Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • Биография Маяковского: самое главное и интересное. Владимир Маяковский – факты, стихи, биография – Один из крупнейших поэтов XX века Год рождения маяковского и смерть

Биография Маяковского: самое главное и интересное. Владимир Маяковский – факты, стихи, биография – Один из крупнейших поэтов XX века Год рождения маяковского и смерть

Владимир Владимирович Маяковский – талантливый и один из самых известных поэтов 20-го столетия. Интересные факты о Маяковском поведают о многогранности его личности. Этот человек без преувеличения имел огромный художественный талант. Но некоторые события его судьбы так и остались по сегодняшний день загадкой.

1.Владимир Владимирович Маяковский был рожден в Грузии.

2.Три раза за всю свою жизнь Маяковский был арестованным.

3.Огромным успехом пользовался этот поэт у женщин.

4.Несмотря на замужество за другим мужчиной, Лиля Юрьевна Брик была главной музой и женщиной в жизни Маяковского.

5.Официально женатым Владимир Владимирович Маяковский никогда не был, но он имел двоих детишек.

6.Папа Маяковского умер от заражения крови. И именно после этой трагедии сам Маяковский всегда боялся подхватить инфекцию.

7.Постоянно с собой Маяковский носил мыльницу и регулярно мыл руки.

8.Изобретением этого человека является стихотворение, которое написано «лесенкой».

10.Маяковскому нравилось играть в бильярд и карты, что позволяет судить о его любви к азартным играм.

11.В 1930 году Владимир Владимирович Маяковский застрелился, написав за 2 дня до этого предсмертную записку.

12.Гроб для этого поэта изготавливался скульптором Антоном Лавинским.

13.Две сестры и два брата было у Маяковского. Первый брат умер в совсем маленьком возрасте, а второй – в 2 года.

14.Лично Владимир Владимирович Маяковский снялся в нескольких кинокартинах.

16.Родословая родителей Маяковского корнями уходила к запорожским казакам.

17.К пожилым людям Маяковский всегда относился великодушно и с добротой.

18.Нуждающимся старикам Владимир Владимирович Маяковский всегда давал деньги.

19.Собаки очень нравились Маяковскому.

20.Первые стихотворения Маяковский создал в юном возрасте.

21.Маяковский обычно сочинял стихи на ходу. Иногда ему приходилось ходить 15-20 км, чтобы придумать нужную рифму.

22.Тело погибшего поэта было кремировано.

23.Семье Брик Маяковский завещал все собственные творения.

24.Владимир Владимирович Маяковский считался соучастником антирелигиозной кампании, где он пропагандировал атеизм.

25.За создание «лесенки» многие другие поэты обвиняли Маяковского в жульничестве.

27.У Владимира Владимировича Маяковского была дочь от русской эмигрантки Елизаветы Зиберт, которая умерла в 2016-ом году.

29.Находясь в тюрьме, он всегда не переставал показывать свой сложный характер.

30.Маяковский считался ярым сторонником революции, даже несмотря на то, что отстаивал социалистические и коммунистические идеалы.

31.Владимир Владимирович Маяковский футуристов не любил.

33.Творения Маяковского были переведены на разные языки мира.

34.Владимир Владимирович Маяковский родился в семье смешанных сословий.

35.В связи с тем, что у родителей Маяковского не было денег, мальчик доучился лишь до 5-го класса.

36.Главными потребностями Маяковского были путешествия.

37.У поэта было много не только почитателей, но и врагов.

39.Самоубийство Владимир Владимирович Маяковский совершил в возрасте 36 лет, и к нему он долго готовился.

40.С либерально-демократической интеллигенцией Маяковский познакомился во время учебы в гимназии Кутаиси.

41.В 1908 году Маяковского исключили из московской гимназии из-за недостатка денег у семьи.

42.Маяковский с Лилией Брик никогда не скрывали своих отношений, а муж Лилии был не против такого исхода событий.

43.Бактериофобия у Маяковского сформировалась после смерти его отца, который укололся булавкой и внес заражение.

44.Брик всегда выпрашивала у Маяковского дорогие подарки.

45.Жизнь Маяковского была связана не только с литературой, но и с кинематографом.

46.В крупных изданиях творения Маяковского начали публиковать только с 1922 года.

47.Татьяна Яковлева – еще одна любимая женщина Маяковского, была младше него на 15 лет.

48.Свидетелем смерти Владимира Владимировича Маяковского была Вероника Полонская, последняя его женщина.

49.Смерть Маяковского была на руку только Лилии Брик, которая получила кооперативную квартиру и деньги в наследство от поэта.

50.В юные годы Владимир Владимирович Маяковский принимал участие в революционных демонстрациях.

52.В 1917 году Владимиру Владимировичу Маяковскому пришлось возглавить отряд из 7-ми солдат.

53.В 1918 году Маяковскому пришлось сняться в 3 кинолентах собственного сценария.

54.Лучшим временем своей жизни Маяковский считал годы Гражданской войны.

55.Самым длительным путешествием Маяковского была поездка по Америке.

56.Долгое время Полонскую считали виновницей смерти Маяковского.

57.От Маяковского была беременной и Полонская, которая не стала разрушать свою супружескую жизнь и сделала аборт.

58.Драматургия тоже привлекала Владимира Владимировича Маяковского.

59.Поэтом было создано 9 киносценариев.

60.После смерти Владимира Владимировича Маяковского его творения находились под строгим запретом.

Великий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати в Грузии, поэтому прекрасно владел в дальнейшем грузинским языком. Он был высокого роста (189 см), рос в семье лесничего, имевшего 5 детей. Сестер автора звали Людмила и Ольга, а братья автора - Константин и Александр, к сожалению, умерли в детстве.

