Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Сибирской троей историки называют город мангазею. Куда и почему исчез таинственный сибирский город Мангазея? Образование названия Мангазея

Сибирской троей историки называют город мангазею. Куда и почему исчез таинственный сибирский город Мангазея? Образование названия Мангазея

В XVI-XVII вв в Сибири появились десятки городских поселений. Созданные как опорные пункты для продвижения на восток, они вскоре стали центрами торговли, промыслов и ремесел. Одним из таких городов являлась Мангазея, расположенная за Полярным кругом, в нижнем течении реки Таз.

Первые морские пути к Мангазее были проложены поморами еще на рубеже XV-XVI вв. В последней четверти XVI века эти плавания особенно участились. Благодаря им была налажена регулярная связь Поморья с бассейном реки Таз, где возникла Мангазея.

Около 1572 года близ устья реки Таз появилась первая поморская фактория. В 1600 году туда был послан отряд казаков во главе с князем М Шаховским и Д. Хрипуновым с наказом поставить там город. Из-за сопротивления ненецких племен отряд был вынужден остановиться в 200 верстах от Тазовской бухты. В марте 1601 года здесь, на мысу при впадении речки Осет-ровки (Мангазейки) в Таз, началось строительство «государева острога», которое было окончено летом того же года. А спустя шесть лет, в 1607 году, на его месте воеводой Д.В. Жеребцовым был «зарублен город Мангазея».

Целью его основания являлось установление правительственного контроля за Мангазейским морским ходом, ведущим в богатую пушниной страну, и создание базы для дальнейшего освоения севера Сибири. Мангазейский морской ход, соединявший Беломорье с Приобьем, являлся в те годы весьма оживленной торговой магистралью.

Через него в Архангельск и Холмогоры вывозились сотни тысяч шкурок пушного зверя, а из Беломорья в Сибирь доставлялись хлеб, мука, соль и другие товары. Большие обороты торговли привлекали сюда сотни купцов и промышленников. «Мангазея в старину - это золотое дно, своего рода Калифорния, куда стремились за добычей драгоценного пушного зверя жители северных губерний» - писал дореволюционный исследователь истории Сибири М. Оболенский.

О богатстве города ходили легенды, за Мангазеей прочно закрепилось прозвание «златокипящая». Только за период 1630-1637 гг. - время, для Мангазеи далеко не лучшее, - отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей. Торговые связи города выходили далеко за пределы России: через поморские города он был связан с крупными компаниями Западной Европы. Массы крестьян различных категорий, представители крупнейших торговых домов - именитых «гостей» Усовых, Ревякиных, Федотовых, Гусельниковых, Босовых и других - появились в пределах Мангазейской земли.

Во времена расцвета города (первая треть XVII в.) здесь скапливалось до 2 тыс. промышленников. Большой наплыв людей заставил мангазейские власти заботиться об их размещении и о размещении доставленных ими товаров. Именно в этот период в Мангазее появились десятки строений: церкви, амбары, жилые дома для тех, кто оставался здесь жить, работая на рыбных промыслах, по заготовке дичи и мяса, на многочисленных откупах, занимаясь выделкой промыслового снаряжения, косторезным, портняжным или кузнечным делом.

Мангазея внесла весомый вклад в историю русских географических открытий. Само ее существование связано с зарождением и развитием северного морского судоходства. Отсюда уходили отряды промышленников-первопроходцев для обследования новых земель на Таймыре, в низовьях Енисея. Выходцами из Мангазеи была открыта Якутия и составлена первая карта реки Лены. «Златокипящий» город просуществовал всего одно столетие. В 1672 году Мангазея была оставлена жителями.

Причин для этого было много. В первую очередь на судьбе города отразилось общее изменение путей колонизации Сибири. Кроме того, местные пушные промыслы оскудели, захирел «морской ход» из Поморья. Все это сделало экономически невыгодным содержание большого заполярного города. В это же время на реке Таз и на Нижней Тунгуске одно за другим начали вспыхивать восстания самодийских племен. Восставшие не раз подступали к стенам города. 65 стрельцов, составлявших постоянный гарнизон Мангазеи, были не в состоянии справиться с повстанцами.

Не сумели сделать этого и присланные из Тобольска новые воинские отряды. Тогда было принять решение о переводе стрелецкого гарнизона в Туруханское зимовье и о постройке там Новой Мангазеи. Старая Мангазея прекратила свое существование, навсегда войдя в историю освоения бескрайних пространств Сибири. Однако с годами облик реальной Мангазеи все более и более стирался, уступая место всевозможным гипотезам, домыслам и легендам.

Короткая и яркая судьба этого таинственного заполярного города на протяжении многих лет волновала исследователей. Но сохранившиеся письменные источники по истории Мангазеи, неполные и разрозненные, не могли ответить на встающие перед учеными вопросы. Каков, например, был характер этого поселения? Предполагалось, что Мангазея была большой укрепленной факторией, служившей средоточием промыслового люда, шедшего на промыслы, и одной из главных задач местных властей являлся сбор пошлины с торговых людей и промысловиков.

Известный исследователь Сибири С.В. Бахрушин писал, что «постоянного населения в городе не было, но из года в год в начале осени сюда прибывали морем караваны кочей, и безлюдный в обычное время город оживлялся. Под бревенчатыми стенами маленького острожка возникал промышленный поселок... Посад жил своеобразной жизнью: он существовал для приезда с Руси торговых и промышленных людей, оживал осенью...»

В другой своей работе С.В. Бахрушин утверждал, что «Мангазейский город - безлюдный острожек, закинутый в глубь «студеной тундры», почти под самый полярный круг, среди воинственных племен «кровавой самояди» и других «немирных иноземцев», отрезанный от Руси и даже от прочей Сибири бурями Мангазейского моря».

Таким образом, Мангазею считали большой торгово-промысловой факторией, маленьким острожком - словом, всем чем угодно, только не городом. Тайны заброшенного города остались закрытыми и для путешественников, побывавших на Мангазейском городище во второй половине XIX - начале XX века. Это городище площадью около 3,1 га расположено на высоком правом берегу реки Таз, на мысу, образованном устьем впадающей в Таз речки Мангазейки (в древности - Осетровка).

Первым добрался до Мангазеи в 1862 году Ю.И. Кушелевский. «Я видел очень заметные следы некогда существовавших зданий города Мангазеи, а у обрушившегося берега реки Таз нависший над водой огромной величины гроб из лиственных досок», - писал он. После него здесь побывал В.О. Маркграф. Он тоже отметил здесь остатки древнего города: «На месте, где значится «часовня», из высокого берега, подмываемого рекою, обнажаются бревна подвальных построек некогда бывшего здесь города Мангазеи. У подошвы берега жители находят изредка металлические предметы».

Первую попытку проникнуть в тайны Мангазеи предпринял в августе 1914 года И.Н. Шухов, биолог из Омска. Путешествуя по реке Таз, он побывал на Мангазейском городище и произвел здесь первые раскопки. «В настоящее время, - писал он, - от города Мангазеи остались лишь одни развалины. На берегу торчат бревна построек, нижние оклады зданий, тянущихся вдоль высокого обвалившегося берега до ручья. Сохранилось едва только одно строение, - судя по архитектуре, башня... Место, где была Мангазея, кочковатое, поросшее сорной травой и кустарниками. Берег обваливается и остаются мелкие предметы, как стрелы и ножи. Я нашел наконечник стрелы».

Первыми археологами, побывавшими на руинах Мангазеи, были В.Н. Чернецов и В.И. Мошинская. Осенью 1946 года они с большими трудностями добрались до городища. Сезон раскопок к тому времени уже подходил к концу, и ученые ограничились лишь составлением полевой карты и сбором подъемного материала - преимущественно керамики и обломков различных предметов. Это не помешало В.Н. Чернецову впервые во всеуслышание заявить, что «Мангазея не являлась... лишь военно-торговым форпостом. Это было прочно обжитое место».

