Для школьников и родителей
  • Главная
  • Планета Земля
  • Окружающий мир 3 кл наши ближайшие соседи. План-конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи"3 класс. Вдоль границ россии

Окружающий мир 3 кл наши ближайшие соседи. План-конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи"3 класс. Вдоль границ россии

1. Используя карту учебника, пронумеруй некоторые страны, граничащие с Россией.

Устно назови остальные страны-соседи России.

Эстония, Латвия, Литва, Абхазия, Южная Осетия, Грузия .

2. С помощью карты учебника впиши в таблицу названия столиц.

Отметь знаком «+» страны и города, в которых тебе довелось побывать.

3. Наш любознательный Попугай составил по теме урока кроссворд. Разгадайте его с помощью текста и карты учебника.

  1. Страна с самым большим населением в мире (Китай)
  2. Наш южный сосед, по территории которого проходит граница между Европой и Азией (Казахстан)
  3. Страна, граничащая с Россией и Норвегией (Финляндия)
  4. Морская соседка России на юго-востоке (Япония)
  5. Страна, столица которой находится на берегу Каспийского моря (Азербайджан)
  6. Большая страна, граничащая только с Калининградской областью России (Польша)
  7. Самая северная страна, имеющая сухопутную границу с Россией (Норвегия)

4. А это задание предлагают тебе папа и мама Серёжи и Нади. Здесь «спрятались» названия столиц некоторых наших стран-соседей. Найди их и закрась карандашами разного цвета.

Самостоятельно или с помощью карты скажи, столицами каких стран являются эти города. Проведите в классе коллективную проверку работы.

  • Астана - столица Казахстана
  • Баку - столица Азербайджана
  • Варшава - столица Польши
  • Пекин - столица Китая
  • Киев - столица Украины
  • Минск - столица Белоруссии
  • Тбилиси - столица Грузии.

5. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Климат Финляндии.
  2. Финляндия - страна озёр
  3. Столица Финляндии - город Хельсинки
  4. Города и языки Финляндии
  5. Главные достопримечательности страны

Финляндия - самая счастливая страна мира

Финляндия - государство, которое граничит с Россией к северных рубежей. Четверть территории страны находится за Северным полярным кругом, поэтому здесь часто можно увидеть северное сияние. Да и на остальной территории климат нельзя назвать тёплым: зимой средняя температура воздуха достигает - 14 °C, а летом редко поднимается выше +14 - +17 °C. Самая же холодная температура была зарегистрирована в 1999 году - градусник опустился до −51,5 °C.

Можно сказать, что Финляндия - это страна озёр. Их здесь действительно очень много - около 190 000! Это и маленькие неглубокие озера, и огромные озера с множеством островов и полуостровов. Реки в стране тоже особенные, со многочисленными порогами и водопадами. Треть же территории Финляндии и вовсе покрыта болотами.

Столица Финляндии - город Хельсинки. Это самый крупный город страны с населением более полумиллиона человек. Хельсинки считается одним из лучших городов мира, а саму Финляндию нередко называют страной с самым счастливым населением.

Кроме Хельсинки в Финляндии есть и другие крупные города: Тампере, Турку, Оулу, Лахти и Ювяскюля. Названия их очень непривычны для русского человека, а все потому, что в Финляндии говорят на финском, шведском и саамском языке.

Финляндия - это очень интересная страна, поэтому её ежегодно посещает несколько миллионов туристов. Они осматривают столицу Хельсинки, любуются достопримечательностями крупных городов, горой Аавасакса и озером Саймаа и долиной Муми-Троллей в Наантали. Зимой же все едут на горнолыжные курорты Финляндии и деревню Санта-Клауса в Лапландии.

Источник (источники) информации: Интернет - сайты















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками)

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: иллюстративный материал к уроку – презентация PowerPoint (Windows 7, MS PowerPoint 2007).

Текст работы: Конспект урока по программе УМК “Школа России” (в соответствии ФГОС).

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

  1. Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.
  2. Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.
  3. Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.
  4. Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные

  • Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией.

