Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Аксиологический подход к социальным явлениям. Монография "«Аксиологический подход как методологическая основа педагогического исследования. методологической культуры педагога

Аксиологический подход к социальным явлениям. Монография "«Аксиологический подход как методологическая основа педагогического исследования. методологической культуры педагога

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объектных отношений. Его главные проблемы - понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

При всей важности и адекватности этих соображений в целом достигнуто согласие, что чисто аксиологический подход

к культуре ограничен, ибо замыкает ее в сравнительно узкие рамки. Ценность, ценимое, предпочитаемое, желаемое, ожидаемое, благосодержащее - все это, во-первых , указывает лишь на нечто позитивное для человека и человеческой жизни и, во-вторых , весьма и весьма относительно в разных культурах. И если принять, что культура - это по сути своей только совокупность ценностей, а все то, что негативно, деструктивно, опасно, «выносится за скобки» и полагается как не-культура, анти-культура, то в этом случае само воззрение на культуру становится до крайности релятивным (относительным). Разумеется, аксиологический подход не исключается из теоретического рассмотрения. Более того, при решении воспитательно-дидактических задач он выявляет свою эвристич-ность и результативность. И тогда оппозиции типа культура -варварство, культура -хамство, культура - невежество и т.п. вполне оправданы и необходимы. Безапелляционное отбрасывание ценностного подхода столь же неправомерно, как и его одностороннее раздувание, гипостазирование.

Дискуссии приводят к убеждению, что в дезаксиологическом (ценностно-нейтральном) определении культуры должны быть выделены ее субстанциональные основы, указан ее субстрат, а сама культура в целом должна полагаться процессуально как динамичное целое в единстве объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов, хода и исхода.

Эти задачи получают свое разрешение в так называемом деятельностном подходе. Здесь культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности, рассмат­ривается как диалектически реализующийся процесс. Поиски содержательного определения культуры приводят к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно: к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура вы-

ступает как «способ деятельности» (В. Давидович, Ю. Жданов), «технологический контекст деятельности» (3. Файнбург), что придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Тем самым культура понимается как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, как «технология производства и воспроизводства человека и общества», своего рода ген жизнедея­тельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе. Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологически выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода технология человеческой деятельности. Думается, что этот подход наиболее перспективен при схватывании сущности (именно сущности) культуры. Он не отрицает того, что при рассмотрении феноменологии культуры (ее форм, проявлений, граней) приемлем аксиологический подход, полагание культуры как «меры человека», мерила его восхождения к идеалу, способа формирования духовного богатства и реали­зации сущностных социальных сил и пр. Но деятельностный подход дает целостное понимание того, что есть культура и что не есть культура, позволяет выделить главное применительно к нашему рассмотрению: культура в глубокой сути своей есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, ее имманентный механизм, способ ее осуществления.

Такая трактовка как бы отвечает на вопрос, как система человеческой деятельности осуществляется. Утверждение культуры как механизма (технологии) деятельности дает возможность «взять» культуру в ее сущностном бытии, не ограничиваясь описательными констатациями. На уровне культурологического анализа рассмотрение культуры как искусственной (а не «естественной») технологии деятельности дает нам ее всеобщую характеристику. Взятая в широком общетеоретическом смысле, категория «технология» помогает понять саму суть культуры. Технологичность культуры как раз и предполагает то, что культура предстает как исторически изменяющаяся и исторически конкретная совокупность

тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. С этих позиций культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития человеческой жизни, социальной и индивидуальной. При всей теоретической привлекательности высказанные соображения нуждаются в конкретизации, прежде всего в понимании природы человеческой деятельности. Дело в том, что ее расширительное истолкование как сущности культуры не позволяет в полной мере выявить специфику культуры как феномена.

Культура немыслима без человека: он ее создал. Но что при этом его воодушевляло? Желание утвердить себя в природе в качестве властелина, способного изменять дарованное? Бессознательная игра творческих сил, способных бесконечно развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить природу? Как только возникает вопрос «ради чего?», человеческая активность оказывается вовсе не одинаковой по собственной нацеленности и истокам.

