Для школьников и родителей
  • Главная
  • Планета Земля
  • Плюсы и минусы домашнего обучения детей. Домашнее обучение: плюсы и минусы для ребенка и родителей Домашнее обучение ребенка инвалида плюсы и минусы

Плюсы и минусы домашнего обучения детей. Домашнее обучение: плюсы и минусы для ребенка и родителей Домашнее обучение ребенка инвалида плюсы и минусы

Чтобы принять взвешенное решение о переходе на новую форму образования, необходимо все тщательно продумать, взвесив плюсы и минусы домашнего обучения .

Что же может дать домашнее обучение Вам и Вашему ребенку?

1. Индивидуальную программу - индивидуальное, а не стандартизированное обучение. На домашнем обучении Вы можете самостоятельно выстроить и образовательную программу, и учебный план, основываясь на интересах, особенностях характера и успеваемости Вашего ребенка. Вы можете углубиться в изучение одной темы и пройти интенсивно другую. Никто больше не будет указывать Вам, когда и какую тему проходить, какие задания делать и по каким учебникам учиться. Обучение станет захватывающим процессом, полным удивительных открытий и неожиданностей. Конечно, не стоит забывать о сроках аттестации, чтобы подготовиться к этому времени.

2. Более высокие по сравнению с традиционной формой обучения результаты. Доказанный факт - дети на домашнем обучении учатся лучше своих школьных сверстников и получают лучшие результаты.

3. Возможность посвятить учебное время только учебе. Ни у кого не вызывает сомнений, что огромное количество учебного времени в школе тратится не просто неэффективно, а просто-напросто впустую. А если прибавить к этому классные и школьные мероприятия, время на дорогу, то получается, что домашнее обучение можно построить намного эффективнее школьного.

4. Использование новейших технологий и подходов. Домашнее обучение - самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики - наивысшего стандарта. Современные технологии способны сделать обучение более гибким и разнообразным. Дети сейчас осваивают новейшие технологии зачастую быстрее родителей, поэтому новые формы обучения воспринимаются отлично.

5. На занятия тратится существенно меньше времени, чем в школе. Это тот плюс, который отмечают почти все дети на домашнем обучении. И причина совсем не в том, что семейные ученики проходят какую-то «сокращенную» программу или относятся к учебе несерьезно. Как раз напротив. Именно ответственный подход к занятиям позволяет пройти за учебное время существенно больше, чем в традиционной школе. Как результат, дети осваивают темы быстрее своих школьных товарищей.

6. Больше творчества, меньше скуки. Кто сказал, что обучение - это то, что происходит в стенах школы, за партой, с учебником в руках и учительницей у доски? И пусть большинство учится именно так. Что мешает Вам пойти в парк для изучения ботаники или посетить планетарий, когда проходите звездную систему? Вы не ограничены школьными рамками, и для Вас весь мир - образовательное пространство. Возможность получать знания не из учебников, а из первоисточников не только повышает эффективность, но и развивает «увлеченность» предметом.

7. Учёба - это нечто большее. В школе все измеряется оценками в дневнике и баллами за ОГЭ и ЕГЭ. На домашнем обучении дети учатся формировать собственное портфолио, которое показывает реальные знания и умения. А наглядные результаты становятся все более важными и для ВУЗов, и в последующем для работодателей.

8. Цели и задачи ставите Вы сами. В школе дети изучают то, что сформулировал кто-то, не знающий Вашего ребенка и его потребностей. На домашнем обучении Вы сами выбираете, что, как и когда Вы будете изучать.

9. Бессмысленные тесты, задания и отчеты останутся в прошлом. Разве может у школьников возникнуть желание учиться, если их заставляют выполнять однотипные задания и бессмысленные тесты?

10. Гибкость и удобство. Вам больше не нужно в определенное время отвозить, а затем забирать ребенка из школы. А отпуск можно запланировать на любое время, а не только на «горячий сезон» летних каникул.

Однако могут возникнуть и определенные сложности:

1. Ответственность. При переходе на домашнее обучение Вы будете полностью отвечать за образование детей. Если что-то пойдет не так, Вы уже не сможете обвинить плохих учителей или закостенелую систему. Хотя родители детей в традиционных школах тоже несут ответственность за обучение своих детей, но, во-первых, разделяют ее со школой, во-вторых, у них в разы меньше возможностей повлиять на результат.

2. Время. Кроме редкого вечера или выходного, когда дети у бабушек или дедушек, они будут вместе с Вами: каждый день, целый день. Но это - и одно из достоинств семейного образования. У Вас наконец-то появится время построить тесные отношения с детьми, по-настоящему сблизиться и узнать друг друга.

