Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление. план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Изучаем слова исключения в русском языке Цы и ци правило написания

Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление. план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Изучаем слова исключения в русском языке Цы и ци правило написания

Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулировали правило. Эти знания станут результатом исследовательской работы учащихся под руководством учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна

Школа: № 124 г.Н.Новгород

Класс: 1А

Предмет: русский язык

Программа: развивающее обучение по программе Д.Б.Эльконина –

В.В.Давыдова

Тема урока: «Правописание ЦИ –ЦЫ»

Задача урока: открыть способ обозначения звука [Ы] после Ц

Цели:

Образовательные: в ходе исследовательской работы приобрести знания о правописании ЦИ-ЦЫ в словах русского языка

Развивающие: в ходе исследовательской деятельности ребята узнают, что в середине слова пишется ЦИ, в конце слова пишется ЦЫ, узнают, что из этого способа есть слова исключения, которые надо запомнить;

Воспитательные : должны понять, что полученные знания делают их грамотнее; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.

Ход урока

I этап. Мотивационно-ориентировочный

1.Вхождение в контакт.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтобы грамотными быть,
Много надо нам учить.

2. Создание ситуации успеха.

Открыли тетради.

Выполняем задание по чистописанию. Во время проверки я заранее записала задания в тетради.

Что мы проходили на прошлом уроке русского языка? (Мы учились писать слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)

Давайте проверим, как мы умеем применять правила во время письма. На доске звуковые схемы слов. Записать эти слова буквами, через запятую.

[ Щ’УКА ], [Ч’АС],[ [ПРУЖИНА],[УШИ],[ УЧ’УС’],[Ч’АЩ’А].

Сделаем взаимопроверку. Если найдете ошибку, то ее не исправляем, а ставим палочку на полях, чтобы ребята сами ее нашли и исправили. Что будем оценивать? (Правильность)

Поднимите руки, кто справился с работой? Молодцы!

II. Исполнительный.

1.Ситуация разрыва знаний

Раз мы с вами так хорошо справляемся с заданиями, то просьбу Знайки вы точно выполните. Он уехал по делам и попросил нас проверить сочинение Незнайки о том, как он провел выходной. Я распечатала его, чтобы каждый из вас попробовал применить свои знания. (На партах ребят лежит текст сочинения. Дети работают на этом листочке.)

Проверяем, что получилось.

(Во время проверки должен возникнуть спор о правописании слов с [ЦЫ]. У ребят уже есть представление о том, что в русском языке имеет место написание слов с ЦИ и ЦЫ.)

Что стало причиной нашего спора? (Мы не знаем когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)

Кто может сделать на доске модель нашего незнания. (На доске появляется запись ЦИ? ЦЫ)

2. Постановка учебной задачи.

Причина серьезная. Получается, мы не справились с просьбой Знайки и не помогли ему. А он так на нас надеялся. Что будем делать? (Надо узнать когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)

А когда мы этим займемся? (Давайте сейчас на уроке.)

Вы все согласны? (Да)

3. Планирование исследования.

Для нас это новые знания? (Да) (Если ребята скажут, что они уже встречались с такими словами и написание некоторых из них знают, то надо выяснить достаточно ли этих знаний.)

Как можно получать новые знания? (Из учебника, спросить у взрослого, открыть самим)

Какой способ выберем? (Выбираем последний, хотя остальными быстрее и проще, но это будет не наше открытие, и такие знания мы можем быстро забыть)

Что нужно исследовать, чтобы найти способ обозначения звука [Ы].

(Подвожу детей к тому, что на уроке русского языка мы работаем со словами, поэтому и исследовать нужно слова)

Нам потребуются любые слова? (Нет, только те, где есть сочетание [ЦЫ])

Где можно их взять? (В книгах, попросить написать взрослого человека.)

Предположим, мы нашли такие слова, выписали их. Что будем делать дальше? (Надо разделить их на столбики с ЦИ и ЦЫ. Сравнить. Сделать выводы.)

Мы спланировали нашу работу? (Да)

Давайте еще раз повторим план работы. Я буду записывать его на доске

Найти и выписать слова с [ЦЫ] в 2 столбика

ЦЫ ЦИ

Сравнить

Вывод. (Словами или схемой)

Как будем работать? (В группах.)

(Дети разбиваются на группы)

Так как времени у нас не очень много, то я уже подобрала несколько рассказов из книг, отрывки из стихов и сама написала вам несколько слов.

