Для школьников и родителей
  • Главная
  • Планета Земля
  • Арктический ледокол красин стал кораблем музеем. Корабль-музей: ледокол «Красин. Несколько полезных ссылок

Арктический ледокол красин стал кораблем музеем. Корабль-музей: ледокол «Красин. Несколько полезных ссылок

Ледокол «Красин», как не странно, стоит напротив Горного института в Санкт-Петербурге, но при этом является филиалом Калининградского Музея Мирового Океана. Это уникальное судно — один из первых ледоколов в мире, хорошо сохранившихся до наших дней. Он олицетворяет собой целую эпоху покорения и изучения Арктики. Подумать только, его спустили на воду 31 марта 1917 года. В будущем году ледоколу исполнится 98 лет.

Красин — самый дальний. Перед ним современные суда.

Самым легендарным событием в истории ледокола «Красин» было спасение терпящей бедствие экспедиции к Северному полюсу итальянца Умберто Нобиле в 1928 году недалеко от Шпицбергена. Это событие вписало имя ледокола в историю полярных экспедиций. Далее, «Красин», как и положено, бороздил Северный Ледовитый океан, во время Великой Отечественной войны участвовал в проводке конвоев в порт Мурманска. Ледокол работал вплоть до 1989 года, после он был признан музейным экспонатом.



Ледокол «Красин» — музей в Санкт-Петербурге

Даже сейчас, судно способно к самостоятельному плаванию в отличие от легендарного крейсера «Аврора», на нем есть капитан и команда и исправная ходовая установка. Ледокол «Красин» 22.09.2014, одновременно с « », отправился на ремонт, однако был отремонтирован значительно быстрее «Авроры» и вновь принимает посетителей.

Использование ледокола «Красин» по прямому назначению уже давно стало не рентабельным из-за того, что оборудование корабля устарело, на его обслуживание требуется команда из 60 человек, а на аналогичные современные ледоколы дизельного типа нужна команда из 24 человек.

В наше время все желающие могут посетить легендарное судно с экскурсией.

Как добраться до музея ледокол «Красин»

Судно пришвартовано на набережной Лейтенанта Шмидта в районе 23 линии Васильевского острова.

Пешком от станции метро Василеостровская около 2 км.
Автобус №1
Маршрутка К359Б

Билеты можно приобрести прямо на борту ледокола. Стоимость и расписание экскурсий лучше узнавать на официальном сайте ледокола «Красин».



Трап ледокола Красин

Виртуальная экскурсия по ледоколу «Красин»

Во время экскурсии вас ожидает просмотр исторического фильма про судьбу ледокола «Красин» и легендарное спасение экспедиции Нобиля, осмотр помещений ледокола и увлекательный рассказ про принципы работы ледоколов.



Вид из рабочего кабинета капитана, слева здание Горного института

Начнем экскурсию с кают-компании. Вся мебель в кают-компании привернута к полу, на столах высокие бортики. Все это сделано с одной единственной целью, чтобы при качке мебель не разлеталась по сторонам и еда из тарелок не выливалась прямо на обедающий экипаж.



Кают-кампания

Все ледоколы имеют бочкообразное днище, чтобы избежать раздавливания корпуса льдами, но это приводит к тому, что на свободной воде ледокол качает в разы больше, чем обычное судно. В этой связи экипажу ледокола не позавидуешь, признаться честно, я этого не знала.

Ледоколы ломают лед за счет тяжести своего корпуса, ледокол как бы запрыгивает на льдину и раздавливает лед под собой. Своим обычным весом ледокол «Красин» может разломить лед толщиной до 1,20 м. Если требуется разломить более толстый лед, то водой заполняются специальные баки для утяжеления судна, вода закачивается с кормы и под давлением передается в нос, что приводит к дополнительной качке.

Поэтому вся мебель на корабле приспособлена для жизни в условиях повышенной качки.



Рабочий кабинет капитана

Все вещи выставленные в каюте капитана подлинные. Только у капитана судна была отдельная спальня, туалет и ванная. Кровать оборудована высокими бортиками, но даже высокие бортики не спасали, в условиях сильной качки капитану приходилось спать в ванной. Члены экипажа были вынуждены привязывать себя в кроватям.

