда, одежда?
Нет, ничто из перечисленных мной вещей не понадобится вам в нашем мире. Тогда что же остается?

Что может продолжать оставаться с вами в нашем мире?

Я вам скажу. В нашем мире с вами могут продолжить оставаться только ваши Божественные качества.Бескорыстие, преданность, любовь, сострадание, божественное милосердие, чистота… Так много качеств в Божественном мире, которые вы можете оставить при себе, но для того, чтобы вам обладать этими качествами, вам следует наработать их в вашем физическом, проявленном мире.

Иначе тогда, когда наступит время возвращения в Отчий Дом, вы окажетесь в нем без ваших блистающих одежд в виде ваших добродетелей. Негоже ходить голым по Божественному миру. Вы будете постоянно испытывать на себе сочувствующие взгляды обитателей Божественного мира.

И вам станет неудобно за бесцельное проведение времени во время ваших земных воплощений. Поэтому, основываясь на том описании Божественного мира, которое вы получаете в наших посланиях, найдите в себе силы и мужество, и расстаньтесь с вашими чисто человеческими качествами, и постарайтесь приобрести Божественные качества и совершенства.

Все, что хорошо в вашем мире, не является таковым в мире Божественном. Но есть в вашем мире место для проявления Божественных качеств. И это те состояния, которые вы иногда испытываете в виде чувства самопожертвования, божественного сострадания, безусловной любви.

Каждый из вас хотя бы раз в жизни был способен на переживание подобных состояний сознания. Вам остается только вспомнить эти мгновения и постараться распространить их в вашей жизни на как можно большее время. Таким образом, чтобы вся ваша жизнь стала состоящей из высоких, возвышенных, Божественных состояний сознания.

Я прихожу, чтобы напомнить вам еще раз о вашей Божественности. Потому что в вашей суете и суматохе дня вы слишком оторвались от реальности. Пора вспомнить о вашем истинном Доме и о вашем Божественном предназначении. Не бойтесь выглядеть смешными в глазах окружающих вас людей.

Посмотрим, кто будет смеяться тогда, когда вы попадете в Божественную реальность. И если я вам говорю, что циклы сокращаются и время ускорилось, то это означает, что у вас осталось не так много времени для вашего экспериментирования в физическом мире. Торопитесь. Потому, что то что может быть легко вами достигнуто тогда, когда вы находитесь в воплощении в физическом мире, невозможно достигнуть во время вашего пребывания в Божественном мире.

В виду плотности проявленного мира любое действие в этом мире дает практически молниеносный результат. И для того, чтобы достичь того же самого эффекта тогда, когда вы находитесь в Огненном Мире, вам потребуются миллионы лет.

Наши миры взаимодополняют друг друга и то, что возможно в вашем мире, невозможно у нас. К сожалению, вам придется поверить мне на слово. Потому что для того, чтобы достичь того мира, в котором пребываю я, вам понадобятся миллионы миллионов земных лет.

Однако я не теряю надежды на то, что найдутся те человеческие индивидуумы, для которых каждое мое слово сегодняшнего послания будет нести столь важную энергетическую и информационную составляющую, что ваша жизнь изменится так быстро, как вы даже не могли предполагать в ваших самых смелых мечтаниях.

Я желаю вам выработать качество Победы и устремиться к вашей Божественной победе всем вашим существом!

Психическая деятельность может выражать себя в фокусе сознания, но зачастую она не достигает этого уровня.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человеком, лежащих вне сферы его разума, не поддающиеся в данный момент контролю есть бессознательное.

О связи сознания и бессознательного философы и ученые размышляли с давних пор. Так, в учении неоплатоника Плотина (III в.н.э.) сознание определяется как явленность духовного и подчеркивается, что оно находится между двумя сферами бессознательного: духовного и низменного. Он развивает тему бессознательного как первичного содержания сознания и приходит к выводу, что сознание обрекает человека на выбор духовности или телесности.

