Для школьников и родителей

Высокое средневековье. Франция и Германия

2. Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы, «Песнь о Роланде», «Роман о Розе».

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.

Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые «Баллады о Робин Гуде», который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Праздничная культура средневековья.

Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним календам (1--5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи, церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись необузданно веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями свиньи.

Во время самих календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу зевак и осмеивали высшую власть. Но служители христианской церкви, враждебной духовной свободе народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать свободному развитию массового народно-праздничного творчества, особенно -- его сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено.

И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища -- представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры Западной цивилизации они назывались скоморохами.

Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов.

Ваганты (derlei vagantes -- лат. - «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо озорными школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».

Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.

В период раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально обозначают, и обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.

Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы. При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе потенциальные возможности для развития драматического действия (освещения церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.).

Зарождение “городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая «городская литература», для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века).

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством «жонглеров», которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

Доплата за одноместное размещение 35 евро!

СТОИМОСТЬ ТУРА: 135 € + 450 000 бел.руб.

Это лучший шоппинг!

04.06.2015, 02.07.2015, 20.08.2015, 08.10.2015, 05.11.2015, 10.12.2015, 21.01.2016

4 дня/2 ночлега в отеле /1 ночной переезд

Программа тура :

1 день Выезд из Минска в 5.00 (ж/д вокзал, станция «Дружная»). Транзит по территории РП. Ночлег в транзитном отеле в Польше.
2 день Завтрак. Выезд из отеля. Посещение торгового центра под Берлином: Дизайнерского аутлета McArthurGlen Designer Outlet Berlin. www.mcarthurglen.com/de/designer-outlet-berlin/de/. Отправление в Берлин, размещение в отеле. Свободное время. По желанию посещение магазинов в Берлине: торгового центра – KaDeWe на улице Тауентцинштрассе, перейдя на улицу Курфюрстендамм Вас встретят магазины: Levi’s, Diesel, Nike и Puma, международные и уже ставшие народными магазины: H&M,Mango, Zara, Vero Moda, Gap, Benetton. Ночлег в отеле.
3 день Завтрак. Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Берлину: Бранденбургские ворота, Рейхстаг, Берлинский Кафедральный Cобор, Александерплатц и телебашня и т.д. Отправление из Берлина. Посещение торгового центра на территории Германии (A10). На Ваш выбор: Bauhaus, C&A Mode, Karstadt Sports, P&C Düsseldorf, Real,- и множество других магазинов. Распродажи и скидки до 70%. В перерыве от покупок можно пообедать в многочисленных ресторанчиках и кафе. http://www.a10center.de/. (время на покупки около 9 часов). Отправление в Минск (1050 км). Ночной переезд.
4 день Посещение супермаркета на территории Польши. (Время на покупки около 2 часов). Прибытие в Минск вечером.

В стоимость тура входит: проезд автобусом, 1 ночлег в Польше, 1 ночлег в Берлине, завтраки в отелях, обзорная экскурсия в Берлине без входных билетов.

В стоимость тура не входит: виза, мед.страховка, входные билеты в музеи на экскурсионные объекты;

Туристическое предприятие оставляет за собой право изменять график поездок по мере комплектации группы, а также вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, осуществлять замену заявленных отелей и ресторанов на равнозначные. Время в пути указано ориентировочное. Предприятие не несет ответственности за задержки, связанные с простоем на границах, пробками на дорогах.

В это время окончательно сложились феодальные отношения, уже завершился процесс становления личности (XII в.). Существенно расширился кругозор европейцев благодаря ряду обстоятельств (это эпоха крестовых походов за пределы Западной Европы: знакомство с жизнью мусульман, Востока, с более высоким уровнем развития). Эти новые впечатления обогатили европейцев, расширился их кругозор и в результате путешествий купцов (Марко Поло путешествовал в Китай и по возвращении написал книгу, знакомя с китайской жизнью, традициями).



Посредством арабской литературы европейцы начали знакомиться с памятниками древнегреческой культуры. Расширение кругозора ведет к формированию нового мировосприятия. Благодаря новым знакомствам, впечатлениям люди начали понимать, что земная жизнь не бесцельна, обладает большой значимостью, мир природы богат, интересен, не создает ничего плохого, он божественен, достоин изучения. Поэтому начали развиваться науки. Возникла мысль, что Христос тоже прошёл земную жизнь.

В литературе Христа начали показывать страдальцем, ему сочувствовали. В архитектуре – стиль готики – страдает духовное порывание к новым идеалам, устремлённость в небо, оторванность от земли. Особенности литературы этой поры: 1. Соотношение между церковной и светской литературой решительно изменяется в пользу светской. Формируются и процветают новые сословные направления: рыцарская и городская литература. 2. Расширилась сфера литературного употребления народных языков: в городской литературе предпочитают народный язык, даже церковная литература обращается к народным языкам.

3. Литература обретает абсолютную самостоятельность по отношению к фольклору. Литература начинает оказывать влияние на фольклор (напр., рыцарский роман влияет на героический эпос). 4. Возникает и успешно развивается драматургия. 5. Продолжает развитие жанр героического эпоса.

Возникает ряд жемчужин героического эпоса: "Песнь о Роланде", "Песнь о моём Сиде", "Песнь о Небелунге". Героический эпос. Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами, т. е.

песнями о деяниях, подвигах. Тематическую основу жест составляют реальные исторические события, большинство из которых относится к VIII - X вв. Вероятно, сразу же после этих событий возникли предания и легенды о них. Возможно также, что предания эти первоначально существовали в виде кратких эпизодических песен или прозаических рассказов, сложившихся в дорыцарской дружинной среде. Однако очень рано эпизодические сказания вышли за рамки этой среды, распространились в народных массах и превратились в достояние всего общества: им с одинаковым восторгом внимало не только воинское сословие, но и духовенство, купечество, ремесленники, крестьяне.

Поскольку изначально эти народные сказания предназначались для устного напевного исполнения жонглерами, последние подвергали их интенсивной обработке, которая заключалась в расширении сюжетов, в их циклизации, во введении вставных эпизодов, иногда очень больших, разговорных сцен и т. п. В результате краткие эпизодические песни приняли постепенно вид сюжетно и стилистически организованных поэм - жест. Кроме того, в процессе сложного развития некоторые из этих поэм подвергались заметному влиянию церковной идеологии и все без исключения - влиянию идеологии рыцарской. Поскольку рыцарство обладало высоким авторитетом для всех слоев общества, героический эпос приобрел широчайшую популярность.

