Тютчев Фёдор Иванович
Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803-1873)
У Тютчева необычайная литературная судьба. По возрасту он принадлежит к поколению Пушкина и писать начал достаточно рано, но по-настоящему в русский литературный процесс вошел лишь в пятидесятые годы. В 1821 г. после окончания Московского университета сотрудником дипломатической миссии он уехал в Германию и в Россию вернулся лишь в 1844 году. В Германии он возмужал, обзавелся семьей, там родились его дети, там он пережил трагедию смерти жены и женился второй раз, там он сблизился с Генрихом Гейне и знаменитым философом Фридрихом Шеллингом, по сути дела, там он стал поэтом. И хотя стихи Тютчева появлялись в русских журналах и альманахах («Галатея», «Денница»), а в 1836 г. большая подборка его стихотворений была напечатана в пушкинском «Современнике», хотя Вяземский и Жуковский высоко ценили Тютчева, он оказался поэтом публике неизвестным. И только когда в 1850 г. в «Современнике» появилась статья Некрасова «Русские второстепенные поэты», в которой он говорит о необыкновенном таланте Тютчева и ставит его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, начинается эпоха даже не известности - знаменитости Тютчева. О нем пишут Тургенев, Фет, Ап. Григорьев, Добролюбов. Критик И.С. Аксаков в 1874 году написал о нем большую монографическую работу, в которой называл его самобытным мыслителем, своеобразным поэтом, носителем и двигателем русского народного самосознания.
(Полдень. Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон. Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...». «Весь день она лежала в забытьи...»).
Все художественное наследие Тютчева - лирика. В небольшом лирическом стихотворении он нашел форму, в которой смог выразить свой мир с наибольшей полнотой. В течение всей жизни он писал по существу об одном - о природе и человеке в соотношении с природой, и можно с достаточным основанием считать, что все творчество Тютчева представляет собой единый текст.
Своеобразие понимания Тютчевым природы особенно видно, когда мы сравниваем его стихи с пейзажной лирикой Пушкина, Некрасова, Фета. Природа для Тютчева не просто цветы и деревья, животные и птицы, ручьи и леса, которые он изображает и которыми любуется, они всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос». Тютчев может прямо говорить об этой целостности («Как океан объемлет шар земной...»), а может создавать образ единого мира, как в «Весенней грозе», когда
И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам . -
Последняя строфа мифологически объясняет явление грозы, соединяя небо и землю:
Ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
В «Полдне» «вся природа» объединена состоянием полдневной «жаркой дремоты», в «Весенних водах» воды «гласят во все концы» и т.п.
Лирику Тютчева обычно называют философской: картины природы вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смерти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл. Соловьев). Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием. Философская идея Тютчева - всегда художественная, то есть образная, идея.
И еще одна, очень важная сторона в понимании Тютчевым природы - она одухотворена, наделена душой и сознанием. Одушевление природы в поэзии достаточно обычно, метафоры и олицетворения мы найдем у любого поэта. У Тютчева это имеет другой характер. Образ природы как живого существа для него не поэтическая вольность, а истина. Природа обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики, - в осеннем вечере на всем лежит
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Природа и человек родственно связаны между собой. В стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» величественное и таинственное движение ночного мира уносит человека «в неизмеримость темных волн». «Глас «стихии» - ее «звучные волны» - обращены к человеку: «То глас ее: он нудит нас и просит...» . В одном из самых знаменитых, программных стихотворений Тютчева «Silentium!» («Молчание!») «душевная глубина» уподоблена вселенной, где чувства и мечты движутся, как «звезды в ночи». У человека и вселенной один исток - «древний хаос», беспредельная бездна, из которой все появилось на свет и в которую все уйдет, «когда пробьет последний час природы». Память о «родимом хаосе» живет в ночи, и это общая мука мира и человека («О чем ты воешь, ветр ночной?»). «Мука» - потому что чувство непонятное, неосознанное, не поддающееся объяснению разума, но сильное, «неистовое», понятное сердцу. Но внутри этой общности (и мир, и человек обладают «дневной», светлой и разумной, и «ночной», иррациональной и мрачной, сущностью-душой) существует трагическое противоречие между природой, воплощающей общее, гармоничное, беспредельное, и человеком, с его конечностью и хрупкостью. Переживание краткости человеческого существования, ограниченности его возможностей - распространен- нейший мотив романтизма, но ни у одного русского поэта острота этого ощущения не была доведена до такой максимальности трагизма, как у Тютчева. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия: «Бесследно все - и так легко не быть!» , и эта хрупкость связана с отгороженностью его «я» от остального мира, непричастностью к жизни «божеско-всемирной» . Спасение человека - в соединении с миром. «Он с беспредельным жаждет слиться» , - говорится в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной» . Достижение этого слияния - тема стихотворения «Тени сизые смесились...» Первая строфа стихотворения рисует некий срединный мир, мир перехода, в котором сняты противоречия между днем и ночью:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Состояние слияния противоречий ведет к уничтожению их и между человеком и миром:
Все во мне, и я во всем!