Р. Декарт (XVII в.) в духе идей Нового Времени отождествляет сознание и психическое вообще, тем самым оставляя за пределами сознания только физиологическую деятельность мозга. Концепция бессознательного в философии в строгом виде впервые была сформулирована Г. Лейбницем: бессознательное есть низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений. Представляет интерес мысль И. Канта о связи бессознательного и интуицией на уровне чувственного познания.

Таким образом, философы проявляли большой интерес к этой проблеме, однако научные исследования психических процессов начались активно только в XX в. Размышления И. Ф. Гербарта о бессознательном привели его к выводу, чот речь идет о «вытесненных» из сознания несовместимых идеях, которые не перестают влиять на динамику сознания. Ж. Шарко зафиксировал существование психической деятельности, не осознаваемой человеком, на уровне психопатологии, а З. Фрейд нашел прямые связи между невротическими симптомами и бессознательными переживаниями травматического характера. Формируется учение о бессознательном как могущественной иррациональной силе, антагонистичной по отношению к деятельности сознания. К XX в. складывается психоаналитическая традиция, в рамках которой:

1) З. Фрейд создает учение о бессознательном и способах его контроля;

2) К. _Г. Юнг создает учение о психоидном, личном и коллективном бессознательном;

3) Дж. Морено развивает концепцию «общего бессознательного»;

4) Э. Фромм предлагает теорию «социального бессознательного».

Суммируя достижения современной науки и философии, можно определить пространство бессознательного как:

1) совокупность активных психических состояний, образований, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов;

2) самую обширную и наиболее содержательную сферу психики человека;


3) форму психического отражения, образование, содержание и функционирование которых не является предметом специальной вненаучной рефлексии;

4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Главный вывод З. Фрейда сводится к тому, что борьба бессознательного и сознательного есть атрибутивная и базисная основа психической деятельности и поведения человека.

Бессознательное по Фрейду, представлено, во-первых, «истинно реальным психическим». Это – психические процессы, которые происходят активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица. Во –вторых, это основная и наиболее содержательная часть психики, регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя врожденные и вытесненные элементы, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и т.д. Они характеризуются неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью. Именно здесь происходит извечная борьба Эроса (сил жизни, сексуальности, самосохранения) и Танатоса (сил влечений, смерти, деструкции, агрессии). Энергия либидо и существует благодаря этой борьбе. Таким образом, Фрейд полагает, что процесс психического развития человека в своей сущности есть биологически детерминированный процесс. И хотя в последних работах З. Фрейд отходит от биологизации за счет введения двух космических «первичных позывов» – Жизни и Смерти, он по-прежнему считает причиной противоречия сознания и бессознательного (между цензурой и желанием) человеческую культуру. Культура основана на отказе от удовольствия желаний и существует за счет сублимации либидо. Значит, любой прогресс в культуре ведет к уменьшению человеческого счастья и увеличению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Каков же вывод? Жить вне культуры человек не может. Значит, необходима разработка особого метода, способного научить человека жить, невзирая на реальный конфликт сознательного и бессознательного. С этой целью им разрабатываются основы психоанализа.

Дальнейшее развитие учения о бессознательном и его взаимосвязи с сознанием получило в трудах К.-Г. Юнга. К.-Г. Юнг указывает, что в структуру бессознательного включает три слоя. Первый , поверхностный, состоит из эмоционально окрашенных представлений и комплексов. Это – интимная душевная жизнь личности. Второй слой содержит «коллективное бессознательное». Это врожденный глубокий слой, ядро психики, имеющее всеобщую природу! В нем аккумулируется опыт всех предшествующих поколений и содержаться архетипы (образцы, символы, стереотипы). Это – наследуемые способы психической деятельности и поведения. Третий слой – «психойдное бессознательное» – самый фундаментальный уровень, имеющий свойства, общие с органическим миром и обладающий нейтральным характером. Это то, что практически недоступно сознанию и даже не является полностью ни психическим, ни физиологическим.

