Для школьников и родителей
  • Главная
  • Планета Земля
  • Минимальная единица речи. Минимальная единица речи Глава Х О речи живой и о речи медлительной

Минимальная единица речи. Минимальная единица речи Глава Х О речи живой и о речи медлительной

Цели урока:

Образовательные:

  • актуализация и систематизация знаний учащихся о различных видах предложений по цели высказывания и интонации и составу; развитие умения распознавать однородные члены предложения и правильно строить предложения;
  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.

Развивающие:

  • развитие речевого слуха учащихся: формирование умения к интонационной стороне речи; умения сравнивать и различать предложения, различные по интонации, соотносить цель высказывания предложения и интонацию, выбирать интонацию в зависимости от высказывания и эмоциональной окрашенности речи;
  • развитие логической последовательности действий обучающегося на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитание навыка самостоятельности;
  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать умственную и письменную речь, делать её точной и богатой.

Оборудование: таблицы, презентация.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

  • Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;
  • Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

Регулятивных:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.

Познавательных:

  • Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими;
  • Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме;
  • Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств, делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы и информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения;
  • Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать рассуждения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

Коммуникативные:

  • Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;
  • Строить небольшие монологи;
  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, Оказывать взаимопомощь;
  • Участвовать в диалоге и коллективной беседе;
  • Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.

Ход урока

№ слайда Содержание
слайд 1 I. Организационный момент, сообщение темы урока и постановка учебной задачи:

Сегодня мы начинаем повторять то, что изучали в течение года. С какой целью будем проводить повторение?

Прочитайте тему урока и вы узнаете, с какой темы мы начнем повторение. Запишите тему урока в тетрадь.

Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

слайд 4-5 2. Чистописание:

Ее дж Еее ДЖ Ееее ДЖ

слайд 6 3. Словарно-орфографическая работа

Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы. Как бы вы расшифровали первую схему?

Продолжите работу самостоятельно.

слайд 7 - Какое слово получилось?

Что обозначает слово сверкать?

Найдите слово сверкать в орфографическом словаре, напишите его. Что можете сказать о его написании?

слайд 8 II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

Что вы видите? Это предложение или просто слова? Докажите.

Тёмное, сверкнуть, и на, небе, исчезнуть, быстро, молния.

Что можно сделать с этими словами?

Составьте и запишите предложение.

На тёмном небе сверкнула и быстро исчезла молния.

Составьте новое предложение, чтобы каждое слово исходного предложения было заменено другими словами или словосочетаниями, близкими по смыслу (работа выполняется по группам).

Какие предложения получились?

слайд 9, 10. - Что такое предложение?
слайд 11 - Выпишите только предложения.

Света смотрел окно открытое.

Мы вдыхали аромат весеннего леса

красивые цветы.

Когда запоют соловьи?

Мы пойдём гулять!

Бежал, смотрел, смеялся.

Спортсмен долго тренировался.

слайд 12, 13 - На какие две группы можно разделить предложения?

Предложения бывают:

По интонации

  • восклицательные
  • повествовательные
  • невосклицательные
  • вопросительные
  • побудительные

Приведите свои примеры.

Чем отличаются выписанные вами предложения друг от друга. Дайте им характеристику.

слайд 14 - Найдите и выпишите нераспространённое предложение.

Ёжик ищет грибы.

Стрижи, ласточки улетели.

Трепещут на ветру осинки.

Дождь стучал по крыше.

слайд 15 Предложения
  • распространённые
  • нераспространённые
  • главные члены
  • главные члены
  • второстепенные члены
слайд 16 - Что такое грамматическая основа предложения?

Найдите грамматическую основу в предложении:

Черёмуха душистая с весною расцвела.

Черёмухарасцвела – грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

слайд 17 III. Физкультминутка

Пора делать физкультминутку. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.

Очень трудно так стоять,
Ногу вниз не опускать,
Не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

(во время проговаривания стихов учащиеся стоят на одной ноге, руки разведены в стороны.Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз).

Кстати, каких слов больше всего в стишке? На какой вопрос они отвечают? В какой форме употреблены глаголы в этом стишке?

слайд 18 IV. Самостоятельная работа

1. Упражнение 519 с. 222.

Прочитайте текст и скажите, сколько предложений в тексте (Работа выполняется по группам).

Спишите текст и поставьте знаки препинания.

Что вы повторяли, выполняя это упражнение?

Подготовьтесь устно разобрать первое предложение.