Краткая хронологическая таблица по важнейшим датам

  • 19 июля 1893 - рождение поэта.
  • 1902 - поступление в гимназию.
  • 1906 - переезд в Москву, продолжение учебы в гимназии.
  • 1908 - поэта выгоняют из учебного заведения.
  • 1911 - по совету подруги поступил в училище живописи.
  • 1912 - издание стиха “Ночь”.
  • 1913 - публикация в еврейском журнале “Восход” стиха “Евреи!”.
  • 1913-1915 - выпуск трагедии “Владимир Маяковский”, выход “ ”.
  • 1923 - “Левый фронт”.
  • 1927 - выпускается поэма “Хорошо!”, рассказывающая о лучшем времени.
  • 14 апреля 1930 - суицид Владимира Маяковского.

Образование и ранние годы

Учился В. Маяковский в местной гимназии. Отец умер от заражения крови простой иголкой, что сказалось на дальнейшем восприятии В. Маяковского острых вещей - он всячески избегал различных булавок и подобных предметов, дабы не повторить судьбу отца. Позже вместе с семьей он перебрался в Москву, где продолжил учиться в гимназии. Он успел поучаствовать в революционном пикете. Когда Владимир был в 5 классе - это 1908 г., его выгнали (в семье не было денег на оплату дальнейшего обучения).
Важно! Уже с детства Владимир определил направление в творчестве. Парня занесло жизненным течением в литературный кружок, который он посещал в перерывах от учебы. В это время Маяковский написал свое первое полустихотворение, которое опубликовали в нелегальном журнале гимназии “Порыв”.

Арест

После того, как Маяковского выгнали из гимназии, он решил вступить в . Поэт вел бунтарский образ жизни, и за разные выходки его часто арестовывали. Но так как Владимир был еще несовершеннолетним, его всегда отпускали. Итог - он все же попал в Бутырскую тюрьму почти на год, где и продолжал писать стихи. После выхода из Бутырки парень покидает партию. Он тесно общается с Евгенией Ланг, которая советует еще не состоявшемуся поэту заняться живописью. Маяковский прислушивается к совету и поступает в училище живописи. Далее находит новых друзей, вступает в команду кубофутуристов “Гилея”.

Военные годы и революция

В начале войны Владимир Маяковский очень хотел пойти служить добровольцем, но его не хотели брать в армию из-за политических мотивов. Он выпускает стихотворение “Вам”, где выступает с протестским текстом про структуры царской армии. Когда же его позже призвали, его пыл проливать кровь за Отечество поутих, и друзья помогли ему “спрятаться”, пристроив чертежником к инженеру в автороту. Во время Маяковский вместе с солдатами берет под арест директора автошколы П. Секретева, который до этого лично вручал ему медаль “За усердие”.

Творчество

Начали публиковать произведения поэта с 1912 года. Первым напечатанным творением стал стих “Ночь”. В артистическом подвале “Бродячая собака” в этом же году 30 ноября впервые состоялось и публичное выступление поэта. В 1913 году публикуется первый сборник Маяковского под названием “Я” . Правда, в сборник вошло всего 4 произведения автора. Его опубликовали в еврейском журнале “Восход” со стихотворением “Евреи!”. Чуть позже вышел стих “Нате!”, посвященный всему “высшему обществу”. А всего через год читателей потрясает еще одно произведение - “Послушайте”, написанное в необычном для Маяковского стиле. Спустя год поэт выпустил одноименную трагедию, сам создал и сам принял участие в съемках. На приеме у Лили Брик автор впервые читает новый стих - “Облако в штанах”, ставший, пожалуй, одним из главных его произведений того времени, наряду с гениальным “Война объявлена”.
Важно! всячески помогал Маяковскому и устроил его в учебную военно-автомобильную школу, где он нес службу в военное время. А Осип Брик внес свой вклад в публикацию, когда поэту этого делать не разрешалось. Он выкупил два стиха Владимира, а позже - опубликовал.
В революционный период он выпускает несколько сборников соответствующей тематики - “Революция. Поэтохроника” и “Простое как мычание”. А чуть позже вышли стихотворения, напрямую связанные с политикой - “Хорошее отношение к лошадям”, “Левый марш”, “Приказ по армии искусства”. Из наиболее известных пьес можно выделить “Мистерия-буфф” (1918-1919 гг.).

Маяковский - режиссер, художник и сценарист

Маяковский был еще очень хорошим режиссером и сценаристом. В тот период кинематограф находился лишь на стадии открытия возможностей, но поэт интуитивно почувствовал весь мощный потенциал развития этого направления, о чем он и вел беседы. Поэзия и кинематографические опыты В. Маяковского тесно между собой связаны ритмикой, образами. В его сценариях и постановках наблюдается обобщенность, монументальность, в некоторых моментах и свойственная его новаторскому и грубому характеру эксцентричность. В 1918 г. В. Маяковский снялся в фильмах. Они были по его собственным сценариям:
  • “Не для денег родившийся”;
  • “Закованная фильмой”;
  • “Барышня и хулиган”.
Параллельно поэт работает в “Искусстве коммуны” - газете, активно занимавшейся изобразительным искусством. На 1920 год у него выходят две замечательные работы - “Отношение к барышне” и “Гейнеобразное”. В 1923 году В. Маяковский становится организатором журнала “ЛЕФ” и сообщества “Левый фронт искусств”. Также он продолжает писать картины - одной из самых известных является “Рулетка”. В эти же года Маяковский пишет потрясающие поэмы: “Севастополь-Ялта”, “Владимир Ильич Ленин”. С последней поэмой в одном из концертных залов Москвы, где присутствовал , зрители и даже сам Великий Вождь аплодировали стоя еще минут 15.

Полемика Маяковского и Есенина

Начиная с 1920 года Маяковский активно соперничает с , который является не менее знаковой фигурой в русской литературе. У них часто происходят словесные перепалки с гневными, радикальными выражениями. Но Владимир не может не отметить безусловный талант Сергея, хоть и упрекает последнего в чрезмерном употреблении алкоголя и консерватизме.

