Для школьников и родителей
  • Главная
  • Развивашки
  • Ученый анохин. Петр кузьмич анохин - биография и интересные факты. Верный ученик Павлова

Ученый анохин. Петр кузьмич анохин - биография и интересные факты. Верный ученик Павлова

Анохин Петр Кузьмич - знаменитый советский физиолог. Одно из его основных достижений - это создание теории функциональных систем. Являлся членом академии наук СССР, в 1972 году стал лауреатом Ленинской премии. Его вклад в науку до сих пор исследуется и оценивается последователями.

Биография ученого

Анохин Петр Кузьмич родился в Царицыне, сейчас это Волгоград. Он появился на свет в 1898 году. Он вырос в семье рабочего, в 15-летнем возрасте стал выпускником высшего начального училища, уже тогда проявляя тягу к наукам и знаниям.

Но семья у Петра Кузьмича Анохина была небогатой, поэтому вместо того, чтобы продолжать плановое образование, он был вынужден подростком идти работать на железную дорогу конторщиком. Вскоре он сдал экзамены на более престижную и высокооплачиваемую должность - почтово-телеграфного чиновника.

Несмотря на то что ему приходилось много трудиться, герой нашей статьи решил не забрасывать учебу. Он экстерном сдал экзамены сразу за шесть классов реального училища, поступив в землемерно-агрономическое училище в Новочеркасске.

Анохин Петр Кузьмич, как и большинство выходцев из рабочего класса, поддерживал революцию. Будущий академик принимал участие в Гражданской войне, а когда в стране установилась советская власть, стал комиссаром по печати, руководил выпуском газеты "Красный Дон" в Новочеркасске в должности главного редактора.

Большое влияние на судьбу Петра Кузьмича, биография которого приведена в этой статье, оказала встреча с Луначарским. Первый нарком просвещения в то время объезжал на агитпоезде войска Южного фронта. Анохин Петр Кузьмич и Луначарский обсудили перспективы изучения мозга, герой нашей статьи стремился понять материальные механизмы, которые движут человеческой душой.

Уже в 1921 году он получает официально приглашение из Петрограда поступить в Институт медицинских знаний в Ленинграде, в то время им руководит легендарный ученый Бехтерев. Анохин выделился уже на первом курсе, защитив работу, посвященную влиянию минорных и мажорных звуков на отдельные части коры головного мозга.

Работа с Павловым

В 1922 году он посещает цикл лекций академика Павлова, которые тот читает в Военно-медицинской академии, решает поступить в его лабораторию.

Параллельно продолжает обучение, а после и работу в институте. В 1926 году получает место старшего ассистента на кафедре физиологии в зоотехническом институте Северной столицы, а еще через два года становится доцентом.

В лаборатории Павлова он исследует кровообращение головного мозга, а также влияние, которое оказывает ацетилхолин на функции слюнной железы, в частности, на секреторную и сосудистую.

В 1930 году Павлов рекомендует Анохина на место заведующего кафедрой физиологии в медицинском университете Нижнего Новгорода. В том же году факультет отделяется от университета, образуя отдельный медицинский институт. Анохин продолжает работу в новом вузе, а параллельно преподает на биологическом факультете нижегородского университета.

Изучение рефлексов

Как раз в этот период ученый Петр Анохин начинает проводить смелые исследования. Он создает принципиально новый метод изучения условных рефлексов. Он предложил оригинальный метод, позволивший сделать вывод, что в центральной нервной системе формируется особый препарат, в котором существуют параметры так называемого "заготовленного возбуждения". Со временем его назвали акцептором результата действия.

В 1935 году физиолог Анохин Петр Кузьмич вводит в научный обиход понятие санкционирующей афферентации. Тогда же приблизительно дает и первое определение функциональной системы. В этом заключается важный вклад в науку Анохина Петра Кузьмича.

