Для школьников и родителей
  • Главная
  • Проекты
  • Впр по истории фипи. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Инструкция по выполнению работы

Впр по истории фипи. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Инструкция по выполнению работы

ВПР. Химия. 11 класс. 10 вариантов типовых заданий. Дроздов А.А.

М.: 201 7. - 9 6 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по химии для учащихся 11-х классов. Сборник предназначен для обучающихся 11-х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по химии.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Инструкция по выполнению работы, 4
Вариант 1 5
Вариант 2 12
Вариант 3 19
Вариант 4 26
Вариант 5 33
Вариант 6 40
Вариант 7 47
Вариант 8 54
Вариант 9 61
Вариант 10 68
Система оценивания проверочной работы 75
Ответы 76
Приложения 93

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ

11 класс

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

электрохимический ряд напряжений металлов;

непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    Дисперсной называют систему, в которой одно вещество в виде мелких частиц распределено в объёме другого.

Дисперсная фаза – это вещество, которое присутствует в дисперсионной системе в меньшем количестве. Она может состоять и из нескольких веществ.

Дисперсионная среда – это вещество, которое присутствует в дисперсионной системе в большем количестве, и в объеме которого распределена дисперсная фаза.

Заполните таблицу агрегатные состояния дисперсионной среды и фазы

    На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите количество протонов, которые содержит этот элемент;

3) укажите количество заполненных энергетических уровней;

4) определите максимальную валентность этого элемента

Ответы запишите в таблицу.

    С увеличением заряда ядра атомов наблюдается постепенное закономерное изменение свойств элементов и их соединений от металлических к типично неметаллическим, что связано с увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения неметаллических свойств, следующие элементы: N a , C l , Al, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Ответ: ____________________________

    Атом водорода, соединенный с атомом фтора, кислорода или азота (реже - хлора, серы или других неметаллов), может образовывать еще одну дополнительную связь. Водородная связь обусловлена электростатическим притяжением атома водорода (несущим положительный заряд δ+) к атому электроотрицательного элемента, имеющего отрицательный заряд δ−. В большинстве случаев она слабее ковалентной, но существенно сильнее обычного притяжения молекул друг к другу в твердых и жидких веществах.

Из предложенных соединений выберите 2 соединения, между молекулами которых образуются водородные связи: этаналь, этанол, водород, аммиак, кислород.

Запишите ответ в отведенном месте:

    _________________________

    _________________________

    Солеобразующие оксиды классифицируют на три группы, как показано на схеме. В эту схему впишите пропущенные названия групп и приведите по два примера химических формул веществ, принадлежащих данной группе.

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6–8.

Сульфат бария часто используется при рентгеновских исследованиях желудочно-кишечного тракта как радиоконтрастное вещество, так как тяжёлые атомы бария хорошо поглощают рентгеновское излучение. Хотя все растворимые соли бария ядовиты, сульфат бария практически нерастворим в воде (и в соляной кислоте, которая содержится в желудочном соке), поэтому он нетоксичен. Для рентгенографического исследования органов пищеварения пациент принимает внутрь суспензию сульфата бария («баритовую кашу») с содержанием бария 58,7 %.

Сульфат бария получают взаимодействием растворимых солей, оксида, пероксида или гидроксида бария с серной кислотой или растворимыми сульфатами. В аналитической химии сульфат бария применяют как хорошую гравиметрическую форму для определения сульфат-ионов и ионов бария в гравиметрическом анализе.

Кроме того сульфат бария используется как цветовой компонент для пиротехнических средств, так как ионы бария способствуют окрашиванию пламени в зеленый цвет. В настоящее время для этих целей в основном используют нитрат бария, за счет того, что он является сильным окислителем и способствует энергичному горению пиротехнической смеси.

    1) Составьте молекулярное уравнение реакции получения сульфата бария из пероксида бария, которая упоминалась в тексте.

Ответ: _____________________________________________________

    Объясните, почему сульфат бария не оказывает токсического влияния на организм.

