Для школьников и родителей
  • Главная
  • Проекты
  • Конспект обучение грамоте подготовительная группа анализ занятия. Самоанализ занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей группе дошкольного общего образования для детей с ЗПР на тему "Звук и буква В.

Конспект обучение грамоте подготовительная группа анализ занятия. Самоанализ занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей группе дошкольного общего образования для детей с ЗПР на тему "Звук и буква В.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по предмету «Развитие речи и обучение грамоте» в средней группе МДОУ детского сада «Солнышко».

Тема: «Мебель для домика на крыше».

Воспитатель: Трифонова Алина Александровна.

Краткая характеристика группы.

Моя группа называется «Незнайка». В ней 25 человек, из них 12 девочек и 13 мальчиков, в возрасте от четырех до пяти лет. Набор группы проходил в 2011 году, поэтому дети уже прошли адаптацию к воспитателям и друг другу.

Все дети разные: есть спокойные, сдержанные, хорошо идут на контакт с взрослыми и сверстниками. Есть дети подвижные, гиперактивные, со своими психологическими особенностями. В процессе образовательной деятельности кто-то из детей быстро включается в работу, а кому-то надо больше времени, чтобы настроиться.

Группа большая по количеству детей, поэтому непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам, а также провожу индивидуальную работу.

Место данного занятия в системе занятий, тип занятия.

Тип занятия – повторение и закрепление знаний. На предыдущем занятии дети знакомились с предметами мебели, их назначении; из какого материала делают мебель; знакомились с профессией столяр.

Формирование целей и задач.

Развитие речи и обучение грамоте – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний психический процесс.

Вашему вниманию было представлено занятие по развитию речи и обучение грамоте, которое было разработано в соответствии с ФГТ, в ходе которого произведена интеграция следующих образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация.

Цель моего занятия: закрепить пройденный материал и выявить уровень его освоения.

Для достижения цели я поставила себе следующие задачи:

Коммуникация: Уточнение и обогащение словаря; развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. . Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Познание: Закреплять представление о предметах мебели, их назначении и свойствах; как правильно ухаживать за мебелью. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать их мышление, воображение.

Художественное творчество: Развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей. Развивать самостоятельность, активность. Закреплять умения и навыки конструктивной деятельности.

Чтение художественной литературы: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию » с текстом.

Труд: Продолжать расширять представления детей о профессиях (столяр). Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых. Формировать умение доводить начатое дело до конца, стремиться сделать его хорошо.

Социализация: Формировать умение вести диалог. Побуждать детей сопереживать знакомым сказочным героям; воспитывать стремление быть полезными для окружающих. Закреплять представления о правилах и формах культурного и доброжелательного отношения к людям. Стимулировать детскую игровую самостоятельность.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.

Были продуманны условия:

  1. В группе проветрено, чисто.
  2. Продуманно размещение детей, расставлено оборудование.
  3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Выбор структуры занятия.

Структура и содержание занятия на повторение и закрепление соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: Организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение знаний полученных на прошлом занятии; подведение итогов.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей, подготовить к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом – отгадать, кто будет в гостях (загадка).

На следующим этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей. Для подготовки артикуляционного аппарата был проведен комплекс артикуляционной гимнастики. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию со сказочным персонажем. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.

Третий этап – повторение и практическое применение знаний. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Ходили в мебельный магазин, использовала наглядность, художественное слово. Детям было предложено перевоплотиться в мастеров мебельной фабрики и создать свой предмет мебели. Перед работой провела комплекс пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире». Все это способствовало развитию мелкой моторики рук.

Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же я провела моральное поощрение.

Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Используемые формы и методы работы.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:

Игровые

Сюрпризность

Создание игровой ситуации

Воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные

Разговор, беседа

Вопросы

Использование художественного слова

Напоминание, пояснение

Обучение правильной артикуляции

Педагогическая оценка.

Практические

Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Моделирование

Наглядные

Демонстрация пособий

Иллюстрационный материал

Оценка результативности деятельности .

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.


Виктория Спиридонова
Самоанализ занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

по теме «Звук и буква Ш»

Данное занятие посвящено закреплению звука Ш и знакомству с буквой Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского сада. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения и перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и индивидуальные возможности каждого ребёнка.

В подготовительной группе занимаются с логопедом 20 детей. Из них 9 детей имеют речевое заключение ОНР 3 уровня, 6 детей – дизартрию разной степени сложности и ОНР 3 уровня синдром дизартрии и 2 ребёнка ОНР 2-3 уровня.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель: закрепить знания о звуке Ш и познакомить с буквой Ш;

Задачи: корекционно-образовательная:

дать детям понятие о механизме образования звука Ш;

корекционно-развиваюшие:

автоматизировать у детей звук Ш в словах, слогах и предложениях;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

развивать фонематический слух и восприятие;

развивать умения выделять в словах первые звуки и из них составлять слово;

развивать навыки звукобуквенного разбора слов;

формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

корекиионно-воспитательная:

воспитывать интерес к занятию, умение слушать друг друга и педагога.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.

Для получения более высоких результатов деятельности детей была подготовлена презентация, составленная по авторскому конспекту. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Познакомившись со шмелёнком, дети выполняли вмести с ним различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли наличие звука Ш в словах, затем определяли место звука Ш в словах (начало, середина, конец, исправляли речевые ошибки педагога, читали слоги со звуком Ш, выполняли звукобуквенный разбор слов (шум, машина) и составляли слово из первых звуков заданных слов.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на пальчиковые игры и задания в тетрадях. В занятие была также включена музыкальная физминутка «Друзья», которая отражала воспитательную задачу занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки на слайдах, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Публикации по теме:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Путешествие в страну звуков и слов» Ход занятия: «Становись скорее в круг Ты мой друг и я твой друг! Крепче за руки возьмись И друг другу улыбнись!» Как красиво вы улыбаетесь,.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников.

