Для школьников и родителей
  • Главная
  • Законодательство
  • А н леонтьев ведущая деятельность. Понятие ведущей деятельности ребенка. А. Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов

А н леонтьев ведущая деятельность. Понятие ведущей деятельности ребенка. А. Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.

Уже в своих первых работах А.Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности



В книге «Деятельность. Сознание. Личность» эти идеи получили новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов

Вводится понятие «мотива-цели», т.е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой только и зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием».

Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто».

Отсюда несколько иное определение операции - это качество действия, образующая действия. Ставится вопрос о расчленении деятельности на более дробные, чем операция, единицы. Наконец, вводится понятие личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество - становится личностью. Новый шаг анализа состоит в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие действия, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания - сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива - само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность - форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов деятельности выделяют:

- мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

- цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

- операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Действия - процесс взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия:

- принятие решения;

- реализация;

- контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Виды:

- управляющие,

- исполнительные,

- утилитарно-приспособительные,

- перцептивные,

- мнемические,

- умственные,

- коммуникативные действия.

Операция (лат. operatio - действие) - исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматривались, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

Та или иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение «ведущая деятельность».

Ведущая деятельность - деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Виды:

- непосредственное общение младенца с взрослыми;

- предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

- сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

- учебная деятельность школьников;

- профессионально-учебная деятельность юности.

Детская деятельность - форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры.

Понятие о деятельности

Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, творческой, спортивной, игровой.

В онтологии и антропологии деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

В процессе осуществления деятельности:

1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания;

2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности;

3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели;

4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений;

5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие;

6) осуществляется преобразование окружающего мира.

Деятельность характеризуется

предметностью. Она подчиняется и уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;

социальностью. Деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

сознательностью. В процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Структура деятельности представлена в схеме выдающегося психолога А.Н.Леонтьева (Схема 1.1.1).

Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Эффективность деятельности зависит от субъективных, объективных и ресурсных условий.

1. Субъективные условия:

а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий;

б)опыт организации и осуществления деятельности;

в)соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;

г)эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.

2. Объективные условия:

а)убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка;

б)благоприятный нравственно-психологический климат;

в)соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.

3. Ресурсные условия:

а)материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления;

б)информационное обеспечение деятельности;

в)кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое деятельность?

2. Перечислите функции деятельности.

3. Какими свойствами характеризуется деятельность?

4. От чего зависит эффективность деятельности?

5. Какова структура деятельности?

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Заключение

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом.

Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции — это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Список литературы

4. Рубинштейн С.

Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2009.

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, она является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности.

В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность - форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. Среди компонентов деятельности выделяют: 1. мотивы, побуждающие субъект к деятельности; 2. цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; 3. операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации; 4. психофизиологические функции.

Характеристики деятельности: 1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете; 2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл); 3. Целесообразность; 4. Опосредованный характер (орудия, социум); 5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

Деятельность — Выготский, Гальперин, Рубинштейн

Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении

1.1 Структура и понятие педагогической деятельности

Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности…

Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа

1.1 Понятие малой группы. Организация совместной деятельности в малых группах. Показатели эффективности групповой деятельности

Для изучения эффективности групповой деятельности необходимо дать понятие малой группы, которая является субъектом этой деятельности. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа…

Исследование мотивации достижения успеха у курсантов

1.2 Сущность деятельности. Понятие успешности деятельности

В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект…

Психологическая готовность к обучению в среднем звене

1.1 Понятие, структура и особенности формирования учебной деятельности

«Учебная деятельность» — достаточно неоднозначное понятие.

Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения…

Психологическая сущность игры дошкольника

1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте

В структуре игры можно выделить несколько элементов. 1. Любая игра имеет тему — ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку»…

Психологическая характеристика педагогической деятельности

1 Понятие и структура педагогической деятельности

Деятельность — специфически человеческая форма активности, направленная на преобразование человеком окружающего мира и самого себя…

Психология и педагогика

14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н.Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Но если попробовать обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям…

Психология человека

2.4 Умения, навыки и привычки.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Умения — это элементы деятельности…

Развитие внимания у дошкольников

1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка

Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому можно познавать и изучать что-то новое. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое…

Развитие и характерные особенности внимания

Глава 1. Внимание как условие сознательной деятельности

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

1.5 Восприятие — необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников

Восприятие — Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта Словарь русского языка: В 4-х т…

Регуляционная функция познавательных процессов

4. Понятие о мышлении. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека

В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно…

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта

1.3 Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей…

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

1.1 Потребность как условие деятельности человека

Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности). Потребность — есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах…

А.Н. Леонтьев: строение деятельности

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека — «Проблемы развития психики» (1959).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие — той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность. Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Заключение

Предмет рассмотрения в теории деятельности — целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции — это качество действия, образующая действия.

Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Становление личности — это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное — это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На основе теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

Список литературы

1. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 2005.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 2003.

3. Маклаков П. Общая психология. : Учеб. пособие. М., 2009.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2009.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 2005.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2006.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечествен-ной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), с именем которого связано развитие «теории 100

деятельности1». В целом А. Н. Леонтьев развивал важней-шие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внима-ние тому, что оказалось недостаточно разработано Л. С. Выготским - проблеме деятельности.

Если Л. С. Выготскому психология представлялась на-укой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А. Н. Леонтьев ориенти-ровал психологию на изучение порождения, функциони-рования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Ле-онтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и име-ет принципиально то же строение. В этой формулировке на-мечено направление поиска ответов на важнейшие теоре-тические вопросы психологии: как возникает психиче-ское, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую дея-тельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической дея-тельности, мы управляем организацией внутренней, пси-хической деятельности.

Сложившиеся в результате интериоризации внут-ренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, яв-ляются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т. п.; этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация»; принцип «интериоризации-эк-стериоризации» - один из важнейших в теории дея-тельности.

Один из таких вопросов: каковы критерии психиче-ского? На основании чего можно судить о том, обладает ли некоторый организм психикой или нет? Как вы отчасти могли понять из предыдущего обзора, ответы возможны различные, и все будут гипотетичны. Так, идея панпсихиз-

В ином ключе проблема деятельности разрабатывалась G. Л.

Рубинш-тейном, основателем другой, не связанной с Л. С. Выготским, научной школы; о ней речь пойдет дальше.

ма предполагает всеобщую одушевленность, в том числе того, что мы называем «неживой природой» («пан» означает «все»), и в собственно психологии встречается редко; биопсихизм наделяет психикой все живое; ней-ропсихизм - лишь те живые существа, что обладают нервной системой; антропопсихизм отдает психику то-лько человеку. Правомерно ли, однако, критерием пси-хического делать принадлежность к тому или иному классу объектов? Ведь внутри каждого класса объекты весьма разнородны, не говоря уже о сложностях с об-суждением принадлежности ряда «промежуточных» объектов к тому или иному классу; наконец, само при-писывание психического тем или иным классам объек-тов чаще всего весьма умозрительно и лишь обознача-ется, но не доказывается. И правомерно’ли судить о на-личии психики по анатомо-физиологическим характе-ристикам организма?

А. Н. Леонтьев попытался (как и ряд других авторов) найти такой критерий не в самом факте «принадлежно-сти к разряду» и не в наличии «органа», а в особенностях поведения организма (показав, кстати, что сложность поведения не соотносится напрямую со сложностью строения организма). Исходя из представлений о психике как особой форме отражения (философская основа для такого подхода содержится в произведениях классиков марксизма), А. Н. Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим уровнями отраже-ния в переходе от раздражимости к чувствительности. Раздражимость он рассматривает как свойство организ-ма реагировать на биологически значимые (биотиче-ские) воздействия, непосредственно связанные с жиз-недеятельностью. Чувствительность определяется как свойство реагировать на воздействия, сами по себе не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними био-тическом воздействии, что способствует более эффек-тивной адаптации.

Именно наличие чувствительности в представлениях А. Н. Леонтьева является критерием психического.

В самом деле, для объяснения реагирования на биоти-ческие воздействия нет нужды прибегать к представлени-ям о психике: эти воздействия непосредственно важны 102

для выживания организма, и отражение осуществляется на органическом уровне. Но на каком уровне, в какой форме происходит отражение воздействий, которые сами по себе нейтральны для организма?

Ведь, согласитесь, запах несъедобен, звук рычания хищника не опасен!

Стало быть, резонно предположить, что абиотическое воздействие отражается в виде идеального образа, что и означает наличие психики как «внутренней» реальности. На уровне чувствительности оказывается возможным го-ворить об особой форме активности, направляемой идеа-льным образом. Чувствительность в простейшей форме связана с ощущениями, то есть субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира; первая стадия эволюционного развития психики обозначается А. Н. Леонтьевым как «элементарная сенсор-ная психика». Следующая стадия - «перцептивная психи-ка», на которой возникает восприятие как отражение це-лостных объектов («перцепция» означает «восприятие») ; третья названа стадией интеллекта, где происходит отра-жение связей между объектами.

Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психи-ческого отражения возникают вследствие усложнения де-ятельности, связывающей организм с окружающей сре-дой. Принадлежность к более высокой эволюционной ступени (согласно принятой систематике) сама по себе не является определяющей: организмы более низкой биоло-гической ступени могут демонстрировать более сложные формы поведения, чем некоторые высшие.