(Я предлагаю детям для работы тот материал, который приготовила заранее)

1 группе - подборку стихов

(материал печатается крупным шрифтом на отдельном листке и выдается группе)

2 группе – напечатанные на листке рассказы из Букваря В.В.Репкина Часть 2 «Как Цып проклюнулся», «Мишки-борцы».

3, 4 группе – набор слов с правописанием ЦИ-ЦЫ

Ребята начинают работу.

МИШКИ-БОРЦЫ

В цирке выступали мишки-борцы.

Они не царапали друг друга, не кусали.

Они вели себя спортивно, честно. Молодцы, мишки! В конце концов, два медвежонка побороли медведя-папу. Клоун угостил храбрецов леденцами. А взрослому медведю дал сахару.

КАК ЦЫП ПРОКЛЮНУЛСЯ

В конце концов Цып сообразил:

Что-то тут темновато!

И проклюнулся: ударил клювом по скорлупе и пробил оконце. Тогда Цып привстал на цыпочки и увидел солнце.

А под ним двор, взрослых птиц и незнакомого птенца.

Привет, Цып! – сказал незнакомец. – Выходи на улицу: подеремся, попетушимся.

Цыц! – сказала мама-курица. И вдруг заметила:

Вы поглядите! Они все на одно лицо!

Ничего страшного, - ответил цыплёнок по имени ЦыЦ. – Мы же близнецы. Верно, братец Цып?

Верно, верно! – обрадовался Цып. – Нам никогда не будет скучно.

И они побежали к другим цыплятам.

Цифры, удальцы, мотоцикл, цирк, цыпленок, цыган, цитрус, огурцы, молодцы, цыпки, циркуль, борцы, цинк, скворцы, певцы.

_______________________

______________

____________________________________________________________________________________

ВЫВОД: После Ц пишем букву И ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

После Ц пишем букву Ы ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Мы проворные сестрицы-
Быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим.
В снег - бежим.
Вот такой у нас режим.

Отцы поднимают младенцев,
Сажают в моторный вагон,
Везут на передних сиденьях
Куда-нибудь в цирк иль кино.
И дети солидно и важно
В трамвайное смотрят окно.

Птицы, птицы, как живёте?
Птицы, птицы, что вы пьёте?
- Хорошо пока живём,
Дождевые капли пьём
И поём мы песни вам
По утрам и вечерам.

На прогулке
Два цыплёнка,
Три гусёнка
Вышли на реку гулять.
Сосчитала их девчонка:
Раз, два, три, четыре, пять!
И поплыли три гусёнка -
Их гусыне не догнать!
Лишь остались два цыплёнка,
На песочке загорать.

Возвратились три гусёнка,
Стала девочка считать:
Три гусёнка,
Два цыплёнка -
Вот теперь их снова пять!

Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.

Что за станция такая -
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Закричал он: Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный,
С улицы Бассейной!

(1 и 2 группе дополнительно дается бланк для заполнения итогов рассуждения)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ВЫВОД: После Ц пишем букву И ________________________________

_____________________________________________________________

После Ц пишем букву Ы _______________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Моделирование способа

(Свои работы группы вывешивают на доску. Затем выходит ответственный и рассказывает, какой вывод сделали из своих наблюдений, как это записали. Выясняется, что есть слова исключения.)

В результате делаем общий вывод:

После Ц пишем букву Ы в конце слова.

После Ц пишем букву И в середине слова.

Буква Ы после Ц пишется в середине слова в словах

Исключениях.

В результате сравнения, выводов формулируем правило и создаем модель этого правила.)

[ЦЫ]

ЦИ ………. ………..ЦЫ

(цирк) (огурцы)

ЦЫ………

Цыган

Цыпочки

Цыпленок

Цыц

Цып

Эту модель ребята затем переписывают себе в тетрадь открытий.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Что за важное открытие мы с вами сегодня сделали? (Произносят правило)

Сейчас мы можем выполнить просьбу Знайки? (Да)

Давайте возьмем рассказ Незнайки и еще раз внимательно его проверим.

Что у нас получилось? (Дети читают и объясняют)

Мы с вами молодцы. Правило открыли, сочинение проверили. А Незнайка от этого стал умнее? (Нет)

Мы можем ему помочь? (Да)

Как это можно сделать? (Рассказать ему это правило и научить его им пользоваться)

Давайте мы договоримся. Сначала вы этому способу обозначения звука Ы после Ц попробуйте научить дома своих родных. Потом научим Незнайку.

