Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • Городские коммуны. Средневековый город Отношение горожан к коммуне в средневековье

Городские коммуны. Средневековый город Отношение горожан к коммуне в средневековье

Вся земля принадлежала феодалам, поэто-му и города стояли на их земле и считались их собственностью. Город был как бы вассалом феодала. Горожане всецело зависели от его прихотей и аппетитов, феодал старался выка-чать из них как можно больше прибыли. Это побудило горожан начать борьбу за самоуправ-ление или, как тогда говорили, за коммуну . В течение X-XIII вв. коммунальное движе-ние стало общеевропейским явлением. Что оно собой представляло?

В ряде случаев горожане выкупали у сеньора отдельные вольности и привилегии . Эти уступки со стороны феодала они тщательно записы-вали в городских хартиях .

XII в. Из грамоты, предоставленной жителям г. Фрайбурга фео-далом Конрадом

Я обещаю мир и безопасность в границах моей власти и владений всем, кто прибывает любыми путями на мой рынок. Если кто-то из них будет ограблен на этой территории и назовет грабителя, я или заставлю вернуть награбленное, или сам возмещу утраченное имущество.

Если кто-то из моих горожан умрет, его жена с детьми будет владеть всем наследством и без всякого возражения получит все, что бы муж ни оставил ей...

Всем купцам я уступаю торговую пошлину.

Никогда я не назначу моим горожанам другого управителя, никогда — другого священника, а кого для этого изберут, того и будут иметь после моего утверждения...

Если возникнет какая-либо ссора среди моих горожан, то она будет устранена не по моему или управителя своеволию, а будет разрешена по местным обычаям и по законному праву всех купцов...

Но не всегда удавалось мирно объясниться с сеньором. Довольно часто горожане должны были браться за оружие, чтобы получить вожде-ленную независимость.

Свыше 200 лет вели борьбу за независимость жители северофранцуз-ского города Лана, который в начале XII в. стал собственностью мест-ного епископа. В их борьбу были втянуты короли Людовик VII, Филипп II Август и много больших и мелких феодалов. В конце концов, город по-пал под правление королевских чиновников.

Как были организованы городские коммуны? Они избирали свой магистрат , имели свой суд, свои военные силы, свои финансы, сами устанавливали размер налога и взимали его. Жители городов-коммун освобождались от тяжелых феодальных повинностей, но при этом для крестьян пригорода они становились коллективным сеньором, при-нуждали их работать на себя. Благодаря коммунальному движению в средневековой Европе победило правило, согласно которому каждый, кто прожил в городе «год и один день», становился свободным.

XIII в. Из городского права, дарованного немецкому городу Гослару императором Фридрихом II

Если кто-либо проживал в городе Госларе и, пока он там жил, никто не доказал его рабское происхождение, то после смерти пусть никто не осме-лится назвать его рабом или обратить в рабство.

Если же какой-либо чужак прибыл жить в этот город и прожил в нем в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабское состо-яние, не уличили его в этом, и сам он в этом не признался, то пусть он пользуется общей с другими гражданами свободой; и после смерти пусть никто не посмеет объявить его своим рабом. Материал с сайта

Коммунальное движение победило не везде. Воля обходилась горо-жанам дорого. Во многих небольших городах для ее получения не хва-тало ни сил, ни средств, поэтому они оставались под каблуком у своего сеньора. Часть городов удовлетворилась ограниченным самоуправлением, к примеру, правом избирать магистрат. К таким городам относились Париж, Лондон, некоторые другие города Франции, Англии, Германии, Скандинавии, Венгрии. В Германии в XIII в. появилось так называемое магдебургское право — право горожан города Магдебурга избирать свою администрацию и суд. Оно со временем распространилось в Германии, Польши, Литве, Украине, Белоруссии (в конце XV в. магдебургское право получил, например, Киев).

Коммуна — городская община, которая добилась независимости от феодала и права на самоуправление.

Коммунальное движение — борьба городов за независимость от сеньоров.

Привилегии — 1) преимущества, льготы, права; 2) грамоты, кото-рыми удостоверялись права, предоставленные городам или отдель-ным группам населения.

Хартия — документ, который удостоверял права или привилегии.