В связи с развитием деятельности А. Н. Леонтьев об-суждает и проблему возникновения сознания. Отличи-тельная черта сознания - возможность отражения мира безотносительно к биологическому смыслу этого отраже-ния, то есть возможность объективного отражения. Воз-никновение сознания обусловлено, по А. Н. Леонтьеву, возникновением особой формы деятельности - коллек-тивного труда.

Коллективный труд предполагает разделение функ-ций - участники выполняют различные операции, кото-рые сами по себе в ряде случаев могут выглядеть как бес-смысленные с точки зрения непосредственного удовлет-ворения потребностей человека, их осуществляющего.

Например, в ходе коллективной охоты загонщик гонит животное от себя. Но ведь естественный акт человека, желающего добыть пищу, дол-жен быть прямо противоположен!

Значит, имеют место особые элементы деятельности, подчиненные не непосредственному побуждению, но ре-зультату, целесообразному в контексте коллективной дея-тельности и выполняющему в этой деятельности проме-жуточную роль. (В терминах А Н. Леонтьева, здесь цель от-деляется от мотива, в результате чего выделяется действие как особая единица деятельности; к этим понятиям мы об-ратимся ниже, при рассмотрении структуры деятельно-сти.) Чтобы осуществить действие, человек должен осоз-нать его результат в общем контексте, то есть осмыслить его.

Таким образом, одним из факторов возникновения со-знания оказывается коллективный труд. Другим выступа-ет включенность человека в речевое общение, что позво-ляет через овладение системой языковых значений стать сопричастным общественному опыту. Сознание, собст-венно, образуется смыслами и значениями (к понятию «смысл» мы также еще обратимся), а также так называе-мой чувственной тканью сознания, то есть его образным содержанием.

Итак, с точки зрения А. Н. Леонтьева, деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. (Отметим, что Леонтьев в послед-них работах понятие «деятельность» предпочитал отно-сить к человеку.)

Рассмотрим теперь ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Актив-ность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функцио-нирования индивида (не обязательно биологических). Потребность не переживается субъектом как таковая; она «представлена» ему как переживание дискомфорта, неу- . довлетворенности, напряжения и проявляется в поиско-вой активности. В ходе поисков происходит встреча по-требности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить (это не обязательно мате-риальный предмет; это может быть, например, лекция, удовлетворяющая познавательной потребности). С этого момента «встречи» активность становится направленной (потребность в чем-то конкретном, а не «вообще»), потреб-104

ность опредмечивается и становится мотивом, который мо-жет осознаваться или не осознаваться. Именно теперь, счи-тает А. Н. Леонтьев, возможно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом, мотив - то, ради чего совершается деятельность; деятельность -■ это сово-купность действий, которые вызываются мотивом.

Действие - главная структурная единица деятельно-сти. Оно определяется как процесс, направленный на до-стижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Вспомните теперь то, что мы отме-тили при обсуждении генезиса сознания: цель отделяется от мотива, то есть образ результата действия - от того, ради чего осуществляется деятельность. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, то есть условиями; эти способы (неосознаваемые или малоосоз-наваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Деятельность мы определили как совокупность действий, вызываемых мотивом; действие может быть рассмотрено как совокуп-ность операций, подчиненных цели.

Наконец, самый низкий уровень - психофизиологи-ческие функции, «обеспечивающие» психические процес-сы.

Такова, в общем виде, структура, принципиально еди-ная для внешней и внутренней деятельности, отличных, естественно, по форме (действия производятся с реальны-ми предметами или с образами предметов).

Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А.

Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики.

Теория деятельности, однако, описывает и закономер-ности индивидуального психического развития. Так, А. Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая де-ятельность», позволившее Даниилу Борисовичу Эльконину (1904-1984) в соединении ее с рядом представлений Л. С. Выготского построить одну из основных в отечест-венной психологии периодизаций возрастного развития. Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших ново-образований и в русле которой развиваются другие виды де-ятельности; смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию (например, переход от игровой деятель-ности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту).

Основным механизмом при этом выступает, по А. Н. Леонтьеву, сдвиг мотива на цель - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школь-ном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.

В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности - в первую очередь, в связи со становлением мо-тивационной сферы человека. По словам А. Н Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосред-ственных побуждений с социальными критериями, то есть возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению со-ответственно социальным мотивам.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспита-ния.