Составьте схемы первого и второго предложения (работа у доски 2 учеников)

Разберите письменно третье предложение (1 вариант) и шестое предложение (2 вариант). Дайте характеристику предложения, выпишите словосочетания и составьте схему предложения.

Найдите и прочитайте предложение с однородными членами.

2.Упражнение 522 с. 119.

Прочитайте текст, про себя, и найдите предложения с однородными членами.

Назовите предложения с однородными членами, записывая схемы в тетрадь.

Ответьте на вопросы после упражнения.

Работа в группах.

Придумайте по одному предложению:

с однородным сказуемым;

с однородным подлежащим;

с однородным второстепенным членом.

Чье предложение вам больше всего понравилось?

слайд 19 V. Обобщение знаний.
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения?
  • Что такое грамматическая основа предложения?
  • Какие знаки ставятся в конце предложений и почему?
  • Что такое главные члены предложения?
  • Когда однородные члены разделяются запятой и когда запятая не ставится?
слайд 20 VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Что у вас получилось сегодня лучше всего?

В чём испытывали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Спасибо за работу. Молодцы! (оценивание работы ребят).

Упражнение 25. Выпишите из группы слов иностранного происхождения те, которые произносятся с твёрдым согласным перед [Э]: детектив; сверьтесь с орфоэпическим словарём. В каких случаях допускается вариантное произношение?

Академия, атеизм, адекватный, анестезия, артерия, берет, бактерия, бандероль, безе, бутерброд, брюнет, генезис, генетика, гротеск, дебют, деликатес, дельта, декан, депрессия, детектив, диспансер, интервью, кашне, компресс, компьютер, коммюнике, контекст, корректный, кофе, кредо, модель, неологизм, одеколон, Одесса, орхидея, патент, пациент пресса, претензия, проект, пионер, протест, рельс, резюме, свитер, сессия, синтез, стенд, тезис, тенденция, тенор, тент, темп, терапевт, термин, термос, гире, террор, трек, тест, фанера, форель, шинель, штепсель, штемпель, шоссе, экстерн, экспресс, эссенция, энергия.

Объясните значение слов «коммюнике», «контекст», «корректный», «неологизм», «патент», «тенденция».

Упражнение 26. Объедините слова с твёрдым согласным перед [Э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произношения согласного.

Антенна, анестезия, бактерия, бандероль, бассейн, бизнес, велотрек, вундеркинд, гейзер, гипотеза, гротеск, дебют, дегустация, декан, депо, детектив, депрессия, идентичный, интеллект, кларнет, модель, партер, протез, протекция, рейд, сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, термос, террор, форель, шедевр, шинель, штепсель, экземпляр, экспресс.

Упражнение 27. Данные ниже языковые единицы сгруппируйте следующим образом: а) слова с Е: опека; б) слова с Ё: свёкла. Сверьте с орфоэпическим словарем.

Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, быте, гладкошерстный, гравер, гренадер, желчь, законнорожденный, затекший, маневр, мертвенный, многоженец, неподалеку, не ровен час, никчемный, одноименный, одновременный, озлобленный, опека, острие, отыменный, поблекший, повторен, повторенный, приведен, приведенный, решетчатый, сорокаведерный, шерстка, шофер, шелка.

Упражнение 28. В каких словах произносится [ЧН], в каких [ ШН] ? Где допускается вариантное произношение?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, сливочный, яичница, Ильинична, скворечник, подсвечник, будничный, непорядочный, к шапочному разбору, двоечник, отличник, булавочный, коричневый, перечница, полуночник, пряничный, сказочный, стрелочник, яблочный.

Акцентологические нормы

Упражнение 29. Расставьте ударение в словах.

Алфавит, анатом, блокирование, вероисповедание, гусеница, гренадер, давнишний, договоренность, закупорить, злоба, задолго, коклюш, кремень, кухонный, лубочный, мальчиковый, медикамент, меновая, названый (брат), ненависть, осведомить, острие, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить, эксперт, языковая (колбаса), нет угля, быть в чести, переключение скоростей, начала работу, поднял голову, продали всю ткань, отняла игрушку, принятый в группу поддержки, отбыла в неизвестном направлении, нет фронта, много почестей, прожил долго, без году неделя, заняла деньги, прерванный рассказ, нет плода, отпил немного, двадцать степеней защиты, взяла кирку, потерять из виду, туфли тесны, недостатки изжиты.

Упражнение 30. Выберите слова, в которых ударение падает на первый слог.

