Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за. Конспект урока на тему "предлоги" Контроль уровня усвоения материала

Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за. Конспект урока на тему "предлоги" Контроль уровня усвоения материала

Тема урока : «Предлог».

Предметные цели урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Метапредметные результаты:

  • Создать условия для расширения знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Создать условия для развития устной и письменной речи учащихся, фонематического слуха, орфографической зоркости; памяти, внимания, умение выполнять вербальные инструкции учителя,делать выводы.

Личностные результаты :

  • Способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, самостоятельности, воспитанию интереса к изучению русского языка.

Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки для учащихся, учебник «Русский язык», картинка солнышка, таблица.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

II. Актуализация знаний.

  1. Игра на внимание «Ошибки Незнайки»

Незнайка допустил ошибки в предложениях. Прочитайте. А потом учитель исправил его ошибки. Прочитайте внимательно. Заметили, что изменилось?

А). Дети катаются лыжах. Лесу много снега.

Б) Затем предложить исправленные предложения:

Дети катаются НА лыжах. В лесу много снега.

Что изменилось?

Появились маленькие слова.

Назовите их.

На, в

Молодцы!

III. Формулирование темы урока, целеполагание.

Кто-нибудь скажет, что за слова такие?

Это предлоги. (Могут появиться такие ответы, если не ответят, учитель введёт новое знание.)

Это, маленькие слова, ПРЕДЛОГИ.

На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами. Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

IV. Работа над новым материалом.

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с , над и много других.

2. Поставьте вопросы к словам: папа- (кто?), девочка – (кто?), ручка – (что?), в –(…), на-(…).

Нет.

К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

  1. Работа по учебнику.
  1. Чтение правила на с 64.

В, НА – это предлоги.

  1. Чтение стих-ия «Что всего милей?»

А). Работа над произношением на с 64.

Б) Словарная работа.

В буфете – буфете, буфеть иштинде; в догонялки – сывыртажыры; в очереди – оочурда; в хлебе – хлебте; в капусте- капустада, капу

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив вот такую работу.

  1. Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. … лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу? (нет)

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (предлогов)

Давайте вставим предлоги. (помочь детям)

Установилась ли связь слов в предложениях? (да)

Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

  1. Парная работа при выполнении упражнения 3, на стр 64-65.предлоги.

Составьте и запишите 2 предложения. Подчеркните предлоги.

На перемене я хочу летать на воздушном шаре.

  1. Диалог. В буфете. (упр 4+ Диалог «В буфете» с 65.

V. Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

Узнали что такое предлог? (в, на, с,из, …)

VI. Рефлексия.

– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…

2. Мне понравилось…

3. Мне не понравилось…

4. Кто, по-вашему, хорошо работал…

5. Кто мешал…

6. За что ты можешь себя похвалить…

7. За что ты можешь себя поругать…

8. Я для себя на уроке узнал…

  1. - Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок?

Д. На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами.

V . Сообщение темы.

Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

VI . Работа над новым материалом.

(На доске написаны два предложения.)

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

У. Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Д. Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Чем данные предложения отличаются?

Д. Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с, над и много других.

(Вывешивается таблица с предлогами).

Предлоги

На, под, за, к, по, об, от, в, у, с, о, над, около, при, перед.

Ребята, давайте попробуем задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

1. Предлог – служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. .. лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль выполняют предлоги в русском языке?

Чтение правила в учебнике. (стр. 61)

2. Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

У. Обозначьте в предложениях части речи. Перед какой частью речи предлогов нет?

3. Перед глаголами предлоги не употребляются.

4. Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: до (чего?) березы,до кудрявой березы.

5. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

VII . Написание предлогов с другими частями речи.

У. Ребята, спишите текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставьте подходящие по смыслу слова. Объясните написание предлогов.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

VIII Физкультминутка

Мы играть все очень любим,

(Встать из – за парт)

Любим мячики кидать,

(Руки вверх, имитация броска мяча).