3. Свобода. Сейчас Вы можете отправить детей в школу и уехать по своим делам. С другой стороны, домашнее обучение поможет Вам научиться лучше распоряжаться своим временем и стать креативнее. Можно воспользоваться сопровождением домашнего обучения, обратиться к специалистам, которые предложат оптимальную для Вашего ребенка программу обучения, а Вы сможете работать удаленно и находить время и для себя.

4. Квалификация. Многие родители не уверены, что им хватит знаний, умений и терпения учить своих детей. Но ведь всему можно научиться. Домашнее обучение научило уже стольких родителей сохранять спокойствие, когда дети шумят, проявлять гибкость, если они устали, становиться волшебниками, если им скучно. Нет идеальных родителей, как нет и идеальных учителей, но все мы развиваемся и учимся на собственном опыте.

5. Нехватка знаний. Вы боитесь, что у Ваших детей будут пробелы в знаниях, что в итоге они что-то, да не будут знать? Что они будут задавать Вам вопросы, на которые Вы не знаете ответа? Вы не можете знать все, да это и не нужно. Главное - дать детям инструменты поиска необходимой информации и научить с ней работать. К тому же это так интересно - искать ответы и учиться вместе с детьми!

6. Ограничения дома. Скорее всего, в Вашем доме нет игровой площадки, бассейна или музыкального класса, но ведь жизнь не ограничивается только домом. Вы можете выбрать те площадки и кружки, которые наиболее полно отвечают потребностям Ваших детей.

7. Независимость. Резкий толчок к самостоятельной жизни в школе заставляет детей полагаться друг на друга, а ведь у сверстников Вашего ребенка так же мало жизненного опыта. Как результат «слепой ведет слепого». Семейное обучение предоставляет родителям возможность дольше служить авторитетом для детей и сохранять на них свое влияние, давая им столько свободы и независимости, сколько они способны понести.

8. Критика. Скорее всего, часть Ваших знакомых и родственников не поддержит Ваше решение. Что ж, всем угодить невозможно. Просто помните, что школьное обучение очень далеко от идеала и подвергается еще большей критике. Но большинство привыкло идти по проторенной дорожке и не пытается искать лучших путей.

9. Отсутствие социализации. Некоторые полагают, что дети на домашнем обучении целые сутки проводят в четырех стенах и, как результат, не умеют общаться со сверстниками. Безусловно, при переходе на семейное обучение вся ответственность за социализацию ребенка ложится на Ваши плечи. Но есть огромное количество мест, где Ваш ребенок может общаться со сверстниками и не чувствовать себя изолированным от общества. Кружки и секции, развивающие центры и дома творчества - у Вас выбор будет намного шире, чем у родителей, предпочитающих традиционное обучение, ведь у Вас будет намного больше возможностей самим построить график занятий своего ребенка. К тому же, школьный опыт не всегда бывает положительным, а домашнее обучение позволит Вам оградить ребенка от негативного влияния и дать ему возможность развиваться полноценно.

10. Переход на очное обучение. Может получиться так, что с семейного обучения Вам нужно будет вновь перевести ребенка на традиционное. Это процесс сложный, но он пройдет легче, если ребенок владеет навыками самостоятельной работы. К тому же эти навыки помогут ему на очном обучении добиться более высоких по сравнению со сверстниками результатов.

Как и в любом вопросе, плюсы и минусы - понятие относительное. Даже если возникают трудности, их преодоление может стать плюсом в будущем, ведь при поступлении в вуз у ребёнка будут развиты все навыки для успешного обучения. самообразования, развития карьеры.

Дело в том, что первое полугодие дочка ходила в школу, а с нового года мы перевели ее на домашнее обучение и сейчас у меня есть возможность сравнить эти два подхода в полной мере.

Конечно же, это выводы и наблюдения, которые касаются нас и только нас. В другой семье у другого ребенка ситуация может быть совсем иной. Поэтому в данном случае это лишь описание нашего опыта.

Я не изучала вопрос домашнего обучения, не готовилась к этому, не изучала мнение и опыт других мам, т.к. мы не планировали такой поворот событий и не собирались переводить дочку на ДО. Решение пришлось принимать быстро, времени на раздумья практически не было, поэтому – с места в карьер… Абсолютно не готовая внутренне, с множеством страхов, с непониманием, как вообще все это будет… Глубокий вдох-выдох, “все к лучшему” и – ныряем…

Школа . Плюсы и минусы.

Режим дня.

Когда дочка ходила в школу, то наш день выглядел примерно так. Подъем в 6.30, чтобы в 7.30 уже выйти из дома и к 8 быть в школе. Это было очень тяжело для дочки. С 8 до 13.00 она в школе, в 13.30 приходим домой. обедаем. Ложу дочу поспать часик, чтобы отдохнула (14.30-15.30). Пока встали, поиграли, поделали уроки - 19.00. Ужин, вечерние процедуры, сказка на ночь, сон. Это меня смущало больше всего. Ощущение было такое, что ни она, ни я не успеваем жить…

Я не представляла, как в таком плотном графике другие мамы успевали еще детей водить на какие-то кружки и секции - это ведь сразу после школы нужно идти! И дети как-то ходили. Я же решила первый класс дочь не трогать и не перегружать - пусть адаптируется в школе, а во втором классе, если будет желание, поведу ее на какие-то секции.

