Для школьников и родителей
  • Главная
  • Учат в школе
  • Творческий отчет учителя географии. Творческий отчет на тему:новые технологии в обучении географии Творческий отчет учителя географии для аттестации

Творческий отчет учителя географии. Творческий отчет на тему:новые технологии в обучении географии Творческий отчет учителя географии для аттестации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕРМАЧИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Аналитический отчет учителя географии

первой квалификационной категории

Выродовой Надежды Ивановны

по методической теме:

« Развитие творческих способностей на уроках географии »

Критерий 1. Позитивная динамика учебных достижений учащихся.

Процесс обучения я организую так, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся могут демонстрировать, развивать и совершенствовать свои способности. Изучение учебного материала основвается на творческой и индивидуальной работе с учащимися.

По мере перехода школьника на более высокую и качественную ступень обучения,- творческие способности и познавательная активность побуждает ученика к исследовательской, научной и практической деятельности.

География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся формируется на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т. к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока. .

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач без активизации познавательной деятельности , внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.

Основная цель моей работыобеспечить усвоение школьниками многообразия современного географического пространства на разных его уровнях через развитие творческих способностей.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся;

Учить детей думать творчески;

Развивать в них умение работать совместно с другими людьми;

Создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

В своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала применяю ИКТ.

За период своей педагогической деятельности я добилась следующих результатов:

Успеваемость учащихся достигла 100%.

Позитивная динамика «качества знаний»

Мои ученики выбирают географию для итоговой аттестации в 9 классе , принимают участие в олимпиадах. Благодаря знаниям по географии, они занимают призовые места. В большинстве своем, подтверждая свои оценки.

Таким образом, нетрадиционные технологии видятся мне наиболее перспективными

Критерий 2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

Как учитель-предметник применяю различные формы организации внеурочной работы по географии.

1.В своей работе использую программы элективных курсов и факультативов по географии

2. Провожу предметные недели, месячник экологических знаний в апреле.

Критерий 3. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету.

Основные тенденции развития образования в мире подразумевают, что развитие учащихся становится главным смыслом процесса обучения. Усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла, уменьшение доли репродуктивной деятельности, увеличение доли заданий, подразумевающих применение знаний для объяснения окружающих явлений, эти факторы заставляют меня применять такие педагогические технологии и учебно-методические комплекты, которые отвечали бы целям формирования ключевых компетенций учащихся.

1. Использование УМК.

В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами :

Закон об образовании.

Концепция модернизации российского образования.

Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Устав школы.

Программа развития школы.

Методическое обеспечение :

Ø Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;

В своей работе я использую ИКТ, составляю презентации к урокам, пользуюсь учебными дисками, видеороликами. .

Все это позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, уровень их мотивации к обучению.

Свои методические и дидактические разработки размещаю на страницах школьного сайта.

Ремень Татьяна Юльевна –

учитель истории и географии

Докучаевской средней школы.

Педагогический стаж работы – 12,5 лет.

Стаж работы по данной специальности :

История – 7,5 лет

География – 1 год

Образование - высшее.

Закончила

Северо-Казахстанский Государственный Университет

им. М Козыбаева в 2008 году

по специальности:

учитель истории и географии.

Методическая тема:

"Активизация

познавательной деятельности учащихся

с использованием

различных форм и методов обучения,

как средство повышения

познавательной

активности учащихся "

Велика и поразительна область географии.

Н.В. Гоголь.

География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной компетентности формирую на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

Но невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.

Основная цель моей работы"Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием различных форм и методов обучения, как средство повышения познавательной активности учащихся ".

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);

Учить детей думать критически (творчески);

Развивать в них умение работать совместно с другими людьми;

Создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных этапах уроков.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, «Своя игра», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению ИКТ.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Большое влияние на формирование познавательного интереса оказывает содержание географии с учетом межпредметных связей.

Межпредметные связи могут быть представлены как система, состоящая из трех уровней.

I уровень: над предметные связи.

Например, понятие биосфера - изучается всеми дисциплинами естесственно-научного цикла. Усложнение этого термина происходит от шестого класса к одиннадцатому. При формировании этого понятия, дети используют знания, полученные на других уроках:

Биологии (учение о биосфере Н.И.Вернадского; вещественном составе биосферы; понятие «эволюция») и т.д.;

Химии (круговорот веществ в природе) и т.д.

II уровень: кумулятивные связи (взаимодополнение знаний из различных областей)

Например, построение графика хода температур в процессе изучения географии требует знаний из математики (система координат, положительные и отрицательные числа) и т.д.

Выявление приспособленности растений и животных к различным природным условиям возможны при сформированности у учащихся таких биологических понятий как корневая система, образ жизни, метаморфоз.

Ш уровень: межпреметные связи о мета объектах.

Для создания их образа требуются ЗУНы многих наук.

В качестве примера я приведу краткий конспект урока географии, на котором происходит формирование у шестиклассников научного представления о вулкане.

Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».

Затем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и в тетрадях учащихся.

Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана Везувий. В рассказ вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С. Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует демонстрация опыта учителем, позволяющего увидеть в миниатюре извержение и образование вулкана.

Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан».

Домашнее задание носит творческий и дифференцированный характер.

Его обязательный минимум предполагает знакомство с параграфом учебника и оформление контурной карты.

Творческий блок предлагает учащимся изготовить макет вулкана, провести опыт «извержение вулкана» в домашних условиях, оформить фотоальбом по теме.

Следующий компонент представленной системы, направленной на формирование познавательного интереса: методы и методические приемы.

Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий и т.д. способствует формированию ситуативного интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся. В начале это факты, а затем их глубокое истолкование и раскрытие причинно- следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира.

В своей практике я пытаюсь использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность.

