Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Культура поведения и профессиональная этика. Культура поведения и профессиональная этика – почему это важно? Профессиональные виды этики

Культура поведения и профессиональная этика. Культура поведения и профессиональная этика – почему это важно? Профессиональные виды этики


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Культура труда и профессиональная этика Каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, безопасности работы, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.Понятие «культура труда» Культура труда - достигнутый уровень организации производства Важной составляющей культуры труда является технологическая дисциплина, т.е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Культура труда также предполагает умение организовывать свое рабочее место. При организации рабочего места надо учитывать свои антропометрические характеристики. Порядок на рабочем столе должен поддерживаться постоянно. Важнейшим элементом является создание зоны отдыха вблизи рабочего места. Желательно наличие в ней растений. Известно, что общение с миром природы способствует быстрому восстановлению. Важнейшим элементом культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.Техника безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые приводят при нарушение правил безопасности к травмам и несчастным случаям. Профессиональная этика – это, во первых, специфические нормы поведения характерные для данной профессиональной деятельности людей и, во вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.Профессиональная этика Это правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности, устанавливаемые для организаций, членов их органов управления и служащих в соответствии с законодательством, документами ассоциаций и иных саморегулируемых организаций и общепризнанными нравственными нормамиОсновные принципы профессиональной этики Ответственность за результат деятельностиКомпетентностьКонфиденциальностьВзаимоуважениеТолерантностьЧестностьОсновные принципы профессиональной этики Бухгалтер Каким не должен быть профессионалне должен допускать ошибкив отчетных документахЭкономистНе должен допускать ошибки в финансовых документах ДелопроизводительНе должен терять дела музыкант не должен петь под фонограммуКаким не должен быть профессионал Официантне должен нарушать этику поведения с посетителемКаким не должен быть профессионал УчительНе должен кричать на детейВрачне должен допускать ошибки в постановке диагноза болезниКаким не должен быть профессионал Пожарныйне должен игнорировать ситуации,требующие спасения людей при пожареКаким не должен быть профессионалБанкирне должен разглашать тайну вкладов


Приложенные файлы

Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных - культура человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему нас миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности характера человека, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и проч.

У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. В этом смысле мы даем характеристику тому или иному человеку: «жизнерадостный человек», «угрюмый человек», «легкомысленный человек» и т. п., хотя в каждом из этих случаев не исключаются ситуации отклонения в личном настроении в ту или иную сторону. Устойчивое настроение, его общий фон, присущий конкретному индивиду, распространяется на окружающих, что имеет принципиальное значение, скажем, при комплектовании так называемых малых профессиональных групп (отряд космонавтов, команда подводной лодки). В других случаях это происходит, как правило, стихийно, без каких-либо предварительных социально-психологических проработок. Если поведение отдельных членов коллектива препятствует складыванию его в целостный социальный организм, то мы говорим о тяжелом морально-психологическом климате в коллективе.

Выделяют два вида поведения - словесное (вербальное) и реальное. Вербальное поведение - это наши высказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми, сила слова огромна (поэт Е. Евтушенко выразил это так: «Словом можно заcечь, словоv можно спасти, словом можно полки за собой повести»). Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человеческое существование. (Вспомним, к примеру, суждение Эзопа о языке из пьесы Фигейредо «Лиса и виноград».)

Выше уже шла речь о том, что появление мышления, воли и языка явилось основной предпосылкой культуро-генеза на рубеже перехода от хабилисов к неоантропам. С той поры, т. е. с завершения биологической эволюции человека, слово стало регулятором поведения, отношений, передающихся в устном и письменном творчестве. Недаром одним из элементов «семи искусств» обучающих программ античности и средневековья была риторика, наука об ораторском искусстве (и шире - о художественной прозе вообще), которая оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.

Основные разделы классической риторики, в которых раскрываются различные стороны вербального поведения - это: 1) нахождение, т. е. систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение, т. е. деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение, т. е. учение об отборе слов, об их сочетании, а также о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение.



Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, языке общения, которые облекается в язык культуры исторической эпохи или же какого-либо этноса на протяжении всей длительности его существования.

Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. Иная ситуация - это лицемерие, расхождение слова и дела и т. п. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», деви-антном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и прежде всего к другим людям, к самому себе.

Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы. М. М. Пришвин тонко подметил, что мы всегда если и судим о самом себе, то судим с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону и называется совестью, моральным самоконтролем.



Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном поведении человека» и о «поведении культурного человека» .

Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как знакомом, так и малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики и т. п.

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, - как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, преврfтилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при оп-редмечивании памятников материальной и духовной культуры.

Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. Так, скажем, в понятие профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом. Для военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.

1

Одним из критериев эффективности обучения в вузе, готовности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей может выступать уровень развития профессиональной культуры, сформированность профессиональной этики.

Этические нормы определяются специфическими особенностями профессиональной деятельности, которые направлены на человека в тех или иных условиях его жизни, деятельности, взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми. Моральные нормы во многом определяются ценностными ориентациями обучающихся.

Ценностные ориентации являются элементами структуры личности и характеризуют направленность ее деятельности. В результате направленной деятельности человека возникают новые черты личности и другие психические новообразования. Основные ценности жизни и культуры превращаются в собственные ценности человека. Последние в его внутреннем мире трансформируются в нравственные эталоны (этические нормы, этическую культуру) и направляют работу совести личности.

Ценностные ориентации студентов Казанского государственного архитектурно-строительного университета изучались нами путем анкетного опроса на двух ведущих факультетах. В опросе приняли участие 290 студентов 1-4 курсов. В анкетах содержались вопросы: о нравственном (порядочном) отношении только к окружающим, ко всем или по ситуации; о понятиях порядочности и морали; об отношении к людям как к самому себе; о соблюдении моральных норм для достижения личных целей; об отношении к непорядочным поступкам; о нормах профессиональной этики инженера-строителя (перечень норм) и др.

Значительное количество участников анкетного опроса (92,5%) считают, что профессиональную этику будущих специалистов строителей нужно формировать в период обучения в вузе. При этом перечень высказываний о нормах профессиональной этики достаточно велик: мудрость, добросовестность, деликатность, исполнительность, пунктуальность, организованность, обязательность, тактичность, точность, внимательность, вежливость, корректность, коммуникабельность и др. Однако в большинстве анкет отмечены, как обязательные, такие положительные качества инженера-строителя, как: порядочность, ответственность, профессионализм.

Методы формирования профессионально-этических принципов, названные студентами, можно разделить на следующие группы:

1. Ключевая роль отводится институту образования («обучение», «проведение семинарских занятий», «специальные курсы», «дискуссии»).

2. Решающее значение имеет институт семьи («домашнее воспитание», «воспитание с детства»).

3. Принципы этики могут сформировать профессиональные производственные и вузовские коллективы («обучение на практике», «наглядные примеры», «гуманные и демократические взаимоотношения между преподавателями, между преподавателями и студентами, между студентами и учебно-вспомогательным персоналом, между студентами, между студентами разных курсов, между студентами разных факультетов»).

4. Отмечается роль нравственного самовоспитания («самообразование», «самоуправляемое воспитание», «саморазвитие», «упорство», «настойчивость»).

5. Отрицание любых методов («не будет толку от методов», «ничего не поможет из-за ментальности»).

Профессиональная этика выступает частью профессиональной культуры.

Профессиональная культура выступает обобщенной характеристикой культуры учения и преподавания в вузе, исследовательской культуры, графической, технической, проектной, информационной, экологической, экономической, эргономической культур. Существенное влияние на формирование профессиональной культуры оказывают и такие его составляющие как культура речи, мышления. Для ее формирования существенными являются культура взаимоотношений в студенческом и преподавательском коллективе, культура сотворчества и культура диалогического взаимодействия между субъектами учебного процесса - студентом и преподавателем, вытекающие из принципа единства общения и деятельности. Процесс профессионального становления и формирования профессиональной культуры происходит в несколько этапов.

На первом этапе формируется устойчиво проявляющийся интерес к своей профессии. Это достигается в ходе ознакомительной, учебно-квалификационных практик, организованных в лабораториях, оснащенных современными приборами, оборудованием, конструкциями, обеспечивающими комфортные условия жизни, через игровые занятия.

