Для школьников и родителей
  • Главная
  • Законодательство
  • Разделяй и направляй мудрое правило но. «Разделяй и властвуй – мудрое правило, но объединяй и направляй – ещё лучше». (И. В. Гёте) (ЕГЭ обществознание). «Эффективный» управляющий глазами подчиненных

Разделяй и направляй мудрое правило но. «Разделяй и властвуй – мудрое правило, но объединяй и направляй – ещё лучше». (И. В. Гёте) (ЕГЭ обществознание). «Эффективный» управляющий глазами подчиненных

Власть всегда была одним из самых актуальных вопросов. Зная историю можно сказать, что легче прийти к власти, чем удержать ее. Хорошим примером этого тезиса может являться Наполеон Бонапарт, пришедший к власти как триумфатор и окончивший свою жизнь на далеком острове святой Елены.

В данном высказывании Гёте как раз рассматривается проблема удержания власти.

Я согласна с мнением автора, так как считаю, что консолидация народа вокруг единого лидера или партии дает лучшие результаты, чем стравливание отдельных группировок. Если не контролировать этот процесс, он может перерасти в гражданскую войну, что, безусловно, является отрицательным фактором и дестабилизирует как экономику, так и общественную жизнь. Предлагаю рассмотреть и тот и другой метод на конкретных примерах и проследить их последствия. Что бы сравнения получилось корректным возьмём одну и ту же эпоху.

Итак, шестнадцатый век. Религиозные войны во Франции. После смерти своего мужа регентом при малолетнем сыне является Екатерина Медичи. Власть слаба и она выбирает политику стравливания двух враждующих лагерей католиков и протестантов (гугенотов), попеременно поддерживая то тех то других. Эта политика, по сути, провоцировала продолжения религиозного конфликта и вылилась в Варфоломеевскую ночь. Тогда только в Париже погибло 20 000. Эта политика была не верной в данных условиях, так как вместо урегулирования конфликта, она разжигала его, что в конце концов вылилось в тысячи людских жертв.

В том же веке практически одновременно с Екатериной в Англии правила Елизавета Тюдор. После её сестры Марии ей тоже досталось слабое после религиозных конфликтов и костров инквизиции государство. Первым законом ею изданным стал документ объявляющий, по сути, свободу вероисповедания. Она стала символом для своего народа. Вскоре Испания, сильнейшая страна того времени объявила Англии войну. Елизавета же тогда приказала всем судам: и торговым, и военным отправляться защищать родину. Она объединила общество вокруг себя, тем самым консолидировав силы и совершив рывок в экономическом и социальном плане. До сих пор она считается одной из любимейших английских королев, уступая только королеве Виктории.

Таким образом, данные примеры позволяют мне согласится с мнением Гёте. Крепкая единая власть позволяет государству и обществу развиваться. Стравливание отдельных группировок для их ослабления тоже довольно эффективный метод, однако эта ситуация может выйти из под контроля и лишь усугубить политическую ситуацию.

"Разделяй и властвуй" - мудрое правило,
но "объединяй и направляй" - еще лучше.
Гете


В бизнесе есть такая практика, когда корпоративная этика диктует условия жесткого противостояния нескольких групп внутри коллектива предприятия. Назовем их группами влияния, или кланами. Суть их взаимодействия выражается фразой?разделяй и властвуй!?.

Как известно, Гай Юлий Цезарь, реализовал этот принцип для сохранения, как он думал, своего положения и личной безопасности. Плутарх заметил, что Цезарь не имел своих телохранителей. Зато его легионеры, разделенные им по племенным и иным интересам, враждовали как несколько противостоящих группировок: ?Цезарь надеялся, что при возмущении германцев его защитят римляне, от своих же соплеменников укроют варвары.?

Рассмотрим на примере.

Небольшая компания, состоящая из 15-20 человек. Каждая позиция по своему универсальна и взаимозаменяема, не строгая иерархия: как говориться?социализм? в отдельно взятой компании. Якобы?демократичный? стиль управления. Это при первом приближении.