А завтра узнаем что у вас получилось.

А это правило нам надо только для того, чтобы Незнайку научить? (Чтобы самим быть грамотными)

Вам было интересно сегодня?

Что больше всего запомнилось?

Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за сотрудничество.

(На следующем уроке в ходе исследовательской работы модель преобразуется. Выясняем, что этот способ работает для ударного гласного звука Ы после Ц. В остальных случаях это другое правило. Идет преобразование модели и отработка способа.)


Класс: 2

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Стараются: …

Любуюсь тетрадями: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжк е
Хитроумные братишк и.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

– Перечитайте, подумайте:

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)

– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

б) мин. каллиграфии

– Обратите внимание на написание этих букв.

–Показ учителя.

– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

на доску карточки Ч Ц Щ

– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

г) Перечитайте загадку.

– Что же это такое? (цифры)

– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

ПРОВЕРКА

– Проверим как выполнили?

– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

– А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

– Так над чем будем работать?

вывешиваю на доску

3) Работа в парах.

а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

– Прочитайте задание

– Что непонятно? Работаем.


б) Проверка

– На какие две группы вы разбили слова?

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И )

в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

ЦЫ

– Перечитайте слова.

ЦЫ стоит в конце слова)

– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

– Перечитайте слова.

– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

ФИЗМИНУТКА

4) Работа над текстом.

– Возьмите конверты, достаньте карточки.

– Прочитайте. (дети читают)

– Что прочитали? (предложения)

– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

– Составьте из этих предложений текст.

Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3

ПРОВЕРКА

– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

– О чём текст? Тема (наступление зимы)

– Перечитайте текст ещё раз.

– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

ПРОВЕРКА

– Сколько предложений записали?

– Прочитайте.

– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

5) Открываю запись на доске:

– Прочитайте. (читают слова цепочкой)

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

6) Вернёмся к слову (схеме)

ЦИФРЫ

– Какую же букву будем писать в этом слове?

– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

– Доказали правильно.

– Давайте сделаем вывод.

– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

– Кто запомнил все слова исключения?

– Назовите их.

ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

7) Самостоятельная работа.

– Поработаем над заданием.

– Возьмите карточку (жёлтого цвета)

б) Проверка.

Прочитай ……слова, которые записала.

Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

– Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

  • Цыган
  • Улицы
  • Птенцы

– Какое слово «лишнее»?

Цыган (слово исключение)

– Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

  • Франция
  • Цилиндр

– Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

– Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

– На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

– Ответили ли мы на этот вопрос?

– Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

III. Рефлексия:

– Продолжите предложение:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…

ИТОГ УРОКА:

– Ребята, я была довольна.

– Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;
  • Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

    I. Организация класса.

    Проверка готовности к уроку.

    II. Работа по теме.

    1) анализ тетрадей

    – откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

    Без ошибок выполнили работу …чел.

    1-2 ошибки допустили … чел.

    Порадовалась за работы: …

    Будьте внимательны. Старайтесь.

    2) Работа над загадкой

    а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

    Проживают в трудной книжк е
    Хитроумные братишк и.
    Десять их, но братья эти
    Сосчитают всё на свете.

    – Прочитайте (читают самостаятельно)

    – Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

    – Отгадайте (цифры). доказывают.

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)
  • – Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

    – Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

    б) мин. каллиграфии

    – Обратите внимание на написание этих букв.

    – Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

    Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

    в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

    – Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

    на доску карточки Ч Ц Щ

    – Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

    (ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

    карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

    – А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

    г) Перечитайте загадку.

    – Что же это такое? (цифры)

    – Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

    самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

    ПРОВЕРКА

    – Проверим как выполнили?

    – У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

    – А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

    – А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

    – Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

    – Так над чем будем работать?

    вывешиваю на доску

    3) Работа в парах.

    а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

    – Что непонятно? Работаем.

    – На какие две группы вы разбили слова?

    (слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

    слова с орф. ЦИ с буквой И )

    в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

    ЦЫ

    ЦЫ стоит в конце слова)

    – Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

    На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

    – Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

    ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

    ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

    – Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

    ФИЗМИНУТКА

    4) Работа над текстом.

    – Возьмите конверты, достаньте карточки.

    – Прочитайте. (дети читают)

    – Что прочитали? (предложения)

    – Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

    – Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

    – Составьте из этих предложений текст.