На втором этапе развивается интеллектуально-творческая активность личности к определенному виду деятельности при изучении общепрофессиональных дисциплин, в процессе решения учебно-творческих, ситуационных задач, использовании ассоциации, кейсов, дидактических игр.

На третьем этапе формируется повышенная профессиональная активность, коммуникативная культура у обучающихся, идет процесс творческого овладения профессией. На этом этапе обучения широко используются деловые игры, отражающие предметную область и социальные условия будущей профессиональной работы. Эффективное освоение профессиональной культуры на данном этапе происходит также в процессе прохождения производственных практик. В программе практик предусмотрено изучение законов и норм поведения, принятых в организации.

На четвертом этапе, в ходе выполнения реального, исследовательского дипломных проектов, формируется рефлексивная компонента устойчивой профессиональной культуры инженера-строителя, которая характеризует его профессиональную ценностную направленность, способность к творческой самореализации, умение находить, внедрять новые технологии и оригинальные технологические процессы в своей отрасли, сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Сафин Р.С., Сучкова Т.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=104 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Профессиональная культура - это важнейший социокультурный фактор становления человека. Она пронизывает все формы нашего сознания и бытия. Ведь её основу составляют не только профессиональные, но ещё и общечеловеческие ценности. Поэтому она так важна.

Определение понятия

Профессиональной культурой принято называть универсальную систему, включающую в себя профильные ценности и знания. Они являются определёнными нормами, даже образцами, которые в той или иной области/сфере регулируют профессиональную деятельность.

Однако многие специалисты подходят к этому понятию с более философской стороны, заостряя внимание на термине культура. В узком смысле это сфера духовной жизни. А в самом широком - то, что характеризует всё существование человека.

Многие считают, что любая сфера нашей жизни может быть представлена с точки зрения её культурной ценности и значимости. Поскольку в данной теме всегда отражается мировоззрение человека, уровень его интеллектуального, эстетического и нравственного развития. И выбор профессии, а также дальнейшее совершенствование в ней исключением уж точно не являются.

Человеческий фактор

В процессе профессиональной подготовки каждый из нас является субъектом. Что мы должны делать? Проявлять системность, целостность и автономность по овладению новыми знаниями и профессиональной культурой, чтобы впоследствии стать её созидателем, а также инициатором и продолжателем познанных ценностей.

Почему этот процесс так важен? Потому что в его ходе человек познаёт свою уникальность, а также реализует духовно-творческий потенциал, благодаря чему он, в дальнейшем, добивается поставленных целей и достигает неплохих результатов. И всё это - в культурных пластах своей будущей профессиональной деятельности.

Опять-таки, тут тоже есть философский момент. Считается, что благодаря полученным знаниям каждый из нас может начать менять природу, окружающий его мир, а также самого себя. Поэтому база понимания профессии - это категория деятельности, выражающая исключительно человеческий подход к этому миру, сущность которого кроется в его преобразовании (только в лучшую сторону) и подчинении себе.

Этика

Понятие, непосредственным образом касающееся профессиональной культуры. Ведь этика - это дисциплина, посвящённая изучению морали и нравственности. Хотя часто этим словом обозначают системы нравственных и моральных норм, что тоже верно. И именно данный контекст сейчас уместен.

Есть такое понятие - профессиональный этикет. Что это? Обязательный атрибут любой профессиональной деятельности. Этикет - это нормы, которые регламентируют манеру общения в коллективе и с клиентами и правила поведения. На самом деле, они значительно упрощают выполнение профессиональных функций.

Составляющие этикета

О них тоже стоит упомянуть. Можно сказать, что этикет является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Обычно он включает в себя:

  • Соблюдение культуры речи, владение и уместное употребление профильных терминов.
  • Соответствующий дресс-коду внешний вид.
  • Поддержание порядка на своём рабочем месте.
  • Соблюдение правил поведения, которые формируют позитивную репутацию учреждения (фирмы, компании, организации и т. д.).
  • Достойное владение техниками межличностного общения.

И это - лишь малая часть того, что составляет профессиональную культуру сотрудников. Во многих сферах ещё есть небезызвестный кодекс чести, который строго регламентирует этические нормы внешних проявлений какой-либо деятельности.