Но окончательно разрешить все загадки Мангазеи могли только планомерные раскопки. Они начались в 1968 году и продолжались на протяжении четырех полевых сезонов. Раскопки Мангазеи вела археологическая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института под руководством М.И. Белова, в состав которой входили сотрудники Института археологии АН СССР О.В. Освянников и В.Ф. Старков. Приход археологов был весьма своевремен: оказалось, что река размывает городище Мангазеи и оно быстрыми темпами разрушается.

Об этом свидетельствовали торчавшие из обрыва берега остатки деревянных сооружений, многочисленные предметы из культурного слоя, усеивавшие песчаную кромку. По оценкам специалистов, к 1968 году погибло уже около 25- 30% территории памятника. Раскопки Мангазеи представляют собой случай во многом уникальный. Подобного рода масштабные археологические исследования поздне средневекового города не проводились пока более нигде в мире. Как и в Старой Рязани, археологам здесь не мешала никакая поздняя застройка, а заполярная мерзлота, хотя и затрудняла раскопки, тем не менее способствовала хорошей сохранности деревянных сооружений и изделий, предметов из кожи и ткани.

При этом характерной чертой памятника является кратковременность и строго очерченные рамки его существования - 1570-1670-е гг. Все это создавало исключительные, с точки зрения археологии, условия для детального изучения древней Мангазеи. Археологи вскрыли и исследовали около 15 тыс. кв. м Мангазейского городища. Были обнаружены и исследованы остатки древних оборонительных сооружений и около сорока построек самого различного - жилого, хозяйственного, административного, торгового и культового - назначения.

Раскопки показали, что Мангазея имела типичное для древнерусских городов деление на собственно город (кремль) и посад. Особенно интенсивно город рос и застраивался в 1607-1629 гг. В это время Мангазея приобрела те особые черты сибирского «непашенного» города, которые позволяют поставить его в один ряд с такими крупными городами Сибири тех лет, как Тобольск, Тюмень и другие.

Мангазея впитала в себя все новое и лучшее, что знало русское зодчество на рубеже XVI-XVII вв. Это прежде всего сказалось во внедрении принципов регулярной планировки города. Мангазея была хорошо спланирована: крепость четко отделена от посада, а сам посад разделен на две части: собственно ремесленную и торговую. Между частными постройками появились мощенные сосновыми досками судовой обшивки узкие улицы и переулки. Особое внимание уделялось застройке и благоустройству центральной части торговой стороны, где разместился большой гостиный двор в окружении сорока с лишним амбаров и таможня с амбарами.

К западу от гостиного двора было возведено новое культовое сооружение - церковь Михаила Малеина и Макария Желтоводского. К востоку разместились питейные заведения и городская торговая баня. Расширилось строительство новых домов в кремле. Это прежде всего коснулось воеводского двора, за массивной круговой оградой которого в дополнение к уже построенным в начале века возникло еще два строения. Зодчие соединили новые постройки воеводского двора со старыми избами висячими закрытыми галереями. Так же были соединены воеводские хоромы с соседней съезжей избой. По существу была застроена вся селитьбенная территория городища, за исключением самых отдаленных северо-восточных частей. Это было время кульминации застройки.

В 1625 году общая протяженность стен Мангазейского кремля по периметру составляла около 280 м. По углам стояли четыре глухие башни: Давыдовская, Зубцовская, Ратиловская и Успенская. На южной стороне, между Зубцовской и Успенской башнями, находилась Спасская проезжая башня, достигавшая в высоту 12 м. Самой маленькой была Ратиловская башня - 8 м, а самой массивной - Давыдовская, каждая из сторон которой имела длину около 9 м. Все башни были четырехугольными.

Наибольшую высоту крепостная стена достигала на участке между Давыдовской и Ратиловской башнями - около 10 м; остальные стены имели высоту в 5-6 м. Треть территории кремля (800 кв. м) занимал комплекс воеводского двора. Его раскопки дали археологам огромное количество предметов быта XVII века - туеса из бересты, железные дужки от ведер, подсвечники, топоры, ножи с орнаментированными рукоятками, сверла, зубила, долота, замки различных размеров, буравы, пробои, дверные засовы, петли, щеколды, деревянные ложки, тарелки, миски, ковши, ушаты, коромысла, черпаки, вальки, формы для печенья, короба, ларчики.

Некоторые из этих предметов художественно оформлены. Например, форма для пряников вырезана в виде рыбы с большими плавниками. На одной из ложек ножом вырезана надпись «Степа». Интересна находка оконной рамы размерами 29x29 см - такие маленькие «оконницы» характерны для XVII столетия. В раме сохранились значительные фрагменты слюды. Обнаружено несколько щипцов, с помощью которых снимался нагар со свеч и лучин. Найдены даже предметы мебели - небольшие лавки-скамейки для горниц и массивное широкое кресло.

Находка конской сбруи - колокольчиков, бубенчиков и седла, а также наличие в нижних слоях сеней довольно толстого слоя навоза говорит о том, что воеводский двор располагал некоторым количеством лошадей и, вероятно, мелким скотом. Отличные пастбища и сенные покосы располагались непосредственно за городом, так что содержание незначительного количества скота не представляло большой трудности. Основным транспортным средством для связи с зимовьями и переездов на более далекие расстояния являлись нарты с оленьими упряжками.

В документах XVII столетия отмечается, что в зимнее время на путь между Мангазеей и Туруханском уходило три дня. При раскопах воеводского двора археолога нашли крупные фрагменты самих нарт, тяги от упряжи, костяные накладки на упряжь, часто имеющие орнамент. Вообще косторезное ремесло, судя по всему, было широко развито в Мангазее. Даже дворовые люди, жившие на воеводской усадьбе, занимались изготовлением костяных поделок из мамонтовой кости.

Археологи нашли незавершенные детали - отпиленные для работы куски бивней мамонтов, поделки из бычьего и коровьего рога, медвежьих клыков, пластины из перепиленных надвое оленьих рогов для отбивания приставшего к сапогам снега. В ходу было изготовление женских бус. Были найдены костяные скребки и другие инструменты для выделки кожи из звериных шкур, костяные иглы.

Домашний характер носило и литейное ремесло. Судя по находкам плавильной ложки и каменных формочек для литья, здешние умельцы отливали небольшие изделия, главным образом нательные крестики и женские украшения. Находки фрагментов музыкальных инструментов подтверждают свидетельства документов XVII века о том, что молодежь в семьях воевод обучалась игре на музыкальных инструментах и пению. Находка застежек от книг и кожаных переплетов с красивым тисненым рисунком указывает на то, что у воевод имелись домашние библиотечки. На одном из переплетов оттиснуто покрытое золотом изображение женщины с лютней, а рядом с нею - олень.

Помимо книг и музыки, обитатели воеводского двора, вероятно, любили коротать время за различными настольными играми. Археологами обнаружено несколько деревянных шахматных фигур, две отлично выполненные шахматные доски. На оборотной стороне одной из них вырезаны знаки зодиака и звезды. Найдены детали какой-то не совсем понятной игры - небольшие костяные пластинки, на каждой из которых имеется определенное количество кружков - от 6 до 3. Возможно, это домино.

К востоку от воеводского двора, в самом центре крепости, стояла срубленная из кедра соборная Троицкая церковь. Точное время ее закладки неизвестно, но из письменных источников следует, что в 1603 году она уже или существовала, или, по крайней мере, была заложена. Эта церковь сгорела в 1642 году, после чего в начале 50-х годов XVII века (а согласно дендрохронологическаму анализу найденных остатков церкви - в 1654-1655 гг.) была срублена новая. Новый храм воздвигался строго по плану старого. Основание здания занимало 550 кв. м.

