Для школьников и родителей
  • Главная
  • Проекты
  • Введение (63). Сжатое изложение ОГЭ.doc - Сжатое изложение ОГЭ Критерии оценивания изложения

Введение (63). Сжатое изложение ОГЭ.doc - Сжатое изложение ОГЭ Критерии оценивания изложения

Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.

Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей написанию сжатого изложения.

Данный урок разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и совершенствует их учебно-языковые и коммуникативные умения, а также создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.

Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения,
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.

Развивающие:

  • продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста в рамках подготовки к ГИА,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,
  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.

Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Возраст обучающихся: 15 лет.

Эпиграф: Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. С.И. Ожегов (слайд 5)

План урока:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Работа с эпиграфом (3 минуты).

3. Работа с исходным текстом (35 минут):

  • первое чтение текста (3 минуты),
  • беседа по вопросам (определение темы, идеи, структуры и абзацного членения текста) (3 минуты),
  • второе чтение текста (3 минуты),
  • определение микротем исходного текста (работа в группах) (5 минут),
  • составление плана изложения (3 минуты),
  • работа над сжатием исходного текста (5 минут),
  • способы компрессии текста (приемы сжатия) (3 минуты),
  • самостоятельная работа групп (5 минут),
  • результат компрессии исходного текста (3 минуты),
  • итоги работы над исходным текстом (2 минуты).

4. Написание изложения исходного текста (35 минут).

5. тоги урока (5 минут).

Ход урока

I. Организационный момент: Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-практикум по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения. (слайд 1) Цель нашего урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии. (слайд 3)

II. Работа с эпиграфом: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова (слайд 5). Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку?

III. Работа с исходным текстом (слайд 6).

1. Первое чтение текста

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

(слайд 7) “Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.

(слайд 8) “В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама... (По А. Алексину, 284 слова)

2. Беседа по вопросам

- Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? (слайд 9) Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.

- Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? (слайд 10) Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

- Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. (слайд 11) Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

- Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. (слайд 12) Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.

3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)

Текст Микротема
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. Мамы давно уже нет...
А я всё ещё мысленно
говорю: “Прости меня, мама...”. (слайд 13)
“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?” Мы порой чересчур уж
бездумно принимаем
жертвы матерей своих.
(слайд 14)
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. (слайд 15)
“В муках мы мать вспоминаем”, - писал

Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”

“В муках мы мать вспоминаем”. (слайд 16)
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама... Вовремя, при жизни их,
должны мы сказать всё
доброе и сделать для них
всё доброе. (слайд 17)

4. Составление плана изложения (слайд 18)

  1. Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”.
  2. Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.
  3. Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.
  4. “В муках мы мать вспоминаем”.
  5. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе.

5. Работа над сжатием исходного текста (слайд 19)

Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).

Задача сжатого изложения: (слайд 20) Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? (слайд 21) Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.

6. Способы компрессии текста (приемы сжатия): (слайд 22) исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).

  • Удаление. (слайд 23) Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.
  • При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
  • Объединение. (слайд 24) Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.
  • Замена. (слайд 25) Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.

7. Самостоятельная работа групп

Текст Что применили? Что получилось?
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов) (слайд 26) Замена прямой речи.

Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Замена придаточного предложения.

Удаление вводных слов.

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)
“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?” (61 слово) (слайд 29) Замена прямой речи.

Удаление повторов.

Замена ряда предложений одним выражением.

(6 слов) (слайд 34)

“В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!” (29 слов) (слайд 35) Замена прямой речи другим выражением.

(слайд 36)

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива... (25 слов) (слайд 37)
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама!

(28 слов) (слайд 38)

Замена парцеллированного предложения.

Удаление уточняющего члена предложения.

Объединение структуры СП. (слайд 39)

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама!

(19 слов) (слайд 40)

8. Результат компрессии исходного текста (слайд 41)

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно.

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива...

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (167 слов, в исходном тексте - 284 слова).

