Для школьников и родителей
  • Главная
  • Проекты
  • Как решать столбиком умножение двухзначных чисел. Умножение в столбик. Умножение в столбик на двузначное число

Как решать столбиком умножение двухзначных чисел. Умножение в столбик. Умножение в столбик на двузначное число

Если нам по ходу решения задачи требуется перемножить натуральные числа, удобно использовать для этого готовый способ, который называется "умножение в столбик" (или "умножение столбиком"). Это очень удобно, поскольку с его помощью можно свести умножение многозначных чисел к последовательному перемножению однозначных.

Основы умножения столбиком

Для ведения вычисления в столбик нам будет нужна таблица умножения. Важно помнить ее наизусть, чтобы считать быстро и эффективно.

Также потребуется вспомнить, какой результат мы получим при умножении натурального числа на нуль. Это часто встречается в примерах. Нам потребуется свойство умножения, которое в буквенном виде записывается как a · 0 = 0 (a – любое натуральное число).

Чтобы лучше понять, как умножать столбиком, рекомендуем вам повторить аналогичный метод сложения. Один из этапов подсчетов будет представлять собой именно сложение промежуточных результатов, и знание этого метода при складывании чисел нам пригодится.

Также важно, чтобы вы умели сравнивать натуральные числа и помнили, что такое разряд.

Как всегда, начнем с того, как правильно записать исходные числа. Нам нужно взять два множителя и записать их один под другим так, чтобы все цифры, отличные от нуля, были расположены друг под другом. Проведем под ними горизонтальную линию, отделяющую ответ, и добавим знак умножения с левой стороны.

Пример 1

Например, чтобы вычислить и 71 , 550 · 45 002 и 534 000 · 4 300 , запишем такие столбики:

Далее нам нужно разобраться с процессом умножения. Для начала посмотрим, как правильно умножать многозначное натуральное число на однозначное, а потом посмотрим, как перемножать между собой многозначные числа.

Если нам для решения задачи требуется выполнить умножение двух натуральных чисел, одно из которых однозначное, а второе многозначное, то мы можем использовать способ столбика. Для этого выполняем последовательность шагов, которую будем объяснять сразу на примере. Сначала возьмем задачу, в которой многозначное число имеет в конце цифру, отличную от нуля.

Пример 2

Условие: вычислить 45 027 · 3 .

Решение

Запишем множители так, как это предполагает метод умножения столбиком. Поместим однозначный множитель под последним знаком многозначного. Мы получили такую запись:

Далее нам надо выполнить последовательное перемножение разрядов многозначного числа на указанный множитель. Если у нас получается число, которое меньше десяти, мы сразу вносим его в поле ответа под горизонтальной чертой, строго под вычисляемым разрядом. Если же результат составил 10 и больше, то указываем под нужным разрядом только значение единиц из полученного числа, а десятки запоминаем и добавляем на следующем шаге к более старшему разряду.

На конкретных числах процесс будет выглядеть так:

1. Умножаем 7 на 3 (семерку мы взяли из разряда единиц первого многозначного множителя): 7 · 3 = 21 . Мы получили число больше десяти, значит, записываем с правого края число 1 (значение единичного разряда числа 21), а двойку запоминаем. Наша запись принимает вид:

2. После этого мы перемножаем значения десятков первого множителя на второй и прибавляем к результату двойку, оставшуюся от предыдущего этапа. Если после этого получается меньше 10 , то вносим значения под соответствующий разряд, если больше – вносим значение единицы и переносим десятки дальше. В нашем примере нужно умножить 2 · 3 , это будет 6 . Добавляем оставшиеся с прошлого умножения десятки (от числа 21 , как мы помним): 6 + 2 = 8 . Восьмерка меньше десятки, значит, в следующий разряд переносить ничего не надо. Записываем 8 на нужное место и получаем:

3. Дальше действуем аналогично. Теперь нам надо умножить значения разряда сотен в первом многозначном множителе на исходный однозначный. Порядок действий тот же: если запоминали число на предыдущем этапе, плюсуем его к результату, сравниваем с десяткой и записываем в правильное место.

Здесь нужно умножить 3 на 0 . Согласно правилам умножения, результат будет равен 0 . Прибавлять ничего не будем, так как на предыдущем этапе число было меньше 10 . Получившийся нуль также меньше десятки, поэтому пишем его на место под горизонтальную черту:

4. Переходим к следующему разряду – умножаем тысячи. Продолжаем подсчеты по алгоритму до тех пора, пока не кончатся цифры в многозначном множителе.

Осталось умножить 5 · 3 и получить 15 . Результат больше 10 , пишем пятерку и запоминаем десяток:

Нам осталось только перемножить 4 · 3 , это будет 12 . Добавляем к результату единицу, взятую из предыдущего подсчета. 13 больше 10 , пишем 3 на нужное место и сохраняем единицу.

У нас больше не осталось разрядов, которые надо перемножить, однако единица в запасе все еще есть. Мы просто запишем ее под горизонтальную черту с левой стороны от всех уже имеющихся там цифр:

Процесс подсчета с помощью столбика на этом завершен. Мы получили шестизначное число, которое и является верным решением нашей задачи.

Ответ: 45 027 · 3 = 135 081 .

Чтобы было более понятно, мы представили алгоритм умножения многозначного натурального числа на однозначное в виде схемы. Здесь верно отражена самая суть процесса подсчета, однако не учтены некоторые нюансы:

Как быть, если в условии задачи стоит многозначное число, которое заканчивается нулем (или несколькими нулями подряд)? Рассмотрим на примере пошагово. Чтобы было проще, позаимствуем цифры из предыдущей задачи и просто допишем к исходному многозначному множителю пару нулей.