Ответ: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

    1) Составьте молекулярное уравнение реакции между хлоридом бария и сульфатом натрия.

Ответ: ________

    Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать хлорид бария в аналитической химии.

Ответ:

______________________________________________________________________

    1) Составьте сокращенное ионное уравнение реакции между хлоридом бария и сульфатом натрия.

Ответ: _____________________________________________________________

2) Объясните, почему нитрат бария предпочтительней сульфата бария в качестве цветового компонента для пиротехнических средств

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дана схема окислительно-восстановительной реакции

PH 3 + KMnO 4 + H 2 SO 4 → MnSO 4 + H 3 PO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O

    Составьте электронный баланс этой реакции

______________________________________________________________________

    Укажите окислитель и восстановитель

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Расставьте коэффициенты в уравнении реакции

______________________________________________________________________

    Дана схема превращений: Al Na [ Al ( OH ) 4 ] → AlCl 3 Al ( OH ) 3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    Установите соответствие между названием органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА

А) Толуол 1) спирты

Б) Ацетилен 2) алкены

В) Этанол 3) арены

4) алкины

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

    В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты

    CaC 2 + H 2 O → …….. + ……………….

    CH 3 NH 2 + ……….. → ……….. + N 2 + H 2 O

    Сырьем для производства серной кислоты служат самородная сера и сульфидные руды. Среди них наибольшее значение имеет железный колчедан – пирит FeS 2 . В природе он залегает массивными плотными слоями, из которых добывается в виде кусков, которые дробят и измельчают. При производстве серной кислоты из пирита сернистый газ получают путем обжига железного колчедана.

Какая масса пирита необходима для получения 67,2 л сернистого газа (н.у.)? Запишите подробное решение задачи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ацетон является популярным растворителем, применяется как сырье для синтеза многих важных химических продуктов, таких как уксусный ангидрид, метилметакрилат. Ацетон является естественным метаболитом, производимым организмами млекопитающих, в том числе и человеческим организмом. В соответствии с приведенной ниже схемой составьте уравнения реакций получения ацетона. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

Глауберова соль Na 2 SO 4 .10H 2 O применяется при лечении желудочно-кишечных заболеваний как слабительное. Сколько (г) Na 2 SO 4 .10H 2 O нужно для приготовления 250 г раствора, с массовой долей Na 2 SO 4 , равной 5%. Запишите подробное решение задачи.

Ответы

    Na , Al , Si, Cl

    1. 1) этанол 2) аммиак

    2. Баллы

      Элементы ответа:

      Записаны названия групп: основные, амфотерные

      Записаны формулы веществ соответствующих групп

      Правильно заполнены названия групп

      Допущены две и более ошибки

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа:

      BaO 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + H 2 O 2

      Сульфат бария в силу низкой растворимости в воде не является токсичным для организма веществом, в отличие от всех растворимых солей бария, и поэтому возможно его применение в качестве рентгеноконтрастного вещества.

    Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

    1. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

      (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      Баллы

      Элементы ответа:

        BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2NaCl

        В результате этой реакции образуется нерастворимое вещество – сульфат бария, осадок белого цвета (качественная реакция на сульфат ионы и ионы бария)

      Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

      Ответ включает один из названных выше элемент

      Все элементы ответа записаны неверно

    2. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

      (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      Баллы

      Элементы ответа:

        Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

        Нитрат бария является сильным окислителем и способствует энергичному горению пиротехнической смеси.

      Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

      Ответ включает один из названных выше элемент

      Все элементы ответа записаны неверно

    3. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

      (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      Баллы

      Элементы ответа:

        Составлен электронный баланс:

      P -3 -8 ē → P +5 5

      Mn +7 + 5 ē → Mn +2 8

        Указано, что PH 3 за счет P -3 является восстановителем,

      а KMnO 4 за счет Mn +7 является окислителем;

      3) Составлено уравнение реакции:

      5 PH 3 + 8 KMnO 4 +12 H 2 SO 4 →8 MnSO 4 +5 H 3 PO 4 +4 K 2 SO 4 + 12 H 2 O

      Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

      Все элементы ответа записаны неверно

    4. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

      (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      Баллы

      Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

      Al → Na → AlCl 3 → Al(OH) 3

        2 Al + 2NaOH + 6 H 2 O → 2 Na + 3H 2

        Na + 4HCl ( избыток ) → NaCl + AlCl 3 + 4H 2 O

        AlCl 3 + 3 KOH → Al(OH) 3 + 3 KCl

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа:

      CaC 2 + H 2 O → Ca(OH) 2 + HC≡CH

      CH 3 NH 2 + HNO 2 → CH 3 OH + N 2 + H 2 O

    4CH 3 NH 2 + 9O 2 →4 CO 2 + 2N 2 + 10H 2 O

    Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

    2

    Допущена ошибка в одном из элементов ответа

    1

    Все элементы ответа записаны неверно

    0

    1. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

      (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      Баллы

      Элементы ответа:

        Составлено уравнение реакции обжига пирита

      4 FeS 2 + 11O 2 = 2Fe 2 O 3 + 8SO 2

        n(SO 2 ) = V(SO 2 )/ V m = 67,2 л / 22,4 л / моль = 3 моль

      n(FeS 2 ) = n(SO 2 )/2 = 3 моль /2 = 1,5 моль

        m (FeS 2 ) = n * M = 1,5 моль * 120г/моль = 180 г.

      Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

      3

      Правильно записаны два из названных выше элементов ответа

      2

      Правильно записан один из названных выше элементов ответа

      1

      Все элементы ответа записаны неверно Правильно записаны три уравнения реакций

      3

      Правильно записаны два уравнения реакций

      2

      Правильно записано одно уравнение реакции

      1

      Все уравнения записаны неверно или ответ отсутствует

      0

      15

      Содержание верного ответа и указания по оцениванию

      (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      Баллы

      Элементы ответа:

        m(Na 2 SO 4 = =

      250 . 0,05 = 12,5 г;

      2) Na 2 SO 4  Na 2 SO 4 . 10H 2 O

      ( Na 2 SO 4 ) = ( Na 2 SO 4 . 10H 2 O )

      m(Na 2 SO 4 . 10H 2 O) = 12,5 . 322/142 = 28,4 г.

      Ответ: 28,4 г.

      Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

      2

      Ответ включает один из названных выше элемент

      1

      Все элементы ответа записаны неверно

      0

ВПР по химии для 11 класса состоит из пятнадцати заданий. 11 из них относятся к базовому уровню сложности, и только 4 – к повышенному. Задания разделяются на 4 блока:

Для того чтобы написать работу, учащимся дается 90 минут, то есть 2 урока. Во время проведения ВПР по химии одиннадцатиклассникам разрешается иметь при себе следующие вещи:

  1. Калькулятор (непрограммируемый)
  2. Периодическая таблица Д. И. Менделеева
  3. Электрохимический ряд напряжений металлов
  4. Таблица растворимости

Система оценок

Всего за работу можно набрать 33 балла. Четко определенной шкалы их перевода в оценки не предусмотрено – это осуществляется на усмотрение руководства образовательного учреждения.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание открывает блок номеров, проверяющих знания учеников в области теоретических основ химии. В начале задается тема задания – например, способы разделения смесей либо методы сбора газа (они перечисляются). Приводится 3 рисунка (без подписей), иллюстрирующих то, о чем идет речь в тексте – к примеру, три способа разделения смесей. Далее нужно соотнести номер рисунка с указанными в задании положениями таблицы, а также – указать то, что иллюстрирует данный рисунок (например, способ или метод). Таблица может выглядеть так:

Если вся таблица заполнена верно, ученик получает 2 балла за это задание. Если же в одном из ее элементов есть ошибка – 1 балл, а при наличии 2 и более ошибок – 0 баллов.