Рассматривая более внимательно эту ситуацию, мы обнаружим в ней конкуренцию между несколькими лидирующими членами команды, у которых, как всегда в таких компаниях есть свои группы поддержки состоящие из двух-трех человек. Руководитель предприятия в такой компании ведет?любовные игры? с каждой группировкой или кланом в отдельности, справедливо полагая, что такая мини-конкуренция внутри его предприятия повысит эффективность команды в целом. Хорошо, когда руководитель предприятия, достаточно мудр, чтобы не доводить такие ситуации до абсурда и умело лавирует между интересами групп, не сталкивая их напрямую, нос к носу, каждый раз разделяя сферы влияния по новому. Таким образом, поддерживая коллектив в тонусе и все же давая им почувствовать, что конкуренция всего лишь игра.

Но что мы имеем в виду под словом?абсурд?? Это то, когда владелец (руководитель) компании сталкивает своих подчиненных в нешуточных битвах, с удовольствием наблюдая, как?холопы? дерут друг другу чубы, оставаясь при этом?лояльным? и?чистеньким? сторонним наблюдателем. Такой горе-руководитель получает поистине садистское наслаждение от этого зрелища: ведь наверное это приятно, когда подчиненные ежедневно приносят себя в жертву ради достижения высочайшей благосклонности с его стороны. Таким образом в компании процветают доносы, наушничество, интриги, подсиживание между мнимыми конкурентами. В итоге получается так, что все свои моральные ресурсы, ребята-члены команды расходуют не на общее дело, а на борьбу друг с другом.

Увлеченные этой мышиной возней сотрудники забывают о корпоративных целях компании, ведь команда разделена на?своих? и?чужих?.

Так же в компании обязательно присутствуют пара-тройка аутсайдеров-индивидуалистов, которых травят всеми кланами разом, предварительно выжав из них максимум пользы для себя, чтобы?свои? могли курить бамбук и пожинать лавры. Индивидуалисты - в первую очередь аутсайдеры потому, что изначально отказываются вступать в какие либо кланы и играть по правилам джунглей. Как правило, места этих аутсайдеров часто вакантны.

Рассмотрим пример такого индивидуалиста.

Его принимают на работу без особых рекомендаций, практически с улицы. С ним не заключается контракт, так как априорно предполагается, что работник не продержится и двух-трех?испытательных? месяцев. За это время этому человеку предлагают в качестве различных?испытательных? заданий разрабатывать различные стратегии, генерировать всяческие идеи (которые всегда приветствуются), в общем, впускать, так сказать, свежую струю. Разумеется, новичок рвет и мечет, чтобы оправдать высокое доверие, ведь он взят с улицы, без рекомендаций. Такие люди могут задать (и делают это) компании новый мощный импульс движения, так как основное их преимущество в том, что их голова не занята?племенными? разборками, коими забита голова аборигенов. Всю свою энергию они направляют на созидание. Свято веря, что попали в самую лучшую команду в своей жизни, и что им здесь придется проработать немалый срок? они жертвуют своим сном, покоем, личным временем и реальными перспективами. В это время кланы перестают воевать друг с другом, наблюдают за новичком и активно подпинывают его различными поощряющими экивоками. В общем, чел доволен своим стартом и видит компанию в самом розовом цвете, пока его миссия в качестве импульсного генератора не закончиться. Когда все его проекты аккуратно сложены в папочку и готовы к употреблению, находиться причина, чтобы его уволить. Если таковой причины нет - то кланы дружно начинают гнобить товарища, пока он сам не уйдет. Но бывают исключения, когда такой новобранец находит вдруг покровительство лидера одной из группировок, когда лидер группировки посчитает, что новообращенный будет вполне лоялен не к компании, а лично к нему. Но если такого не произойдет, то конечно, товарищ снова становиться товаром на рынке труда, либо переходит в конкурирующую компанию.

Эта схема универсальна, так как она работает не только в наших молодых компаниях под управлением молодых топ-менеджеров. Мы её так же наблюдаем в нашей?феноменальной? политике государства. Приведу пример: Как только что-то улучшается в жизни общества, как только повеет?свежий ветер перемен?, тут же мы наблюдаем различные ротации во властной структуре, и отход молодых и энергичных политиков в оппоненты действующей власти. Не будем утомлять искушенного читателя перечислением реальных имен и конкретных дат.