С целью формирования познавательного интереса использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием.

I .Прием «Разминка».

Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.

Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:

1.Назоваите крайние точки материка

2. Назовите горы на востоке Северной Америки

3. Какую реку называют «великой обманщицей»

4. Определите безлесную природную зону субарктического пояса и т.д.

II . Прием «Удивляя других, удивляйся сам»

Цель: эмоциональное стимулирование познавательного интереса

Описание работы – рассказ, иллюстрация, вопрос парадоксального характера

Например , диалог учителя с учениками:

Я открыла для себя удивительное животное Северной Америки. Оно как будто сошло со страниц книги о Г. Потере. Вы помните, как звали страшного змея?

    Василиск.

    Оказывается, такое животное действительно существует!

III . Прием «Исправление ошибок».

Цель: активизация мыслительной деятельности, формирование умений к применению знаний в новой ситуации, развитие познавательных процессов

(мышления, внимания, воображения).

Описание работы – текст или рассказ учителя, учащихся (описание путешествия, территории, явления и т.д.) с преднамеренными ошибками двух типов: открытыми и закрытыми.

Пример (приложение №1)

IV . Прием «Составь рассказ».

Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

Описание работы : составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.

Пример: тема “Гидросфера”: волны, цунами, река, озеро, водопад и т. д.

Тема «Круговорот веществ в природе», «Путешествие капельки», 6 класс.

V . Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:

    описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д.;

VI Приём: “Творчество” (пока только на краеведении)

Цель: развитие творческих способностей, создание атмосферы увлечённости.

Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.

Пример:

- изготовить макет материка, вулкана, айсберга (из глины, солёного теста, папье-маше);

Изготовить картину Солнечной системы (рисунок, вышивка)

    оформить коллекцию горных пород

    создать фотоальбом.

VII Прием «Играя, учись»

Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность.

Описание работы .

    использование игр-упражнений.

Пример : игра «Третий лишний». В списке географических объектов (Байкал, Ладожское, Ильмень; Каспийское, Кроноцкое, Аральское озера) выберите лишнее.

    использование игр-соревнований.

Использование игр- путешествий.

Пример : при проверке домашнего задания учитель может обратиться к детям: «Сегодня я отправляюсь в пустыню Сахара. Предупредите об опасностях, которые меня поджидают».

VIII Прием «Причина-следствие»

Цель : развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример .

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

IX Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример: расположите предложения в логической последовательности.

    На восточном побережье Австралии выпадает много осадков

    Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана

    На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет

    На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Х Прием «Задачи»

Цель : активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности.

Описание работы:

-задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Пример: именованный масштаб карты в1см 1000км. Переведите его в численный масштаб.

-задачи на логическое мышление.

Пример:


Лесник.

Фраза учителя: «Лесник отправился на велосипеде в гости к другу, а вечером вернулся обратно».

Задание: Рассмотри участок плана местности. Какой путь был легче? Почему?

- задачи с натуральными материалами.

Пример : рассмотри коллекцию горных пород, определи их, назови, к какой группе пород по происхождению они относятся.

-задачи на умение выдвигать и доказывать гипотезы.

Пример: объясни, почему в районах столкновения двух континентальных плит чаще всего происходят землетрясения, а континентальной и океанической плит – извержение вулканов.

- задачи, соединяющие теорию с практикой.

Пример : составь план эвакуации детей из кабинета географии в случае пожара.

XI Прием «План темы»

Цель: научить школьников планировать деятельность (ставить цель, планировать шаги по ее достижению, оценивать результат).

Описание работы : совместное планирование изучения темы (поурочное планирование, определение форм проведение урока, форм контроля и домашнего задания).

Одним из важных компонентов, направленных на формирование познавательного интереса является выбор средств и форм обучения.

Сложные научные понятия, географические явления осваиваются детьми гораздо более эффективно в случаях, когда они, помимо словесной формы, преподносятся и в графическом виде.

В учебном процессе я использую рисунки и схемы, которые кратко и точно позволяют раскрыть различные географические явления и процессы.

Использование рисунка является мощным фактором формирования познавательного интереса детей поскольку, являясь актуальной деятельностью детства, активизирует самостоятельность, делает работу интересной и увлекательной. Кроме того, создание учебного рисунка предполагает обращение к дополнительным источникам знаний, привлечение сведений, полученных на других уроках и т.д., что, в конечном итоге, так же способствует формированию познавательного интереса.

Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта.

С помощью разнообразных заданий по карте, можно создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи на карте какой-либо географический объект», «Определи географическое положение объекта» и т.д.

Частично-поисковый уровень отличается от репродуктивного тем, что при выполнении заданий, ученик должен уметь анализировать и читать карту. А так же, сочетать приобретенные географические знания с умениями работать по карте.

Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте» и т.д.

Исследовательский уровень состоит из заданий типа: «На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе».

Планируя уроки, я стараюсь, чтобы используемые формы обучения сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет добиваться положительных результатов по формированию познавательного интереса. На мой взгляд, наиболее приемлемой является групповая форма работы , поскольку она позволяет:

    обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;

    исключить пассивную позицию ребенка на уроке;

    самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;

    получать опыт определенного социального поведения.

Следующим компонентом представленной системы работы является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которыми я руководствуюсь, являются:

    принятие ребенка таким, какой он уже есть

    справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;

    естественное и свободное поведение учеников и учителя;

    выдержанность учителя;

    снижение уровня тревожности учащихся;

    спокойное отношение к ошибкам детей;

    стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;

    создание ситуации успеха.

В
се вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению. В этом учебном году провела открытый урок по географии в 6 классе на тему: «Мировой океан и его части»






Мониторинг качества знаний

по предметам ЕМЦ (естествознание, география)

2013-2014 учебного года.