В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

  1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  2. Научить детей чтению и письму.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

  1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
  3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
  4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
  5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
  6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

  • развитие умения вслушиваться в слово;
  • выделять звуки;
  • различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

  • последовательно выделять звуки;
  • устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

2. Современные требования к занятию по обучению грамоте.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармонической личности.

Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Предлагается разнообразное построение занятий: игра, занятие – спектакль, дети – учителя.

Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Схема занятия включает:

  1. Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
  4. Физминутки несут речевую нагрузку.
  5. Задания на словотворчество детей.
  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • сюжетов сказок;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактических игр;
  • сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий, рисунков, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.

Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:

1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.

Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”.

На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.

Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • показывается “профиль” звука на рисунке;
  • уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
  • находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);
  • звуки обозначаются цветными символами;
  • определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).

4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.

Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

са-ша-са-ша - здороваются,

со-шо-со-шо - удивляются,

су-шу-су-шу - сердятся,

сы-ши-сы-ши - прощаются.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда...) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.

Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • совершенствовании общей моторики;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.)

Усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятия решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания;
  • работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная задача данного этапа:

  • совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма.

Попутно решаются и другие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.

Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам.

Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.

9. Обучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатными буквами слоги, слова.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:

“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”.

По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.

Наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая.

Письмо печатных букв требует соблюдения санитарных и гигиенических норм на занятиях и дома.

10. Итог занятия.

Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.

В конце занятия детей может ожидать сюрприз.

Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.

На тему «Осень. Деревья. Знакомство со звуком [И]»

Логопедическая тема: Звук [и]

Грамматическая тема: Образование качественных и притяжательных прилагательных

Лексическая тема: Осень. Деревья.
При планировании занятия были поставлены цели: коррекционно - образовательные, коррекционно-развивающие коррекционно - воспитательные цели.

Коррекционно-образовательные:

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:

  • уточнение правильного произношения звука: [и]
  • развитие артикуляционной моторики;
  • различение на слух изученных гласных;
  • выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции звука [и];
  • выделение гласного звука [и]из состава слова в ударной позиции;
  • формирование умения характеризовать звук;
  • формирование понятий: гласный звук.

2. Закрепление знаний о деревьях (названия деревьев, их строение, внешние признаки; умение различать деревья по внешним признакам).

3. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:

  • образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (пожелтели, опадают, кружатся);
  • образование притяжательных прилагательных (дубовые листья);
  • образование качественных прилагательных (Холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
  • образование сложных слов (листопад);
  • привлечение внимания к многозначности слов (игла);
  • образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (лист - листик, листок, дерево - деревце, береза - березонька, елка - елочка, дуб - дубок).

4. Развитие просодической стороны речи.

5. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравне-ния, обобщения).

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Все занятие было выстроено с учетом требований ФГОС:

в структуре материально-технического обеспечения была отражена специфика требований к организации пространства (я использовала оборудованный логопедический кабинет), организация временного режима обучения - занятие было проведено в утренний отрезок времени, использование ТСО и обеспечение комфортного доступа детей с тяжелыми нарушениями речи к образованию, специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям - мною использовалось следующее оборудование: компьютер, магнитная доска, демонстрационный материал (картинки с изображением разных деревьев и листьев, картинки с изображением ежа, еловой ветви, иглы), природный материал в виде засушенных листьев деревьев, логопедическое пособие Цукановой СП., Бетц Л.Л.«Учим ребенка говорить и читать».



Занятие несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:

  • социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем - логопедом, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию;
  • познавательное развитие (знакомство и усвоение нового материала.);
  • речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения);
  • художественно-эстетическое развитие (знакомство с творчеством А.Н. Плещеева, П.и.Чайковского);
  • физическое развитие (физминутка, пальчиковая гимнастика).

Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (обучение грамоте, развитие грамматических категорий).

Цели занятия реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.).
Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.

Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания по лексической теме «Осень», «Деревья».
Речевые занятия всегда трудны для детей, многие понятия для детей абстрактны. Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризы от Осени).
В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения, каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечили выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. (д/и «Собери картинку», д/и «С какого дерева листок?», дыхательным упражнением «Сдуй листочек», д/у «Отгадай загадку и определи в отгадке первый звук»). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.

Занятие проходило со сменой деятельности (за столами, у доски, на ковре) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.

Индивидуальные задания (работа в индивидуальных альбомах) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (сбор картинки).

Занимательная физминутка внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу. В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо- эмоциональную направленность.

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и формированию грамматических категорий, а учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.

МУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Треди» Отделение социальной реабилитации.
Автор материала:

Задачи:

  • Освоение звукового анализа слов
  • Развитие представлений о гласных звуках
  • Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
  • Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился?»

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)

Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова слон

Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Это что за великан?
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю...! (Слон)

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)

Это согласный или гласный звук? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук? (-л-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук? (-о-)

Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук? (-н-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон? (3)

Сколько гласных звуков в слове слон? (1)

Сколько слогов? (1)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)

Физминутка

Мы веселые мартышки, улыбаются
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, хлопают
Мы ногами топаем, топают

Надуваем щечки, надувают щеки
Скачем на носочках подпрыгивают вверх
И друг другу даже, языки покажем, показывают языки
Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх

Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску
Шире рот откроем, открывают рот
И гримасы строим. строят гримасы
Игра «Какой звук заблудился?»

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)

Проговорите: Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?

Лучшие статьи по теме