Данные раскопок и изображение Мангазеи на карте Исаака Массы (1609 г) позволили специалистам реконструировать архитектуру Троицкой церкви. При зачистке постройки в районе алтаря были обнаружены несколько захоронений. В двух погребениях находились останки грудных детей, в третьем - девочка 12 лет. В юго-восточном углу церкви археологи нашли еще три могилы: женщины 27 лет и двух мужчин, 35 и 36 лет. Факт погребения в соборной церкви свидетельствовал о том, что люди были знатного происхождения. Кто эти люди?

Исследователи связывают погребения в Троицкой церкви с трагической судьбой семейства мангазейского воеводы Григория Теряева. Пробиваясь осенью и зимой 1643/44 гг. с караваном хлеба в отрезанную от Большой земли Мангазею, он потерял 70 человек из своего отряда и, уже находясь в одном переходе от города, скончался сам.

Вместе с Теряевым в Мангазею ехали его жена, две дочери и племянница. Они также не вынесли тягот этого неимоверно тяжелого похода. Вероятнее всего, именно их останки были обнаружены под полом Троицкой церкви, а еще в одном мужском погребении был похоронен, очевидно, кто-то из близких сотрудников погибшего воеводы.

К югу от стен кремля тянулись постройки посада с церквями Макария Желтоводского и Успения Богоматери, часовней Василия Мангазейского, большим комплексом Гостиного двора с таможенной избой. Десятки входивших в его состав амбаров занимали около трети всей торговой части города. Двух и трехэтажные постройки Гостиного двора с часовой и смотровой башнями высоко поднимались над кровлями жилых изб. К числу важнейших построек посада относились двухэтажный дом таможенного головы, съезжая изба, питейный и зерновой дворы, торговая откупная баня.

Главные улицы были замощены деревянными плахами. От пристани к Гостиному двору вела лестница. Позади него размещалась основная часть посада с ремесленными мастерскими. Мангазея являлась крупным ремесленным центром, в котором были представлены почти все ремесленные специальности, характерные для большого города - сапожники, косторезы, литейщики. Всего на мангазейском посаде, по подсчетам специалистов, могло постоянно проживать до 700- 800 человек.

Кроме того, в пик сезона сюда съезжались многие сотни торговых и промышленных людей. Именно для них и было еще в начале XVII века (точная дата неизвестна) построено здание Гостиного двора. В 1631 году во время воеводской смуты оно было разрушено, и в 1644 году жители Мангазеи послали царю Михаилу Федоровичу челобитную о строительстве на собственные средства здания нового гостиного двора. Гостиный двор являлся экономическим сердцем города. Его поиски начались уже в первый сезон раскопок Мангазеи и увенчались полным успехом. Собранные здесь материалы открыли многие важные страницы жизни и быта заполярного торгово - промышленного города.

При раскопках было обнаружено огромное количество деревянных футляров для печатей на многочисленные грамоты. Печати выдавались в приказной избе, и право их выдачи от имени царя имел только воевода. Каждый промышленник и торговец, уплативший пошлину в таможне, приобретал печать, без которой его проезжая грамота считалась недействительной. Сами печати изготовлялись из сургуча и воска. Хранились они в специальных деревянных футлярах, которые выглядят как цилиндры, расколотые пополам. Внутри обеих половинок имеются выемки, куда вкладывалась печать, а по краям цилиндра шла круговая канавка, предназначенная для закрепления футляра бечевкой. Эта бечевка проходила по центру печати и выходила из отверстий по краям цилиндра.

Количество таких футляров, найденных в Мангазее, исчисляется тысячами, что свидетельствует о большом количестве приезжающего в город торгово-промышленного люда и о размахе городской торговли. Был найден даже целый деревянный футляр с сохранившейся внутри восковой печатью со шнурками. О том, что главной дорогой в «здатокипящую» Мангазею служил Мангазейский морской ход, напоминают найденные археологами на городище два костяных компаса и металлический циферблат третьего, а также три кожаных футляра для компасов. Наружные стороны футляров украшает тисненый орнамент: на одном - раскидистые ветки, на которых сидят четыре маленькие птички, на втором оттиснут рисунок в виде двух скрещенных линеек, заканчивающихся четырьмя полумесяцами, а в центре и по четырем полям - цветы.

На третьем футляре изображены четырехугольники. Находка свинцовой пломбы с надписью «Amsterdam ander Halest», попавшей сюда, скорее всего, с архангельскими или холмогорскими купцами, свидетельствует о связях Мангазеи с европейскими торговыми домами. К числу иностранных товаров относятся золотой перстень с аквамарином, золотая монета - полуталер 1558 года, позолоченная пуговица от кафтана.

В числе привозных русских товаров - резные ларчики с красивым рисунком. Среди них есть ларчики с надписями: «Харитон», «Кирилл Тимохов Проголокищев», «Ондрей Трофимов». О связях с местным рынком говорят обнаруженные на Мангазейском гостином дворе бисер, заготовки для ненецких чумов, тисненая береста для украшения деревянных изделий (на некоторых кусках бересты есть надписи), детали ловушек на пушного зверя, приспособления для просушки кож, иглы для плетения сетей, плетеные сумки, туеса, кожаная нашивка, детские игрушки, деревянные поплавки и берестяные грузила, лыжи, детали нарт и оленьей упряжи, многие из которых украшены орнаментом.

Здесь же найдены куски мамонтового бивня, коровьи и оленьи рога со следами обработки. В большом количестве попадались металлические (в основном медные и бронзовые) предметы - бронзовые наконечники стрел, бронзовые булавки, пинцет, женские серьги, звенья медной витой проволоки, бронзовая подвеска, бронзовые и свинцовые пуговицы.

В раскопах на посаде обнаружены каменные формы фигурного литья, а в культурных слоях Гостиного двора - сами отливки. Материалы раскопок Мангазеи осветили те стороны русской городской культуры, которые раньше оставались в тени. Они позволили реконструировать этапы истории города, произвести датировку дендрохронологическим методом практически всех его построек, определить общую планировку города и характер материальной культуры.

Сегодня установлено, что Мангазея в период своего расцвета являлась крупным городским поселением со всеми присущими ему чертами, а не торговой факторией, как считалось ранее. На сегодняшний день Мангазея - пока первый и единственный раскопанный город, относящийся к эпохе освоения гигантских пространств Сибири.

Археологический материал, полученный в результате четырехлетних работ Мангазейской экспедиции, стал одним из важнейших источников изучения сибирского города XVI-XVII вв. По некоторым вопросам этот источник является сегодня единственным и достаточно надежным, чему способствует точная датировка практически всех построек города.

История и география Основан 1600 Исчезнувший город с 1672 Медиафайлы на Викискладе

Часть территории Мангазеи. 1760 год

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагался на севере Западной Сибири ,в наше время в Ямало-Ненецком автономном округе,в Красноселькупском районе, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.

Краткое описание

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан .

Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси) , или от старинного названия реки Таз . В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых на восточной стране и о языцех розных» конца XV - начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землёй», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею, над морем, живут люди Самоеды, зовомые молгонзеи . Яд их - мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят…»

В 1560 году английский дипломат и представитель Московской компании Энтони Дженкинсон , проникнув в присоединённое незадолго до этого к России Поволжье , сумел достичь Бухары . В 1562 году он опубликовал в Лондоне «Карту Руссии, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея» (Molgomzaia).

По мнению историка Н. И. Никитина, название Молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний, конечный» - и обозначает «окраинный народ» .

История Мангазеи

XVI век и первое поселение

Как постоянное поселение, Мангазея была основана по инициативе царской администрации - в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака .

Запрет морского пути в Мангазею

Однако уже в 1620 году - в начале правления Михаила Фёдоровича Романова - плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено.

Есть несколько версий о причинах запрета:

В 1629 году в город прибыли очередные двое воевод, Андрей Палицын и Григорий Кокорев, между которыми вспыхнула вражда, которая привела к вооружённому противостоянию.

По указу Петра I от 1708 года государство было разделено на 8 губерний, город Мангазея вошёл в состав Сибирской губернии.

«Исчезновение» Мангазеи

Закрытие морского пути привело к тому, что английские, голландские, а также большая часть русских купцов перестали торговать в Мангазее, это привело к экономическому упадку города. После очередного пожара город не смог оправиться, и Мангазея исчезла: вначале как город, порт и торговая фактория, а затем и как историческое и географическое понятие [ ] . Глухие отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались в преданиях, легендах, устном творчестве и немногочисленных документах, похороненных в архивах. Историки и географы долгое время не проявляли никакого интереса к легендарному сибирскому городу. В культурном, историческом и географическом аспектах Мангазея повторила судьбу гомеровской Трои: с течением времени Мангазею стали считать легендарным городом - никогда не существовавшим на самом деле и, видимо, просто выдуманным и опоэтизированным в народной памяти и культуре национального фольклора [ ] .

Материальные и документальные свидетельства существования Мангазеи

В 1940-1941 годах экспедиция на советском гидрографическом судне «Норд» обнаружила на островах Фаддея и в заливе Симса на восточном побережье полуострова Таймыр остатки зимовья русских землепроходцев и предметы начала XVII века . Дальнейшие исследования находок, в том числе человеческих останков, проведённые археологами во главе с А. П. Окладниковым , позволили заключить, что около 1618 года русские мореходы под предводительством Акакия Мурманца сумели обогнуть полуостров Таймыр, попав в море Лаптевых северным морским путём .

В 1956 году известный полярный исследователь и историк географических открытий М. И. Белов предложил руководителем безвестной экспедиции считать мангазейского жителя Ивана Толстоухова , а её саму отнести к гораздо более позднему времени.

Известный голландский географ Николаас Витсен в книге «Северная и Восточная Тартария» - первом европейском труде о Сибири, изданном в 1692 году в Амстердаме , - ссылаясь на сведения, полученные от тобольского наместника А. П. Головина, сообщает, что в 1680-х годах из Туруханска вниз по Енисею «вышли в море 60 человек», чтобы оттуда направиться к Лене и «обогнуть Ледяной мыс». Никто из них назад не вернулся. Витсену было известно, что этот поход возглавлял «Иван, у которого прозвище Толстое Ухо, сын видного русского дворянина».

В вахтенном журнале бота «Оби-Почталион», плававшего у берегов Таймыра в XVIII веке, в июле 1738 года была сделана следующая запись:

Паренаго репортовал: «написано на кресте: 7195 год. Ставил оный крест мангазейский человек Иван Толстоухов».

Надпись на кресте означала, что Иван Толстоухов поставил его в 1687 году.

«Златокипящая» Мангазея и её роль в российской истории и культуре

Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля-детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада , делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80-100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Всего в городе было четыре улицы и свыше 200 жилых домов.

Новая Мангазея - Туруханск

В 1607 году в устье Нижней Тунгуски было срублено Туруханское зимовье. В 1672 году здесь был заложен русский город - Новая Мангазея . С 1780-х годов Новая Мангазея уже называется Туруханском и числится в Томской губернии . Позднее поселение называется уже Старотуруханском. Сегодня города не существует, и на его месте находится село Старотуруханск .

История изучения

После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище носило название «Тагаревы хард», что означало «Разломанный город» .

Планомерное научное изучение Мангазеи началось в -1863 годах, когда экспедиция Ю. И. Кушелевского на шхуне «Таз» прибыла на эти земли, чтобы установить границы средневекового городища. Хотя экспедиции и не удалось полностью решить свою задачу, ею было более-менее точно определено место будущих раскопок.

Первым, кто обнаружил, задокументировал точное местоположение заброшенного города и сделал краткое его описание, был российский путешественник В. О. Маркграф. В 1900 году, совершая поездку по рекам Енисею , Оби и Уралу , он обследовал городище и отписал о своей находке в Русское географическое общество . Следующая попытка исследовать легендарный город была предпринята в 1914 году томским биологом И. Н. Шутовым, который также обследовал городище и собрал небольшую коллекцию из обнаруженных на поверхности предметов.

В ходе более планомерных советских экспедиций 1927 и 1946 годов был детально изучен рельеф городища и составлен его первый план. Исследования 1946 года проводил российский археолог Валерий Чернецов , но раскопки осуществлялись недолго и в сентябре были свёрнуты .

Летом 1964 года Мангазею посетила группа энтузиастов, в которую входил писатель Борис Лиханов. В последующие несколько лет эти экспедиции продолжались и обнаружили в окрестностях бывшей Мангазеи следы древних поселений .

Полномасштабное научно-археологическое изучение Мангазеи началось летом 1968 года с прибытия на место комплексной историко-археологической и физико-географической экспедиции АН СССР. В -1970 годах, затем - в 1973 году здесь проводились археологические исследования под руководством историка Михаила Белова .

19-20 августа 1967 года путешественник и потомственный помор Дмитрий Буторин и писатель Михаил Скороходов повторили на карбасе «Щелья» торговый путь купцов XVII века («Мангазейский морской ход» - Северный морской путь) из Архангельска в Мангазею .

См. также

Примечания

  1. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - М.: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 54-55.
  2. Пестов И. С. Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири . - М: Унив. тип., 1833. С. 197.
  3. О человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных
  4. Васильев В. И. 1994. С. 420.
  5. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 октября 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
  6. Любименко Инна Ивановна .
  7. Любименко И. И. Английский проект 1612 г. о подчинении русского севера протекторату короля Иакова I // Научный исторический журнал. - СПб., 1914. - № 5. - С. 1-16.
  8. Лабутина Т. Л. Англичане в допетровской России. - СПб.: Алетейя, 2011
  9. Виргинский В. С. Проект превращения северо-восточной России в английскую колонию в XVII веке / / Исторический журнал. - М., 1940; Dunning Ch. A Letter to James I Concerning the English Plan for Military Intervention in Russia // The Slavonic and East European Review. - Lnd., 1989. - Vol. 67. - № L. - P. 95.
  10. Белов М. И.: «По следам полярных экспедиций»
  11. Старотуруханск (Красноярский край)
  12. Пармузин Ю. П. Средняя Сибирь. Очерк природы. - Москва: Мысль, 1964. - Иллюстрации. Карты. 312 с. - тираж 3000 экз. - С. 5-6.
  13. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири . Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  14. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  15. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56-57.
  16. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56.
  17. «По маршруту легенды»
  18. Город Мангазея и первый сибирский святой

Литература

Книги

  • Белов М. И. Мангазея. - Л. : Гидрометеоиздат , 1969. - 128 с. - 37 000 экз.
  • Белов М. И. Раскопки «златокипящей» Мангазеи: Публичные лекции, прочитанные в лектории им. Ю. М. Шокальского. - Л.: Изд-во Географического общества СССР, 1970. - 40 с.
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат , 1977. - 144 с. - 50 000 экз. .
  • Белов М. И. , Овсянников О. В. , Старков В. Ф. Мангазея: Мангазейский морской ход. Ч. 1. - Л. : Гидрометеоиздат , 1980. - 164 с. - 3350 экз.