В отличие от латинской поэзии, практически предназначенной для одних только клириков, жесты создавались по-французски и были понятны всем. Ведя происхождение из раннего средневековья, героический эпос принял классическую форму и пережил период активного бытования в XII, XIII и отчасти XIV в. К этому же времени относится и его письменная фиксация. Жесты имеют объем от 900 до 20 000 восьми- или десятисложных стихов, связанных ассонансами. Они состоят из особых, неравных по размеру, но обладающих относительной смысловой законченностью “строф”, называемых лессами.

Всего сохранилось около ста героических поэм. Жесты принято разделять на три цикла: 1) цикл Гильома д"Оранж (иначе: цикл Гарена де Монглан - по имени прадеда Гильома); 2) цикл “мятежных баронов” (иначе: цикл Доона де Майанс); 3) цикл Карла Великого, короля Франции. Тема первого цикла - бескорыстная, движимая лишь любовью к родине служба верных вассалов из рода Гильома слабому, колеблющемуся, часто неблагодарному королю, которому постоянно угрожают то внутренние, то внешние враги. Темой второго цикла является мятеж гордых и независимых баронов против несправедливого короля, а также жестокие распри баронов между собой. Наконец, в поэмах третьего цикла (“Паломничество Карла Великого”, “Борта Большеногая” и др.

) воспевается священная борьба франков против “язычников”- мусульман и героизируется фигура Карла Великого, предстающего как средоточие добродетелей и оплот всего христианского мира. Самой замечательной поэмой королевского цикла и всего французского эпоса является "Песнь о Роланде", запись которой относится к началу XII в. Особенности героического эпоса: 1. Эпос создавался в условиях развития феодальных отношений. 2. Эпическая картина мира воспроизводит феодальные отношения, идеализирует сильное феодальное государство и отражает христианские верования, хр. идеалы.

3. В отношении истории, историческая основа просматривается четко, но при этом она идеализируется, гиперболизируется. 4. Богатыри – защитники государства, короля, независимости страны и христианской веры. Всё это трактуется в эпопеи как общенародное дело. 5. Эпопея связана с фольклорной сказкой, с историческими хрониками, иногда с рыцарским романом. 6. Эпопея сохранилась в странах континентальной Европы (Германии, Франции).

Памятники героического эпоса оформились к XI – XIV вв. К важнейшим из них относятся французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моём Сиде", немецкая "Песнь о Нибелунгах", южнославянские песни Косовского поля и о Марко Королевиче, восточнославянское "Слово о полку Игореве". Большая часть памятников зрелого Средневековья дошла до нас в форме пространных поэм, возникших в результате творческой переработки более древних эпических сюжетов, по традиции бытовавших в устной форме. Постепенно изменилось как содержание, так и стиль произведения: усложнился сюжет, сжатость изложения в песне уступила место эпической широте, увеличилось число действующих лиц и эпизодов, появилось описание душевного состояния героев и т.д.

В эпоху зрелого Средневековья носителями эпической традиции, ее хранителями, а нередко и авторами обработок народно-героических преданий выступали профессиональные певцы и сказители: жонглёры – во Франции, шпильманы – в Германии, хуглары – в Испании. Сохранившиеся произведения эпического жанра не имеют автора. Эпический певец, перерабатывающий по-новому традиционные сюжеты и образы, передававшиеся до него из поколения в поколение, не мог чувствовать себя единоличными автором памятника и оставался безвестным, как и его предшественники. Но исполнение эпического произведения не было просто механическим повторением старого, а часто являлось импровизацией, творчеством.

"Песнь о Роланде". "Песнь о Роланде" возникла около 1100 г., незадолго до первого крестового похода. Неизвестный автор был не лишён некоторой образованности и, без сомнения, вложил в переработку старых песен на ту же тему, как в сюжетном, так и в стилистическом отношении, немало своего; но главная его заслуга состоит не в этих добавлениях, а именно в том, что он сохранил глубокий смысл и выразительность старинного героического предания и, связав его мысли с живой современностью, нашёл для их выражения блестящую художественную фору. Идейный замысел сказания выясняется из сопоставления "Песни о Роланде" с теми историческими фактами, которые лежат в основе этого предания.

В 778 г. Карл Великий вмешался во внутренние раздоры испанских мавров, согласившись помочь одному из мусульманских царей против другого. Перейдя Пиренеи, Карл взял несколько городов и осадил Сарагосу, но, простояв под её стенами несколько недель, должен был ни с чем вернуться во Францию. Когда он возвращался назад через Пиренеи, баски, раздражённые прохождением через их поля и сёла чужих войск, устроили в Ронсевальском ущелье засаду и, напав на арьергард французов, перебили многих из них. Непродолжительная и безрезультатная экспедиция в северную Испанию, не имевшая никакого отношения к религиозной борьбе и окончившаяся не особенно значительной, но всё же досадной военной неудачей, была превращена певцами-сказителями в картину семилетней войны, завершившейся завоеванием всей Испании, далее – ужасной катастрофы при отступлении французской армии, причем и здесь врагами оказались не христиане0баски, а всё те же мавры, и, наконец, картину мести со стороны Карла в форме грандиозной, поистине "мировой" битвы французов с соединительными силами всего мусульманского мира.

Помимо типичной для всего народного эпоса гиперболизации, сказавшейся не только в масштабе изображаемых событий, но и в картинах сверхчеловеческой силы и ловкости отдельных персонажей, а также в идеализации главных героев (Роланд, Карл, Турпин), характерно насыщение всего рассказа идеей религиозной борьбы с мусульманством и особой миссии Франции в этой борьбе. Эта идея нашла своё яркое выражение в многочисленных молитвах, небесных знамениях, религиозных призывах, наполняющих поэму, в очернении "язычников" – мавров, в неоднократном подчёркивании особого покровительства, оказываемого Карлу Богом, в изображении Роланда рыцарем-вассалом Карла и вассалом Господа, которому он перед смертью протягивает, как сюзерену, свою перчатку, наконец, в образе архиепископа Турпина, который одной рукой благословляет на бой французских рыцарей и отпускает грехи умирающим, а другой сам поражает врагов, олицетворяя единение меча и креста в борьбе с "неверными". Однако "Песнь о Роланде" далеко не исчерпывается её национально-религиозной идеей. В ней с огромной силой отразились социально-политические противоречия, характерные для интенсивно развивающегося в X – XI вв. феодализма.

Эта проблема вводится в поэму эпизодом предательства Ганелона. Поводом для включения этого эпизода в сказание могло явиться желание певцов-сказителей объяснить внешней роковой причиной поражение "непобедимой" армии Карла Великого. Но Ганелон не просто изменник, но выражение некоего злого начала, враждебного всякому общенародному делу, олицетворение феодального, анархического эгоизма. Это начало в поэме показано во всей его силе, с большой художественной объективностью. Ганелон изображён отнюдь не каким-нибудь физическим и нравственным уродом.