9. Итоги работы над исходным текстом (слайд 42)

Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

10. Второе чтение текста

11. Написание изложения

Список используемой литературы и Интернет-источников

  1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2008.
  2. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Волгоград, “Учитель”, 2009.
  3. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.
  4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., “Экзамен”, 2012 .
  5. Мишатина Н. Л. Как сердцу высказать себя?..: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. 7-9 классы: книга для учителя / Н. Л. Мишатина. - СПб, 2008.
  6. Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.
  7. Цыбасова В.И. Анализ и самоанализ урока Волгоград: ИТД “Корифей ” 2008 г.
  8. http://fictionbook.ru/author/a_v_milyuk/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_poso/read_online.html?page=2 .
  9. http://www.proshkolu.ru

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА ИЗЛОЖЕНИЕ - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное сжатое изложение с элементами сочинения При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать умения и навыки: верно понимать и передавать основную мысль исходного текста правильно выделять макро- и микротемы владеть навыками сжатия текста логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы сжатия выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме ВАЖНО! В сжатом изложении необходимо сохранить все микротемы исходного текста. Но количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте. Членение на абзацы сжатого изложения соответствует плану, составленному учащимся после первого чтения текста. ПРИЕМЫ СЖАТИЯ (КОМПРЕССИИ) ТЕКСТА исключение обобщение упрощение ИСКЛЮЧЕНИЕ - возможность убрать из текста слова или предложения без нарушения его смысловой и речевой целостности. ОБОБЩЕНИЕ – выявления общих признаков предметов рассматриваемой области УПРОЩЕНИЕ – замена сложных синтаксических конструкций более простыми (сложные предложения – простыми, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением) ИСКЛЮЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Исключать можно: - вводные слова, - однородные члены предложения, - повторы, - однотипные примеры, - риторические вопросы, восклицания, - цитаты, - детали, не влияющие на ход мыслей, - пояснения, описания, рассуждения, - слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста. При исключении необходимо: 1. Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова. 2. Убрать подробности и детали. 3. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями ОБОБЩЕНИЕ (ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ) Обобщать можно: - парцеллированные предложения. - ряд предложений, связанных одной мыслью. - части сложных предложений. - конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: 1.Найти в тексте мелкие единичные факты. 2. Выявить общее. 3. Объединить факты на основе общего. 4. Сформулировать оставшееся в предложения. ЗАМЕНА Заменять можно: - однородные предложения обобщающим словом; - сложные предложения простыми; - части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением; - прямую речь косвенной; - часть текста одним предложением. При замене необходимо: 1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом. 2. Сформулировать данное предложение. Попробуем на практике Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже на очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов) Используем разные приемы: А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ: А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения. Используем разные приемы: Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. Это предложения с однородными членами. ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ: Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы. Используем разные приемы: А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Это сложное предложение, ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал. Используем разные приемы: Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Используем разные приемы: Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. ОБОБЩИМ НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь. Поздно. Что же получилось? Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)

АДМИНИСТРАЦИЯ

г. Владимира

Управление образования

ГОРОДСКОЙ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

г. Владимир,

ул. Большая Московская, д. 92-а

эл. почта:*****@

№ 1 от 01.01.01 г

Руководителю ОУ

С целью изучения уровня готовности учащихся IX класса к итоговой аттестации в новой форме городской информационно-методический центр подготовил тексты контрольной работы по русскому языку в соответствии с содержанием и требованиями новой формы итоговой аттестации и рекомендует опробовать ее в общеобразовательных учреждениях.

Текст контрольной работы по русскому языку в 9 классе

(в формате новой формы итоговой аттестации)

Структура работы

На выполнение контрольной работы дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Это задание выполняется на отдельном подписанном листе.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1-А7) и 14 заданий с кратким ответом (В10-В14).

К каждому заданию с выбором ответом (А1-А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям В1-В14 должны быть сформулированы учащимися самостоятельно.

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста.

Приступая к третьей части работы, необходимо выбрать одно из двух предложенных заданий. (С2.1 или С2.2) и дать письменный развернутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном подписанном листке.

Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписано листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

«В муках мы мать вспоминаем», - писал. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама… (По А. Алексину)

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и

всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Весь последующий материал (стр. 2-5) в распечатанном виде выдается каждому ученику.

Часть2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

Я помню руки твои…

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

8)Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. 9)И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. 10)Я целую чистые, святые руки твои!

11)Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? 12)А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.

(По А. Фадееву)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А-1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.

Почему герой говорит, что руки матери «чистые, святые»?

Как характеризует героя информация, заложенная в 14 предложении?

В каком значении используется в предложении 12 слово сердце?

центральный орган кровеносной системы

этот орган как символ души, переживаний, чувств

важнейшее место чего-нибудь, средоточие

символическое изображение в виде вытянутого по бокам овала, мягко раздвоенного сверху, книзу сужающегося и заостренного

В каком варианте ответа содержание второго предложения содержит вывод из первого?

6)Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. 7)Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!

3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

9)И, когда бы я ни открыл глаза ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. 10)Я целую чистые, святые руки твои!

