Для школьников и родителей
  • Главная
  • Подготовка 
  • У варвары куры стары. Тары-бары-Растабары!У ВарварыКуры стары! Что такое скороговорка

У варвары куры стары. Тары-бары-Растабары!У ВарварыКуры стары! Что такое скороговорка

Упражнения для развития дикции:

скороговорки, распевки, чистоговорки

Составитель: Захарова А. А.,

учитель музыки МБОУ «Школа №14»

Полысаевского городского округа

Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться необходимых результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом практически ежедневно разрабатывая его технические возможности.

Пение – это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь. От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развить их.

Что бы повысить своё вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Непосредственно над развитием активности артикуляционного аппарата и проблемами речи работают педагоги по технике речи, а также логопеды.

Правильная речь – это основа основ вокальной музыки. Не согласны? Оглянитесь вокруг, сегодня вы, скорее всего не услышите и не увидите исполнителя, страдающего такими дефектами речи, как глиссирование или заикание, поэтому спорить здесь не о чем. Но это отнюдь не значит, что люди с некорректными речевыми навыками не могут петь, совершенно наоборот! Желание петь, занятия вокалом, стимулируют людей к более внимательному отношению к звуковой стороне речи (и это относится ко всем людям!).

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа (Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).

А ведь задача певца – передать смысл произведения, раскрыть художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно.

Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией.

Для улучшения дикции существует прекрасное средство – скороговорки.

Как сказано в словаре скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

Как разучивать скороговорки?

Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать.

Пробалтывание” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт пользы.

Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение. И таким образом, одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками.

Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп.

Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы и т. д.

Есть несколько способов работы

со скороговорками:

1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.

На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Враль клал в ларь, а Враля брала из ларя.

У Полкана под лапкой палка.

Король – орёл. (Повторить несколько раз)

Либретто “Риголетто”.

Радик ради Дины доплыл до льдины.

Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Тары-бары-растабары,
У Варвары куры стары,
Куры старенькие,
Растабаренькие.

Саша шапкой шишку сшиб.

Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.

Тесть любит честь,
Зять любит взять,
А шурин глаза щурит.

На мели мы лениво налима ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня?

Платон плыл на плоту.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз – гора, две горы, три горы!

Проворонила ворона вороненка.

Пекарь пек калачи в печи.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

На дворе погода размокропогодилась.

Баран-буян залез в бурьян.

Водовоз вез воду из водопровода.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Из-под Днепропетровска, из-под Днепропетровщины шли три днепропетровца, говорили про Днепропетровск, про Днепропетровщину, про днепропетровцев.

Трактат про тракториста.

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Распевочки

«Зайчик»

Милый зайчик мой косой,

Что ты бегаешь босой?

Запищал, что было сил –

Больно лапку занозил.

«Ослы»

Все ослы всегда упрямы,

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Уговаривать ослов.

«Гора»

Ра-ра-ра, на дворе у нас гора.

Ры-ры-ры, быстро скатимся с горы.

Ру-ру-ру, сами строили гору.

Рар-ра-ра, разыгралась детвора.

«К врачу»

Чу-чу-чу, чу-чу-чу –

Я сейчас пойду к врачу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо –

Разболелося плечо.

«Коза»

За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза,

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало травки у козы,

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу,

За-за-за, за-за-за – залезает в сад коза.

«Снеговик»

Я по-гибну от лу-чей обя-за-тель-но,

Ой, неси-те мне скорей круг спа-са-тель-ный!

«Караси»

Си-си-си, в водоёме караси.

Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!

Се-се-се, карасей мы ловим все.

Ся-ся-ся, не поймати карася!

«Выдумка»

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Свёкла ехала верхом на печной карете.

А на встречу чуть дыша

По пути обратно

Два печёных беляша

Ехали обратно.

А за ними во всю прыть

Крупными шажками

Шкаф старался переплыть

Блюдо с пирожками.

«С»

Ся-ся-ся – жили-были два гуся.

Ся-ся. Ся-ся-ся – спи спокойно, сказка вся.