Это величавый и смелый боец. В "Песни о Роланде" не столько раскрывается чернота отдельного предателя – Ганелона, сколько разоблачается гибельность для родной страны того феодального, анархического эгоизма, представителем которого, в некоторых отношениях блестящим, является Ганелон. Наряду с этим противопоставлением Роланда и Ганелона через всю поэму проходит другое противопоставление, менее острое, но столь же принципиальное – Роланда и его любимого друга, нареченного брата Оливье. Здесь сталкиваются не две враждебные силы, а два варианта одного и того же положительного начала. Роланд в поэме – могучий и блестящий рыцарь, безупречный в исполнении вассального долга.

Он – образец рыцарской доблести и благородства. Но глубокая связь поэмы с народно-песенным творчеством и народным пониманием героизма сказалась в том, что все рыцарские черты Роланда даны поэтом в очеловеченном, освобождённом от сословной ограниченности виде. Роланду чужды героизм, жестокость, алчность, анархическое своеволие феодалов. В нём чувствуется избыток юных сил, радостная вера в правоту своего дела и в свою удачу, страстная жажда бескорыстного подвига. Полный гордого самосознания, но вместе с тем чуждый какой-либо спеси или своекорыстия, он целиком отдаёт свои силы служению королю, народу, родине.

Тяжело раненный, потеряв в бою всех соратников, Роланд поднимается на высокий холм, ложится на землю, кладет рядом свой верный меч и рог Олифан и поворачивается лицом в сторону Испании, чтобы император узнал, что он "погиб, но победил в бою". Для Роланда нет более нежного и священного слова, чем "милая Франция"; с мыслью о ней он умирает. Всё это делало Роланда, несмотря на его рыцарское обличье, подлинным народным героем, понятным и близким каждому. Оливье – друг и побратим, "лихой собрат" Роланда, доблестный рыцарь, предпочитающий смерть бесчестию отступления. В поэме Оливье характеризует эпитет "разумный".

Три раза Оливье пытается убедить Роланда протрубить в рог Олифана, чтобы позвать на помощь войско Карла Великого, но трижды отказывается это сделать Роланд. Оливье погибает вместе с другом, молясь перед смертью "за милый край родной". Император Карл Великий – дядя Роланда. Его образ в поэме – несколько гиперболизованное изображение старого мудрого вождя. В поэме Карлу 200 лет, хотя на самом деле ко времени реальных событий в Испании ему было не более 36-ти.

Могущество его империи в поэме также сильно преувеличено. Автор включает в нее как действительно принадлежавшие ей страны, так и те, что в неё не входили. Император сравним разве что с Богом: чтобы до заката солнца успеть покарать сарацин, он способен остановить солнце. Накануне гибели Роланда и его войска Карл Великий видит вещий сон, однако предотвратить предательство уже не может, а только льёт "потоки слёз". Образ Карла Великого напоминает образ Иисуса Христа – перед читателем предстают его двенадцать пэров (ср.с 12-ю апостолами) и предатель Ганелон (ср. с Иудой). Ганелон – вассал Карла Великого, отчим главного героя поэмы Роланда. Император по совету Роланда посылает Ганелона на переговоры к сарацинскому королю Марсилию. Это очень опасная миссия, и Ганелон решает отомстить пасынку.

Он вступает в предательский сговор с Марсилием и, вернувшись к императору, убеждает его оставить Испанию. По наущению Ганелона в Ронсевальском ущелье в Пиренеях на возглавляемый Роландом арьергард войска Карла Великого нападают превосходящие числом сарацины. Роланд, его друзья и все его войска гибнут, ни на шаг не отступив от Ронсеваля. Ганелон олицетворяет в поэме феодальный эгоизм и кичливость, граничащие с предательством и бесчестием. Внешне Ганелон красив и доблестен ("он свеж лицом, на вид и смел и горд.

Вот был удалец, будь честен он"). Пренебрегая воинской честью и следуя только желанию отомстить Роланду, Ганелон становится предателем. Из-за него погибают лучшие воины Франции, поэтому финал поэмы – сцена суда и казни Ганелона – является закономерным.

Архиепископ Турпен – воин-священник, отважно сражающийся с "неверными" и благословляющий на бой франков. С его образом связана идея особой миссии Франции в национально-религиозной борьбе с сарацинами. Турпен гордится своим народом, который в своём бесстрашии не сравним ни с каким другим. Рыцарская литература. Пoэзия трубaдурoв, зaрoдившaяся в кoнце XI векa, пo-видимoму, нaхoдилaсь пoд сильным влиянием aрaбскoй литерaтуры.

Вo всякoм случaе, фoрмa стрoф в песнях "первoгo трубaдурa", кaкoвым трaдициoннo считaют Гильoмa IX Aквитaнскoгo, oчень пoхoжa нa зaджaль, нoвую пoэтическую фoрму, изoбретенную пoэтoм aрaбскoй Испaнии Ибн Кузмaнoм. Крoме тoгo, пoэзия трубaдурoв знaменитa изoщреннoй рифмoвкoй, a тaкoй рифмoвкoй oтличaлaсь и aрaбскaя пoэзия. Дa и темы вo мнoгoм были oбщими: oсoбеннo пoпулярнoй, нaпример, у трубaдурoв былa темa "fin"amor","идеaльнoй любви", кoтoрaя в aрaбскoй пoэзии пoявилaсь ешё в X веке, a в XI веке былa рaзрaбoтaнa в aрaбскoй Испaнии Ибн Хaзмoм в знaменитoм филoсoфскoм трaктaте "Oжерелье гoлубки", в глaве "O преимуществе целoмудрия": "Лучшее, чтo мoжет сделaть челoвек в любви свoей - этo быть целoмудренным…" Немaлoе влияние oкaзывaлa нa пoэзию трубaдурoв и культурa, унaследoвaннaя oт Древнегo Римa: oчень чaстo встречaется в песнях южoфрaнцузских пoэтoв бoжествo Aмoр, в песне Рaимбaутa де Вaкеирaсa упoминaются Пирам и Фисбa. И, кoнечнo же, пoэзия трубaдурoв изобилует христианскими мoтивaми; Богу адресует свое позднее стихoтвoрение Гильoм Aквитaнский, a многие песни и вовсе пaрoдируют диспуты нa религиозные темы: так, знаменитые трубадуры де Юссели спорят o том, что предпочтительнее, быть мужем или любoвникoм Дамы. (Пoдoбные "диспуты" на самые разные темы oфoрмились в специфические стихoтвoрные формы - пaртимен и тенсoну.

