Для школьников и родителей
  • Главная
  • Законодательство
  • Литературная гостиная "Тема Родины в творчестве А.Блока и С. Есенина". «Тема Родины в творчестве Блока и Есенина» (Школьные сочинения) Сравнение блока и есенина тема родины

Литературная гостиная "Тема Родины в творчестве А.Блока и С. Есенина". «Тема Родины в творчестве Блока и Есенина» (Школьные сочинения) Сравнение блока и есенина тема родины

Сочинение

Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.

Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок и С. А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.

Тема Родины — важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все — о России», — ответил Блок.

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта — чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» — восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).

Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».

Куликовская битва в восприятии поэта — символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.

Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом («Русь»):

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь — это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».

В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции — установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:

Небо как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».

Но уже в 1920 — 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны — «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.

В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

Другие сочинения по этому произведению

«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане».

Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя всё лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», – писал Александр Блок в конце 1908 года К.С. Станиславскому.

Созвучное этому признание мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:

Россия, нищая Россия,

Избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!..

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойничью красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость, ту гордость за нее, которая в свое время вдохновила Гоголя на создание гимна России – необгонимой тройки, несущейся с безудержной силой в неоглядную даль.

С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым. В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.

В решающие для революции дни Блок вновь обратился к волновавшему его вопросу об исторических судьбах и задачах России. Его поэма «Скифы» прозвучала одновременно и как грозное предупреждение старому миру:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы,

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, –

С раскосыми и жадными очами!

и как страстный призыв ко всем людям доброй воли покончить с «ужасами войны»:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно старый меч в ножны!

Товарищи! Мы станем – братья!

Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…» Поэт знал – и мог повторить вслед за Брюсовым – знаменательные слова, впервые прозвучавшие в начале века:

Поэт всегда с людьми, когда шумит

И песня с бурей вечно сестры.

В этих строках мы находим верный и глубокий ответ на вопрос о том, что составляет основной смысл стихов Блока, обладающих великой жизненной силой и по праву ставших ныне достоянием самых широких кругов наших читателей.

Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:

Приемлю всё.

Как есть всё принимаю.

Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я будто иностранец.

Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».

Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

Родина. Сколько же всего скрыто в этом слове. Для всех она едина, у каждого своя – это не просто широкое, но абсолютно бесконечное понятие. Один мир, одна страна, одна история – но есть ли люди, которые опишут свою Родину абсолютно одинаково? Она своя, любимая, неизмеримо ценная для каждого из нас – а дальше идут различия, даже если живем мы в одной стране, в России. Каждый русский писатель так или иначе касался этой темы – ведь без России нет русского человека - но особенно интересна она именно во времена Серебряного века, во время революций и преобразований, время творчества таких русских писателей как Александр Блок и Сергей Есенин.

В лирике Блока Родина предстает перед нами в разных формах.

В первую очередь, она – возлюбленная. О Русь моя! Жена моя!.. – восклицает автор в поэме «На поле Куликовом», одном из главнейших сочинений Блока на тему России. Это произведение освещает одним из важнейших моментов в Русской истории – Куликовскую битву. И выбран именно этот момент совсем не случайно. Куликовская битва, выигранная огромной ценою, стала началом освобождения Руси от монголо-татар, и через всё произведение проходит мотив надежды, веры в свою Отчизну, уверенности в лучшем будущем которое, пусть и большой ценой, но настанет. Подобные чувства особенно важны были для того периода, когда творил Блок – поэма, написанная ещё перед революцией, после неё обрела особый смысл –потому как люди начали терять веру и любовь к своей стране, считая её уже умершей, потерянной навсегда – а что это как не предательство своего Отечества? Любовь, бесконечную, преданную любовь к своей Родине мы видим в творчестве Блока.

А что же творчество Есенина? А для него всё творчество – с привязанностью к своей Родине. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине» - писал он. Для него Россия – это луга и поля, леса и реки – весь её необъятный простор. Стихи его передают красоту и неповторимость нашей родной земли, щедрой и необъятной. Поэт воспевает природу, деревенские картины, золотые поля и озёра. Потому события революции, пусть изначально и встречаемые с одобрением и надеждой, скоро разочаровывают поэта – ему далёк новый строй, далеко всё то, что приходит постепенно и в его любимую деревню. Он не чувствовал себя частью нового мира, о чём пишет, что «, пожалуй, тоже здесь не нужен». Но это не значит, что Родина ему больше не дорога – совсем наоборот, верность ей Есенин сохранит до самой смерти.

Обоим поэтам свойственна любовь к своей Родине, любовь, которую они проносят сквозь все испытания истории, сквозь все невзгоды и печали, разочарования и трудности. Потому что какой бы не была Родина для какого-то конкретного человека, какими бы эпитетами она не осыпалась, в первую очередь, Родина – любимая.