Но странно, отмечает современный литературовед, это причастие всеобщей жизни не вызывает ликования, а определяется как «час тоски невыразимой». Смысл этой строки расшифровывается во второй строфе. Речь в ней идет не о расширении индивидуального человеческого существования в мировой жизни, а о полном уничтожении личности в безличностном мире:
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
И Тютчеву нужно оксюморонное сочетание «вкусить уничтоженья», чтобы выразить неразрешимость противоположных чувств - «жажду слиться» и ужас гибели.
Человек трагически отделен от всеобщей жизни, но также и от существования других людей. Это одна из тем «Silentium!»
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.
В шести стихах этой строфы выделены пять слов, связанных с языком, с его функцией говорения - восприятия. Для романтизма понятие языка одно из основополагающих (вспомните «Невыразимое» Жуковского, где «наш язык земной» и язык природы оказываются главными принципами противопоставления). Язык - максимальное выражение обращенности к другим. Требование молчания, заданное уже в названии непривычной (к тому же латинской) и потому сильной формой восклицательного назывного предложения и настоятельно звучащее в конце каждой строфы, обрекает человека на существование в замкнутости своего мира.
Преодоление бесследности человеческого существования Тютчев видит в причастности человека великим и трагическим событиям времени. Эта тема, звучащая в стихотворении «Цицерон», непосредственно связана с темой мира и бытия, основной для Тютчева. Недаром возникает образ бури, время представлено образом ночи, а конец «римской славы» уподоблен закату звезды: Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал - и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!.. Но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!..
И как природный мир измеряется интенсивностью жизни, ее «преизбытком» (максимум выражения этого - гроза), так жизнь человека оценивается той напряженностью его существования в «бурях» истории, которая дает ему бессмертие.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Всю строфу пронизывают смыслы участия человека в жизни мира, совместного действия человека и богов: образы мира - «пир», «зрелище», «совет»; человек, посетитель «сего мира», - «собеседник», «зритель», «допущенный». Равенство небожителей и человека утверждается и прямым сравнением («заживо, как небожитель»), и тонкой перекличкой однокоренных слов («блажен» - «всеблагие»).
В 1850-1860-е годы важнейшей темой для Тютчева становится любовь. Его любовная лирика - одно из воплощений центральной темы мироздания. Как образ мира строится на антитезах, так и в любви явлены противоположные силы созидания и разрушения, она несет человеку счастье и страдание, она «и блаженство, и безнадежность». В любви сильнее всего проявляется жизненная полнота, но в ней же - тяготение к смерти. Любовь и самоубийство для Тютчева - «близнецы». Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» - и неравная борьба, «съединенье», «сочетанье», «слиянье» - и «поединок роковой». Здесь (в стихотворении «Предопределение») Тютчев как бы нанизывает один за другим синонимы, чтобы тем сильнее прозвучало слово противоположного значения. В другом случае противоречие выражается с помощью оксюморона: «О, как убийственно мы любим...»