Таким oбрaзoм, пoэзия трубaдурoв вoбрaлa в себя духoвнoе и светское наследие aнтичнoсти, христиaнскoи и ислaмскoй филoсoфии и пoэзии. И поэзия трубaдурoв стaлa неверoятнo рaзнooбрaзнoй. Сaмo слoвo - трубадур (trobador) oзнaчaет "изoбретaющий, нaхoдящий" (oт "trobar" - "изoбретaть, нaхoдить"). И деиствительнo, пoэты Oкситaнии слaвились свoей любовью к сoздaнию новых стихoтвoрных форм, искусной рифмовке, игре слов и aллитерaции. Известно oкoлo 500 различных строфических форм в поэзии трубaдурoв!

Ее oснoвнoй темой была тема рaсстaвaния Дамы и ее вoзлюбленнoгo. Например, aльбa aнoнимнoгo aвтoрa: "Дaмa и друг её скрыты листвой Блaгoухaннoй беседки живой, "Вижу рассвет!"-прoкричaл чaсoвoй, Боже, как быстро приходит рассвет..." (перевод A.Нaймaнa) Тенсoнa, пaртимен, пaстурель - oпять-тaки представляют сoбoй диaлoг.

Тенсoнa - куртуазный "диспут", предпoлaгaющий срaвнительнo свoбoднoе развитие. Пaртимен - более строг и пoхoж нa диспут. Пaстурель oбычнo oписывaет диaлoг рыцаря и пастушки, в кoтoрoм пaстушкa чаще oдерживaет верх. Oгрoмнoй пoпулярнoстъю у трубaдурoв пoльзoвaлaсь и сирвентa. Это песня "на злобу дня".

В сирвенте трубадур мог укорять кoгo-либo, сетoвaть нa людские пoрoки, oбличaть. Так, Бертран де Борн пoдстрекaл в своих сирвентaх Генриха Плaнтaгенетa срaжaться с Ричaрдoм, пoнoсил сoюзникoв, кoтoрые его брoсили, вoзмущaлся пoступкaми Ричaрдa Львиное Сердце: "Я нaчинaю петь в негoдoвaнье, Узнав o низком Ричaрдoвoм плане: Чтоб выполнить oтцoвскoе желанье, Был Мoлoдoй Кoрoль как на aркaне, Сoглaсье брату на кoрoнoвaнье Дать приведен! Безвластен Генрих! Кoрoлевствoм дряни Гордиться может трон!"
Рыцарский роман. Рыцарский роман формировался в северо-французских землях во второй половине XII в. Он сосуществует и тесно взаимодействует с героическим эпосом. Р.Р.
не опирался на традиции античного романа. Но берет начальную основу в героическом эпосе (античность, раннее средневековье). Существует три источника материала. Тематические циклы романа: 1. Античный цикл. Это следующие романы: "Роман об Инее", "Роман о Трое" (Бенуа де Сент Мор), "Роман об Александре" (в основе – "Энеида" Вергилия).

2. Бретонский (артуровский) цикл – памятники кельтского героического эпоса. Множество романов различных авторов. "Роман о Тристане и Изольде".

3. Византийский цикл – материалы волшебных сказок (впечатления от крестовых походов, рыцарских экспедиций). В рыцарском романе есть основные признаки романного жанра:

Романная, а не эпическая картина мира;

В центре внимания – частная жизнь, семейные отношения, дружба, любовь;

Это любовно-авантюрный роман.

"Роман о Тристане и Изольде". Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом количестве обработок на французском языке, но многие из них погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. Путём сличения всех полностью или частично известных нам французских редакций романа о Тристане, а также их переводов на другие языки оказалось возможным восстановить фабулу и общий характер древнейшего, не дошедшего до нас французского романа (середины XII в.), к которому эти редакции восходят. Краткое содержание романа: Тристан, сын одного короля, в детстве лишился родителей и был похищен заезжими норвежскими купцами.

Бежав из плена, он попал в Корнуол, ко двору своего дяди короля Марка, который воспитал Тристана и, будучи бездетным, намеревался сделать его своим преемником. выросши, Тристан стал блестящим рыцарем и оказал своей приемной родне много ценных услуг. Однажды его ранили отравленным оружием, и, не находя исцеления, он в отчаянии садится в ладью и плывет наудачу. Ветер заносит его в Ирландию, и тамошняя королева, сведущая в зельях, не зная, что Тристан убил на поединке её брата Морольта, излечивает его. По возвращении Тристана в Корнуол местные бароны из зависти к нему требуют от Марка, чтобы тот женился и дал стране наследника престола.

Желая отговориться от этого, Марк объявляет, что женится только на девушке, которой принадлежит золотистый волос, обронённый пролетавшей ласточкой. На поиски красавицы отправляется Тристан. Он снова плывет наудачу и снова попадает в Ирландию, где узнаёт в королевской дочери, Изольде Златовласой, девушку, которой принадлежит волос. Победив огнедышащего дракона, опустошавшего Ирландию, Тристан получает от короля руку Изольды, но объявляет, что сам не женится на ней, а отвезет её в качестве невесты своему дяде. Когда он с Изольдой плывёт на корабле в Корнуол, они по ошибке выпивают "любовный напиток", который мать Изольды дала ей для того, чтобы её и короля Марка, когда они выпьют его, навеки связала любовь.

Тристан и Изольда не могут бороться с охватившей их страстью: отныне до конца своих дней они будут принадлежать друг другу. По прибытии в Корнуол Изольда становится женой Марка, однако страсть заставляет её искать тайных свиданий с Тристаном. Придворные пытаются выследить их, но безуспешно, а великодушный Марк старается ничего не замечать. В конце концов любящие пойманы, и суд приговаривает их к казни. Однако Тристану удается бежать с Изольдой, и они долгое время скитаются в лесу, счастливые своей любовью, но испытываю большие лишения.

Наконец, Марк прощает им с условием, что Тристан удалится в изгнание. Уехав в Бретань, Тристан женится, прельстившись сходством имен, на другой Изольде, прозванной Белорукой. Но сразу же после свадьбы он раскаивается в этом и сохраняет верность первой Изольде. Томясь в разлуке с милой, он несколько раз, переодетый, является в Корнуол, чтобы тайком повидаться с ней. Смертельно раненный в Бретани в одной из стычек, он посылает верного друга в Корнуол, чтобы тот привез ему Изольду, которая лишь одна сможет его исцелить; в случае удачи пусть его друг выставит белый парус.