Из минусов хочу отметить еще такие пункты:

1. То, что происходит с ребенком в школе, находится вне зоны контроля родителей (это и к вопросу общения с учителями и к вопросу общения со сверстниками).

2. Самые важные вопросы развития ребенка - как ни крути - все равно остаются в компетенции родителей. А заниматься этим фактически некогда из-за плотного графика.

3. Сложно учителю отследить успешность каждого ребенка, помочь каждому, уделить время и внимание (у нас в классе 36 детей…). А родителям не всегда легко помочь, потому что даже в первом классе нужны специальные знания, например, о каллиграфии, о правильном соединении букв, наклоне и т.д.

Все плюсы школы перечислять не буду, выделю только те, которые кажутся важными мне.

1. В группе ребенок работает совсем не так, как дома. Он смотрит на своих одноклассников, видит, что они делают, и делает тоже, его не нужно дополнительно мотивировать, объяснять, зачем нужно это делать.

2. В классе ребенок сравнивает, как можно сделать одну и ту же работу (например, как по-разному можно слепить, нарисовать, написать) - это богатый материал для анализа.

3. В классе дети тянутся друг за другом, стараются сделать лучше, чтобы и его работу повесили на стенд, чтобы и его работу похвалили (кстати, для отстающих в классе это скорее минус).

Дружба и общение в нашем случае момент спорный. Дочка хорошо общалась с детьми, находила общий язык со всеми, но особой привязанности к коллективу или друзьям я не заметила, так же как и какого-то положительного влияния на дочку этого фактора. В нашем случае - это фактор нейтральный.

Детские праздники тоже особо не вдохновляли ее. Она к ним относилась достаточно прохладно и редко испытывала энтузиазм, ожидая даже Новый Год.

У нас была причина перевести дочку на ДО, и касалась она здоровья. Я очень переживала. Решение далось нелегко (хотя другого выхода у нас и не было). Тем не менее…

Плюсы и минусы домашнего обучения. Наш опыт.

Для начала, как выглядит ДО с организационной точки зрения. К нам приходила учительница 2 раза в неделю на полтора часа. Сейчас, когда стало тепло, мы сами приходим в школу после уроков. За эти полтора часа учитель дает основной материал (в большинстве своем это короткий ликбез для мамы, которая потом будет все это доносить до ребенка), дает ДЗ, проверяет их выполнение, корректирует и направляет.

Вначале было очень сложно. Нужно было перестраивать режим дня. Дочка начала, что называется, дрыхнуть по утрам, как сурок (видимо, отсыпалась за каждый день раннего подъема). Иногда мне было трудно разбудить ее даже в 9 утра.

Мой день, который уже обрел довольно приятные для меня очертания, стал похож на хаос. Вся школьная нагрузка легла на меня. Если в 5 классе ребенок на домашнем обучении может сесть и самостоятельно освоить новый материал (или с минимальной помощью взрослого), то с первоклашкой нужно сидеть. Нужно следить за каждым соединением букв в прописях, поправлять, подсказывать, нужно объяснять математику (и дело даже не в сложности материала, а в умении донести его до ребенка понятным ему языком). Нужно его как-то мотивировать к учебе, объяснять, уговаривать. Это уже не дошкольный период, где можно ориентироваться на желание ребенка и . Тут есть программа, есть домашние задания на неделю - от сих до сих, есть обязаловка.

Еще один трудный для меня момент: раньше ребенок основной материал проходил в школе, а дома с мамой только домашние задания делал. А теперь дома приходится освоить то, что нужно пройти в школе, плюс ДЗ. Это достаточно много по объему. Мама, которая раньше так много с ребенком играла, теперь стала, простите, училкой (такое у меня внутри было ощущение). От этого эмоционально уставала не только я, но и дочка тоже.

В общем, первые два месяца домашнего обучения мы пытались вжиться в новые роли, договориться друг с другом, как-то привести в порядок режим дня, занятий, свои чувства и ощущения…

Это из минусов домашнего обучения - и это то, что касается конкретно первого класса и конкретно нас (учитывая все особенности дочки, а также учитывая мою неготовность и, честно сказать, нежелание заниматься домашним обучением). В более старших классах наверняка все гораздо проще.

Конечно, дети все разные. Кому-то ДО дается легко, кому-то трудно, кому-то лучше в школе. Как всегда - нужно чувствовать ситуацию.

А теперь плюсы домашнего обучения .

