Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • Созидать значение слова. Созидательный подход в достижении целей Почувствуйте зарождение идеи

Созидать значение слова. Созидательный подход в достижении целей Почувствуйте зарождение идеи

Если вы задались вопросом о том, что такое созидательная деятельность, то в первую очередь необходимо обратить внимание на ключевое слово "созидать". В. Даль трактует его как "создавать что-либо".

Однако под созидательной деятельностью ошибочно понимать вырезание снежинок из книжных листов или лепку ежиков из пластилина. Все, что относится к этому понятию, должно не только иметь творческую, техническую, культурную или научную основу, но и приносить пользу, наслаждение или благо обществу либо отдельной группе лиц.

Созидателем может быть как творец (человек с исключительными интеллектуальными или творческими способностями), так и обычный человек, создающий полезные блага для общества.

Давайте познакомимся с известными примерами созидательной деятельности человека.

Изобразительное искусство

Картины как предмет изобразительного искусства - это созидательная деятельность художника. С помощью красок и кистей он превращает пустой холст в настоящий шедевр. Этим и занимался, например, Илья Репин, написавший картину "Бурлаки на Волге".

Скульптура

Результат скульптурного искусства. Работы по созданию лиц четырех американских президентов велись на протяжении 14 лет под руководством Джона Гутзона Борглума.

Технологии

Стив Джобс большую часть своей жизни занимался созидательной деятельностью в сфере высоких технологий. Результат его работы - легендарная компания Apple, получившая наивысшую оценку от экспертов IT-индустрии.

Медицина

В 1922 году Фредерик Бантинг и Чарльз Бест спасли умирающего от диабета мальчика с помощью первой в мире дозы синтезированного инсулина.

С этого момента все люди в мире, страдающие диабетом, смогли вести полноценную жизнь. Несомненно, такое лекарство - одно из величайших и полезных достижений в обществе.

Литература

9 марта 2018

Если вы задались вопросом о том, что такое созидательная деятельность, то в первую очередь необходимо обратить внимание на ключевое слово "созидать". В. Даль трактует его как "создавать что-либо".

Однако под созидательной деятельностью ошибочно понимать вырезание снежинок из книжных листов или лепку ежиков из пластилина. Все, что относится к этому понятию, должно не только иметь творческую, техническую, культурную или научную основу, но и приносить пользу, наслаждение или благо обществу либо отдельной группе лиц.

Созидателем может быть как творец (человек с исключительными интеллектуальными или творческими способностями), так и обычный человек, создающий полезные блага для общества.

Давайте познакомимся с известными примерами созидательной деятельности человека.

Изобразительное искусство

Картины как предмет изобразительного искусства - это созидательная деятельность художника. С помощью красок и кистей он превращает пустой холст в настоящий шедевр. Этим и занимался, например, Илья Репин, написавший картину "Бурлаки на Волге".


Скульптура

Гора Рашмор - результат скульптурного искусства. Работы по созданию лиц четырех американских президентов велись на протяжении 14 лет под руководством Джона Гутзона Борглума.


Технологии

Стив Джобс большую часть своей жизни занимался созидательной деятельностью в сфере высоких технологий. Результат его работы - легендарная компания Apple, получившая наивысшую оценку от экспертов IT-индустрии.


Медицина

В 1922 году Фредерик Бантинг и Чарльз Бест спасли умирающего от диабета мальчика с помощью первой в мире дозы синтезированного инсулина.


С этого момента все люди в мире, страдающие диабетом, смогли вести полноценную жизнь. Несомненно, такое лекарство - одно из величайших и полезных достижений в обществе.

Литература



Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное
Разное
Кофе из сказки: в Шанхае подают напиток под маленьким сладким "облаком"

1

Статья посвящена анализу категории «созидательная активность будущего социального педагога», актуальность формирования которой определена потребностями развития педагогической практики вузов. Автор считает, что формирование «созидательной активности» студента может являться основой его успешного включения в социально значимую деятельность. В статье представлена характеристика понятия и содержания созидательной активности будущего социального педагога, выделены ее компоненты и критерии. Компонентами созидательной активности, по мнению автора, являются мотивационный, когнитивный и рефлексивный. К критериям автор относит мотивацию к созидательной творческой деятельности, наличие творческого продукта как результата творческой деятельности и рефлексию. В статье описаны уровни сформированности созидательной активности студентов (репродуктивный, продуктивный, творческий).