«Звуки музыки»

До- воробышка гнездо

Ре- деревья во дворе

Ми- котёнка накорми

Фа - в лесу кричит сова

Соль - играет детвора

Ля - запела вся земля

Си- поём мы для того,

Чтобы вновь вернуться к до

«Веники»

Веники, да веники,

Да веники мои

У печи валялися,

С печи оборвалися.

«Скок-поскок»

Скок, скок, поскок

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька-невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Они сели рядком, посидели ладком,

Настала ночь – улетели прочь.

«Коза»

За-за-за – на верёвочке коза,

Зы-зы-зы – нету травки у козы,

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

***

Ух-ты котя-коток,

Котя, серенький лобок!

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать.

***

Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка-колоколнышка!

***

Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

– Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится!

***

У дороги, где запруда

Я увидел чудо-юдо.

Чудо-юдо, ну откуда ты?

Обернулось чудо-юдо,

Улыбнулось чудо-юдо

И сказало: «Эн зе-бензе

Из-под Пензы я, друзья!»

***

По тропинке, по дорожке

Я шагаю, я иду

Я иду и распеваю,

Распеваю на ходу!

Скороговорки

    Около кола бьют в колокола.

    Ткачи ткали ткани на платье Тане. Ох, и устали же они.

    Ходит перепел перед перепелками со своими перепелятами!

    Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.

    Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха! ха! ха! ха! ха!

    Мышь в углу прогрызла норку: тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку, велика для норки корка!

(А. Демин )

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Ткёт ткач ткани на платок Тане.

    Мы ели, ели ершей у ели и еле-еле ершей доели.

    Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку в бок, Саньку в лоб, Соньку в сугроб.

    После дождика ушат полон шустрых лягушат.

    Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.

    Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

    Уточка вострохвосточка вывострохвостила пятерых вострохвостят.

    У боярина-бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра лучше всякого добра.

    Старик скороговор купил скороварку, разбил скороварку – забыл скороговорку.

    На дворе дрова, за двором дрова, не руби дрова на траве двора.

    Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

    Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота, отыщи-ка там кота.

    Пакет под попкорн.

Пакет из-под попкорна.

    Королева кавалеру

Каравеллу подарила,

Королева с кавалером

В каравелле удалилась.

    Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл – на валторне,

На арфе – Алла,

А на рояле Лара играла.

    На мели мы лениво налима ловили.

Налима меняли вы мне на линя.

    Сорока за строчкою строчка

Строчит сорочатам сорочки.

    У Кузи кузина –

Кузинина Зина.

    У Сашки в кармашке шишки и шашки.

    Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленовывал.

    Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

    У старика и старухи

Был котенок черноухий,

Черноухий и белощекий,

Белобрюхий и чернобокий.

    На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Надо выдворить дрова обратно на дровяной двор.

    Шакал шагал, шакал скакал.

    Ткет ткач ткани на платки Тане.

    Кому лезть удобней

По скале подводной.

    Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

    Откуда на просеке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.

    Прорычал медведь в берлоге,

Промолчал сурок в норе.

Прорычали, промолчали –

И проснулись на заре.

    Макару в карман комарик попал.

Комар у Макара в кармане пропал.

Про это сорока в бору протрещала:

«В кармане Макара корова пропала!»

    Не хотел косой косить косой,

Говорил: «Коса коса!»

    Кавалеры к королеве

Приплывали в каравелле.

    Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать.

    Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

    Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

    Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

    В луже посредине рощи

Есть у жаб своя жилплощадь.

Здесь живет еще жилец –

Водяной жук-плавунец.

    Вырастил Толя тополь за полем.

По полю, по полю шел к тополю Толя.

    Клава лала клад в колоду.

Клад уплыл от Клавы в воду.

Не плыла за кладом Клава,

А колода уплывала.

    Полосатые паласы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала –

Полосатой речка стала.

    Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

    Пел перепел за деревней.

Пел тетерев средь деревьев.

Перепел пел-пел –

Тетерева перепел.

    Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Георгины гуашью рисовала Наташа.