Любим быстро – быстро бегать,

(Бег на месте).

Да и зайчиком скакать.

(Прыжки на месте.)

Наши глазоньки устали.

Мы дадим им отдохнуть:

Раз, два, три, четыре, пять –

Быстро глазки закрывать.

Шесть, семь – их открыть

И на руки поглядеть.

Головою не верти,

Только глазками води:

Вверх, вниз, вправо, влево

Отдохнули?! Это верно!

IX Самостоятельная работа.

1 группа (слабоуспевающие учащиеся).

Упражнение 365 стр. 62 учебника

2 группа учащихся, работающие на продуктивном уровне.

Незнайка списывал из учебника предложения, но он очень торопился и вот что у него получилось:

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот. Осторожно ветер изкалитки вы шел. Поовражкам бегут весёлые ручейки.

У. Всё ли в этих предложениях верно? Если нет, то докажите, где Незнайка допустил ошибки.

У. А теперь вам понравились предложения?

Давайте вспомним, что такое предложение?

Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

У вас на столе листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Тест – опрос

1. Выберите верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

3. Как пишутся слова?

(с) весёлой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

4. Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

5. В каких предложениях есть предлоги?

А. Много птиц живет в наших лесах.

Б. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев.

В. Люди слушают пение птиц.

Кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены верно?

Как можно быстрее прочитайте слово, которое кроется под следующими числами.

14 16 13 16 5 24 29

М о л о д ц ы

X Итог урока

Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

Д. Мы сегодня на уроке распознавали предлоги, учились писать предлоги с другими словами.

XI Домашнее задание

Подобрать 4 пословицы о дружбе с разными предлогами.

Составить 4 предложения, используя предлоги.

XII . Рефлексия.

Я хочу узнать насколько мудрыми вы сегодня стали. Об этом мне скажет лучик, который появится у нашего солнышка.

Самый длинный лучик – я уверен в своих знаниях.

Средний лучик – я сомневаюсь в своих знаниях.

Самый короткий лучик – мне очень трудно.


Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Раздельное написание предлогов
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: сформировать представление о том, что предлог – это слово, а приставка – это часть слова;
сформировать способность выбирать слитное или раздельное написание слов;

Развивать умение выделять орфограмму­ пробел – раздельное написание и орфограмму­дефис,
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне
­ Добрый день, ребята! На столах у вас по три
тот,
смайлика,
который
соответствует вашему настроению.
­ Как много улыбок засветилось. Спасибо!
­ А это моё настроение… Я готова
продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
выберите

Выбирают смайлик и демонстрируют своё
настроение.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
На доске стихотворение
С.Я.Маршака(слайд № 1)
­ Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда (по)мчался вскачь?
Находят глаголы, выделяют в них
приставки, осуществляют самопроверку,
Самоопределение,
смыслообразование (Л)
Целеполагание (Р)
Сопоставление и подбор
информации(П)
Планирование учебного
сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью
выделения признаков (П);
подведение под понятие;
Выполнение пробного

(По)катился (в)огород,
(До)катился (до) ворот,
(Под)катился (под)ворота,
(До)бежал (до)поворота,
Там (по)пал (под)колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все.
­Найдите в этом стихотворении глаголы.
­Бывают ли перед глаголом предлоги?
­Между по и мчался можно вставить слово?

приставка и пишется слитно.
­ В (какой?) огород – в – это предлог, потому
что можно вставить слово или вопрос.
Какой вывод можно сделать – по – это
Распределите слова по группам – глаголы в 1
столбик, а существительные – во 2.
­ Оцените работу соседа по парте.
­ По каким признакам распределяли слова?
­ Как думаете, какова тема урока? (Если детям
сложно, можно помочь вопросами.)
­ Какова главная цель урока?
­ Какова задача урока?
дают ответы.
Делают вывод.
учебного действия;
фиксирование
индивидуального
затруднения; саморегуляция в
ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей;
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений (К)
Учащиеся работают в группе по заданию,
затем оценивают работу соседа по парте.
Формулируют тему урока (Раздельное
написание предлогов с другими словами)
Формулируют цель (различать приставку ­
это часть слова и предлог – это слово,
уметь выделять орфограмму пробел,
различать самостоятельные и служебные
части речи,понять, что дефис – это тоже

