Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • Одноместная лодка у народов арктики. Смотреть что такое "Каяк" в других словарях. Как изменение климата повлияло на коренных жителей Арктики

Одноместная лодка у народов арктики. Смотреть что такое "Каяк" в других словарях. Как изменение климата повлияло на коренных жителей Арктики

Ледовитого океана с окраинами материков и морями. Большую часть данного региона покрывают ледники. Коренные народы Арктики уже привыкли к суровым полярным условиям. В данной статье мы расскажем более подробно о том, как освоили эту территорию, кто ее заселял и чем живет местное население.

Характеристика территории

Прежде чем говорить о том, какой народ является коренным народом Арктики, нужно описать данный регион. В переводе с греческого "Арктика" означает "медведица". Большая часть острова - Гренландский ледниковый щит. Коренные народы Арктики адаптировались к суровым морозам и долгой зиме. К примеру, на Таймырском полуострове температура достигает -50 градусов по Цельсию. Зима может длиться там до 9 месяцев. Летом погреться на солнце не удастся, так как максимальная температура достигает +10 градусов. Все знают, что именно в Арктике существуют полярная ночь и

Территория Арктики условно делится на три части:

  • кустарниковая тундра;
  • типичная тундра (лишайниково-моховая);
  • арктическая.

Процесс освоения

Формирование сети организаций коренных народов Арктики приходится на 20-й век. Однако процесс освоения начался гораздо раньше. Более 30 000 лет назад древние люди впервые ступили на эти земли. Тогда по территории Арктики бродили тысячи и быков. Древние люди потихоньку добрались и до Арктики, пересекая границы Азии, Китая и Монголии.

Первые признаки были найдены в низовьях Археологи предполагают, что первые жители суровой земли обитали здесь около 37 000 лет назад. Древние люди оставляли наскальные рисунки и орнаменты на поверхностях фигурок из мамонта и камнях. Они изображали на них сцены охоты.

Арктика и коренные народы

Первые жители, которые пришли на эту землю более 30 000 лет назад, так и остались здесь. По статистическим данным, Арктики - это представители 17 разных народов. Данные социальные группы отличаются друг от друга индивидуальным родным языком, традициями, привязанностями, культурными и социологическими институтами и ценностями. Как правило, коренные народы Арктики немногочисленны. Их количество редко превышает 50 000 человек.

Перечень коренных жителей Арктики был регламентирован государством, в него входят:

  • вепсы;
  • алеуты;
  • ненцы;
  • кеты;
  • олучи;
  • алюторцы;
  • эскимосы;
  • саами;
  • ороки;
  • долганы;
  • энцы;
  • ульчи;
  • чукчи;
  • камчадалы и др.

Коренные народы Арктики существуют в относительно небольшом количестве. По данным последней переписи населения, их насчитывается около 260 000 человек.

Образ жизни коренного населения

Те, кто является коренным народом Арктики, обычно ведут полукочевой образ жизни. Это считается нормальным для местного населения. Постоянные кочевки из тундры в лесостепные зоны - это традиционный образ жизни. В своем большинстве коренные народы Арктики занимаются:

  • оленеводством;
  • охотой;
  • собирательством;
  • рыболовством.

Такой образ жизни наделяет население Арктики особенными этническими характеристиками. Самобытность народов схожа с другими культурами Дальнего Востока, Сибири и Аналогичный образ жизни встречается у поморов, якутов, карелов, старообрядцев и коми, так как их жизнеобеспечение напрямую зависит от условий окружающей среды, погоды и т. д. По статистическим данным, на севере сейчас проживает около 1,5 миллиона человек. Еще несколько десятилетий назад эта цифра была в 10 раз меньше. Такое изменение напрямую связано с переездом на север россиян, основная цель которых - подзаработать. Ведь за последние годы здесь было открыто огромное количество предприятий по добыче, переработке и транспортировке сырья.

