Для школьников и родителей
  • Главная
  • Учат в школе
  • Все законы о школе. Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе. Удачный ракурс: ты сними меня, фотограф, чтобы не было в глазах печали

Все законы о школе. Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе. Удачный ракурс: ты сними меня, фотограф, чтобы не было в глазах печали

В последние годы этот вопрос волнует очень многих людей, дети которых учатся в общеобразовательных учреждениях.

Охрана в школах не пропускает родителей даже в вестибюли , ссылаясь на внутренние распоряжения от директора. Почему родителей не пускают в школу? Попробуем разобраться законно ли это?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательная база

В России деятельность школ регламентируется законом «Об образовании» №3266-1 от 10 июля 1992 года.

На его основании родители и/или законные опекуны имеют право посещать общеобразовательные учебные заведения , не мешая процессу обучения школьников.

Однако именно вторая часть этого утверждения даёт право школам прописывать в своих уставах и иных локальных документах ограничения посещений.

Чаще всего это делается с формулировкой «во время учебного процесса», потому как именно этому есть возможность помешать. В соответствии с вышеуказанным законом каждый родитель обязан соблюдать условия устава школы.

Для того чтобы уточнить формулировку, по которой действует ограничение посещений, рекомендуем ознакомиться с уставом. Каждый родитель имеет на это право. Чтобы ознакомиться с его положениями, нужно обратиться в администрацию школы.

В некоторых школах существуют послабления для учащихся начальных классов. Иногда родители первоклашек спокойно допускаются в любое время, для того чтобы помочь ребёнку адаптироваться в школьной среде.

Для уточнения есть ли таковые послабления в вашей школе необходимо обратиться в администрацию.

Особые условия

Что делать если на основании внутренних регламентов посещения имеют ограничения, а родителю и/или законному опекуну необходимо попасть на территорию школы?

Несмотря на обязанность соблюдать устав выбранного учебного учреждения, существует возможность, которая позволяет попасть в школу в любое время на законных основаниях .

Согласно пункту 1 статьи 63 Семейного Кодекса России у родителей имеется преимущественное право воспитывать своего ребёнка перед любыми иными лицами.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Если в процессе воспитания, заботы о здоровье или развитии малыша появляется необходимость присутствовать в школе во время учебного процесса (или иной момент, если такой прописан во внутренних документах учебного заведения), то можно воспользоваться этим преимуществом.

Следует отметить, что в подобных случаях родителям может потребоваться письменное разрешение, полученное в администрации школы или в вышестоящей организации.

О правилах посещения детей в школах вы можете узнать из видео:

Внесение изменений в устав

Любые документы от родителей или родительского комитета также могут быть поданы через Омбудсмена. В каждой школе есть человек выполняющий обязанности буфера между родителями и любой структурой министерства образования.

Кроме того, направить жалобы можно в прокуратуру и суд .

В эти организации следует обращаться при выявлении серьёзных нарушений.

Структура жалобы:

  1. Шапка, включающая в себя информацию: кому, от кого и куда подаётся документ.
  2. Наименование документа (например, жалоба или претензия).
  3. Описание подробной причины подачи документа, с указанием ФИО пострадавших и ответственных лиц, если таковые имеются.
  4. Обращение по принятию мер для восстановления прав и свобод.
  5. Дата и подписи лиц, составивших документ.

В среднем для рассмотрения жалобы требуется около 30 дней . Более подробную информацию родители смогут получить в организации, в которую был направлен этот документ или через Омбудсмена.

Жалобы директору школы.

Как беспрепятственно зайти в класс?

Что нужно при себе иметь, чтобы беспрепятственно зайти в школу? Каждое учебное заведение устанавливает свои правила посещений.

Чаще всего для нахождения на территории школы родителю потребуется документ удостоверяющий личность и свидетельство о рождении ребёнка.

В некоторых случаях могут потребоваться бахилы , разрешение на посещение или подписанное согласование, если родитель собирается присутствовать на уроке. Для уточнения точного перечня вам необходимо обратиться в администрацию школы.

Каковы права родителей?

Каждый родитель имеет право контролировать условия пребывания своего ребёнка в школе .

Посещать родительские собрания, а также быть членом родительского комитета.

