Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Гласные буквы первого ряда. План коррекционно-развивающего занятия. Мила и мыло

Гласные буквы первого ряда. План коррекционно-развивающего занятия. Мила и мыло

* Семафор»

1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук:

«а» - руки вверх

«о» - руки вперед

«у» - руки в стороны

«э» - руки вдоль тела

«ы» - руки сложить в замок за спиной

«и» - руки сложить в замок на голове

2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записать
их красным цветом в таблице:

a. руки вверх, руки вдоль тела

b. руки вперед, руки в замок на голове

c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны

d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спи­
ной

e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки впе­
ред

f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове

1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущенными
гласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными пер­
вого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся
после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда
(я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких
согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой
на схему и по памяти.



О а у э ы
О

Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и

3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласные
буквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а
о у э ы, - синим цветом (обозначает твердый согласный звук); со­
гласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, - зеленым цве­
том (обозначает мягкий согласный звук).


428 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 3. Гласные А-Я

1) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и
кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и
кидает мяч обратно. Например, Ася - а-я.

2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» в
слова.

Занятие 4. Гласные О-Ё «Игра в мяч»

а о у э ы
я ё ю е и

1) См. занятие 3, задание 1.

2) См. занятие 3, задание 2.

Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Графическая схема предложения. Проверка слов с безударными гласными в корне. Звуко-слоговая схема слова и другие важные темы, в которых учащиеся допускают много специфических ошибок на письме и в устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся.

Анализ звукового состава слова. Условные графические обозначения.

Звуки и буквы.

  1. Условные графические обозначения звуков:

- (красный кружок) – гласный звук;

- (синий кружок) – согласный твёрдый звук;

- (зелёный кружок) – согласный мягкий звук.

  1. Знать:

а) Чем отличается звук от буквы? –

звук мы слышим и произносим, он не всегда совпадает с написанием буквы в слове;

букву мы пишем и видим (читаем глазами), её можно потрогать, обвести, срисовать.

б) В русском языке 10 гласных букв (гласные первого ряда – А, О, У, Э, Ы

Гласные второго ряда – Я, Ё, Ю, Е, И),

Буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И являются парными.

21 согласная буква (Б, В, Г, Д, З, Ж, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё две особенные буквы – это Ь и Ъ.

Все звуки русского языка делятся на две группы :

ГЛАСНЫЕ

(их шесть: а о э у ы и)

произносятся свободно, без преграды во рту, можно петь, тянуть.

Гласные образуют слоги .

Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать

один звук: (я - [а], е - [э],

ё - [о], ю – [у])

После мягких согласных (белка - [б элка])

И два звука: (я – [йа],

е - [йэ], ё – [йо], ю - [йу]) в начале слова (ёлка - [йолка]),

после гласной (баян - [байан]),

а также после Ъ и Ь (вьюнок - [в йунок], съел - ).

СОГЛАСНЫЕ

(их очень много) –

произносятся с преградой во рту (в виде губ, зубов, языка)

Могут быть твёрдые или мягкие:

твёрдые – перед гласными первого ряда

(А, О, У, Э, Ы), и ещё запомни -

Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые. (Например: л ук – звук л звучит твёрдо, потому что он стоит перед У – гласным первого ряда, ш ина – звук ш всегда звучит твёрдо)

мягкие – перед гласными второго ряда

(Я, Ё, Ю, Е, И и Ь), и ещё запомни –

Й, Ч, Щ - всегда мягкие. (Например: л юк – звук л звучит мягко, потому что стоит перед Ю – гласным второго ряда; ч а щ а - звуки ч и щ будут всегда звучать мягко).

Все остальные согласные, кроме Ш, Ж, Ц, Й, Ч, Щ - могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

Согласные могут быть звонкими или глухими (отличаются работой голосовых связок - при произнесении звонкого согласного голосовые связки работают (вибрируют), а при произнесении глухих – голосовые связки сомкнуты и не вибрируют. Звонкость или глухость - это постоянный (неизменный) признак, т.е. один и тот же звук не может быть и глухим и звонким

Шесть пар звуков различаются по звонкости – глухости и называются парные согласные – Б - П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. (б очка – п очка, в он – ф он, г ость – к ость, д ом – т ом, з уб – с уп, ж ар – ш ар)

Слово. Предложение.

Графическая схема предложения.

Знать:

1) Графические обозначения: ______________________ . - предложение (длинная полоска)

Слова (короткие полоски)

Слоги (коротенькие полоски)

Звуки.