Магистрат — орган городского самоуправления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

В раннем Средневековье города были немногочисленными и играли роль укрепленных административных центров (крепостей-бургів), церковных резиденций. В Х1-ХП веках возникают предпосылки для возникновения феодальных городов как центров ремесла и торговли. Население средневекового города насчитывало до 5 тыс. человек и состояло из ремесленников, торговцев, слуг, трактирників, цирюльников, феодалов и королевской администрации, интеллигенции (нотариусов, врачей, преподавателей). Города располагались на землях феодалов и были их коллективными вассалами, поэтому в руках феодалов сосредоточивалась вся городская власть. Часть горожан находилась в личной зависимости от сеньора.

В X-XIII веках в Западной Европе развивается коммунальное движение - города начинают борьбу за освобождение от феодальных повинностей, за торговые привилегии и городское самоуправление, через что города приобретают свои права или после длительной вооруженной борьбы, или выкупив их у феодала. Большинство городов становятся городами-коммунами. Они освобождались от феодальных повинностей, имели органы самоуправления, но платили феодалу денежную ренту. Такие города могли выступать коллективными сеньорами в отношении крестьян окрестности. Некоторые города получили статус городов-республик (города Северной Италии: Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья; "имперские города" в Германии: Любек. Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне). Города-республики были независимыми и часто создавали торгово-политические союзы, например Ганзейский союз, объединивший свыше 100 городов Северной Европы.

Городской состояние бюргерство обладал рядом привилегий: личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, право участия в выборах органов городского управления. Но бюргерство распадалось на социальные слои:

1) патрициат - наследственная замкнутая группа городской аристократии (мастера, купцы);

2) средние слои - ремесленники, торговцы (лоточники, разносчики), домовладельцы;

3) плебейские слои - наемные работники, беднота.

В XII веке статус полноправного горожанина-бюргера перестает распространяться на плебейские низы. Они отлучаются от городского самоуправления. В XIV веке бюргерами стали называться только состоятельные слои города.

Характерной особенностью города была его корпоративная организация. Лица определенной профессии объединялись в особые союзы - цехи, гильдии, братства.

Принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех устанавливал монополию на определенный вил ремесла, то есть контролировал производство и продажа продукции, защищал от конкуренции, нормировал количество подмастерьев и учеников, регламентировал трудовые отношения. Возглавлял цех мастер - владелец средств производства. Для занимания места мастера требовались свидетельство об обучении, отличная характеристика, большой взнос в кассу цеха, выполнение выдающейся работы. До цеха входили ремесленники - подмастерья и ученики. Последние обучались мастерству от двух до 12 лет, их труд не оплачивался. Процесс замыкания цеха превратил мастеров на узкую, наследственную группу. Это привело к борьбе между мастерами и подмастерьями. Для защиты своих прав подмастерья стали создавать собственные союзы взаимопомощи ~ братства. Цеховая система не получила распространение в Северной Европе и на Юге Франции. Здесь существовало свободное ремесло, но производство и защита от конкуренции регламентировались органами городского самоуправления.

вроде ремесленных цехов создавались купеческие гильдии - объединения купцов по профессиональным интересам. Они обеспечивали членам гильдии торговую монополию или торговые привилегии, правовой защите, взаимопомощи. Гильдии были религиозными и военными организациями. Постепенно стали создаваться семейные купеческие компании - торговые дома. С развитием международных связей возникают купеческие филиалы в других городах. Соответственно появляются должности консулов, которые защищали интересы города и горожан за его пределами.

Органы городского самоуправления создавались на принципах представительного, срочного правления. В разных городах существовали свои традиции в сфере городского управления. В континентальной Европе городское самоуправление осуществлялось коллегиальными органами - советом или магистратом. В свою очередь они выбирали бургомистра, судебную коллегию (шеффенов, скабінів) и других должностных лиц. Магистрат имел право определять налоги, собирать войско, заключать союзы, чеканить деньги, определять систему мер и весов, устанавливать торговые правила, регистрировать договоры и тому подобное. Сначала члены магистрата избирались на определенный срок (один год), затем власть становилась пожизненной. В Англии коллегиальных органов не существовало, городская община непосредственно избирала должностных лиц (управляющих, сборщиков налогов, полицейских, судей).

