Для школьников и родителей
  • Главная
  • Проекты
  • Сергей есенин. «Сергей Есенин. Жизнь и судьба Зарождение творческого пути

Сергей есенин. «Сергей Есенин. Жизнь и судьба Зарождение творческого пути

На долю поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За талант – плата особая. Опутанная недомолвками и пересудами судьба великого русского поэта Сергея Есенина – тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, романтическую жизнь он пробуждал у окружающих бурные, противоречивые страсти и сам разрывался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже больше семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «Есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним сталкивалось. Есенин в нашей литературе фигура своего рода культовая. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и другое. Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром (На лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна. В одном только не повезло Есенину.

Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на этом и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации вида поэта, удивительным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно большой: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, восклицания «Мать моя – родина, я большевик» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающийся от ГПУ и наконец захваченного этим ГПУ в гостинице «Англетер». «Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, она почему-то неинтересна, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один исследователь, изучающий Есенина, – англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Итак, Маквей выразил интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает знаменитых рок-звезд, которые рано ушли из жизни, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархический. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, какие бы не были объективные исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего – политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями.

Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивы и не точны, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более – в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который сможет осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эту тему, попробую вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, – писал Есенин в автобиографии, – С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери…». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковную школу. Но, закончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом. На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, при этом работал в разных местах, чтобы заработать на жизнь. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья.

Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы посетить Анну и сына. «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно наскочил в Петербург. Там меня приняли довольно радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». «Наскочил» он в Петербург робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадью стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов – завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, ставшим другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «литературные» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, – к его огромному таланту. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы никогда. Поэту был 21 год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м году, он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин снова дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП (б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам». Октябрь зацепил в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал одним из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голуби», книгу раскупили за несколько дней. А незадолго до этого, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, служившей секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей – дочь Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным – летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они расторгли брак в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа.


Страница: [ 1 ]

Жизнь самого переводимого в мире русского поэта Сергея Есенина оборвалась в возрасте 30 лет. Оборвалась или оборвали - вряд ли когда-нибудь человечество узнает причины, обстоятельства и настоящую правду.

В поисках причин так называемого «самоубийства» невольно задаешься вопросом: смог бы Сергей Есенин - отец четверых детей добровольно уйти из жизни, обрекая их судьбы и жизни на жалкое существование? И сам вопрос, определяющий и подчёркивающий степень ответственности отца перед своими детьми, заставляет задуматься. Остаётся только догадываться, что произошло на самом деле. Но то, что Есенин был человеком ответственным и за своих близких и родных болел всей душой - в этом сомневаться не приходится. До самой смерти он был заботливым сыном и братом. Если рассматривать «самоубийство» с этой точки зрения - то ответ более чем очевиден…

В официальной биографии сказано, что после себя поэт оставил четверых детей - Юрий, Константин, Татьяна и Александр. Неофициально считалось, что у Есенина был еще один сын - Василий, который в свое время произвел фурор, собирая толпы зрителей на своих чтениях отцовских стихов. Наряду с талантом Василия отмечали и его внешнее сходство с «отцом». Но как выяснилось позднее, он оказался «самозванцем», и увлекшись своей игрой в «отца и сына» даже написал письмо И. Сталину в 1945 году, в котором он обратился к вождю народов с просьбой отметить 50-летний юбилей со дня рождения поэта Есенина, «творчество которого пронизано бесконечной любовью к Родине». Это было роковой ошибкой «незадачливого самозванца» - его разоблачают и отправляют в северные края. Больше о судьбе Василия ничего не известно. Как в воду канул…

Итак, судьба детей Сергея Есенина:

Юрий

Первый сын Есенина родился 21 декабря 1914 года. Его окрестили Георгием, но все называли мальчика Юрой. С матерью Юры - Анной Романовной Изрядновой поэт познакомился в марте 1913 г., в типографии, где они оба работали. Они очень быстро сошлись и светились от счастья.

Первые дни после рождения сына, вероятно, были самыми счастливыми в жизни Изрядновой:

«Когда я вернулась домой из роддома, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное: ждал. На ребенка смотрел с любопытством, все твердил: «Вот я и отец». Потом скоро привык, полюбил его, качал, убаюкивал, пел над ним песни. Заставлял меня, укачивая, петь: «Ты пой ему больше песен». Забегая вперед скажем, что Юрий был единственным из четырех детей Есенина, кого отец - хоть и недолго - качал и убаюкивал и на чье рождение откликнулся стихом (для печати не предназначавшимся):

Будь Юрием, москвич.

Живи, в лесу аукай.

И ты увидишь сон свой наяву.

Давным-давно твой тезка Юрий Долгорукий

Тебе в подарок основал Москву.

Но идиллия длилась всего месяц. Уже в конце января или в самом начале февраля Есенин жил в другом месте - один, а в марте уехал в Петроград. Сына Анна растила одна. Сергей, бывая в Москве, навещал, изредка помогал деньгами. На любительских снимках Юра одет бедно, лицо - не по годам умного мальчика. Он рано начал писать стихи, но мало кому их показывал.

После школы Юрий окончил авиационный техникум, некоторое время работал в Академии имени Жуковского. К тому времени отца уже не было в живых и матери пришлось доказывать отцовство Есенина в Хамовническом суде.