В этом плане не всякая деятельность порождает культуру, а только та ее часть, которая носит сакральный характер и связана с поиском смыслов, вычитываемых в бытии. Занимаясь жизнеустроением, человек далеко не всегда задается вопросом о предназначенности бытия и своей собственной судьбы. Культура - это не все, что

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

способен предъявить человек, увлеченный переделыванием изначального порядка вещей. Деятельность человека разнообразна, многолики продукты человеческой активности. Можно указать на такие деяния человека, которые связаны с напряженным творческим актом, прорывом в новое духовное пространство, извлечением смысла из окружающего. Это и есть культура. Но есть такие артефакты, которые не содержат в себе сакрального смысла, не рождают горения человеческого духа. В человеческой деятельности многое рождается впервые как обнаружение смысла, но многое служит процессу тиражирования однажды найденного.

В истолковании Павла Флоренского (1882-1937) деятельность обнаруживает себя во множественном числе: речь идет о деятельностях. Когда мы говорим слово «орудие», то

ближайшим образом припоминаются нам молоты, пилы, плуги или колеса. Это в грубейшем смысле слова материальные орудия технической цивилизации. Создание полезных для выживания человека приспособлений приобретает сакральный, т.е. культурный, смысл только тогда, когда орудие рассматривается как «проекция вовне творческих недр человеческого существа, построющих и все его собственное эмпирическое бытие - его тело, его душевную жизнь». Суть палки, молота, пилы, насоса не видна непосредственно. Творчество разума обнаруживается в производстве вещей, смысл которых не очевиден. Это производство символов, т.е. сотворение культуры. Итак, деятельность человека многообразна. В одном случае она порождает культуру, в другом - нечто иное - цивилизацию. Далеко не всегда человеческая активность сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя акты простого воспроизведения, копирования. Человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который на конвейере насаживает колесо на ось, - человек цивилизации. (Так издавна обнаруживает себя тема, которая в XX в. получила освещение как проблема «культура и цивилизация».)

Сущность аксиологического подхода

Педагогическое научное познание осуществляется одновременно из-за любви к истине и с целью полностью удовлетворить социальные потребности.

Определение 1

Механизмом, связывающим практический и познавательный подходы, выступает аксиологический подход или как его еще называют ценностный.

Это мост между теорией и практикой педагогики.

Роль аксиологии в образовании

Аксиологический подход органично сочетается с гуманистической направленностью педагогики. Это обусловлено тем, что человек рассматривается в педагогической науке в качестве высшей общественной ценности и самоцели самого общественного развития. Соответственно аксиологию можно рассматривать как основу новой философии образования и методологии современной педагогики.

Основой асиологического подхода является концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией наше жизненное пространство - это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее, объединяющее человечество и характеризующее каждого отдельного индивида. Гуманистическая ценностная ориентация – это своеобразный аксиологический мотор, придающий активность остальным звеньям ценностной системы.

Философия образования , ориентированная на гуманизм является стратегической программой качественного обновления всех ступеней образовательного процесса. Разработка философии в данном направлении позволяет установить параметры оценки работы образовательных учреждений и концепций, педагогического опыта, ошибок, достижений. Гуманизация предполагает реализацию новой направленности образования, которая связана не с подготовкой квалифицированных «обезличенных» кадров, а с достижением эффективности в сфере общего и профессионального развития личности.

Замечание 1

Гуманизация образования в корне изменяет традиционные представления о его цели, которая заключается в систематизации знаний, умений, навыков. Следует отметить, что данная цель образования послужила основной причиной его дегуманизации, проявившаяся в разделении искусственным способом воспитания и обучения. Из-за идеологизации учебных программ и пособий воспитательное значение знаний приняло размытый вид. Образование как транслятор общечеловеческой, национальной культуры не состоялось. Отчасти дискредитировано и трудовое воспитание, так как оно было лишено нравственно-эстетической составляющей.

Долгое время в системе образования все усилия были направлены на приспособление воспитанников к сложным жизненным обстоятельствам, на примирение с мифическими неизбежными трудностями. При этом образование не учило гуманизировать саму жизнь, менять ее в соответствии с законами красоты. Сегодня понятно, что содержание и характер направленности человеческой личности определяют эффективность решений социальных, экономических проблем, безопасность и существование человечества.

Идея гуманизации образования, которая является следствием применения в педагогике аксиологического подхода, имеет огромное социально-политическое и философско-антропологическое значение. От решения данной задачи зависит конечная стратегия общественного движения, тормозящая развитие человеческой цивилизации или способствующая ему. Современное образование способно внести большой вклад в формирование ценных с социальной точки зрения мировоззренческих, нравственных качеств и сущностных сил человека, необходимых в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на создание экологической, нравственной гармонии в нашем мире.