    Мёрзнут зимой и звери. 5
    Дети рады снегу. 2
    Птицы с трудом находят корм. 4
    Вот и зима пришла. 1
    А птицы, звери? 3

    – Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

    – О чём текст? Тема (наступление зимы)

    – Перечитайте текст ещё раз.

    – Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

    ПРОВЕРКА

    – Сколько предложений записали?

    – Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

    (ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

    ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

    5) Открываю запись на доске:

    – Прочитайте. (читают слова цепочкой)

    – Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

    – Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

    – Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

    Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

    – Произнесём все вместе.

    ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

    6) Вернёмся к слову (схеме)

    – Какую же букву будем писать в этом слове?

    – Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

    – Давайте сделаем вывод.

    – Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

    – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

    – Кто запомнил все слова исключения?

    ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

    7) Самостоятельная работа.

    – Поработаем над заданием.

    – Возьмите карточку (жёлтого цвета)

    Прочитай ……слова, которые записала.

    Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

    Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

    – Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

    – Какое слово «лишнее»?

    Цыган (слово исключение)

    – Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

    – Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

    – Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

    – На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

    – Ответили ли мы на этот вопрос?

    – Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

    III. Рефлексия:

    • Мне было интересно…
    • Мне захотелось…
    • Я узнал, что ….
    • У меня получилось…
    • – Ребята, я была довольна.

      – Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

      На главную

      Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

      Важнейшие правила правописания.

      Буквы Ь и Ъ.

      В остальных случаях в качестве отделительного знака употребляется буква ь , например: бурь ян , вь юн , воробь иный , курь ёзный , лись я , лись е , лись и , ночь ю , обезь яна , подь ячий , ружь ё , рожь ю , серь ёзный , чь ё , чь я , чь и .

      Примечание 1. Во многих заимствованных словах буква ь употребляется в качестве отделительного знака перед буквой о , например: баталь он , буль он , гиль отина , кармань ола , компань он , медаль он , минь он , павиль он , почталь он , шампинь он .

      Примечание 2. Отделительный ъ не пишется в следующих случаях:

      а) в сложных сокращенных словах: Госюриздат ;

      б) после приставок и после первой части сложных слов перед а , о , у , э : безаварийный , подотдел , безумный , сэкономить , трёхаршинный , двухэтажный .

      Правописание шипящих с гласными.

      9. После букв ж , ш , ч , щ в русских словах не пишутся буквы ы , я , ю , а пишутся буквы и , а , у .

      В некоторых иностранных словах после ж , и ш , а также после ц пишутся буквы я и ю : брошю ра , жю ри , Цю рих , Свенця ны .

      Правописание ЦЫ — ЦИ и ЦЕ — ЦО.

      10. Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и в суффиксе —ын прилагательных (куцы й , бледнолицы й , сестрицы н ).

      Кроме того, цы пишется в словах цы ган , цы пленок , цы почки , цы ц , и в других словах того же корня (цы ганский , цы п-цы п , на цы почках , цы кать и т.п.). В остальных случаях пишется ци , например: станци я , ци тата , ци рк , ци фра , ци рюльник , ци мбалы , ци бик , ци нга , ци новка , панци рь , ци буля , ци гарка , ци млянское .

      11. В ударных слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо кать , цо коль , лицо , молодцо м , отцо в , перцо вый , облицо вка , вытанцо вывать , танцо р и т.п.

      Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полотенце , пальце м , комсомольце в , куце го , ситце вый , молодце ватый , глянце витый , танце вальный , танце вать , гарце вать , спринце вать .

      Примечание. В неударяемых слогах о пишется только в слове цо котуха и некоторых иностранных словах, например: палаццо , скерцо .

      dictionary.liferus.ru

      wiki.eduVdom.com

      Инструменты пользователя

      Инструменты сайта

      Боковая панель

      Русский язык – орфография:

      Контакты

      Правописание цы - ци и це - цо

      Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и суффиксе -ын прилагательных (куцый , бледнолицый , сестрицын ).

      В словах цы ган, цы плёнок, цы почки, цы ц и в других словах тех же корней (цы ганский, цы п-цы п, на цы почках, цы кать и т. п.) пишется цы . Можно запомнить: цы ган на цы почках цы плёнку цы кнул цы ц.
      В остальных случаях пишется ци , например: станци я, ци тата, ци рк, ци фра, ци рюльник, ци мбалы, ци бик, ци нга, ци новка, ци буля, ци гарка, ци млянское.