Пример: педагогическая деятельность

Почему именно эта сфера? Потому что это поистине самый яркий пример. Ведь каждый педагог - это, по сути, источник знаний, умений и навыков, а также тот, кто стимулирует развитие нравственных этических взглядов и творческих способностей учащихся, стимулируя у них желание получать образование.

Можно даже сказать, что учитель является первым эталоном социальной культуры в жизни любого ученика. Он - пример для подражания.

Системными компонентами профессиональной культуры педагога являются:

  • Уровень интеллектуального развития. Сюда относится развитие педагогического мышления - способность анализировать и синтезировать, уместно критиковать, быть наблюдательным и активным, уметь включать творческое воображение, тренировать память.
  • Уровень организации деятельности. Педагог, какими бы высококлассным специалистом он ни был, должен постоянно совершенствоваться.
  • Уровень этики, мировоззренческой и нравственной культуры.
  • Высокоразвитые социальные навыки. Умение не только слушать, но и слышать; способность грамотно задавать вопросы и устанавливать контакты; понимать учеников, готовность и желание с ними общаться.
  • Культура речи и внешнего вида.

Другие аспекты

Выше был перечислен лишь малый перечень компонентов. Культуру профессиональной деятельности педагога также составляет его эмоционально-волевая сфера, а также богатство и дисциплина чувств, что многие считают ключевым фактором.

Здесь имеется в виду умение педагога не поддаваться настроению, быть объективным и беспристрастным, сдерживать себя, а ещё знать, когда нужно прислушиваться к разуму, а когда к сердцу. Ведь человеку, которому свойственна эмоциональная культура, присуща эмпатия и чуткость. И надо уметь определять, когда их проявления уместны.

Кроме перечисленного, важнейшая составляющая профессиональной культуры специалиста-педагога - это его характер. Преподаватель регулярно решает воспитательные и дидактические задачи, в чём ему помогает энергичность, самостоятельность, общительность, чувство юмора и оптимизм. Если педагогу свойственна апатия, негативное восприятие мира и замкнутость, то он просто профнепригодный.

И из этого всего можно сделать логичный вывод. Педагогическая культура - не то, что рождается вне общего развития человека, являющегося субъектом данной деятельности. Это невозможно. Она вырастает из общей культуры, таким образом являясь её важнейшим продолжением.

Медицинская сфера

Нельзя не отметить вниманием и профессиональную культуру работника данной отрасли. Медицина, если отойти от научных терминов, является очень личной, даже интимной сферой, где без этики и всего вышеперечисленного просто невозможно.

Пациент должен доверять врачу. Соответственно, доктор должен всегда быть и оставаться таким, чтобы расположить к себе любого человека. Это очень сложно. Тут имеет значение всё - начиная мимикой и тоном речи, заканчивая жестикуляцией и взглядом.

Но что первостепенно? Естественно, общение. Умение врача вежливо, учтиво и располагающе вести беседу. Причём так, чтобы пациент его понял должным образом. А поспособствовать этому может лишь совершенное владение языком, а также умение просто, понятно и грамотно разъяснить человеку ситуацию.

И чтобы совершенствовать профессионализм, врач обязан помнить не только о постоянном обучении медицинскому искусству, но ещё и о воспитании в себе нравственных качеств.

СМИ

В данной сфере профессиональная культура является не просто хранилищем стереотипов, стандартов и памяти сообщества журналистов. Это ещё и проявление индивидуальности, творческого своеобразия, а также умение ломать привычное, возводя на его месте нечто новое, лучшее, более совершенное и современное.

Пожалуй, медийщики, журналисты и сотрудники СМИ - тот самый случай, когда личная культура мало чем отличается от профессиональной. Когда стиль жизни и взгляды определяют будущую профессию, а не наоборот.

Журналистов, а также их прав и обязанностей, касается немало законов и постановлений. Есть и так называемый кодекс профессиональной этики. На перечисление всех положений уйдут страницы. Если обобщать, то вывод такой: в данной сфере всё должно строиться на правде, честности, достойности, безвозмездности и законности.

За искажение или предоставление ложной информации, неприемлемое поведение в процессе добывания данных, некорректное отношение к людям, неуважение, разглашение тайн, нарушение авторских прав - за это и многое другое журналист отвечает своей репутацией и именем.