Сразу же после перехода на ДО, я предложила дочке попробовать театральную студию . Артистизм и театральные задатки я видела в дочке давно, но не было времени ходить на дополнительные занятия. Сейчас же встал вопрос еще организации дополнительного общения и я сразу поняла, что театр – хороший вариант.

Театр сразу захватил ее целиком! Это чудесное переживание, я вижу в ней необыкновенный артистизм и рада тому, что эти задатки раскрываются. Она очень легко влилась в коллектив и буквально на первом занятии показала небольшой этюд, продемонстрировав то, чему детей в студии учили уже полгода (к большому удивлению и восхищению преподавателей).

Через 2 месяца домашнего обучения, отоспавшись, отдохнув от режима школы, приспособившись к графику и научившись осваивать школьную программу с «наименьшими потерями», дочка начала оглядываться по сторонам и искать нового вдохновения.

«Мама, я хочу играть на скрипке », — это меня немного шокировало. Дома стоит , я играю на нем, но дочка к нему особого интереса не проявляла и учиться не хотела, не смотря на мои попытки увлечь ее этим занятием. Хотя иногда она садилась за инструмент и выдавала невероятные по красоте экспромты, как будто чувствовала пианино и разговаривала с ним.

И вдруг - скрипка… Откуда такое желание? Вспомнилось, что когда она была маленькой и мы не могли ее уложить спать, она всегда

Поговорив с дочерью и выяснив, насколько серьезно ее желание, поняла, что нужно идти в музыкалку. И вот, в конце учебного года мы записались на скрипку. И снова восторг, удовольствие, вдохновение! Нотную грамоту, которую дети осваивали на протяжении полугода, она освоила за 3 занятия (с моей помощью, конечно, но факт). На 4-м уже разучивает первое произведение. Расстраивается немного, что медленно все происходит и она до сих пор не играет, как Ванесса Мей.

Вот яркий пример того, как дети могут осваивать что-то, к чему лежит душа. Но как сделать так, чтобы ребенок с таким же вдохновением писал прописи и делал прочие ДЗ - я пока не знаю. Хотя прописи и все то, что дают в школе, считаю важным и нужным. Все волшебство познания убивает обязаловка.

Также дочка увлеклась пением , мы начали разучивать народные мелодичные песни, изучать культуру нашего народа, шить этнические вещи, делать веночки. Просто появилось время для творчества.

Дочка попросилась еще на пение и в мае месяце нам разрешили присоединиться к хору .

Вообще дочка очень любит спорт и просилась еще на гимнастику или акробатику, но время неудобное и в наш график это уже никак не вписывается. Так что довольствуемся пока акробатическими этюдами на нашем спорткомплексе дома.

Но! Мы начали бегать по утрам и это тоже инициатива дочки. Легкий подъем в 7 утра (а раньше в 9 утра ее не поднять), в 7.30 на пробежку. Отлично заряжает это занятие, приятно бегать с дочей утром! На стадионе она самая маленькая))

Когда мы первый раз вышли на стадион, я думала, что она пробежит круг и сдуется. Но нет. Я в тот раз пробежала 9 кругов, она - 11 с половиной… (круг 200 метров).

Сейчас у нас есть время нормально погулять на улице в удобное время, насладиться природой. У нас появилось время для творчества.

А еще мне очень нравится, что осваивать школьную программу можно на улице, на свежем воздухе, а перемены проходят во дворе нашего дома.

Вся жизнь сейчас наполнена удивительными вещами . Дочка ищет, проявляет инициативу (чего не было в период, когда мы ходили в школу - просто не было для этого ни времени, ни сил). И если раньше меня пугало ДО, то сейчас я рада, что все так получилось. Я в этом вижу больше плюсов, чем минусов.

Каждый раз, думая о том, было бы это все возможно, если бы дочь ходила в школу, однозначно понимаю, что нет.

Сегодня спросила ее, как ей больше хочется - так, как было первые полгода, когда она ходила в школу, или так, как сейчас - ведь нужно определяться на следующий год. Дочка твердо сказала, что ей больше нравится на ДО и в следующем году она хочет так же.

Еще из плюсов ДО есть момент, что с ребенком работают индивидуально и прорабатывают все его слабые моменты. Два раза в неделю по полтора часа достаточно для нас, чтобы успешно осваивать школьную программу.

Про домашнее обучение ходит много мифов, я сама раньше переживала о многом в этом вопросе. Сейчас я смотрю на ДО с оптимизмом. Хотя понимаю, что для успешной организации процесса обучения дома нужно учесть очень много разных факторов…

Интересно, есть ли среди читательниц те, у кого дети тоже на ДО. Отзовитесь)) Поделитесь в комментариях своими впечатлениями! Интересен опыт других мам.

Я уверена, что мне повезло в жизни – я училась в советской школе. Последние несколько лет школы, правда, были уже в другом государстве, но на тот момент система образования еще не претерпела серьезных изменений. В мое время среднее школьное образование было обязательным для всех, никаких домашних обучений и в помине не было.

