Для школьников и родителей

Материал на тему: «Викторины. Виды викторин». Викторина — это Какие бывают викторины

Дети порой соревнуются между собой в эрудиции. «Соревнуются» ­ это от природы: от
щенячьих игр и петушиных боев. «В эрудиции» ­ это от человеческого общества: от культа
знаний, от авторитета образования, от престижа кругозора.
Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом. «А ты
знаешь, из чего делают изюм? А вот и не знаешь! Его из булочек выковыривают». Взрослые
тоже соревнуются в эрудиции и тоже хвастаются. Только делают это сознательно.
Взрослые вообще отличаются сознательностью и целеустремленностью. Для них намного
важнее результат, а не процесс. Наверное, поэтому они выступили с инициативой:
соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли «викторины»,
«интеллектуальные игры», «эрудиционы», «турниры знатоков» и еще много чего другого с
разными названиями, но единой сущностью: все это ­ специально организованные
соревнования в эрудиции. Взрослые участвуют в них сами и активно вовлекают детей.
Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревноваться
по правилам. В этой связи викторина, как форма детского досуга, является достаточно
актуальной темой.
Викторина: понятие, функции.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает большую группу методов и
приемов организации учебного процесса в форме игры.
Викторины являются частью игровой деятельности. Для того чтобы обратиться к игре в
структуре досуга, необходимо оговорить ряд связанных с этим понятием моментов. Эта
необходимость вызвана тотальным использованием слова «игра». Здесь и «политические
игры» и «игра мускулов», «игра на сцене» и «деловые игры», «игра на нервах» и «игра на
гитаре» и так до бесконечности. Поэтому для нашего предмета вычленим то понимание и
толкование игры, которое сущностно и отражает ее особенности. Сущностью игры
является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность,
выход в сферу деятельности совершенно специфического характера Игра ­ это свободное
проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть
навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, не может называться
игрой. Например, выступления профессиональных артистов или спортсменов ­ это их
трудовая деятельность и с сущностным пониманием игры никак не связана. Потребность в
игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге.
Поэтому ее нельзя связывать и с культурной функцией, такой, например, как обряд,
ритуал, церемония, так как в этом случае она окажется в ситуации долженствования,
обязанности. Даже дети, для которых игра ­ основной вид деятельности, прекрасно
осознают ее условность.
. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который
предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник
газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей слово связалось с викторией ­ победой и
тем самым приобрело свой новый смысл. Викторина ­ вид игры, заключающейся в ответах
на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Викторина, как одна из форм досуговой деятельности, оказывает определенное
просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, определим, в чем же
заключается педагогический эффект от викторины.
Во­первых, викторина моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
Во­вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
В­третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая
возникает во время проведения викторины, тяготеет к сохранению даже после окончания
викторины. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и
взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению
и воспроизведению.

В­четвертых, в кругу викторины (да и любой другой игры) законы и нормы повседневной
жизни не берутся в расчет. Здесь действуют другие. Здесь другие мы и наши поступки. В
народе говорят «В игре да в дороге познают людей».
Викторина выявляет личностные качества человека играющего ­ ловкость, находчивость,
решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже, честность. Каким бы ни было
сильным желание выиграть, человек не должен играть не по правилам. Правила определяют
не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют
поведение человека. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из викторины.
Тут проблема порядочности и совести не есть что­то большее, чем страх наказания. Это
моральное осуждение. Взрослые, как и дети, оценивают попытку сыграть не по правилам
как несоблюдение добрых личностных взаимоотношений.
В­пятых, викторина полностью отвечает принципу единства познания и реакреации.
Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, человек получает
удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими
знаниями и обогатиться знаниями других.
В­шестых, в викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в
обыденной жизни не находят применения. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем
ощущение уверенности и мастерства
Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины
оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы.
Викторины, например, могут различаться по месту проведения ­ за столом, на сцене, на
открытом воздухе, в зале. Викторины делят на интеллектуальные, спортивные, творческие
Ограничимся двумя группообразуюшими характеристиками викторин ­ численным
составом и наличием или отсутствием конкурсности. По первой группообразующей
характеристике викторины бывают индивидуальные, парные, командные (групповые). По
второй ­ состязательные и ролевые
Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду
требований.
Требование первое
Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой
досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен.
Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий
развлечений человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему
информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда человек включится
в викторину, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения
викторины или разрушать ее.
Требование второе. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций,
когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении
пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при
командной викторине участники получают индивидуальные задания или когда проводится
конкурс, который требует от участников определенных способностей ­ спеть, сыграть,
нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не
станет.
Третье требование. Викторина должна быть интересна для всех. Это требование тесно
связано со следующим
Четвертое требование. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых
участников. В таких викторинах с удовольствием принимают участие подростки и молодые
люди и редко люди старшего возраста. Чем человек старше, тем критичнее он относится к