и адаптация местных жителей

Коренные народы Арктики прошли сложный путь, чтобы адаптироваться к окружающей среде. Целые столетия ушли на то, чтобы привыкнуть к условиям севера. Благодаря этому местные жители минимально воздействуют на природу, используют ее ресурсы в щадящем режиме. Только традиционный образ жизни помогает коренным народам справляться с таким сложным процессом, как адаптация. Основная цель людей, живущих в Арктике, - поддерживать уровень продуктивности угодий и следить за биологическим разнообразием. Только благодаря своей внимательности и чуткости по отношению к окружающему миру коренные жители смогли адаптироваться к суровым условиям существования. В этом им помогли их обычаи, празднества и обряды, которые передаются из поколения в поколение.

Традиции

Любое название коренного народа Арктики само по себе вызывает уважение у остальных. Именно они смогли выжить в таких суровых условиях и существовать до сих пор. Именно традиционные знания, передающиеся от поколения к поколению, помогли это сделать. К их числу относятся:

  • Ведение хозяйственных календарей. Рыболовами и охотниками определялись оптимальные места добычи и сроки. Составлялся регламент пойманных животных и рыб. В зависимости от роста численности северяне составляли нагрузку на популяции тех или иных животных.
  • Сохранение домашних аборигенных пород животных.
  • Охрана мест размножения промысловых видов животных.
  • Чистка нерестилищ, пастбищ, нерестовых рек и залежки животных.
  • Передача традиционных знаний о лечении и психоэнергетических приемах воздействия на людей. Старейшины и шаманы обладали этой информацией. Кроме этого, коренные жители с детства осваивали технологию закаливания, занимались и тренировались. Достигнув десятилетнего возраста, дети умели выполнять множественные производственные процессы.

Как изменение климата повлияло на коренных жителей Арктики?

Тысячелетия понадобились северянам, чтобы адаптироваться к суровым природным условиям. Статистические данные показывают, что местные жители не раз переживали то потепление, то похолодание климата. Но они смогли пройти адаптацию к таким капризам природы. Народы годами вырабатывали стратегии природопользования и способы привыкания. К ним относятся:

  1. Бескорыстная помощь нуждающимся. Народы-соседи помогали друг другу в сложных ситуациях.
  2. Мобильность. Коренные народы Арктики при необходимости могли быстро перекочевать в другое место. Это считается главным способом адаптации к климату местных жителей.
  3. Изучение новых способов природопользования. К примеру, местные жители Чукотки со временем научились выращивать картофель и разводить лошадей.

Жить в таких суровых условиях нелегко. Однако северяне отлично справляются с этой задачей. Конечно, сильнейшие морозы, полярные ночи, осадки часто мешают функционированию производственного комплекса, работа многих предприятий на это время приостанавливается. Но это помогает данному региону развиваться и находить все новые способы освоения окружающей среды.

Наборные деревянные суда человек научился строить в те времена, когда металлический гвоздь был своего рода драгоценностью, а выплавка металлов делала свои первые шаги. Поэтому в постройке судов изначально применялась технология, напоминающая сшивание ткани нитками - обшивка делалась внакрой: в перекрывающихся краях досок сверлился ряд отверстий, сквозь которые доски сшивали. "Нитками" могли служить самые разные материалы - длинные корни некоторых деревьев, вица, пеньковая или лыковая.

Подобная технология изготовления лодок была распространена по всему земному шару - от Тихого и Индийского океанов (в некоторых районах Индии она дожила до наших дней) до Средиземноморья и Северной Европы. Ладья фараона Хеопса имела веревочные связки. Найденные на озере Неми небольшие древнеримские лодки были шиты пеньковой веревкой. Древнейшие находки в Европе - лодки из Ферриби в Англии (около 1300 г. до н.э.) и Хьортспринга (Дания, около 250 г до н.э.) связаны вицей и шиты корнями.

Но не следует думать, что шитые суда принадлежат такому далекому прошлому, как бронзовый век. Технология шитья в судостроении столетиями сосуществовала и успешно конкурировала с более дорогостоящими методами изготовления с помощью гвоздей и заклепок. Во многих районах севера России (Карелия, Архангельская, Мурманская области) и Финляндии шитые лодки встречались еще 70 лет назад.

Железный крепеж применяли в первую очередь на крупных судах, принадлежавших богатым и знатным владельцам, а также на военных судах; бедный крестьянин или рыбак не мог себе этого позволить. В "медвежьих углах" севера России гвозди долгое время оставались дефицитом даже в XX в. при советской власти.