Но когда корабль с Изольдой показывается на горизонте, ревнивая жена, узнав об уговоре, велит сказать Тристану, что парус на нем черный. Услышав это, Тристан умирает. Изольда подходит к нему, ложится с ним рядом и тоже умирает. Их хоронят, и в ту же ночь из двух могил вырастают два деревца, ветви которых сплетаются. Характеристика романа.

Автор этого романа довольно точно воспроизвел все подробности кельтской повести, сохранив её трагическую окраску, и только заменил почти всюду появления кельтских нравов и обычаев чертами французского рыцарского быта. Из этого материала он создал поэтическую повесть, пронизанную общим чувством и мыслью, поразившую воображение современников и вызвавшую длинный ряд подражаний. Успех романа обусловлен главным образом той особенной ситуацией, в которую поставлены герои, и концепцией их чувств. В страданиях, которые испытывает Тристан, видное место занимает мучительное сознание безысходного противоречия между его страстью и моральными устоями всего общества, обязательными для него самого. Тристан томится сознанием беззаконности своей любви и того оскорбления, которое он наносит королю Марку, наделённому в романе чертами редкого благородства и великодушия.

Подобно Тристану, Марк сам является жертвой голоса феодально-рыцарского "общественного мнения". Он не хотел жениться на Изольде, а после этого отнюдь не был склонен к подозрительности или ревности по отношении к Тристану, которого он продолжает любить как родного сына. Но всё время он вынужден уступать настояниям доносчиков-баронов, указывающих ему на то, что страдает его рыцарская и королевская честь, и даже угрожающих ему восстанием. Тем не менее Марк всегда готов простить виновных. Эту доброту Марка Тристан постоянно вспоминает, и от этого его нравственные страдания ещё усиливаются.

Кроме французского текста, в отрывках дошли до нас романы нормандского трувера Тома (или Томаса) и французского жонглёра Беруля, созданные около 1170 г. Стихотворное произведение Беруля исследователи относят к так называемой "простой", или "эпической", версии легенды, т.к. в ней большое место занимает изображение феодальной действительности. Роман в стихах Тома, характеризующийся прежде всего пристальным интересом к внутреннему миру героев, их переживаниям, принадлежит к "лирической" версии.

Кроме этих произведений существуют многочисленные прозаические обработки легенды о Тристане и Изольде, в которых наряду с рассказом об их трагической любви содержится повествование об авантюрах рыцарей "Круглого стола". Известный французский филолог Ж. Бедье в XIX в. на основе имеющихся версий легенды сделал попытку восстановить текст первого, не дошедшего до нас романа о Тристане и Изольде. Среди многочисленных обработок сюжета о Тристане и Изольде заслуживает внимания и белорусский вариант – "Повесть о Трыщане" (XVI в.). Роман о Тристане и Изольде вызвал множество подражаний в большинстве европейских стран – в Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и других странах. Из всех обработок наиболее значительная – немецкий роман Готфрида Страсбургского (начало XIII в.), который выделяется тонким анализом душевных переживаний героев и мастерским описанием форм рыцарской жизни. Именно "Тристан" Готфрида наиболее способствовал возрождению в XIX в. поэтического интереса к этому средневековому сюжету. Он послужил важнейшим источником известной оперы Вагнера "Тристан и Изольда" (1859).

Городская литература Средневековья.

Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). XIII в. – расцвет городской литературы.

В XIII в. начинает клониться к закату рыцарская литература ® начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие от рыцарской начинает интенсивные поиски новых идей, ценностей, новых художественных возможностей для выражения этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. А в городах в средние века жили прежде всего ремесленники и торговцы.

В городе также живут и работают люди умственного труда: учителя, врачи, студенты. В городах живут и представители класса духовенства, служат в соборах, монастырях. Кроме того, в города переселяются феодалы, которые остались без замков. Þ В городе встречаются сословия и начинают взаимодействовать. Благодаря тому, что в городе грань между феодалами и сословиями стирается, происходит развитие, культурное общение – всё это становится более естественным.

Поэтому литература вбирает в себя богатые традиции фольклора (от крестьян), традиции церковной книжности, учёности, элементы рыцарской аристократической литературы, традиции культуры и искусства зарубежных стран, которые приносили торговые люди, купцы. Городская литература выражает вкусы и интересы демократического 3-го сословия, к которому принадлежало большее количество горожан. Интересы их определялись в обществе, -- они не имели привилегий, но зато горожане имели свою независимость: экономическую и политическую. светские феодалы хотели прибрать к рукам процветание города. Эта борьба горожан за независимость определила основное идейное направление городской литературы – антифеодальная направленность.

Горожане хорошо видели многие недостатки феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе в виде сатиры. Горожане, в отличие от рыцарей не пытались идеализировать окружающую действительность. Наоборот, мир в освещении горожан представлен в гротескно-сатирическом виде. Они намеренно гиперболизируют негатив: глупость, жадность.

Горожане – люди деловитые, привычные заниматься серьёзными вещами, приносившими пользу. Свой жизненный опыт горожане стремились зафиксировать в произведении, кроме того, их цель – это спасение души через обличение пороков с помощью смеха, таким образом помогает людям исправиться.

Городская литература отличается вниманием кповседневной жизни человека, к быту . Пафос городской литературы дидактический и сатирический (в отличие от рыцарской литературы). Стиль тоже противоположен рыцарской литературе.

Горожане не стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное – донести мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного происхождения. Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь берет начало прозаическая литература.

Тип героя весьма обобщён. Это рядовой человек вообще, не индивидуализирован. Он представлен как показательный пример человека, применимый ко многим. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость, изворотливость, жизненный опыт – черты героя.

Если его хитрость доходит до жестокости, горожане не осуждают его, т.к. он находится в неравном контакте, поэтому этот хитрец живёт по примеру: "Хочешь жить – умей вертеться". Поэтому герои выходили победителями из разных ситуаций.

Жанрово-родовой состав
В городской литературе развиваются все 3 рода. · Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказали синтез на городскую лирику. · В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах.

Этим-то и привлекали внимание человека (напр.: "Завещание осла" – анекдотический эпизод в необычном освещении). · Крупные формы средневековой словесности все-таки присутствовали: "Роман о Лисе", который возник во Франции в конце XII в. Это эпопея, но к жанру героического эпоса его нельзя отнести – это сатирический животный эпос. Все персонажи здесь аллегоричны.

Все звери изображают представителей верхних сословий. В центре – Лис, которому достаётся роль хитреца. Царство людей уподобляется миру людей. Цель – показать, что в царстве людей царят волчьи законы, нет справедливости. Лис – обобщённый образ человека, который находится в феодальном обществе, который должен ловчить и беззаконить, дабы самому не стать жертвой.

