Для школьников и родителей
  • Главная
  • Планета Земля
  • Модуль числа (абсолютная величина числа), определения, примеры, свойства. Как раскрыть модуль действительного числа и что это такое Модуль числа как расстояние

Модуль числа (абсолютная величина числа), определения, примеры, свойства. Как раскрыть модуль действительного числа и что это такое Модуль числа как расстояние


3 ЧИСЛА положительные неположительные отрицательные неотрицательные Модуль действительного числа


4 Х, если Х 0, -Х, если Х


5 1) |а|=5 а = 5 или а = - 5 2) |х - 2|=5 х – 2 = 5 или х – 2 = - 5 х=7 3) |2 х+3|=4 2 х+3= или 2 х+3= 2 х= х= 4) |х - 4|= - 2 х= ,5- 3,5 Модуль действительного числа


6 Х, если Х 0, -Х, если Х


7 Работа с учебником по стр Сформулировать свойства модуля 2. В чем состоит геометрический смысл модуля? 3. Описать свойства функции y = |x| по плану 1) D (y) 2) Нули функции 3) Ограниченность 4) y н/б, y н/м 5) Монотонность 6) E (y) 4. Как получить из графика функции y = |x| график функции y = |x+2| y = |x-3| ?


8 Х, если Х 0, -Х, если Х










13 Самостоятельная работа «2 - 3» 1. Построить график функции y = |x+1| 2. Решить уравнение: а) |x|=2 б) |x|=0 «3 - 4» 1. Построить график функции: 2. Решить уравнение: 1 вариант 2 вариант y = |x-2| |x-2|=3 y = |x+3| |x+3|=2 «4 - 5» 1. Построить график функции: 2. Решить уравнение: y = |2x+1| |2x+1|=5 y = |4x+1| |4x+1|=3
15 Советы великих 1) |-3| 2)Число, противоположное числу (-6) 3) Выражение, противоположное выражению) |- 4: 2| 5) Выражение, противоположное выражению) |3 - 2| 7) |- 3 2| 8) | 7 - 5| Варианты ответов: __ _ АЕГЖИКНТШЭЯ



Ваша цель:

четко знать определение модуля действительного числа;

понимать геометрическую интерпретацию модуля действительного числа и уметь применять ее при решении задач;

знать свойства модуля и уметь применять при решении задач;

уметь представление о расстоянии между двумя точками координатной прямой и уметь использовать его при решении задач.

Входная информация

Понятие модуля действительного числа. Модулем действительного числа называют само это число , если , и противоположны ему число , если < 0.

Модуль числа обозначают и записывают:

Геометрическая интерпретация модуля . Геометрически модуль действительного числа есть расстояние от точки, изображающей данное число на координатной прямой, до начала отсчета.

Решение уравнений и неравенств с модулями на основе геометрического смысла модуля . Пользуясь понятием «расстояние между двумя точками координатной прямой» можно решать уравнения вида или неравенства вида , где вместо знака может стоять любой из знаков .

Пример. Решим уравнение .

Решение. Переформулируем задачу геометрически. Поскольку -это расстояние на координатной прямой между точками с координатами и , значит, требуется найти координаты таких точек, расстояние от которых до точек с координатой 1 равно 2.

Короче, на координатной прямой найти множество координат точек, расстояние от которых до точки с координатной 1 равно 2.

Решим эту задачу. Отметим на координатной прямой точку, координата которой равна 1 (рис. 6) На две единицы от этой точки удалены точки, координаты которых равны -1 и 3. Значит, искомое множество координат точек есть множество, состоящее из чисел -1 и 3.

Ответ: -1; 3.

Как найти расстояние между двумя точками координатной прямой. Число, выражающее расстояние между точками и , называют расстоянием между числами и .

Для любых двух точек и координатной прямой расстояние

.

Основные свойства модуля действительного числа:

3. ;

7. ;

8. ;

9. ;

При имеем:



11. тогда только тогда, когда или ;

12. тогда только тогда, когда ;

13. тогда только тогда, когда или ;

14. тогда только тогда, когда ;

11. тогда только тогда, когда .

Практическая часть

Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы ко в сем устным упражнениям, приведенным ниже.

Свои ответы сверьте с ответами или краткими указаниями, помещенными в конце учебного элемента в рубрике «Ваш помощник».

1. Раскройте знак модуля:

а) |–5|; б) |5|; в) |0|; г) |p|.

2. Сравните между собой числа:

а) || и –; в) |0| и 0; д) – |–3| и –3; ж) –4|а | и 0;

б) |–p| и p; г) |–7,3| и –7,3; е) |а | и 0; з) 2|а | и |2а |.

3. Как при помощи знака модуля записать, что по крайней мере одно из чисел а , b или с отлично от нуля?