Иногда гибкие связи крепления имели чисто конструктивное преимущество перед гвоздями или деревянными нагелями. Так, знаменитые корабли викингов (принадлежавшие норвежским конунгам, IX-X вв.), найденные в Гокстаде и Осеберге, имели обшивку на характерных железных заклепках с шайбами, однако шпангоуты в нижней части были привязаны еловыми корнями к специальным клампам на досках обшивки. Излишняя жесткость привела бы к появлению трещин обшивки и течи.

В период своего расцвета в XVI-XVII вв. технология шитья применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, шитые кочи достигали 100 т водоизмещения и регулярно ходили из Колы (близ современного Мурманска) до Шпицбергена, который тогда имел русское название Грумант. В XVII в. кочами обслуживался важный торговый путь - "мангазейский ход" - из Архангельска и Холмогор в город-колонию Мангазея, основанную поморскими купцами вблизи устья реки Таз. В ходе раскопок на Шпицбергене и на месте древней Мангазеи было обнаружено большое количество судового дерева с отверстиями для шитья и остатками стежков. Но вторичное использование его очень затруднило реконструкцию типа судов.

Кроме кочей, у поморов были разнообразные суда меньших размеров - шитики, соймы, шняки, карбаса, раньшины и др. В Морском музее города Осло выставлена прекрасно сохранившаяся шитая кольская или мурманская шняка, построенная, вероятно, в 1905 г.

Слово "шняка" имеет очень древнее происхождение: викинги в IX-X вв. н. э. называли определенный тип своих судов "shnaekkja". Неясно, заимствовано ли слово поморами из старонорвежского языка или оно пришло непосредственно от викингов-варягов во время заселения Поморья новгородцами.

Достаточно мореходное судно, оно имеет традиционную северорусскую форму и конструкцию (напоминает увеличенную вдвое лодку-кижанку). Длина его - 11.8 м при ширине 2.7 м.

Сходные типы шитых судов существовали и на Балтике. Например, при строительстве здания в центре Стокгольма в 1896 г. было обнаружено судно длиной около 20 м. Сохранившаяся часть киля имеет сечение 40x40 см. Обшивка выполнена из колотых и грубо тесаных топором сосновых плах толщиной 4-6 см, сшитых традиционным русским способом с помощью еловых корней. Находка датируется приблизительно 1700 г. Известно, что Петр I во время балтийской кампании строил большое количество вспомогательных и транспортных судов силами местного русского населения, незнакомого с голландскими традициями.

Тем не менее Петр I относился к этой "народной" технологии с презрением:"Новгороцкие суды зделаны только для гулянья, а к военному делу неспособны для того, что на старых днищах, которые шиты вичьем..."

По всей вероятности, одно из таких судов было захвачено шведами и попало в Стокгольм.

В Северной Европе существовало два способа шитья лодок. Согласно первому, отверстия делались вдоль всего шва и попарно соединялись желобками, в которые утапливались стежки. Шовный материал (корень, вица, веревка) продевался сквозь отверстия последовательно и фиксировался в каждом отверстии с обеих сторон клиновидными пробками. Цепочка отверстий делалась зигзагообразной по всей ширине накроя, так, чтобы она не шла вдоль волокон древесины и не ослабляла край доски. Этим способом строились и поморские суда, и суда на Балтике, в Карелии, Архангельской области начиная с XVI-XVII вв.

Второй способ заключался в том, что доски скреплялись отдельными поперечными вязками на расстоянии 15-20 см друг от друга, каждая вязка состояла из трех-пяти витков корня (другие материалы не использовались), продетых сквозь пару отверстий. Этот способ был распространен в основном в некоторых районах Финляндии и представлен археологическими находками в Кеуру, датируемых XIII в. и в Меркиярви - XVII в.

Первыми центрами цивилизации на Руси были Новгород и Старая Ладога (Алдегьюборг) на реке Волхов, откуда начинался важнейший водный путь - "из варяг в греки". Не удивительно, что археологические раскопки обнаружили там большое количество остатков самых разных судов - от типично варяжских, имевших клинкерную обшивку на железных заклепках, до примитивных плотов. Большинство находок относятся к XI-XIII вв.