Оптовый, кедровый, торты, центнер, алкоголь, звонит, щавель, лассо, сакура, кожух, созыв, продал, приданое, баловать, кухонный, средствами, ремень, принять, значимость, генезис.

Упражнение 31. Найдите слова, в которых возможны колебания в норме. Выпишите в одну колонку (1) слова, в которых возможна вариативность в постановке ударения, а в другую (2) – слова, в которых расхождения в ударении будут являться акцентологической ошибкой. Объясните постановку ударения в словах. Ответьте на вопрос: какие черты характерны для ударения в русском языке?

Шасси, компас, сливовый, соболезнование, премировать, форзац, тщательнее, осужденный, щавель, инструмент, индустрия, заржаветь, забронировать, языковая, погруженный, колледж, мизерный, комбайнер, феномен, подач.

Упражнение 32. Составьте словосочетания или предложения со словами:

Атлас – атлас, лавровый – лавровый, броня – броня, характерный – характерный, видение – видение, ирис – ирис, острота – острота, кирка – кирк, старина – старина, хаос – хаос, клубы – клубы, кредит – кредит, кругом – кругом.

Лецких Л.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Урок русского языка в 4 классе по теме: «Предложение как единица речи. Виды предложения по цели высказывания ». УМК «Школа России» Тип урока Педагогическ ие задачи Планируемые предметные результаты Метапредмет ные УУД Освоение нового материала Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания; совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений Личностные Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

результаты проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 1 II. Актуализаци я знаний. Проверка домашнего задания. Минутка чистописания. Работа над словами с непроверяемы м написанием 2 3 Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что было необходимо сделать в задании 16 рабочей тетради? Прочитайте составленный текст. Проводит минутку чистописания. – Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п». – Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.) – Назовите другие парные согласные. – Запишите пословицу. Объясните ее смысл. Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадки. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают текст­ рассуждение. Мне нравится урок русского языка. Хотите узнать, почему? На этом уроке я составляю предложения, записываю тексты и учусь грамотно писать и говорить. Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах. Бп Пб Бп Пб Жизнь дана на добрые дела. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Формируемые способы деятельности учащегося 4 Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

1 2 Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль.) С А В М Загудел глазастый жук. Обогнал зеленый луг, У дороги смял ковыль И ушел, вздымая пыль. (Автомобиль.) – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «автомобиль». – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какая бывает речь? – Из чего состоит наша речь? – Что такое предложение? – Как определить предложение в устной речи? в письменной речи? – Прочитайте тему урока. Продолжение табл. 4 3 К К Т О М О Б И Л Ь Л Е С О Л Е С О Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Однокоренные слова: автомобильчик, автомобилист, автомобильный, автомобилистка. Синонимы: автомашина, машина. Составляют предложения. Мы поехали в Крым на автомобиле. По улицам города мчатся автомобили. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

1 2 3 IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне­ ние 12) – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте запись на доске: Гости пришли – Можно ли эту запись назвать предложением? (Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.) – Прочитайте с разной интонацией. – Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения? (Вопрос задается к каждому предложению.) – Прочитайте. Что вы представили, читая каждое предложение? – Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении? (Звезды тают, солнышко проснулось.) – Найдите и прочитайте простые предложения. Сколько в каждом из них слов? – Определите главные члены предложения. – Объясните написание корня в словах «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки». – Подготовьтесь к письму данного стихотворения по памяти. Запишите его. Проверьте себя. Продолжение табл. 4 в устной форме Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Рассказывают о видах предложения по цели высказывания. По цели высказывания предложения делятся на группы: повествовательные содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения; вопросительные содержат вопрос о чем­то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передается особой вопросительной интонацией, на письме – вопросительным знаком; также вопрос передается вопросительными словами «кто?», «зачем?» и др., вопросительными частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком слов; побудительные выражают желание говорящего заставить что­то делать других

людей; значение передается побудительной интонацией,

1 2 3 4 Продолжение табл. V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне­ ния 13). Работа по учебнику (упражне­ ние 14) – Как в устной речи и на письме выделяются предложения? Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте задание. Составьте и запишите предложения из данных слов. – Составляют ли предложения текст? – Какой темой их можно объединить? – Продолжите текст: составьте и запишите 1–2 предложения на эту же тему. – Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет знаков препинания, текст теряет смысл.) – Где нужно поставить точки? – Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец. – Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания. – Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах. Выучите правило о видах предложения по цели высказывания. По цели всегда различай предложения: В повествовательном – сообщение, а также глагольными формами, частицами, междометиями и т. д. Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Составляют предложения из данных слов. (См. РМ, Приложение 3.) Записывают стихотворение с точками в конце каждого предложения. В реке там рыба. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поет синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова. В руках девчурки нарядная там кукла. В клетке ручной щегол поет. Салфетки там на столе лежат. Коньки Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовыват ь усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату

1 2 3 4 Продолжение табл. Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?) А в побудительном – просьба, совет Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит работу по карточкам. (См. РМ, Приложение 4.) к зиме готовят там. Очки лежат для бабушки. Тетрадки всегда содержатся в порядке Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико­ синтетические упражнения, работу со словарями. Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулироват ь свое мнение и позицию. Строить монологическ ие высказывания. Выполняют задания в рабочей тетради. Выполняют запись. 1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. 2. Предложения по интонации: восклицательные и невосклицательные. Определяют тип предложения по цели высказывания и по интонации. 1­е предложение – побудительное, восклицательное. 2­е предложение – вопросительное, восклицательное. VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенн ых знаний и умений. Работа в тет­ ради (зада­ ние 17). Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Впишите пропущенные слова, выбирая их из слов для справок. Работа в тет­ ради (зада­ ние 18) – Вставьте пропущенные буквы. – Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор в тексте? – Спишите любое вопросительное предложение

3­е предложение – вопросительное, восклицательное. Адекватно использовать рече­ Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. Организация начала урока Приложение 1 – Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуйте, мои друзья! (Берут друг друга за руки.) Очень рад вас видеть Я! – А что нам ответит солнышко? ( Приветствую, вас, мои друзья!) Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока). Работа над словами с непроверяемым написанием АВТОМОБИЛЬ – транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. Слово «автомобиль» заимствовано из французского языка. Образовано от греческого Приложение 2

местоимения АУТОС – «сам» и латинского прилагательного МОБИЛИС – «движущийся». АВТОМОБИЛЬ – АУТОС, МОБИЛИС = «сам собою движущийся». Работа по учебнику (упражнение 13) ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ Приложение 3 Наступает золотая осень. В листве берёз видны жёлтые, зелёные и лимонные пряди. На лесных полянах ярко краснеют гроздья калины и рябины. Развесистый дуб роняет на землю спелые жёлуди. Стаи дроздов готовятся к отлёту на юг. А сколько появилось грибов в лесу! Работа по карточкам К а р т о ч к а 1 Приложение 4 Выпишите предложения. Весной на реке треснул. Весной на реке треснул лёд. Утром дети пошли в школу. Утро дети идти школа. На столе стоит ваза. Ваза столе стоит на. О т в е т. Весной на реке треснул лёд. Утром дети пошли в школу. На столе стоит ваза. К а р т о ч к а 2

Спишите, в конце поставьте нужный знак препинания. Укажите вид предложения по цели высказывания. Тебе понравилась лыжная прогулка ___ Мне так понравилась лыжная прогулка ___ Лыжная прогулка мне не очень понравилась ___ О т в е т. Тебе понравилась лыжная прогулка? (Вопросительное.) Мне так понравилась лыжная прогулка! (Побудительное.) Лыжная прогулка мне не очень понравилась. (Повествовательное.) Перед вами три предложения. Прочитайте их вслух. Какая здесь ошибка? Спишите предложения К а р т о ч к а 3 правильно. Цифрой укажите, сколько в них слов. Мыобедаемвдвачасадня. Закрасимквадратикзелёнымцветом. Положивпеналручкуикарандаш. О т в е т. Мы обедаем в два часа дня. Закрасим квадратик зелёным цветом. Положи в пенал ручку и карандаш.

