Для школьников и родителей
  • Главная
  • Проекты
  • Что это за наука — психология, что изучает и для чего используется? Что такое психология: определение. Психология как наука Психология как наука год

Что это за наука — психология, что изучает и для чего используется? Что такое психология: определение. Психология как наука Психология как наука год

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых , предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако - в отличие от многих иных дисциплин - так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи - поведение, четвертые - деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно). Во-вторых , психологическая наука - одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, - писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), - нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем - это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры. В-третьих , психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные .

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии - психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен - философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» - категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным - опосредствованным - образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления - явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция - это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет - значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет - значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.


Введение

.Предмет психологии как науки и ее основные категории

1Психология как наука

2Объект и предмет психологии

1Место психологии в современном научном знании

2Общая психология

3Отраслевая психология

.Тестовое задание

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - (от греч. psyche - душа, и logos -наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.


1. Предмет психологии как науки и ее основные категории


.1 Психология как наука


Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология " появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения . Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным , непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания . Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.


1.2 Объект и предмет психологии


Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".

Объект -часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет - часть объекта интересующего исследователя.

Объектом психологии является психика.

В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.

·Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность , существующая независимо от материального мира.

·Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие , внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками .

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности , знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.



1. Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.

В психике выделяют такие явления как (Рис 1):


Рис. 1 Виды психических явлений.


vПсихические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".

)Познавательные:

ØОщущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)

ØВосприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)

ØМышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)

ØПредставление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)

ØВоображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)

)Интегративные:

ØРечь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)

ØПамять (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)

)Эмоциональные:

ØЭмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)

4)Регулятивные

ØВоля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)

ØВнимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)

vПсихические состояния

ØНастроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)

ØФрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)

ØАффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)

ØСтресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)

vПсихические свойства

ØТемперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)

ØХарактер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)

ØНаправленность (установки, ставшие свойствами личности.)

ØСпособности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

2. Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.

. Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).

. Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.

. Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.


2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук


.1 Место психологии в современном научном знании


Науки связанные с психологией:

ØФилософия является мировоззренческой и методологической основой психологии

ØЕстественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.

ØМедицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).

ØИсторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.

ØСоциология, помогает решить задачи социальной психологии.

ØПедагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.

ØТочные науки (математические), дают количественные методы сбора и обработки данных.

ØТехнические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.

ØКибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.


.2 Общая психология


Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Методы изучения общей психологии.

vНаблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

ØПостановка целей и задач;

ØОпределение ситуации, предмета и объекта;

ØОпределение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;

ØОпределение способа ведения данных;

ØОбработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение . Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.

vБеседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

vЭксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.

vЕщё один метод - тесты . Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.


2.3 Отраслевая психология


Отраслевая психология - отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.

Отрасли психологии можно разделять по:

vПринципу развития

ØВозрастная

ØСравнительная

ØПедагогическая

ØСпециальная (патопсихологическая)

vОтношению к личности и обществу

ØСоциальная психология

ØПсихология личности

vВидам деятельности

ØПсихика труда

ØПсихика общения

ØПсихология спорта

ØМедицинская психология

ØВоенная психология

ØЮридическая психология и т.д.

Примеры некоторых отраслей психологии

Педагогическая психология изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика. Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания, которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования личности.психология наблюдение беседа тест

Возрастная психология тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных этапах ее развития - с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива, определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления, как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости; эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.

Психология личности - отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических качеств, имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.


3. Тестовое задание


Предметом психологии является:

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

в) научное исследование поведения и психических процессов в целях применения полученных знаний на практике;

г) наука о сознании;

д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

Ответ: Д, т. к.

Психология, как наука очень многогранна и затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и т.д.). Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В. Добросельского: "Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животного"; "Психология - это наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности самонаблюдений особых переживаний не относимых к внешнему миру", можно предположить, что выбранный мною ответ является верным.


Заключение


Наука психология многогранна, она тесно связана и переплетается со многими другими науками, охватывает разные сферы изучаемой деятельности.