  1. Слова делятся на части (слоги);
  2. Слоги делятся на звуки. В слоге обязательно есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;
  3. слово отличается от слога, звука тем, что имеет значение;
  4. уметь определить, назвать: слово (папа), слог (па), звуки (п, а);
  5. мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
  6. уметь сосчитать количество и порядок слов в предложении (включая предлоги и союзы). Например: Таня купила яблоко. 1-е слово – Таня, 2-е – купила, 3-е – яблоко. Заяц бежал по лесу. 1-е слово – Заяц, 2-е – бежал, 3-е – по, 4-е – лесу.
  7. Есть короткие слова (предлоги), которые нужно писать раздельно с другими словами –

На, - под, - к, - из, - над, - из-за, - из-под (некоторые состоят из двух частей) и др. Пред логи соединяют слова в предложении и говорят о расположении предметов в простран стве.

9) При анализе предложения считаем и длинные и короткие слова (предлоги, союзы)

Коля пьёт сок. (3) Коля пьёт сок из стакана. (5).

10) Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка (или другие знаки пре пинания, в зависимости от цели высказывания). Предложение, в отличие от слова или словосочетания, несёт в себе законченную мысль.

Программа списывания готового предложения.

  1. Читаем предложение для того, чтобы запомнить, как оно написано. Цель: списать его без ошибок.
  2. Читаем слова так, как они написаны (орфоэпическое чтение), чтение целого предложения с выявлением его графического оформления в виде большой буквы, знака в конце, наличия знаков препинания: запятых, тире, двоеточия и т. п.
  3. Делим предложения на части для списывания (на слова или сочетания «предлог + слово с ним связанное»). Например: «На полу/ валялась/ шляпа.»

Или делим на словосочетания из двух слов: «Мама налила / в кастрюлю/ горячую во - ду.» Когда усвоили способ деления на слова или словосочетания из двух слов, учимся делить предложения на словосочетания из трёх слов (или четырёх – с предлогом) – «На лесной полянке / стояли четыре волчонка.»

  1. Разделите предложения на удобные вам части (в зависимости от того, сколько слов вы сможете запомнить, чтобы не допустить в них ошибок).
  2. Читаем по слогам ту часть, которую будем списывать, с просматриванием каждой буквы и орфографическим проговариванием (как слово написано по правилам) каждого звука.
  3. Повторяем прочитанную часть «для себя», с концентрированием внимания на чётком проговаривании.
  4. Записываем часть предложения с орфографическим проговариванием, не глядя на образец (можно закрыть его листком), а пользоваться только памятью.
  5. Проверяем написанное предложение по частям, сопровождая орфографическим чтением каждой части в образце и в своей записи. При необходимости дополнительно проверяем знаки препинания.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4 КЛАССОВ

1. Ищем случайные ошибки

«Проверь свою работу»

(Первая проверка)

  1. Не пропустил ли ты букву?
  2. Не добавил ли лишнюю букву?
  3. Не написал ли вместо одной буквы другую?
  4. Правильно ли ты изобразил каждую букву?
  1. Ищем орфографические ошибки

«Проверь свою работу»

(Вторая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  1. Не словарное ли это слово?
  2. Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  3. Обозначь опасные места.
  4. Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. Проверка предложений

«Проверь свою работу»

(Третья проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с первого:

  1. Не пропустил ли ты слово?
  2. Не написал ли лишнее слово?
  3. Как написаны предлоги и союзы?
  4. Правильно ли слова связаны друг с другом? (проверь окончания)
  5. Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
  6. Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ТЫ ПОСТАРАЛСЯ НАЙТИ ВСЕ ОШИБКИ САМ!

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

СМОТРИ

В КОРЕНЬ грибок - гриб

ОТКУДА СЛОВО В слове морской

Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора

СЛОВА Измени форму слова: гора – горы .

Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль

РОДСТВЕННИКОВ удаленький .

Проверка завершена.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

СМОТРИ выделить корень, и проверка завершена:

В КОРЕНЬ грибок - гриб

ОТКУДА СЛОВО В слове морской корень не является понятным словом, но произош-

ПРОИЗОШЛО? ло оно от слова море .

Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора первые два способа не помогают.

СЛОВА Измени форму слова: гора – горы .

Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят.

РОДСТВЕННИКОВ Подбираем родственное слово – удаленький .