      В ударяемых слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо́ кать, цо́ коль, лицо́ , молодцо́ м, отцо́ в, перцо́ вый, облицо́ вка, вытанцо́ вывать, танцо́ р и т. п.
      Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полоте́нце , па́льце м, комсомо́льце в, ку́це го, си́тце вый, молодце ва́тый, гля́нце вый, танце ва́льный, танце ва́ть, гарце ва́ть, спринце ва́ть.

      wiki.eduvdom.com

      Азбучные истины

      Интерактивный диктант

      Учебник ГРАМОТЫ: орфография

      Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

      Имена и названия. Интерактивный тренажер

      Полезные ссылки

      Летнее чтение

      Запоминалки

      Цитаты о языке

      Скороговорки

      Пословицы и поговорки

      Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

      Правописание Ы и И после Ц

      Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
      1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
      2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

      1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц _ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)

      2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц _ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)

      3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц _ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)

      4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц _ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)

      5. Газета может потерять репутац _ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то. И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)

      6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац _ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)

      7. В это время выглянул в дверь ц _ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)

      8. Мотор поц _ кал и смолк. (В. Набоков)

      9. …Это был молчаливый белолиц _ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)

      10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц _ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)

      11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц _ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)

      12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац _ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)

      13. Диссертац _ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. (Ф. Достоевский)

      14. Осклабясь, он скинул свой куц _ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)

      15. Но он тогда самбиц _ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». (Ф. Достоевский.)

      16. Мысль ц _ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц _ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)

      17. Это была одна галлюц _ нац _ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)

      19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц _ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)

      20. Нац _ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)

      21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац _ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)

      22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц _ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)

      23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац _ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)

      24. Даже гулять выходил, для необходимого моц _ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)

      25. Все наши еще с самого начала были офиц _ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)

      26. — Алексей Нилыч сами только что из-за границ _ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец _ альности. (Ф. Достоевский)

      27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц _ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)

      28. Издается в России множество столичных и провинц _ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)

      29. Кстати: здесь скопц _ есть в уезде, любопытный народ. (Ф. Достоевский)

      30. Дочь у ней куда-то в Турц _ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)

      31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц _ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)

      32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц _ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)

      33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц _ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)

      34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц _ на стол. (Ф. Достоевский)

      35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц _ ю и заблаговременно сделать публикац _ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)

      36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц _ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)

      37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц _ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)

      38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц _ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)

      39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц _ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)

      40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц _ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)

      41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц _ . (Ф. Достоевский)

      42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц _ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)

      43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц _ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)

      44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц _ и. (Дж. Апдайк)

      45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц _ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)

      46. Мальчик хотел стать доктором медиц _ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)

      47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац _ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)

      48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц _ вилизац _ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)

      Школа XXI век

      (с) мы все учились понемногу

      Диктанты: сочетания ци, цы

      Веселая напоминалка! чтобы легче запомнились слова, в которых в корне слова после Ц пишется И , разучите с детьми такую поговорку:

      Ц ы ган на ц ы почках подошел к ц ы плёнку
      и ц ы кнул на него: «Ц ы ц!»

      После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, овцы, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, циновка, цинк, медицина.

      ци, цы.

      Отцы, бойцы, кузнецы, спицы, страницы, луковицы, ударницы, дворцы, цыплёнок, цып-цып, на цыпочках, птицы, улицы, продавцы, огурцы. (16 слов.)

      Записать слова. Подчеркнуть сочетания ци, цы.

      Зайцы, лисицы, синицы, границы, певцы, паль­цы, станция, акация, циркуль, цирк, цинк, цифра, цыган, цирк, циркуль, цифра, станция. (17 слов.)

      Записать слова во множественном числе.

      Отец - отцы, боец, кузнец, заяц, огурец, конец, лисица, синица, дворец, палец, спица, луковица, граница, гусеница.

    Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

    Урок обучения грамоте

    Тема: Правописание слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
    Цели: 1. Создать условия для формирования понятия о правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
    2. Закрепить знание алфавита.
    3. Продолжить работу над стихотворным текстом, развивать умение находить рифму.
    4. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, развивать умение работать в группе.

    Оборудование: карточки со словами, плакат с изображением цирка, точечный рисунок здания цирка у детей, карточка "цирк", текст стихотворения, конверт со словами-исключениями, карточки для работы в группах.