Сергей Есенин и Александр Блок - люди одной эпохи, великие поэты русской литературы конца XIX-начала XX века.
Александр Блок - поэт-интеллектуал, человек очень искренний в своем творчестве. Он практически всё своё творчество посвятил России. Блок сравнивает любовь к Родине, к Отчизне с чувствами к любимой женщине: «Русь моя, жизнь моя...»
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви!
Творчество Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого, оказавшая «огромное влияние на всю современную поэзию».
Тема Родины - одна из главных тем в поэзии Сергея Александровича Есенина. Для него Родина - это прежде всего природа. А природа у поэта связана с родной деревней, селом Константиново, где он родился и вырос. Есенин любил свою родную землю прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьяне, а потом и город, литературу, друзей и даже кабаки.
Есенин счастлив тем, что он сын великого народа, великой революционной эпохи, которую он старается понять и принять. В конце жизни в «Письме к женщине» он восклицает:
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Сергей Есенин до боли любил всё родное. И это видно в его произведениях. В каждом стихотворении поэт так или иначе говорит о Родине. Например, в «Стансах»:
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
Чувства к родине выражаются у Есенина через чувства к женщине, природе, жизни. В стихотворении о любви из сборника «Персидские мотивы» любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Сергей Есенин чувствует себя частью природы, природа для него - это жизнь, это вечная красота и вечная гармония мира. Он готов слиться с ней навсегда: «Яхотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Наверное, никто так, как Есенин, никогда не восхищался своей родной природой, родной землей:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
И никто не умел так прекрасно одушевлять природу. Любимый образ - берёзка - становится у поэта берёз- кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер. Клён на одной ноге; рожь с лебединой шеей. Можно привести ещё множество примеров, которые составляют особенный мир в поэзии Есенина - мир живой природы, в котором всю свою жизнь прожил поэт.
В городе всё было по-иному. Уехав из села Константинова, Есенин очень скучал по родной земле, родной деревне, по природе, по дому. Они для него всё. Он старался хоть на несколько дней вырваться из города и уехать в родной край. Ведь там его дом, мать. Сергея Есенина очень радовали эти поездки в Константинова, где он провел свои самые лучшие годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, «каждый раз приезжая в Константинова, был по-настоящему счастлив, что... вновь я родном краю, любовь к которому пронёс через всю жизнь». Ему дорог родной край, пусть даже бедный и нищий. В конце жизни Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни» и старается написать как можно больше стихов на свою любимую тему - тему Родины.
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно, весьма сочувственно. Почти перестав писать лирические стихотворения, Сергей Есенин создал цикл революционных поэм: «Певучий зов», «Пришествие».
Есенин не мыслил себя, своей жизни без России.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда времен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем сугцеством в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Александр Блок - один из виднейших поэтов-символистов. Творчество поэта пришлось на тяжёлые годы первой мировой войны, на революцию, на гражданскую войну. Блок встретил революцию 1917 года радостно, с верой в скорые перемены. Ожидание быстрого обновления, очистительной силы революции звучит в строках прекрасной поэмы «Двенадцать» и в композиции «Скифы».
Поэма «Двенадцать» Александра Блока - одно из самых сильных и своевременных произведений русской поэзии начала XX века. Блок изображает революцию с «человеческим лицом», а не с кровью и убийствами. Революция поэта несёт добро и справедливость, потому что:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди -
Исус Христос.
В стихах Александра Блока, как мне кажется, присутствует какой-то скрытый смысл, мистическое содержание, какая-то таинственность. У Сергея Есенина стихи более лиричны и выразительны, и, один раз услышав, их трудно забыть и спутать с какими-нибудь другими, настолько они грустны, светлы и ярки.

Сравнительный анализ произведений Александра Блока и Сергея Есенина.«О Родине».

Тема родины всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы живём под одним началом, и каждый гражданин России желает для своей страны лучшего. Огромным множеством произведений, посвященным этой тематике, кладец литературы России пополнился в эпоху «серебряного века».В это время страна готовилась к серьёзным переменам. Близилась Октябрьская революция. Размышления о судьбе России, нашли своё отражение в творчестве не одного творца, чей труд стал невероятно крепким наследием страны. Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Маяковский… Эти поэты особенно поразили меня своей мыслью, рифмой, восприятием происходящего.
А.Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Он, будучи еще ребёнком, понимал всю красоту и изящность природы. Мир ранней поэзии творца-это мир прекрасной мечты. Да и весь образ России, в его творчестве окутан этой мечтой. Так, в стихотворении «Русь» пред нами предстаёт таинственная, чудная, порой волшебная страна:

…Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
в дорожных снеговых столбах…

Но постепенно, с развитием творчества, отношение поэта к России, как к чарующей сказке- меняется. Появляется страшный мир, полный мхов, болот, пней …
Да и облик людей здесь ужасен. Как например, в цикле стихов «Пляски смерти».Но этот жуткий мир в понимании Блока тоже Россия. И высшее, что может сделать поэт-это полюбить страну в таком неприглядном виде. Александр Александрович говорит о родине с бесконечной любовью, нежностью, щемящей болью и светлой надеждой. Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:

…Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первые любви!...


Широкая, полная жизни, многоцветная картина родной земли слагается в стихах поэта.
В свою очередь Сергей Есенин говорит о России, как о чём-то высоком, родном, светлом. Всем известно, что центральную и основную тему в творчестве писателя занимала как раз- таки Родина. Для каждого человека родина начинается с того места, где он родился, где вырос, где провёл свои детские годы. Таким местечком для поэта было село Константиново. Не раз он обращается к своей частичке земного шара в стихах:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…

В другом стихотворении он напишет:

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной…

В каждом стихотворении Есенина чувствуется его несоизмеримая любовь к родине. В отличии от Блока, поэт выражает свою любовь не отвлечённо, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа:

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржать
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб…

Есенин готов забыть обо всём и любоваться всеми красотами, которые порой скрыты от наших глаз.
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека и простые, и сложные, - вот, что мы видим в творчестве Сергея Есенина и Александра Блока. И эти стихи близки для каждого из нас, ведь в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения стихотворений на душе становится светлее и радостнее. Так как в них мы находим то спокойствие, которого так не хватает в наше напряжённое и жестокое время.

Лучшие статьи по теме