Таким образом, формирование профессиональной культуры медийщиков подразумевает процесс воспитания самых настоящих Людей Чести, думающих о каждом своём шаге, и держащих ответ за всё сказанное или содеянное. В этом и проявляется высокая мораль.

О формировании и развитии

Основы профессиональной культуры должен знать каждый человек, какую бы специальность он ни выбрал. Благо во многих вузах их уже начинают преподавать в рамках некоторых предметов (чаще всего - психология). Однако для полноценного введения данной дисциплины, что однозначно необходимо, потребуется перестройка системы высшего образования.

Но предмет нужен. Современное общество находится в кризисном состоянии. Во многом из-за поиска нового смысла человеческого бытия и путей личностного развития.

Проблема современности

Сейчас наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, криминализация отношений, случаи повальной утраты смысла жизни, рост агрессивности и уровня ожесточённости, плохое качество воспитания подрастающего поколения.

При таких условиях развитие профессиональной культуры просто необходимо, поскольку оно переводится в личностный план - формирует системное мышление и подход к будущей деятельности через призму своих ценностей.

Социальный аспект

Надо сказать, что профессиональная культура очень помогает в совместной трудовой деятельности. Ведь она проявляется в участливости, готовности помочь коллегам, в межличностном общении и поддержке.

Если у всех работников она находится на высоком уровне, то в коллективе, как правило, царит морально здоровая, комфортная атмосфера. Это, в свою очередь, позитивно влияет на производительность труда и поддерживает оптимистичный настрой сотрудников. Конфликты, как правило, отсутствуют, а если и возникают, то разрешаются самым оптимальным способом.

Именно поэтому, кстати, некоторые учёные утверждают, что профессиональная культура - это умение в совершенстве использовать имеющиеся стереотипы общения, и порождать новые.

В любом случае, какой бы вариант определения данному понятию ни был дан, невозможно отрицать его значимость. На проф.культуре строится любая деятельность, какой бы сферы она ни касалась. А в соединении с профильной компетентностью и высокой образованностью специалиста, она отражает свою многогранность как социальный феномен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Поведение человека - это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам людей можно судить о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. «Поступки людей, - писал Д. Томас, - подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них.»

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Д. Локк писал: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие - шутовством; простота - неотесанностью; добродушие - льстивостью». Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Все знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что вы устали, и не уступит место в транспорте, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток. А. Моруа весьма тонко заметил, что каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других.

1. Культура поведения

1.1 По ведение человека, что это такое?

Человек всегда так или иначе «ведет себя» - совершает определенные поступки и действия по отношению к окружающему его миру и, прежде всего по отношению к людям. Важно всегда понимать и видеть, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи. На Востоке существует традиция, по которой человек не имеет права обнаруживать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет подобной традиции, но каждому следует помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.

Поведение бывает, двух видов, если можно так выразится: вербальное (словесное) и реальное.

Вербальное поведение - это наши высказывания, мнения, суждения, доказательства. Иногда люди не придают внимания словам сказанным в минуты раздражения или усталости. Некоторые народные мурости так и гласят: - слово пуще стрелы разит;

От слова спасенье и от слова погибель;

Не ножа бойся - языка;

Слово не обух, а от него и люди гибнут;

От одного слова - да навек ссора…

Непременным условием взаимопонимания в общении является участливое, доброе отношение к собеседнику. Очень точно эту мысль выразил педагог и врач Януш Корчак: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Наверное, каждый припомнит ситуацию: пришли в гости к знакомым, которых давно не видели, собирались дружески поговорить, а разговора не получилось. А все потому что, все говорят шумно, дружно, с увлечением, каждый - свое и друг друга не слушают. И в конечном результате - никакого удовольствия от встречи. Еще Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».

И еще многие не умеют спорить, а в «споре рождается истина», как говорили древние. Мы же часто просто навязываем свое мнение, не заботясь о доказательствах, не вслушиваясь в возражения и не интересуясь ими. «Самое трудное в споре, - говорит А. Моруа, - не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Народные поговорки предупреждают: «Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь», «Кто не умеет говорить - портит разговор», «Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать».