Метапредметные

Коммуникативные :

  • навыки делового партнёрского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные :

  • рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные :

  • общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные : формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, политическая карта, модель политической карты, выполненная в виде пазла из пенопласта для сбора карты на магнитной доске, компьютеры, энциклопедии, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу

Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок.

2. Введение в тему урока

Любите ли вы путешествовать?

На чём вы предпочитаете путешествовать?

Чем можно заниматься во время путешествия? (Можно ли во время путешествия знакомиться с новыми людьми?)

Что необходимо путешественнику?

Давайте соберём чемодан путешественника. Что может лежать в этом чемодане? (Обязательно выслушать предположения обучающихся).

Слайд 1, слайд 2

3. Повторение, актуализация знаний.

Для чего во время путешествия нам может понадобиться путеводитель?

Дети : - Чтобы узнать достопримечательности нового места.

Может ли нам пригодится атлас мира?

Дети : - Конечно, он поможет узнать страну.

Нужен ли нам разговорник?

Дети : - Имея разговорник, мы можем обратиться к жителям посещаемой страны на их языке.

Тем самым расположить к себе местное население.

Для чего нам могут понадобиться фотоаппарат, видеокамера?

Дети : - Чтобы запечатлеть понравившиеся места.

Нужна ли нам медицинская аптечка?

Дети : - Может кому-нибудь придётся оказать первую медицинскую помощь.

Для чего нам нужен компас?

Дети : - Компас поможет ориентироваться на местности.

Какие стороны горизонта вы знаете?

Слайд 9

4. Изучение нового материала.

Наше путешествие начинается.

Слайд 10, 11

Знаете ли вы соседей, которые живут рядом с вами? Как вы с ними познакомились?

Мы сегодня тоже отправимся в гости к соседям. Откуда начнём наше путешествие?

Дети : - Давайте отправимся в путешествие из России.

Поможет ли нам физическая карта познакомиться с соседями?

Дети : - Наверное, не очень поможет. Ведь на физической карте нам трудно увидеть страны, куда можно отправиться.

Какая карта может помочь?

Тема урока – “Наши ближайшие соседи”

Слайд 14

Физминутка

(Под музыку “Песенка туриста” (см. в презентации) выполняется комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения)

Столица России (Российской Федерации) – город Москва.

У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией с юга и юго-востока. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией (см. приложение 1)

Давайте назовём государства в порядке уменьшения площади, которую они занимают.

(Можно пригласить к доске детей, чтобы они прикрепляли части пазла).

Дети : - Китай.

Китай– столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.

Дети : - Казахстан.

Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.

Дети : - Монголия.

Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.

Дети : - Северная Корея.

Северная Корея илиКНДР – столица Пхеньян.

Всех ли ближайших соседей мы назвали.

Слайд 15, 16

Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт №2 (см. приложение 2).

В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

Какие результаты вы получили?

Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога.

Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь?

Где можно получить информацию? (учебник с. 102)

Используя материал учебника, учащиеся называют страны. Учитель продолжает “собирать” на доске магнитный пазл, привлекая по желанию детей.

Дети : - Финляндия.

Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.

Дети : - Норвегия.

Норвегия – столица Осло.

Дети : - Эстония, Латвия, Литва.

Страны Прибалтики:

Эстония – столица Таллинн

Латвия – столица Рига

Литва– столица Вильнюс

Дети : - Польша.

Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

Внимание! Вот этот маленький участок на карте – это Калининградская область. Калининградская область – это территория России.

Дети : - Белоруссия.

Белоруссия – столица Минск.

Дети : - Украина.

Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.

Дети : - Абхазия.

Абхазия – столица Сухум.

Дети : - Южная Осетия.

Южная Осетия – столица Цхинвал.

Дети : - Грузия.

Грузия - столица Тбилиси.

Дети : - Азербайджан.

Азербайджан – столица Баку.

Проверьте, правильно ли вы распределили страны по группам.

Мне кажется, мы назвали все государства, с которыми Российская Федерация имеет общую границу.

Чем похожи государства, которые мы назвали?

Дети : - Имеют сухопутные границы.