Если ранее сдавались средства на какие-то дополнительные услуги (товары, работы), вы можете проконтролировать процесс или результат исполнения. В том числе могут быть затребованы документы, подтверждающие расходы .

Все средства, которые собираются школой, сдаются в добровольном порядке! Никаких обязательных сборов законом не предусмотрено. Вы имеете право отказаться от сдачи средств, даже если большинство родителей поддержало эту идею.

Каждый родитель имеет право присутствовать на любом уроке. Для этого необходимо написать заявление на имя администрации школы, согласовать время посещения и получить разрешения от учителя.

Без последнего пункта вы не сможете попасть на урок . Каждый учитель обязан быть ознакомлен и не иметь оснований против посещения. При возникновении спорных вопросов можно обратиться к Омбудсмену или в вышестоящую организацию.

Таким образом, любые утверждения о том, что родители не могут посещать школу, не имеют под собой законных оснований. Для урегулирования подобных вопросов можно обращаться в администрацию школы или в вышестоящую организацию.

В случае если вы не согласны с внутренним регламентом и не имеете возможности отстоять интересы своего ребёнка, можно воспользоваться правом выбора общеобразовательного заведения и перевести малыша в другую школу .

Мешают ли родителям усиленные меры безопасности в школах? Узнайте об этом из видео:

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей “заносит”. Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

4.17.Требовать:

– от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

– от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

Одна страшная трагедия следует за другой. После несчастья на реке Шуй региональное отделение ОНФ решило собрать сход граждан в Сукпаке, где горе этим летом пришло - утонул двухлетний ребёнок. Но как раз накануне схода произошло другое страшное событие - на автодороге «Кызыл-Эрзин», и про...

  • Планета ТувГУ

    Гонка героев Семь курсантов военного учебного центра Тувинского государственного университета вернулись из Новосибирска, где с 13 по 15 июля на военном полигоне «Кольцово» прошел один из этапов экстремальных соревнований «Гонка героев» - «Курсантский бросок»...

  • Котлубань как часть Сталинградской битвы

    Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Наши земляки тоже воевали и погибли в боях за Сталинград. В том, что город на Волге тогда выстоял, - это и их заслуга. Воины из Тувы отдали свою жизнь ради великого дела, сражаясь за Родину, приближая нашу общую Побед...

  • Следственный комитет о специфике, преступниках и коррупционерах

    Если, скажем, Челябинск входит в пятерку регионов, где преобладают коррупционные и экономические преступления, то в Туве самый высокий в сравнении с российскими регионами показатель преступлений против личности: убийства, грабежи, изнасилования, разбои и кражи. По каким-то показателям наблюдается сн...

  • «Чедер» умер. Да здравствует «Чедер»!

    Лето. Жарко. Плавится асфальт. А после дождя по этому же асфальту впору вплавь перебираться. Вот бы за город! Но куда? Засаянские дома отдыха и санатории - далеко и дорого. На зарубежные пансионаты тоже не все накопили денежек. А что у нас? У нас есть потрясающие полезные источники и озера. На...

  • Не мешайте человеку плакать

    Почти каждый из нас сталкивался с тяжелобольными людьми. Это могли быть знакомые, соседи, родственники, дальние и очень близкие. Чаще всего это пожилые люди, которые более всего нуждаются в заботе. Страшно, когда болезнь смертельна и неизлечима. Страшно, когда больного старого человека выписывают из...

  • Лунный календарь стрижки волос с 24 по 30 июля

    Календарь стрижек дает рекомендации, в какой день лучше сделать стрижку, укладку или покраску волос. В зависимости от того, в какой фазе находится Луна, в каком она знаке зодиака, меняется скорость роста и сила волос. Зная, как влияют эти факторы на здоровье наших волос, вы можете подобрать оптималь...

  • Лунный денежный календарь

    Благоприятные дни для финансовых операций Не давать в долг: 24 июля. Не брать в долг: 30 июля. Отдавать долги: 26 июля. Не отдавать долги: 25 июля. 24 июля 2019 года, 22-23 лунный день, убывающая Луна в Овне. Среда. Нужно проявлять сдержанность и благоразумие...

  • Пока дети доверяют взрослым

    Дети - это Божий дар, только вот что мы делаем с этим даром? Сотрудники полиции, которые видят, как вынимают маленькие тела из искореженных машин, стараются не выпускать своих детей на улицу. Но это все равно не выход. Сейчас много детей отдыхает в лагерях. И это подходящее время, чтобы предуп...