Психология изучает и человеческую психику, и характер, и наследственность, и человеческую деятельность, отношения в обществе, отношение человека к самому себе, особенности познания и сознания, способы восприятия и понимания.

В связи со всем этим многообразием предметов психологии, и ее связей с другими науками появились бесплодные по своему существу вопросы о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность, как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и, как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время, как гуманитарная наука. В ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.

психология наблюдение беседа тест


Список литературы


Учебные пособия:

Островский Э.В. Основы психологии. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012.

Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ В.Г.Крысько- М.:Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013.-251с.

Интернет ресурсы:://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php

"Психологос" Энциклопедия практической психологии"

http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhenie


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология - давно сложившаяся наука, высокоразвитая и разделенная на множество направлений и школ. Это даже не одна, а целая система наук. Их число в настоящее время трудно точно определить, поскольку некоторые психологические науки в наши дни еще только оформляются, становясь самостоятельными. Во всяком случае, если судить по отраслям психологии, перечисленным в словаре, приложенном к предыдущей главе учебника, но их насчитывается не менее 80.

Темы, проблемы и методы исследования, применяемые в этих отраслях психологии, столь различны, что практически невозможно дать точное и исчерпывающее определение предмету данной науки. Тем не менее, нам это придется сделать в учебнике, так как рабочее определение предмета рассматриваемой в нем науки все же необходимо для тех, кто приступает к изучению данной научной дисциплины. Разумеется, и это определение, как все остальные, не может претендовать на то, чтобы быть исчерпывающим и абсолютно точным. Это будет лишь авторское, т.е. одно из многих возможных, определение предмета психологии. Наряду с ним вполне могут существовать (и действительно существуют) немало других, равноправных определения.

Кроме того, занимаясь поиском определения предмета современной психологии, следует принимать в расчет факт существования наряду с научной также и практической, и альтернативной психологии. Практическая психология является признанной, широко распространенной в современном мире, во многом научно обоснованной, и поэтому также должна найти отражение во всеобщем определении предмета психологии. Альтернативная психология популярна среди значительной части населения, оказывает определенное влияние на сознание людей. О ней, поэтому, желательно хотя бы вскользь упомянуть в универсальном определении предмета психологии.

Наконец, следует иметь в виду, что современное состояние психологии не статично, а динамично. Она непрерывно меняется во всех своих областях, связанных прежде всего с наукой и практикой, и поэтому ее определение не может быть уложено в любую застывшую дефиницию. Описание полного предмета современной психологии, поэтому, требует, как минимум, нескольких развернутых суждений, с обязательным разделением дефиниций предмета психологии как науки и практики . Соответствующее описание, кроме того, должно оставаться «живым», т.е. таким, чтобы его можно было видоизменять, добавляя к уже сложившемуся пониманию предмета психологии новое, что вносят в него непрерывно развивающиеся наука и практика.

Нам бы, конечно, хотелось предложить не застывшее, устаревающее и потому со временем утрачивающее точность определение, а динамичное, соответствующее системе научных знаний, которая постоянно развивается, регулярно вбирая в себя новое. Но наука, пока что, увы, «не научилась» предлагать подобного рода определения.

Сказанное и сделанные выше оговорки не означает, что к определению предмета психологии в настоящее время невозможно предъявить каких-либо особых требований. Эти требования на самом деле существуют и являются следующими.

  • 1. Определение предмета науки должно с максимальной полнотой отражать содержание основных научных исследований, проводимых в настоящее время в данной области. В связи с этим наиболее удачным можно считать определение, которое охватывает наибольшее количество разнообразных научных тем, проблем и разработок.
  • 2. Соответствующее определение не должно содержать логических противоречий и ошибок, т.е. должно соответствовать принятой в науке логике определения понятий.
  • 3. Это определение, естественно, должно отличаться от определений предметов других наук.
  • 4. Предлагаемое определение должно соответствовать уже существующим направлениям и школам, т.е. интегрировать и в обобщенном виде представлять то, чем занимаются ученые, называющие себя психологами.