Реальное поведение - это наши практические действия и поступки. В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Возможны случаи расхождения того и другого. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Соответствие нравственных знаний и нравственного поведения свидетельствует о высоком нравственном развитии человека.

1.2 Поведение и характер

Между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Она выражается в том, что именно в поведении проявляются особенности, черты характера человека. Характер - это неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том хороший ли это человек. Слова, действия, движения, отдельные поступки и поведение в целом позволяют нам понять характер человека, они как бы высвечивают нам его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы и поступки».

Черт характера или качеств личности очень много, но их можно разделить на две условные группы.

Первая группа - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие. Эти черты характера или особенности личности являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.

Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его основным хребтом. Когда мы о ком-либо говорим: «Человек с характером», то тем самым подчеркиваем прежде всего выраженность волевых черт его характера.

У Константина Ваншенкина есть такое стихотворение:

Трус притворялся храбрым на войне,

Поскольку трусам спуску не давали.

Он, бледный, в бой катился на броне,

Он вяло балагурил на привале.

Его всего крутило и трясло,

Когда мы попадали под бомбежку.

Но страх скрывал он тщательно и зло

И своего добился понемножку.

И так вошел он в роль, что наконец

Стал храбрецом, почти уже природным.

Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец

Навечно притворился благородным.

Скрывая подлость, день бы ото дня

Такое же выказывал упорство.

Во всем другом естественность ценя,

Приветствую подобное притворство!

1.3 Поведение и культура

Культура - это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Иногда говорят: «культурное поведение человека», а в иных случаях - «поведение культурного человека». Представляется, что это далеко не одно и то же.

Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают: как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе (как в знакомом, так и в малознакомом), освоить азы поведения, связанные с профессиональной этикой; понимать, что прилично и что неприлично делать в данной обстановке (неприлично громко кричать, громко переговариваться, перебивать речь другого, навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. «О друзьях, - шутливо замечает А. Моруа, - у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома»)

Можно сказать, что культурное поведение - поведение в соответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отображает эти правила, является их внешним воплощением. Эти правила могут меняться - будут меняться и манеры поведения.

1.4 Что значит « воспитанный человек»?

В толком словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный - это умеющий хорошо вести себя. Опять мы имеем дело с поведением человека, потому что вести себя определенным образом - это значит поступать таким образом, быть человеком такого поведения.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Облик воспитанного человека говорит сам за себя и узнать такого человека можно с первого взгляда. Он умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть, не теряется в незнакомом обществе, не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или сигарету во рту.

Народная артистка СССР С. Гиацинтова вспоминает: «Мне представляется что эталоном воспитанности и интеллигентности, есть артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он - и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

2. Профессиональная этика

2.1 Де ловые отношения

поведение психологический профессиональный этика

Деловые отношения занимают большое, может быть, даже определяющее место в нашей жизни, мыслях, поведении. И дело даже не в том, что труд у большинства из нас занимает преобладающую часть активного времени, поглощает наибольшую долю сил. Дело ч том, что в процессе труда наиболее полно проявляются многие из наших человеческих качеств, формируется и раскрывается наше социальное «Я». И наиболее важные стороны современных трудовых отношений - это деловое общение и профессиональная этика работающих людей.

2.2 К ое-что о профессиональной этике

Разные виды деятельности имеют свою, порой весьма существенную специфику, которая проявляется в области этики и культуры поведения.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания.

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Разговор о профессиональной этике можно закончить мыслями высказанными около двух столетий назад, но они звучат современно даже сейчас, словно автор наблюдал нашу, нынешнюю жизнь: «Положение, должность имеют влияние на образ мыслей человека, его внутреннюю жизнь, его веру более, чем он сам сознает это. В большинстве случаев уже нельзя отличить образа мыслей по долгу службы от свободных убеждений, того, что исходит от самого человека, от того, что исходит от него в связи с его внешней профессией. Отнимите у бесконечного множества людей их положение, и вы отнимите у них веру. Вера - это профессиональный долг. Не убеждения поддерживают положение, а положения - убеждения» -, сказал это один из основоположников современного материализма Людвиг Фейербах.

2.3 Виды профессиональной этики

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

2.4 Как разговаривать с подчиненными?