По сибирским меркам, Таз – не особо крупная река. К тому же, в сравнении с обскими, ее берега сегодня выглядят почти девственно пустынными: на протяжении более 300 км километров, отделяющих устье Таза, где стоят поселки Тазовский (райцентр), Газсале и Тибейсале, до другого райцентра – поселка Красноселькуп, населенных пунктов не встретишь. Но есть на этом отрезке водного пути урочище, представляющее собой предмет особой гордости местного населения: проплывая мимо него, экипажи судов салютуют протяжной сиреной. Урочище расположено в устье небольшой речки - правого притока Таза, близ практически заброшенного поселка Сидоровск. Ненцы называют это место Тахаравыхард – «Разрушенный город», а в исторических источниках оно известно как Мангезея.

Еще в XIV веке поморы именовали местность к востоку от Оби «Мангазеей» - по названию одного из местных самодийских племен. Чуть позже появилось название «Златокипящая Мангазея» - из-за богатств этого края, прежде всего пушнины. Позднее так стали называть и город. Удачный рейс в эти края, занимавший обычно два года, мог обеспечить какого-нибудь устюгского купца на долгие годы. Во второй половине XIV века на р.Таз, около впадения маленькой реки Осетровки, появилось небольшое зимовье и промысловый стан. Сюда приходили на морских судах – кочах с запада, с Онеги, Двины, Пинеги, Мезени за соболевыми и куньими шкурками, моржовым клыком, мамонтовыми бивнями.

Богатый край не мог долго оставаться вне сферы интересов государства. Уже в 1600 году из Тобольска с целью основания городка-крепости на р.Таз были посланы князья Мирон Шаховской и Данила Хрипунов с сотней казаков. Судьба этой экспедиции была печальной – после того, как в шторм на Тазовской губе несколько кочей было разбито, отряд подвергся нападению воинственных ненцев, отбросивших тобольцев назад к Оби. В следующий, 1601 г, новый отряд Василия Мосальского и Савлука Пушкина все-таки поднялся по р.Таз, и в начале лесной зоны, на месте промыслового зимовья, поставил Мангазейский острог.

Острог стоял на высоком холме. Там располагались воеводский двор, съезжая изба (в которой велись дела) и тюрьма. Вскоре около него стал образовываться посад – избы промышленников, амбары, ремесленные постройки. Богатство этого края как магнитом притягивало людей – каждый год несколько караванов, за короткую летнюю навигацию, приходило сюда с запада путем, известным как «Мангазейский морской ход». Шли вдоль полярного побережья, переваливаясь через Ямал по волоку между реками Мутная и Зеленая (ныне – Мордыяха и Сеяха) чтобы не обходить его северную оконечность, обычно закрытую льдами. В Мангазею везли продукты, металлические предметы, обменный материал для местного населения (ножи, зеркала и бусы). Назад кочи уходили на следующий год, после зимовки, нагруженные мехами. Так как меха весили гораздо меньше, нередка была ситуация когда из трех пришедших кочей один продавали в Мангазее – многие постройки города были сделаны из кочевых досок и бревен.

Уже к 1610 г. острог был заменен деревянным кремлем с четырьмя угловыми башнями и одной проезжей. Мудрые строители отделили его от посада свободным от строений 40-50 метровым полем, что впоследствии спасло посад от пожара в кремле, а кремль – от пожаров в посаде. В отличие от других подобных поселений Сибири, мангазейский посад не был огражден тыном – местные жители явно не пытались напасть на Мангазею (во всяком случае, в ее истории не известно ни одной подобной попытки).

В 1619 г. царь Михаил Федорович, обеспокоенный бесконтрольными плаваниями англичан и голландцев в Белом и Баренцевом морях, а также их торговлей с поморами, запретил под страхом смерти плавание вдоль полярного побережья. На Ямальском волоке был поставлен отряд стрельцов, рубивший головы всем, кто пытался этим путем достичь Мангазеи. Запрет морского плавания изменил условия существования города. Пришлось налаживать снабжение с Оби, из Верхотурья и Тобольска, удлинился и усложнился путь к Мангазее. Со временем проблемы были решены, и этот северный «непашенный» город снова стал снабжаться так, как снабжался сам Тобольск: удивленные археологи находят ямы, забытые скорлупками лесного ореха (лещины), сливовыми и вишневыми косточками. Впрочем, вывозить «мягкое золото» стало менее выгодно, и впоследствии этот фактор сыграл свою роль в истории Мангазеи.

По разным данным, постоянное население Мангазеи составляло до 1200 человек, причем зимой как минимум удваивалось за счет зимующих между походами с «большой земли» и обратно. Десятки кочей из разных городов стояли вдоль берега р.Таз, по ее притокам – Ратиловке и Осетровке. Сбором ясака с местного населения и податей с купцов Мангазея довольно ощутимо пополняла московскую казну.

Несмотря на трудность и явную неэффективность, в заполярных условиях разводили кур, коров, лошадей. Улицы посада были замощены досками, что для заполярных русских поселений в то время было несомненной редкостью. В свободное время мангазейцы играли в зернь (кости) и даже шахматы. Правда борьба с азартными играми (в число которых шахматы тоже входили) в то время велась едва ли не более жестко, чем в наше время: играть можно было только в банях, или специальной избе на окраине посада. К нарушителям этого порядка применялись различные наказания, а сами предметы игр отбирались и сбрасывались в специальную яму около приказной избы. Эту яму нашли при раскопках, результатом чего является крупнейшая коллекция средневековых шахматных фигурок.

В истории Мангазеи был только один случай, когда ее крепостные орудия по-настоящему заговорили. Первое время в Мангазею назначали не одного воеводу, а сразу двух – считалось, что один человек с таким сложным хозяйством не справится. В 1629 г. в город прибыли очередные двое воевод – Андрей Палицын и Григорий Кокорев. Их связывали старые разногласия, которые во время пребывания в Мангазее вылились в открытую вражду. Кокорев со сторонниками занял кремль, Палицын – посад. Трехлетняя борьба воевод с применением пушек и пищалей привела к тому, что значительная часть посада (гостиный двор, купеческие амбары и т.д.) была разрушена. Встревоженный многочисленными жалобами-доносами царь отрядил тобольского дьяка изучить ситуацию на месте, а Палицына и Кокорева отозвал в Москву. Они не понесли никакого наказания, однако после этого случая в Мангазею стали назначать только одного воеводу.

После отъезда сварливых воевод город довольно долго залечивал раны, но новый удар был нанесен ему катастрофическим пожаром 1642 г., в котором сгорел кремль вместе со всеми постройками. После пожара кремль был восстановлен на том же самом месте.

Причина оставления Мангазеи населением до сих пор достоверно не установлена. Запрет морского пути сыграл здесь свою роль, но он не был определяющим. Высказываются предположения что поголовье пушного зверя в бассейнах Пура и Таза уменьшилось из-за интенсивного промысла, а как транзитный транспортный узел с Енисея на Обь Мангазея была не очень удобна. Возможно, что на это наложилось и обострение отношений с местными племенами. Так или иначе, в 1672 году стрелецкий гарнизон был переведен на Енисей, где была основана Новая Мангазея (район нынешнего г.Туруханск). За стрельцами последовали и жители посада. Река Таз опустела.

В приполярном климате здания города разрушались очень долго. Некоторое время после того, как Мангазея была брошена, на этом месте стояло ясачное зимовье, потом рыбацкий стан. Еще в начале XX века на городище можно было увидеть остатки стен и одну башню. Сейчас на месте Мангазеи – покрытая редкими деревьями и высокотравьем поляна. Нетронутые археологами обвалившиеся здания посада образуют небольшие холмики, внизу которых под травой можно обнаружить несгнившие еще бревна нижних венцов срубов. Продолжается начатое в 1960-х годах экспедицией М.И.Белова археологическое изучение этого места.