Реконструкция лодки северорусского типа «Водлозерки»

Во многих районах Карелии и Архангельской области до сих пор говорят "шить лодку", вместо "строить" или "делать лодку", при этом только пожилые люди помнят, что это выражение когда-то имело прямой смысл. По их словам, последние шитые лодки существовали "до войны", затем мастера перешли на гвозди. Со сменой поколений технология шитья лодки была утеряна. Конструкция же, форма и основные приемы постройки остались прежними. Благодаря этому потребовалось сделать только один шаг - обратный переход с гвоздей на шитье корнями. Опыт постройки лодок на гвоздях к тому времени имелся основательный, а методику шитья очень помогла восстановить находка фрагментов лодочных досок с сохранившимися отверстиями, желобками и остатками стежков. Эти доски уцелели благодаря тому, что были вторично использованы в старых деревенских домах как настил на чердаке.

В этой местности (оз. Водлозеро, восточное Заонежье Карелии) лодки шились еловыми корнями. Этот шовный материал был самым распространенным, поскольку рос непосредственно в верхнем слое лесной подстилки, которая в густом ельнике настолько рыхлая, что корни можно добывать голыми руками. С собой нужно иметь только нож для перерезания; в хорошем месте удается заготовить достаточное количество корней (порядка 100 м) для постройки лодки за один-два рабочих дня. Оптимальная толщина корня должна составлять 1/3-1/2 от толщины обшивки. Поэтому для шестиметровых лодок с толщиной обшивки 15 мм идут корни - без коры - сечением 4-7 мм (с корой их сечение составляет 7-14 мм). Корни превосходно расщепляются вдоль волокон, поэтому слишком толстый корень можно расщепить на две или даже на четыре части. При высыхании корни становятся хрупкими, так что после сбора их надо немедленно очистить от коры и хранить до употребления в ведре со смолой, в крайнем случае с водой. По некоторым свидетельствам, засохшие корни или вицы распаривали перед употреблением в горячей воде. По другим свидетельствам, корни даже кипятили в смоле, что делало их более стойкими к гниению, однако, как показал опыт, при длительном кипячении в смоле они становятся ломкими. А хранение в смоле с непродолжительным кипячением оказалось наиболее удачным вариантом.

После того как очередная доска обшивки ("набой") окончательно подогнана и установлена на свое место при помощи зажимов с клиньями, сквозь перекрывающиеся края досок ("накрой" должен быть примерно 5 см) сверлится зигзагообразный ряд отверстий диаметром около 8 мм на расстоянии 3-5 см друг от друга.

При постройке "внакрой", или "клинкером", корпус сначала делается без шпангоутов ("опруг"), его обводы задаются формой и изгибом досок обшивки. Опруги подгоняются и вставляются, когда корпус почти готов и принял окончательную форму. Таким способом строились суда длиной до 30 м,

Сверлить их надо несколько наискось к поверхности доски с таким расчетом, чтобы изгибы продетого корня были по возможности плавными, без изломов. Затем ножом вырезаются желобки между парами отверстий глубиной 1/3-1/4 толщины набоя, в них будут частично утоплены стежки.

Эти выступающие части стежков - самое уязвимое место: они стираются о камни при вытаскивании лодки на берег, а также изнутри лодки ногами пассажиров. Шитое судно поэтому требует гораздо более осторожного и внимательного обращения, чем построенное на гвоздях.

Корень "завивается" и продевается через несколько отверстий подряд, в первом отверстии он фиксируется забиванием деревянного клинышка. Эти клинышки одновременно играют роль пробок, герметизирующих шов; на Водлозере их делали из ольхи. Затем корень между вторым и третьим отверстиями поддевается специальным Т-образным инструментом, похожим на деревянный молоток, и сильно натягивается. Этим деревянным молотком следует пользоваться как рычагом, упирая его о поверхность доски, при этом благодаря малому трению (просмоленный корень достаточно скользкий) сила натяжения корня многократно складывается на соседних стежках и прижимает набои друг к другу. Паз ("лайна") становится плотным. Удерживая корень сильно натянутым, его закрепляют в следующем отверстии, забивая клинышек-пробку. Таким образом продвигаются вдоль всего шва. Когда корень кончается, конец его просто фиксируется клинышком, а со следующего отверстия начинается новый корень. По прочности такое соединение не уступает соединению гвоздями, но по трудоемкости значительно превышает - за час удается прошить в среднем около метра.