Задание 2

Во втором задании проверяются познания одиннадцатиклассников в таких аспектах химии, как состав атома и строение его электронной оболочки. В условии приводится рисунок, на котором изображена модель строения либо схема распределения электронов по уровням какого-либо элемента – например, вот так:

Необходимо дать ответы на три вопроса: написать порядковый номер элемента, номер периода и группы, в которых он располагается, а также определить, к чему относится образуемое элементом простое вещество – к металлам или неметаллам.

Если весь ответ верный – ставится 2 балла, при одной ошибке – 1 балл, при двух и более – 0.

Задание 3

Этот номер предполагает работу с периодической системой Д. И. Менделеева, знание ее закономерностей и свойств элементов. Дается перечень из 4 элементов – например, Si, O, N, P или Si, Al, S, Cl. Нужно расположить их согласно условию – для данных примеров это уменьшение радиусов атомов и усиление кислотных свойств высших оксидов – и записать в ответе в правильном порядке. За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 4

Четвертое задание ВПР по химии связано со строением химических веществ и их свойствами. Приводится таблица, в которой отображены основные свойства веществ молекулярного и ионного строения. Далее необходимо определить, какое строение имеют два приведенных вещества – к примеру, йод и угарный газ или питьевая сода и ацетилен. Если строение обоих веществ определено верно – одиннадцатиклассник получает 2 балла за это задание, если же только одного – 1 балл, и если весь ответ неверен – 0 баллов.

Задание 5

Пятым заданием открывается блок номеров, относящихся к неорганической химии. Оно связано с классификацией неорганических соединений. Приводится таблица; в первых двух ее графах записаны формулы веществ, но пропущены классы, к которым они относятся, а в следующих двух – наоборот. Она может выглядеть таким образом:


Нужно дополнить таблицу пропущенными элементами. Если это сделано верно – ответ оценивается в 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 баллом, если две и больше – 0 баллами.

Далее в тексте работы приводится текст о каком-либо химическом веществе – например, сульфате алюминия или аммиаке. В тексте говорится о способах его получения, внешнем виде, использовании в жизни и промышленности, основных свойствах и реакциях. Задания 6-8, включающие в себя по два вопроса, выполняются с опорой на данный текст. За каждое из заданий 6, 7 и 8 можно получить максимум 2 балла – в случае, если ответ полностью верный. При наличии 1 ошибки ставится 1 балл, и если ответ неверный – 0 баллов.

Задания 6-8

Все эти задания построены по одному принципу – в первой части нужно составить уравнение какой-либо реакции с участием того вещества (или производных от него), о котором говорится в тексте. Все компоненты реакции указаны, также упомянуты другие детали ответа – например, что уравнение должно быть сокращенным либо что оно должно отображать реакцию, происходящую до образования осадка.

К примеру, если текст о сульфате алюминия, первые части вопросов выглядят так:

  • Составьте молекулярное уравнение реакции получения сульфата алюминия из оксида алюминия и серной кислоты.
  • Составьте молекулярное уравнение реакции между сульфатом алюминия и гидроксидом натрия, протекающей до образования осадка.
  • Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между гидроксидом алюминия и серной кислотой.

Во второй части задаются вопросы, связанные с записанным уравнением – о типе реакции, о ее признаках, о свойствах полученного вещества. Для нашего примера они выглядят так:

  • Опишите признаки протекающей реакции.
  • Объясните, почему образующийся осадок растворяется в избытке щёлочи.
  • К какому типу реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) относится данное взаимодействие?

Задание 9

Девятый номер ВПР по химии, относящийся к повышенному уровню сложности, проверяет умение учащихся работать с окислительно-восстановительными реакциями – составлять их электронные балансы, расставлять коэффициенты и указывать, какое вещество является окислителем, а какое выступает в роли восстановителя. Дается схема реакции – например:

Fe(OH)2 + NaBrO + H2O → Fe(OH)3 + NaBr

CH4 + NO2 → CO2 + NO + H2O

Задание состоит из 3 частей. В первой нужно составить электронный баланс, во второй – указать восстановитель/окислитель, а в третьей – расставить коэффициенты. Если все это сделано верно, ответ оценивается в 3 балла, если ученик совершил ошибку в одной части ответа – в 2 балла, в двух частях – 1 балл, и если весь ответ неверен – в 0 баллов.