Прежде чем попытаться предложить определение современной психологии, соответствующее всем этим требованиям, сделаем краткий экскурс в историю психологии и попытаемся выяснить, каким образом в древности давалось и со временем менялось представление о предмете науки - сначала о душе и далее - психологии. Экскурс в историю позволит нам отыскать такое понимание предмета психологии, которое учитываю бы не только современное состояние данной науки, но и ее историческое, давнее и недавнее прошлое.

Слово «психология», закрепившееся в наши дни качестве названия современной науки о психике, греческого происхождения. Оно образовано из двух слов: «душа» (psyche) и «логос» (logos) - учение. Следовательно, в его первоначальном значении слово «психология» буквально понималось как «учение о душе». До XVI в. эго учение выступало как часть философии, не было самостоятельным и сохраняло свое древнейшее название. Начиная с этого века, философское учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившимися к этому времени из философии и ставшими самостоятельными, например, «филология», «биология», «зоология», «геология» и др.

В XVII-XVIII вв. название «психология» окончательно закрепилось за наукой о душе. Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживал в своем сознании. Позднее, в XVIII- XIX вв., сфера психологических исследований расширилась и включила также неосознаваемые психические явления (бессознательное).

Изучая исторический процесс преобразования представлений о предмете психологии, важно иметь в виду следующее обстоятельство. Начиная с древнейших времен, знания о душе интересовали людей не только сами по себе - чтобы понять природу явлений, которые люди обнаруживали в своем сознании (душе), но и для того, чтобы, пользуясь этими знаниями, объяснять события, происходящие в окружающем мире, включая поведение человека и животных. Следовательно, с момента возникновения представлений о душе и науки о душе в Древней Греции в предмет соответствующей науки входило, как минимум, объяснение поведения людей и животных с помощью душевных явлений.

Современные ученые не только включают поведение (вариант - деятельность) человека в предмет психологических исследований, но и признают за психологией право выступать в качестве главной науки, претендующей на понимание и объяснение поведения. В связи с этим название «психология», если иметь в виду науку, к которой оно в настоящее время относится, не вполне точное и в какой-то степени утратило свое первоначальное значение, ограничивающее ее предмет лишь душевными явлениями, представленными в сознании или подсознании человека. В своих научных исследованиях современная психология далеко вышла за пределы не только сознания как такового, но и собственно психических явлений, включив в сферу своих исследований изучение и объяснение поведения людей и животных (зоопсихология).

С включением поведения (деятельности) в предмет психологического изучения также возникают немалые трудности. Единого мнения о том, как представлять поведение (деятельность) человека в качестве предмета психологии, до сих пор не существует. Напомним, что С. Л. Рубинштейн считал, что деятельность (поведение) человека предметом психологии не является. Отвечая ему, А. Н. Леонтьев замечал, что сами психические процессы представляют собой виды деятельности, поэтому деятельность обязательно должна войти в предмет психологических исследований. В доказательство правильности своей позиции А. Н. Леонтьев приводит следующие аргументы:

  • 1) сами психические процессы являются производными от различных видов практической деятельности человека;
  • 2) не изучая деятельность человека, ее структуру и развитие, невозможно понять и психику человека;
  • 3) психика, оторванная от деятельности, превращается в нечто непонятное и непознаваемое.

Отсюда с неизбежностью следует, что, ие включая деятельность (поведение) в определение предмета психологии, мы, во-первых, существенно ограничиваем его, превращая психологию в науку, которая описывает и объясняет только психические явления. Во-вторых, в этом случае мы неверно представляем и саму психику человека, незаконно отрывая и изолируя ее от деятельности человека, или неправомерно рассматривая деятельность как нечто чуждое или внешнее по отношению к психике.