1 четверть – 45,9 %


1 полугодие (2 четверть) – естествознание, география -73,1%


3 четверть – география – 70,9%


Качество знаний

по преподаваемым предметам:

естествознание (5кл) и география (6-7кл)

на 1.04.2014 года составило - 63,3%

Качество знаний

по преподаваемым предметам учителя географии ДСШ Ремень Т.Ю.

за три четверти 2013-2014 учебного года

6 класс

7 класс

1 четверть

1 четверть

Всего: 10

На "5": 2

На "4": 3

На "3": 5

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 50,0%

СОУ: 57,2%

Средний балл: 3,7

Коэф. знаний: 44,0%

Всего: 12

На "5": 0

На "4": 5

На "3": 7

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 41,7%

СОУ: 47,7%

Средний балл: 3,4

Коэф. знаний: 33,3%


1 четверть - география

Успеваемость: 100%

Качество знаний: 45,9%

1 полугодие (2 четверть) – естествознание, география

естествознание

география

5 класс

6 класс

7 класс

Всего: 13

На "5": 3

На "4": 6

На "3": 4

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 69,2%

СОУ: 63,7%

Средний балл: 3,9

Коэф. знаний: 60,0%

Всего: 10

На "5": 2

На "4": 3

На "3": 5

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 50,0%

СОУ: 57,2%

Средний балл: 3,7

Коэф. знаний: 44,0%

Всего: 12

На "5": 2

На "4": 10

На "3": 0

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 100,0%

СОУ: 70,0%

Средний балл: 4,2

Коэф. знаний: 83,3%


Успеваемость: 100%

Качество знаний: 73,1%

3 четверть - география

6 класс

7 класс

3 четверть

3 четверть

Всего: 9

На "5": 2

На "4": 4

На "3": 3

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 66,7%

СОУ: 62,7%

Средний балл: 3,9

Коэф. знаний: 57,8%

Всего: 12

На "5": 2

На "4": 7

На "3": 3

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 75,0%

СОУ: 63,0%

Средний балл: 3,9

Коэф. знаний: 63,3%


Успеваемость: 100%

Качество знаний: 70,9%

Результаты внеурочной деятельности по географии

Как учитель-предметник применяю различные формы организации внеурочной работы по географии:

1. Проведение предметных недель географии

2. Кружковая работа «Краеведение»

3. Исследовательская работа.

Принимаю участие в проведении предметных Недель (ЕМЦ и ГЦ). Информационные технологии помогают не только быстро распространять информацию о мероприятиях в рамках предметных Недель, но и организовывать яркие, запоминающиеся мероприятия. В рамках Декады предметов ЕМЦ провела конкурсное мероприятие «Географическая игра» между сборными командами 5,6 и 7 классов.


М
ои ученики показывают высокую активность и заинтересованность в результатах своей деятельности. Учащиеся демонстрируют хорошие знания по географии.

Р
езультат: «Гран-при» конкурса.


Результаты деятельности в качестве руководителя НОУ «ПОИСК».

В данном учебном году являюсь руководителем НОУ «ПОИСК». С сентября месяца 2013 года вся работа проводится по утвержденному плану. Итогом годовой работы стал конкурс проектов на базе школы. В конкурсе приняли участие все заявленные 9 проектов. Итоги подведены.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету.

1. Использование УМК.

В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами :

Закон об образовании.

Программы для общеобразовательных учреждений РК.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов государственного стандарта образования.

Устав школы.

Программа развития школы.

2. Популяризация собственного педагогического опыта .

Постоянно работаю по повышению уровня компетентности: много занимаюсь творческим и методическим самообразованием, регулярно выступаю на заседаниях нашего МО, по необходимости – на педагогических советах, провожу открытые уроки и мероприятия.

3. Используемые образовательные технологии .

В ходе обучения использую различные методы работы:

репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие учебного успеха ученика на уроках географии.

Репродуктивный метод – использую при закреплении, повторении, при самостоятельной работе по составлению описания географического объекта.

Объяснительно-иллюстративный метод – при изучении нового материала, новых понятий: солнечная радиация, климатические пояса. Дети воспринимают готовую информацию (слушают, смотрят, читают, запоминают) т.е. закладывается основной запас знаний, на базе которого можно самостоятельно добывать новые.

Частично-поисковый исследовательский метод использую на уроках географии в 6-7 классах. При изучении темы «Погода, ее влияние на здоровье человека» (деловая игра).

Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.

Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении географии, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные.

Важное место в своей работе отвожу развитию образного мышления. Для представления картины мира использую географический и картографический тренаж. Часто урок начинаю с 5-минутных разминок «Путешествие по карте», ребята выполняют многовариантные задания, у детей развивается образное мышление, речь, память, воспитывается культура общения.

Для уроков географии особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использование разнообразных источников знаний, а результаты помимо словесного отчёта оформлены в виде картосхем, графиков, таблиц и т. д.

Применяю демонстрационный материал, таблицы, сигнальные загадки, схемы-конспекты. В их создании участвуют сами школьники. Это позволяет любому ученику реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим.

Систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы.

4. Использование ИКТ в учебном процессе .

Использование ИКТ на уроках позволяет мне:

    Организовать индивидуальное обучение;

    Использовать анимацию, компьютерные модели и демонстрации;

    Проводить компьютерные практические работы;

    Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

Все это позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, уровень их мотивации к обучению. Начатая работа будет продолжена дальше.

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии»

(Подготовила у чительгеографии Гайнутдинова Г. А.)

П Л А Н

I . ВВЕДЕНИЕ c . 3

II .ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО c . 4

ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕ-

НИЯ ГЕОГРАФИИ

1. с. 5

2. Урок в VI классе на тему: «Выветривание» с. 7

III . ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХ- с. 10

НОЛОГИИ ПЕРСПЕКТИВНО – ОПЕ-

РЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯС. Н.

