Для школьников и родителей

Споры с вузами. Студенты имеют право! Формы защиты прав студентов

ЗАЩИТА ПРАВ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

Студенты согласно ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» имеют права. Они перечислены в ст. 16 данного ФЗ:

  • 1) выбирать факультативные и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
  • 2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
  • 3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
  • 4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
  • 5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
  • 6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
  • 7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • 8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • 9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Современное понятие механизма обеспечения прав человека должно основываться на признании разнообразных специальных институтов защиты прав человека. И важное место в нем должны занимать не только суды общей юрисдикции, Конституционный суд, органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, а такие специализированные органы, как омбудсмен по правам ребенка, омбудсмен по защите прав военнослужащих и т.д., деятельность которых сконцентрирована на решении проблемы обеспечения прав и свобод одной социальной группы населения. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44]

Интересен в этом плане опыт функционирования вузовского (студенческого) омбудсмена. В Российской Федерации Вузовские омбудсмены были учреждены в 1999 году в таких учебных заведениях, как Московский государственный институт международных отношений, Башкирский государственный педагогический институт и Высшая школа экономики (Москва). При этом вузами преследовалась цель создать независимый орган, который способствовал бы студентам, магистрантам, аспирантам, слушателям, преподавателям и сотрудникам решать существующие между ними, между ними и администрациями вузов споры, расхождения и конфликты. [Суняева Р.Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. Саратов. 2008].

В МГИМО омбудсмен назначается приказом ректора после утверждения его кандидатуры Ученым советом университета. На эту должность может быть назначено лицо из числа профессорско-преподавательского состава университета, имеющее стаж работы в этом вузе не менее 5 лет, пользующееся авторитетом среди студентов, преподавателей и сотрудников. защита право студент омбудсмен

Досрочное прекращение полномочий омбудсмена возможно в двух случаях: а) в случае добровольной отставки самого омбудсмена; б) по инициативе ректора и Ученого совета при невыполнении омбудсменом своих функций или грубого нарушения им норм действующего законодательства и положений Устава вуза.

Омбудсмен МГИМО принимает жалобы на действия преподавателей, студентов, администрации вуза. Он может отказаться от рассмотрения жалобы, если предмет данной жалобы выходит за рамки его полномочий, либо не содержит, по его мнению, серьезных оснований для проведения расследования, либо прошло больше года со дня нарушения прав жалобщика.

Исследуя жалобу, омбудсмен проводит независимое, нейтральное и конфиденциальное расследование. При этом он имеет право доступа ко всем документам несекретного характера, может опрашивать любого представителя администрации университета, члена коллектива студентов, преподавателей и сотрудников. Никто не имеет права препятствовать деятельности студенческого омбудсмена.

По завершении рассмотрения жалобы омбудсмен принимает решение рекомендательного характера. Если оно не выполняется, он докладывает об этом в устной или письменной форме вышестоящим по отношению к заявителю или к сторонам органам университета.

Уполномоченный по правам студентов МГИМО ведет также разъяснительную работу в университете относительно норм и правил, в соответствии с которыми решаются конфликты, используя для этого специальную литературу и университетскую газету. В необходимых случаях он обращает внимание ректора и Ученого совета на те их действия и решения, которые отграничивают конституционные права студентов, преподавателей, сотрудников вуза. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44].

К числу вузов, где вводится должность омбудсмена, относитcя и Северо-Кавказская академия государственной службы.

На уполномоченного по правам студентов будут возложены обязанности по защите прав студентов, разрешению проблем между студентами и преподавателями, а также по оказанию помощи, в том числе юридической, в решение других, не связанных с учебой проблем. [Рудковский С. РИА новости. Ростов-на-Дону. 20.01.2009].

На сегодняшний день принято решение вести такую должность и в ВУЗах города Астрахани.

В создании данной должности, т.е. Уполномоченного по правам студентов был использован опыт Ближнего Зарубежья, в частности, Кыргызского Государственного университета.

В 2008 году Омбудсмен Кыргызской Республики в присутствии участников молодежной конференции подписал приказ о создании Совета по защите прав молодежи и студентов при Омбудсмене Кыргызской Республики.