Окончание табл. 1 2 3 4­е предложение – вопросительное, восклицательное. 5­е предложение – вопросительное, восклицательное Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания: У меня получилось… Я научился… Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я… Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы VII. Итог урока. Рефлексия Домашнее задание Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что такое предложение? – Как оформляется предложение в устной речи и на письме? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике 4 вые средства для решения различных коммуникатив ных задач Осуществлять самоконтроль учебной деятельности Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Единицы синтаксиса представлены множеством речевых проявлений, однако они являются единицами не только речи, но и языка. За каждым конкретным словосочетанием, простым или сложным предложением стоит некая не собственно речевая, а языковая сущность. Например, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении Сейчас художник рисует берёзу, представляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компонент) . Но в этом соединении можно увидеть и иное синтаксическое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на основе анализа в парадигматическом аспекте (т. е. по ассоциации) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.
На первом этапе анализа обращение к другим потенциальным речевым соединениям с той же лексемой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой возможной в данном сочетании форме (рисует берёзы - вин. п. мн. ч.), т, е. обращение к иным возможным без нарушения синтаксических правил соединения формам слов рисовать и берёза позволяет установить, что исходное словосочетание рисует берёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лексемы) рисовать, которое может в составе этого соединения быть в любой из своих форм, и ф о р м ы винительного падежа слова берёза. Форма числа зависимого существительного не участвует в синтаксической связи, она передает только номинативное значение единичности ~ множественности: рисовать берёзу (берёзы). Таким образом, за конкретным речевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисовать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).
Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (также на основе ассоциативных связей) с такими словосочетаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прошлое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоминать берёзу (поле, ребёнка, прошлое) и т. д.- с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов рисовать и берёза. По этому образцу могут быть построены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочетаний является то, что главный их компонент - прямопереходный глагол, а зависимый - форма винительного падежа существительного. с синтаксическим зна-
1 Круг существительных, возможных при том или ином глаголе, устанавливается правилами словарной сочетаемости и различен У разных глаголов; ср.: рисовать будущее (прошлое, настоящее), но вспоминать прошлое (настоящее) при невозможности по лексикосемантическим основаниям сочетания «вспоминать будущее».
чением ближайшего объекта Строение таких словосочетаний может быть выражено формулой VtransN^ynt, где V - глагол, N - существительное, trans - переходный, 4 synt - винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: «переходный глагол и имя существительное в форме винительного падежа е синтаксическим значением».
Таким образом, на втором этапе анализа обнаруживается, что за словосочетанием с конкретным лексическим наполнением (рисовать + вин. п. существительного берёза) стоит отвлеченный образец, представленный выше в виде формулы, который является единицей языка и допускает широкие возможности лексического наполнения в речи: строить дом, делать дело, копать огород, пить чай, выполоть траву, узнавать новости, беречь время, любить родину, помнить добро, причинять неприятности, допустить неточности, испытывать радость и др.
Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в речи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделями или формулами предложений. Понятие структурной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т. е. исчерпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения .
Принцип единства описания разных синтаксических единиц требует, чтобы в виде закрытых списков структурных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосочетания и сложные предложения. О применении понятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь покажем, что оно приложимо и к сложному предложению.
Так, сложное предложение Есть минуты, когда не тревожит роковая нас жизни гроза (Бл.) построено по структурной схеме, которая может быть записана фор?
мул ой Pi с: (N temp + когда + P2), где P)(P2 - предикативные единицы, входящие в состав сложного предложения, N - существительное, temp - указание на обязательность темпоральной лексической семантики существительного; в скобки заключен сегмент сложного предложения, внутри которого обязателен данный порядок компонентов, хотя этот сегмент как целое может перемещаться в границах Pi (ср. другое предложение, построенное по данной схеме: День, когда началась война, я никогда не забуду). Формула читается так: «предикативная единица, в состав которой входит сегмент со следующим фиксированным порядком: существительное с темпоральным значением, когда и вторая предикативная единица».

Единица речи

Единица речи - единица языка, наделенная производной комбинацией значения и способная выполнять коммуникативные функции.

См. также: Лексические единицы Речевая деятельность

  • - Речи 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече, копіе приломити конець поля Половецкаго. 6...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - "ДВОЯКИЕ РЕ́ЧИ" сочинение неизвестного др.-греч. софиста, использовавшего учения Протагора, Горгия и Гиппия. "Д. р." развивают учение об относительности человеч...

    Философская энциклопедия

  • - Фраза, основная единица речи. Соответствует предложению как единице языка; синтактико-фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную оформленность...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Существительное - часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? . Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные и неодушевленные...

    Правила русского правописания

  • - При выборе лексических средств следует уделять внимание и фонетической стороне, благозвучию речи. Возможности русского языка в этом отношении огромны...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон:"правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - Название сборника сатирических очерков Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - 1. Отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность. 2...
  • - см. единицы...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - «Живые, как жизнь сама. Как страсть живая, страстные». затейные; крылатые; ласкающие; огневые; невинно-простодушные; пленительно-прекрасные; прозрачные; светлые; сладкие; смеховые; смущенные; строгие...