Опишем кратко и другие особенности постройки. Киль ("днище"), вытесанный из елового бревна, соединяется со штевнями (носовой и кормовой "кокорами", или "коржинами") массивным клинообразным замком с деревянными нагелями, так что вся конструкция еще без обшивки обладает достаточной жесткостью, ее можно передвигать и переворачивать с боку на бок.

Довольно редкий случай в судостроении. Обычно соединение киля со штевнями слабое, и при постройке они должны быть укреплены неподвижно на стапелях. Прочность соединению придает обшивка.

Кокоры вытесываются из нижней части ствола ели с большим корнем, отходящим под прямым углом. Из этого корня получается загнутая вверх и назад часть штевня - "коковка". Это характерно для северорусского судостроения и придает судам колоритные "поморские" или "карельские" очертания.

Обшивка может иметь от трех и более набоев, в зависимости от размера лодки. Две водлозерки, реконструированные в 1995-1999 гг., были четырехнабойными. Доски тесались топором. Для этого выбирались прямослойные сосны и кололись вдоль клиньями. Расколоть сосновое бревно можно только пополам. Если ствол имеет длину 12-15 м, он используется "на два подстава" (длина лодки примерно 6 м), так что на четырехнабойную лодку достаточно двух хороших сосен.

Уплотнительным материалом служит белый сфагновый мох. При высыхании он уменьшается в несколько раз в объеме, а в лайнах опять разбухает. Разумеется, лодка должна быть хорошо просмолена и мох в лайнах пропитан смолой.

Для изготовления опруг (реконструированные лодки имели по восемь опруг) используются искривленные части деревьев (если молодая ель или сосна были пригнуты к земле снегом или упавшим деревом, то впоследствии, выпрямляясь, они приобретают дугообразный изгиб в нижней части).

В носу водлозерка имеет клиновидные обводы: носовые опруги делаются из ствола с отходящим прямым корнем. К днищу опруги прикрепляются деревянными нагелями, а к набоям пришиваются корнями (хотя в разных районах традиции отличались, часто опруги скреплялись нагелями и с обшивкой). Для прочности верхние концы опруг стесывались на клин и плотно зажимались между планширным брусом ("бортовой опругой") и последним набоем.

Бортовая опруга вытесывается из молодой гибкой ели диаметром 10-12 см и пришивается изнутри к последнему на-бою. Для уключин ("гребей") на ней оставляются утолщения. Лодки такого размера обычно имели две пары уключин и два сиденья для гребцов ("мостцы"). На корме, как правило, сидел рулевой с рулевым веслом. Имелся и парус со шпринтом ("покосником"); мачта вместе с парусом легко ставилась и убиралась, расположена она была в самом носу - там были прочный "парусовой мостец" с отверстием для нее и выдолбленное в кокоре гнездо - степс.

Водлозерка предназначалась в первую очередь для рыбалки, была удобной и маневренной на веслах, при работе с мережами и сетями. Для транспортировки грузов на Водлозере существовал другой тип лодок - так называемая "килевая лодка", по форме очень близкая к кижанке; благодаря острым обводам в носу и корме и глубокому килю она лучше ходила под парусом.

Всего было сшито две водлозерки: в 1995 г. на самом Водлозере, в рамках культурно-исторической программы Национального парка "Водлозерский", и в 1999 г. в Швеции для музея морской археологии в Фотевикене. Обе лодки показали себя вполне практичными, они эксплуатировались несколько навигаций и разваливаться пока не начали. В целом можно сказать, что шитые лодки почти не уступают привычным современному человеку лодкам на гвоздях; разве что они требуют более аккуратного обращения и регулярного ухода.