Основной целью данного общественного органа является разработка и реализация мер в области защиты прав и свобод молодежи и студентов Кыргызской Республики. Расширенные полномочия Совета, усиленные прямым партнерством с Аппаратом Омбудсмена, делают его первой в своем роде коллегиальной структурой по защите прав молодых людей. [Малиновская А., Гнездилова О., Буров П., Сиволдаев И. Права студентов (законодательное регулирование). Пособие. Воронеж, 2008].

Далее через год в октябре 2009 года у студентов Кыргызского Государственного Университета имени И. Арабаева появилась собственная организация по защите их прав - Служба уполномоченного по правам студентов, которую возглавляет Уполномоченный по правам студентов.

Было разработано положение «О службе уполномоченного по правам студентов ВУЗа», где в статье 1 говорится, что Служба Уполномоченного по правам студентов ВУЗа - это студенческая организация высшего учебного заведения, занимающаяся защитой прав и свобод студентов, аспирантов, слушателей высшего учебного заведения и абитуриентов, работающая на общественных началах.

В заключении, хотелось бы предложить создать институт Уполномоченного по правам студентов и в ВУЗах Республики Бурятии.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение (далее – Положение) устанавливает основные права, законные интересы, защиту участников образовательных отношений в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Самарский энергетический колледж» (далее– Колледж) –студентами, родителями, законными представителями студентов, членами трудового коллектива колледжа и их представители.

1.2. Настоящее положение разработано на основе статей 34, 44,45 ФЗ № 000 «Закон об образовании» от 27 декабря 2012 г.

2. Права и законные интересы студентов

2.1.Студенты колледжа имеют следующие права:

Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи , бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами ;

Участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

Выбор факультативных (необязательных для данной профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого колледжем;

Освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой основной профессиональной образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в колледже, в установленном порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность , учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

Зачет, в установленном ею порядке результатов освоения студентом учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года "О воинской обязанности и военной службе";

Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

Академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

Перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном Положением о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

Переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены Положением о порядке перехода студентов колледжа с платного обучения на бесплатное;

Перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

Восстановление для получения образования в колледже, в порядке, установленном Положением о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

Участие в управлении колледжем в порядке, установленном ее Уставом;

Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации , с учебной документацией, другими документами, регламентирующими колледж и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

Обжалование локальных актов колледжа в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной базой колледжа;

Пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта колледжа;

Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

Поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности ;

Совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

Получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

Иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами;

Студенты имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в колледже, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном Положением о порядке посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

Привлечение студентов без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается;

В случае прекращения деятельности колледжа, аннулирования соответствующей лицензии, лишения государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Студенты имеют право на участие в общественных объединениях , в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений студентов в установленном федеральным законом порядке.

Принуждение студентов к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается .

Студенты, осваивающие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения студентов, целью деятельности которых является организация временной занятости таких студентов, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях.

2.2. Студентам колледжа предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

Полное государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в порядке, установленном федеральными законами, законами Самарской области ;

Обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

Обеспечение местами в общежитии, в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

Получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

Иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления , локальными нормативными актами.

3. Права и законные интересы законных представителей

3.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних студентов имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

3.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

Выбирать, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических работников техникума формы получения образования и формы обучения, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Знакомиться с Уставом колледжа, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими колледж и осуществление образовательной деятельности;

Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

Защищать права и законные интересы студентов;

Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) студентов, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований студентов;

Принимать участие в управлении колледжа, в форме, определяемой Уставом;

Присутствовать при обследовании студентов психолого-медико-педагогическими работниками колледжа, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания студентов.

3.3.. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

Соблюдать правила внутреннего распорядка колледжа, правила проживания студентов в общежитии, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий студентов, порядок регламентации образовательных отношений между колледжем и студентами и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

Уважать честь и достоинство студентов и работников колледжа;

Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних студентов несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

4. Защита прав студентов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних студентов.