ЛЫСЕНКОВОЙ

IV .ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИ- с. 13

ЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

V . ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД с. 13

К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ

VI .ПРИМЕРЫВИДОВ ГЕОГРАФИЧЕС- с. 16

КИХ ЗАДАЧ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

VII . ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 19

VIII .ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА с. 20

I. ВВЕДЕНИЕ

Обществовсегда нуждалось в творческих гармонично развитых личностях. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развитиядетей.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы. Наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциаладетей составляет актуальную задачу современного образования.

Каждый учитель, работающий сгруппой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей. К сожалению, чаще всего дети не реализуют свой потенциал, им тесно в рамках только урочной деятельности.

Поэтому цель педагога, работающего с детьми, является создание такого образовательного пространства, которое бы обеспечивало развитие способностей детей и, следовательно, их индивидуальный личностный рост.

В создаваемом развивающем пространстве,личность ребенка рассматриваетсянами через категории субъ

екта, свободы, саморазвития, целостности, самообразования, самореализации.Сам учебный процесс, его категории- цели, содержание, методы, формы, средства -как личностно значимые для учащихся,являющиесяпродуктом их личностногоопыта. Это образовательное пространство помогаютвыстроить фундаментальные идеи С.Л.Рубинштейнао деятельности и личности. Как же организовано это пространство? Каковы его структура, цели, задачи, содержание?

Вся работа может быть представлена в следующих этапах:

I этап –Подготовительный. Включает в себя:

* Диагностику развития детей

Наблюдение за детьми в урочной деятельности (отношение к предмету,уровень развития речи, активность мышления.)

Анализ выполнения детьми проблемных географических задач, предполагающих творческий подход

Отслеживание результатов участия детей в неделях географии, школьных предметных олимпиадах, конференциях.

II этап – Реализация программы .Программа включает в себя:

* Формирование мотивации.

Средидетей всегда есть такие, чьи интересы и способностине ограничивается рамками только географии, поэтому учитель должен заинтересовать, увлечь ребенка своим предметом. Учительвыстраивает перед ребенком перспективу, показывает, как он будет развиваться, занимаясь географией, что ему даст география.

*Организация деятельности

Образовательная программапредставлена двумя блоками:

*Теоретический блок.

Цель : Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов географии, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация.

Формы работы:

Лекции

Проблемные дискуссии

Исследовательскаяработа в библиотеке с литературой

*Практический блок.

Цель : Формирование актуальных практических навыков.

Формы работы:

Практические занятия с картографическими и статистическими материалами

Решение географических задач олимпиад разного уровня

Практические работы на местности

III этап- Рефлексия. Очень важен. На этом этапе не только анализируются те задания, с которыми сталкиваются ребята, но обязательно осуществляется самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, успеха и неудачи. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности в дальнейшем. Итоги рефлексии помогают обдумать и простроить будущую деятельность.

II .Технология развивающего обучения

в процессе изучения географии

Процесс обучения школьников географии следует рассматривать как процесс формирования у них определенной системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы естественно научных и социально – экономических знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, то естьсделать обучение развивающим.

Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Цель работыразвивающего обучения:

- созданиенеобходимыхусловийдляформированиямотивационной деятельности и развитиятворческихспособностей учеников,оказание помощивформировании и развитиинавыков самоконтроля исамооценки;

- повышение уровняпрофессиональной компетентностипедагогов пообеспечениюрефлексивной деятельности учащихся;

- развитиевоспитательногопотенциала образовательнойсреды.

Одной из особенностей системы развивающего обучения является признание ведущей роли теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения с соблюдением принципа доступности в обучении.

Одной из центральных задач обновления содержания школьного курса географии является выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания учебного предмета. Осуществление принципов развивающего обучения требует от учителя не столько преподнесения учащимся готовых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач.

В изучении географии большая, чем в других предметах, роль отводится различным средствам наглядности – учебным рисункам, схемам, графикам и особенно географическим картам. В рамках традиционной системы обучения эти средства наглядности чаще служат лишь иллюстрацией к тексту учебника или учительскому рассказу и не поднимаются до роли собственно источника новых знаний об изучаемых объектах и явлениях, которую призваны выполнять в системе развивающего обучения.

Важной составляющей системы развивающего обучения является необходимость осознания учащимися процесса обучения. Учитель организует деятельность своих учеников, которые становятся активными субъектами образовательного процесса.

Другим важным условием организации развивающего обучения в преподавании географии является обеспечение школы соответствующими учебниками. В отличие от традиционных, новый учебник должен быть не столько носителем информации, сколько учебной книгой, организующей умственную деятельность учащихся.

1. Развивающее обучение невозможно без карты

Методы обучения, которые использует учитель, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Целенаправленно формируя приемы умственной деятельности, мы одновременно развиваем активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, критичность, гибкость, систематичность. При этом совершенствуются и развиваются внимание, память, воображение и фантазия школьника.

Предлагаемая мной домашняя работа как индивидуально-обособленная форма обучения важнатем, что учит ребят индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для самообразования. Она способствует не только сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценностныхкачеств личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении целей, упорство, ответственность за выполнение порученного дела. Поскольку срок выполнения задания – 2 недели, каждый ученик работает в индивидуальном темпе.

«Карта – источник новых знаний об изучаемых объектах и явлениях, а так как нет соответствующих учебных пособий, роль карт трудно переоценить». Для моего домашнего задания важно, что картыучебника* содержат и дополнительные сведения, которые расширяют обязательный материал, увеличивают объем сведений, помогают глубже понять основной материал, делают общую картину более цельной.