4. Как при помощи знака равенства записать, что каждое из чисел а , b и с равно нулю?

5. Найдите значение выражения:

а) |а | – а ; б) а + |а |.

6. Решите уравнение:

а) |х | = 3; в) |х | = –2; д) |2х – 5| = 0;

б) |х | = 0; г) |х – 3| = 4; е) |3х – 7| = – 9.

7. Что можно сказать о числах х и у , если:

а) |х | = х ; б) |х | = –х ; в) |х | = |у |?

8. Решите уравнение:

а) |х – 2| = х – 2; в) |х – 3| =|7 – х |;

б) |х – 2| = 2 – х ; г) |х – 5| =|х – 6|.

9. Что можно сказать о числе у , если имеет место равенство:

а) ïх ï = у ; б) ïх ï = –у ?

10. Решите неравенство:

а) |х | > х ; в) |х | > –х ; д) |х | £ х ;

б) |х | ³ х ; г) |х | ³ –х ; е) |х | £ –х .

11. Укажите все значения а, для которых имеет место равенство:

а) |а | = а ; б) |а | = –а ; в) а – |–а | =0; г) |а |а = –1; д) = 1.

12. Найдите все значения b , для которых имеет место неравенство:

а) |b | ³ 1; б) |b | < 1; в) |b | £ 0; г) |b | ³ 0; д) 1 < |b | < 2.

С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из следующих заданий вам необходимо выполнить. В случае затруднений обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.

Задание 2. Исходя из определения модуля действительного числа, решите уравнение:

Задание 4. Расстояние между точками, изображающими действительные числа α и β на координатной прямой, равно | α β |. Пользуясь этим, решите уравнение.

Множества. Операции над множествами. Числовые множества

Глава III. ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Определение множества не дается. Это понятие первичное, неопределяемое. Необходимость таких понятий вызвана тем, что любое понятие определяется через какое-то другое понятие, введенное ранее, которое в свою очередь определяется через понятие, введенное еще раньше. Ясно, что продолжать этот процесс бесконечно мы не можем, поэтому надо ввести неопределяемое понятие. В школе такими понятиями были, кроме понятия множества, понятия точки, прямой и плоскости. Понятие множества поясняется на примерах. Множество считается заданным, если указаны элементы, из которых оно состоит.

Например, множество натуральных чисел N = {1;2;…;n ;…}, множество А = {2;5;7}, множество С студентов группы ФМО–11, и т.д.

Тот факт, что число 2 принадлежит множеству А , записывается короче так: , а то, что стол не принадлежит множеству А , следующим образом: стол , или, например, .

Определение 1. Множество называется конечным , если оно состоит из конечного числа элементов. Множество, не являющееся конечным, называется бесконечным . Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым и обозначается символом ø.

Конечное множество можно задать перечислением всех его элементов. Например, множество студентов группы ФМО–11 задается списком в журнале, множество А задано перечислением всех его элементов – чисел 2, 5 и 7. Множество N натуральных чисел – бесконечное.

Определение 2. Множества называются равными , если они состоят из одних и тех же элементов.

Например, равны множества А = {2;5;7} и В = {5;7;2}. Все пустые множества равны между собой.

Определение 3. Множество называется подмножеством (или частью ) множества , если из того, что элемент следует, что : . Записывается это так: .

Например, . Пустое множество – часть любого множества.

Множества могут быть и несравнимыми. Таковы, например, множества А и С , так как ни одно из этих множеств не является подмножеством другого множества.

Определение 4. Объединением двух множеств и называется множество Е , состоящее из всех элементов множеств и и только из них: .

Например, если , то , .

Определение 5. Пересечением множеств и называется множество Е , состоящее из всех общих элементов множеств и : .

Например, для рассмотренных выше множеств и , .

Определения 4 и 5 переносятся на любое конечное число множеств. Например, , где . С помощью метода математической индукции эти определения можно перенести и на бесконечное число множеств.

Определение 6. Разностью множеств и называется множество вех элементов множества , не принадлежащих множеству : .



Например, {1;2;3;4}{4;5;6}={1;2;3}, А N = ø.

В математическом анализе мы будем иметь дело, в основном, с множествами

действительных чисел. Из школьного курса математики известны множества натуральных чисел N = {1;2;…;n ;…}, целых чисел , рациональных чисел , иррациональных чисел I . Известно также, что множество всех действительных чисел R = . В высшей математике имеютсястрогие теории действительных чисел, например, теория Дедекинда (1831-1916, немецкий математик), из которой получаются свойства множества R действительных чисел, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем: упорядоченность по величине, плотность, усиленная плотность, непрерывность (или полнота).

Упорядоченность по величине множества R : для любых двух действительных чисел и имеет место одно и только одно из соотношений: .