созидательная активность

будущий социальный педагог

творческий продукт

социально-значимая деятельность

1. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. – Т. 1. – 890 с.

2. Залуцкая С.Ю. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения: на материале преподавания литературы: дисс. канд. пед. наук. – Якутск, 1995. – 170 с.

3. Игумнова Е.А. Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета: отчет о науч.-исслед. работе. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. – 126 c.

4. Кошкина М.В. Экономические основы творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства: монография. – Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2010. – 214 с.

5. Лучкина Т.В. Развитие творческого потенциала молодого учителя современной школы России // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 21–29.

6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М. : ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.

7. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб. : Питер, 2006. – 1096 с. : ил.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. – М. : АСТ, 2006. – 571 с.

В настоящее время важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки. Актуальность проблематики формирования созидательной активности личности студента вуза определена потребностями развития педагогической практики высших учебных заведений, ориентирующихся на подготовку выпускников к активной и эффективной жизнедеятельности в условиях динамичного развивающегося социума. Современная высшая школа призвана не просто обеспечить студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития его созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной в постиндустриальном обществе.

Целью данной статьи является раскрытие содержания категории «созидательная активность будущего социального педагога», формирование которой, на наш взгляд, может являться основой успешного включения студента в социально значимую деятельность.

Раскрывая понятие «созидательная активность будущего социального педагога», необходимо обратиться к определениям понятия «активность», раскрываемых в психологии и педагогике.

В психологии активность рассматривается как социально признанное, целенаправленное поведение, результатом которого являются социально полезные изменения . Наличие активной жизненной позиции, по мнению А.Г. Асмолова, является атрибутом личности. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В.А. Петровский рассматривает активность как высшую форму развития деятельности. Раскрывая проблемы личности, ученый вводит понятие неадаптивной (надситуативной) активности, определяя ее как способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности. «Неадаптивная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности» . Быть активным, по мнению Э. Фромма, значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, это значит обновляться, расти, испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо. При этом Э. Фромм вводит понятие продуктивной активности: «это состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с «взращиванием» своих возможностей» .

В педагогике активность рассматривается как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта. Способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение . В педагогике ученые изучают различные виды активности (познавательная, социальная, учебная, организационная) в отношении различных субъектов образовательного процесса - учащихся, студентов, учителей. В.А. Сластенин указывает, что в профессиональном становлении педагога необходим такой уровень внутренне детерминированной активности, при которой педагог оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Г.И. Щукина и Т.И. Шамова, изучая познавательную активность, считают активность предпосылкой и результатом развития человека (Г.И. Щукина) и качеством личности, проявляющимся в отношении к содержанию, процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения (Т.И. Шамова). Н.В. Чекалева определяет активность как целеполагание в учебной деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, активность проявляется в творческом прогнозировании результатов деятельности. Творчество также рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию. Оно проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.

Изучая проблему развития творческого потенциала молодого учителя современной школы России, Т.В. Лучкина указывает, что творческая активность молодого учителя может служить одним из критериев его внутренних резервов . Значимым для нас является тот факт, что развитие творческого потенциала студента будет более продуктивным, если он успешно включится в творческую социально значимую деятельность, проявляя свою активность.

Овладение знаниями об активности для педагогики является важным, потому что это фундаментальные факторы развития и формирования человека (у нас - будущего социального педагога), которыми оказывается возможным управлять, использовать в качестве педагогического инструмента, педагогического средства. Приведенные определения и характеристика активности в психологии и педагогике показывают, что это широкое, многоаспектное, многогранное явление, охватывающее все сферы общества, поскольку все они заключают в себе деятельность людей и их активность.