В 1920 году ледоколом «Красин» командовал капитан Отто Свердруп, тот самый капитан, который принимал участие в норвежской арктической экспедиции на не менее легендарном , сейчас хранящимся в Осло.

Спальня капитана. Труба — это переговорное устройство.

После капитанской каюты осмотр продолжается в штурманской и на мостике. В помещениях ледокола много фотографий северной природы. Возможность наблюдения за такими сценами компенсировала команде ледокола тяжелые условия работы.



Полярная романтика

Во время экскурсии детям разрешается представить себя в роли капитана и попробовать отправить сигнал SOS при помощи азбуки Морзе.



В роли капитана ледокола Красин

Остальные органы управления ледокола трогать нельзя, поскольку они в рабочем состоянии. На ледоколе вам покажут старейшее переговорное устройство, представляющее собой просто акустическую трубу — никакой электроники.



Приборы на ледоколе

Расскажут, как раньше без GPS-навигаторов прокладывали курс и как его держали. Вам предоставится возможность походить по деревянной палубе ледокола и научиться перешагивать очень высокие пороги.

История создания
Первоначальное название ледокола – «Святогор». Построенный по заказу российского правительства в английском городе Ньюкасл, он был приписан в порт Архангельска. Через два года после постройки во время англо-французского наступления в 1918 году, ледокол было решено затопить. Вместе с несколькими другими судами он лег на дно недалеко от устья реки Чижовки, впадающей в Северную Двину. Основная часть команды корабля принимала участие в боях на суше. В память об их подвиге в Архангельске стоит гранитный обелиск.
Англичане смогли поднять корабль, и, с согласия временного правительства, с 1920 года ледокол ходил под английским флагом. Название «Красин» корабль получил в честь Леонида Борисовича Красина, в то время посла и министра внешней торговли. Именно он добился возвращения судна в российский флот.

Спасение экспедиции Умберто Нобиле
В 1928 году ледокол «Красин» стал известен во всем мире. В этом году итальянец изобретатель дирижаблей Умберто Нобиле организовал вторую в своей жизни экспедицию на северный полюс. На обратном пути дирижабль попал в очень плохие погодные условия. Воздушное судно сильно обледенело и упало на лед. Спасательные операции велись полтора месяца. В них были задействованы суда и самолеты разных стран, сотни людей. Наиболее адекватную помощь смог предложить Советский Союз. «Красин» отправился в направлении Шпицбергена, месту, где произошла трагедия. Даже мощнейшему ледоколу было трудно бороться с торосами, 6 июля он остановился во льдах. В этот момент на поиски людей вылетел самолет. Ему удалось обнаружить двоих выживших членов экипажа. Используя улучшение ледовой ситуации, «Красин» вышел им навстречу. 12 июля итальянцы Цаппи и Мариано поднялись на борт. Немного позднее были найдены еще пятеро членов экипажа. Во время проведения спасательной операции ледокол и сам получил повреждения. Для оперативного ремонта он отправился в ближайший норвежский порт. В это время команда получила радиограмму о том, что неподалеку от них терпит бедствие немецкий пароход «Монте Сервантес». Его пассажиры решились на участие в арктическом рейсе, чтобы увидеть легендарный ледокол. Судно столкнулось с айсбергом, и было пробито. Оказав помощь экипажу «Монте Сервантеса», «Красин» достиг Норвегии. После небольшого ремонта ледокол вновь двинулся на север в поисках экспедиции Руаля Амундсена, отправившегося на помощь своему другу и пропавшему во льдах. К сожалению, поиски не увенчались успехом и «Красин» вернулся в Петербург.

Предвоенное время
В 20-е – 30-е годы ледокол обеспечивал судоходство в Белом и Балтийском море. В это время было оценено экономическое значение Северного пути. По нему снабжались провизией лагеря Норильска и Колымы, а обратно вывозили золото и никель.
В 1937 году ледокол «Красин» и еще около 20 судов замерзли во льдах около Таймыра. Пробившись к бухте Кожевникова, около которой находилось месторождения угля, моряки устроили на берегу простейшую шахту. Чтобы спастись, команда корабля на время превратилась в горняков. Уголь на санях перевозили на борт «Красина». Его хватило не только для поддержания жизнедеятельности судна во время вынужденной зимовки, но и для выведения других судов из ледяного плена.
Сталинские репрессии не миновали экипаж «Красина». Были расстреляны руководитель спасательной операции итальянского дирижабля Иосиф Уншлихт и капитан ледокола Рудольф Лазаревич Самойлович. Комиссар Пауль Орас, работавший в экспедиции «Красина» скончался в ссылке.

