Для школьников и родителей

Лексико-грамматическое занятие «Белый, белая». Зимние скороговорки А вот белка не бела

Наталья Егорова
Лексико-грамматическое занятие «Белый, белая».

Цели :

Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,

Развивать языковое чутьё детей,

Развивать внимание, память, мышление детей.

ЗАДАНИЕ №1

Логопед : Послушайте внимательно и скажите, какое слово чаще других встречается в стихотворении?

Белый снег , белый мел ,

Белый заяц тоже бел .

А вот белка не бела ,

Белой даже не была!

Дети : Слово белый .

Логопед : Что в стихотворении было белым ?

Дети : Снег, мел, заяц.

Логопед : Кто никогда не бывает белой?

Дети : Белка.

Логопед : Давайте выучим это стихотворение, а помогут нам картинки. Логопед постепенно произнося слова стихотворения выставляет на доску соответствующие картинки.

(снег, мел, заяц, белка зимой.)

Дети совместно с логопедом, а затем – самостоятельно рассказывают стихотворение.

ЗАДАНИЕ №2

Логопед : Давайте выйдем на ковёр. Посмотрите сколько картинок к нам пришли в гости! Чем они все похожи друг на друга?

Дети : Все картинки белого цвета.

Логопед : Про какую картинку мы можем сказать : Это белый ?

Дети : снег, свитер, снеговик, стол, стул….

Логопед : Давайте расскажем про эти картинки.

Это белый стул .

Это белый свитер…

При необходимости дети хором повторяют ответ на вопрос.

Логопед : Про какую картинку мы скажем : Это белая ?

Дети : кошка, шапка, кофта….

Логопед : Давайте правильно назовём картинки. Это белая кофта .

Это белая кошка… .

Логопед : Правильно. Давайте возьмём по одной картинке. Сначала картинки выбирают девочки, затем – мальчики.

Дети выбирают себе по одной картинке.

Логопед : Назовите свои картинки. Что у вас в руках?

Дети : У меня белый кот .

У меня белая майка… .

(Если позволяют речевые возможности, то можно взять белое и белые .)

ЗАДАНИЕ №3

Логопед : Давайте поселим картинки в домики. Посмотрите, тут живёт девочка. Как её зовут?

Дети Снегурочка.

Логопед : Правильно. Это снегурочка. Из чего сделана снегурочка?

Дети : Из снега.

Логопед : Она какая? Белая ! Так же мы скажем про картинки, которые будут с ней жить : Это белая… .

А в этом домике живёт кто?

Дети : Снеговик.

Логопед : Он какой?

Дети : Белый .

Логопед : Правильно. И вместе с ним в домике будут жить слова, про которые мы скажем : Это белый… .

Выбирайте себе по одной игрушке и разместите их в домики.

Дети выбирают игрушки и размещают их перед домиками.

Логопед проговаривает названия игрушек и вместе с детьми определяет правильность выполнения задания.

ИТОГ :

Логопед : Давайте вспомним стихотворение, которое мы сегодня учили.

Дети по очереди, с помощью логопеда вспоминают стихотворение

"Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок".

обращение К. С. Станиславского к молодым артистам

В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Для совершенствования дикции и артикуляционного аппарата необходимо ежедневно проговаривать скороговорки, как детям, так и взрослым. Главное правило, произносить не быстро, а внятно, четко артикулируя и четко проговаривать все ударения в каждом слове.

Замороженное мороженое в мороз такое мороженое,

что после него ещё не отмороженное становится как отмороженное.

А раз мороженое внутри, то оно - размороженое.

Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.

Ах, какой ты злой мороз!
На морозе мёрзнет нос!!
Но, не страшен мне мороз -
Варежкой закрою нос!!
И пусть злится злой мороз,
Что я спрятала свой нос!!

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела -
Белой даже не была.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

У Вари на бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

Шуба, шапка, шарф и шляпа - это все в шкафу у папы.

А в шкафу у мамы есть

шляп наверное штук шесть!

Вез на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

У шапки-ушанки шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.

На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.

А мне не до Снеговика, не до снеговиковой жены, не до снеговиковых деток.

Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Сшила Саша Сашке шапку.

Сашка шапкой шишку сшиб.

Дуб в сугробе греет ногу, снега много на дороге.

Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.

Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло!
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!

Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит

Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так морковки хотят.

Зимою зяблик зябнуть стал.
Я зёрен у хозяйки взял…
Склевал все зёрна зяблик мой!
Нельзя голодным быть зимой!

***
Зимним вечером рисует
Зина зимнюю картину:
Белый снег и три берёзы –
Зябко стало от мороза.

Зима была белым - бела.
Платок из снега соткала.
А город спал, во сне зевнул,
Платок на плечи натянул.

***
Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!

***
Всё бело, ой, всё бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка лёгкий след,
На берёзке бел берет,
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый.

***
Пусть метет метелица,
Белым снегом стелется.
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.

Ломали лёд, ломали мы.
Летели клочья от зимы.

***
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.

***
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!

В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
А за ними – снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори –
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы на дворе.
Залетай поскорей:
С вами зимы веселей!

Белые лебеди в небе живут,
По небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка.
Здравствуйте, лебеди-облака!

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало все село -
Белым-бело!

Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.

В магазине Валеньке
Покупали валенки.
Маленькие валенки
До чего милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька -
Оказались валенки
Для нее малы.

Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.

Варежки у Вари
Пропали на бульваре,
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.

Веник пол подметал,
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.

Во дворе стоит гора.
Мы катаемся с утра.
Снеговик-бедняжка злится,
Что не может прокатиться.

Дни и ночи напролет
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.

Жил-был Забыл.
- Где жил? - Забыл.
- Где был? - Забыл.
- Что ел? - Забыл.
- Что пил? - Забыл.

Зиму всю мели метели -
Клены, липы поседели…
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели:
Птицы с юга прилетели -
Ветки лапками согрели.

Зря ласка лаской названа:
Совсем неласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

Ломали лед, ломали мы.
Летели клочья от зимы.

Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
- Не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, - сказала Мила.
- Я выплакиваю мыло.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку -
Бросит корочки в корзинку.

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

Растянулся в луже Яшка
И чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой
Лужу сразу промокнул.

Рах-трах тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел над черной тучей,
Прогремел над черной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдем.

Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша!

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.

Солдатик оловянный жил,
Он пел, шутил и не тужил,
Он воевал, не уставал,
И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного!

Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.

У моей сестры Марины
Щеки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.

У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители,
Бобры - речные жители.

Убежало, убежало,
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.

________________________________________________
ИСТОЧНИКИ:

Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й]. - М.: Школьная Пресса, 2006.

Лучшие статьи по теме