Качественным определением анализируемого понятия является определение «созидательный». Категории «созидание» и «созидательность» в целом отражают, что это творческая деятельность, завершающаяся созданием некоего продукта. В понятии «созидание» имеется конструктивный, созидательный контекст - творение. Человек удовлетворен только в том случае, если есть акт творения своей жизни и различных ее сторон, акт творения окружающей жизни - со-зидания, если есть активная созидательность самого субъекта. Отсюда интегральной характеристикой человека-созидателя является значительная творческая и созидательная активность.

Феномен «созидательной активности» в научной литературе разработан недостаточно. Рассматривая творческие способности учащихся, С.Ю. Залуцкая указывает на то, что «созидательная активность юношества представлена двумя основными параметрами: самостоятельностью, понимаемой как способность и мотивацию к самостоятельному действию, и кооперацией, понимаемой как способность и мотивацию к солидарному действию и оказанию помощи партнерам» . В данной характеристике значимым для нас является наличие мотивации к созидательной творческой деятельности.

М.В. Кошкина, опираясь на определение творческой энергии (О.Н. Мельников, В.Г. Ларионов), определяет творческую (созидательную) активность как «внешнее проявление интеллектуально-духовных способностей индивида в период целенаправленного применения его интеллектуально-духовных ресурсов в целях создания творческих интеллектуально-духовных продуктов» . В рамках нашего исследования результатом проявления созидательной активности будущего социального педагога является конкретный конечный результат - творческий продукт (социально значимый проект).

Е.А. Игумнова с соавторами выделяют созидательную активность личности, суть которой «в осознанном и целенаправленном участии человека в общественных преобразованиях и личностном самосовершенствовании» . В нашем случае это участие в социально значимых проектах, а также в самосовершенствовании будущего социального педагога посредством рефлексивной составляющей созидательной активности.

Анализ имеющихся определений категории «созидательная активность» позволяет выделить следующие критерии созидательной активности будущего социального педагога: мотивация к созидательной творческой деятельности; наличие творческого продукта как результата творческой деятельности; рефлексия.

Мы рассматриваем созидательную активность будущего социального педагога как профессионально-личностное образование и считаем ее формой проявления надситуативной активности личности в контексте анализа социально значимой деятельности, поскольку созидательная активность - это, собственно, активность субъекта, выходящего за рамки ситуации, ее ограничений. То есть это способность личности действовать, превышая «пороговые требования» ситуации, что проявляется в готовности к поиску вариантов решения какой-либо ситуации или задачи, предпочтении сложностей и нахождении привлекательности в трудностях, умении находить оригинальные решения, потребности в самостоятельной деятельности.

Учитывая созидательный потенциал профессии социального педагога и активный характер социальной помощи, считаем, что формирование созидательной активности будущего социального педагога выступает одним из условий профессионального становления специалиста.

Характеризуя созидательную активность будущего социального педагога, мы выделяем ее мотивационный, когнитивный и рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное побуждение к будущей профессиональной социально значимой деятельности, к собственному развитию в процессе профессиональной подготовки. Когнитивная составляющая созидательной активности будущего социального педагога имеет отношение к значимой для студента социальной деятельности, включает в себя знания об обществе и самом себе в обществе, умение их интегрировать. Проявление студентом - будущим социальным педагогом созидательной активности в различных видах деятельности предполагает наличие соответствующих им и поэтому также различных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций. Третьей и последней составляющей созидательной активности будущего социального педагога является рефлексивная, характеризующая познание и анализ явлений собственного сознания и деятельности. Здесь стоит отметить, что задача формирования и развития рефлексивных навыков в настоящее время рассматривается как одна из главных линий модернизации образования.

На констатирующем этапе проводимого исследования по изучению условий формирования созидательной активности будущего социального педагога в образовательном пространстве вуза была проведена диагностика студентов социального факультета педагогического университета. Были подобраны диагностические методики (диагностика мотивации по методике ТАТ (модификация Х. Хекхаузена), «Уровень проектных умений», «Самоопределение творческого потенциала личности», «Насколько Вы ответственны», «Готовность к саморазвитию» и др.), позволяющие выявить уровень сформированности созидательной активности студентов: репродуктивный, продуктивный и творческий. Представим характеристику данных уровней.