Шитая лодка VIII века

В 2000 г. колледжем Седерторнс Хогскола в Стокгольме была предпринята реконструкция лодки, найденной при раскопках захоронения эпохи викингов в Средней Швеции. Находка датируется концом VIII в. и известна как "лодка из Туны в Баделунде".

"Призвание варягов" - Рюрика, Трувора и Синеуса - относят примерно к 860 г Собственно говоря, "русами" сначала называлось возглавляемое ими племя викингов, местность к северу от Стокгольма по сей день носит название Рослаген - что-то вроде "вотчина Россов". Поэтому мы сильно не ошибемся, если сочтем, что в Древнем Новгороде и Старой Ладоге, где по преданию правил Рюрик, было немало лодок сходной конструкции. В захоронении в Туне из Баделунда было найдено значительное количество арабских монет - наряду с "путем из варяг в греки" по территории нынешней России проходил другой важный торговый путь, связывавший Скандинавию с Аравией; он шел по Волге к Каспийскому морю.

При длине более 6 м и ширине более 1.25 м лодка имела только три крупные части. Она представляла собой распаренную и расширенную над огнем долбленку, борта которой нарощены с каждой стороны одним набоем. Конструкция эта была очень распространена во все времена. На севере России такие лодки назывались "осиновками", поскольку долбленое днище делалось из хорошо распаренной и легко расширяющейся осины. Однако лодка из Туны имела днище из сосны, породы более твердой и хрупкой. Технология ее расширения над огнем давно утеряна, и потому потребовалось большое количество экспериментов, прежде чем был достигнут нужный результат.

Днище изготовлялось из сосны диаметром примерно 60 см в комле, но в середине будущей лодки ствол имел диаметр только 45 см. Ствол выдалбливался наподобие круглой трубы с помощью тесла до толщины стенок 13-15 мм. Отверстие сверху, через которое производилось выдалбливание, имело в середине ширину 20 см, его форма в плане напоминала цифру "8" - оно расширялось к оконечностям будущей лодки.

Из литературы известны два способа контроля толщины стенки: первый - по всей наружной поверхности в шахматном порядке сверлятся небольшие отверстия, и в них забиваются деревянные пробки, длина которых соответствует желаемой толщине стенки. Пробки необходимо зачернить смолой или углем, чтобы при выдалбливании они становились видны. Долбить прекращают, когда поверхность сравнивается с торцами пробок. Второй вариант более простой - тонким шилом, длина которого равна желаемой толщине стенки, прокалываются для проверки отверстия. Испробованы были оба способа, и второй найден более практичным для свежей мягкой сосны толщиной до 15 мм. Но сухую, твердую или более толстую стенку тонким шилом проколоть невозможно.


Самый ответственный и трудный момент в постройке такой лодки - расширение днища над огнем. Как выяснилось, простого размягчения древесины под действием горячей воды и пара тут недостаточно. Необходимо выдерживать наружную поверхность над огнем, пока она не высохнет и не начнет обугливаться. При этом она сильно "съеживается", уменьшается в объеме. В то же время внутреннюю поверхность надо постоянно смачивать горячей водой: она разбухает и размягчается. Эти два эффекта - "съеживание" наружных слоев и разбухание внутренних - приводят к тому, что днище стремится буквально "вывернуться наизнанку" без приложения какой-либо внешней силы (подобное явление можно наблюдать, когда какая-нибудь щепка или доска в костре при обугливании начинает вдруг сильно изгибаться и закручиваться в спираль). Ради эксперимента таким способом были сделаны даже доски для набоев - расколотые половинки соснового бревна (диаметром от 40 до 26 см) были выдолблены "желобом" и развернуты над огнем в плоские доски, ширина которых превышала толщину исходного бревна почти в полтора раза.


Ширина готового днища в середине равнялась 1 м, глубина - 20 см (при диаметре исходного бревна 45 см). Главная опасность подстерегает как раз после успешного расширения - при высыхании дерево стремится принять прежнюю форму, коробится и трескается. Расширенные части следует немедленно просмолить, закрепить надежно распорками и оставить для медленного высыхания в затененном и не слишком сухом месте.