Ещё одна характерная особенность эпопеи: "Роман о Лисе" складывался в устной традиции и постепенно. По своей форме эпопея о Лисе построена как пародия на рыцарский роман. Здесь есть приключенческий сюжет, но подвиги – не высокие, а низкие проделки. Есть вместо красивой любви – измены. Вместо доблестей – низменные побуждения.

Эта форма пародии на рыцарский роман не случайна, в литературе отражалось критическое отношение к феодалам, пародируя рыцарский роман. · Большая заслуга городской литературы: в городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы. Драматический род развивался по двум линиям: 1. Церковная драма. Восходит к сословной литературе. Становление драматургии как литературного рода.

Сходство чем-то с греческой драматургией: в дионисском культе создавались все элементы драмы. Точно также все элементы драмы сходились и в церковно-христианской службе: поэтическое, песенное слово, диалог между священником и прихожанами, хором; переоблачения священников, синтез различных видов искусства (поэзии, музыки, живописи, скульптуры, пантомимы). Все эти элементы драматургии были в христианской службе – литургии. Нужен был толчок, который бы заставил интенсивно развиваться эти элементы. Таким толком стало то, что церковная служба велась на непонятном латинском языке.

Поэтому возникает мысль сопроводить церковную службу пантомимой, сценами, связанными с содержанием церковной службы. Такие пантомимы проводились только священниками, затем эти вставные сценки приобретали самостоятельность, обширность, их начали разыгрывать до и после службы, затем выходили за стены храма, проводили представления на рыночной площади. А за пределами храма могло зазвучать и слово на понятном языке. Это церковное действие встречалось со второй драматической стороной Þ 2. Светский балаганный театр, бродячий театр.

Вместе со светскими актерами в церковную драму проникают элементы светской драмы, бытовые и комические сценки. Так происходит встреча первой и второй драматических традиций. Драматические жанры: · Мистерия – инсценировка определённого эпизода Священного Писания, они анонимны ("Игра об Адаме", "Мистерия страстей господних" – изображали страдания и смерть Христа). Они стихотворные. · Миракль – изображение чудес, которые творят святые или Богородица.

Этот жанр можно отнести к стихотворному жанру. "Миракль о Теофиле" – построено на сюжете взаимоотношения человека с нечистой силой. Теофил заключает союз с дьяволом. Однако потом он одумывается и раскаивается. Он обращается за помощью к Богоматери.

· Фарс – маленькая стихотворная комическая сценка на бытовую тему. В центре – удивительный, нелепый случай. Основная цель фарса – позабавить анекдотичностью ситуации, сверхглупостью. Анекдотический эффект создаётся грубым комизмом – фарсовым примитивным комизмом. Есть в любом жанре нравоучительный смысл.

Самые ранние фарсы относятся к XIII в. Развиваются до XVII в. Фарс ставится в народных театрах, площадях. · Моралите. Основное назначение – назидание, моральный урок аудитории в виде аллегорического действия.

Основные персонажи – аллегорические фигуры (порок, добродетель, власть). Городская литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним явлением. Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы, многогранность стиля, богатство традиций – всё это обеспечивало данному сословному направлению большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам открывалась сама история. Именно в городе в эпоху Средневековья начали формироваться новые для феодального мира товаро-денежные отношения, которые и станут основой будущего капитального мира.

Именно в недрах третьего сословия начнёт формироваться будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют, что будущее за ними, уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в., веке интеллектуальной образованности, науки, расширения кругозора, развития городов и духовная жизнь горожан начнёт существенно меняться.

Использованная литература

§ История зарубежной литературы: Раннее Средневековье и Возрождение / Под редакцией В. М. Жирмунского. - М., 1987. - 462 с. - С.: 10-19.

§ Література західноєвропейського середньовіччя / За редакцією Н. О. Висоцької. - Вінниця: Нова книга, 2003. - 464 с. - С.: 6-20.

§ Шалагінов Б.Б . Зарубіжна література від античності до початку XIX століття. - К.: Академія, 2004. - 360 с. - С.: 120-149.

  • История всемирной литературы в 9 томах: Том 2. - М.: Наука, 1984

Подписал Великую хартию вольностей - документ, ограничивающий королевскую власть и ставший впоследствии одним из основных конституционных актов Англии , а в году был созван первый парламент .

Скандинавия

Франция и Германия

К началу эпохи Высокого Средневековья Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция . Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи .

Южная Европа

Восточная Европа

На протяжении первой половины эпохи ( - ) на Балканах к югу от Дуная доминировала Византийская империя , достигшая наибольшего расцвета во время царствования династии Комнинов . После года в империи наступил кризис: в году отпала Болгария , в году - Сербия . Еще в веке произошел раскол церкви на Западную и Восточную, а в году армия крестоносцев захватила Константинополь , и Византия распалась на ряд более мелких государств.

Религия

Церковь

Крестовые походы
1-й крестовый поход
Крестьянский крестовый поход
Германский крестовый поход
Норвежский крестовый поход
Арьергардный крестовый поход
2-й крестовый поход
3-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Альбигойский крестовый поход
Крестовый поход детей
5-й крестовый поход
6-й крестовый поход
7-й крестовый поход
Крестовые походы пастушков
8-й крестовый поход
9-й крестовый поход
Северные крестовые походы
Крестовые походы против гуситов
Крестовый поход на Варну

Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы , организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины . Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества - от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришелся на XII век , когда после Первого крестового похода на отвоеванных территориях образовалось христианское государство - Иерусалимское королевство . В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против своих же братьев-христиан, а также против язычников , исповедовавших другие, немусульманские религии.

Схоластика

Схола́стика (греч. σχολαστικός - учёный, Scholia - «школа») - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Расцвет монашества

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шелковому пути в Китай , а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Еще до него на Востоке побывали многочисленные миссионеры - Джованни Плано Карпини , Гильом де Рубрук , Андре де Лонжюмо , а позднее - Одорико Порденоне , Джованни де Маригнолли , Джованни Монтекорвино - и путешественники, такие как Никколо Конти .

Развитие технологий

На протяжении XII - XIII веков в Европе произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства , что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений , чем за предыдущую тысячу лет.

  • В году в Йоркшире (Англия) была построена первая ветряная мельница (самый ранний задокументированный случай).
  • В году в Италии появились бумажные производства.
  • В XIII веке в Европу пришло (вероятно из Индии) прядильное колесо .
  • В конце XII века с появлением компаса значительно упростилась навигация.
  • В 1280-х годах в Италии были изобретены очки .
  • Из мусульманской Испании в Европу вернулась астролябия .
  • В году через книгу Liber Abaci итальянского математика Фибоначчи европейцы узнали арабские цифры.