Начиная с пятого класса, мы сдавали переходящие экзамены, учили билеты, кто-то писал шпаргалки, но было здорово, кто бы там, что не говорил о советском периоде. Прошу заметить, что мы сдавали настоящие нормальные экзамены, а не тестирование, рассчитанное на умственно отсталых детей. Говорю так жестко, потому что именно так думаю.

В 11 классе, когда мы собирались сдавать выпускные экзамены, нам сообщили, что четыре экзамена будут проходить в виде тестов: алгебра, геометрия, русский язык и литература, история. А два с билетами – физика и английский язык. Так вот, к четырем экзаменам, по которым были тесты, у нас не готовился ни один человек в классе! И сдали все! Даже те, кто учился слабо, тесты сдали на 4 (по пятибалльной системе). Вот так вот.

Советское образование признавалось лучшим во всем мире, нет же, надо было перенять американскую систему тестирования. Где экзамен не сдаст только полный идиот. Потому что если ты хоть что-то в школе читал и учил, то по предложенным вариантам ответов, просто обязан сдать такой экзамен.

Кроме хорошего багажа знаний, мы выходили из школы во взрослую жизнь с нормальными представлениями о дисциплине, субординации и со способностью социализироваться в обществе .

Но в 1992 году законодательно было введено такое понятие, как «образование на дому» или «семейное образование» (хоумскулинг). И родители встали перед выбором: отдавать ребенка в массовую школу или оставить получать образование дома?

Разговоров и споров по поводу домашнего образования ведется очень много, начиная с того самого 1992 года. И родители, и учителя так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Давайте попробуем разобраться в преимуществах и недостатках такого образования. Но сначала пару слов о том, какие формы домашнего обучения существуют.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – абсолютный отказ от посещения школы и вообще школьной программы. Сторонники анскулинга уверены, что вполне самостоятельно могут определить как, сколько и чему учить своего ребенка. Уверены в том, что общепринятое среднее образование никому не нужно, а также государственное тестирование и прочие экзамены. Самое печальное последствие анскулинга, что к 16 годам ребенок уже никак не сможет наверстать упущенное и изучить необходимый минимум знаний, требующийся для поступления в ВУЗ, а значит, не сможет приобрести никакую профессию. К моей огромной радости, анскулинг в России категорически запрещен.

Домашнее обучение – персональные занятия со школьными преподавателями на дому, написание контрольных, сдача экзаменов и пр. Оформляется при отсутствии возможности ребенку самостоятельно посещать школу, основанием служит заключение врача о наличии медицинских противопоказаний.

Частичное домашнее обучение – посещение школы на несколько занятий в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Также можно оформить только по заключению медицинских работников.

Экстернат – автономное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Можно оформить у руководства школы, исключительно по договоренности с администрацией учебного заведения. Надо сказать, что не многие школы на это соглашаются.

Дистанционное образование – обучение через интернет, общение с преподавателями по скайпу или на форуме, выполнение домашних заданий, контрольных и экзаменов в режиме онлайн. Также согласовывается и оформляется у администрации учебного заведения.

Плюсы домашнего обучения

У домашнего обучения, как и у любого другого мероприятия, есть свои плюсы и минусы. Для начала разберемся с плюсами.

Плюсы называли родители-сторонники домашнего обучения, итак:

  • Ребенок занимается, когда хочет и как ему удобно.
  • Отсутствует давление со стороны сверстников, старшеклассников и учителей.
  • Отсутствует необходимость соблюдать ненужные (???) школьные правила.
  • Контроль развития моральных и этических норм у ребенка.
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам.
  • Выбор в изучении особых предметов: искусство, иностранные языки (какие хочется, а ни какие предоставлены в школе), архитектуру и пр. с детства.
  • Обучение в домашней обстановке существенно снижает риск получения школьных трав, проблем с осанкой и зрением.
  • Индивидуальный подход к обучению помогает воспитать личность.
  • Сохранение тесного контакта ребенка с родителями, исключено чужое влияние.
  • Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.
  • Отсутствие обязательных прививок.

Большинство плюсов достаточно спорные. Например, о снижении риска проблем с осанкой и зрением. Можно подумать, что в домашней обстановке ребенок не может их испортить. Или что касается чужого влияния. Дети сейчас так много времени проводят в соц.сетях, что попасть под чужое влияние еще проще, чем в школе.

Кто сказал, что школьные правила ненужные? Что плохого в их соблюдении? Я лично не понимаю. У ребенка отвалятся ноги, если он будет вставать, когда входит учитель? Или на ребенка негативно повлияет участие в новогоднем утреннике? Мне кажется, эти плюсы – полная ерунда. Что касается прививок – это вообще отдельная тема, но я ей все-таки уделю пару слов.