Какие государства не входят в эту группу? Чем они отличаются от тех государств, которые мы назвали ранее?

Дети : - Имеют только морские границы.

Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.

Дети : - Япония.

Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

Дети : - Соединённые Штаты Америки.

Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

У нас на доске сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической .

5. Закрепление нового материала.

Давайте вспомним все страны, которые являются ближайшими соседями России. Будьте внимательны.

Слайды 21, 22, 23, 24

Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?

Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?

Какие отношения надо поддерживать с соседями?

Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.

Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”!

Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую “семью”.

А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы должны отгадать по предложенным слайдам, какое это государство.

Слайды 26,27,28

Можно задать следующие вопросы:

Где вас так встретят?

Что можете услышать?

Как надо относиться к национальному языку?

Где можно найти сведения о стране – ближайшем соседе России?

Обратить внимание детей на выставку энциклопедий.

Я предлагаю вам интересное, на мой взгляд, задание. Я предлагаю вам самим составить страницу энциклопедии.

Что можно разместить на странице энциклопедии?

  • Название
  • Столица
  • Флаг, герб
  • Традиции народа
  • Национальный язык
  • Национальный костюм
  • Национальное творчество
  • Достопримечательности

Работая в парах и используя имеющиеся энциклопедии, Интернет-ресурсы, вы должны составить энциклопедическую статью о государстве, которое вам наиболее интересно. Из созданных страниц мы создадим “классную” энциклопедию.

Учащиеся выполняют задание, после проходит выставка созданных страниц классной энциклопедии.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:

1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;

2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями.

7. Итог урока.

Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.

Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.

8. Используемая литература.

  1. А.А.Плешаков “Окружающий мир” учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2012
  2. А.А.Плешаков “Окружающий мир”. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2013.

Российская Федерация занимает огромную территорию, благодаря чему граничит со многими государствами как на суше, так и на море. Большая их часть пролегает на сухопутной границе и только две страны расположены на морской границе. Познакомимся поближе с нашими ближайшими соседями!

Сухопутная граница с Азией

Сухопутная граница - это государственная граница между соседними странами, которая проходит по суше. В азиатской части материка Россия граничит с такими государствами:

  • Грузия. Столица - Тбилиси . Это небольшая горная страна с живописными пейзажами и мягким климатом. Славится Грузия гостеприимством своего народа, древними традициями и виноградарством.
  • Азербайджан. Столица - Баку . Теплая, солнечная страна, в которой особенно хорошо развито выращивания чая.

В Азербайджане испокон веков принято жить всем вместе в большой семье. В одном доме могут спокойно уживаться несколько поколений, и воспитанием детей занимаются не только родители, но и бабушки с дедушками, и даже прабабушки с прадедушками.

  • Казахстан. Столица - Астана . Главное богатство этого большого государства - плодородный чернозем. Благодаря этому здесь хорошо развито сельское хозяйство, овцеводство, кочевое пастбищное хозяйство.
  • Монголия. Столица - Улан-Батор . Главная особенность этого государства - кочевой образ жизни местных жителей. Монгольские кочевники называются аратами. Они живут тем, что занимаются скотоводством: разводят верблюдов, коз, лошадей, овец, крупнорогатый скот.
  • Китай. Столица - Пекин . Это третье по величине государство во всем мире, в котором живет гораздо больше людей, чем в любом другом государстве. Китай - лидер по поставкам риса. Знаменита эта страна и Великой Китайской стеной, которая была построена для защиты страны от многочисленных кочевников.

Рис. 1. Великая Китайская стена.

  • Северная Корея или КНДР. Столица - Пхеньян . Граница России с этим азиатским государством самая короткая и составляет всего 19 км.

Сухопутная граница с Европой

В европейской части материка Россия граничит со следующими государствами:

  • Норвегия. Столица - Осло . Это самая северная страна, имеющая сухопутную границу с Российской Федерацией. Климат здесь очень суров, из-а чего страна мало заселена.

Рис. 2. Суровая природа Норвегии.