From the standpoint of the competence approach the author considers the problem ofprofessional activity and formation of competence model of a university teacher, objectives and structure of the competence model in the training of university teachers.

Key words: competence, competence professional competence of a lecturer, pedagogical competence of a lecturer at higher educational establishment, forming competence of a lecturer at technical higher establishment, system of lecturers" advanced training. Educational.

Maleta Svetlana Valerievna, аssistant, E-mail: maleta [email protected], Russia, Tula, Tula State University

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

С.И. Маслов, Т.А. Маслова

Раскрывается понятие «педагогическая аксиология», обозначаются предмет и задачи педагогической аксиологии, показано значение ценностно-смысловых компетенций в характере реализации способов педагогической деятельности, даются характеристика и классификация ценностей важных в педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценности, инновационная

деятельность, проблема критериев, педагогическая деятельность, интериоризация ценностей.

Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, способов их включения в учебно-воспитательный процесс.

Решению проблемы преодоления культурного кризиса и развития ценностной сферы человека способствует становление педагогической аксиологии как методологического подхода в осмыслении педагогических явлений.

Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается в ней как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др.

Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние

формируются на основе различения человеком добра и зла, истины и заблуждений, красивого и безобразного и других культурно значимых характеристик действительности. Эти аспекты общей аксиологии следует учитывать и при разработке педагогической аксиологии. Педагогическая действительность как часть социальной включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые объединяет их принадлежность к целенаправленному процессу образования человека. Сюда входят и сами субъекты этого процесса (воспитатели и воспитанники), содержание и процесс образования, разнообразные формы, методы и средства воспитания. В целом проблема критериев ценности явлений в педагогической аксиологии нуждается в серьезных теоретических исследованиях.

Предметом педагогической аксиологии являются ценности:

1. Научно педагогического исследования. Результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Конкретно-научные критерии зависят от типа исследования (дидактика, теория воспитания и т. д.). В зависимости от эффективности возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости.

2. Инновационной деятельности. Если этот результат приближается к цели, которую ставило образование, то его содержание и процесс как ценности обладают большой социально-педагогической значимостью. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях ценности. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значения новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

3. Педагогических явлений. Педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Педагогические явления качественно отличаются друг от друга: их качество - это специфика явления по его содержанию, определенности. Именно это содержание детерминирует, в конечном счете, их оценку и ценность. При этом следует различать категорию «качество» в смысле определенности вещи, явления, отличия и в оценочном (аксиологическом) смысле. Это

принципиальное положение для педагогической аксиологии. Следует иметь в виду и то, что всякое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем терять ценность.

4. Конкретных ценностей необходимых для формирования у субъектов образовательного процесса.

Приоритетными задачами педагогической аксиологии В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:

Анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;

Определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

Разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;

Проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений .

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках наставника, правильно ориентированного в аксиологическом отношении. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.

Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер взаимодействия учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогические

ценности не только позволяют удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие, утверждаются не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом определяют развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, т.к. желаемое и необходимое на уровне общества часто вступает в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог, на основе своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

По утверждению В. А. Сластенина, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Овладение педагогическими ценностями возможно только в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их интериоризации, уровень которой служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации. Взяв за основу профессиональную деятельность специалиста, И.Ф. Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей преподавателя:

1. Ценности-цели - ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

2. Ценности-средства - ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности.

3. Ценности-отношения - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности.

4. Ценности-знания - ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности.

5. Ценности-качества - ценности, раскрывающие значение и смысл

качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных

индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессиональнопедагогической деятельности, проявляющихся в специальных

способностях: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия и др. .

Представленная классификация позволяет наиболее полно систематизировать профессиональные ценности современного педагога. Однако необходимо отметить условный характер классификации, многосторонность и взаимообусловленность выделенных групп ценностей.

Е.Н. Шиянов выделяет следующие ценности: ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей окружающей среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением; ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами.

Мы попытались всю обобщенную номенклатуру профессионально педагогических ценностей классифицировать исходя из значимости их в профессиональном становлении учителя.