Я предлагаю школьникам такую работу, которая направлена на поиск в каждой карте учебника информации об Уфе, а в IX классе на уроках « Географии Башкортостан » информацию о селе Курятмасово.

Оформляется работа в виде следующейтаблицы:

ЯЯT; &яя;P>&aяя;n, уп № страницы

Название карты

Информация об Уфе

Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя.

Конкретные цели ее выполнения, перерастающие в в результаты:

1.Предупредить незнание материала.

2.Повторить пройденный материал.

3.Ликвидировать возможные пробелы в знаниях.

4.Продолжать учиться и анализировать тематические карты.

5.Научить получать с карты неявную информацию.

6.Продолжать учиться переводить картографическую информацию всловесную.

7.Учиться оформлению работы в табличной форме.

· Раковская Э.М., Баринова И.И. «Природа России» 8 класс. – М. Просвещение, 1994.

При объяснении, как нужно работать, встретилась с тем, что в ряде случаев у ребят возникли сомнения и вопросы: «А есть ли информация об Уфе на этой карте?» В этой ситуации я учу детей формулировать от обратного: «Уфа не находится в степной зоне» (пример).

После отработки этого материала учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос: «Какой карты о Республике Башкортостан нет в учебнике?» Желающие могут «создать» недостающую, на их взгляд, карту.

Думаю, что подобная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами, дает гораздо более полное представление о географии столицы Республики – Уфеи о селе.

2. Урок в 6 классе на тему:

“Выветривание. Образование осадочных обломочных горных пород”

Цели урока:

Расширить представление детей о процессе выветривания горных пород

Сформировать понятие об осадочных обломочных горных породах

Развитие познавательных процессов

Характеристика урока:

тип – урок изучения нового материала

опорные знания и умения – выветривание (курс природоведения 5 класс), умение делать описание горных пород (6 класс)

ведущие понятия – физическое выветривание, органическое выветривание, осадочные горные породы, обломочные горные породы

Оборудование : коллекция горных пород

Методы : проблемный, исследовательский, учебный диалог, самостоятельной работы, рефлексивный.

Приемы: педагогический театр, групповой работы, работа с понятием.

Этапы урока

I Этап . Организационный. Мотивация. Целеполагание.

Эпиграф урока:

“Способность видеть чудеса в обыкновенном –

неизменный признак мудрости”.

Ральф Эмерсон.

Какие замечательные слова!

А что для каждого из вас означают слова чудо, чудеса, чудесное? А мудрость?

По словарю С.И. Ожегова – чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. А для меня чудо – это наша огромная планета, а чудеса – все природные процессы, которые на ней протекают. Вот об одном таком удивительном процессе я предлагаю вам сегодня поговорить. Но сначала давайте узнаем, что это за процесс.

С участием детейразыгрывается педагогическийтеатр (действующие лица – великан, солнце, ветер, дождь). Слова учителя:

“Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры жил красивый огромный великан. Дома у него не было, потому жил он под открытым небом. Днем нещадно палило солнце, днем дул холодный пронизывающий ветер. Наступал новый день и снова испепеляющее солнце. Иногда на солнце набегали тучи, и тогда великану приходилосьочень туго, потому что каждый раз такая туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днем, год за годоми порядком подорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания и он начал быстро стареть. Он становился все меньше и меньше и таял буквально на глазах. Настал день, когда от великана ничего не осталось только горстка…”(учитель между ладонями пропускает песок)

Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном процессе шла речь?

Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что бы хотели еще узнать?

Формулировка вместе с детьми темы и целей урока

II Этап . Организация учебной деятельности

Работа с понятиями (Выветривание, физическое и химическое выветривание). Проникновение в смысл, формулирование собственного определения понятия

Структура понятия

Понятие ----------------------- Что такое?+Существенные признаки

Выветриваниепроцессразрушениеизменение

под действием солнца,

воды, ветра

Выветривание – процесс разрушения и изменениявнешними силами горных пород суши.

Работа с рисунками учебника . Поиск ответов на вопросы

Факторы физического и органического выветривания?

Роль внешних сил в разрушении горных пород?

Что является результатомпроцесса выветривания?

Да, к сожалению, на Земле нет ничего вечного. Все горные породы подвергаются активному выветриванию. Ежегодно из-за выветривания Великая пирамида в Гизе уменьшается в высоту на 0,2 мм. Для того, чтобы гранит превратился в глину требуется 50-90 тыс. лет. И так день за днем, год за годом формируются обломочные горные породы – щебень, галька… Работа с по определению понятия.

Организация групповой практической работы по изучению различных видов обломочных горных пород (щебень, галька, гравий, песок, глина) по алгоритму:

*Название

*Плотность (плотная, рыхлая, сыпучая)

*Твердость

*Размер обломков (крупно-, средне-, мелкообломочная)

*Форма обломков (окатанные или нет)

*Использование человеком

По итогам работы каждая группа представляет устный отчет. Формулируются выводы.

Рефлексия результатов коллективной деятельности.

Творческая работа . Коллективный рассказ на тему: “Если бы песчинка умела говорить…” Возможно несколько вариантов работы – по рядам, несколько человек у доски, или по выбору учителя называется ребенок, который должен продолжить рассказ

III Этап . Подведение итогов.

Рефлексия коллективной и индивидуальной деятельности.

Домашнее задание.Написать сочинение-миниатюру “Увидеть мир в зерне песка”.

Вдохновляющими строками к сочинению могут быть слова Уильяма Блейка:

“В одном мгновенье видеть

вечность

Огромный мир в зерне песка,

В огромном камне – бесконечность

И небо – в чашечке цветка”

III. Применение элементов технологии

перспективно – опережающего обучения С . Н.Лысенковой.

Технология перспективно – опережающего обучения- одна из развивающих, которую можно применять в средней школе.