Города существовали в условиях правовой автономии. Сначала городское право фиксировалось городскими уставами и хартиями, в которых закреплялись права и свободы городов. Затем нормы городского права развивались в форме прецедентов - решений, которые принимались городским советом в отдельных случаях. Они записывались в городскую книгу и применялись по аналогии. Позже появились законы, уставы, постановления, указы. Они объявлялись на торговой площади и обнародовались. Со временем происходит систематизация городского права. Крупнейшими системами городского права стали Любекское право (Ганзейский союз) и Магдебургское право (Германия, Чехия, Австрия). Например, Магдебургское право было систематизировано в пяти книгах (первая - органы управления, вторая - судебная организация, третья - жалобы, четвертая - семейное право, пятая - неоднородные нормы и решения).

Городское право распространялось только на горожан. Поселение в городе было свободным, но статус полноправного горожанина предусматривал ценз оседлости (три месяца). После этого срока новый жилец пользовался покровительством городского права, а феодально-ленные отношения горожанина прекращались. Всем горожанам гарантировалось равное правосудие. Жителей города нельзя было судить за городом (за исключением жалобы королю), арестовывать без судебного разбирательства.

Городское избирательное право было цензовим: городские низы не имели избирательного права. Пассивным избирательным правом пользовались только.

Хотя городское право было частью феодального права, оно подготовило появление будущего буржуазного права и способствовало созданию единых правовых традиций Западной Европы. В пределах городов развивалось торговое и международное право. Торговая революция XI-XII веков привела к появлению новых правовых институтов: института обратных бумаг; института кредитных гарантий; института юридических лиц; института банкротства: векселя.

Городской суд не был специализированным органом, не отделялся от администрации и даже мог выполнять функции городского совета (регистрация договоренностей, управление городской собственностью). Судьи избирались из числа правомочных, авторитетных горожан. Судья разбирал дела единолично, его решения были окончательными.

Незначительные дела решались на уровне гільдійського и цехового самоуправления.

Городское право самоуправления в Европе стало результатом борьбы городов против феодального сеньйорального права и часто достигалось за выкуп. Сначала оно сложилось в XIII веке в городе Магдебургзі, впоследствии распространилось на города Восточной Германии, а затем на Восточную Пруссию. Вследствие германской экспансии оно было воспринято Силезією, Чехией, Венгрией, Польшей и Литвой. С XVI века городское право проникло в Украину (Киев, Чернигов, Полтава). В целом магдебургское право вроде средневекового права самоуправления французских городов-коммун. В основу магдебургского права положены привилегии, дарованные в 1188 году его архиепископом Магдебурга, а также прецеденты суда шеффенов Магдебурга, нормы Саксонского зерцала. За магдебургським правом города получали самоуправление, освобождались от феодальных повинностей (за исключением обозной), получали судебный и налоговый иммунитеты (независимость), право собственности на городские земли. Магдебургское право предоставляло жителям городов, преимущественно городском торгово-ремесленном патрициата, право и порядок избрания органов управления - магистратов, бургомистров, городских советов. Оно устанавливало порядок налогообложения, регламентировавшее деятельность купеческих объединений, содержало нормы цехового права, регулировавшего организацию рынков и определяло порядок отправления правосудия.

Вместе с тем магдебургское право по своему содержанию оставалось феодальным правом, поскольку включало элементы социального неравенства, ограничивало права подмастерьев, учеников, городского плебса. В литовских и белорусских городах оно приводило привилегированность немецкого населения, а в Беларуси и Украине - польского; лиц православного вероисповедание лишало права свободного проживания, участие в органах городского самоуправления. Например, во Львове украинцам (они называли себя русинами) разрешалось селиться только на "русинскому" улицы, им запрещалось записываться в цеха, содержать корчму, во время погребения разрешалось сопровождать умершего только через ворота, предназначенные для вывоза мусора.

В городах с магдебургским правом длительное время высшей апелляционной инстанцией был суд города Магдебурга (для Пруссии такой инстанцией с 1215 года был город Хелмно - отсюда Хелминське право). В городах Польши, в том числе белорусских и украинских, согласно распоряжению короля Казимира III следовало обращаться в суд города Кракова. Магдебургское право отражалось в сборниках, которые заключались судьями, комментаторами.