Позже, составляя собственную автобиографию, герой нашей статьи отмечал, что в этот период своей профессиональной карьеры, когда он уже дослужился до звания профессора, у него возникла концепция, всерьез повлиявшая на многие его научно-исследовательские интересы. Ему одному из первых в физиологии удалось сформулировать теорию функциональной системы. Таким образом, Анохин наглядно продемонстрировал, что наиболее эффективным и продуктивным для решения физиологических проблем является именно системный подход.

Переезд в Москву

Следующий этап в его карьере - переезд в Москву с частью своих сотрудников, который состоялся в 1935 году. Анохин стал работать во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Здесь ему было поручено сформировать собственный отдел нейрофизиологии, а также провести ряд важных исследований, которые были осуществлены совместно с отделом микроморфологии под руководством Лаврентьева, а также неврологической клиники Кроля.

В 1938 году Николай Бурденко приглашает Анохина возглавить психоневрологический сектор на базе Центрального нейрохирургического института, в котором герой нашей статьи начинает разрабатывать еще одну теорию. На этот раз изучает нервный рубец. К этому же периоду относятся его фундаментальные исследования, посвященные новокаиновой блокаде, которые он проводил совместно со специалистами клиники Вишневского.

Великая Отечественная война

Когда началась война, Анохина вместе с институтом экспериментальной медицины экстренно эвакуировали в Томск. В этом сибирском городе он возглавил отделение нейрохирургии, занимался вопросами периферической нервной системы.

Ему удалось систематизировать результаты своих довоенных теоретических исследований, а также важного и уникального нейрохирургического опыта. Все эти работы он объединил в монографию под названием "Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы", которая увидела свет в 1944 году. Также им было продолжено исследование теории нервного рубца, первоначально сформулированной ранее.

При этом в Москву Анохин вернулся уже в 1942 году, получив назначение на пост заведующего физиологической лабораторией. Его новым местом работы стал институт нейрохирургии. Тут он продолжает лично оперировать и консультировать других врачей, а также совместно с Бурденко проводит уникальные для того времени исследования хирургического лечения военных травм нервной системы.

Итогом этой деятельности стала статья, посвященная особенностям нервов и их хирургического лечения, которую Анохин написал вместе с Бурденко. Тогда же его избрали профессором на кафедру физиологии Московского университета.

Институт физиологии

Важным вкладом Петра Анохина в развитие науки стала работа в отделе физиологии нервной системы, который был сформирован в 1944 году на базе только что появившегося института физиологии. Ключевую роль в этом сыграла Академия медицинских наук. В тоже время он исполнял обязанности директора института, а ранее заместителя, который курировал научную работу.

После окончания войны многие работы и исследования Анохина подверглись критике. В 1950 году состоялась известная резонансная сессия, на которой обсуждались проблемы физиологического учения, которое пропагандировал Павлов. На нем резкой критике были подвергнуты многие ученые, в том числе Бериташвили, Орбели, Сперанский и многие другие. В частности, многие оказались недовольны теорией функциональных систем, автором которой был Анохин.

Например, на этой сессии профессор Асратян отмечал, что понятно, когда с критикой Павлова выступают советские исследователи, которые никогда с ним не работали и не знакомы с самим духом науки. Но особое возмущение научной общественности вызывало то, что достижения Павлова критиковал один из его самых известных учеников Анохин. Героя нашей статьи обвиняли в лженаучных и идеалистических взглядах и теориях, которые, по их мнению, формировались под влиянием буржуазного Запада.

Ссылка в Рязань

Академик, основатель знаменитой научной школы, основоположник новых отраслей науки о мозге, ставших предвестником кибернетики - прошел путь, типичный для советского ученого.

Выходец из простой, рабочей семьи, он стал всемирно известным физиологом, принеся советской науке приоритет во многих отраслях нейрофизиологии, при этом подвергаясь периодической травле за свое нежелание следовать в науке официально утвержденным, идеологически выверенным курсом.