Классификационные параметры:

*По характеру содержания и структуры: обучающее – воспитательная, общеобразовательная.

*По организационным формам: традиционная классно-урочная.

*По типу управления познавательной деятельности: современное традиционное обучение.

*По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.

*По доминирующему методу: развивающее, поисковое, т в орческое.

*По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Целевые ориентации:

*Усвоение ЗУН, ориентир на стандарты.

*Успешное обучение всех учащихся.

*Выявление продвинутых учеников по предмету.

Концептуальные положения:

*Личностный подход педагогики сотрудничества.

*Успех – главное в условии развития детей в обучении.

*Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь.

*Предупреждение ошибок, коррекция.

*Доступность знаний для каждого.

Особенности содержания

Расширение изучения географии за рамками учебного плана и требований школьной программы, а также уменьшение объективной трудности некоторых вопросов программы через опережающее их введение в учебный процесс.

Главное назначение школьной географии – дать учащимся объективную картину мира, показать ее отличия от места к месту. Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинно-следственных связей, взаимозависимости природных компонентов служит основой для понимания глобальных проблем человечества. Подготовка ребенка, будущего выпускника школык жизни – конечная цель образовательной системы. Принципиально важно, что и как формировать у него для ее достижения.

В школьной практике часто встречаются ученики уровня продвинутого обучения, которых просто необходимо знакомить с дополнительнымили усложненным материалом, содержание которого выходит за рамки программы, превышающей базовое обучение. Возможно ознакомление с этим материалом всех учащихся, но без последующего контроля.

Так в программе по географии крайне ограниченматериал, знакомящий учеников с научными трудами фундаментальной науки. Кратко учащиеся узнают об исследованиях Н. Миклухо-Маклая, Н.И.Вавилова, Н.М.Пржевальского, В.В.Докучаева и многих других великих географах. В программе нет больше гипотез И.Канта и П.Лапласа об образовании Солнечной системы, гипотезы О.Ю.Шмидта.

Однако без получения информации об этих трудах трудно представить полноценное изучение географии. Программный материал сжат и очень конкретизирован – значит, дополнение и усложнение можно провести в отведенное урочное время.

Как я это осуществляю?

Например, предлагаю рассмотреть фрагмент процесса при изучении литосферы Земли. «Плиты литосферы» - урок географии в VII классе. Тема сложная, но интересная и увлекательная, когда понятна ученикам. Поэтому ее изучение начинаю намного раньше, чем предусмотрено программой. В VI классе при изучении темы «Основные формы движения земной коры»дети учатся сравнивать особенностей строенияматериковой и океанической земной коры и есть глубокий смысл в том, чтобы познакомить учеников с подвижными и устойчивыми (плиты литосферы, платформы и сейсмические пояса). Возвращаясь к изучению литосферы в VII классе, вспоминаем, что знаем о ней, используем ранее полученные знания для уточнения новых понятий, их обобщения. Таким образом, опираясь на знания продвинутых учеников, материал не будет восприниматьсяна уроке как сложный и непонятный.

Начало темы может быть разным, но это перспективная подготовка, то есть начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемой в данный момент.

Перспективная тема дается на каждом возможном этапе малыми дозами. Когда тема станет основной, то раскрываться будет медленно, последовательно, со всеми причинно-следственными связями. Можно вовлечь в обсуждение сильных учеников, затем средних и слабых. Получается, что все понемногу учат друг друга, чувствуя себя главными действующими лицами урока. Учителю остается организовать обобщение темы на основе определенных зунов.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

1.Предварительное введение первых порций будущих знаний.

2.Уточнение новых понятий, их обобщения и применения.

3.Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоения учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память:

образование первичной литосферы

первые материки

дрейф материков

теория литосферных плит

современные области и пояса вулканов и землетрясений

географический прогноз

применение знаний по географии в дальнейшей жизни.

Связующим звеном цепи между годами обучения является большая перспектива – четвертый этап изучения, им оканчивается и начинается каждый учебный год. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется « пробно-порцианальным ».

Технология перспективно – опережающего обучения- одна из развивающих, которую можно применять в средней школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю более полно учитывать особенности учащихся (уровневую дифференциацию), а учащимся – возможность заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно.

IV .Технология

личностно ориентированного обучения

Технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, то есть перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

Технология личностно ориентированного обучения включает технологию разноуровенного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного (модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися.)обучения и другие. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий помогает особое внимание уделять к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:

*структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;

*реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.

V .Дифференцированный подход

к изучению географии

В преподавании географии, как и других предметов, можно широко применять дифференцированный подход. Это и индивидуальная работа с учащимися на основе системы дифференцированных заданий, и проведение факультативных занятий и кружковая работа.

В сельских школах, чаще всего мы работаем в классах, где учатся дети с разным уровнем развития, и нам неизбежно приходится ориентироваться на средний уровень их подготовленности. Необходимо дать учащимся для усвоения, прежде всего, те знания, которые предусмотрены государственным стандартом общего образования. Но ведь в таких классах, как правило, есть дети, которые могут и хотят знать больше. Как быть с ними? Вот поэтому при объяснении нового материала, чтобы таким участникам не было скучно, я часто задаю вопросы проблемного характера, прошу их высказывать и доказывать свою точку зрения, активизируя, тем самым, их мыслительную и познавательную деятельность, развивая логическое мышление, раскрывая логическое мышление, раскрывая их способности.