Литературное наследие периода путешествий

В мирное время Владимир Маяковский часто путешествовал. За период с 1923 по 1925 гг. он посетил множество стран, среди которых были Латвия, Германия, Франция. Во время пребывания в США он написал пару “американских” стихов: “Американские русские”, “Бродвей”, “Бруклинский мост”. В этот же период выходит потрясающая поэма “Хорошо!” и великолепное произведение “Кем быть?”, стих “Секрет молодости”, хорошо воспринятый критиками. Продолжает писать Маяковский пьесы и киносценарии. Всего за год он успевает создать порядка 9 сценариев и несколько памятных пьес: “Баня” и “Клоп”. Последние публика приняла не очень радужно. В газетах появились негативные комментарии, а потом и вовсе текст: “Долой маяковщину!” .

Творческая выставка

Несмотря на отрицательную характеристику его творчества, столь часто появляющихся в печатных изданиях, Маяковский все же решается в 1930 г. организовать ретроспективную выставку “20 лет работы”. На нее были приглашены все известные творческие люди того времени. Но выставка с крахом провалилась, как результат - поэт впал в жуткую депрессию.

Личная жизнь

Лиля Брик стала возлюбленной великого поэта, он посвятил ей потрясающий, чувственный стих “Лиличка”. Историю этой любви поймет отнюдь не каждый и сегодня, ведь у Лили был муж, но он закрывал глаза на все выходки жены. Вместе с Маяковским Лиля снялась в фильме “Закованная фильмой”, и после этого они начали жить вместе. Поэт нередко баловал ее различными дорогими подарками, например, один из них - автомобиль “Рено”. Встречался Владимир Маяковский и с сестрой Лили Брик - Эльзой Триоле. Поэт весьма любил женщин, и уже в 1921 году от него забеременела художница Лиля Лавинская. Она родила ему сына с двойным именем - Глеб-Никита. Ответно и женщины любили Маяковского - мимолетные романы случались у него постоянно. Но вновь подарить ему ребенка смогла только одна женщина - эмигрантка Элли Джонс. В скором времени родилась девочка - Елена Маяковская (Патрисия Томпсон). Поэт встречался довольно длительное время с Татьяной Яковлевой, с которой стал общаться во время своего визита во Францию. Она не захотела переезжать к возлюбленному в Москву, поэтому Владимир решил действовать решительно. Он сам намеревался поехать к ней, но ему не дали визу, и все его мечты превратились в пепел. Напоследок Маяковский встречался с еще одной замужней дамой - Вероникой Полонской, которая не решалась уйти от мужа, так как поэт был непостоянным. Девушка забеременела от Владимира, но сделала аборт, так как не хотела разрушать семейную идиллию.

Смерть

События 1930 года поэта значительно подкосили. Он не выходил из затяжной грусти и депрессии, сидел дома, и, несмотря на многочисленных женщин, скучал по любимой “Брики”, которая на тот момент путешествовала со своим мужем по Европе. 14 апреля 1930 года Владимир Маяковский завершил жизнь суицидом - застрелился, сделав выстрел в грудь. Ему было всего 36 лет. Окончательных версий смерти никто не знает, есть лишь догадки. Было видно, что он готовился к этому роковому дню, ведь в преддверии написал записку с просьбой никого не винить в случившемся, а все стихи передать Лили Брик.
Важно! Последняя, кого видел Маяковский перед смертью, была Вероника Полонски. Как только девушка вышла из дома, закрыв за собой дверь, последовал выстрел. Вероника Полонская даже не пришла на похороны, ведь не могла смотреть на родственников и друзей погибшего, которые считали ее виновницей в суициде.
Его похоронили (по условиям Бриков), кремированным, закопав прах в могиле на Новодевичьем кладбище. Узнав о случившемся, в скором времени появился строжайший запрет на публикацию его стихов. Лиля Брик писала письмо самому И. Сталину с просьбой почтить память великого поэта должным образом. Тот ответил на просьбу с одобрением, создав в 1937 г. музей в его честь и разрешив публикацию.
  1. Поэт никогда не был женат, но, тем не менее, имел двух детей.
  2. Он изобрел особый стиль написания стихов - “Лесенка”. За это его многие считали обманщиком, ведь в газетах на то время платили не за количество символов, а за строки.
  3. Владимир Маяковский очень любил азартные игры, и многие до сих пор уверены, что это они погубили поэта.
  4. Поэт любил сочинять стихи на ходу. Порой он ходил по улицам часами, лишь бы отыскать нужную рифму.
  5. Лиля Брик получила в наследство после смерти Владимира Маяковского квартиру и корпоративные деньги, что он и просил сделать в своей предсмертной записке.
Важные и дополнительные факты о жизни В. Маяковского также смотрите в видео, предложенном ниже.

Он прожил всего 36 полных лет. Жил ярко, творил быстро и создал совершенно новое направление в российской, советской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский - поэт, драматург, художник и киносценарист. Личность трагическая и неординарная.

Семья

Будущий поэт родился в семье дворянина в селе Багдады Кутаисской губернии в Грузии 19 июля 1893 года. Как и отец, его мать была из казачьего рода. Владимир Константинович был потомком запорожских казаков, мать - кубанских. Он был не единственным ребенком в семье. Еще у него были две сестры - Людмила и Ольга, намного пережившее своего талантливо брата и двое братьев - Константин и Александр. Они, к сожалению, умерли еще в младенческом возрасте.

Из трагического

Его отец, Владимир Константинович, прослуживший практически всю жизнь лесничим, умер от заражения крови. Сшивая бумаги, он уколол палец иголкой. С тех времен Владимир Маяковский страдал бактериофобией. Он опасался погибнуть как его папа от укола. В дальнейшем заколки, иголки, булавки стали для него опасными предметами.