«Я родился в Овраге»

Он вспоминал, что отец и мать были неграмотными и подписывались двумя крестиками. Это было обычным явлением среди обитателей Оврага - самой пролетарской части Царицына. Здесь, в семье железнодорожного рабочего и родился будущий академик Анохин. Дата рождения его - 27 января 1898 года. Отец - Кузьма Владимирович - суровый и - был выходцем из донских казаков. От матери - Аграфены Прокофьевны, родом из Пензенской губернии - ему достался живой и общительный характер, и главной чертой мальчика стала любознательность и стремление к знаниям.

До революции он получает среднее образование - оканчивает реальное училище (1914) и поступает в землемерно-агрономическое училище в городе Новочеркасске. Вскоре он обозначает для себя интерес к биологической науке, к знаниям о человеке, в частности, о его мозге. Он начинает активно интересоваться научной литературой на эту тему, общаться с преподавателями естествознания, которые могли хотя бы дать направление для его образовательских устремлений.

Участник гражданской войны

Пролетарское происхождение делало для Анохина естественным участие в революционных событиях 1917 года, а затем в гражданской войне на стороне большевиков. Во время казачьего восстания в феврале 1918-го года Царицын оказался под угрозой, и юноша участвовал в его обороне - был назначен инспектором штаба по возведению военных укреплений. В 1920 году он активно работает в коммунистической пропаганде - становится комиссаром по печати в Новочеркасске и ответственным редактором главной газеты Донского округа - «Красный Дон».

Здесь проявляется серьезный писательский талант, которым всегда отличался впоследствии академик Анохин. Пётр Кузьмич пишет большинство передовиц и массу статей для газеты. Их живой и образный язык привлекает внимание наркома просвещения А.В. Луначарского, совершавшего агитационные поездки на фронт. Он захотел познакомиться с юным автором, и происходит встреча, имевшая для будущего ученого судьбоносный характер. Анохин рассказал наркому о своем желании учиться и о своем интересе к устройству человеческого мозга, который он сохранил во время всех бурных событий в стране.

Школа Бехтерева

Вскоре пришло письмо, в котором содержалась просьба направить Анохина на учебу к знаменитому ученому - Владимиру Михайловичу Бехтереву, руководившему Государственный институтом медицинских знаний в Петрограде. В 1921 году Петр Кузьмич поступает на учебу в это учебное заведение. Как писал потом Анохин, академик Бехтерев сделал для него главное - навсегда привязал к глобальной, общечеловеческой научной проблеме - к тайне работы человеческого мозга, когда с первого курса привлек к настоящей исследовательской работе.

Однако вскоре студент Анохин понимает, что его не привлекает психиатрия - главное направление научной деятельности Бехтерева. Он видит в ней слишком много неконкретного и недосказанного, того, что выражается лишь в словесной форме. Его больше привлекает физиология работы мозга, возможность его изучения путем постановки экспериментов с получением конкретных результатов. В то время главным авторитетом в этой области был Иван Петрович Павлов. Именно в его лабораторию и поступает в 1922 году Анохин. привлекает молодого ученого к экспериментам по вопросам внутреннего торможения - самого узкого места своей теории условных рефлексов.

Верный ученик Павлова

Бояться рутинности в науке, не допускать в работе однобокого взгляда, избегать слепого следования одним и тем же выводам, даже если они являются частью кажущейся гармоничной теории - так учил своих сотрудников великий физиолог. Поэтому, когда в 1924 году появилась статья «О диалектическом материализме и проблемах психического», в которой некоторые сотрудники павловской лаборатории усмотрели покушение на основные положения учения об условных рефлексах, и автором которой был Анохин, академик сам встал на защиту молодого ученого.

По рекомендации Павлова Анохин сначала становится преподавателем кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а затем профессором медицинского факультета Нижегородского университета. На базе этого факультета был образован Горьковский медицинский институт, где на кафедре физиологии и начинает свою самостоятельную научную и педагогическую деятельность Анохин. Академик, биография которого была долгое время связана с Горьким, оставил заметный след в истории института и всего города.

Институт экспериментальной медицины

На базе кафедры физиологии Горьковского мединститута, которую Анохин превратил в одну из лучших в стране, в 1932 году был создан филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, директором которого и стал Анохин.