Проверка завершена.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

СМОТРИ выделить корень, и проверка завершена:

В КОРЕНЬ грибок - гриб

ОТКУДА СЛОВО В слове морской корень не является понятным словом, но произош-

ПРОИЗОШЛО? ло оно от слова море . Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора первые два способа не помогают.

СЛОВА Измени форму слова: гора – горы . Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят.

РОДСТВЕННИКОВ Подбираем родственное слово – удаленький .

Проверка завершена

Памятка – рассуждение «Звуко-слоговая схема слова»

Звуко-слоговой анализ слова – это когда в слове определяется последовательность и наличие слогов и звуков в устном плане. В ходе рассуждений рисуется схема слова, где используются графические обозначения: прямоугольник – слово, разделён вертикальными полосками по количеству слогов, где расположены кружки разного цвета – звуки.

Как правильно обозначить звуки и какие звуки бывают?

Звуки бывают 2 видов – согласные и гласные.

Характеристика гласных – ударные и безударные, гласные 1 ряда (А О У Э Ы, гласные 2 ряда (йотированные – Я Ё Ю Е и звук И). Ошибка детей говорить на гласные 2 ряда, что они мягкие – твёрдые и мягкие бывают только согласные!

Характеристики согласных – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Обозначаем звуки:

О – красный кружок - гласные (А О У Э Ы, Я Ё Ю Е И)

А О У Э Ы – указывают на твёрдость впереди стоящего согласного,

Я Ё Ю Е И, Ь – указывают на мягкость впереди стоящего согласного.

О – синий кружок - согласные твёрдые (стоят перед гласными А О У Э Ы или перед другими согласными звуками, всегда твёрдые – Ш Ж Ц)

О – зелёный кружок - согласные мягкие (стоят перед гласными Я Ё Ю Е И и буквой Ь, иногда перед согласными звучат мягко (гво з дь, го с ть), всегда мягкие – Ч Щ Й)

Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков, поэтому кружками не обозначаются.

Правило слогового деления – в каждом слоге есть свой гласный – поэтому – Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Приступаем к рассуждению над словом и схеме:

Это слово СНЕЖИНКА. (в ходе рассуждения рисуем схему)

1) Чтобы определить количество слогов, мы его отхлопаем – СНЕ – ЖИН – КА – 3 слога. Прямоугольник делим на 3 части.

2) первый слог – СНЕ. Он состоит из звуков:

С – согласный, глухой, звучит твёрдо – обозначу синим кружком.

Н – согласный, звонкий, звучит мягко, так как после него звук Е (или он стоит перед Е) – обозначу зелёным кружком.

Е – слышится И, пишем Е (проверить СНЕГ) – гласный (безударный) – обозначу красным кружком.

3) второй слог – ЖИН, состоит из звуков:

Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый – синий кружок.

И – слышится Ы, пишем И после Ш, гласный (ударный) – красный кружок.

Н – согласный, звучит твёрдо – синий кружок.

4) третий слог – КА, состоит из звуков:

К – согласный, глухой, твёрдый, обозначу синим кружком.

А – гласный – обозначу красным кружком.

О О О

О О О

О О

Теперь звуки обозначим буквами и проверим слово
С Н Е Ж И Н К А


Конспект занятия

Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

Цель. Учить детей различать гласные ы - и устно и на письме.

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловского «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласными пер­вого и второго ряда.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовываются гласные второго ряда. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

Предлагает сравнить пары гласных а - я, о - ё, у - ю, э - е, ы - и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию.

Логопед. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.

III. Работа со стихотворением.

Прослушайте стихотворение.

Что глядишь, корова, Мишку через «ы»,

Строго и сурово? Проучите Мишку -

Мишка-лодырь через «а» Превратите в мышку.

Написал корова, Кошка мышку хвать!

Напишите вы Будет лодырь знать.

Логопед. Сравните слова «Мишка» и «мышка» по смыслу и написанию. (Логопед пишет на доске эти слова.) Какими буквами отличается написание этих слов?

IV. Дифференциация ы - и в слогах.

Задание 1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си, ри, ди, би, ки

Как произносятся согласные, которые вы слышали сначала и потом? (Твердо, мягко.)

Какой звук здесь влияет на смягчение согласных?

3адание 2. Повторите слоги за логопедом.

пы - пи - пи, ти - ты - ти, сы - сы - си, ри - ры - ры, ды-ди - ды

Задание 3. Запишите слоги в две строчки: с ы - в первую, с и - во вторую.

мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы

Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скобках.

гри...(бы), ли...(пы), ле...(пи), бо...(бы), ру...(ки), ры...(бы), ла...(пы), но...(ги), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), кед...(ры), ко...(ты), ка...(ти)

V. Итог занятия.

Логопед. Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?

Тренировочные упражнения

1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

р...с, м...с, м...р, с...р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с...ро, с...ла, м...л..., в...л..., в...л..., л...с..., р...л..., п...л..., п...л...

2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

ног.., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., сан..., бус..., кур..., сол..., сор...

3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся словах последний слог, затем последнюю букву.

Образец: сад - сады, ды, ы.

коза-…, сова-…, муха-…, игра-…, оса-…, роза-..., лимон-…, сапог-…, собака-…, стакан-…, куст-…, рысь-…, корабль-…, стол-..., куча-...

4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.

горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, сухари, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки

5. Запишите слова графически, надпишите буквы ы, и.

(Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учитывая ко­личество слогов, над соответствующим слогом пишут букву ы. или и.)

соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узоры, уроки, музыка, пузыри, моторы

6. Составьте слова с буквами ы, и. Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом.

вил пил в ть в ли п лил

7. Спишите слова, подчеркните ы, и разными карандашами. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).

мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, тушил, га­лоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пружины, тишина, вышина, выжигали, вышивали

8. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой ы в один столбик, с и - в другой, с буквами ы и и - в третий.

У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У маши­ны новые шины. У Миши ландыши.

Мила и мыло.

Не любила Мила мыла. Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла. Мила молодчина.

9. Словарные диктанты.

дым, мил, мыло, рыба, коровы, сами, уроки, быль, было, пила, грибы, волки, лисы, кусты, зайцы, медведи, ковры, крабы, пруды, этажи, малыши, мыши, жили-были, уши, рыжики, комары, тишина, пружина, лужи, крыши, стрижи, виражи

Объяснить слово: виражи.

10. Проверочные диктанты.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя - малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Зима.

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Птицы улетели. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и катаются с горы. Заливают катки.

Дифференциация а - я

1. Прослушайте слоги.

Скажите, какой гласный вы слышите.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные, которые вы слышали сначала и потом?

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

2. Сравните слова мал, мял по смыслу и по написанию. Скажите, какими бук­вами различаются эти слова.

3. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах.

Образец: ма - мя, а, я.

ма-мя та-тя ла-ля ва-вя да-дя

па-пя са-ся ра-ря ка-кя ба-бя

4. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

та - тя - та ма - мя - ма бя - ба - бя ра - ря - ра - ря

тя - та - тя мя - ма - мя ба - бя - ба ря - ра - ря - ра

5. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я.

ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя

6. Закончите слово, добавив букву а или я. Запишите эти слова.

мо..., Зо..., Мил..., Миш..., зме..., рыб..., мор..., земл..., трав..., стран..., сем..., семен..., осок..., вым..., гор...

7. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-..., О-..., Ма-..., Ка-..., Я-..., ня-..., ба-..., ра-..., бас-..., мо-...,. стра-..., соба-..., бесе-..., собо-..., бе-..., семе-..., лебе-...

8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

б...к, р...д, м...к, вр...ч, с...дь, м...ч, в...з, т...з, м...со, к...ша, д...дя, гр...ды, р...ды, гр...чи, шл...па, в...ли, вр...ги

9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я над соответствующим слогом.

Образец: а) ________а __; б) _____а_ _я__ .

а) рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, всякая

10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная

11. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом. (Устно.) мал - мял рад - ряд завал - завял сад - сядь

12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой о в один столбик, с буквой я - в другой, с буквами а, я - в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.

У В...ли з...в...ли ром...шки. Ир..., ан... и В...л... игр...ли в пр...тки. Ир... водил..., а В...л... и ан... были р...дом. Н...д... и Д...ш... ед...т л...пшу. Кол... р...д, он поп...л в первый р...д.

14. Словарный диктант.

сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, калина, малина

15. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя мед­вежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята - по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о - ё

1. Прочитайте слова нос, нёс. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти слова.

2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква влияет на смягчение согласных.

мо - мё со - сё ро - рё во - вё бо - бё

по - пё то - тё ло - лё но - нё фо - фё

3. Произнесите слоги парами.