  • Тувинские росгвардейцы подключились к акции по сбору гуманитарной помощи для жителей Иркутской области

    Управление Росгвардии по Республике Тыва откликнулось на акцию по сбору гуманитарной помощи жителям Иркутской области. Пока группировка Росгвардии помогает в ликвидации последствий от наводнения в наиболее подтопленных селах Нижнеудинск и Тулун, в регионах ведомство собирает помощь от неравнодушных...

  • Удачный ракурс: ты сними меня, фотограф, чтобы не было в глазах печали

    В наше время только ленивый не щелкает себя, домочадцев, друзей, кошек и птичек на телефоны или фотоаппараты. Кто-то, «познав все тонкости ремесла», даже берется за съемки свадеб или юбилеев знакомых, обещая кучу чудесных снимков и без «всяких там фотографов». Приобретение бо...

  • Как мэрия Кызыла была в гуще народа и что из этого вышло

    Павильоны на остановках - вещь нужная. Во-первых, это просто красиво, а во-вторых, если идет дождь, дует ветер или нещадно печет солнце, они хоть немного да и защитят. Остановочные павильоны нужны. А если нужны, то надо их купить и установить. Меры безопасности на остановках На своей странич...

  • Бабка в шляпке и работа над ошибками

    И вот что я скажу: хватит! Хватит говорить, что работа СМИ недостаточно эффективна! Как же все-таки я люблю газету «Плюс Информ»! Очень часто бывает так, что мы напишем о каком-то нарушении, глядишь, а вот оно - уже и не нарушение, все поправили. Не всегда так бывает, но все же. Хо...

  • Подросток о том, читают ли подростки

    Многие думают, что современная молодежь почти не читает книги. Являясь представителем этой самой молодежи, я решил выяснить, так ли это. Закрыв седьмую прочитанную за этот месяц книгу, задумался: вот, интересно, есть ли в наше время подростки, которые, как и я, читают сутки напролет? И не важно, в...

  • Планета ТувГУ

    Светящиеся плитки ТувГУ начал производство люмобетона - светящихся плиток. Экспериментальные образцы плиток выложены на площадке перед зданием учебно-лабораторного корпуса № 2 университета. Производством светящихся плиток занимается научно-производственная лаборатория «Прогресс»...

  • Знак защиты

    11 июля в селе Чааты Улуг-Хемского района открыт буддийский субурган. Деньги на его строительство собирали всем миром. Посильную помощь оказали депутаты тувинского парламента. В честь этого знаменательного события для всех сельчан прошел концерт, были организованы соревнования по волейболу и хурешу...

  • Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
    В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.
    Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами - вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

    Ученик имеет право:

    1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
    2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
    3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
    4. Право быть выслушанным.
    5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
    6. Право на свободу мысли, совести и религии.
    7. Право на уважение человеческого достоинства.
    8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
    9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
    10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
    11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
    12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
    13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
    14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
    15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
    16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
    17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
    18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
    19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
    20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
    21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
    Обязанности ученика:

    Общие правила поведения

    1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
    2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
    3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
    4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
    5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
    6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинс­кого работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
    7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
    8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
    9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
    10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
    11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
    12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
    13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
    14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
    15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.
    16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.
    Поведение на занятиях
    1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
    2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
    3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
    4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
    5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
    6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
    7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
    8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
    9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.
    Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.
    1. Во время перемены учащийся обязан:
    . навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
    находиться в рекреациях школы.
    2. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:
    запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
    Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
    Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.
    3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
    4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

    Поведение учащихся в столовой
    1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
    Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
    Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
    В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
    Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
    2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
    3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
    4. Дежурные от классов заблаговременно (за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу (экспресс-завтраки, обеды)
    5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
    6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

    Обязанности дежурного по классу
    1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
    2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
    3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
    4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).
    5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

    Обязанности дежурного класса по школе.
    Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.
    1. Дежурные по школе:
    - следят за чистотой и порядком в школе;
    - выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
    - сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;
    2. Дежурные по столовой:
    - следят за чистотой и порядком в столовой;
    - помогают накрывать столы для начальных классов;
    - не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю
    или дежурному администратору;
    - после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы.
    3. Дежурный у входа:
    - выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