орфограмма.)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися,
что предлог – это слово, служебная часть речи, а приставка­ это часть слова, что такое
орфограмма ­ пробел и орфограмма ­ дефис и употребление предлогов из­под и из­за.
­ С чего же начать «открытие нового знания»?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю
прочитать текст на доске – слайд № 2.
Дети работают с текстом на доске.
Приводят примеры изученных орфограмм,
находят однородные члены предложений,
находят слова с приставками и слова с
предлогами.
Солнце стоит неподвижно (над) головой и жжет
траву. Воздух (пере)стал струиться и висит без
движения. Ни дерево. Ни вода не шелохнутся;
(над) деревней и полем лежит невозмутимая
тишина – и все как будто (вы) мерло. Звонко и
далеко (раз)дается человеческий голос (в)
пустоте.
­ Прочитайте текст.
­ Озаглавьте его.
­ Объясните, (над)головой –
напишем слитно или раздельно?
­ Найдите однородные члены в предложении.
­ Найдите известные вам орфограммы.
­Обозначьте новую для вас орфограмму ­
пробел.
­ Спишите текст, раскрывая скобки и обозначая
По окончании проходит взаимопроверка
Поиск и выделение
информации; синтез как
составление целого из частей;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
самостоятельное создание
способа решения проблемы
поискового характера (П)
Аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации;
учёт разных мнений (К)

орфограмму пробел.
­Проверь работу соседа – взаимопроверка.
работ учащихся.
Работа в группах.
Анализ работ и вывод внутри группы
Слайд № 3 –
крыльца
(из­под) куста
ворот
гор
(из­за) туч
острова
­С каким падежом употребляются предлоги из­
за и из­под?
­Обратите внимание, как они пишутся?
­Запомните, дефис (маленькая черточка между
словами) – это тоже орфограмма.
­ Работа в группах: 1 группа составит
предложения с предлогом из­под, а 2 ­ с
предлогом из­за.
­ Обменяйтесь и проанализируйте работу
другой группы.
­ Верните работу своей группы и дополните её,
если надо, сделайте вывод. Можно сообщить
учащимся, что есть еще предлоги, которые
пишутся через дефис – это по­над и по­за.
Предоставляет слово каждой группе.

­ Оцените свою работу?
­ Какие трудности возникли?
Выполняют задание в парах. Затем
проверяют и оценивают.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного
осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
­ Прочитайте задание к упражнению № 62,
запишите слова в 3 столбика – в 1 –
существительные с предлогом из­за, во 2 –
существительные с предлогом из­под, а в 3 ­ с
предлогом из.
Игра «Угадай-ка»- слайд № 4.
­ поднимайте руку, если я называю слова с
приставками: пришкольный, влететь, в лесу,
полететь, по улице, покатился, по полю, затаил,
за тобой.
Краткий ответ­комментарий, если кто­
либо ошибается.
Работают индивидуально с
проговариванием в громкой речи
Работа с таблицей по распознаванию видов
орфограмм – слайд № 5.
Слова земля, колосок, радостный, чувство,
чижи, счастье, березка, автобус, чудесный,
аллея распределить в 4 столбика: 1­ с
безударными гласными в корне, 2 –
непроизносимые согласные, 3 – после
Оценивают свою работу
Анализ объектов с целью
выделения признаков и синтез
как составления целого из
частей; подведение под
понятие; выдвижение гипотез
и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с
полнотой и точностью;
формулирование и
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого
содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка
(Р)