Студенты репродуктивного уровня проявляют интерес лишь к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Не связывают собственное участие в социально значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением. К продуктивному уровню относятся студенты, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов поведения, а также наличием мотивов долга и ответственности. Осознают собственное участие в социально значимой деятельности как способ включения в жизнь учебного заведения. Деятельность студентов творческого уровня внутренне мотивированна: собственное развитие в процессе деятельности, действие с другими и для других; характеризуется творческой созидательной активностью, которая предполагает стремление к теоретическому осмыслению получаемой информации, самостоятельному поиску решения проблем, к деятельности и инициативности. Они не только соотносят характер своего участия в социально значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением, но и рассматривают его как способ повышения конкурентоспособности, саморазвития, самореализации. Выявленные уровни сформированности созидательной активности будущих социальных педагогов позволяют нам индивидуализировать процесс включения студентов в социально значимую деятельность.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению сущности созидательной активности будущего социального педагога позволил нам дополнить новыми характеристиками категорию «созидательная активность». На наш взгляд, это: профессионально-личностное образование; форма проявления надситуативной активности; социально значимые действия; внутренняя готовность к выполнению будущей профессиональной деятельности; творческое отношение к социально значимой деятельности; энергичная самодеятельность, направленная на преобразование действительности и самого субъекта социальной работы; рефлексивная активность.

Рецензенты:

  • Бордонская Л.А., д.п.н., профессор кафедры физики, теории и методики обучения физике Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Клименко Т.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Жеребятникова Г.В. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5334 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Созидательная деятельность - это когда Вы приносите людям подлинную благость: материальную, техническую, сподручную, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее. То есть если Вы способствуете оздоровлению или насыщению тела человека без каких-либо разрушительных эффектов в этом плане, то есть без вредных химических веществ, без употребления мясной пищи, без принятия наркотических, алкогольных и курительных веществ, Вы занимаетесь созидательной деятельностью. Если Вы с благими намерениями помогаете в ремонте и обслуживании технических устройств, их улучшении и модернизации, настройке, обслуживании, разрешении проблем и неполадок в компьютерных и технических системах, чините сломавшуюся аппаратуру или любые предметы быта, занимаетесь строительством домов, изобретением вспомогательных изобретений и средств, созданием и распространением различных необходимых для применения в жизни предметов быта, которые только не предназначены именно для использования в плане отрицательного характера, например, охотничьи ружья, взрывоопасные вещества, наркотики, то это тоже является проявлением с Вашей стороны созидательной деятельности, но некоторые люди могут впоследствии направить оказанную Вами помощь, отремонтированные Вами технику, приборы, бытовые средства во вред себе или другим, то есть отрицательным образом. Но это уже будет способствовать наработке отрицательной кармы ими самими, а не Вами, если Вы им помогали с добрыми намерениями, а не в плане каких-то отрицательных мотивов. Если Вы способствуете повышению духовности людей, наработке их душой положительных качеств, Вы таким образом совершаете еще более благую созидательную деятельность, это могут быть гуманитарии разных профессий, проповедники духовности, несущие людям Свет Истины Высших Знаний, энергодуховные целители, оказывающие людям всевозможную помощь и поддержку, психологи, проводящие семинары йоги, духовные практики, занимающиеся разного рода видами творчества, которое приносит душе положительные и возвышающие душу энергии, пробуждает и расширяет их сознание определенным образом, вызывает у них чистые и светлые чувства и эмоции, это могут быть художники, певцы, музыканты, лирики и другие. Если же Вы способствуете определенным образом разрушениям тела и души людей, принесением им определенного физического, психического, душевного или духовного вреда, то Вы занимаетесь разрушительной деятельностью. К ней относится производство алкоголя, табака, наркотиков, оружия, порнографии, всяких содержащих вредные химические вещества продуктов, насаждение низкой морали и нравственности, показ фильмов и передач, пропагандирующих жестокость, насилие, аморальное поведение, низкая и грубая музыка, вроде техно, металла, рэпа, панк-рока, распространение вредных для здоровья продуктов и лекарств, отравление и засорение природы злокачественными химическими и прочими излияниями, загрязнение атмосферы в самих городах от промышленных отходов и транспортных средств, насилие и убийство живых существ, проповедование средствами массовой информации ложных ценностей, предпочтений, устремлений, образа жизни, способствование зачерствлению людей, набору их душами темноотрицательных энергий, это всевозможное завлечение людей материальными ценностями, карьерным ростом, соперничеством, запудривание и забивание их голов всякими жесткими деловыми, юридическими, формальными законами и правилами, борьбой за выживание и место под солнцем, чтобы у всех в глазах были только деньги, чтобы молодежь привлекали всякие низконравственные развлечения, чтобы речь у них была сквернословной, чтобы все думали как бы побольше заработать, нажить побольше всякого добра для себя, всякие шаблонизирующие ум и мышление убеждения, да большинство профессий, существующих сейчас в мире, являются несущими разрушение и большинство людей сейчас занимается именно разрушительной, а не созидательной деятельностью. Например, продавцы, повара, официанты, где людей подчуют алкоголем, мясосодержащей пищей, химически вредными продуктами, занимаются разрушительной деятельностью, потому что это несёт как вред для здоровья, так и для души, а также нарабатывает отрицательную карму для всех принимающих в этом участие, или привести в пример разработчиков большинства компьютерных игр, где присутствуют элементы жестокости, насилия, безнравственности, алчности, пагубного влияния на психику, здесь просто пиршество процессов разрушения и соответствующие последствия как для душ разработчиков, так и для заядлых игроков, в которых просто хлещут, бурлят и переполняют отрицательные энергии. Чтобы Ваша деятельность была созидательной, она должна способствовать истинному благу для людей в любом отношении, и в материальном, и в физическом, и в психическом, и в моральном, и в нравственном, и в духовном. Задумайтесь над тем, чем Вы занимаетесь по роду своей деятельности, что Вы этим несёте людям: энергии созидания или разрушения. Может Вам следует поменять свою работу, чем Вы измените баланс между протекающими в мире созидательными и разрушительными процессами, а также измените свою собственную полярность в плане Вашей профессиональной деловой направленности. Вам стоит хорошо задуматься в этом отношении, потому что от этого во многом зависит как жизнеуклад данного мира, так и Ваше собственное становление души.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Пойми, как устроена вселенная, и действуй по ее правилам. Роберт Фритц, который занимается изучением структурной динамики в области творчества и в сфере его применения в бизнес-среде, говорит о том, что творчество является окном во вселенную. Вместо того чтобы плыть по течению, можно действовать и творить. Из этой статьи вы узнаете, как претворять в жизнь важные для вас идеи с помощью созидания.

Созидательный подход

Цель созидательного подхода - преодолеть автоматизм мышления и выработать альтернативные решения. Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить - означает привносить в мир нечто новое. Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить - у вас есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались? Созидатель всегда сосредоточен на том, что хотел бы принести в мир.

Первобытные племена, живущие в джунглях, считают пролетевший самолет чудесным знамением. Самолеты для них - если не боги, то колесницы богов. Неизвестное часто кажется непостижимым. Из-за нехватки информации творчество воспринимается как дело мистическое - точно так же обитателям джунглей не хватает познаний в области современной авиации. В действительности созидание - это навык, который можно приобрести и развить, как любой другой: упорными тренировками. Чтобы стать творцом, надо регулярно творить.

Алгоритм достижения целей в режиме созидателя

Ниже описаны основные шаги любого созидателя. Возможно, некоторые навыки у вас есть, а другие могут даваться нелегко.