Я сторонник другой точки зрения и уверена, что прививки важны и нужны. Аргументирую. Те, кто считают, что прививки не нужны, утверждают, что они наносят вред здоровью ребенка, а обязательная вакцинация вообще нарушает его права. Одна моя знакомая – противник прививок – сказала: «Где ты видела оспу или краснуху? Я вот своему ребенку прививки не делаю и все нормально». Отчасти да, пока все нормально. А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – с научной.

Когда таких вот «грамотных» мамочек станет много, эпидемиологическая ситуация начнет меняться и «побежденные» болезни, такие как оспа или та же краснуха, снова вернуться. Только вакцинация населения более 70% сможет гарантировать здоровье основной массе людей, и особенно детей . Но эти мамочки об этом не знают, а точнее не хотят знать, им проще отказаться и «спасти» своего ребенка от вредной прививки, а о последствиях пусть думает кто-то другой.

Согласно заключению специалистов Всемирной организации здравоохранения , основная масса доводов тех, кто отказывается от прививания своих детей, не подтверждены научно и характеризуются как «опасное и тревожное заблуждение».

Поэтому говорить об отсутствии прививок, как об одном из плюсов домашнего обучения, считаю крайне неправильным.

Минусы домашнего обучения

Минусов, надо сказать, немало и, на мой взгляд, они существенные, судите сами:

  • Ребенок не получает опыта социализации и взаимодействия с коллективом.
  • Требуется постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Отсутствие дисциплины и необходимости работать в определенный период времени «от звонка до звонка».
  • Отсутствие опыта конфликтов и выхода из них со сверстниками и старшеклассниками.
  • Родители не всегда могут правильно обучить точным предметам, системному мышлению.
  • Гиперопека родителей в конечном итоге приведет к инфантилизму или эгоизму ребенка.
  • Ребенок привыкнет к образу «не такого как все», ему будет гораздо труднее во взрослой жизни.
  • Житейская неопытность и недостаток общения в школе скажется при начале самостоятельной жизни.
  • Навязывание родителями нетрадиционных взглядов и жизненных ценностей ограничивают развитие ребенка.
  • Трудности при поступлении в ВУЗ и при обучении в нем.

Мне кажется, что вопрос домашнего обучения должен подниматься в том случае, если ребенок по состоянию здоровья действительно не может посещать школу. Либо если семья часто переезжает из города в город (уж не знаю, по какой причине), в последнем случае оптимальным будет, конечно, дистанционное образование. Либо семья проживает в небольшом поселке, а до приличной школы слишком далеко и нет возможности ежедневно возить туда ребенка.

Персональные занятия или частичное посещение школы необходимы тяжелобольному ребенку , при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленному ребенку с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – на период восстановления и реабилитации после перенесенных тяжелых травм, серьезных заболеваний и т.д. В отдельных случаях на экстернат имеет смысл перевести одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение точно не подойдет общительному и активному ребенку, а также ленивому и неспособному к самодисциплине .

Необходимость домашнего обучения должна обуславливаться несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями развития (здоровья) ребенка. Если, например, семья проживает в городе, а мама с папой ходят ежедневно на работу, то какой смысл переводить ребенка на такую форму обучения? Нанимать педагогов по всем предметам – вопрос: зачем тогда маме работать, если все деньги будут уходить на оплату таких услуг? Для самостоятельной формы обучения все равно нужен кто-то взрослый, кто будет проводить по несколько часов с ребенком, заниматься с ним, контролировать ход выполнения самостоятельных заданий. Сомневаюсь, что этим будут в состоянии заниматься родители, отработавшие весь день в офисе.

На домашнее обучение, на мой взгляд, можно перевести ребенка, который подает серьезные надежды в спорте , например. То есть ребенок будет заниматься спортом и параллельно получать среднее образование, больше тратить времени на тренировки и подготовку к соревнованиям. Отлично, если в такой семье мама не работает, и может тратить свое время на развитие своего ребенка в полной мере.

Подведем итог

Убеждена, что домашнее обучение подходит не всем детям и родителям. Неоднократно посещала форумы и читала аргументы сторонников такого образования. То, что пишут эти взрослые мамы и папы, у меня лично в голове не укладывается. Приведу несколько особо ярких примеров: «Хочу спасти своего сына от перемалывающей личность школьной системы», «Как вспомню школьные экскурсии, сразу плохо становится. Кому это вообще нужно?», «Кому нужны эти таблицы умножения и Менделеева, они, что в жизни пригодились?». Читала, и плакать хотелось. Чему могут научить такие родители своего ребенка на домашнем обучении? Мне искренне жаль детей этих родителей.

А еще вспомнила слова из биографии Ломоносова: «Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения». В голове только одна мысль: «Хорошо, что у Ломоносова не было таких родителей, как участники форумов за домашнее обучение».