Сохранение за психологией ее прежнего названия, в общем, по-видимому, правильное, так как психологов как в наши дни, так и в прошлом, в первую очередь действительно интересовало познание и понимание душевных или психических явлений. Но, очевидно, что такого определения науки с учетом приведенных выше аргументов сегодня уже недостаточно. Тем не менее, нельзя признать удачными попытки назвать психологию по-другому, например, наукой о поведении, как это предлагали сделать бихсвиористы, наукой о бессознательном, как считали психоаналитики, наукой о реакциях или рефлексах, как полагали, например, К. Н. Корнилов или В. М. Бехтерев. Такие названия науки, очевидно, намного менее удачные, чем старое название «психология»

Сделанный выше краткий экскурс в историю психологии показывает, что при сохранении прежнего названия - «психология» или «наука о душе» - содержание исследований, которые вели ученые-психологи, на протяжении длительное истории развития этой науки несколько раз менялось. В древности душа рассматривалась как нечто, объективно существующее и отличающееся от материальных предметов и явления. Поэтому было правильно определять и ограничивать предмет соответствующей науки только психическими (душевными) явлениями. Вместе с тем, уже в древности душа, как мы установили в первой главе, понималась по-разному: и как источник всевозможных движений, наблюдаемых в мире, и как первооснова жизни, и как причина, объясняющая поведение человека и животных.

Предметом исследования науки о душе поначалу действительно были в основном только функции души и ее возможные проявления. Эти функции подробно описывались древними учеными. Вопрос о происхождении самой души решался материалистами и идеалистами по-разному. Первые пытались отождествить душевные явления с одной из разновидностей материи: движениями воздуха, огнем, эфиром, мелкими и подвижными атомами и т.п. Вторые объявляли душу чем-то нематериальным, никак не связанным с материальным миром ни по происхождению, ни по существованию. Идеалисты полагали, что душа не выводима из материи и не сводима к ней. Многие из них, кроме того, не находя удовлетворительного ответа на вопрос о происхождении души (на него в науке, в том числе материалистически ориентированной, до сих пор нет убедительного ответа ), сходились во мнении, что душой человека наделил Бог, и через нее он управляет поведением человека.

В XVI-XVII вв. возникла новая, естественно-научная, механистическая картина мира, нашедшая отражение в трудах многих европейских ученых - физиков и механиков, прежде всего Р. Декарта и И. Ньютона. Декарт предложил исключить из числа функций души управление простейшими движениями организма, ограничив ее роль только высшими психическими процессами: мышлением и аффектами. Круг явлений, подлежащих изучению в науке о душе, начиная с этого времени, сузился до того, что представлено в сознании человека. Психология в результате стала называться наукой о сознании человека, о его содержании и динамике, изучаемой с помощью метода внутреннего самонаблюдения - интроспекции.

Однако уже в XVIII в. ученые (например, Г. Лейбниц) заговорили о существовании бессознательного в психике и поведении человека. Эта идея постепенно завоевывала все большее число сторонников, и получила окончательное признание во второй половине XIX в., благодаря работам 3. Фрейда. В связи с этим возникла необходимость вновь поменять представление о предмете психологии, как науки, включив в нее изучение и бессознательных психических явлений. Такое изменение со временем действительно произошло, но оно практически не отразилось на определении предмета психологии. Еще как минимум в течение сотни лет после того, как ученые заговорили о бессознательном и признали его существование, психология продолжала определяться как наука о сознании, его строении, и это вполне соответствовало тому, что в основном изучалось в данной науке. В первой половине XX в. почти никто из ученых-психологов явно не включал в определение предмета науки бессознательные психические явления .

В конце XIX в. возникают первые прикладные отрасли научной психологии, такие, например, как клиническая и педагогическая психология. Появление этих отраслей психологии также потребовало переопределения предмета психологии. В результате в начале XX в. складывается ситуация, способствующая появлению нового, более современного и всеобъемлющего понимания предмета психологии, включающего кроме психических явлений, представленных в сознании человека, также и следующие моменты.

  • 1. Представление о том, что психология должна признавать и изучать бессознательные психические явления.
  • 2. Идею о том, что предметом психологии являются не только психические феномены как таковые, но и деятельность (поведение) человека и животных.
  • 3. Указание на то, ради чего все это должно исследоваться в психологии (функциональное назначение самих психических явлений и прикладное значение научных знаний о психике).

Однако необходимость переопределения предмета психологии в это время исторически совпала с двумя событиями, которые временно отложили на будущее поиск адекватного, обновленного и точного определения предмета данной науки. Это, во-первых, начавшееся разделение психологии на ряд наук и направлений исследования; во-вторых, кризис, поразивший мировую психологическую науку.