    Взялись спорить как-то раз

Скалолаз и водолаз:

Кому лезть удобней

По скале подводной.

    Писал Саша стих смешной.

Дождик хлынул проливной.

Стих повешен на шесток.

Сушит Саша свой стишок.

    Из хлебушка лепешку

Не ешь, не ешь, рыбешка.

Отведаешь лепешки

И будешь в поварешке.

    Шелест шелестит листвой.

Шепот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише…», – слышно мне.

    Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

    Женя с Жанной подружились.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

    У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

Челка пчелке ни к чему.

    В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами.

    У Еремы и Фомы кушаки – во всю спину широки, колпаки переколпачены, новы, да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

    Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

    В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких курчавеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Чрезвычайно чисто.

    Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

    Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорил, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

    Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Чистоговорки

Ба-бо-бы - на дворе стоят стол... (бы)

Бу-бы-ба - из окна торчит тру... (ба)

Ду-до-да - гудят провода.

Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи - здесь живут ежи.

Же-же-же - дождь пошел уже.

Жо-жо-жо - Лужок, снежок, пирожок, творожок.

За-за-за - уходи домой, коза.

Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Оль-оль-оль - мы купили соль.

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо,- едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали мы.

Ми-ми-ми - поем ноту "ми".

Ра-ра-ра - Кате спать пора.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры - летают комары.

Ри-ри-ри - на ветке снегири.

Ор-ор-ор - подмели мы двор.

Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.

Са-са-са - в лесу бегает лис…

Со-со-со - у Вовы колесо.

Ос-ос-ос - на поляне много ос.

Су-су-су - было холодно в лесу.

Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.

- Т-

Та-та-та - у нас дома чистота,

Ты-ты-ты - сметану съели все коты.

Ти-ти-ти - съели кашу всю почти,

Те-те-те - отложили мы шитье.

То-то-то - стали мы играть в лото,

Ать-ать-ать - берем с собою самокат.

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надеемся на плащ.

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вёз воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали расхохатывали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени.

Для звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.


Содержание:

Что такое скороговорка?

Каждый из нас знаком со скороговорками еще с детства. Веселые набор слов, стишки, фразы бывает легко поддаются четкому безошибочному произношению, а в некоторых случаях заставляют постараться, чтобы окружающие люди услышали в потоке слов трудноговорки осмысленный . К тому же, скороговорки для развития дикции, помимо развлечения помогут вам научиться внятно выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию и . Последние довольно сильно осложняют общение и понимание ваших слов собеседником.

— фразы, относящиеся к народным произведениям, которые сохранились до нашего времени, насчитывая более чем вековую историю. Особенность скороговорок для дикции состоит в том, что в них подобраны слова с труднопроизносимыми и сложносочетаемыми звуками. Попробуйте произнести их без подготовки, быстро и четко – и вы с удивлением увидите, как привычные и знакомые слова сразу же превратятся в нечленораздельный поток звуков. Но стоит немного потренироваться, как трудности, связанные с произнесением, исчезнут без следа, и вы легко сможете воспроизвести сложную фразу на одном дыхании, а каждое слово приобретет четкость и будет легко различимо в речевом ряду. Одним из главных достоинств скороговорок является то, что они непонятные, смешные и . А человек так устроен, что его необычное больше привлекает, и запоминает он это легче.

Итак, отличный способ, как улучшить – это использовать скороговорки для улучшения дикции.

Так что же такое скороговорка? Как сказано в словаре Ожегова, это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Какая же существует классификация?

Часто они классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, для взрослых или и так далее. Деление на скороговорки для взрослых и для детейдостаточно условно – отличия наблюдаются только в их смысловом содержании, тогда как в принципе их составления существенных отличий очень мало. Если скороговорки для малышей базируются на сказках и носят ярко выраженный развлекательный характер, то скороговорки для развития речи для взрослых направлены в большей мере на совершенствование речевых особенностей, не ставя цель развлечь человека. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

Скороговорки для взрослых: забавное занятие, приносящее пользу

1. Вы можете выбрать свои любимые и начать регулярно, например 2-5 раз в день выделять по 10 минут для их произношения.