В 1935 году его переводят на работу во ВНИЭМ в Москву в качестве руководителя отделения нейрофизиологии, в котором он активно занимается экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Он устанавливает активные связи с клиническими учреждениями, где проводит совместные исследования совместно с практикующими неврологами и нейрохирургами. Результаты этих работ сыграли важную роль во время работы Анохина над проблемами военных травм периферической нервной системы в годы Великой Отечественной войны.

Борьба за чистоту научных рядов

Многие историки отечественной науки утверждают, что удаление Анохина из столицы на периферию - в тогдашний Нижний Новгород, было произведено по инициативе Павлова, чтобы спасти его от неизбежного преследования за слишком независимые идеи и поступки. Так многих идейных борцов шокировало решение Анохина перестать платить партийные взносы, чтобы добровольно выйти из партии. Он посчитал, что общественная работа может помешать ему в научных занятиях.

Свою верность основополагающим положениям павловской теории провозглашали и Анохин-студент, и Анохин-академик. Ученый утверждал, что наибольший вред отечественной науке принесли те толкователи наследия великого физиолога, кто в разряд по неразумению занес идеи, высказанные Павловым в качестве лишь предположений или возможных допущений, не влияющих на содержание и истинность основных постулатов теории.

Впоследствии ему многое припомнится на знаменитой Павловской сессии - совместном собрании Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, происходившем летом 1950 года. На ней, вслед за генетикой, была подвергнута чистке советская физиология. Нескольких ведущих ученых, уважаемых во всем научном мире, подвергли жестокой травле за «отклонения от учения академика Павлова» и за преклонение перед буржуазными идеалистскими направлениями физиологической науки. Остракизму подверглись самые близкие и верные ученики Павлова - Л.Орбели, А. Сперанский, И. Бериташвили, Л.Штерн. Жесткой критике подверглись и взгляды, которые высказывал академик Анохин. Пётр Кузьмич, биография которого была связана с созданным им в 1944 году Институтом физиологии при АМН СССР, был отстранен от руководства и до 1953 года - до смерти Сталина - работал профессором кафедры физиологии мединститута в Рязани.

Главный научный вклад

Теория функциональных систем - закономерный результат развития павловской теории. Эту теорию многие считают главным научным достижением ученого, его важнейшим вкладом в мировую науку о человеческом мозге. Она заключается в описании процессов жизнедеятельности организма за счет существования в нем особых частных объединений и организаций, действующих с помощью нервных и гуморальных (осуществляемых через жидкие среды) регуляций.

Такие системы называют саморегулирующимися, поскольку происходит постоянное совершенствование. Результатом действия таких систем становится поведенческий акт, для оценки которого существуют обратная афферентация - обратная связь. Это понятие является основополагающим для науки о методах получения, передачи, хранения и преобразования информации - кибернетики. Отец этой науки - Норберт Винер - высоко ценил работы, автором которых был академик Анохин. Фото, сделанное во время совместной прогулки Винера и Анохина по Москве, стало символом тесной взаимосвязи двух наук.

Биологические бодрствования и сна, голода и насыщения, механизмы внутреннего торможения - этими проблемами Анохин активно занимался в последние годы. Он совмещал научные исследования с организационной деятельностью в отечественных и зарубежных научных обществах, участием в редколлегиях многочисленных изданий и т.д.

П.К. Анохин окончил жизненный путь 5 марта 1974 года, оставив добрую славу о своих человеческих качествах и огромное научное наследие.


(26.01.1898 - 05.03.1974)

П.К. Анохин - ученик и последователь академика И.П. Павлова, доктор медицинских наук, профессор, академик АН и АМН СССР, лауреат Государственной премии. Заведовал кафедрой нормальной физиологии ГМИ (1930-1934). Родоначальник нижегородской физиологической школы.

Петр Кузьмич Анохин родился 14 (27) января 1898 г. в Царицыне (ныне Волгоград) Саратовской губернии в семье железнодорожного рабочего, которая проживала в беднейшей части города, именовавшейся «Оврагом», в бревенчатом домишке.