    1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.
    2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.
    3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
    4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.
    5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.
    6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики - костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)
    7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

    Учитель, воспитатель имеет право:

    1. На защиту профессиональной чести, человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
    2. На свободу совести.
    3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
    4. Обращаться к администрации по интересующим его вопросам. Быть услышанным и получить ответ.
    5. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
    6. Знакомиться с Уставом школы, нормативными и законодательными актами связанными с образовательным процессом.
    7. Знать о своих должностных обязанностях.
    8. Повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы. Использовать современные и традиционные методики обучения.
    9. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами.
    10. На материальное стимулирование в форме доплат, надбавок, премий.
    11. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
    12. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
    13. Быть информирован заранее о замене уроков. Учитель имеет право отказаться от замены уроков, изложив причину отказа.
    14. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
    15. На отгулы за работу в выходные дни. Количество отгулов определяется директором школы совместно с профсоюзным комитетом, согласно Правила внутреннего трудового распорядка.
    16. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.
    17. Учитель не имеет права не допускать учащегося на урок.
    18. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (ученик, забывший форму и освобожденные от занятий, находятся в спортивном зале)
    19. В деликатной форме высказывать претензии и замечания к ученику.
    20. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
    21. Требовать от родителей посещения родительских собраний, согласно конституционных обязанностей родителя.
    22. В случае необходимости, совместно с родительским комитетом и социальным педагогом, посещать ученика на дому с целью выявления условий проживания и обучения ребенка,
    23. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
    24. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
    25. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.
    Учитель, воспитатель обязан:
    1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
    2. Быть нравственным примером для своих учеников.
    3. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках дежурному администратору или завхозу.
    4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
    5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
    6. Не опаздывать на урок.
    7. Во время урока не отвлекаться.
    8. Еженедельно следить за ведением дневника. Один раз в две недели выставлять оценки в дневники учащихся.
    9. Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ.
    10. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.
    11. Не задавать домашнее задание на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.
    12. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
    13. Не имеет право сравнивать ученика с другим учеником.
    14. Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или медицинской справки.
    15. После окончания уроков сопровождать учащихся на 1-й этаж.
    16. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке и внеклассных мероприятиях.
    17. Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка, если это произошло по вине учителя.
    18. Предупреждать возможность травматизма учащихся на переменах.
    19. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
    20. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.
    21. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
    22. Находится со своими учениками во время школьных мероприятий, слетах, туристических походах.
    23. Составлять график дежурства по классу и помогать дежурным.
    24. Организовывать и контролировать дежурство класса по школе.
    25. Проводить классные часы 1 раз в неделю.
    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

    Родители (или законные представители) имеют право:

    1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
    2. На прием детей в образовательное учреждение (школа №_____) в соответствии с Уставом школы.
    3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. На полную информацию об учебном процессе.
    4. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, Попечительский совет).
    5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
    6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
    7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
    8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
    9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом; знакомится с материалами об использовании выделенных средств.
    10. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
    11. Требовать соблюдения прав ребенка.
    12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
    13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, и при встрече с директором школы.
    14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
    15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
    Обязанности родителей
    1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
    2. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное; грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
    3. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
    4. Выполнять Устав образовательного учреждения.
    5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
    6. Нести ответственность за ликвидацию задолженности у ребенка во время учебного процесса.
    7. Регулярно посещать родительские собрания, приходить в школу по вызову классного руководителя, учителя или администрации.
    8. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
    9. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
    10. Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими и школьными принадлежности, спортивной формой, дополнительными учебными пособия.
    11. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
    12. По возможности выделять из бюджета семьи материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
    13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
    14. Участвовать в жизни класса и школы.

    О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

    Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

    Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

    Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

    Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

    В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

    Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

    Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

    Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

    Вред, опасный для жизни человека;
    потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
    прерывание беременности;
    психическое расстройство;
    заболевание наркоманией либо токсикоманией;
    неизгладимое обезображивание лица;
    значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
    полная утрата профессиональной трудоспособности;

    К средней тяжести вреда здоровью относят:

    Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
    значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

    К легкому вреду относят:

    Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
    незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

    Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

    Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

    Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

    Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

    Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

    Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

    Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

    Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

    Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

    Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

    Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

    Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

    Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

    Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

    Лучшие статьи по теме