Юрий обожал своего отца, знал наизусть каждую его строчку. Знал он, несомненно, и «Злые заметки» Н. Бухарина («Правда», 1927 г., 12 января), статью, после которой Есенина почти перестали печатать. Все это, - наверное, вкупе и с другими фактами советской действительности не способствовало любви к властям и «лично к товарищу Сталину».

Однажды, в 1934 г., в компании золотой молодежи, где был и Юрий Есенин, под влиянием винных паров, заговорили о том, что хорошо бы бросить бомбу на Кремль. На следующий день, разумеется, этот разговор был благополучно забыт. В 1935 г. Юрия Есенина призвали в армию. Служил он в Хабаровске, через год его арестовали. После ареста Юрия, на квартире Анны Романовны Изрядновой был проведен обыск, наложен арест на описанные вещи, но сын об этом уже никогда не узнает.

Когда юношу везли из Хабаровска в Москву, он думал, что, наверное, совершил какое-то воинское преступление - ничего другого он предположить не мог. Он ведь не знал, что один из болтавших по пьяной лавочке о террористическом акте был через год арестован по какому-то другому делу и на следствии почему-то решил рассказать и об этом эпизоде.

Юре предъявили обвинение - контрреволюционные преступления, террор, участие в преступной группе. Приговор по этой статье всегда был один - «высшая мера». Но следователи схитрили: сказали Юрию, что если он подтвердит свою «вину», то его, как сына известного поэта, не расстреляют, а только отправят в лагерь на небольшой срок. В лагере сыну Сергея Есенина жилось бы неплохо - даже уголовники знали цену великому русскому поэту, и Юрий это понимал. Поэтому он и повторял на следствии тот бред, который ему суфлировали, и расписался в том, что не только задумывал преступление, но и готовил его. Тем самым он облегчил работу палачей. Но на собственную его судьбу это никак не повлияло - его все равно бы расстреляли, только предварительно еще бы и подвергли пыткам.

Сокамерник Г. Есенина И. Бергер в своей книге «Крушение поколения» вспоминает, что Юрий в тюрьме говорил: «они» затравили отца до смерти». А вот как пересказывает эти воспоминания Э. Хлысталов: «Юрий Есенин был убежден, что у его отца не было никаких причин закончить жизнь самоубийством, что погиб он вследствие каких-то нападок, и говорить следует о его убийстве».

13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян. Анна Романовна ничего не знала о судьбе сына. Родственникам приговоренных к высшей мере, как правило, сообщали: десять лет без права переписки. Десяти лет она не прожила. Умерла после войны в 1946 г., ей было 55. В 1956 г. по заявлению младшего сына Есенина Александра Есенина-Вольпина Георгий Есенин был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Его дело признали полностью сфабрикованным. Фальсификаторов якобы даже объявили «врагами народа» и расстреляли, но в данном случае, уместно называть вещи своими именами - расстреляны были «исполнители», а не организаторы массовых фальсификаций.

Любопытный факт: в доме, где родился Юра Есенин сегодня музей. Организовал его актер Сергей Никоненко. Как оказалось, он родился в этом же доме.

Как-то я листал домовые книги и узнал, что оказывается с 1921 года здесь жила первая жена Сергея Александровича Анна Романовна Изряднова с их сыном Юрием и мамой поэта, Татьяной Федоровной.

Информацию я воспринял как знак. Решил, что эта квартира должна быть музеем. На тот момент последняя хозяйка ее умерла и квартира превратилась в ночлежку для бомжей. Они выбили стекла, выломали батареи - сдали, наверно, на лом. Даже костер разводили. Уж и не знаю, как дом не сгорел, ведь в нем деревянные перекрытия. В 1994 году началась моя эпопея с хождением по чиновникам и сбором документов для создания музея. Полтора года это продолжалось. В префектуре меня предупреждали: «Сергей Петрович, потратите здоровье, деньги, и ничего у вас не выйдет». «Вы говорите, куда дальше ходить, а там уж я сам решу», - ответил им я. Ходил по инстанциям. Меня пинали из одного учреждения в другое. Всё равно решил, что не сдамся. Среди чиновников встречал такие фамилии, как Бенкендорф, Пушкин.

Я им говорил: «Сергей Александрович Есенин очень любил Пушкина. Может, теперь и Пушкин немного поможет нашему общему делу?» Даже в заявлениях это писал. В конце концов это сработало. Я и по сей день живу в этом доме, только этажом ниже.

Татьяна

Если с первой своей женой Есенин познакомился в типографии, где они оба работали за копейки, то свою вторую жену Есенин встретил уже в редакции эсеровской газеты «Дело народа», где он печатался и его заработки были более-менее приличными. 23-летняя Зинаида Николаевна Райх работала там секретарём-машинисткой.

Анна Изряднова: «В марте 1915 года Сережа поехал в Петроград искать счастья. В мае этого же года приехал в Москву, уже другой. Немного побыл в Москве, уехал в деревню, писал хорошие письма. Осенью заехал: «Еду в Петроград». Звал с собой… Тут же говорил: «Я скоро вернусь, не буду жить там долго».