Но бывает и беспрецедентные случаи.
Владелец настолько увлекается петушиными боями, что перестает замечать, как некоторые клановые лидеры доросли до того уровня, когда они в список своих конкурентов включают и самого руководителя компании. В таких случаях сигнал тревоги может подать только новичок, который видит все детали происходящего со стороны неискушенным взглядом. Но руководитель-владелец, как правило, больше привык доверять старым схемам, и остается лояльным к старой команде, не замечая, что?сенаторы? готовят путч.

Как заключение, нам хочется привести слова Плутарха:
?Друзья Цезаря просили, чтобы он окружил себя телохранителями, и многие предлагали свои услуги. Цезарь не согласился, заявив, что, по его мнению, лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти?.

Вооруженные приспешники, пусть и следившие друг за другом, просмотрели, как заговор затеяли сами сенаторы. В марте 44 года до новой эры диктатор был убит.

Дописав эту статью до конца, описав частную ситуацию в одной маленькой, отдельно взятой?демократичной? компании, мы пришли к парадоксальному выводу, что по своей сути демократия вредна для построения частного бизнеса. Строго иерархичная система, которая позволяет сплотиться коллективу вокруг одного ядра, и позволяет выступать компании единым целым? наиболее естественная система управления бизнесом.

О теории естественных систем и её прикладном значении в построении компаний мы можем написать в следующей статье, если данная статья вызовет интерес аудитории.

Являясь членом региональной предметной комиссии по обществознанию, я ежегодно проверяю часть С Единого государственного экзамена. Большинство работ обязательно включает в себя написание эссе (нередко бывает даже, что эссе является единственным выполненным выпускником заданием), однако работ, которые получают 4-5 первичных баллов (максимальный первичный балл по этому заданию – 5) , очень мало. Очень часто выпускники не могут правильно определить подлежащее рассмотрению в рамках выбранной темы содержание обществоведческого курса, сформулировать проблему или основную мысль, подобрать аргументы – как теоретические, так и фактические. При этом, школьники озабочены вопросом: как научиться писать эссе, а учителя – как научить его писать. Как учитель, у которого ежегодно более 70% выпускников выбирают ЕГЭ по обществознанию , меня тоже не обошла стороной эта проблема, а потому не устаю искать новые эффективные формы работы.

Так например, в прошедшем учебном году в блоге Электронные тетради мы с учениками предприняли попытку совместной работы над эссе онлайн. Как это происходило, и что получилось в итоге, можно прочитать в соответсвующих сообщениях блога (в каждом случае, рядом со ссылкой указана тема эссе, которая отрабатывалась на онлйн-занятии):

Пишем эссе онлайн вместе №1 . Экономика. «Деньги – признаваемое всеми средство обращения, которые принимаются в обмен на товары и услуги и могут быть использованы для накопления богатства и использования в будущем» (Любимов Л.).

Пишем эссе онлайн вместе №6 . Экономика. «Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Пишем эссе онлайн вместе №7 . Экономика. «К онкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей » (Д. Сарнофф).

Если внимательно прочитать все семь сообщений, то можно увидеть, что, хотя получившиеся в результате работы эссе являются очень разными и неоднородными по качеству, тем не менее, они значительно улучшили первоначальный вариант. Полезность и эффективность такой работы отмечали и большинство учащихся, принимавших участие в ней. А поэтому, с ейчас, когда до дня сдачи ЕГЭ по обществознанию в этом году осталось менее 10 дней, я предлагаю своим читателям принять участие в эксперименте: давайте попробуем не просто отредактировать имеющееся эссе, как это было в приведенных выше примерах, а написать эссе с нуля в онлайне . Конечно, в первую очередь, эта работа ориентирована на выпускников 11-х классов МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В.Д.Луценко (сч итаю подобную работу более эффективной в сравнении с традиционными консультациями) , но я приглашаю и всех желающих.

Для совместной работы я предлагаю вам пять тем эссе из демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию 2013 г. Пять дней – с понедельника по пятницу – пять отработанных тем, попытка написать 10 эссе – по два на каждую тему, используя два разных шаблона: шаблон О. В. Кишенковой и шаблон С. А. Маркина . Описание шаблонов можно прочитать (в сообщении они идут как вариант 3 и вариант 4), более подробно о шаблоне С.А. Маркина с подробным разбором шаблона и примерами готовых эссе написано , сравнительная характеристика этих двух шаблонов (тоже с примерами готовых эссе) есть .