4.1. В целях защиты своих прав студенты, родители (законные представители) несовершеннолетних студентов самостоятельно или через своих представителей вправе:

Направлять в органы управления колледжа обращения о применении к работникам колледжа, нарушающим и (или) ущемляющим права студентов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних студентов, дисциплинарных взысканий . Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением студентов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних студентов;

Обращаться в комиссию колледжа по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника колледжа, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к студентам дисциплинарного взыскания;

Использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов;

Обжалование локальных актов колледжа в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5. Права и законные интересы преподавателей

5.1. Педагогические работники колледжа пользуются следующими академическими правами и свободами:

Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;

Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой основной профессиональной образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;

Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

5.4. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа , индивидуальная работа со студентами, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями . Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом колледжа, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

5.5.. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников колледжа определяется коллективным договором , правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами колледжа, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Заключительные положения

6.1. Срок действия Положения не ограничен.

6.2. При изменении законодательства в Положение вносятся изменения в установленном законом порядке.

Вопросы и ответы по правам студентов.

  1. Что такое права человека?
    1. Говоря просто, этот термин обозначает обязанности власти по обеспечению человеческого достоинства. Это особая группа морально-правовых норм, которые распространяются только на «вертикальные» отношения: человек-власть. Это очень узкая сфера взаимоотношений. Любые другие взаимоотношения не регулируются нормами прав человека; для этого есть другие регуляторы: право, мораль и т.д. Представитель власти в этих взаимоотношениях не защищен правами человека, несмотря на то, что он человек. Он защищен другими нормами; более того, нормы права дают ему большие «вес». Человек, не облеченный властью может нарушить многочисленные нормы права или морали, но не может быть нарушителем прав человека, т.к. они предусматривают лишь узкий круг обязательств власти.
    2. К общепризнанным правам и свободам человека относят: п раво на жизнь, право на справедливый суд, право на участие в управлении государством, право на охрану здоровья, право на образование, свободу от пыток,свободу от произвольного лишения свободы, свободу от вторжения в личную жизнь, с вободы мысли, слова, собраний, религии, прессы, свободу передвижения.
    3. Кто может нарушить права студента в университете (институте), ВУЗе, ССУЗе?

— Всякий у кого есть власть над вами в текущей ситуации, может нарушить ваши права. Властью над вами может обладать преподаватель, врач, охранник, библиотекарь, медработник и т.п.