особая форма организации самоуправления городов в средневековой Западной Европе, возникшая в процессе борьбы городов с феодалами, начавшейся в 11 в. Движение против власти феодалов началось в наиболее многолюдных, богатых и сильных городах, где быстро развивались буржуазные отношения. Такими городами были средиземноморские итальянские города, купеческое население которых имело особенно оживленные торговые связи с Малой Азией и другими восточными странами. Купцы, организованные в гильдии (см.) и находившиеся в преимущественном положении перед другими жителями города, стали во главе управления городом и начали в своих интересах добиваться автономии. Они выработали основы городской администрации и стремились к устранению вмешательства сеньоров (см.) в управление городом. Северо-итальянские города благодаря умелому использованию вражды между папой и германскими императорами добились своего превращения в автономно управляющиеся единицы. Впоследствии эти города стали самостоятельными республиками. Такое же движение против сеньоров наблюдается во фламандских и французских городах. Эта борьба была вызвана вымогательствами сеньоров, усиливающимися по мере роста богатства этих городов.

Города, одержавшие победу, создавали свое городское самоуправление – коммуну. Эта коммуна сама становилась феодальным сеньором. Она имела своих крепостных, получала иммунитет, подобно всякому феодалу, и приобретала известную часть политической самостоятельности: право объявления войны, заключения мира, чеканки монеты, содержания своей армии, юрисдикцию и выборные органы.

Во Франции городам не удалось добиться положения независимых республик. Многие города приобрели право выбирать старшин и городской совет, но суд отправлял уполномоченный сеньора, на земле которого был расположен город, как, напр., Париж и Орлеан, где сеньором был сам король. Жителям некоторых городов удалось добиться свободы от феодальной зависимости за определенные, точно фиксированные взносы. Такие города во Франции назывались вольными (villes franches) или буржуазными (villes de bourgeois). Слово «буржуа» означало «житель укрепленного бурга», получивший личную свободу. В Германии наиболее полной независимости удалось добиться городам, находившимся на окраинах, где власть германских императоров не могла противодействовать стремлениям городов к освобождению от феодальной зависимости. Отдельные города объединялись в союзы. Особенных успехов достигли в этом отношении города, расположенные по берегам Балтийского и Немецкого морей, в первую очередь Гамбург, Любек и Бремен.

В Англии городам не удалось добиться больших привилегий, так как королевская власть после нормандского завоевания была сильна. Английские города добивались установления откупной системы налогов и получали от королей разрешение уплачивать определенный ежегодный взнос (firma burgi).

В городах, получивших в той или другой степени самостоятельность, все жители были свободны от крепостной зависимости. Крепостные, прожившие в городе год и один день, становились свободными. Поэтому в средние века относительно городов сложилась поговорка: «городской воздух делает свободным» (Stadtluft macht frei). Свою самостоятельность города утратили с установлением абсолютной монархии.

Городские коммуны и даже города, не имеющие прав коммун, а также простой народ должны охраняться законами таким об­разом, чтобы никто их не обидел и чтобы они никого не смогли обидеть. Коммунальные хартии должны храниться как доказа­тельство привилегий, которые не могут быть нарушены, так как столь же мало стоит печь, негодная к обжигу кирпича, сколь и хартия, повседневно непроводимая в жизнь.

По новым правилам во Франции ни один город не может стать коммуной без разрешения короля, ибо всякие новшества без согласия короля запрещены. Если же король пожелает пре­доставить какому-либо городу это право или предоставил его, это должно быть записано в хартии вольностей, выданной королем городу по этому случаю. Но это должно быть сделано без ущем­ления прав церкви и дворянства, так как не могут и не должны быть отягощены церкви и уменьшены владения дворян.

Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, дол­жен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять. Пусть богатые не сомневаются, что если они на­рушают закон, они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание.

Вопросы:

1. Что представлял собой средневековый город-коммуна? Назовите известные вам города коммуны европейского средневековья.

2. На какие условия, необходимые для объявления города коммуной, указывает юрист?

Погребальные обычаи первобытных людей (по Э.-Б. Тайлору)

Тасманиец, у которого спросили, почему копье зарывается в могилу умер­шего, отвечал: «Чтобы сражаться и охотиться, когда он умрет». Многие грен­ландцы полагали, что лук и стрелы, и вообще оружие, положенные в могилу мужчины, швейные принадлежности, положенные в могилу женщины, бу­дут служить им в будущем мире. Они должны служить им на том свете для поддержания жизни. А краска, которую клали в гроб ирокеза, предназнача­лась для того, чтобы он мог явиться в другой мир в приличном виде.