шипящих, а в 4 – согласные в корне.
Дают ответы на вопросы
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса
­ Исследование какой темы вели на уроке?
­ Какие понятия разобрали?
­ Удалось решить поставленную задачу?
­ Каким способом?
­ Какие получили результаты?
­ Что нужно сделать ещё?
­ Где можно применить новые знания?
­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса
­ Выберите смайлик своего настроения.
Изменилось ли оно? Почему?
­ Дома выполните упражнение № 64.
Озаглавьте текст, спишите один из отрывков
(на выбор учащихся), найдите предлоги и
подчеркните их вместе с существительными.
Анализируют работу на уроке через
самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и
условий действия; контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное
понимания причин успеха или
неуспеха в УД; следование в
поведении моральным нормам
и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей
полно и точно;
формулирование и
аргументация своего мнения,
учёт разных мнений (К)

КОНСПЕКТ УРОКА «ПРЕДЛОГ»(урок русского языка в 7классе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация.

Образовательные цели : сформировать представление о предлоге как служебной части речи;

сформировать умение различать смысловые оттенки значений предлогов;

закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

Воспитательная цель: воспитывать любовь к русскому языку.

Развивающая цель : формирование умения правильно употреблять предлоги ; развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

закрепить умение находить предлоги в тексте;

сформировать умение определять роль предлога в предложении;

развивать умение определять значение предлога;

познакомить учащихся с делением предлогов на простые и составные, производные и непроизводные.

ХОД УРОКА.

    Орг. Момент.

Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы?

II . Основная часть.

1. – Прочитайте данный ряд слов. С помощью каких слов можно восстановить четверостишие? Из какого стихотворения А.С. Пушкина они взяты? Прочитайте исправленный текст.

Правильно, при помощи предлогов .

А что вы знаете о предлогах? ( Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры)

Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы?

2. Сообщение темы урока

Сформулируйте тему урока, подумайте, чему будем учиться сегодня.

(Цель урока определяется совместно с учащимися ).

Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся .

Значит, тема урока – Предлог как часть речи . (Слайд)

(Записываем число и тему урока)

3.

Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнаем на этом уроке много нового и интересного.

Интересные сведения о предлогах. (Выступление ученика-ассистента.)

- Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся, например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: туй вылын- «дороге на» (туй- «дорога», «вылын»- на).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).

Возможны ли такие случаи в русском языке?

А вы помните, как пишутся предлоги с другими частями речи?

(Раздельно)

4 .Работа с теоретическим материалом:

- На странице 135 прочитайте научное определение предлога.

Какой вывод можно сделать?

Вывод : предлог - это служебная часть речи, которая связывает слова в словосочетании, то есть выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

5.Чертим кластер (учитель на доске, уч-ся у себя на отдельных карточках)

6. Физкультминутка.

(Учитель читает шуточное стихотворение)

Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” - предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

7. - Предлагаю выполнить следующие задания : (Слайды)

1)В предложении найдите предлоги:

1) Белая известковая вода журчала по обочинам тротуаров.
2) Небо, золотое и багровое, отражалось в реке.
3) Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря.

2) Найдите строчку, в которой есть предлог

-1- Вокруг стояла тишина.

-2-Всё вокруг радовалось новому дню.

-3-Туристы расположились вокруг костра .

8. “Найди ошибку”

- Очень часто мы допускаем речевые ошибки, порой не исправляем друг друга. Сейчас вы постараетесь найти такие ошибки: (Слайд)

1. Ты любишь пирожки с капусты? (с капустой)

2. Я соскучился за тобой. (по тебе)

3. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста. (за хлебом.)

4. Мазь для укусов комаров (для защиты от укусов комаров)

9. Работа с учебником

Обратимся теперь к рубрике «Это интересно» в учебнике на стр. 136 и выполним упражнение 326.

10. – Предлоги выражают различные отношения. Давайте посмотрим. (Слайд)

III . Рефлексия

- Предлагаю разгадать загадки .