  1. Как понять, что мои права нарушаются?
    1. Если Вы понимаете, что человек, обладающий властью, совершает действие направленное против вас, которое он не должен делать, скорее всего Вы сталкиваетесь с нарушением Ваших прав. К примеру, вам предлагают заплатить за экзамен некие деньги или предоставить иные материальные ценности, за хорошую оценку, происходит нарушение как ваших прав, так и уголовного законодательства.
    2. В конечном итоге, правонарушение противоречит здравому смыслу и закону.
  2. Что делать, если мои права нарушаются?
    1. Возможно, самый простой вариант - смириться и не противиться нарушению ваших прав. В качестве «бонуса» получаете экономию Ваших сил, которые могут быть затрачены на отстаивание прав. Минус — в том, что смирение провоцирует повторение ситуации. Отсюда идем дальше:
    2. Требуется решение проблемы. Это не устранение последствий, а, именно нахождение причины конфликтной-проблемной ситуации, и ее устранение.
    3. В самом университете есть достаточно большое число лиц принимающих решения: заведующий кафедрой, декан, замдекана, директор библиотеки, проректор и, наконец, — ректор. Для решения большинства проблем достаточно обращения к начальнику сотрудника, нарушившего ваши права. В иных, более сложных ситуациях, может потребоваться вмешательство других лиц или ведомств (прокуратура, суд и т.п.). Ниже мы рассмотрим некоторые ситуации.
    4. По возможности, необходимо фиксировать факты нарушения ваших прав (обеспечить наличие свидетеля, аудиозапись, видеозапись).
  3. Оскорбляет преподаватель.
    1. Первый вариант, это подойти к самому преподавателю и непосредственно сообщить, что сейчас он унижает ваше человеческое достоинство. Но такой вариант может подойти лишь для незначительного количества ситуаций, когда Вы уверены в возможности добиться результата таким образом. Желательно также, зафиксировать акт унижения вашего или чего-либо достоинства в аудио или видео формате. Таким образом, вы получите доказательство вины преподавателя. Если оскорбляют не только вас, желательно, найти единомышленников из своей группы или других групп. Тем самым вы сможете большего добиться.
    2. Действуем по логичном шаблону (он е будет работать и дальше). Если не срабатывает первый вариант, идем дальше. Обращаемся к вышестоящему должностному лицу. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Объясняем ситуацию и просим его поговорить с преподавателем. Как правило, такой приватной беседы декана или замдекана с преподавателем достаточно.
    3. Также, как и многие другие решения, эти предполагают действия в рамках университета.
  4. Без «подарка» не обойтись?
    1. Первый вариант, это подойти к самому преподавателю и непосредственно сообщить, что сейчас он нарушает ваше право на образование и совершает уголовно-наказуемое преступление. Но такой вариант может подойти лишь для незначительного количества ситуаций, когда Вы уверены в возможности добиться результата таким образом. Желательно также, зафиксировать акт требования взятки в аудио или видео формате. Вместе с тем, желательно, найти единомышленников из своей группы или других групп.
    2. Следующий шаг. Обращаемся к вышестоящему должностному лицу. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Объясняем ситуацию и просим его поговорить с преподавателем. Как правило, такой приватной беседы декана или замдекана с преподавателем достаточно.
    3. Если нет, идем выше. Этап 3. Отправляем информацию через сайт университета или ищем проректора по учебной работе. Повторяем то же самое. В большинстве случаев дальше этого вам идти не придется.
    4. Заметим, что все эти варианты не предполагают вынесение проблемы из рамок университета.
    5. Если в стенах университета проблема не решается (например, Вы чувствуете, что существует круговая порука), можно обратиться в милицию (получение взятки – преступление), в прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека. В Перми контактную информацию вы можете получить по адресу: http://ombudsman.perm.ru/contacts/ap_uppc/
  5. Преподаватель часто приходит пьяный.
    1. Если преподавание, в целом, Вас устраивает, можно обратиться к самому преподавателю (лучше письменно, чтобы не провоцировать конфликт), заявив, что преподавание в нетрезвом виде нарушает Ваше право на образование. Возможно, этого будет достаточно.
    2. Можно зафиксировать факт присутствия преподавателя в пьяном виде в видео формате. Запись можно будет использовать либо как доказательство Ваших претензий. А можно и разместить в интернете (это на крайний случай, т.к. запись могут увидеть близкие, что может принести к сильным душевным страданиям).
    3. Можно обратиться к лицу, принимающему решение. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Как правило, приватной беседы декана с преподавателем бывает достаточно. Обращение к официальному лицу может вызвать и принятие административных мер, вплоть до увольнения преподавателя (по трудовому законодательству появление в нетрезвом виде на рабочем месте – достаточный повод для увольнения).
  6. К кому обращаться, если в медпункте не удается получить соответствующую ситуации помощь (например, при любом обращении «дают активированный уголь»)?
    1. Желательно фиксировать факт отказа в медпомощи в аудио или видео формате.
    2. Можно обратиться в другое медицинское учреждение, где получить медпомощь и справку о тех или иных проблемах со здоровьем.
    3. Обратиться с заявлением к проректору по АХЧ (с приложенной медсправкой).
    4. Вместе с тем можно получить консультацию у юристов, оказывающих бесплатную помощь пациентам. В Перми см. сайт (по заверениям создателей сайта, консультации бесплатны).
  7. В библиотеке при выдаче учебников, каждый семестр, не дают нужную и достаточно современную литературу, а вместо всем дают разное — «что есть», к примеру 80-х годов издания.
    1. Попытаться объяснить непосредственно библиотекарю, что этот учебник не соответствует требованиям преподавателя (отсылка к лицу принимающему решения).
    2. Если же и этого нет, обращаемся к заведующей библиотекой или директору библиотеки. Желательно в письменном виде. Здесь необходимо понимать, что отсутствие учебника серьезно затруднит вашу учебную деятельность, что нужно донести до лица принимающего решение.
    3. Еще один вариант, обращение к замдекану по учебной работе.
  8. Отравился в студенческой столовой.
    1. Получить справку об отравлении из медучреждения, в которое вы обращались, и сообщить об этом проректору по АХЧ, предоставить ему копию справки.
    2. Если это не сработало, обращаться в СЭС по району, где находится университет. Чтобы они уже инициировали проверку столовой или буфета.
  9. Что делать, если преподаватель относится предвзято и безосновательно занижает оценку?
    1. Для начала лучше спросить у преподавателя критерии и основания оценивания (не исключайте вариант, что недопонимаете за что снижается оценка).
    2. Если Вы считаете, что дело в межличностных отношениях, можно непосредственно сообщить, что вам не нравится его отношение к вам. Попросите объяснить ситуацию и попытайтесь найти варианты решения ситуации. (Главное, чтобы не произошло другого нарушения)
    3. Если это не помогло, можно обратиться к заместителю декана по учебной работе. Иногда, у групп есть свои преподаватели-кураторы, которые также могут помочь в решении этой проблемы.
  10. Нахамил (оскорбил) охранник, вахтер.
    1. Лучший вариант, если у вас есть свидетели. Один из них может обратиться к декану (замдекана) за помощью. Часто, даже фразы о том, что сейчас кто-то пойдет к декану (замдекана), достаточно для разрешения ситуации. Если нет, пострадавшему от нарушения имеет смысл обратиться к лицу, имеющему большую власть, и привлечь его к решению проблемы.
    2. Если ситуация периодически повторяется, лучше всего зафиксировать ее на фото, видео или аудио и также идти к лицу принимающему решения (возможно, это начальник охраны, проректор по АХЧ и т.д.).
  11. Комендант общежития запрещает посещения проживающих в нем студентов, обосновывая это карантином.
    1. Следует найти документ, регламентирующий работу общежития (Положение, Регламент, Правила и т.п.). Возможно, он имеется на сайте университета, возможно, в деканате, возможно, у коменданта (если не удается найти, следует официально обратиться к приемную ректора с просьбой предоставить документ). В нормативном документе ищем пункты, которые оговаривают правилах пропуска в общежитие лиц в нем не проживающих. Там же ищем правила, связанные с карантином. Если мы обнаруживаем в пунктах противоречие с имеющейся ситуацией, то пишем обращение на имя коменданта общежития и описываем ситуацию. Одновременно обращаемся к проректору по АХЧ с подобным заявлением (далее можно обратиться к ректору).
    2. Если действия коменданта соответствуют установленным правилам, но Вам и Вашим товарищам кажутся несправедливыми – объединяйтесь, собирайте подписи под заявлением ректору о необходимости изменить правила (ваши требования должны быть обоснованными), добивайтесь встречи с ректором, отстаивайте свою позицию.
  12. Что делать, если в общежитии долго нет горячей воды?
    1. Следует найти документ, регламентирующий работу общежития (у коменданта, на сайте, в ректорате и т.п.). В нормативном документе ищем пункты, регламентирующие бытовое обслуживание в общежитии. В хорошем нормативном документе должны быть расписаны все условия и правила. Если мы обнаруживаем там противоречие с имеющейся ситуацией, то обращаемся на имя коменданта общежития и описываем ситуацию (ссылаясь на утвержденные нормы). Одновременно обращаемся к проректору по АХЧ с подобным заявлением.
    2. Если ситуация укладывается в существующие нормы, но представляется Вам ненормальной – формулируйте свои предложения по изменению правил (они должны быть правомерны и разумны), объединяйтесь и отставайте свою позицию.