Подобные обычаи имели место в древних государствах Юго-Восточной Азии. Когда там тело великого предводителя положили в гроб, вместе с ним положили множество предметов, которые должны были служить ему в дру­гом мире: корону, чалмы, всевозможные одежды, золото, серебро, другие драгоценные вещи, рис и другие съестные припасы. Когда гроб поставили в склеп, то позади этого здания на большом костре сожгли груды лодок, сто­ликов и всех предметов, служивших при обряде похорон, а также все пред­меты, которые покойный употреблял при жизни: шахматные доски, музы­кальные инструменты, веера, ящики, зонтики, ковры, сети, экипажи и, нако­нец, лошади и слоны из дерева и картона. В течение нескольких месяцев после погребения в лесу около пагоды сооружались из дерева искусные мо­дели великолепных дворцов, подобных тому, в которых жил покойник. В каждом из этих зданий было по 20 комнат. Затем они были сожжены с боль­шими торжествами. Таким образом, громадные богатства были отданы в жертву пламени из-за нелепого верования в то, что они будут служить по­койнику в другом мире.


Вопросы:

1. Почему первобытные и древние люди хоронили вместе с человеком множество вещей? Какие верования отражает этот обычай?

2. Согласны ли вы с мнением этнографа Э. Тайлора, что эти верования нелепы? Свое мнение обоснуйте.

Из поучения знатного египтянина своему сыну

Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыги и кирки. О, если бы я мог заставить тебя полю­бить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей. Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтобы надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я ви­дел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра. Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепа­шец. Поле его - дерево, оружие его - металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает работу, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты. Брадобрей бреет до вечера. Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти, кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды.

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, рука его не останавливается. Сандалыцику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу. Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом. Не спокойно это заня­тие. Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы.

Смотри, нет должности, где бы ни было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

Вопросы:

  1. В чем состоят, по мнению автора письма, преимущества работы писца по сравнению с другими профессиями?
  2. Почему профессия писца в древнем Египте считалась престижной? Что необходимо для овладения этой профессией? Какие функции выполняли писцы в древнеегипетском обществе?

Из законов вавилонского царя Хаммурапи (составлены примерно в 1750-х годах до н. э.)

Введение

Я Хаммурапи,…Благоразумный царь, послушный богу Солнца, могучий... Первейший среди царей, покоривший селения по Евфрату... Когда Главный бог направил меня, чтобы справедливо управлять людьми и дать счастье, тогда вложил я в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

1. Если человек украдет имущество храма или царя, его следует убить, и того, что возьмет украденное, следует убить.

2. Если человек похитит раба или рабыню, его следует убить.

3. Когда человек укрыл беглого раба, его следует убить.

4. Если кто-либо убил чужого раба, то следует отдать раба за раба.

5. Если человек выступил в суде как свидетель о преступлении против жизни человека и слова своего не подтвердил, этот человек должен быть убит.

6. Если же он лжесвидетельствовал по делам о зерне или серебре (т. е.- деньгах), то должен быть наказан по этим делам.

7. Если человек купил из рук воина быков или овец, которых ему дал царь, то купивший теряет свои деньги.

8. Если сын ударил своего отца, то ему следует отрубить руку.

9. Если человек выколол глаз человеку, то и ему следует выколоть глаз.

10. Если человек сломал кость человеку, то должны и ему переломить кость.

11. Если человек или свободная женщина выбьет зуб человеку, то и ему следует выбить зуб.

Заключение

Я - Хаммурапи, царь совершенный... Я - царь, велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет себе равных!

Вопросы:

1. Каково, согласно источнику, происхождение царской власти, чью волю исполняет царь, проводя в жизнь свои законы?

2. Какие правоотношения регулируют законы Хаммурапи? Приведите примеры соблюдения принципа талиона (око за око) при наказании преступника.

Аристотель. «Политика» (отрывок)

Демократию не следует определять, как это обычно делают некоторые в настоящее время, просто как такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках народной массы, потому что и в олигархии, и вообще повсюду верховная власть принадлежит боль­шинству: равным образом и под олигархией не следует разуметь такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках немногих...