Грузинские корни

Володя родился на грузинской земле и, впоследствии, уже будучи знаменитым поэтом, в одной из поэм Маяковский называл себя грузином. Ему нравилось сравнивать себя с темпераментным народом, хотя по крови он не имел к нему никакого отношения. Но, видимо, на его характере отразились проведенные младые годы на кутаисской земле, в среде грузин. Он стал таким же горячим, темпераментным, неусидчивым, как и его земляки. Он прекрасно владел грузинским языком.

Юные годы

В восьмилетнем возрасте Маяковский поступил в одну из гимназий Кутаиси, но после смерти отца в 1906 году он вместе с матерью и сестрами переезжает в Москву. Там Владимир поступил в четвертый класс 5-й классической гимназии. Из-за недостатка средств для оплаты за обучение, через полтора года был исключен из учебного заведения. В этот период он знакомится с марксистами, проникается их идеями и вступает в партию и за свои революционные взгляды преследуется царскими властями. Одиннадцать месяцев ему приходиться провести в Бутырской тюрьме, из которой его освобождают за малолетство в начале 1910 года.

Творчество

Начало своего стихотворного творчества сам поэт исчисляет со времени заточения. Именно за решеткой Владимир написал свои первые произведения. Целая тетрадка со стихами была изъята охранниками. Маяковский был человеком талантливым во многих сферах. После освобождения он увлекся живописью и даже поступил в Строгановское училище. Там он учился в подготовительном классе. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через три года его исключили из училища за публичные выступления на сходках.

На художественном поприще он впоследствии получил признание. За работу над рекламными плакатами для компании «Добролет», предшественника «Аэрофлота», на парижской выставке Владимир Маяковский получил серебряную медаль.

Владимир Маяковский написал несколько киносценариев к фильмам, в которых снимался и сам.

Сам себя творец называл «рабочим поэтом». До него никто не писал размашисто так называемой лесенкой. Это был его фирменный стиль. Читатели восторгались этим новшеством, а «коллеги по цеху» — терпеть не могли. Бытует мнение, что эту лесенку Маяковский придумал ради гонораров. В те времена платили за каждую строчку.

Любовь

Личные отношения у поэта складывались не легко. Первой его большой любовью стала Лиля Брик. Маяковский познакомился с ней в июле пятнадцатого года. Совместную жизнь начали в восемнадцатом году. Ей он подарил кольцо с гравировкой «ЛЮБ», что обозначало Лиля Юрьевна Брик.

Своей второй большой любви, будучи в путешествии во Франции, Татьяне Яковлевой, русской эмигрантке, поэт заказал ежедневно присылать букет цветов. Даже уже после смерти поэта цветы приходили к русской красавице. Во время Второй мировой войны Татьяна только и спасалась от голода продажей поступавших ей букетов.

У Маяковского было двое детей. Сын Глеб-Никита родившийся в 1921 году от художницы Лили Лавинской и дочь Элен-Патрисия 1926 года рождения от Элли Джонс.

Смерть

После длительных нападок в прессе, начавшихся в 1929 году, 14 апреля 1930 года Владимир Маяковский застрелился у себя в квартире. На его похороны пришли тысячи людей. Прощание с поэтом длилось на протяжении трех дней.

Основные вехи жизни:

  • 9 июля 1983 года — рождение;
  • 1908 год — вступление в РСДРП, заключение;
  • 1909 год -первые стихи;
  • 1910 год — освобождение из тюрьмы;
  • 1912 год- поэтический дебют;
  • 1925 год — путешествие в Германию, Мексику, Францию, США;
  • 1929 год — начало нападокна поэта в газетах;
  • 14 апреля 1930 года — смерть.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)

Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе.

В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи.

С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.

Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи.

Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда.

В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.

В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Комментарии

    Спасибо большое очень хорошая биография мне понравилась

русский советский поэт, виднейший футурист, один из крупнейших поэтов XX века, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор

Владимир Маяковский

Краткая биография

– русский, советский поэт, яркая личность авангардного искусства 10-20-ых годов прошлого века, проявившая себя в амплуа художника, драматурга, киносценариста, кинорежиссера, киноактера, издателя. Его творчество, во многом реформаторское с точки зрения поэтики, использования языковых средств, оказало значительное влияние на поэзию XX столетия.

В.В. Маяковский родился в Грузии (Кутаисская губерния, село Багдади) 19 июля (7 июля по ст. ст.) 1893 г. И отец, и мать его были потомками казацких родов; отец, дворянин по происхождению, служил лесничим. На протяжении 1902-1906 гг. Маяковский - учащийся Кутаисской гимназии. После переезда семьи в Москву в 1906 г., связанного со смертью отца, Владимир поступает в местную классическую гимназию, 4 класс, однако в марте 1908 г. его отчисляют из 5 класса из-за неоплаты обучения.

Дальнейшее образование будущего поэта было связано с искусством. В 1908 г. он оказывается в числе учащихся подготовительного класса Строгановского художественно-промышленного училища. Тогда же Маяковский активно контактирует с революционной молодежью, вступает в ряды РСДРП. В июле 1909 г. до января 1910 г. его сажают в Бутырскую тюрьму; в застенках он сочиняет стихи и записывает их в тетрадь (не сохранившуюся) – с нее сам поэт вел отсчет своей литературной деятельности.

Полный решимости «делать социалистическое искусство», Владимир Маяковский в 1911 г. становится учащимся фигурного класса Училища живописи, ваяния и зодчества. В его стенах будущего поэта поджидало во многом судьбоносное знакомство с организатором футуристической группы «Гилея» Д. Бурлюком. Именно в альманахе этой группы - «Пощечина общественному вкусу» - в декабре 1912 г. состоялся литературный дебют Маяковского со стихотворениями «Утро» и «Ночь». В этом же издании был обнародован манифест представителей русских кубо-футуристов, в котором художники слова отказывались от творческого наследия национальной литературы. Среди подписавшихся под этим программным документом был и Маяковский.