Мало кто предполагал, что защита прав студентов окажется одной из самых острых проблем реформы образования, а суды с вузами станут массовым явлением. Но так, увы, произошло. Десятки вузов, особенно негосударственных, потеряли аккредитацию и лицензию, c другими начались непредсказуемые слияния-поглощения. И часто вместо учебы студентам пришлось думать о том, где продолжить образование, как вернуть деньги за обучение в вузе , бегать по деканатам и ректоратам, где нередко тоже царят неразбериха и растерянность, с исками к вузам по судам и прокуратурам. Дошло до того, что в июне 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев публично призвал чиновников от образования и соответствующих руководителей нарушение прав студентов и преподавателей при реорганизации высших учебных заведений исключить.

Но, как показывает опыт нашего агентства, специализирующегося на защите прав студентов, в образовательных учреждениях хватает и других, «традиционных» конфликтов. Споры с вузами у студентов чаще всего возникают из-за несвоевременного получения академических справок, документов об образовании, не допуска к сдаче экзаменов и итоговых испытаний, нарушений условий договора на оказание образовательных услуг, требований оплатить сдачу зачетов, экзаменов и т. д.

Конфликтных ситуаций настолько много, что возникает вопрос: а может ли студент самостоятельно защитить сегодня свои интересы при споре с вузом?