Все дети — маленькие взрослые. У каждого из них есть свой собственный характер и свои проблемы. Общее у них одно – они должны получить образование. В дальнейшей жизни они должны жить в социуме. От их знаний и навыков будет зависеть качество их жизни, и не только их, но и жизнь их семьи. К сожалению, по разным причинам дети не всегда могут посещать школу. Для старшего поколения школа всегда является единственным способом получить образование. В наше время проблему можно решить с помощью надомного образования. Этот тип обучения подходит для детей — инвалидов, детей с проблемами психики, детей не желающих посещать общественные места, детей занимающихся спортом или творчеством.

Родителям нужно понять — главное в случае домашнего обучения вся ответственность ложится на них, а не на ком то другом.

Есть несколько видов обучения дома. Это:

  • Домашнее образование
  • Образование в семье

Домашнее образование

Не у всех детей есть возможность посещать школу из-за плохого здоровья. К сожалению, есть много граждан России, которые не способны передвигаться без посторонней помощи. Эти дети отличаются от сверстников только тем, что не могу бегать, прыгать, ходить. Им необходимо создать условия для проявления своих талантов, чтобы в дальнейшем они смогли бы чувствовать себя полноценными общества.

Дети инвалиды могут обучаться дома. Есть два варианта:

  1. Ели Вы хотите обучить детей по общей программе
  2. Если Вы хотите обучить детей, как особенных

Если ребенок обучается по программе для обычных детей, то он получает аттестат об окончании школы стандартного образца. Уроки, их количество, интенсивность, продолжительность занятий, зависит от здоровья ребенка и его предпочтений, а так же от режима дня. По состоянию ребенка можно прекратить занятия или отложить их на определенный срок.

Программа для особенных детей индивидуальна для каждого ребенка. Аттестат выдается исходя из программы обучения .

Если Вы хотите узнать тонкости законодательства по обучению инвалидов, обратитесь к законодательной базе.

1.Необходимо заключение лечебного учреждения, на основе которого будет предоставлено заключение о необходимости обучения ребенку дома

2.Обращение в школу по месту проживания. Школа по месту проживания обязана предоставить особенному ребенку бесплатно учебники, литературу, имеющеюся в библиотеке.

3.Педагоги школы обязаны оказывать консультативную помощь ребенку.

Желание родителей

Иногда желание родителей сводится к тому, что дети должны учиться дома. Следует отметить, что в этом случае вся ответственность приходится на родителей. Есть ряд причин, по которым родители хотят заниматься с ребенком самим.

  • Ребенок вундеркинд

Такой ребенок опережает школьную программу. Ему просто скучно на уроках. Ребенку не интересна информация, которою дают учителя. На уроках он отвлекается, не слушает объяснения учителя.

  • Увлечение другими видами деятельности (спорт, искусство и т.д.) не дает ребенку времени и желания сосредоточиться на учебе.
  • Родители в силу своей профессии вынуждены часто переезжать. Ребенок лишается привычной обстановки, друзей, школы.

Для того, что бы перевести своего ребенка на семейное образование необходимо:

  • Заявление в общеобразовательное учреждение о выборе семейной формы обучения.
  • Заключить договор между родителями и школой о семейной организации обучения ребенка.
  • Если Вы выбрали семейное образование, то по Статье 40 пункт 8 Закона РФ «Об образовании» Вам должны быть выплачены денежные средства в размере 500 рублей.

Плюсы домашнего обучения

  • Ребенок сам составляет график занятий.

Такая практика подготавливает его к самостоятельной жизни. Однако родители ненавязчиво должны контролировать процесс обучения ребенка.

  • Ребенок выбирает те предметы, которые ему интересны

Если Ваш ребенок очень любит литературу, то упор на математику ему будет неприятен. В данном случае очень важен контакт с родителями. Не нужно заставлять ребенка заниматься тем, что ему не интересно. Базовые знания по другим, не профильным предметам устроят и Вас и ребенка.

Важно так же осознавать, что оказывая давление на ребенка, Вы плохо влияете на его психику.

  • Возможность исключить негативные контакты

Очень часто дети подвержены влиянию «плохой компании». Пить, курить, пробовать наркотики. При обучении дома Вы сможете с большей уверенностью контролировать своего ребенка.

  • Особые предметы

Каждый человек имеет право заниматься в своей жизни тем, что ему нравится. Нельзя из мышки сделать слона. Родители часто об этом забывают. Если Вы в своем желании сделать Вашего ребенка счастливым, будете навязывать ему свою точку зрения на выбор профессии, то, скорее всего Вы потеряете доверие ребенка. Невозможно математика заставить писать картины. Каждый человек должен заниматься тем, к чему «душа лежит». Если Ваш ребенок гений (все дети гении) дайте ему возможность реализовать свою мечту.