Окончив высшее начальное училище, Петр Анохин в 1914 г. сдал экстерном экзамен за 6 классов реального училища и в следующем году поступил в землемерно-агрономическое училище в Новочеркасске.

Студенческие годы П. Анохина по времени совпали со сложнейшими, яркими политическими событиями в истории нашей страны. Революцию он принял как борьбу за справедливость. Революционная круговерть подхватила юношу и с головой окунула в круговорот Гражданской войны. П.К. Анохин участвовал в установлении советской власти на Дону, работал комиссаром по печати в Новочеркасске, редактором газеты «Красный Дон», однако очень скоро он осознал свое истинное предназначение.

В 1921 г. П.К. Анохин поступил в Петроградский государственный институт медицинских знаний (бывший Психоневрологический институт, созданный В.М. Бехтеревым), который окончил в 1926 г.

Надо сказать, что, будучи студентом первого курса П.К. Анохин почувствовал тягу к научно-исследовательской деятельности. Профессор В.М. Бехтерев навсегда заронил в душу молодого ученого интерес к проблемам изучения мозга и психики человека. В результате он пишет научную работу «Влияние мажорных и минорных комбинаций звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга», но в дальнейшем избирает другой путь. Ему интересны эксперименты с животными, с мозгом.

Такие возможности давала работа у академика И.П. Павлова. Их встреча состоялась в 1922 г. В лаборатории Военно-медицинской академии под руководством И.П. Павлова Анохин выполнил ряд работ по физиологии высшей нервной деятельности.

В 1926 г. П.К. Анохин был избран по конкурсу старшим ассистентом кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института. Там он получил хорошую методическую подготовку у представителей физиологической школы Н.Е. Введенского профессоров Ф.Е. Тура, Ю.М. Уфлянда, в результате выполнил интересную и оригинальную по замыслу работу по слюнной железе. В 1929 г. молодой исследователь на этой же кафедре получил самостоятельный доцентский курс.

В 1930 г. П.К. Анохин по рекомендации академика И.П. Павлова был принят в только что созданный Нижегородском медицинском институт. Ему поручается организация кафедры нормальной физиологии. Петр Кузьмич становится первым заведующим этой кафедрой.

Прибывший в институт молодой профессор сразу же стал популярной личностью. Его блестящие по стилю и глубокие по содержанию лекции легко запоминались. Способность остро ставить вопросы и по-деловому обсуждать их, эрудиция в сочетании с живым темпераментом - все это буквально зажигало сотрудников и студентов.

С приходом нового профессора в наш институт заметно оживилась работа научного студенческого кружка. В скором времени вокруг него сплотилась группа молодых людей, которые составили ядро его будущей школы и в дальнейшем стали его сподвижниками в науке.

На первом этапе своей деятельности в Горьковском медицинском институте П.К. Анохин предложил новую секреторно-двигательную методику. Среди работ этого периода, начатых в 1931 г., были исследования проблемы взаимоотношения центра и периферии нервной деятельности. В результате ученый пришел к выводу, что нервная система осуществляет свою интегративную деятельность не только по структурному, но и по специфически функциональному принципу.

Необходимо отметить, что центральной проблемой научных исследований профессора была разработка теории функциональных систем организма, которой он занимался с 1930 г.

Итогом работы коллектива, возглавляемого П.К. Анохиным, явился выход в свет в 1935 г. сборника работ «Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности», в котором впервые было сформулировано понятие функциональной системы как динамической морфофункциональной организации взаимодействующих компонентов, обеспечивающих полезный для организма приспособительный эффект. Формулировкой обратной афферентации по сути дела был завоеван приоритет нашей страны в физиологической кибернетике, что намного опередило рождение кибернетического направления в целом.

Широкое изучение функциональных систем организма привело профессора П.К. Анохина к формулировке оригинальных представлений о системной организации целостных приспособлений функций организма. Она явилась дальнейшим творческим развитием рефлекторной терапии, позволив раскрыть схему приспособительной деятельности, введя в нее новые понятия, такие как результат деятельности, акцептор результата действия, обратная афферентация о результате и др.