Способ шитья при реконструкции этой лодки применялся тот же, что и при строительстве водлозерок, поскольку стежки на оригинальной "лодке из Туны" сохранились плохо и не позволяли увидеть каких-либо отличий. Сечение шовных отверстий и корней было меньше (около 6 мм), в соответствии с меньшей толщиной набоев.

Пять шпангоутов были сделаны из можжевельника - части деревьев с подходящей кривизной подгонялись так, чтобы они входили туго, с изгибом и несколько распирали борта лодки. Крепились они только в нижней части сквозными деревянными нагелями к небольшому накладному фальшкилю, проходившему под днищем.

Верхняя часть бортов и штевни "лодки из Туны" не сохранились, при их реконструкции приходилось руководствоваться сведениями о других археологических находках того периода.

Уключин было сделано две пары, по числу найденных при раскопках сидений, каждая уключина вытесана из части ствола с косо отходящим суком и пришита изнутри к последнему набою. Она, таким образом, одновременно является и частью планширного бруса. Оконечности лодки были выполнены в виде выдолбленных блоков-штевней.

Готовая лодка получилась невероятно тонкой (10-14 мм) и легкой: при длине 6.5 м ее могли поднимать и переносить два человека. С другой стороны, ее прочность не внушала доверия. Казалось, днище вот-вот проломится под ногой. Из-за небольшой ширины (1.35 м) лодка была довольно неустойчивой, "валкой".

Однако уже после нескольких минут эксплуатации обнаружились ее важные преимущества - прежде всего высокая скорость на веслах, около 6 км/ч. Благодаря высокому борту мореходные качества лодки достаточны для больших озер.

В VIII в. сообщение было в основном водным и часто приходилось преодолевать длинные волоки между разными речными системами, а также при обноске порогов. С этой точки зрения требования минимального веса для судна могли быть решающими. К трещинам и повреждениям тонкого корпуса тогда, по-видимому, относились спокойно, как к обычной бытовой неурядице. Лодка из захоронения имела не менее четырех больших трещин на днище, длина наибольшей из них - около 4 м. Они были залатаны тонкими деревянными накладками, пришитыми изнутри корпуса. Все необходимое для такого ремонта - корни и мох - можно было найти в непосредственной близости от места "аварии".

Каяк

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке

Эскимосский каяк

Кая́к или байдарка - тип гребной лодки , одноместные, двух- и даже трёхместные традиционные лодки народов Арктики . Каяк - у эскимосов , байдарка - у алеутов . Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом, за исключением прототипов и немногочисленного количества лодок, собираемых умельцами кустарным способом.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озерам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде (бурноводингу). Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заостренные и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке заимствованного термина «каяк». Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются «байдарка », тогда как в английском все обозначается словом kayak . Кроме того, в русском языке термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки.

Ссылки

  • Разница между каяком, байдаркой и каноэ (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • История Польши
  • Рубакин, Николай Александрович

Смотреть что такое "Каяк" в других словарях:

    Каяк - тип гребной лодки, закрытый вариант каноэ. Широко распространён у народов Арктики (эскимосы, алеуты и др.). Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Основных отличий каяка от каноэ два: на каяке гребут при помощи… … Энциклопедия туриста

    КАЯК - промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими вёслами… … Этнографический словарь

    каяк - каяк, промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Каяк - небольшая промысловая лодка, в прошлом широко распространённая у многих народов Арктики (сохранялась у части канадских и гренландских эскимосов). Решётчатый остов К. делается из дерева или кости и обтягивается сверху кожей морских… … Большая советская энциклопедия

    каяк - 1) гоночная байдарка, используемая для соревнований по водному слалому и сплаву по горным рекам. 2) Одноместная промысловая лодка, распространённая у народов Севера. Набор корпуса делается из дерева или кости, обшивка – из шкур тюленя, моржа,… … Энциклопедия техники

    каяк - а; м. 1. Небольшая одноместная промысловая лодка (в прошлом широко распространена у многих народов Арктики). Карякский к. 2. Лёгкая спортивная одноместная лодка. * * * каяк 1) то же, что спортивная байдарка. 2) Полностью запалубленная промысловая … Энциклопедический словарь


АЛЕУТСКО-КАМЧАДАЛЬСКАЯ БАЙДАРКА

С давних времен коренные жители Аляски использовали в качестве охотничьей лодки одно-, двух- и трехместные байдарки. Эти очень надежные, практически непотопляемые лодки не требовали при изготовлении специальных материалов.