Вновь возникшие психологические науки специализировались на изучении отдельных групп психических явлений и форм поведения человека и животных. Каждая из них, соответственно, обрела свой, узко и специфически понимаемый предмет, отличный от предмета исследования психологии в целом и других психологических наук. Специфика понимания предмета психологии стала в этих условиях зависеть от направления, в котором шла разработка психологических идей. Так, в психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии, а далее в гуманистической и когнитивной психологии предметы научных исследований стали понимать по-разному. Это породило дополнительные трудности в поиске целостного понимания предмета психологии как науки.

Кризис мировой психологической науки, кроме того, обострил противоречия между вновь возникшими направлениями психологии, и наличие конкуренции между ними также явилось препятствием в поиске общего определения предмета всей психологии в целом. Представители каждого направления исследований, настаивая на его единственной правильности, предлагали, естественно, свое определение предмета психологии. Так, например, в бихевиоризме им стало поведение и его естественно-научное объяснение, в гештальтпсихологии - структурно понимаемые познавательные процессы и другие психические явления, в психоанализе - бессознательное и его роль в управлении психикой и поведением человека, в функционализме - жизненное предназначение различных психических явлений, в гуманистической психологии - личность в ее высших, духовных проявлениях.

До тех пор, пока психология находится в состоянии раздробленности, противостояния и разделенное™ прежде единой науки на множество направлений и школ, которые конкурируют друг с другом, - а такое состояние характерно для нее и в наши дни - общее определение предмета психологии, устраивающее всех без исключения ученых, найти невозможно.

Однако к концу XX в. ситуация все же изменилась к лучшему. Произошло сглаживание острых противоречий и открытой конкуренции между отдельными направлениями и школами психологии, наметилось их сближение (оно, к сожалению, до сих пор еще не завершилось), и это открыло перспективу поиска единого определения предмета психологии. Хотя такого определения до сих пор не существует, можно все же наметить пути его нахождения в будущем.

Проще всего понять и осознать, чем занимается современная психология, через краткое перечисление и описание тех явлений, которые в ней в настоящее время изучаются. Поэтому следующий параграф можно рассматривать как попытку развернутого описательного определения предмета психологии через представление изучаемой в ней системы явлений .

Психология - это, прежде всего, наука о явлениях, которые называют психическими или психологическими. Психология в связи с изучением таких явлений ставит и решает следующие важнейшие вопросы.

  • 1. Что представляют собой психические явления?
  • 2. Что отличает одни психические явления от других?
  • 3. Па какие группы (классы, разновидности) делятся психические явления?
  • 4. Чем психические явления отличаются от явлений, изучаемых в других науках?
  • 5. Откуда взялись и как возникли (если они действительно когда-то возникли) психические явления?
  • 6. Чем психические явления, характерные для человека, отличаются от аналогичных явлений, свойственных животным?
  • 7. Каким образом психические явления соотносятся с процессами, происходящими в организме человека, в частности, в мозге?
  • 8. Какое влияние психические явления оказывают на поведение человека?
  • 9. Как зависят психические явления от деятельности человека?

Наука о душе с древнейших времен была призвана дать объяснение тому, что происходит в мире, прежде всего разнообразным движениям, осуществляемым живыми объектами: животными и человеком. Современным научным языком эти движения определяются через понятие «поведение». Следовательно, объяснение поведения, исходя из знаний о душевных (психических) явлениях, представляло и до сих пор представляет одну из главных задач психологии, всегда входило в ее предмет. Это нужно понимать следующим образом. Поведение, как таковое, в чистом виде предметом психологического изучения нс является. Однако оно подлежит научному объяснению в именно психологии, хотя психология не выступает как единственная наука, объясняющая его. Представители многих других, гуманитарных и социальных, наук могут наряду с психологией претендовать на решение этой задачи. Поведение людей со своей стороны объясняют, например, биология, медицина, физиология, история, социология, философия, право, педагогики и многие другие науки.