Учение Юнга позволяет открыть новые возможности для изучения проблемы происхождения и сущность сознания, так как введение по крайней мере категории «коллективное бессознательное» заставляет обратить внимание на специфические связи сознания с процессом эволюции живого и роли архетипов в символизации бытия.

Дж. Морено вводит понимание бессознательного как общего: при продолжительном контакте между партнерами возникает механизм общения, что содействует снятию межличностных (интерперсональных) ролевых конфликтов.

Продолжая исследование бессознательного как общего, Э. Фромм рассматривает его как социальный феномен. Это, с точки зрения Фромма, «вытесненные сферы свойственные большинству членов общества». Они содержат то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до сознания». Более того, Фромм пытается показать, что социальное бессознательное выражается через «социальный характер». С его точки зрения, все социально – экономические и политико - идеологические мотивы деятельности людей (их «активности») имеют шанс на успех в истории лишь при условии их «резонанса» с социологической «аурой», в которой они действуют.

Таким образом, разработанные в XX в. психоаналитические концепции дают определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровне. В то же время созданы дополнительные возможности для дальнейшего исследования взаимосвязи сознания и бессознательного.

Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и рассматривается как самостоятельная система.

Общественное сознание и его значение в развитии нации

Какой бы сильной или интегрированной ни была нация (или часть населения) для нее в той или иной мере характерно общественное сознание. Субъектом здесь является не отдельный человек, а социум. Общественное сознание формируется в течение веков и в некой мере зависит от исторического развития событий. Ментальность народа можно назвать демонстрацией такого

Безусловно, такая форма сознания имеет огромное влияние на Структура общественного сознания выглядит следующим образом:

  • Общественная психология выражает побуждения, настроение и чувства социума и во многом зависит от каких-то характерных обычаев и традиций. Эта часть сознания является чувственным и эмоциональным способом познавать и реагировать на жизнь.
  • Идеология — это теоретического отражение мира, которое демонстрирует степень познания и понимания мира обществом или какой-либо его частью.

Безусловно, общественное сознание возможно только при взаимодействии идеологии и общественной психологии.

Общественное сознание и его формы

По мере роста и развития человечества люди все больше совершенствовали свои расширяли понимание и восприятие мира. Именно таким образом и возникли следующие :

  • Мораль — одна из важнейших характеристик коллективного сознания. Ведь именно она демонстрирует взгляды и представления общества, их систему норм и оценивания действий как отдельной личности, так и группы людей или социума.
  • Политическое сознание — демонстрирует совокупность настроений, идей, традиций и взглядов разных групп населения. При этом политическое сознание полностью отражает требования и интересы разных социальных слоев, а также их отношения друг с другом.
  • Право — еще одна форма сознания, которая характеризируется наличием системы норм социума. Именно таким образом общество оценивает права, создает правовую идеологию, которая затем и охраняется государством. Стоит понимать, что создать какую-то идею может один человек, но частью общественного сознания она становится только после того, как общество ею прониклось.
  • Религия — одна из самых старых форм общественного сознания, которая возникла за много веков до нашей эры. Она включает в себя веру, представления о божественном и сверхъестественном, а также религиозные чувства и действия социума.
  • Эстетическое сознание — характеризирует восприятие обществом чувственных, художественных образов.
  • Научное сознание — еще одна часть жизни и восприятия социума, которая стремится систематизировать мир на категории. Здесь во внимание берутся лишь те факты, которые нашли фактические, материальные подтверждения. Эта часть сознания отражает только рациональные факты.
  • Философское сознание — это теоретическое восприятие мира, которое изучает какие-то общие законы и характеристики как отдельного социума, так и всего Эта часть позволяет создавать новые методы познания мира. Кстати, для каждой исторической эпохи характерна какая-то собственная, уникальная система философского сознания.

Общественное сознание имеет огромное значение для развития нации и ее культуры. Ведь именно культура считается самым ярким отражателем коллективного сознания, которая демонстрирует некие традиции, идеалы, моральные ценности, образ жизни и мышления не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.

Лучшие статьи по теме