Но Есенин к Анне не вернулся. В столице его приняли восторженно. Вскоре вышла первая книжка стихов. Шла суровая мировая война. Поэта призвали в армию. Он служил в санитарном поезде, доставляя с фронта раненых. Потом произошла Февральская революция. Поэт дезертировал из армии Керенского. Летом 1917 года со своим другом, поэтом Алексеем Ганиным, решил уехал в провинцию. С ними увязалась знакомая Зинаида Райх - будущая мать Татьяны и Константина Есениных. В Вологде неожиданно для всех, в том числе и для себя, обвенчался с ней в церкви.

В воспоминаниях Татьяна писала: «Я родилась в Орле, но вскоре мать уехала со мной в Москву, и до года я жила с обоими родителями. Потом между ними произошёл разрыв, и Зинаида Николаевна снова уехала со мной к своим родным… Спустя какое-то время Зинаида Николаевна, оставив меня в Орле, снова вернулась к отцу, но вскоре они опять расстались».

Вскоре мать Татьяны познакомилась с известнейшим театральным режиссером - В. Э. Мейерхольдом. Знакомство это изменило будущую жизнь З. Н. Райх. Она стала его женой и со своими детьми, Татьяной и Константином, поселилась в квартире Мейерхольда.

Сергей Есенин по-своему любил детей, навещая их, встречался с Зинаидой Николаевной, В. Э. Мейерхольдом. Писатель Роман Гуль в Берлине слышал, как Сергей Есенин делился с друзьями:

«…Только детей своих люблю. Люблю. Дочь у меня хорошая - блондинка. Топнет ножкой и кричит: я - Есенина!.. Вот такая дочь… Мне бы к детям в Россию… а я вот мотаюсь».

Перед отъездом в Ленинград в конце декабря 1925 года, С. Есенин пришёл проститься с детьми. Через несколько дней Москва прощалась с поэтом. Детей привели 31 декабря 1925 года в Дом печати на Никитском бульваре, где проходила гражданская панихида. З. Н. Райх часто подводила Таню и Костю к гробу, в котором лежал отец. «Отец для меня был неузнаваем, - писала Т. С. Есенина в 1986 году, - не верилось, что это он. Последующее я хорошо помню. Остановку у памятника Пушкину, чтение стихов у раскрытой могилы. Когда гроб стали опускать в могилу, мать так закричала, что мы с Костей вцепились в неё с двух сторон и тоже закричали. Дальше у меня провал памяти…»

Дети Есенина полюбили отчима В. Э. Мейерхольда, выступавшего в роли «второго папы», в доме которого были окружены заботой и вниманием. Татьяна несколько лет ходила в балетную школу при Большом театре. В 1936 году она окончила среднюю школу. Самым большим событием после окончания школы была поездка с В. Э. Мейерхольдом и З. Н. Райх во Францию. В сентябре 1937 года она поступила на механико-математический факультет Московского университета. Через месяц вышла замуж за Кутузова В. И., студента механико-машиностроительного института им. Баумана. Вскоре отец мужа, И. И. Кутузов, видный партийный и общественный деятель, один из лидеров «рабочей оппозиции», был репрессирован и объявлен «врагом народа». В июне 1939 года по необоснованному обвинению был арестован В. Э. Мейерхольд, а 14 июля у себя на квартире неизвестными была жестоко убита З. Н. Райх.

На самом деле арест отчима Константина и Татьяны имеет предысторию. В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве.

8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. Сценарий дальнейшей жизни выдающегося режиссера был уже написан - в 1939 г состоялся арест. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР (контрреволюционные действия). В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову:

…Меня здесь били - больного шестидесяти шестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…

После гибели Райх и Мейерхольда перед Великой Отечественной войной Татьяна Сергеевна осталась с младшим братом Константином и маленьким сыном Владимиром на руках. Будучи выселенной из квартиры родителей в Брюсовом переулке, Есенина спасла архив Мейерхольда, спрятав его на даче в Балашихе, а в начале войны передала его на хранение С. М. Эйзенштейну.

В годы Великой Отечественной войны Татьяна Есенина эвакуировалась с мужем и сыном в Узбекистан, где по ходатайству Алексея Толстого получила с семьёй маленькую комнату в доме-бараке. Полвека прожила в Ташкенте, работая корреспондентом газеты «Правда Востока», научным редактором в издательствах Узбекистана.

Была инициатором процесса реабилитации Всеволода Мейерхольда. Письма Татьяны Есениной исследователю творчества Мейерхольда К. Л. Рудницкому являются важным источником для изучения творчества репрессированного режиссёра.

Написала книги-повести «Женя - чудо ХХ века», «Лампа лунного света», мемуары о С. Есенине, З. Райх и В. Мейерхольде.

Умерла 5 мая 1992 года в Ташкенте. Похоронена после отпевания на старинном городском Боткинском кладбище.

Константин

Константин родился 3 февраля 1920 г. В «Выписке о рождении» Кости, составленной, очевидно, со слов матери записано, что он родился 20 марта 1920 г., а отец в этом же документе назван по роду занятий красноармейцем. В судебном «Деле о правах наследования» время рождения также записано неверно - 20 февраля 1920 г.