себе, тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять
участие в викторине перед массой незнакомых людей. Чтобы понять это, достаточно
вспомнить, как мы входим в переполненный театральный зал, чтобы занять свое место. Нам
кажется, что все взгляды устремлены на нас. Но это только кажется, а при проведении
конкурса на нас действительно будут смотреть все. Поэтому викторина является наиболее
предпочтительной формой организации досуга при работе с массовой аудиторией
Доступность викторины ­ это ее соответствие интеллектуальным и физическим
возможностям человека. Тем не менее, при определенной организации в «детские»
викторины с удовольствием играют взрослые. Принцип известной детской игры в
испорченный телефон использован для телевизионной игры «Пойми меня», которая
благодаря телевидению получила популярность.
Требование пятое. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или
равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и
способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка
участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на
экзамене и др.
Все эти требования относятся к викторинам соревновательным. В другой группе викторин
­ ролевых ­ такие требования отсутствуют, так как они представляют собой определенное
поведение в предлагаемых условиях. В отличие от ролевых викторин ребенка,
побуждаемых стремлением подражать поведению взрослых в реальной жизни, у взрослого
человека ролевая викторина (игра) ­ это способ развлечения. В одних случаях такая игра не
выходит за рамки костюмирования, когда с помощью одежды и аксессуаров человек
обретает образ какого­либо известного литературного или исторического персонажа,
представителя другой эпохи, страны, народа. Подобное исполнение роли присуще
массовой досуговой деятельности, формой которой являются карнавалы, маскарады,
культовые праздники. В других случаях ролевая игра осуществляется как совместная
групповая досуговая деятельность и представляет собой театрализованное поведение,
условное разыгрывание действа в условной обстановке.
Участие в таких играх­викторинах требует определенных знаний об эпохе, манерах
поведения и общения, характере одежды. Определенные знания нужны и для воссоздания
обстановки, аксессуаров и т.п.
Педагогическая ценность ролевых игр­викторин в том, что они будят фантазию,
разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг
человека нестандартным и увлекательным развлечением.
Викторин все строятся на конкурентности, борьбе, столкновении. Само определение
викторин как соревновательных говорит об их сути. Чтобы соревновательность возникла,
необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или
командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают
друг друга ­ один школьный класс против другого, одна команда против другой и т.д. В
этих случаях викторина проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким
эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием
добиться победы. Это состояние передается и зрителям ­ болельщикам, рождает
атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет
привлекать к участию в викторине. Люди охотно откликаются на оказание помощи «своей»
команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д.
Обязательный элемент соревновательных викторин ­ судья или жюри, в обязанность
которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать
проведение викторины и определять победителя. Оценка результата и определение
победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и

болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной.
Малейшее проявление необъективности, предвзятости, подсуживания накладывает
негативный отпечаток на настроение всех присутствующих. И хотя отношение к викторине
выражается фразой «а если проиграем, то что мы собственно, теряем», несправедливое
решение надолго оставляет осадок в душе проигравших и их болельщиков. Самый простой
способ избежать субъективности – опереться на решение не одного, а нескольких судей,
которые сразу же, не советуясь, предъявляют свою оценку, как это происходит на
спортивных соревнованиях фигуристов
Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была,
получение ее приятно.
Приз венчает победителя. Викторина, как всегда, связана с определением победителей, а
также вознаграждением за правильно данный ответ.
Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать
Во­первых, приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.
Во­вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов
всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным,
а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.
В­третьих, приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто
символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной
медали с соответствующей надписью и т.п.
В­четвертых, само представление приза как цели, к достижению которой будут
стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент викторины, если его представить в
скрытом виде, как «темный приз».
В викторине обязательно присутствует элемент соревнования, который побуждает
ответ, делать выводы. Так как часто викторины предполагают деление всей группы на
микрогруппы /команды/то здесь проявляется коммуникативная деятельность, которая
позволяет воспитанникам во время игры сплотиться, сосредоточиться на общем деле. Во
время викторины создаётся благоприятная атмосфера, раскрепощение, совместные
эмоциональные переживания укрепляют отношения между учащимися.
Викторина даёт быстрый результат, если идёт по этапам. Каждый участник может
проявить себя, показать свои знания, умения, характер. Результат зависит от каждого
игрока, его способностей, быстроты реакции, выдержки, дисциплинированности.
Состязательность – это неотъемлемая часть любой игры, именно это и привлекает детей.
Воспитательная и образовательная ценность викторины состоит в том, что она развивает
находчивость и активность учащихся, расширяет их кругозор, содействует развитию
познавательных интересов и творческой смекалки, помогает выявлять знания учащихся по
химии. Игровая форма проведения этого мероприятия повышает эмоциональный тонус,
содействует лучшему усвоению химического содержания. Интерес учащихся к викторине
зависит от удачно составленных вопросов.
Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство
стимулирования познавательного интереса воспитанников, их интеллектуальных умений
Правила проведения викторин:
1. Тема викторины должна быть актуальной.
2. Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
3. Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
4. Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
5. Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.

6. В викторинах всегда должны быть победители.
7. Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно­воспитательном
процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Популярные темы викторин:
­ История государств и народов.
­ Дальние уголки земного шара.
­ Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
­ Праздники, которые всегда с нами.
­ Природные катаклизмы.
­ Сказочные герои и их авторы.
­ Государства и их правители.
­ Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.
­ Растительный и животный мир земного шара.
­ Великие полководцы и знаменитые солдаты.
­ Фильмы и их герои.
­ Знаменитые фразы знаменитых людей.
­ Великие первооткрыватели их открытия.
­ Медицина и здоровье.
­ Обычаи и традиции народов мира.
­ Птицы, рыбы, звери...
­ Предметы, без которых нельзя жить.
­ Экзотические растения и цветы.
­ Знаки зодиака и гороскопы.
­ Автомобили, их создатели и владельцы.
­ Реки, озера, моря и океаны.
­ Физика вокруг нас.
­ Химия нашей жизни.
­ История войн и побед.
­ Картины и художники.
Ещё раз напоминаю, что викторина - это особый вид игры, который заключается
в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных
областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами,
тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения
победителей конкурса, а также видом и суммой вознаграждения за правильные ответы.
Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность
хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за
правильный ответ.
Тематика
Любой детский конкурс или викторина будет гораздо интереснее, если проводится не сам
по себе, а органично вплетен в ткань общего праздника или мероприятия. Если это игровая