Решение

Cначала запишем числа нужным способом.

После этого проводим подсчеты, не обращая внимания на нули справа. Возьмем результаты из предыдущей задачи, чтобы не считать еще раз:

Финальный шаг решения – переписать имеющиеся в многозначном числе нули под горизонтальную черту в область результата. У нас нужно внести 2 дополнительных нуля:

Это число и будет ответом нашей задачи. На этом умножение столбиком завершено.

Ответ: 4 502 700 · 3 = 13 508 100 .

Этот способ вполне подходит и для тех случаев, когда оба множителя представляют собой многозначные натуральные числа. Разберем процесс сразу на примере, как и раньше. Сначала возьмем числа без нулей в конце, а потом рассмотрим и записи с нулями.

Пример 4

Условие: вычислить, сколько будет 207 · 8 063 .

Решение

Начнем, как всегда, с правильной записи множителей. Более удобным является способ записи, при котором множитель с большим количеством знаков стоит сверху. Так что запишем сначала 8 063 , а под ним 207 . Если число знаков в множителях совпадает, то порядок записи не имеет значения. В нашей задаче нам надо разместить цифры первого множителя под цифрами второго справа налево:

Начинаем последовательно перемножать значения разрядов. При этом у нас будут получаться результаты, которые называются неполными произведениями.

1. Первый шаг состоит в том, что нам надо перемножить между собой значения единиц в первом и втором множителе. В нашем случае это 3 и 7 . Все делаем так же, как мы уже объясняли в предыдущем пункте (если нужно, прочитайте его еще раз). В итоге у нас получится первое неполное произведение, которое является промежуточным результатом:

2. Второй шаг заключается в перемножении значений десятков. Умножаем столбиком первый множитель на значение разряда десятков второго множителя (при условии, что он не равен 0). Записываем результат под чертой под разрядом десятков. Если же во втором множителе на месте десятков стоит 0 , то сразу переходим к следующему этапу.

3. Последующие шаги выполняем аналогично, перемножая по очереди значения нужных разрядов (если они не равны 0). Вносим результаты под черту.

Итак, нам надо умножить 8 063 на значения сотен в 207 (т.е. на два). Мы получили второе неполное произведение, запишем его так:

У нас получились все нужные нам неполные произведения. Их количество равно числу разрядов во втором множителе (кроме 0). Последнее, что нам осталось сделать, – это сложить два произведения в столбик, используя ту же запись. Мы никуда не переписываем цифры: они остаются с тем же сдвигом влево. Подчеркнем их дополнительной горизонтальной чертой и поставим слева плюс. Складываем согласно уже изученным правилам сложения в столбик (запоминаем десятки, если число получилось больше 10 , и прибавляем их на следующем этапе). В нашей задаче получится:

Получившееся под чертой семизначное число – это и есть нужный нам результат умножения исходных натуральных чисел.

Ответ: 8 063 · 207 = 1 669 041 .

Процесс умножения двух многозначных чисел столбиков также можно представить в виде наглядной схемы:

Чтобы лучше закрепить материал, приведем решение еще одного примера.

Пример 5

Условие: умножьте 297 на 321 .

Решение

Начинаем с правильной записи множителей. Количество знаков в них одинаковое, так что порядок записи особого значения не имеет:

1. Первый этап – умножаем 297 на 1 , которая стоит в разряде единиц второго множителя.

2. Потом умножаем таким же образом первый множитель на 2 , что стоит в десятках второго множителя. Получаем второе неполное произведение.

    Запишем числа столбиком (одно под другим). В верхней строчке - большее число, в нижней - меньшее.

Самая правая цифра (знак) верхнего числа должна стоять над самой правой цифрой нижнего числа. Сбоку слева между числами ставим знак действия. У нас это « × » (знак умножения).
Сначала умножаем целиком верхнее число на последнюю цифру нижнего числа. Результат записывается под чертой под самой правой цифрой.

Умножаем число сверху по цифре (знаку) справа налево .

У нас получилось число большее или равное « 10 ».

Поэтому под черту идет только последняя цифра результата. Это « 2 ». Количество десятков произведения (у нас « 4 десятка») ставим над соседом слева от « 7 ».
Умножаем « 2 » на « 6 ».

Результат умножения на вторую цифру необходимо записывать под второй цифрой результата первого действия умножения.

Теперь освоив умножение столбиком , вы сможете перемножать сколь угодно большие числа.

УМНОЖЕНИЕ СТОЛБИКОМ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Тренажер по математике

Программа — тренажер по математике для закрепления навыков умножения столбиком двузначных чисел .

Предлагается 20 примеров для решения. Два случайных двузначных числа нужно умножить столбиком.

Для перехода к началу решения примеров нажимаем кнопку «START»

В левой верхней части страницы тренажера по математике указывается число примеров, которые осталось решить.

В правой части страницы пример, который нужно решить. В левой части этот же пример записан столбиком.

Клавишами управления курсором передвигаемся вверх/вниз/вправо/влево по клеточками. Нажимаем на клавиатуре кнопки 0-9 и вводим промежуточные ответы и итоговый ответ.

В случае, если пример решен верно, начисляется 5 очков. Если дать правильный ответ три раза подряд — начисляется бонус.

За неправильный ответ вычитается 3 очка.