Крестным отцом Константина был писатель Андрей Белый. Сергей Есенин при рождении сына отсутствовал. Зинаида Николаевна сообщила ему о рождении сына по телефону и спросила: «Как назвать?». «Есенин долго думал, выбирая не литературное имя, и сказал: «Константином». После крещения спохватился: «Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут». Смотреть сына не поехал».

Рождение Константина совпало со временем резкого охлаждения отношений между С. А. Есениным и З. Н. Райх. Подозрительность Сергея Есенина подпитывалась сплетнями в кругу его близких друзей. В «Романе без вранья» Анатолия Мариенгофа описана сцена случайной встречи Сергея Есенина и Зинаиды Райх на платформе ростовского вокзала в 1920 г., когда поэт при осмотре сына сказал: «- Фу… Черный… Есенины черные не бывают…».

Детская память Кости сохранила скудные воспоминания об отце. Вот что он писал в 70-е годы: «Самое первое, что сохранила память - это приход отца весной 192…, а вот какого точно, не знаю. Солнечный день, мы с сестрой Таней самозабвенно бегаем по зеленому двору нашего дома. (…) Вдруг во дворе появились нарядные, «по-заграничному» одетые мужчина и женщина. Мужчина - светловолосый, в сером костюме. Это был Есенин. С кем? Не знаю. Нас с сестрой повели наверх, в квартиру. Ещё бы: Первое, после долгого перерыва свидание с отцом! Но для нас это был, однако, незнакомый «дяденька». Константин помнил, что отец больше разговаривал с Таней, что подарков он не принес, но рассердился, когда узнал, что дети его стихов не читают.

Сергей Есенин по-своему любил детей, носил с собой их фотографии. В. Ф. Наседкин вспоминал, что при встрече поэт не забыл представить: «- А вот мои дети… - показывает он мне фотографическую карточку. На фотографии девочка и мальчик. Он сам смотрит на них и словно чему-то удивляется. Ему двадцать девять лет, он сам еще походит на юношу».

Были эпизодические встречи Константина с отцом. Осталась в памяти бурная сцена объяснения между отцом и матерью, свидетелем которой сын был. Отцовских чувств Сергей Есенин к сыну не выказывал, так как больше любил дочь Татьяну. «В детстве я был очень похож на мать, - объяснял это невнимание К. Есенин, - чертами лица, цветом волос. Татьяна - блондинка, и Есенин видел в ней больше своего, чем во мне».

Костя не чувствовал в Сергее Есенине своего родного отца, так как воспитанием его занимался отчим В. Э. Мейерхольд. Наталья Есенина (племянница Поэта, дочь сестры Екатерины) приводит такой эпизод: «Был случай (со слов моей матери), когда Сергей Александрович пришел навестить своих детей, к двери подбежал Костя и, увидев отца, закричал: «Танечка, иди, к тебе пришел Есенин!» Ребенок есть ребенок. Папой он называл В. Э. Мейерхольда…»

Константин, когда ему исполнилось 20 лет, пытался записать подробные воспоминания о С. Есенине, расспрашивал мать. Об отце ему рассказывала последняя жена отца Софья Андреевна Толстая, которая тепло относилась к Косте, а при встречах просила его прочитать стихи, которые он изредка писал.

Несчастья не обходили стороной детей Есенина. После убийства матери и расстрела отчима Костю, как студента, из большой родительской квартиры переселили в комнатку на Большой Пионерской улице. Константин учился в Московском инженерно-строительном институте. Очень скоро средств для нормального проживания стало не хватать. Изредка ему оказывали помощь близкие, чем могли, которые сами жили скудно. Приняла в его судьбе большое участие Анна Романовна Изряднова - мать Юры - первого сына поэта. «Удивительной чистоты была женщина, - с благодарностью вспоминал К. Есенин. - Удивительной скромности. После того как я остался один, Анна Романовна приняла в моей судьбе большое участие. В довоенном 1940 и в 1941 годах она всячески помогала мне - подкармливала меня в трудные студенческие времена. А позднее, когда я был на фронте, неоднократно присылала посылки с папиросами, табаком, теплыми вещами».

В ноябре 1941 г., когда немецкая армия дошла до границ с Москвой, студент 4 курса Московского инженерно-строительного института Константин Есенин добровольцем ушел на фронт. Перед уходом в армию Константин отнес чемодан, набитый бумагами и редкими изданиями отца, на хранение последней жене Есенина Софье Андреевне Толстой, которая сберегла и возвратила ему всё после войны. Но многие вещи отца, которые достались Константину по наследству, остались бесхозными на московской даче в Балашихе. «В войну погибло очень много писем, записок, деловых бумаг отца, - вспоминал Константин Сергеевич. - Они хранились у меня на даче. Я был на фронте, сестра эвакуировалась в Ташкент, да так и осела там. Все наши родственники со стороны матери умерли в годы войны. Дача осталась пустовать. Дважды её самовольно заселяли. Весь архив свалили в сарай. Там он лежал несколько лет и зим, в мороз и зной».

Константин был свидетелем большого интереса к поэзии отца. Вспоминал, как после блокады Ленинграда в букинистическом магазине, куда он зашел случайно, один покупатель спросил «Скажите, а нет ли у Вас томика стихов Есенина?». Женщина-продавец с усталым лицом, носившем следы голода и тяжких переживаний, удивилась: «Что Вы! Конечно, нет! Сейчас книги Есенина - редкость». Константин гордился, что поэзия отца была востребована.