    Словарь эпитетов

  • - Одна из фонетических дисциплин. Она складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, высоте, интенсивности и продолжительности звука, классификации звуков речи на основе акустических признаков...
  • - Конкретная речевая организация абстрактной языковой единицы...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - что, рещи церк. речить симб., сам. а с предлогом и рекать, говорить, молвить, сказать. Ты рек еси, ты сказал это, вымолвил. Реки, церк. рцы, говори, сказывай. Он речил мне, сам. рек, сказал. Аркучи, Слово о Полку...

    Толковый словарь Даля

  • - нареч, кол-во синонимов: 3 в словах в устах в языке...

    Словарь синонимов

  • - дар слова, речистость, красноречие, красноречивость, ораторское искусство, ораторский...

    Словарь синонимов

"Единица речи" в книгах

БОЕВАЯ ЕДИНИЦА

Из книги Я из Одессы! Здрасьте! автора Сичкин Борис Михайлович

БОЕВАЯ ЕДИНИЦА В ансамбле проходили службу солдаты с высшим образованием: артисты и музыканты ведущих киевских театров и ансамблей. Конечно, они были сугубо штатскими людьми и имели весьма отдалённое представление о военной службе. Наш же начальник, подполковник

3. Понятия человеческой коммуникации, речи и их функций. Типы речи

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

3. Понятия человеческой коммуникации, речи и их функций. Типы речи 3.1. Понятие человеческой коммуникации (речевого общения) и ее функций Человеческая коммуникация – это процесс взаимодействия и взаимосвязи людей, при котором они взаимно адаптируются друг к другу в своем

Глава XIV Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

Глава XIV Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе О понятии речевого онтогенеза и возможности его моделирования Мы не раз подчеркивали, что, обучая взрослых людей иностранному языку (а точнее, иноязычной речи,

Единица

Из книги Славянская кармическая нумерология. Улучши матрицу своей судьбы автора Маслова Наталья Николаевна

Единица Это сила характера, янская энергия человека, его солнце. От наличия единиц в матрице зависит целеустремленность человека, его самооценка, наличие у него лидерских качеств, степень его духовности. Перегруз – более 5 единиц – приводит к поражению всех этих

Глава Х О РЕЧИ ЖИВОЙ И О РЕЧИ МЕДЛИТЕЛЬНОЙ

Из книги Монтень М. Опыты. В 3 кн. - Кн. 1 автора Монтень Мишель

Глава Х О РЕЧИ ЖИВОЙ И О РЕЧИ МЕДЛИТЕЛЬНОЙ Не всем таланты все дарованы бывают.Это относится, как мы можем убедиться, и к красноречию; одним свойственна легкость и живость в речах, и они, как говорится, за словом в карман не полезут, во всеоружии всегда и везде, тогда как

Глава Х О речи живой и о речи медлительной

Из книги Опыты автора Монтень Мишель

Глава Х О речи живой и о речи медлительной Не всем таланты все дарованы бывают Это относится, как мы можем убедиться, и к красноречию; одним свойственна легкость и живость в речах, и они, как говорится, за словом в карман не полезут, во всеоружии всегда и везде, тогда как

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция Вид – это реально существующая в природе совокупность особей, занимающих определенный ареал, имеющих общее происхождение,

Единица

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕД) автора БСЭ

Фраза (осн. единица речи)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Икс-единица

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИК) автора БСЭ

9. Культура речи. Грамматическая правильность речи

Из книги Основы делового общения автора Сорокина Алла Викторовна

9. Культура речи. Грамматическая правильность речи Наша речь содержит не только информацию, которую мы сообщаем, она рассказывает и о нас самих, об эмоциональном состоянии, интеллекте, уровне культуры, социальном происхождении и т. п. Нужно уметь говорить так, чтобы все

Единица

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

Единица Представленный в настоящей книге подход составляет часть семейно-ориентированной терапии. Взгляд на проблему клиента под углом зрения семьи как целостности лишь недавно получил признание в нашем профессиональном сообществе. Нежелание принимать в качестве

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Сталин и Великая Отечественная война автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 24. В своей речи от 5 мая 1941 г. Сталин призвал Красную Армию к нападению на Германию. Миф № 25. В своей речи от 5 мая 1941 г. Сталин пытался подготовить военное командование и в целом страну к некоему компромиссу с Германией.

Из книги Сталин, Великая Отечественная война автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 24. В своей речи от 5 мая 1941 г. Сталин призвал Красную Армию к нападению на Германию. Миф № 25. В своей речи от 5 мая 1941 г. Сталин пытался подготовить военное командование и в целом страну к некоему компромиссу с Германией. Речь идет о выступлении Сталина на приеме в

Лучшие статьи по теме