Ошибки, допущенные в ходе вычисления, исправляются красным цветом. Сразу будет видно на каком этапе вычислений допущена ошибка.

В итоговой страничке тренажера по математике представлены результаты: количество очков, ошибок, бонусов.

Если при умножении столбиком были допущены ошибки, ниже будут перечислены примеры, в которых они были.

Правила умножения двузначных чисел столбиком

Метод умножения столбиком , позволяет упростить умножения чисел. Умножение столбиком предполагает последовательное умножения первого числа, на все цифры второго числа последующего сложения полученных произведений с учетом отступа , зависящего от положения цифры второго числа.

Рассмотрим как нужно умножать столбиком на примере нахождения произведения двух чисел 625 × 25 .

При большем количестве цифр во втором числе, мы получим что наши произведения выстраиваются справа в виде «лесенки».

4 В результате умножения получаем 2 произведения, 3125 и 1250 , будем последовательно справа на лево складывать их цифры между собой, в том порядке как они идут, и записывать результат их сложения ниже. Если сумма цифр при сложение превысит 9 , то делим сумму на 10 , остаток от деления записываем под текущими цифрами, а целую часть от деления перенесем влево.

В результате получаем .

Самое главное правило, с которого мы начинаем изучать умножение в столбик:

Умножение в столбик на двузначное число

Пример: 46 умножить на 73

Этот пример можно записать в столбик.

Под числом 46 записываем число 73 по правилу:

Единицы записываем под единицами, а десятки под десятками

1 Умножать начинаем с единиц.

3 умножим на 6. Получится 18.

  • 18 единиц – это 1 десяток и 8 единиц.
  • 8 единиц пишем под единицами, а 1 десяток запоминаем и прибавим к десяткам.

Теперь 3 умножим на 4 десятка. Получится 12.

12 десятков, да ещё 1, всего 13 десятков.

Сотен в этом примере нет, поэтому сразу на месте сотен пишем 1.

138 - это первое неполное произведение.

2 Умножаем десятки.

7 десятков умножить на 6 единиц получится 42 десятка.

  • 42 десятка это 4 сотни и 2 десятка.
  • 2 десятка пишем под десятками. 4 запомним и прибавим к сотням.
  • 7 десятков умножить на 4 десятка получится 28 сотен. 28 сотен, да ещё 4 получится 32 сотни.

  • 32 сотни – это 3 тысячи и 2 сотни.
  • 2 сотни пишем под сотнями, а 3 тысячи запомним и прибавим к тысячам.
  • Тысяч в этом примере нет, поэтому сразу на месте тысяч пишу 3.

    3220 – это второе неполное произведение.

    3 Складываем первое и второе неполные произведения по правилу сложения в столбик.

    Как быстро умножать двузначные числа в уме?

    Как быстро умножать большие числа, как овладеть такими полезными навыками? У большинства вызывает затруднения устное перемножение двузначных чисел на однозначные. А о сложных арифметических расчетах и говорить нечего. Но при желании способности, заложенные в каждом человеке, можно развить. Регулярные тренировки, немного усилий и применение, разработанных учеными, эффективных методик позволят достичь потрясающих результатов.

    Выбираем традиционные методы

    Проверенные десятилетиями способы перемножения двузначных чисел не теряют своей актуальности. Простейшие приемы помогают миллионам обычных школьников, учащихся специализированных ВУЗов и лицеев, а также людям, занимающимся саморазвитием, усовершенствовать вычислительное мастерство.

    Умножение с помощью разложения чисел

    Наиболее легким способом, как быстро научиться умножать большие числа в уме, является перемножение десятков и единиц. Сначала умножаются десятки двух чисел, затем поочередно единицы и десятки. Четыре полученных числа суммируются. Для использования этого метода важно уметь запоминать результаты перемножения и складывать их в уме.

    Например, для умножения 38 на 57 необходимо:

    • разложить число на (30+8)*(50+7) ;
    • 30*50 = 1500 – запомнить результат;
    • 30*7 + 50*8 = 210 + 400 = 610 – запомнить;
    • (1500 + 610) + 8*7 = 2110 + 56 = 2166
    • Естественно, необходимо отлично знать таблицу умножения, так как быстро умножать в уме этим способом не удастся без соответствующих умений.

      Умножение в столбик в уме

      Визуальное представление привычного перемножения в столбик многие используют при расчетах. Этот метод подойдет тем, кто умеет надолго запоминать вспомогательные числа и выполнять с ними арифметические действия. Но процесс значительно упрощается, если вы научились, как быстро умножать двузначные числа на однозначные. Для перемножения, например, 47*81 нужно:

      • 47*1 = 47 – запомнить;
      • 47*8 = 376 – запоминаем;
      • 376*10 + 47 = 3807.
      • Запоминать промежуточные результаты поможет проговаривание их вслух с одновременным суммированием в уме. Несмотря на сложность мысленных вычислений, после непродолжительных тренировок этот метод станет вашим любимым.

        Приведенные выше способы умножения универсальны. Но знание более эффективных алгоритмов для некоторых чисел намного сократит количество расчетов.

        Умножение на 11

        Это, пожалуй, самый простой способ, который используется для умножения любых двузначных чисел на 11.

        Достаточно между цифрами множителя вставить их сумму:
        13*11 = 1(1+3)3 = 143

        Если в скобках получается число больше 10, то к первой цифре добавляется единица, а из суммы в скобках вычитается 10.
        28*11 = 2 (2+8) 8 = 308

        Умножение больших чисел

        Очень удобно перемножать числа, близкие к 100 разложением их на составляющие. Например, необходимо умножить 87 на 91.