Изучение механизмов созревания функциональных систем в периоде онтогенетического развития функций привело ученого к формулировке нового принципа развития - системогенеза. Сущность теории системогенеза заключается в том, что к моменту рождения животных и человека в первую очередь созревают гетерохронно и избирательно те функциональные системы, которые обеспечивают выживание новорожденного сразу после рождения.

В дальнейшем использование теории функциональной системы в условиях патологии привело П.К. Анохина к разработке теории компенсации нарушенных функций. Основные восемь принципов этой теории широко применяются сейчас в практической медицине и физиологии.

На основании теории функциональной системы впервые в физиологии и патологии были вскрыты механизмы компенсаторных приспособлений в функциональной системе дыхания при тотальной резекции легкого у человека.

Кафедра нормальной физиологии уже в 1932 г. стала филиалом Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), где профессор П.К. Анохин стал заведовать отделом общей физиологии высшей нервной деятельности.

В 1934 г. профессор Анохин вместе с филиалом был переведен в Москву, где ученый продолжил свои исследования, но еще в 1935 г. он приезжал в г. Горький, читал лекции, принимал участие в обсуждении научных вопросов.

В Москве была окончательно разработана структура ВИЭМ в составе 28 отделов, не считая филиалов. Профессор П.К. Анохин стал руководить отделом общей физиологии нервной деятельности.*

В 1938 г. вместе с Н.Н. Бурденко Анохин организовал и возглавил физиологический сектор в Институте нейрохирургии, которым руководил до 1945 г.

В годы Великой Отечественной войны Петр Кузьмич работал физиологом-нейрохирургом, являлся научным руководителем ряда крупных госпиталей. Самостоятельно оперировал раненых с травмами периферической нервной системы и достиг в этом направлении таких успехов, что его операции демонстрировали в качестве показательных с целью обучения хирургов правильно работать с нейротравмой.

Большое значение для практической медицины, и особенно для нейрохирургии, имели его многочисленные научные работы военного времени, такие как «Трансплантация нервов (о замещении дефектов нерва после ранения)», «Хирургическое лечение больших дефектов нерва», «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы» и др.

Сам подход к проблеме трансплантации, пластики определил, по существу, стратегические направления развития хирургии второй половины ХХ века.

В 1942 г. П.К. Анохин был избиран профессором биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 1944 г. с его непосредственным участием была организована Академия медицинских наук СССР. П.К. Анохин стал ее действительным членом (1945 г.). С 1949 г.- он директор Института физиологии АМН СССР.

Летом 1950 г. разразилась печально известная Павловская сессия (никакая не научная, а политически запрограммированная), которая отбросила назад науку и практику биомедицины на десятилетия, дискредитируя во всем мире имя великого И.П. Павлова.

Это мероприятие было разыграно по сценарию «черной» сессии ВАСХНИЛ 1948 г. Это произошло под протекторатом «отца народов» В.И. Сталина. Были соответствующие выдвиженцы-исполнители, которые затем взяли монополию в науке. И.П. Павлов был ими представлен как светлый и застывший лик, шаг вправо или влево от его учения - гибель. Все, кто действительно развивали это учение - П.К. Анохин, Л.А. Орбели, И.С. Бериташвили, А.Д. Сперанский и многие другие - были дискредитированы, лишены возможности полноценной научно-исследовательской и педагогической деятельности и сняты с должностей (в лучшем случае). Так, например П.К. Анохин был отстранен от всех должностей и смог найти работу только в Рязани, заняв должность заведующего кафедрой нормальной физиологии в медицинском институте.

Политическая ситуация побудила Петра Кузьмича опубликовать в 1952 г. в физиологическом журнале статью «О принципиальной сущности моих ошибок в развитии учения И.П. Павлова и о путях их преодоления». Позже он писал, что диалектический материализм способен предупредить ошибочное отклонение ученого в его работе «непреодолимое для нас с идеологической точки зрения». Таким образом, Петр Кузьмич хотел жить и работать, а для этого лучше быть конформистом, а не убиенным борцом.