Плотность множества R : между любыми двумя различными действительными числами содержится действительное число.

Усиленная плотность множества R : между любыми двумя различными действительными числами содержится рациональное число.

Непрерывность (полнота) множества R : для любой системы вложенных отрезков существует хотя бы одно число, принадлежащее всем отрезкам данной системы. Если длины вложенных отрезков стремятся к нулю при , то существует единственная точка, принадлежащая всем этим отрезкам. Это свойство называется также принципом вложенных отрезков Кантора (Георг Кантор (1845-1918), немецкий математик).

При аксиоматическом определении множества действительных чисел свойства упорядоченности по величине и непрерывности (полноты) включаются в число аксиом.

Действительные числа изображаются, как известно, точками числовой прямой, причем каждому действительному числу соответствует одна точка числовой прямой и обратно, каждой точке числовой прямой соответствует только одно действительное число. Как говорят, установлено взаимно-однозначное соответствие между множеством точек числовой прямой и множеством действительных чисел.

Из школьного курса математики известны также некоторые специальные числовые множества: - интервал (открытый промежуток), - отрезок (замкнутый промежуток), =- полуинтервалы (открытый справа и слева соответственно), - вся числовая прямая, - лучи. Нам потребуется в дальнейшем еще понятие окрестности точки.

Определение 7. Если а – некоторое действительное число, - любое положительное действительное число, то интервал называется - окрестностью точки а . Точка а называется центром окрестности, а число - радиусом окрестности. Множество называется проколотой - окрестностью точки а .

Определение 8. Множество Е действительных чисел называется ограниченным сверху (соответственно, ограниченным снизу ), если существует число М , такое, что для любого имеет место неравенство (соответственно, ). Число М называется верхней (соответственно, нижней ) границей (или гранью) множества Е . Множество Е называется ограниченным , если существуют такие числа и , что для любого числа имеет место двойное неравенство .

Например, множество правильных дробей ограничено сверху числом 1, множество N натуральных чисел ограничено снизу числом 1, множество ограничено, так как .

Заметим, что если М – верхняя граница непустого ограниченного сверху числового множества Е , то любое число, большее М , также будет его верхней границей, то есть у Е есть бесконечное множество верхних границ. Из всех верхних границ множества Е наибольший интерес представляет его наименьшая верхняя граница.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Оборудование: проектор, экран, персональный компьютер, мультимедийная презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию.

2.2. Разгадать кроссворд (повторение теоретического материала) (Слайд 2):

  1. Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь
утверждение. (Формула. )
  • Бесконечные десятичные непериодические дроби. (Иррациональные числа)
  • Цифра или группа цифр, повторяющихся в бесконечной десятичной дроби. (Период. )
  • Числа, используемые для счета предметов. (Натуральные числа.)
  • Бесконечные десятичные периодические дроби. (Рациональные числа.)
  • Рациональные числа + иррациональные числа = ? (Действительные числа.)
  • – Разгадав кроссворд, в выделенном вертикальном столбце прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Слайды 3, 4)

    3. Объяснение новой темы.

    3.1. – Ребята, вы уже встречались с понятием модуля, пользовались обозначением |a | . Раньше речь шла только о рациональных числах. Теперь надо ввести понятие модуля для любого действительного числа.

    Каждому действительному числу соответствует единственная точка числовой прямой, и, наоборот, каждой точке числовой прямой соответствует единственное действительное число. Все основные свойства действий над рациональными числами сохраняются и для действительных чисел .

    Вводится понятие модуля действительного числа. (Слайд 5).

    Определение. Модулем неотрицательного действительного числа x называют само это число: |x | = x ; модулем отрицательного действительного числа х называют противоположное число: |x | = – x .

    Запишите в тетрадях тему урока, определение модуля:

    На практике используют различные свойства модулей , например. (Слайд 6) :

    Выполнить устно № 16.3 (а, б) – 16.5 (а, б) на применение определения, свойства модуля. (Слайд 7) .

    3.4. Для любого действительного числа х можно вычислить |x | , т.е. можно говорить о функции y = |x | .

    Задание 1. Построить график и перечислить свойства функции y = |x | (Слайды 8, 9).

    Один ученик на доске строит график функции


    Рис 1 .

    Свойства перечисляются учащимися. (Слайд 10)

    1) Область определения – (– ∞; + ∞) .

    2) у = 0 при х = 0; y > 0 при x < 0 и x > 0.

    3) Функция непрерывная.

    4) у наим = 0 при х = 0, у наиб не существует.

    5) Функция ограничена снизу, не ограничена сверху.

    6) Функция убывает на луче (– ∞; 0) и возрастает на луче }

    Лучшие статьи по теме