часть праздника, то конкурсное задание должно быть логически связано с тематикой
основного мероприятия.
Если викторина или серия конкурсов является основой мероприятия, неплохо, если все
задания также будут тематически связаны.
Выбирая тему, нужно учитывать возраст участников. Малышам будет интересно
участвовать в викторине, посвященной любимым сказкам или мультфильмам, играть в
пиратов или принцесс, а старшим ребятам можно предложить уже более серьезную
проблематику вплоть до решения «вечных вопросов». Конечно, возраст – не единственное,
что надо учитывать при выборе темы для конкурсной программы. Тут играет роль и
социальный статус, и интеллектуальный уровень участников, и то, будут ли группы
смешанными, либо состоять только из мальчиков или девочек.
Словом, чем больше факторов будет учтено, тем интереснее будет тема для участников и
тем с большей охотой они станут выполнять конкурсные задания.
Реквизит
Определившись с темой, необходимо подумать о том, что понадобится для проведения
конкурса. Конечно, многие предметы могут быть весьма условными: коробка, оклеенная
цветной бумагой, вполне подойдет на роль пиратского сундука, мячики заменят волшебные
яблочки, а рыбацкие сапоги «превратятся» в сапоги­скороходы. Словом, можно проявить
фантазию и использовать то, что под рукой – дети прекрасно принимают условность игры.
Но вовсе без реквизита обойтись не получится.
Даже если проводится интеллектуальная викторина, придется позаботиться о том,
чтобы у участников, как минимум, были ручки и листы бумаги.
Неплохо также как­то обозначить костюмы участников. Не всегда есть возможность
сделать сложные костюмы, но всего несколько деталей помогут детям быстрее включиться
в игру: корона для принцессы, повязка на глаз и бандана для пирата и т.п. Чем младше
участники мероприятия, тем важнее для них внешние атрибуты.
Безопасность
Во время подготовки конкурсных заданий, особенно спортивного плана, необходимо
позаботиться о безопасности участников, продумать, какие могут возникнуть
травмоопасные ситуации и постараться предотвратить их. Безопасным должен быть и
инвентарь, используемый в конкурсах.
Если задания требуют демонстрации спортивных навыков, необходимо, чтобы ребята были
одеты в соответствующую форму. Если праздник проходит на природе или на детской
площадке, местность для проведения активных конкурсных заданий должна быть
предварительно проверена на предмет безопасности.
Инструкция
Подготовка к викторине начинается загодя. В библиотеке следует отобрать книги нужного
автора и литературу о нем, а также газетные и журнальные публикации, которые помогут
ученикам подготовиться к мероприятию.
3
Устройте в группе небольшую книжную выставку. Расположите на стеллажах литературу
по теме викторины. Книги должны быть в свободном доступе для детей.
Заранее предложите воспитанникам нарисовать иллюстрации к произведениям писателя,
творчеству которого посвящена викторина. И проведите в классе вернисаж из работ
учащихся. Можно оформить с детьми тематическую стенгазету.