По-иному обстоит дело с включением деятельности в предмет психологии. Она, в отличие от поведения, является предметом непосредственного психологического изучения. Психические явления так или иначе связаны с деятельностью (не поведением) и являются производными от нее. Ответить на сформулированные выше вопросы о том, какова природа психических процессов, откуда они берутся, как формируются и развиваются, невозможно, не изучая деятельность человека .

Психические явления, характерные для человека, проявляются в его деятельности, формируются в ней и познаются через деятельность. Одна из причин того, почему интроспекция как метод исследования оказалась несостоятельной в изучении психических явлений, как раз и заключалась в том, что данный метод познания отрывал психику от деятельности и игнорировал факт их взаимосвязи и взаимозависимости. Познание деятельности, по А. Н. Леонтьеву, есть одновременно и познание психики человека, поскольку психические явления выступают как важнейшие составляющие деятельности человека, а деятельность, в свою очередь, включает в себя психические процессы.

Таким образом, в краткой форме, обобщающей сказанное выше, рабочее определение современной психологии может звучать так: психология - это наука о деятельности человека, о связанных с ней психических явлениях, которые в ней рождаются, развиваются и регулируют ее. Дополнительной характеристикой предмета психологии, специально подчеркивающей ее научное и практическое ее значение, может стать понимание психологии как науки, объясняющей психические явления и, исходя из них, - поведение и деятельность человека.

Завершая обсуждение вопроса об определении психологии как науки, можно сделать следующие выводы.

  • 1. Па протяжении истории существования данной науки, несмотря на изменения, которые происходили в общенаучном мировоззрении и во взглядах на природу психических явлений, они неизменно входили в определение предмета данной науки.
  • 2. В связи с включением психических явлений в предмет психологии ставились и решались следующие вопросы:
  • 1) какова природа психических явлений в отличие от других явлений, существующих в мире и изучаемых разными науками;
  • 2) как психические явления связаны с другими явлениями, которые не выступают как психические;
  • 3) каким образом поведение (деятельность) человека зависит от психических явлений;
  • 4) каким образом формируются (развиваются, изменяются) психические явления?
  • 3. С древних времен и до наших дней шло постепенное сужение распространенности в мире и ограничение функций душевных (психических) явлений.
  • 4. Одновременно с этим расширялось представление о предмете психологии: от явлений, связанных только с сознанием, до бессознательных психических явлений и практической деятельности человека.
  • 5. Попытки признать психологию несостоятельной наукой, исключить психические явления из определения предмета психологии или заменить ее совсем другой наукой, объясняющей поведение без ссылки на психические явления, успеха не имели.
  • 6. В настоящее время предмет психологии более или менее определился, а ситуация, связанная с поиском такого определения, стабилизировалась. Однако к единому, всеобщему определению предмета своей науки психологи пока что не пришли.
  • Определять предмет практической психологии в этом учебнике мы не будем, посколькуего содержание в основном посвящено только научной, общей психологии.
  • Обсуждаемая далее, в шестой главе учебника материалистическая точка зрения А. Н. Леонтьева на возникновение элементарного психического явления в форме чувствительности из присущего живой материи свойства раздражимости вопрос о происхождении психики окончательнои непротиворечиво, к сожалению, не решает. Эта гипотеза, во-первых, до сих пор не имеет опытного,эмпирического или экспериментального подтверждения, во-вторых, порождает и оставляет без ответов ряд достаточно сложных вопросов, например следующие: 1) почему реакции живой материина звук, свет, фавитацию и т.п. связываются именно и только с наличием психики? Ведь и растения,и даже некоторые неживые объекты, как доказано в биологии, физике и химии, MOiyr реагироватьна подобного рода воздействия. Это означает, что необходимо признать наличие психики и у них,т.е. возвратиться к древнейшему, давно отвергнутому учению панпсихизма; 2) на каком основаниистимулы, на которые реагирует живое, делятся на биологические значимые (биотические) и биологические нейфальные (абиотические)? С физической точки зрения свет и тепло представляютсобой явления одинаковой природы, т.е. электромагнитные волны различной длины. То же самоеможно сказать, например, о звуках и ощущениях вибрации: за ними также стоят одинаковые поприроде физические явления - колебания давления воздуха с различной частотой. Свет и звук, поопределению А. Н. Леонтьева, - это абиотические воздействия, связанные с чувствительностью и,следовательно, с психикой, а тепло и вибрация - биотические стимулы, имеющие значение для организма и соотносимые, соответственно, с раздражимостью. Получается, что реакции организма наодинаковые по природе стимулы в одном случае объявляются биологически значимыми, в другом -нейтральными, в одном случае связываются, а в другом не связываются с наличием психики.
  • Правда, определенно утверждать, что дело обстояло именно так, тоже не совсем правильно.Признание существования бессознательного в психике человека все же отражалось на пониманиии определении предмета данной науки. Это, в частности, проявлялось в том, что большинствоученых перестаю определять предмет этой науки как только изучение сознания. Кроме того,включение в предмет психологии деятельности или поведения человека также означаю снятиеограничения ее предмета лишь явлениями сознания, поскольку как деятельность, так и поведениемогут иметь сознательно не контролируемый характер.
  • Заметим, что это будет попытка предложить действительно интегральное определениенауки - такой, какой она на самом деле не является. Вместо нее существует множество отдельных фундаментальных и прикладных психологических наук, для каждой из которых существует частное определение ее предмета. Здесь мы прелагаем рабочее определение, которое относится ко всем психологическим наукам и, вместе с тем, полностью не соответствуетопределению предмета ни одной из частных психологических наук.
  • Между деятельностью и поведением существуют принципиальные различия, которые будут подробно обсуждаться далее.

