Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • Современные зоологи. Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи. Дикие и домашние животные

Современные зоологи. Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи. Дикие и домашние животные

Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов (земноводных и пресмыкающихся) И рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Этот труд был написан во второй половине IV в. до н. э. на древнегреческом языке, а впервые переведен на русский язык и издан в России ТОЛЬКО в 1996 г.

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Важное значение для изучения простейших имело изобретение микроскопа. Искусство шлифовать линзы было известно давно. Неоднократно пытались рассматривать мелкие объекты при помощи нескольких линз. Наибольшего успеха добился голландец Антони ван Левенгук (1632-1723). Его конструкция микроскопа была наиболее удачной. Он открыл и описал неизвестный тогда ученым Мир простейших животных. Приезжал к Левенгуку и Петр I с целью увидеть «тайны природы».

Число изученных организмов стало так велико, что необходимо было их классифицировать. Предлагались разные классификации растений н животных.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Большое значение для изучения животного мира России имели экспедиции, организованные Академией наук, созданной и 1725 г. по указанию Петра I.

Русский академик П.С. Паллас (1741-1811) совершил экспедиции в Поволжье, на Урал, юг Сибири, исследовал Прикаспийскую низменность, Северный Кавказ, Крым. Используя сведения собственных и других академических экспедиций, Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором были описаны все известные к тому времени позвоночные животные России.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетня - 400 тыс., а сейчас известно более 1 млн видов.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая паука, имеющая важное значение. Она продолжает успешно развиваться.

Современная зоология - это обширный комплекс научных дисциплин, посвященных всестороннему изучению животных. Исследования более общего характера относятся к проблемам эволюционной морфологии и систематики животных, зоогеографии суши и Мирового океана, экологии.

XX в. ознаменовался в зоологии сенсационным открытием - находкой живой кистеперой рыбы - латимерии (1938), подтвердившей существование переходного звена между рыбами и земноводными. Международный зоологический конгресс в Лондоне (1958) отнес также к центральным событиям в зоологии изучение моллюска Neopilina и обоснование нового типа погонофор.

Теоретическую основу зоологии XX в. составляют принципы, заложенные в «Происхождении видов» Ч. Дарвина и развитые в «Морфологических закономерностях эволюции» А. Н. Северцова (1931; на русском языке - 1939), в работах по систематике животных Э. Майра, в трудах по эволюционной теории И. И. Шмальгаузена. Крупными теоретическими обобщениями XX в. являются также сформулированные В. А. Догелем принципы олигомеризации у Metazoa и полимеризации у Protozoa.

Следует учитывать еще одно важное направление зоологии. В XX в. в связи с интенсивным промышленным развитием и сильно возросшим антропогенным воздействием на природные комплексы приобрела особую остроту проблема охраны природы, в том числе ее наиболее уязвимого

Зоология XX в. опирается на прочный фундамент эволюционной теории. В ней господствует исторический подход к разрешению общих вопросов, ставятся и решаются проблемы филогении.

Слайд 2

«зоология» (в переводе с греческого) учение животное зоон- логос- Что такое зоология?

Слайд 3

Изучает многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. ЗООЛОГИЯ - наука о животных.

Слайд 4

Зоология – система наук о животных Этология Зоогеография Энтомология Ихтиология Орнитология Палеозоология Зоология связана и с другими биологическими науками, медициной, ветеринарией, сельским хозяйством, с производственной деятельностью человека и охраной животных.

Слайд 6

Зоогеография - наука о распространении животных

Слайд 7

Энтомология - наука, изучающая насекомых

Слайд 8

Ихтиология - наука, изучающая рыб

Слайд 9

Орнитология - наука, изучающая птиц

Слайд 10

Палеозоология

Наука, исследующая ископаемые формы животных и их изменения в процессе исторического развития

Слайд 11

Изображения страусов, быков, жирафов и пастухов с луками Вереница быков Лошадь Олень Буйвол Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку

Слайд 12

Основоположник науки зоологии, Сделал первую попытку классификации животных, Подробно описал строение, образа жизни и распространение более 400 видов животныхв своих сочинениях «История животных», «Возникновение животных», «О частях животных». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Как наука зоология зародилась в Др. Греции и связана с именем Аристотеля

Слайд 13

Зоология в средние века Общий упадок науки в средние века отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь кое-где в монастырях. Немногочисленные сочинения этого времени, касающиеся зоологии, не имеют научного значения. После ХIII в. наступает период затишья, но выдающиеся сочинения переводятся на различные языки; основываются многочисленные университеты в XIV в., книгопечатание облегчает распространение сочинений по естествознанию, образуются ученые кружки, предшествующие научным обществам.