В 1913 г. поэт издает первый маленький стихотворный сборник под названием «Я», пишет трагедию «Владимир Маяковский», носившую программный характер (режиссером постановки и исполнителем главной роли выступил он сам), а также в составе группы футуристов ездит по городам и весям России. Публичные выступления стали причиной его исключения из училища. На протяжении 1915-1917 гг. Владимир Маяковский в петроградской Учебной автомобильной школе проходит военную службу, параллельно сочиняет стихи и поэмы, в частности, «Облако в штанах», «Человек» и др. В 1916 г. вышел первый крупный сборник «Простое как мычание».

В июле 1915 г. произошло событие, которое оказалось очень значимым в биографии Владимира Маяковского, - его знакомство с Лилей Брик, замужней женщиной, которая практически всю жизнь была его музой. Их, а также Лилиного мужа Осипа связывали сложные отношения, не раз становившиеся для поэта причиной сильных переживаний.

Октябрьская революция 1917 г. была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Он видел в кардинальных общественных переменах справедливое возмездие за унижения и оскорбления, пережитые людьми в «прежней» жизни, путь к утверждению рая на земле. Его творчество в эти годы приобретает новое социально-эстетическое звучание. На взгляд поэта, футуристическое направление в искусстве созвучно деятельности рабочего класса и возглавляющих его большевиков.

Маяковский поддерживает молодое государство и провозглашенные им ценности доступными ему художественными средствами. В 1918 г. поэт выступает организатором группы «Комфут» («Коммунистический футуризм»), активно сотрудничает с газетой «Искусство коммуны», в 1922 г. - издательством МАФ (Московская ассоциация футуристов). В 1919 г. он переезжает в Москву и в течение трех лет, до 1921 г., работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон». В 1923 г. Владимир Владимирович - создатель «Левого фронта искусств» (ЛЭФ), под эгидой которого собираются литераторы и художники, стоящие на сходных эстетических позициях. В течение 1923-1925 гг. он выступает в роли издателя журнала «ЛЕФ» (на протяжении 1927-1928 гг. журнал восстановлен под названием «Новый ЛЕФ»). Годы гражданской войны были в его жизни самым лучшим временем, по признанию самого поэта.

На протяжении 1922-1924 гг. Маяковский предпринимает целый ряд заграничных поездок, в частности, в Германию и Францию; в 1925 г. посещает различные города США, читая доклады и свои произведения. Впечатления о путешествиях по Европе и Америке легли в основу целого ряда стихов и очерков, в частности, поэтических циклов «Париж» (1924-1925), »Стихи об Америке» (1925-1926). Период с 1925 по 1928 г. отмечен в биографии большим количеством поездок Маяковского по Советскому Союзу, публичных выступлений перед самыми разными слушателями.

Это время было весьма плодотворным в творческом отношении, тем не менее в конце 20-ых Маяковский переживал глубокий внутренний конфликт. Идеалы революции, которыми он жил с юных лет, на которые опирался в построении своей частной жизни, начиная творческой позицией и заканчивая манерой одеваться, входили в противоречие с реальностью – социальной, политической, бытовой. Со всей мощью бескомпромиссного таланта Маяковский обрушивался на общество, которое предавало революционные ценности, обуржуазилось, стала погрязать в пучине формализма (комедии «Клоп» (1928), «Баня» (1929)). Он стал слишком неудобен, подвергался критике, которая считала его не пролетарским писателем, каковым поэт воспринимал себя сам, а временным «попутчиком». При организации выставки, приуроченной к 20-летию творческой деятельности, Маяковский столкнулся с непреодолимыми препятствиями.

Вступление в Российскую Ассоциацию пролетарских писателей в феврале 1930 г. не нашло понимания у его друзей и единомышленников. Атмосферу травли, отчуждения, в которой оказался поэт, делали еще более невыносимой проблемы в личной жизни, связанные с его последней пассией Вероникой Полонской.

Против стечения всех неблагоприятных обстоятельств, против несовершенных законов этого мира поэт-бунтарь выступил с протестом в последний раз, покончив с собой 14 апреля 1930 г. Прах застрелившегося «агитатора, горлана-главаря» сначала покоился на Новом Донском кладбище, в мае 1952 г. его перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Биография из Википедии

Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский ) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. В поэме «Владикавказ - Тифлис» 1924 г. Маяковский называет себя «грузином». Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, - двоюродная сестра автора исторических романов Г. П. Данилевского. У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949), и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве).

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.

В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91 на Поварской улице, здание не сохранилось), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса из-за неуплаты за обучение.

Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно ».

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик.

В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.

В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет:

Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!

- «Я сам» (1922-1928)

Несмотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего творчества.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань ».

В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью.

Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества - единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».

В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях.

В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли.

В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914-1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней.

В. В. Маяковский в 1930 году

29 марта 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку - в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.

В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915-1917 годах Маяковский по протекции Максима Горького проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). В 1916 году вышел первый большой сборник «Простое как мычание».1917 год - «Революция. Поэтохроника».

3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд из 7 солдат, который арестовал командира Учебной автомобильной школы генерала П. И. Секретева. Любопытно, что незадолго до этого, 31 января, Маяковский получил из рук Секретева серебряную медаль «За усердие». В течение лета 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от неё.

Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции (реж. Вс. Мейерхольд, худ. К. Малевич)

17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта - «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909-1919». В 1918-1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа. В 1920 году закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции.

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году - издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923-1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Асеев, Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, Левидов, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924). При чтении автором поэмы о Ленине в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин. О самом «вожде народов» Маяковский упоминал в стихах только дважды.