Культура

Искусство

Архитектура

Литература

Музыка

Напишите отзыв о статье "Высокое Средневековье"

Примечания

Отрывок, характеризующий Высокое Средневековье

Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.
Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке.
Один раненый старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за нее здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
– Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы? – сказал он.
Пьер так задумался, что не расслышал вопроса. Он смотрел то на кавалерийский, повстречавшийся теперь с поездом раненых полк, то на ту телегу, у которой он стоял и на которой сидели двое раненых и лежал один, и ему казалось, что тут, в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса. Один из сидевших на телеге солдат был, вероятно, ранен в щеку. Вся голова его была обвязана тряпками, и одна щека раздулась с детскую голову. Рот и нос у него были на сторону. Этот солдат глядел на собор и крестился. Другой, молодой мальчик, рекрут, белокурый и белый, как бы совершенно без крови в тонком лице, с остановившейся доброй улыбкой смотрел на Пьера; третий лежал ничком, и лица его не было видно. Кавалеристы песельники проходили над самой телегой.

У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое. Село Высокое укр. Високе крымскотат. Kermençik Страна … Википедия

Средневековье - термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула… …

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 476 по… … Википедия

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью… … Википедия

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью предшествовало Высокое … Википедия

Медицина в Средневековье. - В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В… … Википедия

Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Христианская церковь в Высокое средневековье. Учебное пособие , . Учебное пособие, подготовленное ведущими преподавателями МПГУ И. А. Дворецкой и Н. В. Симоновой, включает фрагменты источников по истории Христианской Церкви в эпоху Высокого Средневековья.…

Ценностный перелом рубежа XII – XIII вв. Возникновение светской городской культуры

«Средневековый тип отношения человека к миру складывал­ся на основе феодальной собственности, сословной замкнутос­ти, духовного господства христианства, преобладания универ­сального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой куль­туры стал поворот к осмыслению проблемы становления чело­века как личности. До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для че­ловека была типичность. Европеец жил в обществе, не знаю­щем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской доброде­тели. Средневековый человек выступал как каноническая лич­ность, олицетворяющая обособление личного начала от всеоб­щего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХШ века наметился мировоззренческий поворот, все более осозна­вались притязания отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания при­надлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характе­ристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира)».

С развитием городов наука стала выходить за рамки монастырей. Начала распространяться грамотность. Купцы и миссионеры стали совершать все более дальние путешествия. В городах сооружались грандиозные здания. И все это требовало определенного уровня научных знаний. Разумеется, все знания носили практический характер: геометрия использовалась, как и раньше, при измерении полей и при строительстве, астрономия – при определении даты начала сельскохозяйственных работ, при расчете церковных праздников и в мореплавании; особым разделом астрономии считалась астрология – наука о связи небесных и земных явлений. Повсеместно в Европе возникают лаборатории, где алхимики пытались получить золото; их усилия способствовали развитию практической химии. К техническим достижениям того времени относятся водяная мельница, способ строительства глубоких шахт и откачки из них воды, подъемные механизмы, применявшиеся при строительстве, и т.п. Не было обойдено прогрессом и военное дело: создавались осадные машины – движущиеся башни, катапульты, баллисты и тараны, был изобретен арбалет.

С развитием хозяйства, с усложнением политической жизни возрастала потребность в образованных людях. Старые монастырские школы перестали удовлетворять новым требованиям. Нужны были новые учебные заведения, дающие более систематическое образование по различным научным дисциплинам. Такими заведениями стали возникшие в Европе в XII-XIII в.в. университеты. Старейшими являются итальянские университеты, такие, как Болонский, выросший на базе возникшей еще в XI веке высшей правовой школы и в 1158 году получивший статус университета. Впоследствии университеты стали возникать повсеместно. Самыми известными были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфорд и Кембридж в Англии, Пражский университет, Ягеллонский университет в Кракове и т.п.

Университеты в то время имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и «артистический», или факультет свободных искусств, который считался подготовительным отделением для первых трех факультетов. Обучение на подготовительном факультете проходило в два этапа: I этап – «тривиум» – включал в себя грамматику, логику и риторику, II этап – «квадривиум» – арифметику, музыку, геометрию и астрономию. После этого выпускники получали ученую степень магистра свободных искусств и могли продолжать образование на одном из высших факультетов и получить степень доктора богословия, права или медицины.

Таким образом, количество образованных людей в Европе стало возрастать. И еще более остро стала сказываться нехватка книг. Переписчики, как бы они ни работали, не могли удовлетворить возраставший спрос. Шаг вперед в этом деле сделал немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, создавший разборный шрифт и печатный станок. Около1445 г. вышла первая печатная книга. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Книг стало больше, они стали доступнее, этому способствовало также то, что ко времени изобретения печатного станка в Европе появился новый писчий материал – бумага, сменившая пергамент.

Средневековое искусство

Упадок и застой, охвативший науку и технику в начале средневековья, коснулся и художественной культуры. Во время варварских набегов и междоусобных войн, а также от рук христианских фанатиков погибло множество античных памятников и произведений искусства. Мастера самых различных профилей – ювелиры, скульпторы, архитекторы, художники – погибли либо были уведены в плен. Оставшиеся в живых писатели, философы, историографы были вынуждены приспосабливаться к требованиям и вкусам новых хозяев Европы – варварских королей. В результате были утрачены многие достижения античности в самых разных сферах художественной культуры. Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима.

Стиль, господствовавший в культуре Западной Европы в IX-XII в.в., получил название романского. Он нашел выражение в архитектуре, скульптуре, живописи, наложил отпечаток и на мышление человека.

Основными чертами романской архитектуры были толстые и прочные стены, господство полуциркульных арок и сводов, тяжеловесность пропорций как светских, так и культовых сооружений, особо следует отметить отсутствие купольных перекрытий. Это объясняется рядом причин. Во-первых, как уже было указано, в раннем средневековье многие достижения античной архитектуры были утрачены, среди них, например – технология возведения купола. В руках средневековых западноевропейских мастеров остались только секреты строительства арок и сводов, причем тяжесть сводов требовала возведения толстых и крепких стен; мастера же, умевшие строить настоящие купольные перекрытия, к этому времени остались только в Византии. Во-вторых, в это время, как правило, все здания, кроме своей основной функции, выполняли еще одну – оборонительную. Это касалось и жилых сооружений, и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Следствием этого было дополнительное утолщение стен, узость оконных проемов, больше похожих на бойницы, наличие не только в замках, но и в храмах башен, а нередко и оборонительного рва с валом, а также практически полное отсутствие каких-либо декоративных элементов во внешнем оформлении. По словам француз­ского ваятеля Родена, романская архитектура «ставит чело­века на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, вели­кое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность».