        • Каждое число необходимо представить как разницу 100 и еще одного числа:
          (100 - 13)*(100 - 9)
          Ответ будет состоять из четырех цифр, две первые из которых – разница первого множителя и вычитаемого из второй скобки или наоборот – разница второго множителя и вычитаемого из первой скобки.
          87 – 9 = 78
          91 – 13 = 78
        • Вторые две цифры ответа - результат перемножения вычитаемых из двух скобок.13*9 = 144
        • В результате получаются числа 78 и 144. Если при записывании окончательного результата получается число из 5 цифр вторую и третью цифру суммируем. Результат: 87*91 = 7944 .
        • Это самые простые способы перемножения. После многократного их применения, доведения вычислений до автоматизма можно осваивать более сложные техники. И через некоторое время проблема, как быстро умножить двузначные числа перестанет вас волновать, а память и логика существенно улучшатся.

          Урок математики на тему «Умножение трехзначных чисел в столбик». 3-й класс

          Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

          Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
          Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.

          УУД, формируемые на уроке:

          Личностные :

          • осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
          • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
          • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
          • самооценка на основе критерия успешности
          • Коммуникативные :

            • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
            • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения
            • Познавательные :

              • извлечение необходимой информации из заданий
              • постановка и формулирование проблемы
              • определение основной и второстепенной информации
              • выдвижение гипотез и их обоснование
              • Регулятивные :

                • самоорганизация и организация своего рабочего места
                • осуществление самоконтроля
                • фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии,умение прогнозировать
                • I. Орг.момент (Презентация – слайд 1)

                  Проверка готовности к уроку (слайд 2)

                  – Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», учебник, пенал.
                  – Проведем пальчиковую гимнастику. (дети соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят):

                  Желаю (большой палец)
                  Большого (средний)
                  Успеха (указательный)
                  Во всем (безымянный)
                  И везде (мизинец)
                  Удачи! (вся ладошка)

                  Мотивация к учебной деятельности.

                  – Я тоже хочу пожелать вам удачи.
                  – С чего мы начнем нашу работу?

                  1. Зашифрованное слово

                  – Я предлагаю вам очень интересное задание!
                  – Что нужно сделать?

                  Приложение 1 (работа в парах)

                  – Какое слово получилось? (Успех)
                  – Каждого из вас ждут сегодня на уроке удача и успех!
                  – Назовите самое большое трёхзначное число. (124 ) (слайд 3)
                  – Расскажите всё, что вы знаете об этом числе. (Оно натуральное, не круглое, стоит на 124 месте в ряду натуральных чисел, ему предшествует число 123, за ним стоит число 125. Сумму цифр этого числа 7. Оно трехзначное. В нём 1 сотня, 2 десятка, 4 единицы)

                  2. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых

                  – Запишите его в виде суммы разрядных слагаемых: 124 = 100 + 20 + 4 (слайд 4)
                  – Поменяйтесь тетрадями с своим соседом по парте и проверьте работы друг друга.
                  – А теперь скажите, что мы знаем (умеем) о трёхзначных числах?

                  II. Мотивация

                  Знаю (умею) (слайд 4)

                  • читать
                  • записывать
                  • сравнивать
                  • представлять в виде суммы разрядных слагаемых
                  • выполнять устные приёмы сложения и вычитания
                  • выполнять устные приёмы умножения и деления
                  • – Какие умения мы использовали при выполнении этого задания с числом 124? (Раскладывать трехзначные числа на сумму разрядных слагаемых)
                    – Где нам могут пригодиться эти умения? (При решении примеров, для удобства вычислений)
                    – Посмотрите на доску.

                    800*3 200*4
                    412*2 123*3
                    112*4 300*3

                    – На какие две группы можно разбить данные выражения? (Выражения на умножения круглых и не круглых трехзначных чисел)
                    – Пример какого столбика мы сможем решить легко и быстро? Почему? (Первого, мы умеем умножать круглые числа)
                    – Запишете в тетрадь ответы примеров первого столбика.
                    – Кто записал, сядьте ровно. Проверьте по образцу. (Слайд 5)
                    – Посмотрите на примеры второго столбика. Можем мы сразу решить эти примеры? Почему? (Нет, не умеем)

                    Хочу узнать (слайд 6)

                    – А хотели бы узнать, как решать такие примеры? (Как выполнять умножение трёхзначных чисел в столбик)
                    – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

                    «Умножение трёхзначных чисел в столбик» (слайд 7)

                    – Какие цели можем поставить? (Научиться умножать трёхзначные числа в столбик)
                    – Да, верно. С умножением трёхзначных чисел в столбик вы ещё не знакомы!
                    – Вот это наша главная цель на уроке!
                    – Сделайте свои предположения, как мы будем умножать трёхзначное число на однозначное?

                    III. Поиск решения

                    – Что нам может помочь, чтобы не ошибиться в решении примеров? (Нужен АЛГОРИТМ!)
                    – Сейчас вам необходимо поработать и правильно расставить порядок действий в алгоритме.
                    – Мы с вами разделимся на две группы.
                    – Первая группа должна восстановить последовательность алгоритма, как вы бы действовали при умножении.
                    – Со второй группой мы устно разберём алгоритм действий.
                    – Ребята из второй группы будут оценивать правильность составления вашего алгоритма. (Дети выстраиваются в нужном порядке)
                    – Прочитайте свои алгоритмы, а теперь сравним с тем, какой у меня на слайде. (слайд 8)

                    АЛГОРИТМ

                    1. ПИШУ.
                    2. УМНОЖАЮ ЕДИНИЦЫ.
                    3. ЕДИНИЦЫ ПИШЕМ ПОД ЕДИНИЦАМИ.
                    4. УМНОЖАЮ ДЕСЯТКИ.
                    5. ДЕСЯТКИ ПИШЕМ ПОД ДЕСЯТКАМИ.
                    6. УМНОЖАЮ СОТНИ.
                    7. СОТНИ ПИШЕМ ПОД СОТНЯМИ.
                    8. ЧИТАЮ ОТВЕТ.