Концепция А. Н. Леонтьева, таким образом, распро-страняется на широкий круг проблем теоретического и практического плана; ее влияние на отечественную психо-логию чрезвычайно велико, в связи с чем мы и рассмотре-ли ее хотя и в общем плане, но несколько подробнее, чем ряд других концепций. Отметим также ее значение для практики обучения: в русле теории деятельности была раз-работана теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина (1902- 198 8): соот-ветственно принципу интериоризации, умственное - внутреннее - действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный пере-ход от существования в материальной форме к существо-ванию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, в форме свернутого, внутреннего действия.

Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выгот-ский, - одна из ведущих в психологии. Помимо назван-ных А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии - Александр Романович

Лурия (1902-1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основав-ший науку «нейропсихология»; Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), исследовавший роль практиче-ских действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Лидия Ильинична Божович (1908-1981), основные работы кото-рой посвящены проблемам развития личности ребенка; Петр Иванович Зинченко (1903-1969), исследовавший па-мять с позиций деятельностного подхода, многие другие. С работами этой школы непосредственно связаны иссле-дования ряда крупных современных ученых- В. В. Да-выдова, В. П. Зинченко, В. С. Мухиной, А. В. Петров-ского и др.

Деятельно­стью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов. Так определял понятие «дея­тельность» создатель одного из вариан­тов деятельностного подхода в психо­логии Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) (10).

Еше в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последу­ющие десятилетия тщательно разработана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы:

Деятельность - Мотив (предмет потребности)

Действие - Цель

Операция - Задача (цель в определенных условиях)

Эта схема строения деятельности открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена системой деятельностей разно­го вида, иерархически организованных; внизу - психофизиоло­гическими функциями, обеспечивающими реализацию деятель­ности.

В школе А. Н.Леонтьева выделяют еще две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю (12).

В школе А.Н.Леонтьева отдельную, конкретную деятельность выделяли из системы деятельностей по критерию мотива.

Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

Мотив (в узком понимании Леонтьева) – как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

А.Н.Леонтьев определял потребность двояко:

Определение ПОТРЕБНОСТИ

расшифровка

1) как «внутреннее условие», как одну из обязательных предпо­сылок деятельности, которая, однако, не способна вызвать направ­ленную деятельность, а вызывает - как «нужда» - лишь ориенти­ровочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды.

«виртуальная потребность», потребность «в себе», «потребностном состоянии», просто «нуж­де»

2) как то, что направляет и регулирует конкретную деятель­ность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом.

«актуальная потребность» (потребно­сть в чем-то конкретном)

Пример: До встречи с кон­кретным предметом, свойства которого в самом общем виде за­фиксированы в генетической программе гусенка, у птенца нет потребности следовать именно за тем конкретным предметом, который окажется у него перед глазами в момент вылупления из яйца. Однако в результате встречи «неопредмеченной» еще по­требности (или «потребностного состояния») с соответствующим предметом, подходящим под генетически зафиксированную схе­му примерного «образца», происходит запечатление именно данного предмета как предмета потребности - и потребность «опредмечивается». С тех пор данный предмет становится мотивом деятельности субъекта (птенца) - и он повсюду следует за ним.

Таким образом, потребность на первом этапе своего развития –это еще не потребность, а нужда организма в чем-то, что находится вне его, хотя и отраженная на психическом уровне.

Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели.

Цель (по Леонтьеву) – как желаемый резуль­тат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив- это то, ради чего производится некая деятельность, цель - то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.

Как правило, в человеческой деятельности мотив и цель не совпадают между собой .

Если цель всегда осознаваема субъектом (он всегда может отдать себе отчет в том, что собирается делать: подавать документы в институт, в такие-то дни сдавать вступительные экзаме­ны и т.п.), то мотив, как правило, является для него бессознатель­ным (человек может не догадываться об истинной причине своего поступления именно в этот институт: он будет уверять, что очень интересуется, например, техническими науками, тогда как на са­мом деле его побуждает поступать туда желание быть рядом с лю­бимым человеком).

В школе А.Н.Леонтьева особое внимание уделяется анализу эмоциональной жизни человека. Эмо­ции рассматриваются здесь как непосредственное переживание смыс­ла цели (который определяется стоящим за целью мотивом, поэтому эмоции могут быть определены как субъектив­ная форма существования мотивов). Эмоция дает понять человеку, каковы могут быть истинные моти­вы постановки той или иной цели. Если при успешном достижении цели возникает отрицательная эмоция, значит, для данного субъекта этот успех мнимый, поскольку то, ради чего все предпринима­лось, не достигнуто (мотив не реализован). Поступила в институт девушка, но не поступил любимый человек.

Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобре­тении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А.Н.Ле­онтьева «сдвигом мотива на цель ») или, напротив, мотив стано­вится целью.