Умение разговаривать с подчиненными входит в состав профессиональной этики руководителя.

Созданию и поддержанию в коллективе благоприятного морально - психологического климата очень способствуют индивидуальные контакты руководителей всех уровней с персоналом.

Прямые человеческие связи между руководителем и подчиненными очень сплачивают коллектив, повышают готовность сотрудников работать «не за страх, а за совесть». Устанавливаются эти связи либо в процессе совместной групповой деятельности, когда руководитель трудится в «одной упряжке» с подчиненными, либо в результате групповых или индивидуальных бесед. Причем если совместная работа как фактор сплочения использовались широко и эффективно, то беседы долгое время явно недооценивались. Более того, считалось, что они скорей вредны, чем полезны, поскольку способствуют развитию панибратства между начальником и подчиненными.

У американских бизнесменов существует девять негласных правил для проведения деловых бесед:

1. Поставьте перед собой конкретные задачи.

2. Заранее составьте план беседы.

3. Выберите время, необходимое для достижения своей цели.

4. Выберите место и время проведения бесед с учетом их влияния на результаты.

5. Прежде чем начать беседу, создайте атмосферу взаимного доверия.

6. От начала и до конца беседы придерживайтесь основного направления, ведущего к намеченной цели.

7. Будьте на высоте положения.

8. Зафиксируйте полученную информацию в пригодной для дальнейшего использования форме.

9. Прекращайте беседу после достижения намеченной цели.

В начале беседы необходимо прежде всего «сломать ледок», то есть снять возможные напряженность и недоверие. Хорошо способствуют этому дружески вежливая манера разговора, проявление интереса к служебным и личным делам собеседника.

Заключение

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

С писок использованной литературы

1. «Мы живем среди людей» Кодекс поведения.

2. Кандидат психологических наук И.В. Дубровина. М. Политиздат, 1989 г.

3. Этика: Избранные труды., П.А. Кропоткин. М. Политиздат, 1991 г.

4. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. Под редакцией Н.Г. Багдасарьян. 3-е изд. М. 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и психологическое обоснование мышления как высшей формы познавательной деятельности человека, принципы его формирования и значение в жизни человека. Типы и функции, характер главных операций. Критерии оценки эффективности данного процесса.

    презентация , добавлен 15.04.2015

    Совокупность практических действий по реализации инвестиций. Мотивы инвестиционного поведения. Исследование психологических процессов и механизмов, лежащих в основе инвестиционного поведения, влияющие на него факторы. Психологический портрет инвестора.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Сенсорные системы человека, степень их развития, роль и место в формировании поведения человека. Свойства сенсорных систем и регуляция их деятельности. Эмоции как элемент жизни человека, их психологическая сущность и влияние на поведение личности.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2009

    Эволюция поведения простейших, формирование нового вида поведения, отвечающего измененным условиям и факторы, влияющие на данный процесс. Происхождение нервной системы и ее простейшие формы. Анализ механизмов индивидуально изменчивого поведения человека.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2011

    Изучение основ теории поведения личности. Типы поведения человека в организации. Взаимодействие человека и организации. Основные качества личности. Индивидуальные особенности людей. Факторы, обуславливающие трудовое поведение личности на рабочем месте.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2016

    Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения. Общая характеристика процесса научения. Формирование эффективных программ. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении.

    реферат , добавлен 15.11.2008

    Понятие "гуманитарная культура". Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности. Знание человека о своей сущности - ядро гуманитарной культуры, ее индивидуализирующая функция. Нормы поведения, ценностные ориентации человека и общества.

    реферат , добавлен 25.02.2014

    Использование опросника для изучения индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Особенности конструкции опросника, система оценки достоверности ответов, специфика типажей поведения человека.

    статья , добавлен 12.01.2010

    Понятие "личность", её поведение в социальной среде. Критериальная база поведения человека. Факторы организационного поведения. Психологические особенности типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс. Психологические типы "невротических" руководителей.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Нейрофизиологические механизмы мотивации человека, организация его поведения и факторы, влияющие на него. Значение в процессе формирования данной психологической категории потребностей. Развитие представлений о мотивации достижения в психологии.

Лучшие статьи по теме