                    IV. Первичное закрепление

                    – А теперь воспользуемся алгоритмом и решим примеры второго столбика (у доски с объяснением)

                    412 * 2 = 824
                    123 * 3 = 369
                    112 * 4 = 448

                    – Понравилось решать примеры?
                    – А теперь немного отдохнём.

                    IV. Физминутка (слайд 9)

                    – Я буду давать задания, а вы числом движений дадите ответ:

                    СТОЛЬКО РАЗ НОГОЮ ТОПНЕМ - 12: 3
                    СТОЛЬКО РАЗ РУКАМИ ХЛОПНЕМ - 25: 5
                    МЫ ПРИСЯДЕМ СТОЛЬКО РАЗ - 36: 9
                    МЫ НАКЛОНИМСЯ СЕЙЧАС - 18: 3
                    МЫ ПОДПРЫГНЕМ РОВНО СТОЛЬКО - 36: 6
                    – ОТДОХНУЛИ? СНОВА В ПУТЬ.

                    V. Решение задачи

                    – Можете ли вы использовать умения, приобретённые на уроке при решении задач?
                    – Тогда решаем!

                    (слайд 10)

                    «Возраст берёзы, под которой путешественники построили свой шалаш, – 121 год, а возраст дуба, который растёт рядом, в 3 раза больше. Сколько лет дубу? На сколько лет дуб старше берёзы?»
                    1) 121 * 3 = 363 (г.) – возраст дуба.
                    2) 363 - 121 = 242 (г.) – разница.

                    Ответ: 363 года возраст дуба, на 242 года дуб старше берёзы.

                    V. Самостоятельная работа (слайд 11)

                    – А самостоятельно справитесь с решением примеров?

                    223 * 3
                    212 * 4
                    241 * 2
                    313 * 3
                    413 * 2

                    – Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли решил примеры ваш сосед.

                    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке и итог урока

                    – Какая цель стояла перед нами в начале урока?
                    – Справились?

                    Узнал (алгоритм умножения трёхзначных чисел в столбик) (слайд 12)

                    – А где пригодятся вам эти знания? (В быту, в магазине.)
                    – Давайте посмотрим, как мы работали, как вы оценили сою работу и работу класса.
                    – Сейчас на «лестницу настроения» (слайд 13) прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.

                    Умножение натуральных чисел столбиком, примеры, решения.

                    Умножение натуральных чисел удобно проводить особым способом, который получил название «умножение столбиком » или «умножение в столбик ». Вся прелесть этого способа заключается в том, что умножение многозначных натуральных чисел сводится к последовательному умножению двух однозначных чисел.

                    В этой статье мы самым подробным образом разберем алгоритм умножения столбиком двух натуральных чисел. Последовательность действий будем описывать пошагово, одновременно показывая решения примеров.

                    Навигация по странице.

                    Что необходимо знать для умножения натуральных чисел столбиком?

                    Промежуточные вычисления при умножении столбиком проводятся с использованием таблицы умножения, поэтому ее желательно знать наизусть, чтобы не тратить время на поиск нужного результата.

                    Рано или поздно при умножении столбиком мы столкнемся с умножением однозначного натурального числа на нуль. В этом случае мы будем пользоваться свойством умножения натурального числа на нуль: a·0=0 , где a – произвольное натуральное число..

                    Рекомендуем разобраться с материалом статьи сложение столбиком. Это связано с тем, что на одном из этапов умножения в столбик приходится складывать промежуточные результаты (которые называют неполными произведениями), используя принцип сложения столбиком.

                    Запись множителей при умножении в столбик.

                    Начнем с правил записи множителей при умножении столбиком.

                    Второй множитель записывается под первым множителем так, что первые справа цифры, отличные от цифры 0 , располагаются друг под другом. Снизу под записанными множителями проводится горизонтальная линия, а слева ставится знак умножения вида «×». Приведем примеры правильной записи множителей при умножении столбиком. Ниже показаны записи в столбик произведений чисел 352 и 71 , 550 и 45 002 , а также 534 000 и 4 300 .

                    С записью разобрались.

                    Теперь можно переходить непосредственно к процессу умножения двух натуральных чисел столбиком. Сначала рассмотрим умножение многозначного числа на однозначное число. После этого разберем умножение столбиком двух многозначных натуральных чисел.

                    Умножение столбиком многозначного натурального числа на однозначное число.

                    Сейчас мы приведем алгоритм умножения столбиком многозначного натурального числа на однозначное натуральное число. Будем это делать, одновременно описывая решение примера.

                    Пусть нам требуется умножить данное многозначное натуральное число 45 027 на данное однозначное число 3 .

                    Записываем множители так, как это предполагает умножение столбиком (при этом однозначное число оказывается под крайним справа знаком многозначного числа).