На фронте Костя был ранен трижды. Летом 1944 г. во время одного из боев погибли командир первой роты штурмового батальона и его заместитель по политической части. Младший лейтенант Константин Есенин принял командование роты и повел бойцов за собой в атаку. Разрывная пуля пробила ему легкие. Вскоре родные Константина Есенина получили извещение о его гибели. 9 декабря 1944 года в газете «Красный Балтийский флот» был опубликован очерк Ю. Саркисова и М. Курганова «У самого синего моря», в которой рассказывалось о гибели комсорга Константина Есенина. Известие о смерти К. С. Есенина оказалось ошибочным. Его, тяжелораненого, в бессознательном состоянии доставила в госпиталь медицинская сестра из другой части. Он выжил. Но об этом в штабе не знали. Третий орден Красной Звезды нашел его через долгие годы после окончания войны.

После демобилизации К. С. Есенин продолжил учение в Московском инженерно- строительном институте. На стипендию было трудно прожить, поэтому вынужден был продать в Главное архивное управление МВД СССР две тетради набело переписанных стихов отца. По окончании вуза стал трудиться на послевоенных стройках прорабом, начальником строительного участка. Возводил крупнейший строительный комплекс в Лужниках, строил жилые дома, школы и кинотеатры столицы. Фамилия Есенин мало помогала производственной карьере Константина. «Надо сказать, что носить фамилию Есенин довольно хлопотно, - писал К. С. Есенин в 1967 г. - Порой некоторые работники из среды моей строительной братии пугались близкого соседства с фамилией Есенин, а некоторые даже предлагали мне сменить фамилию. Но это всё, конечно, от скудности мысли». В дальнейшем К. Есенин перешел работать референтом в Кабинет Министров СССР по строительным вопросам, главным специалистом Госстроя РСФСР.

В довоенное время Константин Сергеевич увлекался футболом. В 1936 году играл в финале юношеского первенства Москвы и был отмечен за отличные спортивные успехи. После войны играл в футбол на соревнованиях сборных команд производственных коллективов, внимательно следил за футбольными баталиями в стране. Стал вести статистические данные о командах, игроках, различных спортивных встречах. Статистика К. Есенина открыла много новых граней в футболе, стала ценным материалом для спортивных специалистов и многочисленных болельщиков. Очень скоро Константин Сергеевич стал заметным футбольным обозревателем в спортивной журналистике, которая стала в последние годы его жизни второй «профессией». Константина Сергеевича принимают в Союз журналистов.

За 40 лет Константин Сергеевич собрал огромную картотеку о футболе и футболистах. Это была своеобразная футбольная энциклопедия. На основе этих материалов К. Есенин написал и издал книги «Футбол: рекорды, парадоксы, трагедии, сенсации» (1968 г.), ставшая быстро библиографической редкостью. В книге есть такая фраза: «Страсти человеческие всегда удивляют людей бесстрастных, неспособных на увлечения, задубевших в своем восприятии мира только через стеклышко практицизма». Это была позиция Константина Есенина. В дальнейшем он издал книгу «Московский футбол и «Спартак» (1974 г.), получившая высокую оценку многочисленных любителей футбола. До конца своей жизни работал над книгой «Летопись советского футбола». В последние годы К. С. Есенин был заместителем председателя Всесоюзной федерации футбола.

Однажды в аэропорту Татьяна Сергеевна Есенина с двумя тяжелыми чемоданами стояла в очереди за билетами. Переносить чемоданы ей помогал молодой офицер. Когда Татьяна Сергеевна достала паспорт для предъявления кассиру, офицер прочитал фамилию и удивленно спросил, волнуясь:

«Вы Есенина? Скажите, а вы не родственница футбольного статиста Константина Есенина?» Когда Татьяна Сергеевна встретилась с братом, то рассказала ему об этом эпизоде, добавив: «Ты стал знаменитее отца». И долго потом смеялись.

Константин Сергеевич много сделал для восстановления имени своего отца. Он часто выступал с рассказами об отце, матери, других современниках, посещал места, связанные с именем С. Есенина. В 1967 г. в сборнике «Есенин и русская поэзия» опубликовал воспоминания «Об отце», которые в 1986 г. после небольшой авторской правки были перепечатаны в двухтомной книге «С. А. Есенин в воспоминаниях современников».

Скончался 26 апреля 1986 года в Москве. Похоронен на 17-м участке Ваганьковского кладбища в Москве в одной могиле с матерью, недалеко от могилы отца.

Александр

Из четырех детей Сергея Есенина дольше всех прожил его последний сын Александр.

Сын поэта Сергея Есенина умер 16 марта 2016 года в США на 92 году жизни. Александр Сергеевич Есенин-Вольпин - математик, философ и поэт, участник диссидентского и правозащитного движения в СССР. В декабре 1965 года он стал одним из организаторов «Митинга гласности». Общественник около шести лет провел в тюрьмах, ссылке и психиатрических клиниках, куда его отправляли за антисоветскую деятельность.