Представьте себе итог, которого хотите добиться

Вначале у созидателей возникает замысел. Иногда это просто абрис, а иногда - нечто конкретное. Понять, что тебе нужно, - настоящее искусство. Система образования не учит разбираться, чего мы хотим от жизни. Нас натаскивают на выбор «правильного варианта» из ограниченных возможностей, которые предлагает жизнь. Этот скудный ассортимент имеет мало общего с нашими подлинными стремлениями, и многие начинают сомневаться в своих желаниях. До изобретения аэроплана, парового двигателя и телефона ученые полагали, что это невозможно.

Ответьте на вопрос: чего я хочу? Попробуйте задать себе этот вопрос в разных ситуациях. Если вы привыкнете размышлять над ним, у вас выработается инстинкт и вы сможете не задумываясь определять, чего хотите. Каждый раз, когда почувствуете себя сбитыми с толку, задайте себе этот вопрос и ответьте на него. Многое прояснится.

Сформируйте видение

У китайцев есть поговорка «одна картина стоит тысячи слов». Творческая личность умеет нарисовать в уме то, что хочет создать. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, из которых состоит видение - все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Не берите в расчет все, что было в прошлом, сфокусируйтесь на том, что хотите увидеть воплощенным в жизнь. Начните с нуля, с пустого поля. Вообразите результат. Попробуйте добавить элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи, вблизи, издалека. Так, меняя угол зрения, вы будете накапливать все больше знаний о том, что хотите создать. Задача в том, чтобы нарисовать в голове несколько картинок желаемого. Затем попытайтесь описать их словами.

«Это невероятный человеческий дар - видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало». Роберт Фритц

Не думайте о процессе реализации

Если пытаться решить, чего хочешь, исходя из того, как будешь этого достигать, то ограничишь способность к определению желаемого результата. Так вы сводите все к тому, что умеете делать или знаете, как оно делается. Но творческий процесс полон открытий того, чего вы не знаете - пока что . Поэтому пока сосредоточьтесь только на цели.

Сделайте выбор

Сначала вы осматриваете идеи и пробуете их на зуб. Так вы накапливаете знания о том, что вам нравится, а что нет. После этого вам нужно сделать свой выбор, отсеить варианты, чтобы в итоге остановиться на чем-то одном. Великие творцы знают, от чего стоит избавляться и чего избегать.

Чем больше практиковаться в принятии решений, тем больше вырабатывается инстинкт правильного выбора, ведущий к реализации творческих планов. Как вы думаете: у кого больше шансов на успех - у того, кто остерегается принимать решения, или у того, кто смог развить в себе чутье на правильный выбор? Придайте выбору официальную форму, произнося слова: «Я выбираю…». Не обязательно говорить слова громко, скажите их про себя. Облекая видение в вербальную форму вы придадите ему конкретность и мобилизуете энергию. Выбор результата - мощная сила.

Почувствуйте зарождение идеи

Зарождение - особый этап творческого процесса. Главное, что отличает его, - невероятная энергетика, которой характеризуется новое начало. Вы ведь переживали прилив энергии, когда приступали к новому проекту, начинали новое исследование или когда встретили свою вторую половинку? Композитор Роджер Сешенс описывает зарождение как «импульс, который приводит механизм творчества в движение». Для кинорежиссера Альфреда Хичкока этап зарождения фильма представлял самую «сладкую» часть кинопроцесса.

Определите, что уже сделано

Рисуя картину, художник должен понимать, сколько он уже сделал и на какой стадии его работа. Это очень важно. Если он не отдает себе отчета в том, что успел создать, то не может добавлять новые мазки или менять нарисованное. Сознавать, на какой ты стадии, - тоже искусство. Это не так просто, ведь мы воспринимаем действительность субъективно. Поэтому важен следующий этап.

Осознайте реальность

Многим приходится привыкать к реальности. Можно лгать себе, придумывать объяснения. Но по мере того как учишься созиданию, приобретаешь способность говорить себе правду. Хороша она, плоха или тебе безразлична - ты хочешь ее знать. Правда делает нас свободными и помогает творить. Только осознав и приняв факты реальности, мы сможем воспользоваться силой структурного напряжения.