ом - ем от - ёт то - те ко - кё во - вё

ос - ёс ор - ёр сё - со рё - ро ол - ёл

4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо - мё - мо мо - мё - мо - мё то - тё - то то - тё - то - тё

мё - мо - мё мё - мо - мё - мо тё - то - тё тё - то - тё - то

5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о в одну строчку, с буквой ё - в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё

6. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё.

костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга

7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно придумайте предложение с каждым словом.

воз - вёз, нос - нёс, вол - вёл

8. Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах.

тел...н...к, козл...н...к, ут...н...к, лис...н...к, ягн...н...к, щен...к, жереб...н...к

9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё разными карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

В полерастёт берёза. У нее белый ствол изелёные листики. Весной у березысерёжки. На березе грачисвили гнёзда.

Ёжик.

Алёша был в лесу. Он нёс грибы. Натропинке он увиделёжика. Ёжик бежал к ёлке. Алёша нетронул ёжика.

Нам спатьне даёт?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о или ё.

Л...ня прив...з в...з сена. Мы услыхали р...в бык...в. У т...ти П...ли есть т...лка Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые. тап...чки.

11. Словарный диктант. Темный, топать, штопать, мел, подмел, телка, толкать, ведра, торт, торопливо, метлы, стекла, стол, слезы, клоун, клены, ветлы, вода, ствол, мерзнуть, солить

12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клён.

Рос клён. Клён высок. У клёна красивый лист. Сёма и Боря сели у клёна.

Ёжик.

Ёжик живёт у Лёвы. У ёжика иголки. Лёва кормит ёжика моло­ком. У Лёни тоже есть ёжик.

Ёрш и лещ.

Дядя Лёня рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ёрш. Ёрш и лещ - вкусная рыба.

Дифференциация у - ю

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу

мю, ню, пю, ею, кю, дю, тю, рю, гю

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным, ученики с мягким, выделяют голосом гласные у, ю.

Образец: Логопед Ученики

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у - в первую, с буквой ю - во вторую.

бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, ею, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку, подчеркните гласный. (Используются слоги предыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы

Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю - в другой, с буквами у, ю - в третий.

На уроке.

На уроке я читаю,

И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю.

Если спросят, отвечаю.

Мой спутник.

На полу юлу пока я,

Как умею, запускаю,

Подрасти скорее мне бы,

Запущу я спутник в небо.

Задание 7. у или ю.

Лей, ...ла, сп...тник, ...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...ха, ...лита, ...лит

Задание 8. Измените слова по образцу. Подчеркните последнюю букву в изме­ненном слове. Образец: писать - пишу.

писать - ..., кричать - ..., петь - .... лететь - ..., спать - ..., читать-..., вертеть-..., качать-..., смотреть-..., пищать- ..., трещать - ..., говорить - ...

Задание 9. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Кат...ша кормит к...р. К...ры кл...ют зерна. Л...ша л...бит л...к. ...ля надела...бку. Л...ба и Л...ша г...ля...т. Я вста... рано...тром. Ил...ша рис...ет ваз... .

Задание 10. Спишите предложения. Подчеркните буквы у, ю разными каран­дашами. Выделенные слова разделите на слоги.

Люся мыла шею. Соня грела утюг. Петя и Нюракормят индюка. Люба любит айву. Юра и Улявместе учат уроки.

Задание 11. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквами у, ю. Ответьте на вопросы.

Кто что любит. Про Юленьку.

Юра - малину. Юля - Юленька - юла,

Нюра - рябину. Юлька юркая была.

Лёля - брюкву. Усидеть на месте Юлька

Коля - клюкву. Ни минуты не могла.

А наш Сережа любит изюм.

Вопросы: Какая была Юлька?

Почему ее назвали юркой?

12. Словарный диктант

а) графический диктант с выделением букв у, ю;

б) те же слова записываются под диктовку логопеда.

Люба, Луша, Павлуша, юбка, индюк, краюшка, старушка, крю­чок, петрушка, качают, шагают, пишут, стрекочут, стригут, моют, играют, рисуют, поют

13. Проверочные диктанты.

Мама купила Илюше юлу. К Илюше пришла Люда. Они на полу запустили юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка - юла.

Встала Люба возле дуба. Любо нам глядеть на Любу.

На краю леса стояла избушка.

Октябрята -дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел - был силь­ный мороз.

Дифференциация ё - ю

Задание 1. Прочитайте слова ёж, юбка. Назовите начальные звуки. Вспомните, как образуются гласные ё, ю. Сравните эти гласные по артикуляции губ.