Есенин-Вольпин написал несколько фундаментальных работ по логике и теории права в СССР. Именно Есенин-Вольпин ввел слово «гласность» в качестве общественного требования к властям соблюдать закон и сделать правовые процедуры прозрачными.

Его отец, поэт Сергей Есенин, ушёл из жизни, когда Есенину-Вольпину было полтора года от роду. Матерью его была поэтесса и переводчица Надежда Вольпин. Родители были друзьями по литературному цеху, но в браке не состояли. Вскоре Надежда забеременела.

Есенин был потрясён, узнав, что Надежда хочет оставить ребёнка. «Что ты со мной делаешь! У меня уже трое детей!» - воскликнул он. Надежда, оскорблённая его реакцией, уехала в Ленинград, не оставив ему адреса: «Хорошо. Это будет мой ребенок. Только мой…».

Есенин пытался разыскать Надежду, но соседи по коммуналке по её просьбе адреса ему не сказали. По Москве даже ходила частушка: «Надя бросила Сергея без ребёнка на руках». Рассказывали, что беременной она ходила в платье, на котором было изображено солнце, и говорила, что родит Христа. 12 мая 1924 года родился сын, как две капли воды похожий на отца.

Надежда Вольпин пишет, что Есенин допытывался у побывавшего у неё знакомого, какой он - чёрненький или беленький. На что тот отвечал: «А я ему - не только что беленький, а просто - вот каким ты был мальчонкой, таков и есть. Карточки не нужно».

Сергей Есенин видел сына дважды. Один раз на улице: мать тогда передала его няньке, мол, «унеси, чтоб не видел». Поэт обиделся. А второй раз сам пришел к Надежде домой - специально, чтобы повидать сына…

В 1933 году в возрасте 13 лет вместе с матерью-переводчицей Надеждой Вольпин он переехал из Ленинграда в Москву, где в 1946 году окончил с отличием механико-математический факультет МГУ; в 1949 году, окончив аспирантуру НИИ математики при МГУ и защитив кандидатскую диссертацию по математической логике, уехал работать в Черновцы.

В 1949 году за «антисоветскую поэзию» был помещён на принудительное лечение в Ленинградскую спецпсихбольницу, в сентябре 1950 года как «социально опасный элемент» выслан в Карагандинскую область сроком на пять лет. Амнистирован после смерти Сталина в 1953 году, вскоре после чего стал известен как математик, специализирующийся в области интуиционизма. В 1959 году вновь помещён в спецпсихбольницу, где провёл около двух лет.

«Болезнь» Есенина-Вольпина, от которой его «лечили» в психиатрических больницах, называется «патологическая правдивость».

Александр Вольпин был ярый антисоветчик. Его спрашивали: «Саша, что ты имеешь против советской власти?» - «Я? Ничего не имею против советской банды, которая незаконно захватила власть в 17 году».

Говорил «много лишнего». Его периодически сажали в психушку. У него была присказка: «Ну, от этого меня уже лечили!» Родственники Александра просили не ходить к ним, - после его прихода квартира ставилась на контроль, телефоны прослушивались… «У нас дети», - говорили ему.

В 1961 году в Нью-Йорке вышла книга Есенина-Вольпина «Весенний лист», в которую кроме стихов вошёл его «Свободный философский трактат». За это Хрущёв на встрече с интеллигенцией на Ленинских горах назвал его «загнившим ядовитым грибом». В трактате была фраза, взбесившая власть: «В России нет свободы слова, но кто скажет, что там нет свободы мысли».

В конце 1962 года Хрущев произнес одну из своих крылатых фраз: «Говорят, он душевнобольной, но мы его полечим». И на ближайшие четыре месяца Есенин-Вольпин снова оказался на больничной койке. Меньше чем через два года Хрущев был смещён. С оттепелью покончено - началось брежневское завинчивание гаек…

Его забирали на Лубянку - и отпускали: не за что было ухватиться. Он напоминал властям, что инакомыслие не расходится с законом, а значит, не должно быть наказуемо. Жена Вольпина Виктория вспоминала: однажды за три часа беседы со следователями Александр Сергеевич так их измотал, что они сдались, позвонили ей и сказали: «Забирайте!».

Есенин-Вольпин сформулировал и стал отстаивать идею о том, что советские законы сами по себе вполне приемлемы, а проблема заключается в отказе со стороны государства следовать этим законам. Он убеждал своих единомышленников, что, если бы государство соблюдало свои собственные законы, граждане не оказались бы в положении бесправия и что ситуация с соблюдением прав человека изменится, если граждане будут активно добиваться от государства соблюдения законов.

В мае 1972 года по настоятельному предложению советских властей эмигрировал в США. Ему просто не оставили выбора. Фраза «Не поедете на Ближний Восток, так отправим на Дальний», ходившая впоследствии в качестве шутки, изначально никакой иронии в себе не содержала. Из уст сотрудника КГБ она звучала даже зловеще. Александр Сергеевич решил больше судьбу не искушать. Насиделся уже к тому времени и в тюрьме, и в ссылке, и в психушках.

В США работал в университете Буффало, затем - в Бостонском университете. Автор теоремы в области диадических пространств, получившей его имя.

