МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Как вы уже знаете, люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. К таким группам, например, относится народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья. Социальные группы, как можно заметить по приведенным примерам, различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе. Что же дает основание объединить такие непохожие друг на друга сообщества в категорию «социальные группы»? Ответ на этот вопрос прост: все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Каждую социальную группу характеризуют определенные связи и общие социально значимые признаки. Такими признаками могут быть национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.
Чем вызвано существование социальных групп? Как взаимодействуют в этих группах люди и как эти группы взаимодействуют между собой? Ответы на эти вопросы дают исследователисоциологи. Они объясняют возникновение и существование относительно стабильных социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности. (Вспомните, например, как в глубокой древности в связи с отделением ремесла от сельского хозяйства в обществе возникли группы ремесленников и крестьян, городских и сельских жителей, как ремесленники одной специальности стали объединяться в особую группу - цех, как появилось цеховое руководство.) Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т. д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых, бедных и средних слоев населения, с политической - существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих.
Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет существование в современном обществе этнических и религиозных групп.
Можно ли какимлибо образом классифицировать все существующие в обществе социальные группы? Ученые пытаются ответить на этот вопрос начиная с античных времен. Однако до сегодняшнего дня общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации - условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые. Именно с такой классификацией вы познакомились в основной школе.
Как вы помните, в качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.
Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами. Такие группы людей создают естественный фон их общественной жизни. В определенных условиях природные различия людей могут приобретать социальные качества. Например, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но лишь при определенном уровне общественного развития возникает социальная группа пенсионеров.
Каждый человек принадлежит к какойлибо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение.
Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. marginalis - находящийся на краю) группы. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния - люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и ее потеря грозит им превращением в бродяг и нищих.
Отсутствие определенных устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы в поисках своего нового места в жизни. Однако состояние неопределенности, «промежуточности» время от времени вызывает напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность. Вот почему маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение, по мнению социологов, определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества. Приведем следующий пример. Из курса истории России XIX в. вы знаете, какое положение в обществе занимали дворяне, помещики, буржуазия, священники, купцы, мещане, казаки, крестьяне. При этом положение крестьян также было неодинаково: государственные, помещичьи, монастырские и вольные крестьяне.
Образно можно представить каждую социальную группу на определенной ступени социальной лестницы: одни группы находятся выше, другие - ниже.
Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе, называют социальной дифференциацией.
Социальная дифференциация, как утверждают социологи, свойственна любому обществу, так как в любом обществе существуют различные по своему положению социальные группы. Иными словами, существует неравенство - неравный доступ представителей различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Даже в первобытном сообществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Дальнейшее развитие человечества способствовало более сложному социальному расслоению.
Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.
В то же время нельзя отрицать и тот факт, что человечество уже много лет стремится к социальному равенству. Но осуществимо ли оно? Возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальная дифференциация? Или это лишь мечта, миф, утопия? Среди ученых нет единого мнения по этим вопросам. И объясняется это прежде всего различным пониманием слов «равенство» и «неравенство». Например, марксистская теория связывает неравенство с отношениями собственности и эксплуатацией человека человеком. Марксисты считают, что достижение социального равенства возможно и связано оно с уничтожением частной собственности на средства производства.
Согласно некоторым другим теориям, социальное неравенство рассматривается как все существенные различия между людьми, возникающие в процессе их жизнедеятельности. И поскольку эти различия неустранимы, то и социальное неравенство рассматривается как неизбежное социальное явление, а идеи построения общества полного социального равенства как несбыточные, утопичные.
В современном обществе социальное равенство все чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для представителей всех социальных групп (независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания) в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учебу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).
В современных международных документах Организации Объединенных Наций (ООН) ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.
КЛАССЫ ИЛИ СТРАТЫ? В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса - бедных и богатых, т. е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим насилием. В XVIII в. появилась распределительная теория (экономист А. Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату. В марксистсколенинской теории главным признаком деления общества на классы служат отношения собственности.
В современной западной социологии понятие класса также используется (например, выделяют средний класс, класс управляющих).
Но более универсальным является понятие страты (лат. stratum - слой). В основу деления общества на страты положены многие критерии: доход, профессия, образование и др.
Социальная структура общества сквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основных класса - рабочие и крестьянство и социальная группа - интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиций марксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80х годов (группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифицированного умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.
Очевидно, что учет многих признаков при выделении социальных групп позволяет создать более многомерную картину социальной действительности, а значит, и точнее выявлять тенденции ее изменений.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит? Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).
Как вы уже знаете, люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. К таким группам, например, относится народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья.
Социальные группы, как можно заметить по приведенным примерам, различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе. Что же дает основание объединить такие непохожие друг на друга сообщества в категорию «социальные группы»? Ответ на этот вопрос прост: все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Каждую социальную группу характеризуют определенные связц и общие социально значимые признаки. Такими признаками могут быть национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.
Чем вызвано существование социальных групп? Как взаимодействуют в этих группах люди и как эти группы взаимодействуют между собой? Ответы на эти вопросы дают исследователи-социологи. Они объясняют возникновение и существование относительно стабильных социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности. (Вспомните, например, как в глубокой древности в связи с отделением ремесла от сельского хозяйства в обществе возникли группы ремесленников и крестьян, городских и сельских жителей, как ремесленники одной специальности стали объединяться в особую группу - цех, как появилось цеховое руководство.) Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т. д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых, бедных и средних слоев населения, с политической - существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих.
Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет существование в современном обществе этнических и религиозных групп.
Можно ли каким-либо образом классифицировать все существующие в обществе социальные группы?
Ученые пытаются ответить на этот вопрос начиная с античных времен. Однако до сегодняшнего дня общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации - условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые. Именно с такой классификацией вы познакомились в основной школе.
Как вы помните, в качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.
Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами. Такие группы людей создают естественный фон их общественной жизни. В определенных условиях природные различия людей могут приобретать социальные качества. Например, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но лишь при определенном уровне общественного развития возникает социальная группа пенсионеров.
Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение.
Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат, marginalis - находящийся на краю) группы, К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения- Яркий пример такого состояния - люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и ее потеря грозит им превращением в бродяг и нищих.
На вопрос Нужны ответы.. . плиз заданный автором Оленька
лучший ответ это 1. Разделения на социальные группы в обществе вызвано такими признаками как: Положение в системе разделения труда; Родственные отношения; Решение производственных проблем; Место проживания; Этническая и национальная принадлежность; Половозрастные характеристики индивидов; Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи; Морфофизиологические и физические особенности и т. д. .
2.Олигархи, чиновничество, средний класс и низшие слои общества (рабочие и крестьяне, безработные, пенсионеры, бездомные, нищие) , возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.
3.Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соотсвтественно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.
Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для более низших слоёв населения.
4. Российский средний класс - это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни.
5. Понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно неустранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам.
6. Социальная мобильность - это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой - Индия. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта. Существуют такие виды социальной мобильности как: Горизонтальная мобильность; Вертикальная мобильность.
Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое) .
Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.