Рассмотрим подробнее домашнее образование, плюсы и минусы этого явления. Как правило, переход на домашнее образование потребует поисков школы, в которой существует такая форма обучения. Вам нужно будет зачислить ребенка именно в такую школу. Учителя данной школы смогут помочь вам и с учебниками, и с методическими материалами. Именно в этой школе ваш ребенок будет проходить аттестацию для перевода его в следующий класс, а также сдавать все обязательные экзамены.

Безусловно, как и всякая система, эта имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества

Конечно, при домашнем образовании все внимание уделяется только вашему ребенку. Он становится как бы единственным учеником в классе. И это не может не привести к хорошему результату, ведь вы можете тщательно контролировать подготовку ребенка по любому предмету, сможете сразу заметить пробелы в знаниях, вы можете разъяснять непонятый материал столько, сколько потребуется.

Кроме того, родители, как правило, это именно те люди, которые знают ребенка лучше всего. Им будет намного проще сделать процесс обучения эффективным. Тем более, что именно они в этом и заинтересованы.

Если вы достаточно образованный человек, на начальном уровне обучения вам вполне хватит собственных знаний. В дальнейшем, вы можете не только преподавать ребенку сами, но и приглашать необходимых преподавателей.

Вы сможете направлять и развивать своего ребенка именно в том направлении, которое считаете наиболее подходящим именно для него. Вам не нужно будет ориентироваться только на школьную программу, - вы всегда сможете внести в план обучения те предметы, которые считаете необходимыми.

При домашнем обучении ребенка не придется принуждать к выполнению неких общих, обязательных для всех правил, если для него они тягостны и неприемлемы (речь, конечно, здесь идет только о правилах организации процесса обучения; правила поведении или морально-этические нормы - это тема другого разговора).

Вы сможете легко контролировать учебную нагрузку и состояние вашего ребенка. Учебный процесс будет организован так, чтобы не было никакого негативного воздействия на здоровье вашего ребенка. Дети, обучающиеся дома, имеют больше возможностей для нормального отдыха. Вашему ребенку не придется мучительно просыпаться или подстраиваться под стандартное расписание школы.

Ребенок сможет максимально развить свои творческие способности, ведь у него никто не будет требовать выбирать шаблонные решения и стандартные варианты. И ему, например, не придется прерывать творческие занятия только потому, что для всех прозвенел звонок. И если он пытается реализовать какие-то свои творческие порывы, идеи или замыслы, - у него будет на это достаточно времени.

Ваш ребенок будет защищен от необходимости вступать в конфликты со сверстниками во время учебы. Его привычки и особенности не будут причиной для насмешек и давления со стороны других детей.

Домашнее обучение позволит еще больше сплотиться вашей семье. Совместные занятия, общие интересы, - это поможет избежать (или значительно сгладить) возникающие при взрослении ребенка конфликты с родителями.

Недостатки

Домашнее обучение вашего ребенка потребует от вас много сил и времени. Ведь вам придется не только заниматься самим обучением как таковым, - вам придется находить материал для занятий, прорабатывать его, продумывать дополнительные занятия и мероприятия. Как правило, домашнее обучение требует полной загрузки одного из родителей этим процессом, без возможности отвлечься на что-то другое.

Невозможно быть действительно компетентным во всех областях и по всем предметам, которые требуются вашему ребенку для изучения. Может оказаться, что ребенок не может пройти аттестацию (или сдать экзамены), потому что вам не хватило знаний для качественного обучения.

Кроме того, даже если вы действительно обладаете всеми знаниями, необходимыми ребенку, может оказаться, что вы недостаточно хороший педагог. Если возникнет проблема, - например, сложности с пониманием какой-либо темы, - могут понадобиться специальные навыки и приемы по тому, как донести до ребенка нужную информацию или передать нужный опыт.

Многие думают, что обучение дома дешевле школьного. Это не совсем верно. Конечно, вы будете избавлены от многих трат, которых потребуются при обучении ребенка в школе. Но, если вы хотите дать своему сыну или дочери качественные знания, вам потребуется множество методических материалов. И стоимость их может составлять сумму, вполне сравнимую с дорогим обучением в европейских странах.

Один из очень серьезных моментов - общение. Ребенку требуется не просто любое общение, он должен учиться взаимодействовать со сверстниками. Формирование социальных навыков - не менее важная часть процесса обучения. Сможет ли ребенок завести себе настоящих друзей, если круг его общения будет ограничен? Сможете ли вы компенсировать каким-то образом отсутствие детей рядом с вашим ребенком, отсутствие совместных детских занятий, игр, праздников, разговоров и т. п. ? Впрочем, этого можно не слишком опасаться, если круг вашего собственного общения велик и в него входят семьи с детьми подходящего возраста. Также, как вариант, вы можете отправлять своего ребенка в детские учреждения «нешкольного» характера - например, различные кружки и секции, детские лагеря (летние оздоровительные, спортивные), языковые школы и т. п.

Лучшие статьи по теме