  • Финляндия. Столица - Хельсинки . Эту государство часто называют «страной тысячи озер», поскольку здесь находится большое количество различных водоемов, а морское побережье изрезано многочисленными заливами и бухтами.
  • Страны Прибалтики: Эстония (столица - Таллин), Латвия (столица - Рига) и Литва (столица Вильнюс) . Литва граничит только с Калининградской областью. С самым западным регионом России граничит и Польша (столица - Варшава).
  • Беларусь и Украина. Столица Беларуси - Минск. Столица Украины - Киев . Это страна славится своими черноземными землями, архитектурными памятниками большого культурного и исторического значения.

Беларусь знаменита уникальным заповедником - Беловежской Пущей, где сохранились в своей первозданной красоте участки первобытного равнинного леса.

Морская граница

Морская граница представляет собой рубежи, определяющие крайние пределы морской территории прибрежного государства. Россия имеет морские границы с двумя государствами:

  • Япония. Столица - Токио . Небольшое островное государство, расположенное в Восточной Азии. Это единственная страна в мире, где было использовано ядерное оружие.

. Всего получено оценок: 375.

Начнем наше путешествие по карте. (Учитель показывает на доске карту)

Страны Прибалтики:

Проследите на карте России границу. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории на западе отделена от остальной части страны. Это Калининградская область.

Но начнем знакомство мы с самой северной страны, имеющей сухопутную границу с Россией. Ей является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.

  • Найдите и покажите их на карте.
  • Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
  • Назовите из столицы.
  • Какая из трёх стран граничит только с Калининградской областью России?
  • Какая еще страна граничит с Калининградской областью?
  • Назовите её столицу.
  • Прочитайте в учебники текст с. 100-101.
  • Назовите самую северную, имеющую сухопутную границу с Россией?
  • Какая страна имеет самую короткую границу с Россией?

Норвегия- государство в Северной Европе. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norðrvegr - «путь на север».

Форма правления -монархия. Король - Харальд V , премьер-министр - Эрна Солберг . Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных неофициальных регионов.

В 2010 году страна была на первом месте в списке «Лучшие страны мира». А с 2011 по 2014 годы американский фонд «Fund for Peace» оценивал Финляндию как «самую стабильную страну мира» .

Латвия: Население по оценочным данным на 1 марта 2015 года составляет 1 985 600 человек.

Территория - 64 589 км². Занимает 147 место по численности населения.

Литва- государство , географически расположенное в Северной Европе . Столица Литвы - Вильнюс .

Расположена на восточном побережье Балтийского моря .Член ООН с 1991 года , ЕС и НАТО - с 2004 года .

Белоруссия и Украина:

В какие страны мы попадём продвигаясь по границе?

Назовите столицы этих государств.

Украина: Население по данным государственной службы статистики Украины на 1 февраля 2015 года - 42 741 248 постоянных жителей. Занимает31 место по численности населения. Столица - Киев . Государственный язык - украинский .

Украина - унитарное государство и парламентско-президентская республика . В июне 2014 года пост президента занял Пётр Порошенко .

Белоруссия. Население, по оценке на 1 октября 2014 года , составляет 9,4751 млн человек. Площадь страны - 207 599 км². Государственные языки - белорусский и русский . Столица - Минск . Является членом-учредителем ООН, СНГ.

В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите его на карте.

Назовите столицу Казахстана.

В какую страну мы попадём из Казахстана если будем двигаться дальше по границе?

Назовите столицу Монголии.

Назовите государство в котором живёт больше людей чем в другой стране мира. Найдите его на карте.

Назовите столицу Китая.

Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ?

Морские соседи:

Прочитайте текст на с.102-104.

Какие государства можно назвать «морскими соседями»? Нашей страны? Где они расположены?

Покажите их на карте.

Япония - развитая страна с очень высоким уровнем жизни. В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 года, и один из самых низких уровней младенческой смерти.

Япония входит в число стран-членов «Большой восьмёрки», а также регулярно избирается непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от права объявлять войну, она имеет большую современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях. Высшая точка Японии - вулкан Фудзияма (3776 м). С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое в мире. Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур с населением более 30 миллионов человек.

Лучшие статьи по теме