В последнее время изучение психологии человека стало очень популярно. На западе консультационная практика специалистов этой области существует уже довольно давно. В России же это относительно новое направление. Что же такое психология? Каковы ее основные функции? Какими методами и программами пользуются психологи для помощи людям в трудных ситуациях?

Понятие психологии

Психология - это которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Психология - это то, что помогает нам глубже разобраться в своих проблемах и их причинах, осознать свои недостатки и сильные стороны. Ее изучение способствуют развитию в человеке моральных качеств и нравственности. Психология - это важный шаг на пути к самосовершенствованию.

Объект и предмет психологии

В качестве объекта психологии должны выступать некие носители явлений и процессов, изучаемых этой наукой. Таковым можно было бы считать человека, однако по всем нормам он является субъектом познания. Именно поэтому объектом психологии принято считать деятельность людей, их взаимодействие друг с другом, поведение в различных ситуациях.

Предмет психологии постоянно менялся с течением времени в процессе развития и совершенствования ее методов. Изначально в качестве него рассматривалась душа человека. Затем предметом психологии стало сознание и поведение людей, а также их бессознательное начало. В настоящее время существует два взгляда на то, что же является предметом этой науки. С точки зрения первого, это психические процессы, состояния и свойства личности. Согласно второму ее предмет - это механизмы психической деятельности, психологические факты и законы.

Основные функции психологии

Одной из важнейших является изучение особенностей сознания людей, формирование общих принципов и закономерностей, по которым действует индивид. Эта наука выявляет скрытые возможности психики человека, причины и факторы, влияющие на поведение людей. Все вышеперечисленное представляет собой теоретические функции психологии.

Однако, как и любая имеет практическое применение. Ее значение заключается в помощи человеку, выработке рекомендаций и стратегии действия в различных ситуациях. Во всех сферах, где людям приходится взаимодействовать друг с другом, роль психологии неоценима. Она позволяет человеку правильно выстроить отношения с окружающими, избежать конфликтов, научиться уважать интересы других людей и считаться с ними.

Процессы в психологии

Психика человека представляет собой единое целое. Все процессы, происходящие в ней, тесно взаимосвязаны и не могут существовать один без другого. Именно поэтому деление их на группы очень условно.

Принято выделять следующие процессы в психологии человека: познавательные, эмоциональные и волевые. Первые из них включают в себя память, мышление, восприятие, внимание и ощущения. Их главная особенность состоит в том, что именно благодаря им реагирует и отвечает на воздействия со стороны внешнего мира.

Формируют отношение человека к тем или иным событиям, позволяют оценивать себя и окружающих. К ним относятся чувства, эмоции, настроение людей.