Пример: Пред­положим, что юноша поступил в институт по желанию мамы. Тогда истинным мотивом его поведения является «сохранить хорошие отноше­ния с мамой», и этот мотив будет придавать соответствующий смысл цели «учиться именно в этом институте». Но учеба в институте и препо­даваемые в нем предметы настолько увлекают этого мальчика, что через некоторое время он начинает с удовольствием посещать все занятия уже не ради мамы, а ради получения соответствующей профессии, посколь­ку она целиком захватила его. Произошел сдвиг мотива на цель (бывшая цель приобрела побудительную силу мотива). При этом, наоборот, быв­ший мотив может стать целью, т.е. поменяться с нею местами, а может случиться другое: мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. Этот последний случай бывает тогда, когда человек вдруг, отчетливо осознает истинные мотивы своего поведения и говорит себе: «Теперь я понял, что жил не так: работал не там, где хотел, жил не с тем, с кем хотел. С этого момента буду жить иначе и теперь совершенно осознанно буду достигать действительно значимых для меня целей».

Поставленная цель (в которой субъект отдает себе отчет) не означает еще, что способ достижения этой цели будет одинаков при разных условиях ее достижения и всегда при этом осознаваем. Одну и ту же цель разным субъектам зачастую приходится дости­гать в разных условиях (в широком смысле слова). Способ дей­ствия в определенных условиях называется операцией и соотно­сится с задачей (т.е. целью, данной в определенных условиях) (12).

Пример: поступление в институт может быть достигнуто разными способами (например, можно пройти «через сито» вступительных экзаменов, можно поступить по результатам олимпиады, можно не набрать нужных для бюджетного отделения баллов и все же поступить - на платное отделение - и т.п.) (12).

Определение

Примечание

Деятельность

    отдельная «единица» жизни субъекта, побуждаемая конкретным мотивом, или предметом потребности (в узком смысле по Леонтьеву).

    это совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.

Деятельность имеет иерархическое строение.

Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности)

Уровень действий

Уровень операций

Уровень психофизиологических функций

Действие

основная единица анализа деятельности. Процесс, направленный на реализацию цели.

    действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

    действие – это одновременно и акт поведения. В отличие от бихевиоризма теория деятельности рассматривает внешнее движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем подлинная сущность

действие = неразрывное единство сознания и поведения

    через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности

    понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.

Субъект

носитель деятельности, сознания и по­знания

Без субъекта нет объекта и наоборот . Это означает, что деятельность, рассматриваемая как форма отношения (точнее, форма реализации отношения) субъек­та к объекту, является осмысленной (необходимой, значимой) для субъекта, она совершается в его интересах, но всегда направ­лена на объект, который перестает быть «нейтральным» для субъек­та и становится предметом его деятельности.

Объект

то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта

Предмет

обозначает не­которую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

неразделимы деятельность и предмет (поэтому постоянно говорят о «предметности» деятель­ности; «беспредметной» деятельности не бывает). Именно благо­даря деятельности объект становится предметом, а благодаря пред­мету деятельность становится направленной. Таким образом, деятельность объединяет понятия «субъект» и «объект» в нераздели­мое целое.

Мотив

предмет потребности, то, ради чего осуществля­ется та или иная деятельность.

Каждая отдельная деятельность побуждается мо­тивом, сам субъект может не осознавать свои мотивы, т.е. не отдавать себе в них отчета.

Мотивы порождают действия, т.е приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами мотивы осознаются не всегда.

- Осозноваемые мотивы (мотивы – цели, характерны для зрелых личностей)

- Неосознованемые мотивы (проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов)

Полимотивированность человеческих мотивов.

Главный мотив – ведущий мотив, второстепенные – мотивы – стимулы.

Цель

образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Цель всегда осознаваема. Побуждаемый тем или иным мотивом к деятельности, субъект ставит перед собой определенные цели, т.е. сознательно планиру­ет своими действиями достичь какого-либо желаемого им результата. При этом достижение цели всегда происходит в конкретных условиях, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.

Задача

цель, данная в определенных условиях

Опера­ция

Способы осуществления действий

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает цели, то операция отвечает условиям (внешние обстоятельства и возможности), в которых эта цель дана. Главное свойство операции в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операции заполнен автоматическими действиями и навыками.

Операциибывают 2-х видов: одни возникают путем адаптации, непосредственного подражания (практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях); другие возникают из действий путем их автоматизации (находятся на грани сознания и легко могут стать актуально осознаваемыми). Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций.

Потребность

    это исходная форма активности живых организмов. Объективное состояние живого организма.

    это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Потребность всегда предметна.

Органическая потребность биологического существа в необходимом для его жизнедеятельности и развития. Потребности активизируют организм – поиск необходимого предмета потребности: пищи, воды итд. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он должен быть еще найден. В ходе поиска происходит «встреча» потребности со своим предметом, его «узнавание» или «опредмечивание потребности». В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности (конкретизация). Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется.