Каркас байдарки собирался из еловых брусьев, скрепленных между собой жилами нерпы. Для обшивки использовали тюленьи шкуры. В верхней (палубной) части обшивки оставляли овальные отверстия - люки для гребцов-охотников. Одетый в непромокаемую куртку охотник, усевшись в такой люк, туго стягивал края отверстия вокруг пояса и как бы сливался в единое целое со своей байдаркой.

Таким образом лодка становилась водонепроницаемой. В случае опрокидывания байдарки достаточно было одного удара весла, чтобы поставить ее "на ровный киль". На таких байдарках алеутские охотники промышляли морскую выдру - калана и нерпу.

Обычно для охоты на калана в море выходило до полутора десятков двухлючных байдарок. Экипаж лодки состоял из охотника, вооруженного стр€елками (метательное орудие наподобие гарпуна), и гребца. Тот, кто первым замечал плывущего зверя, подавал знак, подняв вверх весло. По этому сигналу все байдарки окружали калана плотным кольцом, и охотники принимались метать стрелки. Согласно существовавшему обычаю добытый зверь доставался охотнику, который ранил его первым.

Нерпу алеуты добывали сеткой, сплетенной из жильных ниток, и оснащенной сверху деревянными поплавками, а снизу - камешками-грузилами. Обнаружив на берегу залива или бухты спящих нерп, ловец пересекал на байдарке устье залива, раскидывая следом за собой сеть. Установив таким образом снасть, он принимался громко кричать. Напуганный зверь бросался в воду и запутывался в сети.

ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ ПИРОГА Лодка, используемая жителями южного полушария, прообраз современного судна-катамарана - полинезийская каноэ - состояла из двух пирог, соединенных общим дощатым помостом.

Корпуса пирог делались наборными из древесины тика. К массивному брусу (килю) крепились ребра (шпангоуты). Обшивку каркаса производили пригнанными друг к другу досками, сшивали их бечевкой из растительного волокна, а щели замазывали смолой, добытой из стволов хлебного дерева. Помост, соединявший корпуса лодок, выступал за борта примерно на один метр. Посредине помоста-палубы часто устанавливали рубку, взобравшись на которую можно было наблюдать за ходом пироги, а во время охоты на черепах - следить, куда они перемещаются.

Пирогу оснащали косоугольным парусом и управляли тяжелым семиметровым кормовым веслом. Такое судно использовали островитяне в качестве транспортного средства и для охоты на акул.

Акулье мясо считалось у полинезийцев лакомым блюдом, без которого не обходился ни один праздник. За акулами на пироге обычно отправлялись три-четыре охотника, захватив с собой мясо для прикормки и длинную прочную веревку. Заметив среди коралловых рифов прожорливую хищницу охотники бросали ей несколько кусков мяса. Как только утолившая голод акула устраивалась отдохнуть на песчаном дне, один из охотников, сделав на конце веревки скользящую петлю, бесшумно нырял. Приблизившись к хищнице, он набрасывал ей на хвост петлю и быстро всплывал. Когда охотник оказывался в пироге, все трое разом тянули за веревку и поднимали акулу на палубу.

Случалось, акула заляжет под скалой в каком-нибудь углублении, да так, что только одна зубастая голова виднеется. Но это не пугало смелого охотника. Он нырял и принимался слегка постукивать акулу деревянной колотушкой по голове. Сытой акуле хотелось полежать, но ей мешали. Тогда она разворачивалась, прятала голову и выставляла хвост. А этого только и надо было охотнику. Он подводил петлю, поспешно всплывал, и через несколько минут добыча была уже наверху.

Полинезийская пирога отличалась от прочих лодок, бороздивших южные моря, высокими мореходными качествами. При попутном ветре она получала ход, не уступающий по скорости современным моторным лодкам.

Лучшие статьи по теме