Если вам доведется побывать в Мангазее, обязательно посмотрите на нее с реки – на стройные ели на высоком обрыве. Представьте на месте их башни и стены кремля, а правее – там, где берег понижается к устью Мангазейки (так теперь называется Осетровка) – здания посада с высокой башней гостиного двора, украшенной часами.

Мангазея прожила короткую для города жизнь – всего 71 год. Но ее значение для освоения огромных пространств севера Сибири трудно переоценить. Крупнейшие в мире газовые месторождения – Уренгойское, Медвежье, Заполярное, Русское, находятся на территории России. И в этом немалая заслуга принадлежит забытому ныне маленькому заполярному городу.

Будут еще праздники на мангазейских улицах – путешественников, археологов, туристов. Счастлив будет тот, кто увидит ее великолепные руины!

Мангазейское городище в 2007 г.

Бревна кремля.

Реконструкция Мангазеи, выполненная экспедицией М.И.Белова.


Столб на слиянии Таза и Мангазейки.

Древняя гавань. Раньше уровень воды был выше, и здесь стояли поморские кочи.

Следы раскопок.

Более вкусной красной смородины мы не встречали за все время экспедиции.

Извлеченная археологами деталь коча - форштевень или ахтерштевень. Длина около 2 м, вес более 100 кг.

Доски бортового набора в кочах пришивались еловым корнем.

Таким видели Таз мангазейские воеводы.

Берег под городищем. Здесь иногда можно найти монеты и другие предметы.

Эрозия берегов разрушает Мангазею. Выходящая на реку стена кремля вместе с двумя башнями уже обрушилась в реку. По всему берегу попадаются торчащие из обрывов бревна и доски.

Лагерь археологов. Эта группа работает на Мангазее уже седьмой год.

Крест на месте главного храма Мангазеи - Троицкой церкви.

Общий вид городища.

Бревна кремля.

Иногда можно найти вырубы, по которым складывались постройки.

Это поле отделяло кремль от посада.

Здание разрушено, но под слоем травы можно еще увидеть несгнившие бревна нижних венцов.

Закат над островом.

Вид Мангазейского городища с реки.

Кремль. Вольная реконструкция)

Мангазе́я - первый русский город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз.

Основана как острог в 1601 году, статус города - с 1607 года. Прекратила существование после пожара 1662 года. Являлась частью так называемого Мангазейского морского хода (от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея).

Название, предположительно, происходит от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси).

История Мангазеи

По указанному выше маршруту ещё в XVI веке совершали походы поморы. Мангазея же была основана в 1601-1607 годах - тобольскими и берёзовскими стрельцами и казаками, в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири. Строительство велось на правом, высоком берегу реки Таз, в 300 км от её устья. Четырёхстенный пятибашенный город сразу стал значительным экономическим центром.

В 1619 году (в начале правления Михаила Фёдоровича Романова) плавания по сибирским рекам через Мангазею под страхом смертной казни были запрещены. Есть несколько версий о причинах запрета. Контролировать морской путь не представлялось возможным, в то время как все наземные пути были перекрыты таможенными постами, и невозможно было провезти ни одну шкурку соболя, не заплатив пошлину. Вторая причина - пользовались морским путём в основном поморы, подрывая «монополию» купечества на пушнину. Ещё одной причиной называется опасение иностранной экспансии западноевропейских торговых компаний к богатым пушниной районам Сибири (полуморские путешествия русских через Обскую губу продолжались и позднее). Хотя состоятельность последней версии ставится некоторыми историками под сомнение.

Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля-детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада, делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80-100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.).

В городе, кроме казаков, стояла сотня стрельцов с пушками. Мангазея ведала всеми тазовскими нижнеенисейскими инородцами (главным образом ненцами), которые уплачивали наложенный на них ясак пушниной.

Местные жители вели меновую торговлю (выменивали меха, особенно соболя) с окружающим местным населением, сами промышляли соболя, занимались также рыболовством, скотоводством, судоходством, ремёслами (литейное, косторезное и другие). В «златокипящую» Мангазею приезжало много русских купцов, привозивших отечественные и западноевропейские товары и вывозивших пушнину.

Международный Фестиваль «Звёзды Нового Века» - 2015

Краеведения (от 8 до 10 лет)

«Куда и почему исчез таинственный

сибирский город Мангазея?»

Минаев Владимир, 9 лет

ученик 2-го А класса

Руководитель работы:

МАОУ СОШ №4

Введение........................................................................................................... 3

1. Коч – древнее поморское судно................................................................. 4

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея....................................................................................................

3. Основание первого заполярного города Мангазея................................... 6

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника.............

5. Завесу тайны открывает Мангазея...................................................

6. Судьба Мангазеи...............................................................................

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений. Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Заключение.................................................................................................... 13

Список литературы....................................................................................... 14

Приложение.................................................................................................. 15

Введение

В Красноярском краеведческом музее есть постоянная экспозиция «Освоение русскими Сибири». В этой экспозиции вы познакомитесь с самым купным экспонатом музея – кочем. Коч – это судно русских полярных мореходов. В экспозиции упоминается, что именно на таких судах был осуществлен первоначальный этап освоения русскими Сибири.

В музее представлена копия коча, уменьшенная в 1,5 раза, а в реальности он достигал в длину около 20м и в высоту – 5м.

В экспозиции говорится, что в нашем краевом музее коч представлен не случайно, так как центром кораблестроения речных кочей в 17 веке был город Енисейск. Кочи использовали для походов по крупным рекам Сибири: Енисей, Обь, Таз вплоть до города Мангазея…. Какое загадочное слово – Мангазея…. Если вы подробно изучите карту Сибири, вы не увидите этот город – его нет на карте. Значит, отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались только в легендах и преданиях? Существовал ли этот город на самом деле? Или его просто выдумали и опоэтизировали в народной памяти?

Гипотеза : возможно, таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле.

Целью работы является выяснение фактов, свидетельствующих о том, что город был на территории Сибири.

Для достижения цели был поставлен ряд задач :

1. Выяснить, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование древнего города, и мало кому известно, что это был за город.

2. Найти фактические данные о раскопках, о находках археологов, подтверждающих факт существования древнего города в Сибири, о его жизни, жизни его обитателей.

3. Узнать, в каких музеях хранятся экспонаты с раскопок городища.

4. Составить карту местонахождения древнего городища на территории Сибири.

Объект исследования : сибирский город Мангазея.

Предмет исследования : сведения о древнем городе Мангазея.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что изучая историю возникновения древнего города, его жизнь, причины и тайны его исчезновения, мы знакомимся с жизнью своих предков. Мы открываем для себя прежде неизвестные нам факты из жизни нашего русского народа, наших подвигах, открытиях и достижениях. Мы находим для себя еще одну возможность понять и убедиться в величии своих предков, что привносит в наши сердца гордость за свой народ, свой суровый край.

Методы исследования:

аналитический;

практический.

1. Коч – древнее поморское судно

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это, история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ.

Коча - новгородское слово – означает верхняя одежда – в данном случае ледовая шуба – вторая обшивка корпуса судна, предохраняющая от ледовых повреждений. Её делали из дубовых или лиственных досок. Кочи славились своей прочностью. Изготавливались они из лучших пород дерева: лиственница, дуб, сосна, без единого гвоздя, при помощи железных скоб. Для кочей было характерно мощное рулевое управление, которое находилось в задней части судна. Кроме того, еще одной его особенностью был корпус яйцеобразной формы. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали судно, его корпус не ломался, а выжимался наружу. Эти суда, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, имели еще одну особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег и перетаскивать по суше.

Коч занимал особое место в системе арктической навигации. Однако, по приказу Петра I все старые русские суда были уничтожены и за строительство кочей грозила смертная казнь.