К оформлению викторины следует подойти творчески. Например, к викторине,
посвященной Корнею Ивановичу Чуковскому, сделайте из ватмана и картона «чудо­
дерево», расположите его между стеллажами с книгами писателя. Из цветной бумаги
вырежьте листочки, на которых напишите вопросы викторины и прикрепите их к веткам
дерева.
С интересом ученики будут разгадывать викторину­кроссворд, который красочно
оформляется на большом листе ватмана. А ответы на вопросы кроссворда дети могут
находить в представленных на выставке книгах.
Полезный совет
Обязательно надо продумать и наградить победителя викторины и особенно активных
участников. Это могут быть красочно оформленные почетные грамоты, книги по тематике
проведенной викторины, блокноты и ручки.
Как создать викторину /памятка/.
Викторина ­ это игра на основе вопросов и ответов. Проведение викторины на любом
празднике может оживить и разнообразить вечер. Важно творчески подойти к созданию
такой игры. Заранее продумайте основные моменты мероприятия, добавьте своего
хорошего настроения, и ваш праздник запомнится вашим гостям.
Инструкция
1В первую очередь определитесь с тематикой. Можно привязать тему викторины к
событию, которое вы отмечаете ­ день рождения, виновник торжества, Новый год и прочее.
Если это праздник для детей, нужно продумать вопросы так, чтобы они соответствовали
возрасту маленьких гостей. Если участники ­ взрослые, можно в качестве заданий
предложить интересные логические задачи или смешные вопросы­загадки. В кругу
хороших друзей можно сделать викторину на тему друг друга, где каждый участник
должен будет продемонстрировать знания о своих друзьях.
Чтобы ваша викторина не превратилась в занудный перечень вопросов, можно сделать
шуточную викторину или по крайней мере разбавить список познавательных вопросов
веселыми заданиями и вопросами.
2
3
Тщательно продумайте правила игры: очередность игроков, что считать правильным
ответом, можно ли будет выбирать сложность вопроса. Кроме того, обязательно
подготовьте призы. Они не должны быть обязательно дорогими, но и не должны быть
бесполезными. Хороший вариант ­ ручки, календари, конфеты и шоколадки, елочные
игрушки (если это новогодний праздник), воздушные шары. Призы вручите по результатам
игры, но маленькие презенты должны получить все участники. Особенно это важно в
детском коллективе.
Чтобы сделать викторину разнообразной, можно разбить ее на туры. Каждый тур должен
отличаться от других, например, типом заданий. Это могут быть:
а) вопросы, требующие ответа "да"/"нет";
б) вопросы с вариантами ответов (как, например, в телеигре "Кто хочет стать
миллионером");
в) открытые вопросы
г) творческие задания (изобразить, нарисовать, спеть);
д) игровые задания и любые другие, какие вам подскажет ваша фантазия.

Хорошо использовать в викторине элементы широко известных развлекательных и
познавательных телепередач: например, задание с "черным ящиком" ("Что? Где? Когда?")
или вопросы типа "Кот в мешке" ("Своя игра").
6Приготовьте ватман или доску, на которой будут фиксироваться результаты игроков.
Подготовьте как можно больше вопросов и заданий, но длительность викторины лучше
определить по ходу игры. Следите за реакций игроков, их настроением, какие вопросы и
задания им больше нравятся. Не стремитесь довести игру во что бы то ни стало до конца
­ викторину можно закончить по времени или когда какой­то игрок наберет определенное
количество очков
Удовлетворение, полученное от игры, создает комфортное настроение и усиливает
желание изучать предмет. В игровой деятельности активизируется мыслительная
деятельность, которая помогает решению познавательных задач.

Заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.

Существуют настольные викторины с заранее подготовленными вопросами. Очень часто на рынке настольных игр одновременно представлено несколько версий одной и той же игры, различающихся набором (часто уровнем сложности) вопросов. Встречаются также дополнительные наборы вопросов, продающихся отдельно от игры.

Примеры настольных игр , являющихся викторинами:

Происхождение слова

Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы , шарады , ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина».

Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа ». Виктор - лат. победитель . Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы.

Онлайн-викторины

С появлением Интернета стало возможным создавать специализированные сайты-викторины, например «Мирк викторина», которая построена на движке онлайн чата IRC , позволив викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них даже предусмотрены денежные призы для победителей.

Помимо викторин-сайтов можно поиграть онлайн и в jabber чатах. Например с ботом Quizer (викторина@conference.jabber.ru)

Другим примером онлайн-викторины может служить игра Conquiztador , существующая с 2002 года.

Многие тематические сайты также размещают странички с викторинами, призванные развлекать посетителей и популяризовать направленность сайта.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Викторина" в других словарях:

    Ы, жен.Производные: Викторинка; Викта; Вита (Витя); Виташа; Витася; Витуся; Витюша; Торя; Рина.Происхождение: (Женск. к (см. Викторин))Именины: 24 окт. Словарь личных имён. Викторина ж Женское к Викторин … Словарь личных имен

    ВИКТОРИНА, викторины, жен. (неол.). Игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой нибудь общей темой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВИКТОРИНА, ы, жен. Игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой н. общей темой. Музыкальная в. Литературная в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Викторина - это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видом и суммой вознаграждения за правильные ответы.