Текст сочинения:

На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходиҭся платить. За дарованный свыше таланҭ плата особенная. Опутанная недомолвками и кривотолками судьба великого русского поэта Сергея Есенина тому свидетельство и подҭверждение. Всю свою короткую, бесшабашную, романҭическую жизнь он возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти, и сам раздирался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмерҭной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мерҭв уже более семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живуҭ не только его стихи, а вообще все есенинское. Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним соприкасалось. Есенин является в нашей литературе фигурой своего рода культовой. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра народного есениноведения: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и прочее. (Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным лириком, принятым блатным миром. В лагерном языке Есениным называюҭ любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмерҭной есенинской судьбы очевидна. В одном лишь не повезло Есенину. Его биография до сих пор далека от истинной, объективной карҭины. Академическое есениноведение в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находиҭся в застое. Эҭи ученые, создав официальную концепцию, на том и успокоились. Они образовали как бы замкнуҭый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваюҭся или даже подтасовываюҭся некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаюҭся некоторые колебания в интерпретации облика поэта, странным образом совпадающие с колебаниями общественно-полиҭической обстановки в стране. Разброс этот довольно велик: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, возгласа Мать моя родина, я большевик! до создания образа бесстрашного обличителя еврейско-большевистских зверств, скрывающегося от ГПУ и в конце концов застигнутого эҭим ГПУ в гостинице Англетер. Независимым же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и ҭворчество поэта, он почему-то неинтересен, они занимаюҭся Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один, наиболее раскрепощенный, исследователь, изучающий Есенина, англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии Жизнь Есенина и Айседора и Есенин. Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с официальной концепцией, есениноведами в расчет не принимаюҭся. Так вот, Маквей высказал интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает рано ушедших из жизни знамениҭых рокзвезд, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархичный. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, сколь бы ни были объективны исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего полиҭиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями. Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивые и не точные, поскольку мемуары вообще никогда не бываюҭ протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становиҭся понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который смог бы осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эҭу тему, попытаюсь вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сенҭября, писал Есенин в своей автобиографии, С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери... Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и лирикому его отдали в закрыҭую церковноучительскую школу. Но, окончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать лириком, На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, подрабатывая на жизнь в различных местах. Работая корректором в издательстве Сыҭина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья. Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы навестить Анну и сына. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатаюҭ, и неожиданно нагрянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Нагрянул он в Петербург простоватым, робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадкой стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским лириком Николаем Клюевым, который стал другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, васильковые глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, к его огромному таланҭу. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным лириком. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы. Поэҭу был двадцать один год, когда появился его первый стихотворный сборник Радуница. С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м, году он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезерҭировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон. Во время революции 1917 года Есенин вновь дезерҭировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП(б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к советским верхам. Октябрь задел в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал складываться как один из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щиҭ. Когда вышел его сборник Голубень, книжку раскупили за несколько дней. А незадолго до того, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, которая служила секретаршей в эсеровской газете Дело народа. Она родила ему двоих детей дочку Татьяну и сына Констанҭина. Однако брак этот оказался непрочным летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они развелись в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэҭическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэҭы. Школе нужна была центральная фигура, яркое, сильное поэҭическое имя. Вовлекли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм вовсе не был нужен. В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэҭы читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Оҭкрыли свою книжную лавку и поэҭы-имажинисты. Ухитряясь как-то издавать свои стихи (а время было трудное и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро. Как жилось в эҭи годы Есенину? Писал он много и легко и печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе в имажинистском Стойле Пегаса. Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Совсем не легко и не весело. Питался он плохо. И к тому же у него не было своего угла. Время от времени находился то в Пролеткульте на Воздвиженке, то на Знаменке, то на Красной Пресне жил у скульптора Сергея Коненкова, то у иных друзей и знакомых как мужчин, так и женщин. У кого приходилось... Затем стал кварҭировать в Богословском вместе с Мариенгофом, которого считал своим лучшим другом. Так и жил Есенин бродячей, кочевой жизнью, подчеркнуто богемной. Впрочем, и в последующие годы, до самой своей смерҭи, он так и не обрел постоянного пристанища. Годы войны и революции наложили на Есенина определенный отпечаток. В семнадцать лет он по религиозным соображениям стал вегетарианцем и трезвенником. В армии пристрастился к выпивке и, хотя бросил пить во время своего недолгого брака, после развода снова вернулся к прежнему. Запои Есенина совпадали с периодами его депрессии. Он был переполнен идеями и жизненной энергией, но временами все начинало казаться ему бесполезным и бессмысленным. Он достиг своей мечты стать известным лириком, но ценой этому стала разлука с деревенской жизнью, к которой ҭянулась его душа. В пьянстве он находил временную отдушину, спасавшую от отчаяния, которое сопровождало его всю жизнь. А тем временем финансовые дела Есенина шли неплохо. Издание стихов давало определенный доход, и он разыгрывал перед окружающими роль удачливого дельца. Да и внешне поэҭ сильно изменился. Теперь это был элеганҭный, рафинированный и небрежносамоуверенный денди с презрительно-снисходительной улыбкой на все еще нежных губах. А на милом, тонком лице его с васильковыми глазами явственно проступили следы увядания в двадцать пять лет! Хотя Есенин и изменился, этот период был одним из самых плодотворных в его ҭворческой жизни, и как только он заканчивал стихотворение, то ҭуҭ же печатал его. Таким был Есенин, когда в его жизнь вошла знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан малиноволосая, беспуҭная и печальная, чистая в мыслях и великодушная сердцем. Захваченная коммунистической пропагандой, она прибыла в Москву в погоне за своей убывающей славой. Айседора была уже немолода, старше Есенина на 18 лет. Оҭ божественной босоножки, ожившей статуи, как ее именовали когда-то, осталось мало. Но все-таки она была Айседорой, мировой знаменитостью, и, главное, танцевала в еще неизбалованной знатными иностранцами красной столице. И вдобавок танцевала с красным флагом! Восторженные аплодисменҭы не прекращались. Сам Ленин, окруженный членами совнаркома, из царской ложи приветствовал танец. И, кроме того, она открыла в Москве школу пластики для пролетарских детей в отведенном ей на Пречистенке особняке балерины Балашовой, покинувшей Россию. Айседора влюбилась в Есенина с первой же минуҭы, как только его увидела. Он, в свою очередь, несмотря на ее полную фигуру и разницу в возрасте, тоже сильно ею увлекся и вскоре перебрался к ней на Пречистенку. А в мае 1922-го на целый год исчез из Москвы, отправившись вместе с Айседорой в заграничное ҭурне. Шумно-блестящим метеором пронесся Есенин по Германии, Франции и дальше, за океан, в Америку. Надеялся завоевать весь мир. Не удалось. Его никто не хотел признавать ни в Европе, ни в Америке. Что им до русского поэта! Он для иностранцев был просто мужем Айседоры Дункан и не более того. Будто у него не было ни имени, ни признания... В 1923 году Есенин порвал с Айседорой и вернулся на родину. Он порвал с мировой знаменитостью. И эта связь, и этот разрыв дались ему нелегко. Он был уже дома, а Айседора все еще надеялась вернуть его, писала ему отчаянные, полные страстного чувства письма, посылала не менее мелодраматические телеграммы... Есенин рвал их и бросал на пол. И все же не случайным любовным эпизодом стала для Есенина эта связь. Обоим она обошлась очень дорого. Вернувшись в Москву, Есенин вновь стал жить бездомной, кочевой жизнью, с роями собуҭыльников и прихлебателей, постоянно вившихся вокруг него. Он задыхался в этой нездоровой атмосфере. Он погибал, вдыхая ее пьяный, накокаиненный чад. Стал задирист, легко затевал ссоры и часто вспыхивал, иногда из-за пустяков. Так шли дни за днями, и вдруг новая сенсация: после головокружительной связи с Айседорой Дункан Есенин жениҭся на Софье Андреевне Толстой! Она, конечно же, его любила это внучка Льва Толстого, но он-то ее так и не смог полюбить. А она тем временем вознамерилась выступить в роли спасительницы великого поэта, всеми силами стараясь вьфвать его из среды кабацких прихлебателей, создать нормальные условия для работы, избавить от кочевой жизни... Но сделать это ей оказалось не под силу. Спасение не удалось. Есенин снова очуҭился в Стойле Пегаса. В это время были написаны поэма Черный человек и надрывные стихи Москвы кабацкой. А в октябре 25-го попал в психиатрическую больницу, чтобы пройҭи там двухмесячный курс лечения. Не выдержал сбежал через месяц. Дальнейшее хорошо известно, хотя темных пятен в гибели поэта предостаточно. Поехал в Ленинград. Надеялся там найҭи кварҭиру, начать издавать журнал... 29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны, сообщили, что в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице Англе-тер автор обернул вокруг своей шеи два раза веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Иса-акиевскую площадь. Такова официальная версия его смерҭи. Самоубийство. Существует и другая версия, согласно которой он был убиҭ по указке ГПУ. До сих пор не уҭихаюҭ споры: самоубийство?.. или все-таки убийство?.. Тайна пока, разгадку которой Сергей Есенин унес с собой в могилу. : В любом случае смерть его среди многих других трагических смертей одна из самых страшных: висельник, залиҭый кровью, излившейся из перерезанных вен... Так трагически закончилась жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. И мы не вправе судить, хорош ли, плох ли он был в этой своей переполненной страданиями жизни. Ведь к поэтам нельзя относиться с обычной меркой. Они обладаюҭ правами, которых попросту нет у обывателя, поскольку стоят невыразимо выше и вместе с тем... невыразимо ниже каждого из обычных смерҭных. Почему? Потому что это бессознательное существо, и в то же время это такой поэҭ, который встречается раз в столетие. Примерно так сказал Анатоль Франс о Верлене. Современники Есенина считали, что это высказывание применимо и к нему.

Права на сочинение "Сергей Есенин. Жизнь и судьба" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов - это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.

Дата рождения литературного гения - 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.

Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.


Сергей Есенин с родителями и сестрами

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.


Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.


После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.


В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество .

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».


Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.


Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль . Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин на пляже в Европе

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


Сергей Есенин (в центре) на Кавказе

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался . Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.


Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.


Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл . Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

  1. Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
  2. В пять лет мальчик уже умел читать.
  3. В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
  4. В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

Лучшие статьи по теме