(ученик- ассистент читает вслух загадки со слайда)

    название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-о-с-на)

    из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за)

    из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от)

    из каких четырёх предлогов можно составить название важной велосипедной принадлежности, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (На-с-о-с)

IV . Домашнее задание:

на стр.135 – выучить правило, упр.328

V . Подведение итогов, выставление оценок.

Южно Казахстанская область,Казыгуртский район осш «Абай » (ж-н)

Алимкулова Насипа Ораловна

Тема урока: Предлоги

Цели урока:

— формировать умение различать предлоги.

— развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу.

— активизировать творческие способности учащихся

— прививать интерес к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, флажки, слайд

Ход урока: І.Организация учебного процесса

Показ фильма «Все оставляет след»

Вводное слово учителя:

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость, что-то новое, интересное.

«Для всего, что существует в природе: вода, воздух, небо, облака, солнце, дожди, леса, болота, реки и озера, луга, поля, цветы и травы, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»,- писал К.Г.Паустовский.

Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи.

Сегодня у нас урок-соревнование.

Нам нужно выбрать жюри.

Хочу рассказать вам сказку

«ССОРА ПРЕДЛОГОВ СО ВСЕМИ СЛОВАМИ»

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местимениям.

Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек,

решили записать в книгу Правил это событие – предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

О какой части речи говорится в сказке?

С какими частями речи употребляются предлоги?

Как предлоги пишутся с другими словами?

1 станция «Теоретическая»

1.Что изучает морфология?

2.На какие две группы делятся части речи?

3.Самостоятельные части речи-это …

4.Служебные части речи – это …

5.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

6.Какая часть речи называется предлогом?

7.На какие разряды по значению делятся предлоги? (пространственные,

временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные,)

8 На какие группы делятся предлоги по происхождению?

(непроизводные и производные)

9.По своему строению предлоги бывают (простые и составные)

10.Назовите примеры производных предлогов.

11.После каких предлогов существительные, местоимения и числительные всегда стоят в дательном падеже?

12.Составные предлоги состоят (из двух и более слов)

13. Как пишутся предлоги из-за, из-под? (через дефис)

2 станция «Разминка»

Сгруппируйте словосочетания по значению предлога:

1 группа с пространственным значением

2 группа с временным значением

3 группа с причинным значением

Жить при станции, не спать из-за ветра, общаться вне дома, добежать до финиша, рассказать после матча, пойти за другом, задержать из-за неисправностей, стоять перед окном, ошибаться по невнимательности, отсутствовать по болезни, привезти в два часа.

3 станция «Грамматическая»

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов.

(Устная работа.)

1 группа

1.Над входной дверью я увидел надпись: «Скупка вещей от населения». (У)

2.Благодаря густому туману самолёт не мог взлететь. (Из-за)

3.Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие.

(Моим товарищам.)

2 группа

1.Согласно вашей просьбы материалы будут отпущены. (Просьбе)

2.Брат пришёл с армии. (Из)

2.Мать принесла овощи с магазина. (Из)

3 группа

1.Ученик не выполнил домашнего задания благодаря тому, что заболел.

(Из-за)

2.Старинная чашка с фарфора привлекла внимание гостей (из)

3.Розоватый дым клубился под пустыней (над)

Выписать из предложений словосочетания с предлогами

1 группа

А) Солнечные лучи пробиваются сквозь ветви вековых сосен.

Б) Медведица строго следит за своими непоседливыми шалунишками.

В) На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…

С) И снится ей всё, что в пустыне далёкой, в том крае, где солнца восход, одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растёт.

2 группа

А) Молодые дубы темнеют на фоне облачного неба.

Б) Под деревьями лежат густые тени.

В) За деревьями сгущаются тучи.

Г) Небольшой овраг преграждает путь к дубовому лесочку.

3 группа

А) Непривычному человеку легко затеряться в лесной глуши.