Один из замечательных исследователей русской литературы Г.А. Гуковский писал о том, что любовная лирика Тютчева стремится к объединению в своего рода роман, близкий по характеру и сюжету к прозаическому роману того же времени. В виду имеется так называемый «денисьевский цикл», биографическая основа которого - история любви уже стареющего Тютчева к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, воспитаннице Смольного института, в котором учились дочери Тютчева. Это было глубокое, серьезное и страстное чувство, проверенное временем (их отношения продолжались 14 лет, за это время у них родилось трое детей). Вся тяжесть общественного осуждения за «скандально» открытую связь легла на Денисьеву: от нее отказался отец, ее не принимали светские знакомые, дети считались «незаконными» - все это ускорило течение болезни (у нее развилась чахотка), и в августе 1864 года она умерла. Тютчев так и не нашел успокоения после смерти, в которой считал себя виновным.
В «денисьевском цикле» появляются новые для русской любовной лирики черты. Это и роль женщины, которая перестает быть простым объектом любовного переживания, но становится полноправным участником любви, это и необычайно развитый психологизм и диалектика чувства героев, не менее сложная, чем в романах Тургенева и Достоевского. Проявляется еще одна такая необычная для традиционной лирики черта, как внимание к внешнему - позе, жесту, детали портрета: «Она сидела на полу / И груду писем разбирала...», «Весь день она лежала в забытьи, / И всю ее уж тени покрывали» . Но как бы ни был внимателен Тютчев к внешнему, оно всегда дается как высокое и значительное, всегда связано с внутренней, духовной жизнью. Героиня, разбирающая письма, «... чудно так на них глядела - / Как души смотрят с высоты/ На ими брошенное тело...» .
Стиль поэта, то есть особенности его поэтического слова: лексика, характер эпитетов, метафор и сравнений, синтаксические особенности и особенности размера и ритма - все это выражение содержания его поэзии. Мы уже говорили о значении антитез и оксюморонов для обозначения противоположных сил, действующих в жизни мира и человека. Отметим лишь немногие, наиболее заметные и характерные для Тютчева стилистические элементы.
Выражение полярности мы замечаем в тютчевской лексике и в особенностях его интонации - с одной стороны, множество архаизмов (ладья, ветрило, выя, ланиты, оный, сей, святилище, мысль изреченная и пр.)., с другой - рядом с этой торжественной лексикой больше обыденно-разговорных, «непоэтических» слов и выражений, чем у любого другого поэта его времени.
Ораторская интонация чрезвычайно характерна для Тютчева (этот поэт, написавший «Silentium», страстный оратор!), и она находит выражение и в торжественности архаизмов, и в знаменитых тютчевских двукорневых эпитетах («громокипящий кубок», «вседробящая струя»), напоминающих о Державине и XVIII веке, и в постоянных обращениях, усиленных восклицательной или вопросительной формой («О чем ты воешь, ветр ночной?», «О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги!»), и в формах повелительного наклонения (в «Silentium», в котором всего 18 стихотворных строк, таких форм 10).
О роли метафор и олицетворений мы уже говорили: она не может не быть значительной у поэта, который создает образ живой и одухотворенной природы. Но еще один троп - эпитет - занимает не менее заметное место в его поэзии. Эпитеты Тютчева многообразны и многофункциональны. Часто они поражают неожиданностью, непредсказуемостью. «Лениво дышит полдень мглистый...» - для того чтобы увидеть солнечный летний полдень «мглистым», нужна особая острота зрения и особая точность передачи. Обычно для Тютчева «нанизывание» эпитетов, создающих сложный и объемный образ предмета. Сумрак в стихотворении «Тени сизые смесились...» назван «тихим», «сонным», «томным», «благовонным», «зыбким». Стремление к точности и одновременно к усилению признака рождает чрезвычайно характерные для Тютчева двойные, соединенные дефисом, эпитеты, такие как «таинственно-волшебные думы» в Silentium!» или «грустно-сиротеющая земля» в «Осеннем вечере».
Этот очень короткий и неполный обзор стилистических элементов поэзии Тютчева все же позволяет понять, насколько богат и сложен его поэтический мир.