На первый взгляд, может. Благо, студент сегодня человек подготовленный, да и знающий свои права. Хватает и инстанций для обращений, способных повлиять на «плохой» вуз: Министерство образования и науки, Рособрнадзор, прокуратура, суды, созданный недавно институт Уполномоченного по правам студентов… Однако выиграть спор с вузом, например, в том же суде, самостоятельно получается не всегда.

Во-первых, студенту чисто психологически сложно выяснять отношения в суде с альма-матер, представлять интересы которой, например, может его же преподаватель. Да и по времени накладно. А, во-вторых, суд с вузом – это фактически суд с его руководителями, владельцами, среди которых есть люди с большими возможностями.

Например, в наше агентство обратились студенты одного негосударственного московского вуза, потерявшего сначала аккредитацию, а потом и лицензию на ведение образовательной деятельности. Студентам долго, что называется, морочили голову, заверяя, что все поправимо, и новая аккредитация не за горами. Под эти заверения с сотен студентов взяли и деньги за очередной семестр. Люди поверили, А потом выяснилось, что никакой аккредитации « не светит», и всех их отчислили задним числом. В результате студенты не смогли перевестись в другой в вуз, потеряли курс и деньги. А в руководителях вуза – действующий депутат Госдумы, академик и доктор, да еще работающий в профильном комитете по образованию. Попробуй с таки вузом самостоятельно «повоюй». Тем более — вернуть деньги за обучение в вузе, компенсировать материальный и моральный вред. Тут лучше обратиться к профессионалам нашего агентства, которые выигрывают практически 100% «вузовских» дел в судах.

Нашим клиентам из образовательных учреждений мы предлагаем следующий алгоритм работы и объем услуг, в том числе при необходимости суда с вузом:

  • Консультации при возникновении спора с вузом, урегулирование конфликта на начальном этапе;
  • Составление искового заявления, обращений в органы прокуратуры, Рособрнадзор, аппарат Уполномоченного по правам студентов, трудовую инспекцию (при трудовых спорах в сфере образования);
  • Представительство ваших интересов в суде;
  • Обжалование решений судов различных инстанций, составление апелляционных, кассационных, надзорных жалоб;
  • Бонусная услуга для тех, кто затевает суд с вузом: распространение информации о ходе судебных разбирательств и вступивших в силу судебных решений по спорам с вузами в социальных сетях и профильных СМИ. Практика показывает, что «плохие» вузы такой информации крайне избегают и очень быстро реагируют.

Если вы решили с нашей помощью выиграть суд с вузом, заполните, пожалуйста, форму внизу страницы. Мы среагируем оперативно.

Особенно острым вопрос прав студентов и их защиты становится во время сессии и в период поступления в учебные заведения (вузы, ссузы). Ведь, как правило, в эти моменты права студентов в основном и нарушаются, а сроки, отведенные на сессию или приёмную компанию, заставляют искать ответ на извечный вопрос «Кто прав? Кто виноват?» в быстром темпе.
Права студента состоят из трех основных частей:

Прав гражданина РФ или другой страны
- прав заказчика образовательных услуг учебного заведения
- прав на льготы по ряду общественных и государственных услуг, как представитель молодежи.
Общий перечень прав студента содержится в следующих нормативно-правовых документах:

Конституции РФ,
Федеральных законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании,
Типовом положении об образовательном учреждении, уставах вузов, ссузов и т.д., а также иных предусмотренных уставами учебного заведения локальных документах (например, «Правила внутреннего распорядка»).
По всем вопросам, связанным с нарушением ваших прав и свобод на территории учебного заведения, вы можете письменно обращаться к руководству учебного заведения, а если проблема администрацией учебного заведения систематически не решается, то необходимо обращаться в вышестоящие и контрольные органы.
По закону вам должны дать ответ в письменной форме в течение 30-ти дней. Если этого не произошло, обращайтесь в прокуратуру и (или) к правозащитным общественным организациям.

Куда можно обратиться за квалифицированной юридической помощью студенту бесплатно?

Не смотря на большой выбор всевозможных юридических on-line консультаций, мы подробно остановимся на двух самых представительных, направленных именно на работу со студентами и решение образовательных вопросов.