В своей работе особое внимание уделяю развитию мыслительно-аналитической и творческой деятельности учащихся, умений самостоятельной работы с учебником, картой и с другими источниками географических знаний, выявлять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. В работе с VII классом по теме «Внутренние воды южной Америки» использовала систему развивающего обучения, важной составляющей которой является необходимость осознания учащимися процесса получения знаний :

Цели урока: а) углубить и конкретизировать знания учащихся о рельефе, климате и внутренних водах Земли; сделать определенные «открытия» на примере внутренних вод Южной Америки, составить общее представление о внутренних водах материка на основе установления их зависимости от рельефа и климата;

в) продолжить развитие умений учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, работать с различными источниками знаний;

в) воспитывать интерес к уроку;

Оборудование: мультимедиа учебник «География. 7 класс», кинопроектор, атласы (VII класс), физическая карта Южной Америки, физическая карта полушарий, выставка книг. Записи на доске:таблица, самый высокий вулкан, самое сухое и самое влажное место на Земле, номера команд для подсчета результатов игры.

Ход урока.

I. Организационный момент:

- распределение учащихся по группам (в каждой группе по 5-6 человек);

- знакомство с правилами соревнования (за каждый правильный ответ команда получает балл, более сложные задания оцениваются по 5-ти бальной системе);

- постановка цели урока.

II. Проверка знаний – подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель.

- Мы знаем, что в природе все взаимосвязано и поэтому предлагаю, прежде чем приступить к изучению внутренних вод материка, вспомнить основные понятия, которые вам помогут сделать свои «открытия».

Разминка по вопросам:

1.Каковы особенности географического положения материка?

2.Какие две части можно выделить в рельефе Южной Америки?

3.Что особенного вы можете сказать о горной цепи Анд?

4.Назовите самую высокую вершину Южной Америки и ее высоту.

Вулкан Льюльяйльяко высотой 6723 метра, расположенный на границе Чили и Аргентины. Он является самым высоким вулканом мира.

5.Есть ли вершины в Южной Америке, покрытые льдами, назовите их.

6.Назовите климатические пояса, в которых расположена Южная Америка.

7.Где и почему выпадает самое большое колтчество осадков на материке.

8.Назовите самое сухое место на материке. (Учитель конкретизирует ответы учащихся – это второе «открытие» для учащихся.)

9.В каком климатическом поясе наиболее ярко выражены сезонные различия в выпадении осадков за год?

10.Как влияет рельеф на климат материка?

III. Изучение нового материала.

Учитель.

- Вспомнив основные понятия предыдущих тем, мы можем приступать к изучению нового материала. Но сперва ответьте – что же относится к внутренним водам материка?

1)вспомнить основныепонятия, связанные с водами суши;

2)ответить на ряд необходимых вопросов, сделать какое-то «открытие», связанное с внутренними водами Южной Америки;

3)рассказать что-то интересное об исследуемом объекте.

Карточка №1.

Задание 1.Из курса 6-го класса вспомните определения что такое: река, исток реки, устье реки.

Задание 2.Назовите и покажите на карте крупнейшие реки Южной Америки. Скажите, к бассейну какого океана они относятся и почему именно к этому? Есть ли реки в Южной Америке, относящиеся к другим бассейнам? Какой тип питания имеют реки?

Задание 3.Расскажите подробнее о реке Ориноко.

Карточка №2.

Задание 1. Из курса 6-го класса вспомните определения что такое: речная система, речной бассейн, водораздел.

Задание 2.Почему Амазонка полноводна весь год, но ее левые притоки разливаются с марта по сентябрь, а правые с октября по апрель?

Задание 3.Расскажите подробнее о реке Амазонка.

Карточка №3.

Задание 1. Что такое озеро? На какие два основных типы делятся все озера?

Задание 2.Сравните бассейны внутреннего стока Южной Америки и Африки.

Задание 3. Что особенного вы можете сказать об озере Титикака?

На выполнение заданий дается 8-10 минут.

IV. Закрепление.

Пока идет подсчет результатов, посмотрим слайды и видеофрагменты о реках, водопадах и озерах Южной Америки, затем ответим на тестовые вопросы. (учитель конкретизирует ответы учащихся.)

V. Обобщение.

- Что нового для себя открыли?

VI. Подведение итогов.

Команда, занявшая I место, получают оценку «5», второе и третье – «4», наиболее активные учащиеся и те, кто готовил дополнительный материал, также получают – «5».

Домашнее задание.

Параграф на стр.,изучить основные факторы, влияющие на формирование внутренних вод материка, выучить названия рек и озер по карте и нанести их на контурную карту.

VII. Примерывидов географических задач, используемые в учебной

деятельности

1.Задачи на поиск причинно- следственных связей (в том числе причинно-следственных цепочек):

· По оценкам ученых у берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 тысяч айсбергов. Айсберги Антарктиды “ живут” дольше гренландских: антарктические-6-12 лет, гренландские-3-4 года. Что является причиной долголетия антарктических айсбергов?

· Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений:

1.Австралия продает на экспорт баранину и шерсть

2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик

3.Австралия- достаточно жаркий и самый сухой материк

4.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство

2. Расчетные задачи:

· Известно, что 1 тонна нефти, разлитой на поверхности воды, образует нефтяное пятно площадью около 6 кв.км. Какую площадь покроет нефтяное пятно в случае аварии танкера водоизмещением 1000 тонн, 5000 тонн?

· Площадь тропических лесов на планете составляет около 400 млн.га. (2000 год) Известно, что ежегодно вырубается примерно 7 млн.га. леса. Через какое время тропические леса наповерхности Земли могут исчезнуть, если темпы уничтожения не изменятся?

· Известно, что в начале 60-х гг. средняя глубина Аральского моря составляла около 30 м. Забор воды из Сырдарьи и Амударьи на орошение привел к уменьшению объема и площади этого водоема. Гидрологи подсчитали, что каждый год его уровень падает примерно на 40 см. Когда может прекратить существование Арал, если не принять срочных природоохранных мер?