Федор Иванович Тютчев – величайший русский поэт 19 века, ярко отразивший в своем творчестве животрепещущие темы, касающиеся природы, любви, гармонии, причем человеческие чувства и природные явления неразрывно связаны в его стихотворениях между собой. На первый взгляд может показаться, что его произведения просты – и в самом деле, порой своей легкостью они напоминают журчащий ручеек, – но на самом же деле их следует читать, тщательно вдумываясь в каждую строчку.
В своей поэзии Тютчев отразил проблематику времени, в котором он жил, сложность
И реализм жизни, а все его стихи пропитаны остротой мысли и напряжением. Ведь недаром значительное место в произведениях Тютчева занимает гроза – символ чего-то тревожного, в какой-то степени даже трагического. В его стихотворениях вообще можно увидеть много символических образов, хотя он был больше склонен к реализму, – исследователи его творчества устанавливают связи между стихотворениями и событиями жизни поэта, принимая во внимание и то, кому было посвящено то или иное произведение.
В своем раннем творчестве Тютчев подражал Пушкину, но уже очень скоро его стихи приобрели особую индивидуальность. Обычно он писал двустопным ямбом – должно быть, именно поэтому стихотворения кажутся такими легкими. Именно Пушкин обратил внимание общества на малоизвестного тогда поэта, напечатав его стихотворения в своем журнале «Современник». Стихотворения Тютчева сразу пришлись по душе публике, особенно высоко ценилась его любовная лирика.
Тургенев отмечал, что каждое стихотворение этого подающего надежды поэта начиналось мыслью, появившейся под влиянием очень сильно чувства, которое зажигалось искрой и выплескивалось на бумагу. Кроме того, мысли поэта были тесно переплетены с природой и неотступно следовали за ней. Особенно значимым в его любовном творчестве стал «Денисьевский цикл».
В стихотворениях Тютчева также отлично заметны противоречия и сопоставления: например, он считал, что человек приносит природе разрушения, а природа без вмешательства человеческой руки – сильное и могучее существо. Человек слаб по сравнению с природой, но вместе с тем Тютчев воспевает необычайную силу духа человека, его свободу мыслей.
Сейчас, спустя много лет, читательский интерес не угасает к творчеству Тютчева: желающие понять загадку прекрасной поэзии этого поэта снова и снова обращаются к его произведениям. Одни стихотворения поражают лишь красотой описаний природы – например, «Осенний вечер», другие – стихотворения с глубоким философским подтекстом: “Видение”, “Последний катаклизм”. Но все произведения этого великого поэта еще долгое время будут находиться на почетном месте в русской литературе.
С самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19 летнем возрасте отбыл в Германию в составе целой дипломатической миссии
Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…
Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.
Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер
В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание
Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)
Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего
Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники
Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс
Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева «Осенний вечер». Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже
Анализ стихотворения Тютчева Я помню время золотое
С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки.
Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс
Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника
Анализ стихотворения Тютчева Ещё томлюсь тоской желаний
Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний…» посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости.
Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид…
Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год.
Анализ стихотворения Тютчева Природа - сфинкс. И тем она верней…
Написанное на закате жизни четверостишие, наполнено глубоким философским смыслом. Понимая, что его земной путь подходит к логическому концу, Тютчев оставил попытку узнать тайны мироздания.
Анализ стихотворения Тютчева День и ночь
Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной
Анализ стихотворения Умом Россию не понять Тютчева 10 класс
Стих Тютчева написано в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году -это один из самых процитируемых и выдающихся стихотворений, к тому же одно из самых коротких так, как составлен всего из четырех строчек.
Анализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут...
Фёдор Иванович Тютчев - замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце...» - пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться
Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной… 5, 9 класс
Талантливый мастер пейзажной лирики Ф. И. Тютчев мастерски описал бабье лета в своём произведении «Есть в осени первоначальной…». С
Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…
Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе
Анализ стихотворения Тютчева Последняя любовь
Стихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный «Денисьевским», по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным.
Анализ стихотворения Тютчева Фонтан
Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен
Анализ стихотворения К.Б. Я встретил вас и все былое... Тютчева
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» так же известно, как «К.Б.». Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 «Я помню время золотое…».
Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза
Основной мыслью для движения темы стихотворения, является мысль о грозе. Тютчев воспринимает грозу, как что прекрасное и чистое, которое приводит к чему то новому и прекрасному. На протяжении всего стихотворения Тютчев сравнивает грозу с жизнью людей.
Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим
Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет
Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу
Стихотворение Ф.Тютчева «Она сидела на полу», написанное в 1858 году, пронизано слово за словом и строка за строкой невероятно сильным и огненно пылающем чувством. После первого знакомства с этим шедевром, чувствуется не только эмоциональная глубина
Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело 6 класс
Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире.
Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс
В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев
Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс
Довольно таки еще будучи молодым, Федору Ивановичу пришлось побывать во многих местах за границей.Особенно ему приглянулись Германия и Франция. Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену
Анализ стихотворения Тютчева Как убийственно мы любим
Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто
Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание)
Федор Иванович(1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения
Анализ стихотворения Тютчева Рассвет 5 класс
Стихотворение Федора Ивановича под названием «Рассвет» было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное.
Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 класс
Сколько стихов написано о весне? Конечно, вопрос риторический… Иногда даже у одного автора больше десятка таких стихотворений. Всё-таки, весна (пробуждение природы, новое начало, свежесть и любовь) вдохновляет.
Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 5 класс
Изучив стихотворение «Зима недаром злится...» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы
Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Я встретил вас – и все былое…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1870 году в Карлсбаде. Оно посвящено графине Амалии Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер). Впервые было напечатано в журнале «Заря» в 1870 году. Произведение относится к любовной лирике, жанр его – лирический фрагмент, в котором сочетаются черты духовной оды и элегии, стиль – романтический. Основная тема – пробуждение в человеке любви и жизни, память сердца.
Первая строфа передает радость героя от неожиданной встречи с любимой женщиной. Чувства его, оказывается, живы в его сердце. Вместе с тем здесь дана и характеристика героя. Это человек, много испытавший и уставший от жизни, сердце его мертвое, словно заледеневшее:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Намеренно использованная поэтом тавтология создает здесь смысловой оксюморон: «В отжившем сердце ожило». Здесь же присутствует авторская реминисценция из стихотворения «Я помню время золотое» («Я вспомнил время золотое»). Воскресшие в душе чувства сравниваются с дуновением весны, которое вдруг ощущает человек посреди поздней осени. Здесь поэт использует прием антитезы. И что-то отзывается в человеческой душе. Весна же ассоциируется у героя с юностью, с душевной полнотой, со способностью горячо и самозабвенно любить:
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Герой Тютчева словно не верит своим глазам, чудная встреча после долгих лет разлуки кажется ему волшебным сном. Чувства все сильнее завладевают его душой:
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Сердце героя оттаяло, к нему вернулась способность ощущать радость и полноту жизни:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Произведение Тютчева перекликается со стихотворением А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Отметим сходство лирического сюжета, реминисценцию из Пушкина («милые черты»). Однако образы лирических героев в этих произведениях различны. Душа пушкинского героя «уснула», погруженная в житейскую суету, любовь развеял «бурь порыв мятежный». Однако сердце его живо, опыт не остудил его. Его разлука с любимой женщиной фрагментарна – это какой-то отрезок времени, когда жизнь проходила «без божества», «без вдохновенья», «без любви». Но вот опять явилась Она – «и душе настало пробужденье». Образ героини у Пушкина, при всей обобщенности его, оставляет ощущение постоянного присутствия в произведении. У Тютчева же центральным является образ героя, его жизнь, его чувства и переживания. Героиня обрисована лишь двумя штрихами: «милые черты», «И то же в вас очарованье». За плечами героя Тютчева – целая жизнь и, очевидно, непростая судьба: его сердце «отжившее», мертвое. Но неожиданная встреча также пробуждает в его душе «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Отметим также общий мотив сна, звучащий у обоих поэтов. С грезами юности ассоциируется у нас пушкинский эпитет «мимолетное виденье», герою «снились милые черты», наконец, сама жизнь «без божества», «без вдохновенья», «без слез» и «без любви» для него есть не что иное, как мрачный сон. Тот же самый мотив сна звучит у Тютчева: «Гляжу на вас, как бы во сне…» Герой словно не верит своим глазам, и точно так же вся прошлая жизнь кажется ему тяжелым сном.