Б) На упавших деревьях лежит зелёный мох.

В) Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь кроны столетних деревьев

С) Вследствие беспорядочной вырубки лесов нарушается равновесие в природе.

4 станция «Четвертый лишний», аргументируйте свой выбор.

1 группа

А)Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)

В ) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

2 группа

А) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)

В) в, на, за, под, благодаря (лишний благодаря, т.к это производный предлог, а остальные непроизводные).

3 группа

А) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не объектные)

В) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а остальные производные)

5 Станция «Индивидуальное задание»

Определите производные и непроизводные предлоги

1 группа Я хочу поговрить с вами насчет квартиры.

2 группа Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.

3 группа У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой

Предлог или наречие.

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или наречиями

1 группа

Впереди мы услышали какие-то странные звуки.

Проводник шел впереди всех и показывал дорогу.

2 группа

Напротив дома росла высокая береза.

В конце улицы ты увидишь высокую березу. Я живу напротив.

3 группа

Вместе с телеграммой принесли письмо. Мы с подругой любим делать уроки вместе.

Предлог или деепричастие

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или деепричастиями.

1 группа

Несмотря на болезнь он справился с работой.

Он шел очень осторожно, не смотря по сторонам.

2 группа

Они уходили из больницы, искренне благодаря врачей за помощь.

3 группа

В столовой было совершенно по-вчернему, благодаря лампе под шелковым абажуром.

Предлог или существительное с предлогом.

1 группа Иванов показывал на счет в двенадцать тысяч рублей.

2 группа Насчет Федороа распорядиться

3 группа Мы увидели маленькое пушистое деревце вроде елочки.

Физминутка

1. Солнце ….. небу гуляло

И ….. тучку забежало.

Глянул заинька …. окно,

Стало заиньке темно.

2. Вышел слон …. лесную дорожку,

Наступил муравью …. ножку

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

Можешь и ты

Наступить ….. мою.

6 станция «Творческая»

Вставьте недостающие предлоги, подчеркивая их, вставьте пропущенные запятые. Определите стиль речи.

В жизни есть какой-то уровень счастья, … которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты … уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и … крупном и … малом повышать этот уровень счастья … жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе … вам, чей уровень счастья можно повысить просто легко, … забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества … конце концов.

Можно творить просто добрую атмосферу … себя. Например, в общество человек может принести … собой атмосферу подозрительности какого-то тягостного молчания, а может нести сразу радость свет. Человек рождается и оставляет … себе память. И вот очень важно, какую память он … себе оставляет.

Тест.

1.Предлог- это:

А) служебная часть речи;

Б) самостоятельная часть речи

2.Что выражает предлог:

А) различные смысловые значения;

Б) грамматическое значение существительных.

3.Какое значение имеет предлог из-за (туч):

А) временное;

Б) пространственное;

В) причинное.

4.Вставьте нужную букву в предлог по окончани.. школы:

А) и;

Б) е;

В) ю.

5.Предлог через является:

А) производным;

Б) непроизводным.

6.В каком предложении слово впереди является предлогом:

А) Барабанщики шли впереди.

Б) Барабанщики шли впереди отряда.

7.С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно:

А) родительный;

Б) дательный;

В) винительный;

Г) творительный.

8. Предлог (не)смотря на пишется:

А) слитно;

Б) раздельно.

9.Какой из предлогов пишется слитно:

А) (по)причине;

Б) (в) целях;

В) (на)подобие;

Г) (со)стороны

10.В предлоге в течени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.В предлоге в продолжени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.Какой из предлогов пишется раздельно:

А) (в)место;

Б) (в)виду;

В) (в)следствие;

Г) (в)виде.

Ответ

1- А

2- А

3- Б

4- А

5- Б

6- Б

7- Б

8-А

9-В

10-А

11-А

12- Г

.

Рефлексия

Учитель: Ребята! О чем мы говорили на уроке ? Где вы испытали успех?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Интерес?