Новая жизнь ледокола
Во второй половине двадцатого века у ледокола началась новая жизнь. В 1950 году он был переоборудован из ледокола в геологоразведочное судно. С 1972 года «Красин» участвует в исследовании Шпицбергена. В 1976 году выпускается новый дизельно-электрический ледокол «Красин». Во избежание путаницы, ветерану судоходства решили дать новое имя - «Леонид Красин». В 1989 году он был передан в международный фонд истории науки. В 1992 году «Красин» получает статус памятника истории государственного значения.
Первая музейная экспозиция начала свою работу на борту «Красина» в 1995 году. Сейчас здесь ведется активная экскурсионная работа. Посетители музея могут познакомиться с историей ледокола, с морскими законами. Многое на корабле можно потрогать руками. Здесь можно познакомиться с новейшими навигационными приборами и их предшественниками, ощутить строгость корабельной жизни. Самым везучим гостям музея может встретиться привидение ледокола. Оно иногда пугает посетителей экскурсии в машинном отделении.
Еще на «Красине» есть корабельный кот – иногда экскурсантам удается его увидеть. Говорят, что подняли на борт его с проплывавшей мимо льдины несколько лет назад.

Заглянуть в гости к кораблю можно и в виртуальном пространстве. На страничке живого журнала «Кубрик друзей ледокола «Красин» http://community.livejournal.com/krassin_kubrik/profile можно найти информацию о семинарах и конференциях, проходящих в музее, изменениях графика работы, и, конечно, интересные факты из истории мореплавания.

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это требовало развитие морского транспорта, способного справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного флота "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в мире."Святогор", который позже будет переименован в "Красин", усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал - затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...

Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола "Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ. Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось... чуть больше года.Это в начале XX века.

Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают... затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия". В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины - "Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек. К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руал Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью, спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола "Красин". В память о той спасательной экспедиции, на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако, Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути. Во время войны ледокол "Красин" осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу стал конвой PQ-15 - самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

Машинный телеграф

Главный компас, расположенный на ходовом мостике

Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

Спускаемсч в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

Штурманская рубка

Здесь идет прокладка курса и вносятся записи в судовой журнал

Радиоприемник...

И более ранние их предшественники

Со слов экскурсовода, это интересное устройство использовалось для указания курса кораблоя и расписения вахт для неграмотных матросов, которые не умели читать

В апреле я побывал в Питере и полюбовался ледоколом Красин, вот только посетить его не удалось.
Разбирая архивные фотографии, решил более подробно изучить его историю.

Арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов - судно-музей.
Построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании в 1916 - 1917 году.
В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем "Святогор".
В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина.
15 сентября 1917 года ледокол вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.


2. Ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углём имел автономность по топливу около одного месяца. Конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии затрудняло бункеровку в высоких широтах. Советский кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность.

3. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире.
Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск.
Военная служба "Святогора" продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
В декабре 1921 года советское адмиралтейство выкупило ледокол у Англии.
В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль "Италия". Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".

4. Вторая мировая война застала ледокол на Дальнем Востоке. "Красин" был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
В роли ледокола "Красин" работал до 1972 года.

5. 10 августа 1989 года Морская арктическая геологоразведочная экспедиция передала ледокол "Леонид Красин" на баланс Международного фонда истории науки, судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея.
Сейчас место стоянки ледокола — набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.
Вот такая интересная история у ледокола "Красин".

6. Рядом со стоянкой ледокола есть интересные корабли.
На противоположной стороне набережной на ремонте стояла подводная лодка.

7. Современные ледоколы.
Линейный дизель-электрический ледокол "Мурманск".

8. Головной ледокол "Владивосток".

9. Раньше многие бредили Арктикой, мечтали открывать новые земли, заниматься наукой, сейчас таких энтузиастов стало меньше.
Работая в школе, я спрашивал учеников, кем они хотят быть, и ни один не ответил - моряком или полярником...

Лучшие статьи по теме