Волевые психические процессы представлены непосредственно волей и мотивацией, а также проактивностью. Они позволяют человеку контролировать свои действия и поступки, управлять поведением и эмоциями. Кроме того, волевые процессы психики отвечают за способность добиваться поставленных целей, достигать желаемых высот в тех или иных сферах.

Виды психологии

В современной практике существует несколько классификаций видов психологии. Самой распространенной является разделение ее на житейскую и научную. Первый вид основывается прежде всего на личном опыте людей. Житейская психология имеет интуитивный характер. Чаще всего она очень конкретна и субъективна. Научная психология - это наука, основанная на рациональных данных, полученных при помощи экспериментов либо профессиональных наблюдений. Все ее положения продуманы и точны.

В зависимости от сферы применения выделяют теоретический и практический типы психологии. Первый из них занимается изучением закономерностей и особенностей психики человека. Практическая психология ставит в качестве основной задачи оказание людям помощи и поддержки, улучшение их состояния и повышение продуктивности деятельности.

Методы психологии

Для достижения целей науки в психологии применяются различные методы изучения сознания и особенностей поведения человека. В первую очередь к таковым относится эксперимент. Он представляет собой моделирование той или иной ситуации, провоцирующей определенное поведение человека. При этом ученые фиксируют полученные данные и выявляют динамику и зависимость результатов от различных факторов.

Очень часто в психологии используется метод наблюдения. С помощью него могут быть объяснены различные явления и процессы, происходящие в человеческой психике.

В последнее время широко используются методы анкетирования и тестирования. При этом людям предлагается ответить на определенные вопросы за ограниченное количество времени. На основе анализа полученных данных делаются выводы о результатах исследования и составляются определенные программы по психологии.

Для выявления проблем и их источников у конкретного человека применяют Он основывается на сопоставлении и анализе различных событий жизни индивида, ключевых моментах его развития, выявлении кризисных этапов и определяющих ступеней развития.

Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний.

1) Житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. Они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Следует отметить одну особенность научных психологических знаний: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2)Житейские психологические знания носят интуитивный характер.

Это связано с особым способом их получения - они приобретаются путем практического опыты.

3)Способы передачи знаний и сама возможность их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно связано с особенность житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

4)Методы получения знаний житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и анализируется, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Таким образом, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи, наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Длительным и противоречивым было становление психологии как науки о процессах, функциях и механизмах психики. Наиболее ранняя естественнонаучная модель психики принадлежит И.М. Сеченову (1829-1905). Он выделил три звена:

1) Начальное звено - внешнее раздражение и его преобразование органами чувств в процесс нервного возбуждения передаваемого в мозг.

2)Среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на их основе ощущений.

3) Конечное звено - внешние движения.

Таким образом, по Сеченову действия и поступки обусловлены внешними воздействиями: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три группы психических явлений:

1) психические процессы.

2)психические состояния.

3)психические свойства.

Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда - непрерывность психической деятельности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности личности.

Следует остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии, потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки - философии: проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии. Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются вместе, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь тоже наблюдается взаимоподдержка, но уже на уровне методологии исследования. Так, например, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологии и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Так же, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило - и онтогенетическое развитие от элементарных, к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и, прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Так же следует отметить, что главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими. Человек является участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. Развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений:

1)Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

2)Педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

3)Возрастная психология - изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

4)Детская психология - изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

5)Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

6)Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

7)Авиационная, космическая психология - специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

8)Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

9)Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

10)Военная психология - изучает поведение человека в условиях боевых действий.

11)Психология рекламы - занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт. 12)Психология религии - пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

13)Экологическая психология - занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. 14)Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, разветвляющий психологию на отдельные отрасли, которые нередко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.

Основными методами получения фактов в психологии являются:

Наблюдение - древнейший метод познания. Его формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Наблюдение складывается из процессов:

1)Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?).

2)Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3)Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4)Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5)Обработка и анализ полученной информации (каков результат?).

Наблюдение является составной частью и в двух других методов - беседа и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Они могут быть прогностические и диагностирующие, должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Лучшие статьи по теме