    Ход урока
    1. Орг. момент.
    У: Начинаем урок обучения грамоте.
    Поздоровайтесь друг с другом - подарите свои улыбки. А теперь и мне улыбнитесь.
    Спасибо!

    2. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
    У:А начнем урок с повторения алфавита.
    (дети повторяют алфавит по памяти)
    Знание алфавита пригодятся нам при выполнении следующего задания.
    Перед вами лежат листочки с точками и буквами. Как вы думаете, что вам нужно сделать?
    Д: Соединить точки по буквам в алфавитном порядке.
    (дети соединяют точки)
    У: Что получилось?
    Проверьте свою догадку.
    Вот слова (на доске). Все они имеют отношение к тому, что нарисовано у вас на рисунке.
    ФОКУСНИК
    ГИМНАСТЫ
    ЖОНГЛЕРЫ
    АРТИСТЫ-ЖИВОТНЫЕ
    Д: Получился цирк.
    У: Конечно же это цирк.
    А вы любите цирк? А за что вы любите цирк? (Ответы детей)
    Чтобы всем было понятно, что это здание цирка, ему необходима вывеска.

    Д: Пропущена буква.
    У: А какая буква пропущена?
    Д: Пропущена буква И, потому что [Ц] всегда твердый звук. Ы - потому что слышим [Ы]
    У: Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ц
    Д: Звук [Ц] согласный, твердый, глухой, непарный.
    У: Как же нам правильно написать сочетание ЦЫ или ЦИ?
    Д: Это мы должны выяснить сегодня на уроке.
    У: Верно. А для этого вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными.

    3. Поиск путей решения проблемы.
    У: Внимательно оглядите наш класс. Что увидели?
    Д: По всему классу рассыпаны слова.
    (Цифра, щетка, цикада, расческа, огурцы, индейцы,цилиндр,скворцы, циферблат, улицы, щенок, чижик.)
    У: Вам нужно найти и принести слова, в которых есть буква Ц.
    На доске вывешиваются слова
    цифра
    цикада
    огурцы
    индейцы
    цилиндр
    циферблат
    улицы
    скворцы

    У: Посмотрите на слова. Значение каких слов не понятно?
    (Ученица зачитывает значение слова "цикада" из толкового словаря.)
    У: На какие 2 группы можно раазделить эти слова.
    Д: Одушевленные и неодушевленные предметы.
    Слова в значении единственного и множественного числа.
    Слова двусложные и трехсложные слова.
    Слова, которые начинаются с гласной буквы и слова - с согласной.
    Слова, которые начинаются на ЦИ и слова, которые заканчиваются на ЦЫ.
    цифра
    цикада
    цилиндр
    циферблат огурцы
    индейцы
    улицы
    скворцы

    У: Посмотрите внимательно на слова.Что вы заметили?
    Д: Если ЦИ в начале слова, то пишется гласная И, а если сочетание в конце слова, то пишется ЦЫ.
    У: Посмотрите, что еще общего у слов второго столбика?
    Д: Слова, обозначают предметы и имеют значение множественного числа.
    У: Сделайте вывод, когда пишется сочетание ЦЫ, когда - ЦИ.
    Д: Сочетание ЦИ пишется, если оно стоит в начале слова, а сочетание ЦЫ - в конце слов, которые имеют значение множественного числа.
    У: Вернемся к слову цирк. Как нужно правильно написать это слово.
    Д: В слове цирк сочетание ЦИ пишется с гласной И.
    У: Подпишите свой рисунок.

    У: Сегодня к нам утром пришло письмо от артистов цирка.
    А вы его не видели? Посмотрите внимательно вокруг.
    (Дети находят письмо в классе)
    Посмотрим, что нам написали артисты.
    ЦЫЦ
    ЦЫГАН
    ЦЫПЛЕНОК
    ЦЫПОЧКИ
    У: Что вы можете сказать об этих словах?
    Д: В них допустили ошибки, слова написаны неправильно, т.к. сочетание ЦЫ стоит в начале слова и пишется с буквой И.
    У: Как убедится верно написаны слова или нет?
    Д: Нужно посмотреть в орфографический словарь.
    У: Найдите слова в словаре.
    У: Что можете сказать о написании этих слов?
    Д: Слова написаны правильно.
    У: Ребята, как же так? Получается, что эти слова не подчиняются правилу, которое мы вывели на уроке.
    Д: Наверное это какие-нибудь особенные слова и их нужно запомнить.
    У: Верно. Это слова - исключения. А чтобы лучше их запомнить нам нужно встать.
    Сейчас каждый из вас побудет артистом. Вам нужно "изобразить слова".
    (Дети показывают каждое слово и заучивают стих.
    "Цыган на цыпочках цыпленку цыц сказал")
    У: Сформулируйте вывод как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.