Для студентов педагогического вуза наиболее значимыми являются следующие ценности:

Гуманистические ценности педагогической деятельности:

Ученик - личность ученика как высшая ценность в образовательном процессе. Ценностные ориентиры обусловливают поведение человека, а ценностное отношение к ученику является условием развития субъектного начала в нем и составляет основу обеспечения готовности учащихся к личностному самоопределению.

Детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью. Детство - главная ценность. Преждевременное взросление - не достижение, а беда, пропуск этапов или периодов детского развития, имеющих непреходящую ценность. Детский психолог А. Запорожец предупреждал о неразумной торопливости и искусственном форсировании детского развития. Напротив, он заботился об обогащении каждого периода возрастного развития.

Уникальность и индивидуальность личности. Это - чудо, что каждый в отдельности отличается ото всех. Индивидуальность, как таковая, имеет идеальный ценностный характер и понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов.

Развитие ученика. Понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъективный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста (В. В. Давыдов, В. А. Коротов, Н. Д. Никандров, А. В. Мудрик,

Ю. Б. Орлов, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская). Но это возможно лишь при условии, что личностное развитие ребенка входит в систему профессиональных ценностных ориентаций учителя, и, в свою очередь, во многом будет определяться теми критериями оценки труда педагога, системой ценностных ориентации, принятых в педагогическом коллективе.

Самореализация ученика. Ведущей потребностью и учителя, и ученика является потребность в самореализации. Однако существует противоречие между стремлением педагога к самореализации и его ориентациями на формирование у учащихся способности к творческой самореализации. Недостаточность осознания учителем того, что его самореализация получает смысл лишь через развитие у учащихся способности к творческой самореализации, приводит и к результатам педагогической деятельности, неадекватным по критерию развития у детей познавательного, этического, аксиологического, праксеологического отношений, образующих содержание творческой самореализации.

Профессионально-нравственные ценности:

Добро - это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность - от милосердия и сострадания.

Сострадание - это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить. Сострадание может быть и к людям, которые избрали для себя в жизни ложные пути, ведущие к деградации и разрушению, к тем, которые обмануты и не имеют сил, чтобы выбраться из сетей лжи.

Милосердие - готовность помочь ученику или простить из человеколюбия; является важной чертой нравственного педагога. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие подводит к пониманию ценности мира.

Мир - согласие, отсутствие вражды, ссоры, отсутствие педагогического конфликта.

Искренность - честность, прямота и добросовестность. Эта ценность характеризуется выраженным отсутствием противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Профессиональный долг - это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг - выступающее в

качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свое бытие в соответствии с ними.

Свобода. Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода - два таких явления, которые обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие».

Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. «Нельзя до конца перевести опыт веры на язык понятий»,- отмечал еще Григорий Богослов. Ее концентрированное, тысячелетиями отшлифованное выражение религии. Культура как коллективная память призвана хранить и ретранслировать это богатство, все его своеобразие и поливариантность.

Доверие предшествует вере. Доверие - чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д. Человек может иметь доверие к жизни, доверие ко Всевышнему, к другим людям, к своей собственной судьбе. Человек имеет чувство, что все склонны помогать ему, делать то, чего бы он хотел.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовнонравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию

и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Обязательность - это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.

Профессиональная честь и достоинство в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.

Ценность творческой самореализации:

Совершенствование профессионально-творческих способностей -совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Сюда относятся: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

Преподаваемый учебный предмет. В зависимости от типа учебный предмет имеет личностную смысловую ценность для ученика, проявляющуюся в познавательных и социальных мотивах, среди которых мотивы достижения занимают большое место, являясь средством реализации их жизненных планов в будущем.

Постоянное самосовершенствование учителя - самостоятельная интегративная деятельность, сформировавшаяся под влиянием социальнопедагогических требований к деятельности и личности учителя, его субъектной активности и целенаправленного процесса по самоизменению. Её исходным условием и результатом является готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как профессионально важное интегральное качество личности, позволяющее осознанно, целенаправленно, систематически и самостоятельно выстраивать и осуществлять стратегию профессионально-личностного роста.

Ценность инновации. Вызвана осознанием и потребностью постоянно совершенствовать образовательный процесс, основываясь на новых идеях, являясь результативным потенциалом для учителя.

Интеллектуальные ценности:

Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Профессиональные знания - проверенный общественно-

исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Теория - система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Творчество - процесс создания человеком объективно или субъективно качественно новых материальных и духовных ценностей.

Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

Свободный доступ к информации является необходимым условием профессиональной компетентности и профессионального роста педагога. Это определяется стремительными изменениями в сфере образования, инновационными процессами в ней и большими возможностями учащихся в овладении и приобретении необходимой информации.

Социальные ценности:

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии.

Профессионально-педагогическая корпоративность.

Профессионально-корпоративная культура, становясь основой поведения, восприятия, познания, принятия решений в сфере профессионально-педагогической деятельности, проявляется в содержании и результатах учебной и педагогической деятельности, направленной на преобразование и развитие сферы человеческих взаимоотношений, и включает в себя интеллектуальное, нравственное и эстетическое, ценностное развитие педагога.

Соборность. Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство; особое соборное состояние человека, истинная вера, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Традиции. В педагогике традиции - эффективный стимул освоения ценностей, которые выражаются в культуре народа или жизненных

смыслах. В педагогических традициях учитель осмысливает свою жизнь, обнаруживает цель, т. е. находит объединяющий центр жизни (прежде всего духовной), каковыми являются для него верование, ценности и идеалы своего народа.

Традиция устойчива, стабильна и поэтому она может помочь в решении сложных проблем воспитания. Согласно концепции Л.С. Выготского, психологическая роль традиций заключается в культурноисторическом развитии психологии личности. Они структурируют и стабилизируют жизнь, не сопровождают его жизнедеятельность излишним и постоянным психическим напряжением, а входят естественным путем, наполняя собой без специальных усилий с их стороны.

Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морального становления личности.

Любовь и привязанность к детям. Является непреложной ценностью в педагогической деятельности. Без любви к детям педагогическая деятельность и весь педагогический процесс теряет смысл и свое назначение.

Эстетические ценности:

Красота - «все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»,- говорится в словаре русского языка С.И.Ожегова.

В.П. Тугаринов определяет красоту как «сторону любой деятельности, которая доставляет нам духовную радость, удовольствие, наслаждение, хотя и не преследует специально этой цели.

По мнению русского философа В.Соловьева, красота необходима для исполнения добра в материальном мире, и именно только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира.

Гармония - согласованность, созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом.

Можно утверждать, что ценности способны менять отношение к формам действия, освобождать их из-под власти конкретной ситуации. Ценности как феномен идеального обладают энергетической активностью и «существуют» в деятельности. Иначе говоря, идеальные образы реализуются в деятельности. И потому новые педагогические и управленческие технологии - это, прежде всего, принятие нового взгляда на ребенка (на человека), на смысл образования. Все остальное - лишь имитация нововведений в образовании. «Ценностные ориентации» также не имеют однозначной трактовки и рассматриваются как сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него, как форма существования ценностей.

В заключение подчеркнем, что потребность в педагогической аксиологии назрела, и ее разработка как части педагогической инноватики сейчас необходима.

Список литературы

1. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к

воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //

Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 220 с.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. С.77-78.

Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected] Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского.

Маслова Татьяна Александровна, ст.преподаватель, [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского

AXIOLOGICAL APPROACH PEDAGOGICS

S.I. Maslov, T.A. Maslova

In the article the concept of "pedagogical axiology", indicated the subject and pedagogical problems of axiology, shows the importance of value and meaning of competence in the nature of the methods of teaching, and describes the classification of values important in teaching.

Key words: pedagogical axiology, value, innovation, problem criteria, educational activities, internalization of values.

Maslov Sergei Ilyich, doctor of pedagogical science, professor, manager of department, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University im. K.E. Tsiolkovskogo.

Maslova Tatiana Aliksandrovna , senior lecturer, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University im. K.E. Tsiolkovskogo

И синергетический, и герменевтический подходы тесно связаны с аксиологическим (ценностным) подходом, потому что важны для формирования ценностного отношения к предметам и явлениям, т. к. первый из них связан с преобразованием потребностно-мотивационной сферы личности, а второй – с эмоциональной сферой, с переживанием. И то, и другое учитывается в аксиологическом подходе при описании процесса достижения ценностного результата.

В основе аксиологического/ценностного подхода (В. А. Карковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова) лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов:

  • предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
  • её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности;
  • выявление смысла ценности и её содержания;
  • принятие осознанной ценности;
  • закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу:

  • Освоение ценностей идёт через осознание . Отсюда методы – разъяснение, беседы, дискуссии.
  • Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения . Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора;
  • Результат воспитания связан с ценностным отношением , которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоционально-оценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).

Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры. Наши традиционные ценности – это:

  • патриотизм – любовь к Родине;
  • культура межнациональных отношений , межконфессиональный мир;
  • бережное отношение к природе ;
  • соборность, коллективизм, правдивость, честность, товарищество.

Аксиологический (ценностный) подход к трезвенному воспитанию означает формирование отношения к трезвости как к ценности. Отказ от традиционных ценностей привёл общество к глубокому духовно-нравственному кризису и ставит под угрозу сам факт существования русской цивилизации. Всё это сопровождается попытками ухода от реальности, прежде всего, с помощью одурманивающих веществ.

Аксиологический (ценностный) подход фактически отвечает на вопрос, как организовать трезвенное воспитание: здесь присутствуют и этапы процесса освоения ценностей, и подходы к этому вопросу . Трёхкомпонентная структура результата воспитания: когнитивный компонент (мировоззренческие знания), эмоционально-оценочный компонент, понимаемый как переживание, и поведенческий компонент, выявляющий ценностное отношение к АТН, может использоваться в диагностике антинаркотической воспитанности.

Антропологический подход

Антропология – учение о Человеке. Антропологический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, В. И. Слободчиков, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это – не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка .

Педагог – лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог – главный инструмент педагогической деятельности, педагог – «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного.

Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок – «девичья фамилия» Человека. Норма – это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В. И. Слободчиков).

Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.

Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.

Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий:

  • открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечность, доверие, благодарность, терпимость);
  • специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения ;
  • постоянная педагогическая диагностика и изучение природных задатков детей;
  • организация воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде;
  • обеспечение самоопределения личности в деятельности (преодоление трудностей, проявлений инициативы и ответственности).

Спорным пока остаётся вопрос, какую систему ценностей взять за образец. Одни авторы предлагают ориентироваться на традиционные общечеловеческие ценности: природа, культура, любовь, семья, труд, свобода. Другие оперируют названиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность. Третьи утверждают, что человеческое в человеке можно свести к триаде – Истина, Добро, Красота.

Есть и нововведения конца ХХ века: сейчас модно оперировать такими терминами, как «толерантность», «гуманизм» и т. д. Однако по многим причинам, в том числе и из-за нерусского происхождения этих слов, каждый волен вкладывать в них всё, что хочет. Ими удобно спекулировать, а в отдельных случаях во имя этих «ценностей» может даже искореняться настоящая духовность.

Несомненным остаётся то, что система традиционных национальных ценностей должна быть определяющей, необходима укоренённость в родной, не чужой культуре .

Не смотря на огромный потенциал внутренних возможностей личности, природные задатки и индивидуальные особенности накладывают определённые ограничения на возможность воспитания ребёнка.

Антропологическая система воспитания, обозначающая в качестве гуманистических целей нравственные добродетели, воспитание опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения и понимаемая как единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития может стать основой многих профилактических программ.

1. Понятие аксиологии …………………………………………………………...3

2. Понятие воспитания………………………………………………………….. .4

3. Аксиологический подход к воспитанию……………………………………...5

4.Список литературы………………………………………………………….…..8

Понятие аксиологии.

Аксиология (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005, с. 12-13.) философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.

Аксиология (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005, с. 16.) – 1) филос. Учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности смысл, человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, - учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Аксиология (В. А. Мижериков, Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004, с. 13.) - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит учение о природе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой, в том числе и педагогической, деятельности.

Аксиология педагогическая (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 25.) – направление в области образования, в котором рассматриваются: учение о ценностях, содержание ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности).

Понятие воспитания.

Воспитание (Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.) – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д.

Воспитание (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.) – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьёй и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 31.) – целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. Воспитание исходит из качества общественной морали, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания.

Аксиологический подход к воспитанию.

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность (по В.П. Тугаринову ) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Принципы аксиологического подхода:
К числу аксиологических принципов относятся:

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

Список литературы:

1. Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

3. Мижериков В. А., Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004.

4. Полонский В. М., Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004.

5. Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.

6. Выжлецов Г.П., Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996.

7. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, -Москва, Издат. «Школа-Пресс», 2000.


Похожая информация.


Лучшие статьи по теме