Суровым было и внутреннее убранство феодальных замков. Жизнь и быт феодалов всех рангов – от простого рыцаря до короля – в то время мало чем отличались. Утонченный быт властителей Древнего Рима ушел в прошлое. Раннесредневековый феодал довольствовался простой одеждой, грубой пищей, был весьма неприхотлив не только в походной, но и в домашней обстановке. Такие популярные в Риме заведения, как бани и библиотеки, исчезли, сохранившись только в монастырях.

Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. Поскольку в христианских храмах, в отличие от античных языческих, богослужение ведется внутри храма, то строители много внимания уделяли как внутреннему оформлению стен, так и храмовой утвари. В романских церквах можно видеть рельефы, статуи, а также фрески и мозаики, покрывавшие стены, столбы и потолки; предметы богослужения изготавливались из драгоценных металлов и камней и нередко украшались чеканкой, эмалями. Все это делалось для создания во время богослужения торжественной и величественной атмосферы, человек должен был чувствовать себя среди этого великолепия ничтожным и грешным. Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля. Романские скульптуры и живописные изображения отличает схематизм, отсутствие портретного сходства и пропорций тел, живописные изображения лишены перспективы, более важное всегда изображалось более крупным. Эти же черты характерны и для появившихся в начале II тысячелетия декоративных предметов домашнего обихода, а также для книжных миниатюр.

Схематизм романских изображений не был следствием какой-то хронической неумелости, небрежности или примитивности мышления средневековых мастеров. В основе романского типа мышления лежало предпочтение духовного телесному, материальному, и это сказалось на видении мира. Мастера стремились передать не внешний облик, но образ, особенно при изображении персонажей Священного Писания. Задачей мастера была передача внутреннего мира изображаемого персонажа, его переживаний или, наоборот, спокойствия, для чего подчеркивались одни, наиболее важные с точки зрения мастера черты, и затушевывались другие, второстепенные.

С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. В политической жизни установилась большая или меньшая стабильность, вследствие этого исчезла необходимость превращать жилище и храм в крепость; развитие науки и техники привело к усовершенствованию способов строительства, открытию новых методов обработки металлов, стекла и т.п. Теперь мастера научились возводить более легкие своды, для поддержания которых не требовались массивные стены. Поэтому в ряде случаев стена как таковая совершенно вытесняется пучками тонких колонн, на которые и распределяется тяжесть сводов, а между колоннами остаются огромные оконные проемы. Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.

Изменилось и внутреннее убранство церквей. Теперь, когда стены практически исчезли, уже нельзя было применять в оформлении фрески и мозаики – их просто негде было размещать. Выход был найден, когда картины стали помещать прямо на окна, вставляя в сделанную из свинца фигурную раму заранее задуманной формы цветное стекло. Эта техника получила название техники витража.

О.Роден. Поцелуй

С наступлением эпохи готики произошли изменения и в скульптуре. Теперь она стала более реалистичной. Мастера стали придерживаться пропорций, фигуры приобрели портретное сходство с оригиналами. Готические соборы обильно украшались статуями и с наружной стороны, причем число их могло исчисляться десятками и сотнями.

Особо следует сказать об оформлении книг. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Их обложка делалась из дерева, обтягивалась кожей, и, особенно у церковных книг, оформлялась золотой и серебряной чеканкой, драгоценными камнями. Внутри книги были полны рисунками, или миниатюрами. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Как уже указывалось, книжные миниатюры имели те же черты, что и романские настенные изображения: схематизм, полное или частичное отсутствие перспективы, выделение размерами главного героя миниатюры. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Нужно также отметить, что техника книжной миниатюры с небольшими изменениями просуществовала в Европе вплоть до нового времени.

Завершая разговор о культуре средних веков, следует отметить, что эта эпоха не была ни случайной, ни противоестественной. Несмотря на разительный контраст между античной и средневековой культурой, все же нужно признать, что средневековье в целом не было упадком. Это было время особого мировоззрения, особого видения многих вещей, что нашло свое отражение во всех сферах культуры. И именно в недрах средневековья зародилось то, что в последующую эпоху дало всплеск культурного развития; но семена Возрождения упали на хорошо возделанную почву средневековья.

Выводы

1. Средние века - эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она - ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мировой культурой и свою специфику.

2. Среди специфических сторон следует назвать прежде всего интерес к духовной жизни человека, который возник в средневековой культуре под активным влиянием христианства. Это отразилось на менталитете всех слоев средневекового общества и нашло свое выражение в искусстве, обратившем внимание на эмоциональную сферу каждого отдельного человека, показав ценность и внутреннего мира, и эмоционального отношения к действительности.

3. Средние века значительно развили систему логического мышления. От Тертуллиана, говорившего: “Верую, ибо абсурдно”,- через Ансельма Кентерберийского (XI век) с его утверждением “верую, чтобы понять” - Средневековье приходит к Пьеру Абеляру (XII век), считающему, что нужно “понимать, чтобы верить”. Споры номиналистов и реалистов, развитие схоластики, диспуты привели к попыткам сделать разум основанием рассуждений и найти законы его существования.

4. В это время развивается, углубляется и совершенствуется искусство. Появляются новые формы и жанры, новые направления литературы: роман, городская сатира, живущая в виде фаблио (лат. fabula “басня”), шванков (нем. schwank “шутка”), новелла, имеющая и сатирический, и поучительный характер, лирика Прованса, открывшая для себя богатство созвучий в словах - рифму; новые особенности музыки; в XI веке появляется почти современная система записи музыки, а в творчестве трубадуров, труверов и миннезингеров - многочисленные жанры песенного творчества; в архитектуре складываются романский и готический стили, связанные с новыми способами и формами конструктивного решения зданий и храмов.

5. Появляются новые языки, основанные на латыни, но к ней не сводящиеся, впитавшие в себя все богатство народного мышления.

6. Средневековье вывело человечество из мрака разрушения, связанного с падением и гибелью античного мира, на такой уровень культуры, который подготовил последующий всплеск человеческой деятельности, характерный для следующей эпохи - эпохи Возрождения.

Список использованных источников

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

Гуревич П.С. Культурология. – М.,1998.

Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Драча Г. В. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.

Культурология. Под ред. Радугина А.А. – М., 1996.

Семенов В.Ф. История средних веков. – М., 1970.

Лучшие статьи по теме