Постепенно это действие войдет в привычку и возможно Вы даже получите удовольствие от их произношения.

2. Для того чтобы процесс тренировки дикции шел ровно, и планомерно распечатайте себе 3-5 скороговорок. причем напечатайте крупным ярким шрифтом, чтобы они приковывали Ваше внимание.

3. Развесьте их по квартире, или по Вашему рабочему кабинету на тех местах, где Вы чаще всего задерживаете свой взгляд: стена напротив рабочего окна, телефон, окно, зеркало.

4. Скороговорки следует менять на новые каждые 10 дней, чтобы не происходило привыкание артикуляционного аппарата к произношению.

Рекомендуемые правила для занятий скороговорками

1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп

2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать

3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании

4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны

5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова

6) Не плохо было бы не просто , а поставить задачу. Например: дать задание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль, т.е. использовать разные интонации при чтении

7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.

8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием =) Главное, подходить к этому творчески, и тогда все получится!

Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

Парень выполняет упражнения для дикции: держа рупор в руках, выполняет артикуляционную гимнастику и декламирует речь

Начинаем занятия!

И вот, подходим к ним. Выберите нужные и тренируйтесь регулярно. Мы уверены, результат не заставит вас долго ждать. Желаем вам успехов!

Для тренировки звуков: р, л, м, н

Дробью по перепелам да по тетеревам.

У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

Клара-краля кралась к Ларе.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

Лилии полили ли, иль увяли лилии?

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.

Горят лампы на рампе.

В один, Клим, клин колоти.

Если «если» перед «после», значит «после» после «если», если «после» после «если», значит «если» перед «после».

Скороговорки на русском языке: про «если»

На горе Арарат растёт крупный виноград.
Егерь Емеля в ельнике ел ежевику.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Елизавета, Екатерина и Яков продавали на ярмарке яркие майки.

У елки иголки колки.

Лапти лыковые, лыки липовые.

Наш Полкан попал в капкан.

Прорубь рубили — рыбку ловили.

Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но, раскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Радик ради Дины доплыл до льдины.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Король – орёл. (Повторить несколько раз)

У Полкана под лапкой палка.

Враль клал в ларь, а Враля брала из ларя.

Тары-бары-растабары,
У Варвары куры стары,
Куры старенькие,
Растабаренькие.

Платон плыл на плоту.

Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз – гора, две горы, три горы!

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

На дворе погода размокропогодилась.

Баран-буян залез в бурьян.

Гитаристы реверберировали, реверберировали, да не выреверберировали.

Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья — ползти.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать:
наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Волховал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Из-под Днепропетровска, из-под Днепропетровщины шли три днепропетровца, говорили про Днепропетровск, про Днепропетровщину, про днепропетровцев.

Звуки: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

Добыл бобыль бобов.

Пыль по полю летит.

Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Русские скороговорки: про боярина

Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик.

Купи кипу пуха.

Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Все бобры для своих бобрят добры.

На меду медовик, а мне не до медовика.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

Скороговорки на букву «Р»: про бомбардира

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Я человек фертикультяпистый, могу зафертикультипнуть и выфертикультипнуть.

Скороговорки для дикции: про финтикультяпистого человека

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

У нас гость унес трость.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь».

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Дыбра — это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и ,
Враг кобры и пудры,
Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!

Скороговорки сложные: про выдру

Не тот товарищи товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Либретто “Риголетто”.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Трактат про тракториста.

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

Вставай, Архип, петух охрип.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Для отработки произношения звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц, й

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Осип охрип, Архип осип.

Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

Сачок зацепился за сучок.

По семеро в сани уселись сами.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов

Свиристель свиристит свирелью.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Четверть четверика гороха, без червоточинки.

Инцидент с интендантом.

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Жутко жуку жить на суку.

Течет речка, печет печка.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, щ, ж, ч, ш, щ.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Около колодца кольцо не найдется.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы. Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.