Понедельник, 3 июня 2013 г.

Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
.

1)
2)
_________________________________________
Итоги первого дня. В работе приняли участие:

  • Татьяна Соколова (взяла на себя основную работу по первому шаблону и немного помогала по второму)
  • +Аня Беляева (практически в одиночку работала по второму шаблону)
  • Виктория Усманова (помогала идеями при работе над первым шаблоном, очень жаль, что не закончила работу над идеей по Дидро)
Усталость после ЕГЭ по математике не позволила завершить работу, но даже то, что было сделано таким небольшим кругом за ограниченное время, является вполне достойной работой. Я немного дописала, просто, чтобы закончить работу. 5 баллов такое эссе, конечно, вряд ли наберет на экзамене (хотя...почему бы и нет, возможно, я просто очень требовательна), но 3 — 4 вполне реально. Получилось два варианта эссе по одной теме.
Главное "открытие" первого дня: не работает чат в документе. Пока не разобралась, в чем причина. Подозреваю, что после обновлений, чат работает только в условиях персонализированного доступа. Будем приспосабливаться.

Вторник, 4 июня 2013 г.
Экономика. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Документ для совместной работы .
Что можно почитать в блоге по теме эссе: .
___________________________
Итоги второго дня. В работе приняли участие:
  • Галина Сергиенко (молодец, сделала основную часть работы по шаблону С. А. Маркина)
  • Татьяна Соколова (могу только восхищаться тем, что человек не ищет легких путей — ведь экономика совсем не ее конек, могла бы пропустить вечер, но молодец, хватается за любую возможность углубить свои знания по курсу, сделала почти всю работу по шаблону О.В. Кишенковой)
  • +Аня Беляева (не сразу включилась в работу, но именно благодаря ей второй шаблон отработан полностью, до конца, мне осталась только больше речевая, нежели содержательная чистка); Социология, социальная психология. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

В предложенной нам цитате, автор поднимает проблему интеграционной и ориентационной функций политического лидера. Действительно, "разделяй и властвуй", на мой взгляд, подходит больше для диктаторов, но никак не для управляющих демократическим обществом. Помимо власти, лидер получает бремя ответственности за людей, которые следуют за ним, поэтому естественно указывать верный путь и способствовать сплоченности коллектива правильнее, чем потакать междоусобной неприязни.

Примером может послужить известный русский военноначальник времен гражданской войны Чапаев.

В отличии от принятых стандартов поддержки дисциплины в армии- наказания и давление страхом, он обращался со своими бойцами с любовью, и сам не единожды показывал своим поведением пример отваги и доблести, за что его очень любили и поддерживали солдаты. Из-за этого, его части всегда были одними из наиболее эффективных на поле боя.

Иным примером является Соломон. Не следуя примеру своих предшественников, предыдущих правителей, он не давил на свой народ своим авторитетом. Все вопросы, с которыми приходили к нему просящие, он решал справедливо и непредвзято. За это его и прозвали "Мудрым".

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что если ты желаешь принести пользу своим подчиненным, необходимо сплачивать коллектив и призывать его действовать в одном направлении для достижения общей цели.

Обновлено: 2017-04-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Все наши тео-рии - это не что иное, как обоб-ще-ние опыта, на-блю-да-е-мых фак-тов» (В.А. Ам-бар-цу-мян).

29.2 Эко-но-ми-ка: «Спрос и пред-ло-же-ние - это про-цесс вза-им-но-го при-спо-соб-ле-ния к ко-ор-ди-на-ции» (П.Т. Хайне).

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «На-ча-ло лич-но-сти на-сту-па-ет на-мно-го позже, чем на-ча-ло ин-ди-ви-да» (Б.Г. Ана-ньев).

29.4 По-ли-то-ло-гия: «"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

29.5 Пра-во-ве-де-ние: «Закон не знает со-слов-ных пре-ступ-ле-ний, не знает раз-ли-чий по кругу лиц, в среде коих со-вер-ша-ет-ся его на-ру-ше-ние. Он ко всем равно строг и равно ми-ло-стив» (А.Ф. Кони).

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания , в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер , которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников . В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Лучшие статьи по теме