    4. Работа в группах. Закрепление материала.
    У: Каждой группе нужно вставить пропущенные буквы в слова, доказать правильность написания. (Слова на карточках.)
    И или Ы
    Ц_РКУЛЬ
    НОЖНИЦ_
    КУРИЦ_
    Ц_ПЛЕНОЧЕК
    ПТЕНЦ_
    Проверка.

    5. Работа с текстом.
    У: А сейчас мы отправимся в цирк. Пойдем мы не одни. Нас будут сопровождать. А кто? Вы узнаете, прочитав текст.
    (текст напечатан на листочках)
    В цирк цыпленок собирался,
    Одевался, наряжался,
    Взял билет и взял цветок
    И помчался со всех ног.
    Цапли бродят по арене.
    Как танцовщицы по сцене.
    А ученая цикада
    Пишет цифры с ними рядом.
    Бросил ей цветок цыпленок.
    Голосок его был тонок -
    Крикнуть "Браво" он не мог,
    Просто бросил ей цветок.
    И конечно же цикада
    Своему успеху рада.
    Циркуль лапками схватила
    И кружочек начертила.
    Все захлопали в ладоши
    И цыпленок хлопал тоже.

    У: С кем мы отправились в цирк?
    Д: С цыпленком.
    У: Кого мы уведели на арене цирка?
    Д: Выступали цапли и ученая цикада.
    У: Ребята, что вы можете сказать о тексте?
    Д: Это стихотворение, потому что в тексте есть рифмующиеся слова.
    У: Найдите рифму в стихотворении.
    (Дети ищут рифму)
    У: Что интересного заметили в стихотворении?
    Д: Встретились слова на новое правило.
    У: Найдите и подчеркните слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ. Объясните их написание.

    6. Итог урока.
    У: Вспомните, какую задачу мы поставили перед собой в начале урока.
    Д: Выяснить как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
    (формулируют вывод)
    У: Как вы думаете, все секреты правописания мы раскрыли?
    Д: Конечно нет. Нам еще многое предстоит узнать на следующих уроках.

    Русский язык – один из самых сложных языков в мире. Множество орфографических и пунктуационных правил, лексика и грамматика – все это создает трудности не только иностранцам, но и носителям языка. Кроме того, исключений из правил русской орфографии великое множество, и всякому грамотному человеку необходимо их знать.

    Вконтакте

    Заимствованные слова

    Одно из самых простых правил в русском языке – это после шипящих. С начальной школы всем известно, что после Ш и Щ нельзя писать буквы Ю и Я: чаща, щука, щупальца.

    Однако многие задаются вопросом: как пишется слово брошюра или, например, парашют , и почему. Эти слова пришли к нам из французского языка. Жюри, брошюра, парашют пишутся с буквой Ю после шипящей и являются исключениями.

    Часто при письме затруднение вызывает слово капюшон , так как в нем две безударных гласных, а ударная О находится после шипящей. Оно тоже иноязычного происхождения, и его правописание следует запомнить .

    Совет! Правописание наименований, пришедших из других языков, следует запомнить, так как часто оно не соответствует правилам русской орфографии. В случае сомнения лучше сверяться со словарем.

    Глаголы-исключения

    Как показывает практика, для школьников одним из самых сложных правил является написание . Казалось бы, здесь все просто: в русском языке только два спряжения.

    Нужно научиться определять спряжение , и в зависимости от этого писать в окончании нужную букву. Но это правило усложняется большим количеством исключений.

    • терпеть (слишком много терпишь);
    • вертеть (вертит головой);
    • обидеть (обидится из-за пустяка);
    • зависеть (зависишь от обстоятельств);
    • ненавидеть (ненавидим плохую погоду);
    • видеть (плохо видит);
    • смотреть (смотришь в разные стороны);
    • слышать (слышишь странные звуки);
    • дышать (дышит с трудом);
    • держать (держит всех в напряжении);
    • гнать (гонишь с бешеной скоростью).