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея

Происхождение слова Мангазея и земли Мангазейской тесно связано с поморами. Поморы – название потомков древних переселенцев преимущественно из Новгородской земли. Они заселяли в период с 12в. по 18в. территорию берегов Белого моря (относится к Северному Ледовитому океану). Они не зависели ни от кого, они могли все сделать сами своими руками при помощи топора. За исключением берегов Скандинавского и Кольского полуостровов, весь европейский и Азиатский приполярный Север был открыт русскими мореплавателями – поморами. Они первыми свободно плавали в Белом и Баренцевом морях, устраивали на их берегах зимовки за сотни лет до того, как сюда проникли англичане и голландцы. Поморы не только занимались рыбной ловлей, но и охотой. В случае необходимости, они спокойно перетаскивали свои кочи по суше, через перевалы северного Урала. Через Обскую губу, круглогодично забитую льдами, Ямалским волоком, они попали в устье реки Таз. По берегам реки Таз жили племена самоедов – это предки нынешних ненцев. Название самоеды пошло от старого названия народов, говорящих на самодийских языках, к которым относятся многие северные народы. Самоеды – местные жители берегов реки Таз – занимались охотой и добычей пушнины. Сами себя они называли Монгкаси, а свою местность Монгкаси Ия, что собственно и означает земля Монгкаси. Поморы стали устраивать на их территории зимовки и вести с ними торговлю, а место по-русски стали называть землей Мангазейской. Первое свое зимовье, построенное на реке Таз, они назвали Мангазея. Обскую губу в те времена называли Мангазейским морем. Так называемый Мангазейский морской ход – из Архангельска по Белому морю в Западную Сибирь, через Мангазейское море – занимал 3-4 масяца в одном направлении. Поэтому поморы были вынуждены оставаться на берегах реки Таз на зимовку и дожидаться весны.

3. Основание первого заполярного города Мангазея

Смутные времена, 1600 год, древнее государство Российское. На престоле царь Борис Годунов. В стране голод. Государство нуждается в срочном пополнении казны, а сделать это возможно, если быстро наладить контроль над районами добычи пушнины – в низовьях рек Обь и Енисей. Пушнина - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра или «мягкое» золото, как его тогда называли. Настоящее золото тогда еще не добывали в России, так как не были открыты месторождения. Только в обмен на меха тогда можно было получить оружие, драгоценные металлы . И вот, чтобы освоить Сибирь и обеспечить государеву казну пушниной приказом царя Бориса Годунова из Тобольска в Заполярье весной 1600 года была отправлена экспедиция под руководством князей Мирона Шеховского и Данилы Хрипунова. Преодолев огромные расстояния и потеряв большую часть своего отряда казаков в столкновениях с враждебными племенами самоедов, весной 1601 года государевы люди все же добрались до реки Таз и основали на месте промыслового зимовья поморов город Мангазея. Этот город изначально задумывался как поставщик пушнины для государства. Так в 1601 году в труднодоступном месте, в суровых климатических условиях возник самый крупный город за полярным кругом.

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника

400 лет прошло с тех пор, как на берегу реки Таз по соседству с нынешним Тазовским районом, был построен древний город Мангазея. Сегодня мало кому известно, что это был за город. Город – призрак. Его имя – магнит, а судьба – назидание потомкам. История уберегла даты, цифры, имена, а вечная мерзлота до сих пор хранит секреты мастерства, традиции и уклад жизни, уроки выживания человека. Недолгую историю существования города историкам удалось воссоздать благодаря сохранившимся летописям и делопроизводственным документам приказного управления 18 века. Однако письменных источников о строительстве города, об особенностях построек, о времени возникновения или разрушения тех или иных зданий очень мало и в этом случае ценным источником служат данные археологии . Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, собственно археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись не так уж и часто. В начале 1970 годов экспедиция Санкт-Петербургского музея Арктики и Антарктики под руководством доктора исторических наук Михаила Белова провела на берегах реки Таз 4 полевых сезона (то есть 4 лета), после чего было объявлено научному сообществу о фактическом завершении археологического изучения Мангазеи. В результате была написана 2-х томная монография. В Санкт-Петербургском музее Арктики и Антарктики хранятся немногочисленные находки с тех раскопок, в том числе макеты коча и самого города. Казалось бы: с Мангазеей все ясно, понятно, тема закрыта.

Однако, даже спустя несколько десятилетий, местные жители Тазовского и Красноселькупского районов Ямало-Ненецкого автономного округа, где и располагалась Мангазея, продолжали находить на месте городища ценные вещи, о чем рассказывали работникам местных музеев. Узнав об этом, на место городища в 2000 году отправилась совместная комплексная археологическая экспедиция Центра историко-культурного наследия Нефтеюганского района (Ханты-Мансийский автономный округ) и Красноселькупского краеведческого музея (Ямало-Ненецкий автономный округ) – сотрудники НПО «Северная археология – 1». В экспедицию входят историки, археологи, топографы, археозоологи, художник, специалист по дендрохронологии. Экспедиция под руководством директора «Северная археология – 1» археолога Георгия Визгалова возобновила исследование городища на новом методическом уровне. В первый же месяц работы они опровергли многие выводы Михаила Белова и заявили: на Мангазее еще копать и копать. Экспедиция там работает уже 14 лет и по сей день.

Уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см. Но зато, сохранность вещей в вечной мерзлоте даже спустя столетия остается очень хорошей.

Раскопки археологов свидетельствуют о том, что застройка Мангазеи велась по древним правилам русского зодчества. Мангазея отличалась от других городов строгой и четкой планировкой - в то время это было редкостью. В Мангазее находился пятибашенный кремль с острожными стенами. Рядом располагалась воеводская усадьба, караульная, канцелярская избы, тюрьма, амбары для хранения оружия и продовольствия. К кремлю примыкал посад. На посаде был гостиный и таможенный дворы, а также кабак, бани, склады, амбары, торговые ряды и избы жителей города.

Город по тем временам был очень богатым и развитым. Численность населения доходила до 1500 человек (для сравнения в Москве тогда численность составляла 100 тыс. человек). Судя по сохранившимся документам, в развивающийся заполярный город с «большой» земли в поисках новой богатой и счастливой жизни устремились охотники, торговые и служивые люди, ремесленники и беглые крестьяне. В городе жили богатые и образованные люди, которые любили роскошь, даже брились, красиво одевались, читали. Таким образом, совершенно другой образ создается о людях того времени, населявших крайний север Сибири. Жители города хорошо знали косторезное, гончарное, портняжное и литейное дело. Сами изготавливали украшения, шахматы и детские игрушки.

Сюда шло все самое дорогое, новое и передовое из Европы. В город плыли из Европы, чтобы продать свои товары и обменять их на пушнину - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра, которые в те времена стоили целое состояние. Мангазею называли «златокипящей», если под золотом понимать пушнину. Караваны кочей везли в заполярный город продовольствие и вооружение, людей, промысловое оборудование, а из Мангазеи – пушнину.

Жители города держали на своих подворьях кур, коров, свиней, коз, что сегодня кажется удивительным для районов крайнего севера. Круглый год повседневной пищей мангазейцев была рыба, мясо, яйца, молочные продукты, дорогостоящие орехи, зерновые, которые везли с «большой» земли. Все эти выводы были сделаны учеными на основе найденных артефактов на месте городища.

К раскопкам на мангазейском городище археологи относятся очень внимательно и бережно, как к чтению древней книги. К примеру, отдельно только большим находкам различной обуви в Мангазее ученые посветили целую книгу. Обувь мангазейцев была кожаная, модная, с орнаментами, с каблучками. Очень много найдено красивой детской обуви , что говорит о том, что было много детей. По словам ученых, все это свидетельствует о достатке людей, живших в городе, и том, что приезжие люди оседали в заполярном городе основательно, обзаводились семьями, воспитывали детей.