Композиционно произведение делится на две части. Первая часть – это описание встречи героя с «былым», переживание, казалось бы, ушедшей любви, сравнение счастливого момента жизни с дуновением весны (I и II строфы). Вторая часть как бы содержит следствие из первой. Воспоминание-переживание пробудило в человеке ощущение полноты и радости жизни (III, IV, V строфы).
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («время золотое», «милые черты»), метафору и олицетворение («все былое В отжившем сердце ожило», «жизнь заговорила вновь»), сравнение простое и развернутое («Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне…», «Как поздней осенью порою…»), анафору («Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь»), инверсию («обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты»), синтаксический параллелизм («И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..»), аллитерацию («Я встретил вас – и все былое…»), ассонанс («Как поздней осени порою…»).
Стихотворение «Я встретил вас» является шедевром любовной лирики Тютчева. Оно поражает нас своей мелодичностью, музыкальностью, глубиной чувства. На эти стихи был написан великолепный романс.
; большая часть стихов, составивших его славу, была напечатана в пушкинском Современнике в 1836–1838 гг., но первого критического отзыва об его поэзии пришлось ждать до 1850 г., когда его «открыл» Некрасов , и вдруг стало ясно, что Тютчев выдающийся поэт. Признание пришло незадолго перед тем, как вообще стал пропадать всякий интерес к поэзии, и только немногие чтили Тютчева в конце века, когда его опять подняли на щит Соловьев и символисты . Сегодня он безоговорочно признается одним из трех величайших русских поэтов, и, вероятно, большинство читателей поэзии ставят его, а не Лермонтова , на второе место после Пушкина.
Портрет Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873). Художник С. Александровский, 1876
В лингвистическом отношении Тютчев представляет собой любопытный феномен. В частной и официальной жизни он говорил и писал только по-французски. Все его письма, все политические статьи написаны на этом языке, и на нем же были сказаны все его знаменитые остроты. Ни первая, ни вторая его жена – иностранки – по-русски не говорили. По-видимому, русским языком он пользовался только в поэзии. С другой стороны, немногие его французские стихи – в большинстве своем безделушки и совершенно не дают представления о том, каким великим поэтом он был на русском языке.
Федор Иванович Тютчев. Видеофильм
Стиль Тютчева архаичнее, чем стиль Пушкина и Жуковского , и, за исключением его воспитателя Раича, единственные русские поэты, повлиявшие на него, – это классики XVIII века Державин и Ломоносов , чей ораторский напор легко узнается во многих тютчевских стихотворениях. Зрелости его стиль достиг сравнительно рано, и уже немногие стихи, опубликованные в 1829 г., являют его главные черты. Примерно с этого времени поэзия Тютчева представляет собой единое целое (не считая его политических стихов, а также стихов, относящихся к «последней любви») и может рассматриваться вне всяких хронологических периодов. Самое большое число лучших стихов его написаны в десятилетие 1830–1840 гг.
Поэзия Тютчева метафизична и строится на пантеистическом понимании вселенной. Как это и бывает с каждым поэтом-метафизиком, философию Тютчева нельзя оторвать от ее поэтической формы, не лишив ее всякого значения. Но о главных ее чертах можно кое-что сказать. Она глубоко пессимистична и дуалистична – напоминая даже зороастризм или манихейство . Для Тютчева есть два мира – Хаос и Космос. Космос – живой организм Природы, пульсирующее индивидуальное существо, но реальность его вторична и менее значительна в сравнении с Хаосом – реальной реальностью, в которой Космос только легкая, случайная искра упорядоченной красоты. Эта дуалистическая философия сформулирована ясно, как для учебника, в его стихотворении «День и ночь ».