8. Домашнее задание. Выучить правило. Упражнение 9,10

9.Выставление оценок.

10. Обобщение:

Учитель: Ребята! Вот закончился урок, он пошел вам только впрок.

Вы работали прекрасно, не теряли времени напрасно

Мне приятно всем сказать: «Молодцы, спасибо. Так держать!»

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;
  • учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;
  • совершенствовать культуру речи учащихся;
  • развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;
  • аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
  • формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • учебники "Русский язык. 2 класс. "Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова;
  • индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
  • сигнальные карты.

Ожидаемый результат:

  • расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
  • отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;
  • анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.
  • продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;
  • выполнение индивидуальных заданий.
  • в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

В_робей, л_тит, б_рёзовый, д_журный, под, х_дить, л_сица, м_розит, м_лочный, в_сёлая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните орфограммы. (Работа по цепочке)

б) Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

1 ряд - имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд - глаголы.

Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Воробей, дежурный, лисица - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Берёзовый, молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Летит, ходить, морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)

Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)

Кто знает, как можно назвать слово под ? (Под это предлог.)

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, в 1 классе)

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги:)

III. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".

Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника.

Рассмотрите рисунок, назовите тему рисунка. ("Звери в лесу", "На лесной поляне":)

Ответьте письменно на вопросы, поставленные в учебнике к данной иллюстрации.

Какие бы еще вопросы вы поставили?(Что растет под березой? Что несет медведь под мышкой? Кто находится между медведем и лисичкой? Почему звери прячутся?)

Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются? (На, под, за, к - это предлоги)

Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Предлоги

  • на, под, за, к, из, по,
  • об, от, в, у, с, о, над,
  • около, при, перед

Подчеркните предлоги зелёным цветом.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)

Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

На доску вывешивается таблица:

Предлог - служебная часть речи.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки:.. холодном воздухе. Катаются дети:.. коньках:. льду. Весело детям:.. зимнее время:. улице..

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?(Да)

Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи..

На доску вывешивается таблица:

Предлоги служат для связи слов в предложении.

Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

На доску вывешивается таблица:

Перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

На доску вывешивается таблица:

Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

  • за дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.
  • на суку - на толстом суку; на (каком?) суку.
  • под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.

На доску вывешивается таблица:

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Выполнение упр.86, стр. 55.

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (куда?): лес.

Набухли почки (на чём?): деревьях.

Оживает (где?): снегом молодая травка.

5. Составление алгоритма темы урока.

Что же мы новое узнали о предлогах?

1) Предлог - служебная часть речи.

2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3) Предлоги служат для связи слов в предложении.

4) Перед глаголами предлоги не употребляются.

5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (4 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Упражнение 87 стр. 56 учебника.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне). Упражнение 85 стр. 55 учебника.

Составить четыре предложения о своих одноклассниках, называя имя и фамилию каждого. Указывайте, где они сидят, используя предлоги около, перед, у, за.

3 группа. (7 человек, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.

Плотник (без) т_пора, что изба (без) углов.

Видно неряху (по) грязной рубахе.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.

Тест - опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Какой предлог надо вставить в предложении:

Пассажир сошёл: поезда.

А. предлог из

Б. предлог с

В. предлог от

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно?

V. Домашнее задание.

Стр. 55 - выучить правило.

Упражнение 88, страница 56.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст, отвечая на вопросы и вставляя предлоги. Запишите текст. Подчеркните предлоги.

Обозначьте в предложениях части речи.

VI. Оценивание учителем работы детей на уроке.

VII. Рефлексия.

Сегодня мы многое узнали и выполнили на уроке. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, довольны ли вы своей работой на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Выберите один из них. Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение - покажите тот, который улыбается. Если что-то не понравилось, что-то не поняли - покажите задумчивого смайлика. Если урок вам не понравился совсем и у вас плохое настроение - покажите плачущего смайлика.

Лучшие статьи по теме