а) юм, ем, ёт, ют, юн, ён, ее, юс, ёр, юл, юр, ур

б) мё, мю, нё, ню, сё, рё, сю, лё, рю, лю, тю, вё

в) юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, ёл, лё, юр, ёс

Задание 3. Прослушайте, запомните и произнесите ряды слогов.

ём-юм мё-мю тё-тю ёт-ют мю-мё-мю

юм-ём мю-мё тю-тё ют-ёт мё-мю-мё

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите только гласную ё или ю.

юг, ёж, Юля, Алёша, Юра, вёл, всё, всю, юбка, орёл

Задание 5. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой ё, во вторую - с буквой ю.

ёт, мю, юм, мё, ею, сё, юс, ню, юн, не, рю, рё

Задание 6. Спишите слова. Подчеркните буквы ё, ю карандашами разного цвета.

юг, мёд, июнь, ёрш, июль, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта

Задание 7. Запишите слова графически. Надпишите над соответствующим слогом буквы ё, ю.

клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр

Задание 8. Закончите предложения по образцу.

Образец: а) Юра поёт - дети поют; б) Дети поют - Юра поёт.

Юра поёт-дети... . ворона вьёт-птицы... .

швея шьёт-швеи... . курица клюёт-куры... .

Люба пьёт-дети... . дождь льёт-дожди... .

Распространите предложения по образцу.

Образец: а) Юра поёт песню; б) Дети поют песни.

дети поют-Юра... . птицы вьют-ворона... .

швеи шьют-швея... . куры клюют-курица... .

дети пьют-Люба... . дожди идут-дождь... .

Задание 9. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Л...ня л...бит из...м. Л...да л...бит св...клу. Л...ба ела кл...кву. Ал...на носит...бку. ...ра зав...л...лу. С бер...зы и кл...на пада...т листь... . Тел...нок попал в ов...с.

Словарный диктант.

клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, на краю, на землю, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю

Проверочные диктанты.

На березе грачи вьют гнезда. У Левы новые шлепанцы. Надо иметь свою расческу. По изгороди вьются вьюны. Баю-баюшки-баю, не ложись на краю. Над избушкой висит хлеба краюшка. (Луна.) Птицы собрались в стаю. Под елочкой Алеша нашел колючего ежика.

Степа и Алеша поют любимые песни. Я стою на краю обрыва. Бабушка любит пшеничные лепешки. В магазине продавали плюш­ки и сдобные лепешки. Дай мое полотенце и мою расческу. Надень теплую кофту и синюю юбку. У школы клен. Мы любим сидеть у клена. Гудят пчелы, поют птицы.

Тренировочные упражнения

1. Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу и написанию.

мал - мял лук - люк ров - рев

рад - ряд воз - вез мыл - мил

2. Спишите слова. Подчеркните мягкие согласные. Назовите гласные, стоящие после мягких согласных.

салют, сито, мех, пес, мяч, мясо, рис, брюки, мята, дядя, ведра, лес, мед, мир, тело, весы

3. Выпишите слова парами. Устно придумайте предложения с каждой парой слов.

Образец: рад - ряд.

Дёма, круг, крюк, дома, воз, ряд, вёз, мыл, осы, мил, оси, рад

4. Вставьте в предложения пропущенные слова.

рады - ряды Дети сажали овощи. Старались делать ровные... .

Осенью убирали урожай. Все были... .

нёс-нос Буратино... золотой ключик.

Он любит всюду совать свой... .

косы-коси..., коса, пока роса.

У Любы длинные... .

Мишка- Кот... ловил... .

Проверочные диктанты

Словарный диктант

овёс, ящик, мясо, Фаня, рядом, Люда, Люся, люди, Лёня, имя, брела, любит, южный, всякие, яркий, тает, поют, всю, все, всё, клюшка, семга, прятки, утята, уютно, яблоня, ягода, пузыри, озера, березы, телята

Слуховые диктанты

Методическое указание: выделенные слова логопед произносит по слогам.

Леня любит яблоки. Люся любит вишни. Тетя Таня купила изюм, Птицыулетают на юг. Люба всюдупоспевает. Оля и Федя хорошо танцуют.Маленькая Люба оченьлюбопытная.

Утятазаплыли в камыши. Скоро в гнездах запищат птенцы. На березах стучат дятлы. На лугу паслись телята иягнята. Зацвета­ют яблони и груши. В ящике пищали маленькиецыплята.