Годы гражданской войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!», написанной в благополучном 1927 году, есть ностальгические главы.

В 1922-1923 годах в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой революции и революции духа - «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на Генуэзской конференции» и др.

В 1922-1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник «Испания. - Океан. - Гавана. - Мексика. - Америка») и очерк «Моё открытие Америки». В 1925-1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928). С 17 до 24 февраля 1926 года Маяковский побывал в Баку, выступал в оперном и драматическом театрах, перед рабочими-нефтяниками в Балаханы.

В 1922-1926 годах активно сотрудничал с «Известиями», в 1926-1929 годах - с «Комсомольской правдой». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Пастернака, Катаева, Светлова.

В 1926-1927 годах написал девять киносценариев.

В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам». С 8 октября по 8 декабря - поездка за границу, по маршруту Берлин - Париж. В ноябре вышел в свет I и II том собрания сочинений.

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП.

Многие исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914-1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом - поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917), третьим актом - пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант - 1918, второй - 1920-1921) и поэма «150 000 000» (1919-1920), четвёртым актом - поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом - поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), эпилогом - первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928-1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1930 году он организовал выставку, посвящённую 20-летию его творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил.

Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до неё не дожил.

Личная жизнь

На протяжении длительного периода творческой жизни Маяковского его музой была Лиля Брик.

Маяковский и Лиля Брик познакомились в июле 1915 года на даче её родителей в Малаховке под Москвой. В конце июля сестра Лили Эльза Триоле, у которой с поэтом был поверхностный роман, привела недавно прибывшего из Финляндии Маяковского в петроградскую квартиру Бриков на ул. Жуковского, 7. Брики, далёкие от литературы люди, занимались предпринимательством, унаследовав от родителей небольшой, но доходный коралловый бизнес. Маяковский прочитал у них дома ещё не опубликованную поэму «Облако в штанах» и после восторженного восприятия посвятил её хозяйке - «Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее назвал «радостнейшей датой». Осип Брик, муж Лили, в сентябре 1915 года издал поэму небольшим тиражом. Увлёкшись Лилей, поэт поселился в отеле «Пале Рояль» на Пушкинской улице в Петрограде, так и не вернувшись в Финляндию и оставив там «даму сердца». В ноябре футурист переехал ещё ближе к квартире Бриков - на Надеждинскую улицу, 52. Вскоре Маяковский познакомил новых друзей с друзьями, поэтами-футуристами - Д. Бурлюком, В. Каменским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым и др. Квартира Бриков на ул. Жуковского становится богемным салоном, который посещали не только футуристы, но и М. Кузмин, М. Горький, В. Шкловский, Р. Якобсон, а также другие литераторы, филологи и художники.

Вскоре между Маяковским и Лилей Брик при очевидном попустительстве Осипа вспыхнул бурный роман. Этот роман нашёл своё отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), «Лиличка! Вместо письма» (1916). После этого Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать Лиле Брик. В 1928 году, при публикации его первого собрания сочинений, Маяковский посвятил ей и все произведения, созданные до их знакомства.

В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени фильм сохранился фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.

С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно, втроём, что вполне укладывалось в популярную после революции брачно-любовную концепцию, известную как «Теория стакана воды». В это время все трое окончательно перешли на большевистские позиции. В начале марта 1919 года они переехали из Петрограда в Москву в коммуналку в Полуэктовом переулке, 5, а затем, с сентября 1920-го обосновались в двух комнатах в доме на углу Мясницкой улицы в Водопьяном переулке, 3. Затем все трое переехали в квартиру в Гендриковом переулке на Таганке. Маяковский и Лиля работали в «Окнах РОСТА», а Осип некоторое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков.

Несмотря на тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не ограничивалась. Согласно свидетельствам и материалам, собранным в документальном фильме Первого канала «Третий лишний», премьера которого показана к 120-летию поэта 20 июля 2013 года, Маяковский является родным отцом советского скульптора Глеба-Никиты Лавинского (1921-1986). С матерью Глеба-Никиты художницей Лилей Лавинской поэт близко познакомился в 1920 году, работая в Окнах сатиры РОСТА.

По воспоминаниям А. А. Вознесенского:

Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал» … «Она казалась мне монстром, - признавался Вознесенский. - Но Маяковский любил такую. С хлыстом…»

Однако по свидетельствам, приведённым в документальном фильме Первого канала «Третий лишний» (2013), дело обстояло как раз наоборот: в период совместного проживания Бриков и Маяковского в квартире на Таганке именно Осип по ряду причин, связанных в том числе и со здоровьем, уступил свою жену Маяковскому - как более сильному и молодому партнёру, который, к тому же, после революции и до гибели материально содержал всё семейство.

Так как с 1922 года Маяковского стали много печатать в «Известиях» и других крупнейших изданиях, он мог себе позволить вместе с семейством Бриков часто и подолгу проживать за границей.

В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем Промбанка А. Краснощёковым. Этот роман едва не привёл к разрыву отношений с Маяковским. Два месяца Маяковский и Брики жили отдельно. Эта история нашла своё отражение в поэме «Про это».

В узком кругу Лиля Юрьевна позволяла себе такие высказывания о Маяковском:

«Вы себе представляете, Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности»; «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой - рифмой». Что касается его переживаний, то они, видимо, мало трогали Лилю Юрьевну, наоборот - она видела в них своеобразную «пользу»: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

В 1923 году, после написания поэмы «Про это», страсти понемногу улеглись, и их отношения вступили в спокойный, стабильный период.

Летом 1923 года Маяковский и Брики вылетели в Германию. Это был один из первых полётов «Дерулюфта» из СССР. Первые три недели они провели под Гёттингеном, потом отправились на север страны, на остров Нордерней, где отдыхали вместе с Виктором Шкловским и Романом Якобсоном.