В ходе нынешних текущих раскопок на городище археологи ежегодно находят до двух с половиной тысяч артефактов в отличном состоянии – это предметы хозяйственной и бытовой утвари, серебряные монеты, лыжи, кожаные футляры от компасов, футляры для восковых печатей, поплавки для сетей, ножи для чистки рыбы, оконные рамы, шаблоны для вязания сетей, одежда, костяные гребни, переплёты книг с тиснёными орнаментами и многое-многое другое.

Находят, в том числе, магические ритуальные обереги и приклады: их мангазейцы клали по углам изб, под печи. Кроме того, найдено много нательных крестов и символических украшений. Похоже, что мангазейцы, будучи людьми образованными, верили и в Бога, и в нечистую силу одновременно.

Между собой ученые-археологи называют Мангазею северным Лас-Вегасом. На месте городища было найдено много игральных костей, шахмат, кубиков с точками, а также множество допетровских монет и долговые расписки.

По закону, найденные на раскопках артефакты археологи в течение трех лет должны передать в федеральные музеи. Это Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде. Экспонаты уходят с раскопок Мангазеи в эти музеи тысячами экземпляров, но для посетителей выставляются лишь некоторые из них. Остальные же просто пылятся на складах музеев. В Ямало-Ненецком краеведческом музее на данный момент хранится около 20 тысяч экспонатов. Между тем, музеи Тазовского и Красноселькупского районов не имеют в своих фондах с раскопок Мангазеи почти ничего, хоть и располагаются на той же земле, что и городище.

5. Завесу тайны открывает Мангазея

В условиях лесотундры, вблизи от Мангазеи, сложно было найти пригодный для строительства лес. Поэтому при сооружении жилых построек в Мангазее использовали в основном детали разобранных кочей. Ими даже мостили улицы. И это просто удивительно!

На раскопках кочевой постройки Мангазеи, как уже упоминалось, работает комплексная научная экспедиция. Специалист по дендрохронологии, который входит в состав экспедиции, определяет не только возраст древесины, из которой был построен коч, но и где и когда был построен коч: на судоверфях Белого моря или за Уралом – в Верхотурье, Тюмени и Енисейске.

Как говорит Сергей Кухтерин (заместитель директора по проектам «Северная археология»), судя по раскопкам, у каждого коча был один владелец . Такой человек с командой приплывал в Мангазею, разбирал коч и строил из него себе дом.

После того как Петр I указал равняться на Европу и строить совсем другие корабли, о коче незаслуженно забыли. Не сохранилось ни чертежей, ни точных характеристик кочей. И вот теперь, спустя 400 лет, завесу тайны открывает Мангазея. Благодаря раскопкам Мангазеи, ученые могут сказать об основных характеристиках коча: его длине, ширине, водоизмещении, о величине паруса, о том, что он мог ходить и на веслах, и о том, что его легко можно было еще и перетаскивать по суше.

Павел Филин (заместитель директора по научной работе музея «Ледокол Красин») говорит что, археологические раскопки на городище позволили провести полную реконструкцию коча – первого поморского судна России. Эпоха «допетровского» судостроения мало изучена и незаслуженно непопулярна. Эти раскопки дают новый материал по истории судостроения 17в в России.

6. Судьба Мангазеи

Города имеют свои судьбы. Некоторые, возникнув в незапамятной древности, существуют и ныне. Их имена у всех на слуху: Москва, Новгород, Владимир. Другие проживают свою жизнь несколько веков и тихо засыпают, забытые потомками. Лишь памятные знаки на месте их руин напоминают о былом. Третьи же вспыхивают и сгорают, подобно комете, за несколько десятков лет, оставив нам лишь овеянное тайной имя. Именно такой и была «златокипящая» Мангазея. Очень богатый, славный и развитый город прожил жизнь длиною в одну человеческую – всего 70 лет и превратился в забытый призрак.

В 1619 году московское правительство Царя Михаила Федоровича из политических соображений запретило Мангазейский морской ход по Белому морю через Обскую губу (тогда именуемую Мангазейским морем). Теперь суда шли по реке Обь и затем по реке Таз до Мангазеи. И строили теперь кочи не на судоверфях Белого моря, а за Уралом: в Верхотурье и Тюмени.

Каждый год осенью к берегам Мангазеи приплывали десятки кочей, и приплывшие люди оставались зимовать в городе до весны. Весной они расходились по промыслам, которые все дальше и дальше отодвигались на восток, на реку Турухан. В 1607 году на реке Турухан был основан соперник Мангазеи – город Туруханск, который живет и по сей день. В Туруханске образовалась новая ярмарка мехов, куда был открыт уже новый путь по реке Енисей, а в городе Енисейске стали строить кочи.

Мангазея оказалась в стороне от торговых путей, город стал постепенно приходить в упадок. В период с 1641 года по 1643 год караваны с продовольствием из города Тобольска до Мангазеи по неизвестным причинам не дошли, и над городом навис голод. В 1645 году случился сильный пожар. Город восстанавливать не стали. Содержать город становится невыгодно. В 1672 году последние жители Мангазеи покинули город и ушли в Туруханск.

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений.

Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Мангазея сыграла огромную роль в освоении сибирских территорий. Долгое время Мангазея была единственным морским портом Сибири, связанным с Северным Ледовитым океаном (в те времена его называли Студеное море), куда сходилось очень много разных морских путей.

Как уже упоминалось выше, Северный морской путь был освоен русскими мореплавателями – поморами – более чем 400 лет назад. Если до этого всегда говорили, что открытие Северного морского пути – это привилегия Норвегии, то археологические раскопки на Мангазейском городище подтверждают обратное.

Сегодня Мангазея – бесценный клад информации, к которой большой интерес проявляют ученые всего мира. Это чистый памятник 17 века без наслоений предшествующих и последующих веков.

Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. С Мангазеи начинались маршруты многих экспедиций, на кочах открывались острова, проливы, реки, моря и на картах появлялись точные координаты российских земель.

Мангазея признана историко-археологическим памятником федерального значения. Самобытность городища Мангазея бесценна. Сегодня ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Заключение

Изучив дополнительную литературу о древнем сибирском городе Мангазее, я пришёл к выводу:

1. Существует несколько причин того, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование Мангазеи, и мало кому известно, что это был за город:

История России «допетровской» эпохи на самом деле вообще мало изучена и незаслуженно непопулярна;

Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись очень мало;

Кроме того, уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см.

2. Выяснил, что только с 2007 года стала выходить в свет литература, посвященная результатам археологических раскопок на Мангазее, которые ведутся и по сей день.

3. Узнал, что экспонаты с раскопок Мангазеи передаются археологами в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде.

Глядя на карту, с которой я работал, я с уверенностью могу сказать, что моя гипотеза верна. Таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле. Сегодня Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. И ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Список источников информации:

Литература:

1. И, Овсянников. Мангазейский морской ход. – Л., 1980. – 163с.

2. , Мангазея: новые археологические исследования (материалы гг.).- Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Магеллан, 2008. – 296 с.

3. Визгалов, Г. П. Мангазея: кожаные изделия (материалы гг.)/ , . - Нефтеюганск; Екатеринбург: Издательство АМБ, 2011. – 216 с.

4. , Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье . - Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Баско, 200с.

Сайты в интернете:

1. http://library. ikz. ru/hronologiya-osvoeniya-sibiri/Mangazeya

2. http://yamal. altsoft. spb. ru

3. http://www. mvk-yamal. ru/zemlya-yamal/istoriya-yamalskoy-zemli/mangazeya

4. http://www. археологиясевера. рф

5. http://vesti-yamal. ru/ru/novosti_kultury1/

Лучшие статьи по теме