Цените структурное напряжение

Расхождение между тем, чего вы хотите, и тем, что у вас есть в текущий момент, формирует самый важный элемент в творческом процессе: структурное напряжение . Созидатели не просто терпят расхождения - они ценят их и стимулируют. Расхождение содержит энергию, помогающую творить. Вы как творец можете научиться создавать напряжение даже в нежелательных ситуациях и удерживать его до тех пор, пока оно не разрядится естественным для себя образом.

Направьте энергию напряжения в нужное русло

Напряжение стремится к разряжению. Вы как созидатель создаете напряжение, используете его, управляете им и высвобождаете его, посылая в выбранном вами направлении. Движение вызывает еще более активное движение. Даже если вы двигаетесь в неверном направлении, вам будет проще изменить курс и развернуться в сторону результата, чем если вы не будете двигаться вовсе. Удаляясь от своего видения, вы усиливаете структурное напряжение. Оно начинает вырабатывать все больше энергии, все сильнее тянущей вас в ту сторону, в которую вы на самом деле хотели отправиться. Когда же вы двигаетесь в направлении желаемого, то накапливаете инерцию, и приближаться к цели становится все легче и легче.

Воплощая в себе свой творческий процесс, вы накапливаете инерцию. Освоить новый иностранный язык легче, если вы один язык уже знаете. Изучая язык, вы не только ассимилируете его, но также ассимилируете способность к обучению языкам. Если вы уже говорите на двух иностранных языках, то третий дастся вам еще легче.

Действуйте по своим правилам

Система образования учит нас играть по чужим правилам, и мало кто умеет придумывать собственные. Изобретать что-то свое - важный навык творческой личности. Главная сила творца в том, что он умеет экспериментировать и оценивать эксперименты.

Не останавливайтесь на достигнутом

Профессиональные творцы верят не в удачу, а в эволюцию. Творческий процесс не просто приносит желаемые результаты - он содержит в себе потенциал роста. Как вы думаете, у кого больше шансов создать то, что он замыслил, - у мастера или у новичка? Даже Моцарт - возможно, самый одаренный композитор всех времен - развивался и рос в своем творчестве. Музыка, которую он сочинял в 30 лет, совершеннее той, что он создал в 20. Опыт придал ему «ускорение», характерное для творческого процесса.

Каждая завершенная работа - основа для следующего творения. Природа творческой энергии такова, что она не изнашивается, а лишь накапливается и умножает себя. После того как вы создадите один кулинарный шедевр, вам будет легче создать еще один. Если вы разобьете красивейший сад, в следующем году у вас это получится еще лучше. Завершение подталкивает вас двигаться вперед.

Если коротко:

  • Шаг 1. Опишите, где вы находитесь.
  • Шаг 2. Опишите, где вы хотите оказаться.
  • Шаг 3. Сделайте официальный выбор желаемого результата.
  • Шаг 4. Двигайтесь.

Решающий фактор

Многие чувствуют себя заложниками прошлого, считая, что события детства предопределили то, как сложится их жизнь в будущем. Некоторые убеждены, что стали жертвами неправильного воспитания или отношения со стороны родителей. Другие считают, что стиль их поведения предначертан генами. Другие слепо верят в астрологию. И все они верят в то, что будущее в значительной степени предопределено, а изменить можно лишь немногое.

Созидательный подход, напротив, говорит о том, что главный решающий фактор в вашей жизни — это вы сами. Создавая свои симфонии, Бетховен, возможно, испытывал на себе влияние воспитания, образования и социального положения, но нужен был

человек Бетховен, чтобы написать эту музыку. Своим присутствием на планете вы делаете возможным появление творений, которые мир иначе не увидел бы.

Экспериментируйте с описанными здесь принципами, начните работать с творческим процессом в самых разных областях. Каждый человек может стать главной творческой силой в своей жизни. И когда вы откроете для себя эту идею, пути назад не будет. Ваша жизнь изменится навсегда.

Лучшие статьи по теме