В 1924 году в стихотворении «Юбилейное» Маяковский писал: «Я теперь свободен от любви и от плакатов», и ещё: «..вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч». Как полагает литературовед К.Карчевский, эти произведения знаменуют «непоправимый перелом » в отношениях поэта с Лилей Брик, после которого к прежней близости они уже не возвращались.

В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке, в которой они втроём с Бриками жили до 1930 года (ныне переулок Маяковского, 15/13). В этой квартире еженедельно проходили собрания участников «ЛЕФ». Лиля, формально не числясь в сотрудниках, принимала самое деятельное участие в создании журнала.

В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроём» Маяковского с Бриками.

В это время Лиля Юрьевна занимается также писательской, переводческой деятельностью (переводит с немецкого Гросса и Виттфогеля) и издательскими делами Маяковского.

В 1927 году в 13-14 главах поэмы «Хорошо!» в последний раз в творчестве Маяковского возникает тема любви к Лиле Брик.

Несмотря на длительные отношения с Лилей Брик, у Маяковского было немало иных романов и увлечений, как на родине, так и за границей - в США и Франции. В 1926 году от русской эмигрантки Элли Джонс (Елизаветы Зиберт) в Нью-Йорке родилась его дочь Элен-Патрисия, её Маяковский единственный раз увидел в 1928 году в Ницце. Другие возлюбленные - Софья Шамардина, Наталья Брюханенко. С ними Лиля Брик до конца своих дней сохранит дружеские отношения. В Париже Маяковский знакомится с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую влюбляется и посвящает ей два стихотворения: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (опубликовано через 26 лет). Вместе с Татьяной Маяковский выбрал Лиле в Париже подарок - автомобиль Рено. Брик станет второй женщиной-москвичкой за рулём.

По приезде в Москву Маяковский пытается уговорить Татьяну Яковлеву вернуться в Россию, но эти попытки не увенчались успехом. В конце 1929 года поэт должен был приехать за ней, но не смог этого сделать из-за визовых проблем.

Последним романом Маяковского стала молодая и красивая актриса МХАТа Вероника Полонская (1908-1994). В пору их первой встречи ей было 21, ему - 36. Полонская была замужем за актёром Михаилом Яншиным, но не уходила от мужа, понимая, что роман с Маяковским, характер которого Вероника оценивала как сложный, неровный, с перепадами настроений, в любой момент может прерваться. Так и случилось: спустя год точку в их отношениях и в жизни поэта поставил товарищ Маузер .

В 1940 году Л. К. Чуковская вспоминала, как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского: «Общаться с ними было мне трудно, весь стиль дома - не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились мне и рябчики на столе, и анекдоты за столом… »

Дети

Маяковский не состоял ни в одном зарегистрированном браке. Известно о двух его детях:

В. В. Маяковский на своей выставке «20 лет работы», 1930

  • Сын Глеб-Никита Антонович Лавинский (1921-1986)
  • Дочь Патрисия Томпсон (Елена Владимировна Маяковская) (1926-2016)

Смерть

1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Маяковского описывали в газетах как «попутчика советской власти» - в то время как он сам видел себя пролетарским писателем. Произошёл конфуз с его долгожданной выставкой «20 лет работы», которую не посетил никто из видных литераторов и руководителей государства, на что надеялся поэт. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». В начале апреля 1930-го из свёрстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности ». В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский исписался. Поэту отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много нелестных выкриков с мест. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его психическое состояние становилось всё более нестабильным.

С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то, что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр.4). В этой комнате и произошло самоубийство.

Утром 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой) Полонской. С Полонской поэт встречался уже второй год, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Норой собирался переехать жить.

Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (№ 13 - 1990), в то утро поэт заехал за ней в восемь часов, потому что в 10.30 у неё в театре была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.

Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,- сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: "Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»

Вероника Полонская

Предсмертное письмо, заготовленное двумя днями ранее, внятное и подробное (что, по мнению исследователей, исключает версию о спонтанности выстрела), начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил… ». Поэт называет Лилю Брик (а также Веронику Полонскую), мать и сестёр членами своей семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам. На похороны Брики успели прибыть, срочно прервав европейское турне; Полонская же, напротив, не решилась присутствовать, поскольку мать и сёстры Маяковского считали её виновницей гибели поэта. Три дня при нескончаемом людском потоке прощание шло в Доме писателей. К Донскому кладбищу поэта в железном гробу под пение «Интернационала» провожали десятки тысяч поклонников его таланта. По иронии судьбы, «футуристический» железный гроб Маяковскому сделал скульптор-авангардист Антон Лавинский, муж художницы Лили Лавинской, родившей от связи с Маяковским сына.

Поэт был кремирован в открытом тремя годами ранее первом московском крематории близ Донского монастыря. Мозг был изъят для исследований Институтом мозга. Первоначально прах находился там же, в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я, воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенном Евангелии / Тринадцатый апостол»).

По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.

После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет - одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. Много времени он проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в день (не считая участия в диспутах, собраниях, конференциях и т. д.) Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, он изобличает пороки и недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте - «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта - сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой.

Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928-1930)…

пускай седины обнаруживает стрижка и бритьё
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
надеюсь верую вовеки не придёт
ко мне позорное благоразумие

Неоконченное. I. «Любит? не любит? Я руки ломаю…»

Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаёшь и говоришь
векам истории и мирозданию

Неоконченное. IV. «Уже второй должно быть ты легла…»

Лирические строчки из американского цикла, написанные ещё в 1925 году:

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом: «Жезлом правит, чтоб вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо».

Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию.

Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:

Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл водопровод,
сработанный
ещё рабами Рима.

Библиография

  • Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 13 томах. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955-1961.
  • Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. - М.: Правда, 1978. Тир. 600 000 экз. (Серия «Библиотека „Огонёк”. Отечественная классика»).
  • Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 20 т. М.: Наука, 2013- .