                    Для нашего примера запись будет иметь следующий вид:

                    Теперь выполняем умножение значение разряда единиц данного многозначного числа на данное однозначное число. Если при этом получаем число меньшее 10 , то записываем его под горизонтальной чертой в том же столбце, в котором находится данное умножаемое однозначное число. Если же получаем число 10 или число большее, чем 10 , то под горизонтальной чертой записываем значение разряда единиц полученного числа, а значение разряда десятков запоминаем (запомненное число прибавим к результату умножения на следующем шаге, после чего запомненное число удалим из памяти).

                    То есть, умножаем 7 (это значение разряда единиц первого множителя 45 027 ) на 3 . Получаем 21 . Так как 21 больше 10 , то под чертой записываем число 1 (это значение разряда единиц полученного числа 21 ) и запоминаем число 2 (это значение разряда десятков числа 21 ). На этом шаге запись примет следующий вид:

                    Переходим к следующему этапу алгоритма умножения столбиком. Выполняем умножение значения разряда десятков данного многозначного числа на данное однозначное число и к произведению еще прибавляем число, запомненное на предыдущем этапе (если мы его запоминали). Если в результате получаем число меньшее десяти, то записываем его под горизонтальной чертой слева от уже записанного там числа. Если же в результате получаем число десять или число большее десяти, то под горизонтальной чертой записываем значение разряда единиц полученного числа, а значение разряда десятков запоминаем (его так же используем на следующем шаге).

                    Итак, умножаем 2 (это значение разряда десятков первого множителя 45 027 ) на 3 , имеем 6 . К этому числу прибавляем запомненное на предыдущем шаге число 2 , получаем 6+2=8 . Так как 8 меньше, чем 10 , то под горизонтальной чертой записываем число 8 на нужную позицию (при этом нам не нужно запоминать никакое число, то есть, теперь в памяти у нас чисел нет). Имеем:

                    На следующем шаге действуем аналогично, но уже выполняем умножение значения разряда сотен данного многозначного числа на данное однозначное натуральное число. Прибавляем к этому произведению запомненное число (если его запоминали); сравниваем результат с числом 10 ; если нужно, запоминаем новое число, и записываем нужное число под горизонтальной чертой слева от уже находящихся там чисел.

                    Умножаем 0 на 3 , получаем 0 . Так как в памяти у нас нет никакого числа, то к полученному числу 0 не нужно ничего прибавлять. Число 0 меньше 10 , поэтому записываем 0 под горизонтальной линией на нужной позиции:

                    После этого переходим к умножению значения следующего разряда данного многозначного натурального числа и данного однозначного натурального числа. Аналогичным образом действуем до того момента, пока не умножим значения всех разрядов данного многозначного числа на данное однозначное натуральное число.

                    Итак, умножаем 5 на 3 , получаем 15 . Так как 15>10 , то пишем под чертой 5 и запоминаем число 1 :

                    Наконец, умножаем 4 на 3 , получаем 12 . К 12 прибавляем запомненное на предыдущем этапе число 1 , имеем 12+1=13 . Так как 13 больше, чем 10 , то записываем число 3 на нужное место и запоминаем число 1 :

                    Отметим что, если на последнем этапе нам пришлось запомнить число, то его нужно записать под горизонтальной чертой слева от уже находящихся там чисел.

                    У нас в памяти находится число 1 , поэтому его нужно написать на нужное место под чертой:

                    На этом процесс умножения столбиком многозначного натурального числа на однозначное натуральное число заканчивается, а результатом умножения является число, записанное под горизонтальной линией.

                    Таким образом, умножение столбиком натуральных чисел 45 027 и 3 привело нас к результату 135 081 .

                    Для наглядности схематично изобразим алгоритм умножения столбиком многозначного натурального числа на однозначное натуральное число (этот рисунок отражает лишь общую картину, но не показывает всех нюансов).

                    Осталось разобраться с умножением столбиком многозначного натурального числа, в записи которого справа находится цифра 0 или несколько цифр 0 подряд, на однозначное число. Также рассмотрим все шаги умножения столбиком в таких случаях на примере. Причем возьмем числа из предыдущего примера, но в записи многозначного числа допишем несколько цифр 0 справа.

                    Итак, умножим натуральные числа 4 502 700 (мы дописали две цифры 0 ) на число 3 .

                    В этом случае сначала записываем умножаемые числа так, как это предполагает умножение столбиком:

                    После этого проводим умножение столбиком так, как будто цифр 0 справа нет.

                    Воспользуемся результатом из уже решенного выше примера:

                    На заключительном этапе умножения столбиком под горизонтальной чертой, справа от уже имеющихся там цифр, записываем столько цифр 0 , сколько их находится справа в исходном умножаемом числе.

                    В нашем примере нужно дописать две цифры 0 . Запись примет вид:

                    На этом умножение столбиком завершено.

                    Результатом умножения многозначного натурального числа 4 502 700 , запись которого оканчивается нулями, на однозначное натуральное число 3 является 13 508 100 .

                    Умножение в столбик двух многозначных натуральных чисел.

                    Опишем все этапы алгоритма умножения двух многозначных натуральных чисел столбиком.

                    Описание будем проводить вместе с решением примера. Сейчас будем считать, что в записях умножаемых натуральных чисел справа не находятся цифры 0 . Умножение многозначных натуральных чисел, записи которых оканчиваются нулями, рассмотрим в конце этого пункта.

                    Умножим столбиком числа 207 на 8 063 .