- Биологическая потребность

Социальная потребность (потребность в контактах с себе подобными)

Познавательная (потребность во внешних впечатлениях)

Эмоции

отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл

переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия, события, оказавшихся в поле деятельности ведущего мотива.

Субъект выступает в процессе совершения им той или иной деятельности как организм со своими психофизиологи­ческими особенностями, и они также вносят свой вклад в специ­фику совершаемой субъектом деятельности.

С точки зрения школы А. Н.Леонтьева, знание свойств и струк­туры человеческой деятельности необходимо для понимания пси­хики человека (12).

Традиционно в деятельностном подходе выделяются несколь­ко динамических составляющих («частей», или, точнее, функцио­нальных органов) деятельности, необходимых для ее полноценного осуществления. Главными из них являются ориентировочная и исполнительная составляющие, функциями которых выступают соответственно ориентировка субъекта в мире и исполнение дей­ствий на основе полученного образа мира в соответствии с поставленными им целями.

Задачей исполнительной составляющей деятельности (ради которой дея­тельность вообще существует) является не только приспособле­ние субъекта к миру объектов, в котором он живет, но и измене­ние и преобразование этого мира.

Однако для полноценного осуществления исполнительной функции деятельности ее субъекту необходимо ориентироваться в свойствах и закономерностях объектов, т.е., познав их, уметь изменить свою деятельность (например, использовать те или иные конкретные операции как способы осуществления действий в оп­ределенных условиях) в соответствии с познанными закономер­ностями. Именно это является задачей ориентировочной «части» (функционального органа) деятельности. Как правило, человек должен, прежде чем что-то делать, сориентироваться в мире для построения адекватного образа этого мира и соответствующего ему плана действий, т.е. ориентировка должна забегать вперед исполнения. Так чаще всего поступает взрослый человек в обыч­ных условиях деятельности. На ранних ступенях развития (например, у маленьких детей) ориентировка совершается в про­цессе исполнения, а иногда и после него (12).

Резюме

    Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

    поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства сознания и поведения.

    деятельность- это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

    действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности) (10).

Лекция 4. Теория деятельности

Принцип единства сознания и деятельности

Анализируя процесс возникновения трех основных психологических направлений: бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии, можно сказать, что все эти три системы представляют собой превращенные формы психологической теории В.Вундта. Несмотря на различия, они были глубоко связаны между собой, потому, что все они исходили из старого понимания сознания. Требование бихевиористов отбросить сознание было весьма радикальным, однако бихевиоризм оказался оборотной стороной все той же интроспективной психологии. Бездеятельное сознание заменилось в бихевиоризме ответными реакциями, никак не регулируемыми сознанием. Вместо того, чтобы отбрасывать сознание необходимо было его почтовому понять, объяснить условия его порождения и функционирования. Для анализа сознания нужно было выйти за его пределы, то есть изучать его в поведении человека. Тем самым, нужно было разомкнуть сознание не только внутрь себя (как было у В.Вундта), но и во вне, в действительность, которая окружает человека.

Чтобы преодолеть противоречие между сознанием, лишенным внешнего проявления, и поведением, которое никак не регулируется сознанием, отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1989-1960) вводит категорию «деятельность». В 30-е годы С.Л.Рубинштейтюм был сформулирован принцип единства сознания и деятельности.

Этот принцип предполагает новую трактовку понятий «сознание» и «поведение». Поведение и сознание- это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое единство. Сознание является внутренним планом деятельности - ведь, прежде чем ЧТО-то сделать, нужно иметь цель, замысел, то есть представлять в уме (в идеальном плане), что будешь делать, планировать свою деятельность. Сознание незамкнуто само в себе (как у В.Вундта), а проявляется в деятельности. В деятельности оно и формируется, субъект не только преобразует объект, преобразуя объект, он, в то же время, преобразует и себя. Чем больше у человека связей с окружающей его действительностью, тем больше мы можем сказать о его внутреннем мире, о его сознании. Таким образом, изучать психику человека, его сознание можно через деятельность.

Принцип предметности

Позже, в 70-е годы категория деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым. Ему принадлежит наиболее разработанная общепсихологическая теория деятельности. Основополагающим в теории является принцип предметности. Представьте какой-нибудь предмет. Возьмем, к примеру, обычную ложку. Подумайте, какие противоположные стороны можно выделить в предмете? Ложка сделана из металла, она обладает определенной формой, размером и пр., то есть, я сейчас говорю об ее физических свойствах. Однако ложка - то столовый прибор, человек пользуется ею при приеме пищи и вряд ли он будет использовать ее в качестве инструмента для забивания гвоздей. Это значит, что в предмете закреплены способы обращения с ним, которые диктуют формы человеческого поведения таким образом, предмет представлен нам как со стороны своих физических свойств, так и общественного значения. Кстати, маленький ребенок постепенно усваивает эти общественные значения. Например, ту же самую ложку ребёнок вначале использует часто совершенно не по назначению: он может ею, например, стучать, то есть использовать в качестве источника звука.