Само развлечение имеет давнюю историю. А слово, которое его обозначает, придумал писатель Михаил Кольцов. В его газете был раздел, в котором печатались всевозможные интеллектуальные конкурсы: шарады, загадки интересные вопросы. Вел ее журналист по имени Виктор. Отсюда и слово "викторина". Это состязание в остроумии, сообразительности, эрудированности. События развивались в двадцатые годы прошлого века, когда новая страна строила не похожее на старое общество. Все оригинальное было в почете. Викторина прижилась и как термин, и как развлечение. Особенно старались увлечь новым занятием молодежь. Благодаря прессе вскоре вся страна узнала, что такое викторина. Занятие настолько увлекательно, что уже и страна стала другой, а конкурсы проводятся все чаще, придумываются новые их разновидности.

Интеллектуальные развлечения бывают самыми разными. Они делятся по тематике, возрастным группам участников, способам проведения. Сейчас очень много викторин проводится в сети интернет. Часть из них направлена на привлечение пользователей, другие проводятся для развлечения. Чаще эти конкурсы имеют целью стимулировать развитие интеллектуальных способностей.

Как придумать викторину:

Для начала нужно выбрать тематику и цель игры. Обязательно следует учесть возраст участников. Для несложных конкурсов просто составляют вопросы, исходя из объема знаний, предположительно имеющихся у игроков. Например, чтобы составить викторину по истории для определенного класса, берется учебный материал, изучается. На его основе составляются вопросы. Ответы организатор тоже должен подобрать заранее, чтобы не путаться в процессе игры. Существуют более сложные конкурсы. При их проведении нужно объяснять правила, ход проведения и вообще то, что такое викторина. Примеры таких игр мы часто видим на телевизионных экранах. Различные шоу, где не просто требуется дать правильные ответы, а сделать это в экстремальных условиях. Здесь уже не только эрудиция играет роль, но и крепость нервной системы. В социальных сетях это развлечение приобретает огромную популярность. Можно там и свою викторину создать. Особенно много посетителей придет, если вы предложите приз за победу.

Как составить викторину для детей:

Для малышей можно начинать создавать игры уже лет с трех, когда они осознают соревновательный процесс. Например, вопросы можно подобрать о любимых сказочных героях, персонажах мультиков. Таким способом детки приучатся не только запоминать увиденное, но и использовать свои пока маленькие знания. Когда они подрастут, лучше организовывать викторины с движением. Дети – непоседы, так зачем их держать на месте? Подберите вопросы по школьной программе. Викторина будет восприниматься намного легче, если сопровождать ее простенькими физическими занятиями. Можно передавать ребятам шарик: кто поймает, тот и отвечает. Можно написать вопросы на бумажке и положить в отдаление. Детей разделить на команды. Каждый должен будет добежать до стопки вопросов, прочесть один, ответить, вернуться и передать эстафету следующему. Самый быстрый – победитель!

С самого раннего детства, потом в школе, институте мы принимали участие в различных викторинах. Все мы помним, как хотелось блеснуть эрудицией перед одноклассниками, ответив правильно на каверзный вопрос. Викториной увлекаются все, и стар и млад, это же так интересно попробовать свои силы в поисках правильных ответов, да еще возможно, и в экстремальной ситуации.

Что такое викторина

Говорят, что слово «викторина » придумал советский писатель Михаил Кольцов в 20-х годах прошлого века. С тех пор слово прижилось, и пошло гулять по стране. Уже в детском садике, дети сами(!) просят устроить им игру викторину: это же такое интересное развлечение. Казалось бы, ну что тут такого, отвечать на вопросы. Ан нет, отвечать на продуманные и заранее приготовленные вопросы не так – то просто. Необходимо проявить смекалку, эрудированность, знание предмета и в итоге получить заслуженную награду. Викторина развивает у детей способность логически мыслить, память и эрудированность.