В музыке

  • 1957 - «Левый марш» (нем. Linker Marsch) композитора Ханса Эйслера на стихи В. Маяковского в немецком переводе Хуго Хупперта. Наиболее известен в исполнении Эрнста Буша.
  • 1958-1959 - «Патетическая оратория», музыкальное произведение Георгия Свиридова на стихи В. В. Маяковского.
  • 1983 - «Маяковский начинается», опера-феерия. Композитор: Андрей Петров, либретто: Марк Розовский.
  • 1984 - «Ночь», песня композитора Давида Тухманова на фрагменты предсмертного стихотворения В. Маяковского.
  • 1986-1988 - Программа ансамбля Песняры «Во весь голос», состоявшая из песен В. Мулявина на стихи В. Маяковского.
  • 2007 - «Маяк» песня российской рок-группы "Сплин" на текст стихотворения В. Маяковского «Лиличка! (Вместо письма)».
  • 2016 - «Облако в штанах» студийный альбом российской панк-группы "План Ломоносова" на стихи одноименной поэмы.
  • 14 апреля 2005 года фирмой «АнТроп» был выпущен альбом-трибьют «Живой Маяковский» - диск с песнями на его стихи, музыку к которым сочинили современные музыканты. 19 июля 2008 года в свет вышел второй диск.
  • B 1997 году группa «Банда Четырёх» выпустила песню про Маяковского - «Маяковка» (альбом «Безобразное время»).
  • У есть песня «Самоотвод», посвящённая Маяковскому.
  • У харьковской музыкальной арт-рок группы «Оркестр Че» есть песня и клип «Гутен Морген, Маяковский», в клипе использованы архивные кадры.
  • У панк-группы «Последние танки в Париже» есть одноимённая песня на стихотворение Маяковского «Вам!»
  • В 1986-1990 годах существовала рок-группа «Мистерия-Буфф». Большая часть их репертуара - песни на стихи Маяковского.
  • Рок-группа «Правъ» написала песню «Левый марш», слова которой - стихи Маяковского.

В кинематографе

  • 1914 год - «Драма в кабаре футуристов № 13». Маяковский исполнил в картине «демоническую» роль.
  • В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не для денег родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.
  • 1918 год - «Закованная фильмой». Сохранился фрагмент первой части (с участием Маяковского).
  • 1918 - «Барышня и хулиган». Режиссёры фильма Владимир Маяковский и Евгений Славинский. В основе сюжета рассказ Эдмонда д’Амичиса «Учительница рабочих». Сценарий Владимира Маяковского, в заглавных ролях - он и Александра Ребикова.
  • 1928 год - «Октябрюхов и Декабрюхов». Сценарий этой эксцентрической комедии был написан Владимиром Маяковским к десятилетию Октябрьской революции.
  • 1928 - «Три комнаты с кухней». По мотивам сценария В. В. Маяковского «Как поживаете?».
  • 1955 год - «Они знали Маяковского», историко-революционный фильм режиссёра Николая Петрова, Ленинградская студия кинохроники.
  • 1958 год - «Маяковский начинался так». Фильм-биография по мотивам автобиографической повести Маяковского «Я сам». В роли Маяковского - Родам Челидзе. Грузия-фильм.
  • 1962 год - «Летающий пролетарий», мультфильм по мотивам одноимённой поэмы.
  • 1962 - «Баня», мультфильм по мотивам одноимённой пьесы.
  • 1970 год - «Барышня и хулиган», телефильм-балет на основе сценария 1918 года режиссёра Аполлинария Дудко.
  • 1975 год - «Маяковский смеётся». Фильм-коллаж, комедия режиссёра Сергея Юткевича снята по пьесе «Клоп» и сценарию «Позабудь про камин» В. Маяковского.
  • 1977 год - «Вперед, время!». Мультфильм по мотивам стихотворений В. Маяковского.

Документальные фильмы

  • 1955 - Маяковский
  • 1972 - Живой Маяковский
  • 1976 - Маяковский с нами
  • 1984 - Музей Маяковского в Москве
  • 1990 - Владимир Маяковский
  • 2002 - Смертельная игра Маяковского
  • 2002 - Маяковский. Смерть поэта
  • 2005 - Живой Маяковский
  • 2006 - Про это, про поэта и про Лилю Брик
  • 2013 - Владимир Маяковский. Третий лишний
  • 2013 - Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел
  • 2015 - Владимир Маяковский. Последний апрель

Учебные фильмы

  • 1971 - Маяковский. Товарищу Нетте
  • 1980 - Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка

Участие в антирелигиозной кампании

В 1928-1929 годах произошли серьёзные изменения во внутренней политике СССР: был свернут НЭП, началась коллективизация сельского хозяйства, в газетах появились материалы показательных судебных процессов над «вредителями».

В 1929 году вышло Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», ухудшавшее положение верующих. В том же году была отредактирована ст. 4 Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» в республике признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды».

В результате в государстве возникла потребность в антирелигиозных художественных произведениях, отвечающих идеологическим изменениям. На эту потребность откликнулся ряд ведущих советских поэтов, писателей, журналистов и кинематографистов. В их числе был и Маяковский. В 1929 году он написал стихотворение «Надо бороться», в котором заклеймил верующих и призвал к богоборчеству.

В том же 1929 году он вместе с Максимом Горьким и Демьяном Бедным принял участие во II съезде Союза воинствующих безбожников. В своём выступлении на съезде Маяковский призвал писателей и поэтов к участию в борьбе с религией.

«Мы можем уже безошибочно различать за католической сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тысячи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой проклятой мистикой. <…> Если ещё можно так или иначе понять безмозглых из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых десятков лет, так называемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает всё же религиозничая, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака.

Лучшие статьи по теме