3.Задача на сопоставление, сравнение изученных объектов:

· В Южной Америке есть своя береговая пустыня – Атакама. Какие пустыни Африки и Австралии имеют аналогичное происхождение?

4. Задачи на моделирование и прогнозированиегеографических объектов, ситуаций и явлений:

Покажите на схеме, как расположились бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части, а не в центральной.

Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.

Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если реку Объ “повернуть” и направить для орошения пустынь Средней Азии.

5. Задачи на группировку объектов:

· Проведите группировку стран Африки, используя политическую карту, на основании их географического положения. Страны возьмите на выбор.

· Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе; в каждой группе должно быть не менее двух объектов: Нигер, Атлас, п-ов Сомали, Килиманджаро, Калахари, Лимпопо, Нил, Сахара, Конго, влк. Камерун, гора Кения, оз.Ньяса, р.Замбези, оз.Танганьика, Гвинейский залив, Мозамбикский пролив, Эфиопское нагорье, оз.Виктория, Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня

6.Задачи на узнавание объектов и явлений по признакам (работа с климатическими диаграммами, художественными описаниями, характеристиками):

· “Этот район – один из самых больших по площади и самых малонаселенных. Здесь находится самая полноводная река страны и построены крупнейшие ГЭС. Его огромные минеральные богатства еще ждут своего освоения” О каком районе России идет речь?

· “ Эта африканская страна была в прошлом французской колонией, а сейчас она член ОПЕК, один из крупнейших экспортеров нефти и газа. Это одна из немногих стран, название которой совпадает с названием ее столицы”. Определите, к какой стране относится следующее описание.

VII . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление целенаправленной системы работы на уроках географии обогащают внутренний мир детей. В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков:

Установление причинно-следственных связей;

Нахождение новых нестандартных способов решения задач;

Стремление открывать и исследовать новое;

Интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей.

Работа учителя с детьми – это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, знаний в области психологии детей и их обучения. Этотруд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящийудовлетворение. Сотрудничество учителя иребенка ведет к взаимному обогащению.

Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством дляеголичностного роста.

Усвоение детьми содержания предмета является не самоцелью, а лишь средством развития ихличности, их индивидуальности. Не усвоение готовых знаний, а освоение определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний, которые могут рождатьсяна уроке.

Освоение интеллектуальных операций, являющихся основоймышления, амышлениемы понимаем как деятельность, вследствие которой ребенок выходит за пределы, за границы собственного сознания. Мышление постоянно требует нового опыта, а не копировки старого.

Как важно в наш век, “век прогресса и страстей”, научить ребенка

любить свой Дом, поддерживать в нем порядок и всегда помнить о

том, что все мы дети Земли!Какие качества я хочу

воспитываать в своих учениках? – доброту и ответственность.

Ответственность за свои слова, за своипоступки.

Жизнь человека это только “миг между прошлым и будущим”.

Каждый после себя оставляет своеобразное эхо. И только от нас зависит, каким оно будет – коротким и безликим или продолжительным и ярким.

Стараюсь помнить об этом всегда и донести это до своих учеников!

VIII . ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Журнал «География в школе»

№ 2, 1996 год/с. 43-48/

№ 2, 1999 год/с. 33-35/

№ 3, 1999 год/с. 62/

№ 4, 1999 год /60-63/

№ 5,1999 год/с. 37-40/

№ 6, 1999 год/с.51/

№ 7, 1999 год/53-55/

№ 2, 2000 год. / с. 67-71/

№ 3, 2000 год/ с. 62/

№ 4, 2001 год/с. 51, 52, 88-89/

2. Журнал «Начальная школа», № 1, 1999 год. /с. 54-57/

3. Журнал «Башкортостан укытыусы h ы»

№ 12, 2006 год

№ 1, 2007 год.

4. Материал из Интернета

Курсы повышения квалификации для учителей географии по теме «Основные направления модернизации школьного географического образования: перспективы перехода на стандарт второго поколения» в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов» Республики Татарстан, г.Набережные Челны, 108 часов. Удостоверение № 1706, выдано 31 мая 2012г. Курсы повышения квалификации для учителей географии по теме «Применение цифровых образовательных ресурсов при организации исследовательской деятельности учащихся по экологии» в муниципальном учреждении «Информационно – методический центр» Республики Татарстан, г. Набережные Челны, 36 часов. Удостоверение № 1181, выдано 24 января 2011г. Курсы повышения квалификации для учителей географии по теме «Использование информационных технологий учителем в предметной деятельности» в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально - педагогических технологий и ресурсов» Республики Татарстан, г. Набережные Челны, 108 часов. Удостоверение № 6723, выдано 28 ноября 2011 г.

Творческий отчёт о преподавании географии.

«Ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности
и занимательности как география, и в
то же время ни один из предметов не
представляет более благоприятного
поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания,
как география.»
Н.Н. Баранский

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Внедрение информационных технологий при изучении географии позволит:
1. Повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся.
2. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся ходе учебного процесса.
3. Использовать средства ИКТ, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
4. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
5. Повысить качество обучения географии.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Информационно-коммуникационные технологии – важнейшее средство для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют развитию личности школьников и обеспечивают качественное образование.
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы активизации познавательной деятельности на уроках географии и повышение мотивации учеников через использование ИКТ. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Одним из этапов моей работы явилось создание информационного ресурса кабинета географии. ИКТ всегда были неотъемлемой частью моего педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационных технологий” приобрел новое значение и звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. Сейчас в кабинете географии собирается информационный ресурс, который готовят обучаемые самостоятельно и оформляют в виде презентаций.
Эти работы успешно используются на различных этапах урока географии с помощью компьютера в кабинете географии, когда нет возможности вести урок в компьютерном классе.

Лучшие статьи по теме