Игры викторины сейчас очень популярны: и в интернете, и на экране телевизора. Вспомнить популярную игру «Что? Где? Когда?» или «Как стать миллионером?», а также сверхпопулярную «Поле чудес». И все это викторины. Они различаются способом проведения, призами, но основа все та же – ответы на вопросы.

Играть в викторины

Есть настольные викторины с уже подготовленными вопросами разной сложности. Участники заходят в игру и поочередно отвечают на вопросы. А можно придумать викторину самому по заданной теме. Проведение викторин возможно, как в живую, например, в классе, так и в интернете. В интернете проводят викторины для развлечения, или для привлечения пользователей на свой сайт или блог.

Какие бывают викторины

Самыми разными. Они могут различаться по тематике, по способу проведения или по возрасту участников. Но, как правило, все они направлены на интеллектуальное развитие человека. Правила создания викторин просты: необходимо определить цель викторины на заданную тему, и придумать вопросы. Вопросы могут быть самые разные: от самых простых до самых каверзных. Чем «заковыристее» вопрос, тем интереснее. Часто викторины совмещают с легкими физическими упражнениями, например, поймал мяч, должен ответить на вопрос. Чем больше пойманных мячей и ответов на вопросы, тем ближе победа.

И так, к какому выводу мы пришли? Викторина это интеллектуальная игра, основанная на вопросах и ответах. Этим развлечением увлекаются тысячи людей, начиная с детсадовского возраста. Викторина это так интересно!

Занимательная викторина с ответами

1. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

2. Что легче — килограмм ваты или килограмм железа?

3. Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

4. Какое государство можно носить на голове?

5. Какой город летает?

6. Когда человеку минет семь лет, что будет дальше?

7. Из какой посуды ничего нельзя есть?

8. Сколько яиц можно съесть натощак?

9. На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя?

10. Какие часы показывают правильное время всего два раза в сутки?

11. Без чего дом не построишь?

12. Без чего хлеб не испечешь?

Ответы

1. Твое имя.

2. Одинаково — оба по килограмму.

3. Из железнодорожного.

4. Панама.

6. Пойдет восьмой.

7. Из пустой.

8. Одно, остальные будут уже не натощак.

9. На мокрое.

10. Те, которые остановились.

11. Без углов.

12. Без корки.

Викторина на сообразительность с ответами

1. Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают?

2. В какое время года можно пронести воду в решете?

3. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?

4. За чем вода в стакане?

5. Человек лег спать в 9 часов вечера, а будильник завел так, чтобы тот разбудил его в 10 часов утра. Сколько часов он проспит?

6. Назови пять дней недели, не называя их по именам.

7. В каком случае дети и собака, забравшиеся под зонтик, не намокнут?

8. Что можно подержать только в левой руке?

9. На какой вопрос нельзя ответить «да»?

10. Что было завтра, а будет вчера?

11. Сколько жирафов плавает в Черном море?

12. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет?

Ответы

1. Взгляд.

2. Зимой, заморозив ее.

3. Когда дверь открыта.

4. За стеклом.

5. Один, поскольку будильник зазвенит уже через час.

6. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

7. Если нет дождя.

8. Правую руку.

9. Вы спите?

10. Сегодня.

11. Жирафы не плавают.

12. Мокрым.

Шуточная викторина

1. Как можно снять колесо за одну секунду?

2. Когда лошадь покупают, какой она бывает?

3. Каких камней не найдется в море?

4. Какой болезнью на земле никто никогда не болеет?

5. Когда мальчика называют женским именем?

6. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?

7. Может ли страус назвать себя птицей?

8. Когда человек бывает в комнате без головы?

9. В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего?

10. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать? 1!. Сколько солнц светит в середине ночи?

12. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется?

Ответы

1. Фотоаппаратом.