Итак, скорее следует назвать демократическим строем такой, при котором верховная власть находится в руках свободнорожденных, а олигархичес­ким - такой, когда она принадлежит богатым, и лишь случаю нужно при­писать то, что одних много, а других немного… Государственное устройство означает то же, что и порядок государствен­ного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в госу­дарстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, ли­бо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они все должны быть причастны к общей пользе. Монархическое правле­ние, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного - аристократией (или пото­му, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо госу­дарства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит боль­шинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов госу­дарственного устройства, - полития. Итак, из приведенных соображений, по-видимому, вытекает следующее: тот признак, что верховная власть нахо­дится либо в руках меньшинства, либо в руках большинства, есть признак случайный и при определении того, что такое олигархия, и при определении того, что такое демократия, так как повсеместно состоятельных бывает меньшинство, а неимущих большинство; значит, этот признак не может служить основой указанных выше различий.

Вопросы:

1. В чем заключается различие между олигархией и демократией, по мнению Аристотеля?

2. Какую форму правления он считает наилучшей и почему?

Положение земледельцев Китая во II - I вв. до и. э. (из записок древнекитайского автора)

Вельможа-советник обратился к императору со следующей речью: «Нын­че все стало иначе. Реформы отменили порядки древних государей, народ смог продавать и покупать землю. Поля богатых протянулись и вдоль и по­перек, а у бедных не стало места, чтобы воткнуть шило. Кроме того, у бога­тых выгоды от рек и озер, богатства от гор и лесов. Как может бедный люд не страдать?

Военные и трудовые повинности в году в тридцать раз больше, чем в древности, земельный и подушный налоги, сборы за соль и железо в двад­цать раз больше, чем в древности, некоторые обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. Поэтому бедный народ постоянно одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней. Это усиливается еще тем, что алчные и жестокие чиновники своевольно приговаривают и убивают их. Погибая от мучений, не имея опоры, народ убегает в леса и го­ры, чтобы стать разбойниками. Полуголых на дороге приговаривают к тюрьме. За год число их достигает тысяч, десятков тысяч.

Хотя сразу вернуться к древности трудно, необходимо приближаться к ней. Ограничить частное владение землей, чтобы уравнить с теми, у кого земли не достаточно. Прекратить захват земли. Отдать народу соль и желе­зо. Отменить рабство. Отменить право на убийство рабов. Облегчить нало­ги, сократить повинности, чтобы облегчить положение народа. Только тог­да можно будет хорошо управлять»

Рассказ древнекитайского историка о торговле рабами

При династии Цинь были созданы рынки для торговли рабами и рабыня­ми, которых помещали в общие загоны с волами и лошадьми. Продавали и похищали мужей, жен и детей.

На протяжении нескольких лет был неурожай, и люди из народа продавали свои должности другим за деньги, закладывали детей и тем находили сред­ства на одежду и пропитание.

В одном районе существовал обычай, по которому продавали детей в раб­ство. Называлось это «закладывать детей», если через три года родители не могли выкупить ребенка, то он становился рабом.

Вопросы:

1. Каковы причины бедственного положения народа, по мнению древнекитайского вельможи? Как он предлагает его улучшить?

2. Как историк характеризует рабство в древнем Китае?

Полибий. «Всемирная история» (об управлении римским государством)

В римском государстве было три власти: консулы, сенат и народное соб­рание, но между ними было равномерное и правильное распределение обя­занностей, что невозможно было решить какое это государство: аристокра­тическое, монархическое или демократическое. Власть консулов может по­казаться монархической или царской; сенат и его решения могут создать впечатление об аристократическом управлении; если же примем во внима­ние положение народа и его Народное собрание, то можно признать Рим­ское государство демократическим.

Консулы в мирное время, пока не выступают в поход с легионами, реша­ют все государственные дела. Все магистраты, за исключением народных трибунов, находятся в подчинении консулов. Они же созывают народные собрания, осуществляют приготовления к войне, набирают армию, назнача­ют военных командиров. Исходя из этого, вправе назвать Римское государ­ство монархией, или царством.