Итак, человеческая деятельность выступает как деятельность с предметами и при помощи предметов. Предметом деятельности может выступать не только материальная вещь, но и идея, проблема, за которыми также стоят предметы, В процессе деятельности человек опредмечивает свои психические способности, которые кристаллизуются в предметах труда. Пользуясь предметами, мы присваиваем те способности, которые заключены в них, развиваем свои собственные психические способности. Таким образом, в категории «деятельность» можно выделить еще одну пару противоположностей, единство которых также раскрывает сущность деятельности: опредмечивание и присвоение.

Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Согласно А.Н.Леонтьеву, деятельность имеет иерархическое строение, то есть она состоит из нескольких уровней. Первый уровень- это особая деятельность. Главное, что отличает одну деятельность от другой - это их предметы. Предмет деятельности есть ее мотив (А.Н. Леонтьев). Предмет деятельности может быть как вещественным и данным в восприятии, так и идеальным.

Нас окружает огромное множество объектов, и часто в нашем сознании присутствует множество идей. Однако ни на одном предмете не написано, что он является мотивом нашей деятельности. Почему же одни из них становятся предметом (мотивом) нашей деятельности, а другие нет? Объект (идея) становится мотивом, когда он отвечает нашей потребности. Потребность это состояние нужды человека в чем-то.

В жизни каждой потребности есть два этапа: первый этап когда человек еще не определил, какой объект может удовлетворить эту потребность. Наверняка, каждый из вас испытывал состояние неопределенности, поиска, когда чего-то хочется, но чего определенно, вы не можете сказать. Человек как бы совершает перебор объектов, идей, которые бы отвечали его потребности. В ходе этой поисковой активности обычно и происходит встреч! потребности с ее предметом. Вот как прекрасно иллюстрирует этот момент Ю.Б.Гиппенрейтер фрагментом из «Евгения Онегина»:

«Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!»

Процесс встречи потребности с предметом получил название опредмечивания потребности. В этом акте рождается мотив – опредмеченная потребность. Схематически изобразим это следующим образом:

потребность -> предмет -> мотив

Потребность становится в этом случае другой-определенной, потребностью именно в данном предмете. Поведение приобретает свою направленность. Итак, деятельность побуждается мотивом (вспомните пословицу «Была бы охота, заладится любая работа»).

Второй - уровень в структуре деятельности представлен деиствиями. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Постановка цели означает активное начало в субъекте: человек не просто реагирует на действие стимула,(как это было у бихевиористов), но активно организует свое поведение.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт создания в виде постановки и удержания цели. Но действие есть одновременно и акт поведения, так как человек совершает внешние движения в процессе деятельности. Однако в отличие от бихевиоризма, эти движения рассматриваются А.Н.Леонтьевым в неразрывном единстве с сознанием. Таким образом, действие есть единство противоположных сторон: действие – повеление (внешнее) – сознание (внутреннее)

Надо отметить, что действия диктуются логикой социальной и предметной среды, то есть в своих действиях человек должен учитывать свойства предметов, на которые он воздействует. Например, когда вы включаете телевизор или пользуетесь компьютером, вы соотносите свои действия с устройством этих приборов. Действие может рассматриваться с позиции, что должно быть постигнуто и как это должно быть достигнуто, то есть каким способом. Способ выполнения действия называется операцией. Представим это схематически: действие – что? (цель)- как (операция)

Любое действие осуществляется определенными операциями. Представьте, что вам нужно совершить действие-перемножить два двузначных числа, например 22 и 13. Как вы это будете делать? Кто-то перемножит их в уме, кто-то будет письменно (в столбик), а если под рукой есть калькулятор, то вы воспользуетесь им. Таким образом, это будут три разных операции одного и того же действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия, и когда говорят о ловкости, сноровке («золотые руки»), то это относится именно к уровню операций.

От чего же зависит характер используемых операций, то есть почему в упомянутом выше случае действие умножения можно совершить тремя разными операциями? Операция зависит от условии, в которых она совершается. Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства (в нашем примере - наличие или отсутствие калькулятора), так и возможности, внутренние средства самого действующего субъекта (кто-то прекрасно считает в уме, а для кого-то необходимо осуществить это на бумаге).