                    Начинаем с записи множителей друг под другом. Заметим, что удобнее сверху располагать множитель, запись которого состоит из большего количества знаков (в нашем примере сверху запишем число 8 603 , так как в его записи 4 знака, а число 207 трехзначное). Если же записи множителей содержат одинаковое количество знаков, то не имеет значения, какой из множителей записывать сверху. Итак, располагаем множители друг под другом, чтобы цифры первого множителя были под цифрами второго множителя справа налево:

                    Теперь на каждом следующем шаге будем получать так называемые неполные произведения .

                    Первый этап алгоритма заключается в умножении столбиком первого множителя (в нашем примере это число 8 063 ) на значение разряда единиц второго множителя (в нашем примере значением разряда единиц числа 207 является число 7 ). Все действия аналогичны умножению столбиком многозначного числа на однозначное число (при необходимости вернитесь к предыдущему пункту этой статьи), в результате под горизонтальной линией имеем первое неполное произведение. На этом этапе запись примет следующий вид:

                    Переходим ко второму этапу. На этом этапе умножаем столбиком первый множитель (в нашем примере это число 8 063 ) на значение разряда десятков второго множителя, если оно не равно нулю. Если значение разряда десятков второго множителя равно нулю, то переходим к следующему этапу (в нашем примере значением разряда десятков числа 207 равно нулю, поэтому, мы перейдем к третьему этапу). Результаты записываем под чертой ниже уже записанного там числа, начиная с позиции, которая соответствует разряду десятков.

                    На третьем, четвертом и так далее этапах действуем аналогично, умножая столбиком первый множитель (число 8 063 ) на значение разряда сотен второго множителя (если оно не равно нулю), далее на значение разряда тысяч (если оно не равно нулю) и так далее. Результаты записываем под чертой ниже уже записанных там чисел, начиная с позиции, отвечающей разряду однозначного числа, на которое проводится умножение на данном этапе.

                    Итак, умножаем число 8 063 на значение разряда сотен числа 207 , то есть на число 2 . Получаем второе неполное произведение, а решение примера примет следующий вид:

                    Итак, все неполные произведения вычислены. Остается последний этап алгоритма, на котором складываются все неполные произведения, причем делается это так же, как при сложении в столбик. Сложение производится с использованием уже имеющейся записи (неполные произведения остаются на тех местах, где они и записаны, то есть, они никуда не сдвигаются), снизу проводится еще одна горизонтальная линия, слева ставится знак «+», а результаты сложения записываются под нижней линией. Если в столбце находится только одно число, и при этом в памяти нет запомненного на предыдущем этапе числа, то оно записывается под горизонтальной линией.

                    В нашем примере получаем:

                    Образовавшееся внизу число является результатом умножения исходных многозначных натуральных чисел. Итак, произведение чисел 8 063 и 207 равно 1 669 041 .

                    Для наглядности схематично изобразим процесс умножения столбиком двух натуральных чисел.

                    Покажем решение еще одного примера для закрепления материала.

                    • Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" С изменениями и дополнениями от: 7 августа 2000 г., 10 […]
                    • Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 12 мая 2010 года) (с изменениями и дополнениями) Закон Санкт-Петербургаот 31 мая 2010 г. N 273-70"Об административных […]
                    • Тест

    Давайте рассмотрим, как можно умножать двузначные числа, используя традиционные методы, которым нас обучают в школе. Некоторые из этих методов, могут позволить вам быстро перемножать в уме двузначные числа при достаточной тренировке. Знать эти методы полезно. Однако важно понимать, что это лишь вершина айсберга. В данном уроке рассмотрены наиболее популярные приемы умножения двузначных чисел.

    Первый способ - раскладка на десятки и единицы

    Самым простым для понимания способом умножения двузначных чисел является тот, которому нас научили в школе. Он заключается в разбиении обоих множителей на десятки и единицы с последующим перемножением получившихся четырех чисел. Этот метод достаточно прост, но требует умения удерживать в памяти одновременно до трех чисел и при этом параллельно производить арифметические действия.

    Например: 63*85 = (60+3)*(80+5) = 60*80 + 60*5 +3*80 + 3*5=4800+300+240+15=5355

    Проще такие примеры решаются в 3 действия. Сначала умножаются десятки друг на друга. Потом складываются 2 произведения единиц на десятки. Затем прибавляется произведение единиц. Схематично это можно описать так:

    • Первое действие: 60*80 = 4800 - запоминаем
    • Второе действие: 60*5+3*80 = 540 - запоминаем
    • Третье действие: (4800+540)+3*5= 5355 - ответ

    Для максимально быстрого эффекта потребуется хорошее знание таблицы умножения чисел до 10, умение складывать числа (до трехзначных), а также способность быстро переключать внимание с одного действия на другое, держа предыдущий результат в уме. Последний навык удобно тренировать путем визуализации совершаемых арифметических операций, когда вы должны представлять себе картинку вашего решения, а также промежуточные результаты.

    Вывод. Не трудно убедиться в том, что этот способ не является самым эффективным, то есть позволяющим при наименьших действиях получить правильный результат. Следует принять во внимание другие способы.

    Второй способ - арифметические подгонки

    Приведение примера к удобному виду является достаточно распространенным способом счета в уме. Подгонять пример удобно, когда вам нужно быстро найти примерный или точный ответ. Желание подгонять примеры под определенные математические закономерности часто воспитывается на математических кафедрах в университетах или в школах в классах с математическим уклоном. Людей учат находить простые и удобные алгоритмы решения различных задач. Вот некоторые примеры подгонки:

    Пример 49*49 может решаться так: (49*100)/2-49. Сначала считается 49 на сто - 4900. Затем 4900 делится на 2, что равняется 2450, затем вычитается 49. Итого 2401.