2. Мокрой.

4. Морской.

5. Когда он долго спит — соня.

6. Ни одной — горошины не умеют ходить.

7. Нет, так как он не умеет говорить.

8. Когда он высовывает ее через окно на улицу.

10. Когда два часа дня.

11. Ночью солнце не светит.

12. Петухи яиц не несут.

Загадочная викторина

Вариант 1

1. Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас.

2. Ест то, что не ест никто:

То папину шляпу,

То мамино пальто.

3. Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке,

Беленькие конопушки.

4. Я качу, качу на нем,

Я стою на нем верхом,

Я стою одной ногой,

По земле бегу другой.

Я, конечно, очень рад:

Мне купили...

5. Ночью летает,

Глаза — как у кошки.

И уши с кошачьими

Схожи немножко.

6. Деревянные подружки

Пляшут по его макушке,

Бьют его, а он гремит,

В ногу всем шагать велит.

7. Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

8. Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

9. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит.

10. Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

11. Есть в комнате портрет

Во всем на вас похожий,

Засмейтесь — и в ответ

Он засмеется тоже.

12. Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу,

Знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю.

Ответы

1. Антенна

3. Мухомор

4. Самокат

6. Барабан

9. Трактор

10. Парашют

11. Зеркало

12. Метель

Вариант 2

1. Кто ходит в каменной рубахе?

2. Одно бросил — целую горсть взял.

3. Что с земли не поднимешь?

5. Пять братьев — годами равные, ростом разные.

6. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.

7. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут.

8. Кто в году четыре раза переодевается?

9. Два раза родится, один раз умирает.

10. В маленьком амбаре лежит сто пожаров.

11. Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю — людям добром плачу.

12. Сама не ем, а людей кормлю.

Ответы

1. Черепаха.

10. Спички

Викторина на внимательность

Вариант 1

1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?

2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев?

3. Кто уверен, что в будущем его ждет слава?

4. Что читает Роман?

5. Кому хорошо живется на свете?

6. Кто из девочек родился первого марта?

7. Что катает на крыльце пес Шарик?

8. Кому привольно в поле?

9. Сколько в стае сорок?

10. Кто знает фамилию мальчика, который боится муравьев?

11. Как зовут продавца, у которого папа купил рулон толя?

12. Кто однажды вошел в клетку, где сидел лев?

Вариант 2

1. Кто покажет дом, в котором живет растеряша?

2. Кто с нетерпением ждет подарки от Деда Мороза?

4. А восьмого июля?

5. Кто не пьет кефира?

6. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

7. Кто каждое утро поет песню про гардемарина?

8. Кто третий день подряд читает книгу «Путешествия Лемюэля Гулливера»?

9. Кто десять раз смотрел художественный фильм «Человек- невидимка»?

10. Какое имя у девочки, которая от зеленки зелена?

11. Кто в зоопарке дразнит верблюда?

12. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

13. Кто за обе щеки уплетает рогалик?

14. Кто, заметив паука, спрятался под диван?

15. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

16. Кто делает гербарий из листьев клена, березы и ясеня?

17. Кто подскажет друзьям место, где растет вкусная ежевика?

18. Как зовут мальчика, который ждет—не дождется клева?

19. Кто принес куклу из магазина?

20. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

Викторина по ОБЖ

1. Назови номер пожарной службы.

2. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

3. Как называется место посадки и высадки пассажиров?

4. Назови номер скорой помощи.

5. Назови последовательность смены сигналов в трехсекционном светофоре.

6. Как пешеходы должны ходить по тротуару?

7. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

8. Как называют пассажира без билета?

9. Сигнал светофора, который запрещает движение.

10. Кто управляет машиной?

11. Красная машина мчится,

Черный дым в окне клубится

Кто без спроса спички взял?

Вот и начался...

12. В чисто убранной светличке

Дремлют сестры-невелички.

Эти сестры весь денек

Лучшие статьи по теме