«Правастудентов.рф» - проект Всероссийского студенческого союза, который позволит студентам не только знать свои права, но уметь их защищать. Здесь вы найдете нормативно-правовые документы, связанные с образованием, бесплатную on-line консультацию специалиста и ответы на часто задаваемые студентами вопросы. Вот часть из них:
Может ли студент обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза? Анна, МГТУ имени Н. Э. Баумана
Может. Студенты имеют право обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в порядке, установленном законодательством РФ. Закон предполагает два способа обжалования студентами приказов и распоряжений администрации вуза: административный и судебный.
Предметом административной жалобы могут быть как локальные, так и нормативно-правовые акты (решения).
По форме жалоба может быть письменной или устной (высказанной на приеме). Подача ее не ограничена каким-либо сроком. Письменная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана. Общий срок рассмотрения жалобы - один месяц. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка, срок ее рассмотрения может быть продлен руководителем или его заместителем, но не более чем на один месяц.
Приказы и распоряжения администрации вуза, повлекшие за собой нарушения закона или превышение полномочий, а так же ущемляющие гражданские права, студент вправе обжаловать в судебном порядке.
В каких случаях студент может быть отчислен из вуза? Артур, РГУНГ имени И.М. Губкина
Студент может быть отчислен из вуза:
- за академическую неуспеваемость
- за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка вуза, правил распорядка общежития
- по собственному желанию.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства»
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства» является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования, науки, а также в иных сферах.
Центр создан приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12 января 1999 г. № 40 «Об организации Центра образовательного законодательства».
На сайте центра студенты найдут для себя много справочной информации из области образовательного права, а также базу данных часто задаваемых вопросов по правам студентов. Вот некоторые из них:
После какого курса (семестра) студент имеет право на перевод на другую специальность? Какой документ это определяет? Олеся, ХМАО-Югра
Общие требования к процедуре перехода студентов с одной основной образовательной программы на другую, в том числе внутри вуза, установлены Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. № 501. Ограничения, связанные с курсом и формой обучения, видом основной образовательной программы, на которые происходит перевод студента, Министерство не устанавливает. Министерство устанавливает следующее условие, которое должно соблюдаться вузами при переводе на места, финансируемые из соответствующих бюджетов: общая продолжительность обучения студента не должна превышать срока, установленного учебным планом принимающего вуза для освоения основной образовательной программы (с учетом формы обучения), более чем на 1 учебный год.
В соответствии с п. 5 Положения о переводе, перевод студента осуществляется на основе аттестации. Аттестация студента может проводиться путем рассмотрения ксерокопии зачетной книжки, собеседования или в иной форме, определяемой вузом.
Таким образом, законодательство не определяет, с какого курса или семестра может быть осуществлен перевод. Если в локальных актах вуза не установлены требования к сроку обучения на одной программе, предшествующему переводу, то такой перевод может быть осуществлен в любое время при условии соблюдения порядка перевода, утвержденного вышеуказанным Приказом, и сдачи аттестации в порядке, установленном вузом.
Ответ дан по состоянию законодательства на 13 сентября 2011 г.
Куда обращаться с претензиями по поводу неправомерных действий администрации образовательного учреждения?
В соответствии с п. 39 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175) студенты имеют право обжаловать приказы и распоряжения администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Необходимо от имени родительского комитета или от имени органа студенческого самоуправления направить претензию на имя Директора образовательного учреждения с указанием ваших требований и действий или решений, нарушающих на ваш взгляд права и законные интересы обучающихся, ссылки на нормативно-правовые акты, ваши просьбы. Необходимо зарегистрировать данное обращение в канцелярии (секретариате) учреждения. Если в разумный срок Директор не направит письменный ответ или направит письменный отказ в рассмотрении ваших претензий, вы можете обращаться в орган управления образованием субъекта РФ, с направлением копии обращения Директору образовательного учреждения. В случае если в месячный срок ответа от органа управления образованием не последует, или будет вынесен письменный отказ в принятии вашего обращения, вы можете обратиться в суд по месту нахождения образовательного учреждения. Можно обратиться в суд, минуя органы управления образованием. Обращение в суд с жалобой на действия (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан, регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ).
Защищая свои права, Вы помогаете не только себе, но и другим студентам!

Лучшие статьи по теме