Главное свойство операций состоит в том, что они мало или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Например, когда вы записываете лекцию, то совершаете действие: вы стараетесь понять смысл высказываний преподавателя и зафиксировать это на бумаге. В процессе этого действия вы выполняете операции. Так, написание любого слова состоит из определенных операций: например, чтобы написать букву «а» нужно выполнить овал и крючок. Разумеется, что вы об этом не задумываетесь, вы это делаете автоматически. Отмечу, что граница между действием и операцией очень подвижное действие может переходить в операцию, операция в действие. Например, для первоклассника написание буквы «а» есть действие, так как перед ним стоит цель овладеть способом написания этой буквы. Однако постепенно он все меньше и меньше задумывается над тем, из каких элементов она состоит и как их писать, и действие превращается в операцию. Представим дальше, что вы решили сделать красивую надпись на открытке - очевидно, что все ваше внимание будет направлено, прежде всего, на сам процесс написания. В этом случае операция становится действием.

Итак, если действие соотносится с целью, то операция-с условиями выполнения действия.

Переходим к самому низкому уровню в строении деятельности. Это уровень психофизиологических функций.

Объект, который осуществляет деятельность, обладает высокоразвитой нервной системой, сложным опорно-двигательным аппаратом, развитыми органами чувств. Под Психофизиологическими функциями понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная (двигательная) способность и др.

Обобщим макроструктуру деятельности по А.Н.Леонтьеву в следующей таблице:

Таблица № 2. Структура деятельности

Как же узнать, где мы имеем дело с действием, а где с деятельностью. А.Н.Леонтьев называл деятельностью такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив (побуждение к деятельности) совпадает с тем, на что направлен данный процесс в целом. Для иллюстраций этого положения он приводит следующий пример. Учащийся, готовясь к экзамену, читает какую-либо книгу. Что это - действие или деятельность? Необходим психологический анализ этого процесса. Допустим, к нашему учащемуся зашел товарищ и сказал, что эта книга к экзамену вовсе не нужна. Что будет делать наш знакомый? Здесь возможны два варианта: либо учащийся охотно отложит книгу, либо будет продолжать читать. В первом случае мотив не совпадает с тем, на что направлено чтение книги. Объективно, чтение книги направлено на то, чтобы узнать ее содержание, получить новое знание. Однако мотивом является не содержание книги, а сдача экзамена. Поэтому здесь мы можем говорить о действии, а не о деятельности. Во втором случае, мотив совпадает с тем, на что направлено чтение: мотив здесь - узнать содержание книги само по себе, безотносительно к сдаче экзамена. Деятельность и действие могут переходить друг в друга. На примере в цитате книгу вначале только для того, чтобы сдать экзамен, но потом чтение вас так захватывает, что вы начинаете читать уже ради самого содержания книги - появляется новая деятельность, действие превращается в деятельность. Этот процесс называется сдвигом мотива на цель„-или превращением цели в мотив


Похожая информация.


В отечественной психологии принято определение ведущего типа деятельности, данное А.Н. Леонтьевым , который определил и основные характеристики этого понятия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А.Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении - процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности.

Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей («что делает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это является весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

А.Н. Леонтьев углубил идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.


Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.

Характеристика основных типов ведущей деятельности, закономерность их смены, определяющая развитие личности в онтогенезе.

Ведущий тип деятельности.

Определение этого структурного компонента возраста было дано последователями и учениками Л. С. Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деятельность ведущую - не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному развитию, к формированию тех или иных психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собственно и происходит ее интериоризация, содержалось уже в работах Л.С. Выготского.

В работах Л.И. Божович , Д.Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятельности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесс а развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

В современной отечественной психологии роль ведущей деятельности в развитии личности в онтогенезе подробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна . По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена ведущих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности.

Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.

В связи с этим, указывает Д. И. Фельдштейн, психология развития изучает условия и конкретные механизмы превращения объективной структуры ведущего типа деятельности в формы субъективной активности ребенка, определяя закономерности формирования у него определенных потребностей, мотивов, эмоций, соответствующего отношения к людям и к предметам деятельности.

В целом деятельность, ее развитие характеризуются двояко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвижение, как процесс, подчиняющийся своей имманентной логике, т. е. как собственно психологический процесс, а с другой стороны, практически мы имеем дело с организуемой деятельностью, которая создает условия для развития человека как личности.

Организованная обществом деятельность дает ту схему, в которой формируются отношения, потребности ребенка, его сознание, самосознание. Итак, саморазвитие - оно же развитие через задаваемые извне формы деятельности

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных типов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.

Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов.

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Усвоив в постоянных контактах с взрослыми оперативнo-тexничecкyю сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и с взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом труде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества».

Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой - получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.

Основное психологическое новообразование данного возраста - это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно- профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.

Лучшие статьи по теме