Задание 10

Десятое задание несколько легче предыдущего, хотя оно также является заданием повышенной трудности. В нем приводится химическая цепочка, обычно включающая в себя три уравнения – к примеру:

K2CO3 → CaCO3 → CO2 → NaHCO3

Na2O → NaOH → Na2CO3 → Na2SO4

Требуется составить уравнения реакций. Если все три из них записаны верно – одиннадцатиклассник получает 3 балла, если правильны только два – 2 балла, если только одно – 1 балл, и если все неправильно – 0.

Задание 11

Одиннадцатое задание открывает блок заданий по органической химии. В нем нужно установить соответствие между формулой вещества и его названием, либо между названием вещества и классом/группой, к которой оно относится. Дается три названия либо три формулы, обозначенные буквами, а вот позиций, которые нужно подобрать в соответствие – четыре, поэтому просто подобрать ответ будет сложнее. Ответ записывается в таблицу; если в нем нет ошибок, ставится 2 балла, если одна ошибка – 1 балл, если две-три – 0 баллов.

Задание 12

В условии данного задания приводится две схемы реакций, в которых пропущено по одному веществу. Нужно вставить пропущенные вещества, и, если нужно – расставить коэффициенты. Примеры задания:

HBr → CH3–CH2–Br + H2O

CH3CH2OH + HCl → .................. + H2O

Если пропущенные элементы записаны верно – ответ оценивается 2 баллами, при одной ошибке – 1 баллом. За неверный ответ либо его отсутствие ученик не получает баллы за это задание.

Задание 13

Тринадцатое задание представляет собой задачу, причем не самую простую – оно относится к повышенному уровню сложности. Чаще всего требуется рассчитать массу какого-либо вещества, иногда дается практический и теоретический выход и недостаток/избыток. Нужно написать уравнение описанной в условии реакции и подробное решение. Приводим примеры условия:

  • Рассчитайте, сколько граммов этилацетата можно получить из 600 г уксусной кислоты при 100%-ном практическом выходе.
  • Вычислите массу хлорида кальция, который образуется при взаимодействии избытка раствора соляной кислоты с гидроксидом кальция массой 370 г.

Если все сделано правильно – ставится 3 балла, если есть одна ошибка – 2 балла, две ошибки – 1 балл, три и больше – 0.

Задание 14

В предпоследнем задании ВПР по химии, сложность которого также считается повышенной, нужно составить 3 уравнения реакций с органическим веществом. В отличии от задания под номером 10, здесь дается не результат реакций, а оба их компоненты.

Условие выглядит, например, так:

Если все три уравнения правильные, ответ оценивается в 3 балла, если верны только два – в 2 балла, лишь одно -1 балл, ни одного – 0.

Задание 15

Пятнадцатое задание предполагает решение задачи. Чаще всего требуется рассчитать массу или массовую долю. Эта задача легче, чем та, которую надо решать в 13 номере. Примеры:

  • Для приготовления маринада в поваренной книге рекомендуется в 500 мл воды растворить 20 г соли, 30 г сахара и 10 г уксусной кислоты. Рассчитайте массовую долю соли и уксусной кислоты в полученном маринаде.
  • Для повышения урожайности зелёный лук рекомендуется еженедельно опрыскивать 0,2%-ным раствором аммиачной селитры. Рассчитайте массу аммиачной селитры и массу воды, которые необходимы для приготовления 500 г такого раствора.

Данное задание относится к блоку «химия и жизнь», поэтому в условии задачи описывается практическое применение получаемых веществ. За правильный ответ ученик получает 2 балла, если в ответе есть одна ошибка -1 балл, в иных случаях баллы за задание не присуждаются.

Лучшие статьи по теме