13) Мама, мама!Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет руки матери не «рученьки», не «ручки», а именно «руки»? Такая форма слова говорит…

Укажите предложение, в котором содержатся сравнения ?

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.

И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.

Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.

Из предложения 11 выпишите слова с безударной непроверяемой гласной в корне.

Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями, связанными сочинительной связью.

И,(1) когда бы я ни открыл глаза, (2) ты была всегда возле меня, (3) и ночник горел в комнате, (4) и ты глядела на меня своими запавшими очами, (5)будто из тьмы, (6) сама вся тихая и светлая, (7) будто в ризах.

Замените словосочетание ПУТЬ ЖИЗНИ (предложение 5), построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ , синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание..

Среди предложений 8-12 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями . Напишите номер этого предложения.

Внимание! Задания части 2 выдаются в распечатанном виде каждому ученику!

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подпи санном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Павла и Николая о роли обращений в публицистической и художественной речи.

Николай : «А зачем писатели в своих произведениях обращения используют? В разговорах понятно зачем, чтобы называть того, кому говорить что-нибудь будем».

Павел : «Писатель ведь к читателю обращается».

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны обращения?»

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст А. Фадеева и найдите необходимые примеры использования обращений. Аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих обращения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Начать фразу вы можете как фразой, принадлежащей Николаю, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Николая.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл финала текста: «Прости меня, потому что ты одна, только ты одна не свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… »

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Инструкция по проверке и оценке работы учащихся по русскому языку

Проверка и оценивание задания С1

Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходно тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Критерии оценивания изложения

Баллы

Отразив все важные для его восприятия микротемы.

Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

Сжатие исходного текста

Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

учащийся правильно применил 1 приём сжатия, используя его на протяжении всего текста.

Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста,

учащийся правильно применил 1 приём сжатия, используя его для сжатия 3 микротем текста.

Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

учащийся правильно применил 1 приём сжатия, используя его для сжатия 2 микротем текста.

Учащийся правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 1 микротемы текста,

учащийся не использовал приемы сжатия текста,

учащийся неправильно использовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел.

Смысловая цельность речевая связность и последовательность изложения

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста.

Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. Имеется отдельные нарушения в передаче речевых особенностей исходного текста.

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы.

Максимальное количество баллов за изложение по критериям И1–И3

Е.А.Антипова

Самостоятельная работа №2

Урок подготовки к написанию сжатого изложению в 9 классе.

Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.

Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа.

Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать структурированное восприятие и содержание текста,

Формировать умение видеть логику рассуждения,

Формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.

Развивающие:

Продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста,

Уметь выделять микротемы текста,

Расширять словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету,

Содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

Показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Форма организации познавательной деятельности : коллективная, групповая, самостоятельная.

Методы : проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-практикум по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения.

Цель нашего урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.

II. Работа с исходным текстом.

1. Первое чтение текста

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.

“В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама... (По А. Алексину, 284 слова)

2. Беседа по вопросам

Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.

Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.

3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)

4. Составление плана изложения.

1.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”.

2.Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.

3.Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.

4.“В муках мы мать вспоминаем”.

5.Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе.

5. Работа над сжатием исходного текста.

Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).

Задача сжатого изложения: Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.

6. Способы компрессии текста (приемы сжатия): исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).

Удаление. Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.

При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Объединение. Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.

Замена. Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.

7. Самостоятельная работа групп

I.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын : очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня . Я и в самом деле старался спасти её от болезней , от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал . Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Что применили?

1) Замена прямой речи.

2)Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

3)Замена придаточного предложения.

4)Удаление вводных слов.

5)Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)

II. “Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?” ( 61 слово)

Что применили?

1) Замена прямой речи.

2)Удаление повторов.

3)Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

III. Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. (14 слов)

Что применили?

Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты. (6 слов)

IV. “В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!” (29 слов)

Что применили?

Замена прямой речи другим выражением.

Что получилось?

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива... (25 слов)

V. Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой . То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их , должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама! (28 слов)

Что применили?

Замена парцеллированного предложения.

Удаление уточняющего члена предложения.

Объединение структуры СП.

Что получилось?

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (19 слов)

8. Результат компрессии исходного текста.

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно.

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива...

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (167 слов, в исходном тексте - 284 слова).

9. Итоги работы над исходным текстом.

Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

(Возможно 2-ой урок).

10. Второе чтение текста

11. Написание изложения

Список используемой литературы и Интернет-источников

1.Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2008.

2.Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.

3.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., “Экзамен”, 2012 .

4.Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.

Лучшие статьи по теме