Сенат, во власти которого находится казна и все расходы и доходы. Толь­ко постановления сената необходимы на расход денег и их приход. Сенат ведает и всеми опаснейшими преступлениями, как: измена, заговор, злона­меренное убийство, изготовления ядов и др. Отправление и принятие по­сольств и объявление войны также функции сената. Исходя из этого, госу­дарство может показаться аристократическим во время отсутствия консула, ибо почти все дела римлян решаются сенатом.

Что же остаётся для участия народа в государственном управлении? Толь­ко народ имеет право награждать и наказывать. Только народ постановляет смертные приговоры и замену их добровольным изгнанием. Почётные должности гражданам также дарует Народное собрание, оно же решает вопро­сы войны и мира. Следовательно, важнейшая часть управления в Римском государстве принадлежит народу и что такое государство есть демократия.

Вопросы:

  1. Как историк характеризует распределение функций государственной власти в Древнем Риме?
  2. Каковы полномочия и привилегии народного собрания? Кто мог в нем участвовать?

Из воспоминаний М. В. Родзянко:

«Петроград перед самой войной был объят революци­онными эксцессами. <...>

Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожаю­щим, когда маленькой братской нам Сербии могущест­венной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшеб­ством сметено было революционное волнение в столице. <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей сто­лицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укре­пления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может вы­играть одно оно - царское правительство, без немедлен­ной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несёт за собою насто­ящая война, какие последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни кро­ви для достижения победы. Ошибочная точка зрения не­правильно понятых своих государственных задач, постоян­ное опасение, как бы путём организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и ко­ренной ошибкой всей внутренней политики нашего пра­вительства...»

Вопросы:

1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Назовите причины участия России в этой войне. Кто был царём в этот период?

Из воспоминаний участника строительства Сталин­градского тракторного завода:

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельство­вать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строитель­ную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участ­ке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...>

Страна была охвачена пафосом строительства. Порази­телен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь.

Сейчас уже трудно представить условия, в которых на­чинались эти гигантские работы. Ведь механизации не су­ществовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котло­ванов под фундаменты цехов выполнялись артелями граба­рей. <...> И вся их „техника" состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...>

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строи­тельства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строи­тельстве". Вот тут и началось социалистическое соревнова­ние. На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. <...>

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерыв­ной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отды­хали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки - не могли смириться с нарушением „завета от­цов"».

Вопросы:

1. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

2. На основе текста и знаний по истории назовите причины недовольства части рабочих сво­им положением.

Коммуна (средние века)

Коммунальное движение - в Западной Европе X-XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи - обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы , а против сеньоров тех или иных городов.

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX-XII вв.). Города Северной Франции (Амьен , Лан , Бове , Суассон и др.) и Фландрии (Гент , Брюгге , Лилль) стали самоуправляющимися в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определённую небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

Города Северной и Средней Италии (Венеция , Генуя , Сиена , Флоренция , Лукка , Равенна , Болонья и др.) стали коммунами в IX-XII вв.; в Германии в XII-XIII вв. появились так называемые имперские города - они формально подчинялись императору , но на деле были независимыми городскими республиками (Любек , Нюрнберг , Франкфурт-на-Майне и др.)

Города, расположенные на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью, не могли добиться полного самоуправления;, под властью сеньоров оставалось и большинство мелких городов. особенно принадлежавших духовным сеньорам. Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства их жителей от личной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там «год и один день », становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что «городской воздух делает свободным ».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коммуна (средние века)" в других словарях:

    Средневековый город вначале был помещичьим владением, и лишь с конца XI в. начался процесс освобождения. Степень достигнутой независимости была различна, вольности получались то сразу, то постепенно, то вырывались силой у помещиков, то уступались … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от лат. communis общий). Вообще община. В частном смысле, коммунистическая община, коей устройство клонится к совершенному равенству прав и имуществ членов её. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Коммуна - 1) в средние века самоуправляющаяся община; 2) группа людей, пользующихся на равных правах общим имуществом … Популярный политический словарь

    Ланская коммуна - коммуна во фр. г. Лан; образована в XII в. в результате борьбы горожан с сеньором епископом. В 1109 г. Лан впервые добился за денежный выкуп прав коммуны, которые были утверждены королем Людовиком VI в 1111 г. Но в 1112 г. коммунальная хартия… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Лучшие статьи по теме