Пришла весна. Солнце льет на землю свет и тепло. Журчатру­чейки. На деревьях зеленеют листочки.Появились первые пчелки. Птицы вьют новые гнезда.

Зрительные диктанты

Методические указания. Логопед пишет на доске предложение.

Миша и Ирина любят маму. Они всегда помогают ей. Дети под­метают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вместе смот­рят телевизор.

Яша и его друзья - юнги. Они плавают на большой яхте. Юные моряки и-зу-ча-ют приемы морского дела. Они у-прав-ля-ют яхтой. Ребята ставят паруса. Поднимают и о-пус-ка-ют якорь. Стоят за штур-ва-лом. С ними всюду их капитан.

Слова, написанные по слогам, пишите целиком.

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза.

Тема: Гласные буквы I и II ряда.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

Задачи:

  1. познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;
  2. развивать фонематическое восприятие;
  3. развивать навыки языкового анализа и синтеза;
  4. учить делать выводы, слушать и понимать других;
  5. развивать память, внимание и мышление.


Ход занятия

1. Оргмомент.

Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.) А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики):

- «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем - правой, затем -вместе обеими).

- «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню)

- «Колечко» (пальцами правой руки, затем - левой, вместе).

2. Повторение.

Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы:

На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)

Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом).

Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым).

Чем отличается звук от буквы?

Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

3. Объяснение новой темы.

Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется).

Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом - гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки [а], [о], [у] [э] [ы] . Только [и] решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне [ы] ).

Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук [й] и решил их развеселить (дать характеристику звука [й] - согласный, звонкий, мягкий).

[Й] пригласил на танец звук [а] (запись [йа] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЯЯЯЯЯ . Получилась буква Я (запись в правом столбике [йа] = я ).

[Й] пригласил на танец звук [о] (запись [йо] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЁЁЁЁЁ . Получилась буква Ё (запись в правом столбике [йо] = ё ).

[Й] пригласил на танец звук [у] (запись [йу] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЮЮЮЮЮ . Получилась буква Ю (запись в правом столбике [йу] = ю ).

[Й] пригласил на танец звук [э] (запись [йэ] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЕЕЕЕЕ . Получилась буква Е (запись в правом столбике [йэ] = е ).

А вот танец со звуком [и] не получился, и он остался один ([и] = и ).

Звуки [йа] обозначают буквой Я . Когда читаем букву Я , слышим два звука.
Звуки [йо] обозначают буквой Ё . Когда читаем букву Ё , слышим два звука.
Звуки [йу] обозначают буквой Ю . Когда читаем букву Ю , слышим два звука. Буквы Я, Ё, Ю, Е, И -гласные2 ряда.

Звуки [а], [о], [у] [э] [ы] тоже обозначаются буквами (запись [а]= а, [о]= о, [у]= у, [э]= э, [ы]= ы ). Буквы А, О, У. Э, Ы - гласные 1 ряда.

4. Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ, (топаем)
Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем)
Мы глазами миг-миг, (мигаем)
Мы плечами чик-чик! (пожимаем плечами)
Раз присели, два - привстали, (соответствующие движения)
Руки кверху все подняли,
Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.

5. Развитие фонематического восприятия.

Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание . Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?

Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.

Запись в тетрадях:

[а] [о] [у] [йу] [и] [йа] [йо] [э] [йэ]
А О У Ю И Я Ё Э Е

2 задание . Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч.

Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ) .

Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть твердыми . Подчеркните согласные определенным цветом (синим).

Прочитайте слоги второго столбика. Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть мягкими . Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым).

6. Разминка для глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз);

Быстро поморгать;

Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец.

Гласные хотят с нами поиграть.

Первая игра «Посели в домик». Каждый предмет должен поселиться в свой домик. Например: слова, где пишется буква А , вселяются в избушку с буквой А и т.д.

Запись в тетрадях: А - бант, шар. У - гусь, жук. О - волк, слон. Ы - сыр, мышь.

Вторая игра «Загони мяч в ворота»

Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул).

Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные слова. Сравните слова по значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал - [м,ал]).

Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат слишком мал.)

8. Итог занятия.

Назовите гласные I ряда, гласные II ряда.

Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв?

Помогите закончить предложения:

Если согласный звучит твердо, то пишем …
Если согласный звучит мягко, то пишем …
Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс.

9. Релаксация.

Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой.

Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.

Лучшие статьи по теме