Тютчев. День и ночь
Противопоставление Космоса и Хаоса, символизированных в Дне и Ночи , – основная тема тютчевской поэзии. Но Космос, растительная вселенная, хотя жизнь его во чреве Хаоса и непрочна, противопоставляется как высшее и величайшее существо малости и слабости индивидуального сознания. Эта тема находит свое риторическое выражение (сильно напоминающее знаменитый державинский парафраз 82-го псалма) в замечательном стихотворении, начинающемся словами: «Не то, что мните вы, природа… ». (1836). Это одна из самых красноречивых и кратких проповедей в стихах, когда-либо написанных. Иначе она выражена во многих «фрагментах о природе». Большая часть их очень коротка, не более восьми-двенадцати стихов. Один из самых длинных – Итальянская villa (1838), прекрасная в своей покинутости людьми, отвоеванная у человека Природой – и потревоженная опять вторжением человека:
…И мы вошли... все было так спокойно!
Так все от века мирно и темно!..
Фонтан журчал... Недвижимо и стройно
Соседский кипарис глядел в окно.
Вдруг все смутилось: судорожный трепет
По ветвям кипарисным пробежал;
Фонтан замолк – и некий чудный лепет,
Как бы сквозь сон, невнятно прошептал.
Что это, друг? Иль злая жизнь недаром,
Та жизнь – увы! – что в нас тогда текла,
Та злая жизнь, с ее мятежным жаром,
Через порог заветный перешла?
Два элемента тютчевского стиля, риторический и классический, с одной стороны, и романтически-образный, с другой, перемешаны в его стихах в разнообразных пропорциях. Иногда романтический, насыщенный смелыми провидческими образами, получает почти полную волю. Так происходит в изумительном стихотворении Сон на море (1836), ни с чем на русском языке не сравнимом по дикой красоте, сходном с лучшими стихами Кольриджа по богатству и чистоте романтического видения. Но даже здесь точность причудливых и лихорадочных образов напоминает о пройденной Тютчевым классической школе.
В других стихотворениях преобладает классический, ораторский, мыслительный элемент, как в уже упоминавшемся Не то, что мните вы, природа и в самом знаменитом, вероятно, из всех Silentium (1833), которое начинается словами:
Молчи, скрывайся и таи
И мысли и мечты свои;
и включает знаменитую строку:
Мысль изреченная есть ложь.
В таких стихах романтическое видение узнаваемо только по богатству и блеску некоторых выражений и по артистической звукописи. Любовная лирика Тютчева эпохи связи с Денисьевой так же прекрасна, как его философские стихи и стихи о природе, но в ней больше пронзительности и страсти. Это самая глубокая, тонкая и трогательная трагическая любовная поэзия на русском языке. Главный ее мотив – мучительное сострадание к женщине, которую погубила всеподавляющая любовь к нему. Стихи, написанные после ее смерти, проще и прямее, чем все написанное им прежде. Это крики тоски и отчаяния во всей их поэтической простоте.
Политическая поэзия Тютчева и его стихи «на случай», составляющие около половины собрания его сочинений, по качеству ниже другой половины. В них не проявились высочайшие черты его гения, но некоторые являются блестящими образцами поэтического красноречия, а другие – столь же блестящими образчиками поэтического остроумия. Раннее стихотворение о взятии Варшавы по благородству и сложности политических чувств сравнимо с пушкинским Наполеоном , а стихотворение На новый 1855 год читается как жуткое и величественное пророчество. Большая часть поздних политических стихотворений (после 1848 г.) националистичны и консервативны по духу, и многие (особенно после 1863 г., когда Тютчев стал писать больше, чем прежде) представляют собой не более чем рифмованную журналистику. Но даже эта грубая идеология не помешала ему создать такой шедевр как На приезд эрцгерцога Австрийского на похороны Николая I – блистательную лирическую инвективу, мощные стихи, вдохновленные негодованием.
Тютчев славился остроумием, но его прозаические эпиграммы были на французском языке, и ему редко удавалось соединить свое остроумие с искусством русского стихосложения. Но он оставил несколько шедевров, написанных в более серьезном умонастроении, как, например, это стихотворение о лютеранской церковной службе (1834):
Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой –
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит.
Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.