Слайд 14

Зоология в эпоху Великих географических открытий А.В.Левенгук(1632-1723) М.Мальпиги (1628-1694) У.Гарвей (1578-1657)

Слайд 15

В стройную систему знаний зоология оформилась к концу 18 века Ж.Б. Ламарк (1744-1829) Ч. Дарвин (1809-1882) К. Линней (1707-1778) Ж. Кювье (1769-1832)

Слайд 16

И. Мечников (1845-1915) А. О. Ковалевский (1840-1901) А. Н. Северцев (1866-1936) К. Бэр (1792 -1876) И. И. Шмальгаузен (1884-1963) Большой вклад в развитие отечественной зоологии внесли:

Слайд 17

В наше время известно около 2 млн. видов животных

Слайд 18

Животные населяют все среды жизни Наземно-воздушная среда Водная среда Почвенная среда Организменная среда

Слайд 19

Животные разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам,образу жизни.

Слайд 20

Животные, как и растения и все другие живые организмы имеют общие признаки:

Клеточное строение Рост Развитие Питание Дыхание Размножение

Слайд 21

Чем животные отличаются от растений?

Слайд 22

Сравнительная таблица растений и животных

  • Слайд 23

    1. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки

    Строение клетки животного Строение клетки растения

    Слайд 24

    2. Животные питаются готовыми органическими веществами

  • Слайд 25

    3. Животные могут активно передвигаться

  • Слайд 26

    4. Способны воспринимать раздражения и реагировать на них

    Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

    Задачи:

    Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

    Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

    Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

    Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

    Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

    Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

    Планируемые результаты

    Предметные

    Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

    Метапредметные УУД

    Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

    Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

    Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

    Личностные УУД

    Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Основные понятия

    Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

    Ресурсы

    Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

    Хостинг презентаций

    Зоология - это один из основных разделов биологии, изучающий животных, строение, их разнообразие и особенности жизнедеятельности.

    Он посвящен исследованию их распространения, значению животного мира для человеческого рода и мира природы, их индивидуальному и эволюционному развитию.

    Современная зоология

    Зоология является системой различных наук о животных. В нее входят анатомия - наука, посвященная внутреннему и внешнему устройству отдельных организмов. Наукой, изучающей ископаемых и трансформации, произошедшие с ними в процессе эволюционного развития, называют палеонтологией .

    Физиология - наука о функционировании клеток, системах органов и в частности - организма. Одной из значимых зоологических наук является экология , посвященная взаимоотношениям представителей животного мира между собой и иными организмами. Экология изучает влияние животных на окружающий мир: их взаимоотношения со средой обитания.

    Предметом исследования зоологии являются все животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; в зоологии принято рассматривать животных отдельными группами - поэтому для них созданы специальные разделы.

    Разнообразие животных

    Животные населяют самые разнообразные места нашей планеты. Они освоили почвенную среду: степи, поля и леса, обитают и в наземно-воздушной среде, их можно встретить в океанах и морях, озерах и реках.

    Встречаются животные, выбравшие своим местом обитания организм человека или животного, существуют и те, что обитают в растениях.

    Значение животных

    Есть животные, роль которых исключительно положительная и для природы, и для жизнедеятельности человека. Например, опылители растений: пчелы, мухи, жуки и бабочки. Приносят пользу и птицы - они переносят семена растений на дальние расстояния.

    Существуют животные, которые наносят вред растениям: гусеницы могут нанести вред листьям и почкам, а саранча способна полностью уничтожить урожай людей.

    Дикие и домашние животные

    Дикие животные имеют большое значение для человека. Охота на диких животных приносит белковую пищу, что важна для полноценного пропитания. Вылов рыбы и морских зверей тоже необходимы для обеспечения едой человеческий род.

    Домашние животные важны в качестве производителей продуктов питания для людей. Яйца, молоко, мясо, мед - все это мы получаем благодаря одомашниванию крупного и мелкого скота, содержанию плеч.

    Производство кожи, шерсти и пуха тоже связано с животными.

    Выдающимся событием в процессе исторического развития человека было одомашнивание собаки, предком которой считается волк. Это произошло около 10 тыс. лет тому назад. Сейчас собаку принято считать верным другом человека.

    Для развития сельскохозяйственной деятельности важным событием было одомашнивание лошадей. Эти животные - незаменимые помощники людей.

    Сходство и различия животных

    Животных, как и други живых организмов, принято различать по определенным особенностям: строение клетки, по возможностям питания, дыхания, размножения, выделения, развитию и росту.

    Главным отличием животных от растений является отсутствие твердой целлюлозной оболочки. Животные - потребители готовых органических веществ. Для них характерно активное движение, благодаря которому они способны сами добивать себе пропитание. Также животные отличаются особенностью замечать раздражителей и реагировать на них.

  • Лучшие статьи по теме