Вот сироп, кисель в стакане, это сырники в сметане, апельсины, персик, сливки, и сосиски есть в подливке.

Щебетал щегол с щеглихой, щекотал своих щеглят, а щеглиха-щеголиха, и щеглята-щеголята по-щеглиному пищат.

Майя и Тимофей сидели на скамейке у подъезда и слушали соловья.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

У нас в печурочке золотые чурочки.

Синичка, синичка - воробью сестричка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

Четверть часа чиж чижихе

Пел частушки на Плющихе.

Черный кот, большой чудак,

Влез послушать на чердак.

Кощея щами не угощают.

Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.

Щенок в чащу дощечку тащит.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Саша шапкой шишку сшиб.

Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.

Тесть любит честь,
Зять любит взять,
А шурин глаза щурит.

Пекарь пек калачи в печи.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

В руки мы берем совочек,
Сыплем жёлтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!
* * *
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!
* * *
Тары-бары,
Растабары!
У Варвары
Куры стары!
* * *
Паучок бежал по ветке,
А за ним бежали детки.
Дождик с неба вдруг полил
Кап-кап-кап-кап
Паучков на землю смыл!
* * *
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
На головку сели!
Ладушки запели.
* * *
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть который час
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Бом-бом-бом
Убежали мыши вон!
* * *
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели журавли.
Как они летели -
Все на них глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.
* * *
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.
* * *
Тень-тень-потетень,
Села кошка на плетень,
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладошки:
Улетайте, воробьи,
Берегитесь кошки!
* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает забодает, забодает!
* * *
Будут пальчики вставать,
Наших детку одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.
* * *
Ладошки вниз,
Ладошки вверх.
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
* * *
Мы капусту рубим-рубим,
(движения ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим,
(движения подушечками пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(движение кулачками друг о друга)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимаете и разжимаете кулачки)
* * *
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
* * *
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
* * *
Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец -
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший-любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.
* * *
Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
(Автор: З. Александрова)
* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
* * *
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!
* * *
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку - бух!
А там - петух.

Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
Динь-бом, динь-бом.
* * *
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули- потянули
Покрутили- покрутили
Постучали- постучали.
И подули фу-у-у-у-у
Замочек открывается и игра начинается!
* * *
Бом-бом-бом,
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Убежала к речке -
Напилась водички.
Убежала к кабаку -
Нализалась табаку.
* * *
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
* * *
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

На днях мои ученики участвовали в двух вокальных конкурсах: областном и городском.

Сижу в зале, слушаю выступления конкурсантов: микрофоны одни и те же, звукорежиссёры за режиссёрским пультом не меняются, а качество звучания у всех певцов разное.

У одних вокалистов ясно слышно и понятно каждое слово, а слушая других приходится здорово напрягать своё внимание, активизировать мышление, чтобы разобрать, о чём поют.

А ведь задача певца – передать смысл произведения, раскрыть художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно.

Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией.

Для улучшения дикции существует прекрасное средство – скороговорки.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.

На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Враль клал в ларь, а Враля брала из ларя.

У Полкана под лапкой палка.

Король – орёл. (Повторить несколько раз)

Либретто “Риголетто”.

Радик ради Дины доплыл до льдины.

Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Тары-бары-растабары,
У Варвары куры стары,
Куры старенькие,
Растабаренькие.

Саша шапкой шишку сшиб.

Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.

Тесть любит честь,
Зять любит взять,
А шурин глаза щурит.

На мели мы лениво налима ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня?

Платон плыл на плоту.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз – гора, две горы, три горы!

Проворонила ворона вороненка.

Пекарь пек калачи в печи.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

На дворе погода размокропогодилась.

Баран-буян залез в бурьян.

Водовоз вез воду из водопровода.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Из-под Днепропетровска, из-под Днепропетровщины шли три днепропетровца, говорили про Днепропетровск, про Днепропетровщину, про днепропетровцев.

Трактат про тракториста.

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Гитаристы реверберировали, реверберировали, да не выреверберировали.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Лучшие статьи по теме