    Произведение 56*92 решается так: 56*100-56*2*2*2. Получается: 56*2= 112*2=224*2=448. Из 5600 вычитаем 448, получаем 5152.

    Этот способ может оказаться эффективнее предыдущего только в случае, если вы владеете устным счетом на базе перемножения двузначных чисел на однозначные и можете держать в уме одновременно несколько результатов. К тому же приходится тратить время на поиск алгоритма решения, а также уходит много внимания за правильным соблюдением этого алгоритма.

    Вывод. Способ, когда вы стараетесь умножить 2 числа, раскладывая их на более простые арифметические процедуры, отлично тренирует ваши мозги, но связан с большими мысленными затратами, а риск получить неправильный результат выше, чем при первом методе.

    Третий способ - мысленная визуализация умножения в столбик

    56*67 - посчитаем в столбик.

    Наверное, счет столбиком содержит максимальное количество действий и требует постоянно держать в уме вспомогательные числа. Но его можно упростить. Во втором уроке рассказывалось, что важно уметь быстро умножать однозначные числа на двузначные. Если вы уже умеете это делать на автомате, то счет в столбик в уме для вас будет не таким уж и трудным. Алгоритм таков

    Первое действие: 56*7 = 350+42=392 - запомните и не забывайте до третьего действия.

    Второе действие: 56*6=300+36=336 (ну или 392-56)

    Третье действие: 336*10+392=3360+392=3 752 - тут посложнее, но вы можете начинать называть первое число, в котором уверены - «три тысячи…», а пока говорите, складывайте 360 и 392.

    Вывод: счет в столбик напрямую сложен, но вы можете, при наличии навыка быстрого умножения двузначных чисел на однозначные, его упросить. Добавьте в свой арсенал и этот метод. В упрощенном виде счет в столбик является некоторой модификацией первого метода. Что лучше - вопрос на любителя.

    Как можно заметить, ни один из описанных выше способов не позволяет считать в уме достаточно быстро и точно все примеры умножения двузначных чисел. Нужно понимать, что использование традиционных способов умножения для счета в уме не всегда является рациональным, то есть позволяющим при наименьших усилиях достигать максимального результата.

    Как умножать столбиком

    Умножение многозначных чисел обычно выполняют столбиком, записывая числа друг под другом так, чтобы цифры одинаковых разрядов стояли друг под другом (единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.). Для удобства сверху обычно записывается то число, которое имеет больше цифр. Слева между числами ставится знак действия. Под множителем проводят черту. Под чертой пишут цифры произведения по мере их получения.

    Рассмотрим для начала умножение многозначного числа на однозначное. Пусть требуется умножить 846 на 5:

    Умножить 846 на 5 - значит, сложить 5 чисел, каждое из которых равно 846. Для этого достаточно взять сначала 5 раз по 6 единиц, потом 5 раз по 4 десятка и наконец 5 раз по 8 сотен.

    5 раз по 6 единиц = 30 единиц, т. е. 3 десятка. Пишем 0 под чертой на месте единиц, а 3 десятка запоминаем. Для удобства, чтобы не запоминать можно написать 3 над десятками множимого:

    5 раз по 4 десятка = 20 десятков, прибавляем к ним ещё 3 десятка = 23 десятка, т. е. 2 сотни и 3 десятка. Пишем 3 десятка под чертой на месте десятков, а 2 сотни запоминаем:

    5 раз по 8 сотен = 40 сотен, прибавляем к ним ещё 2 сотни = 42 сотни. Пишем под чертой 42 сотни, т. е. 4 тысячи и 2 сотни. Таким образом, произведение 846 на 5 оказывается равным 4230:

    Теперь рассмотрим умножение многозначных чисел. Пусть требуется умножить 3826 на 472:

    Умножить 3826 на 472 - значит, сложить 472 одинаковых числа, каждое из которых равно 3826. Для этого надо сложить 3826 сначала 2 раза, потом 70 раз, потом 400 раз, т. е. умножить множимое отдельно на цифру каждого разряда множителя и полученные произведения сложить в одну сумму.

    2 раза по 3826 = 7652. Пишем полученное произведение под чертой:

    Это не окончательное произведение, пока мы умножили только на одну цифру множителя. Полученное число называется частичным произведением . Теперь наша задача умножить множимое на цифру десятков. Но перед этим надо запомнить один важный момент: каждое частичное произведение нужно записывать под той цифрой, на которую происходит умножение.

    Умножаем 3826 на 7. Это будет второе частичное произведение (26782):

    Умножаем множимое на 4. Это будет третье частичное произведение (15304):

    Под последним частичным произведением проводим черту и выполняем сложение всех полученных частичных произведений. Получаем полное произведение (1 805 872):

    Если во множителе встречается нуль, то обычно на него не умножают, а сразу переходят к следующей цифре множителя:

    Когда множимое и (или) множитель оканчиваются нулями, умножение можно выполнить не обращая на них внимания, и в конце, к произведению добавить столько нулей, сколько их во множимом и во множителе вместе.

    Например, необходимо вычислить 23 000 · 4500. Сначала умножим 23 на 45, не обращая внимание на нули:

    И теперь, справа к полученному произведению припишем столько нулей, сколько их во множимом и во множителе вместе. Получится 103 500 000.

    Калькулятор умножения столбиком

    Данный калькулятор поможет вам выполнить умножение столбиком. Просто введите множимое и множитель и нажмите кнопку Вычислить.

    Лучшие статьи по теме