    К 1-му спряжению считается правильным относить все остальные глаголы, которые не оканчиваются на –ить в начальной форме, а значит, на любые другие сочетания букв. Но и здесь есть слова, не подчиняющиеся правилу. Это знакомые со школьных лет :

    • брить (ты не бреешь бороду),
    • стелить (мягко стелет, да жестко спать).

    К первому же спряжению относится и устаревшее слово «зиждиться», которое уже не употребляется в современной речи.

    Важно! Чтобы не допустить ошибки в окончании глагола, нужно хорошо знать не только правило, но и выучить все коварные исключения.

    О/Ё после шипящих: исключения из правила

    Правило о написании о, ё и е после шипящих гораздо проще, чем может показаться.

    Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить, находится ли орфограмма в корне слова или в других его частях (суффиксы, окончания).

    • Если речь идет о корне, то правильно писать букву ё в тех словах, к которым можно подобрать однокоренные с е. Щётка – щетина, расчёсывать – чесать, щёлкать – щелчок. Если подобрать такую замену не удается, значит, после шипящего нужно писать о: обжора, шок. Часто такие случаи запоминают как исключения из правила.
    • В суффиксе и окончании выбрать нужную букву еще проще. Е (ё) пишется в глаголах и отглагольных формах, а также в отыменных частях речи без ударения: течет, сгущенка (от сгустить), реченька.

    В слове крыжовник очень часто допускают ошибки, но если разобраться, оно совсем не сложное. Если проанализировать морфемный состав, то мы увидим корень в этом названии –крыжов- и суффикс –ник- . Родственных словоформ с е нет, значит, следует писать букву о.

    Гласные после Ц: как не ошибиться

    Одно из самых несложных и любимых детьми правил грамматики – это выбор буквы и или ы после ц. Алгоритм действий здесь аналогичный тому, который рассматривался в предыдущем правиле.

    Первое, что нужно сделать. – определить, в какой морфеме находится затруднительная для нас орфограмма.

    В корне после ц нужно писать и : веселый цирк, металлический циркуль, циферблат часов. Лишь несколько лексических единиц не соответствуют данному правилу:

    • цыган;
    • цыпочки;
    • цыпленок;
    • цыкнуть (разговорное слово);
    • цыц (междометие).

    Все их легко запомнить, если сложить в известную всем смешную фразу.

    Важно! Этому же правилу подчиняются существительные, оканчивающиеся на –ция: в них ЦИ тоже находится в корне: обратиться в милицию, ценная акция, ароматная акация и т.д.

    В окончании и суффиксе после ц всегда пишется ы , и из этого пункта правила нет исключения: вкусные огурцы, куницын мех, искусные мастерицы, резвые синицы и т.д. Иначе говоря, все слова на цы пишутся только с буквой Ы.

    Написание Н и НН в разных случаях

    Еще одна коварная часть русской грамматики – количество Н в разных морфемах. Чтобы писать грамотно, в случае сомнения нужно начать с определения части речи и далее руководствоваться соответствующими правилами:

    • В существительных и прилагательных в русском языке пишутся две Н на стыке корня и суффикса: пустын-ник, стран-ный, корон-ный.
    • В нужно писать столько Н, сколько в прилагательных, от которых они произведены. Странно – от странный, туманно – от туманный, спонтанно – от спонтанный.
    • В полной формы всегда пишется удвоенная –н-. Жаренная в масле рыба, связанные носки, отмеренный срок, вылепленный снеговик. В краткой форме всегда пишется –н-: носки связаны, рыба пожарена, срок отмерен.
    • Несколько сложнее дело обстоит с . В них может писаться и одна –н-, и две. –Н- пишется в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-: мышиная возня, соколиная охота, глиняный кувшин, кожаный пиджак. Из этого правила есть всего три исключения в нашем языке, которые пишутся с –нн-: стеклянный стакан, деревянный стул, оловянный солдатик.

    Слова-исключения в русском языке

    Изучаем, какие бывают глаголы исключения

    Вывод

    Грамотность всегда вызывает положительное впечатление о человеке, о его образованности и культуре, поэтому ею нельзя пренебрегать. Чтобы быть грамотным, нужно не только хорошо знать правила русского языка, но и выучить все случаи, которые правилам не подчиняются. Буквы о или е/ё в словах, и или ы, н или нн, и или е в безударной позиции – все эти случаи требуют внимательности и эрудиции, а подчас поможет этимология слов.

    Лучшие статьи по теме