Разгон физиологии не был столь губителен, как генетики, и после смерти вождя все начало возвращаться на круги своя.

Уже в 1953 г. П.К. Анохин начал заведовать кафедрой высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей, а в 1955 г. он возглавил кафедру нормальной физиологии I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.

С 1958 г. П.К. Анохин одновременно заведовал отделом нейрофизиологии Института нормальной и патологической физиологии АМН СССР, в 1966 г. был вновь избран действительным членом Академии наук СССР.

Ученый создал теорию функциональных систем организма как замкнутого циклического образования с наличием обратной информации о результате их действия. Им были определены узловые механизмы функциональной системы: афферентный синтез, принятие решения, акцептор результатов действия. Результат действия, обратная афференция.

П.К. Анохин выдвинул предположение, что эмоции и мотивация являются обязательными компонентами функциональной системы, составляя весте с обстановочной и пусковой афференциями основу для афферентного синтеза (1966-1968).

Сформулированное ученым определение функциональной системы как замкнутой саморегулирующейся организации, все компоненты которой взаимодействуют достижению полезного для организма результата с постоянной сигнализацией о результате действия, дало приоритет нашей стране в физиологической кибернетике.

Во время посещения лаборатории П.К. Анохина в 1960 г основоположник кибернетики Норберт Винер признал, что исследования коллектива в области физиологической кибернетики намного опередили зарождение этого научного направления в других отраслях науки.

П.К. Анохин разработал секреторно-двигательную методику условных рефлексов (1932), ввел изучение вегетативных компонентов условного рефлекса как необходимого критерия состояния животного, дал новую трактовку механизма формирования внутреннего торможения (1935-1958), выяснил основную функцию лобных долей в целенаправленной деятельности (1949). Ученый одним из первых в Советском Союзе применил электроэнцефалографическую технику для анализа условно-рефлекторных реакций и тонкую электрофизиологическую методику для анализа закономерностей распространения возбуждений различной модальности по

афферентному нерву. П.К. Анохин установил специфический системный характер восходящих активаций коры мозга при реакциях различного биологического качества (1956-1962), выдвинул новое представление о природе и составе вызванного потенциала (1960-1964).

Сформулированные П.К. Анохиным принципы компенсации нарушенных функций широко используются в клинике для управления нейрореабилитационными процессами в неврологии и нейрохирургии.

П.К. Анохин уточнил механизмы приспособления и сопротивления организма в экстремальных условиях и выяснил ряд вопросов патогенеза нейрогенной формы гипертонической болезни (1960).

В 1968 г. ученый был награжден золотой медалью имени И.П. Павлова за серию блистательных работ по физиологии центральной нервной системы, за разработку нового направления нейрофизиологии - системного подхода функциональной организации мозга. В США на конгрессе физиологов он выступил с блестящим докладом «Конвергенция возбуждений на нейроне как основа интегративной деятельности мозга».

Эта идея конвергенции и интеграции различных рефлекторных путей сродни закону о доминанте А.А. Ухтомского.

Таким образом, П.К. Анохин стоял на основах таких гигантов, как И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и А.А. Ухтомский.

Следует также отметить, что научные труды академика П.К. Анохина отличаются не только огромным количеством совершенно новых оригинальных фактов и методов исследования, но и смелостью высказываемых суждений. Он чутко реагировал на все новое, а дар предвидения позволил ему предсказывать наиболее плодотворные пути развития физиологии центральной нервной системы.

П.К. Анохиным создана большая научная школа, широко известная как у нас в стране, так и за рубежом. Под его руководством выполнено 25 докторских и 180 кандидатских диссертаций.

В разные периоды жизни он являлся членом Ученого медицинского совета Наркомата здравоохранения, членом Президиума АМН СССР, редактором физиологического отдела Большой медицинской энциклопедии, членом редколлегии «Физиологического журнала СССР имени И.М. Сеченова и др.

Личность академика Анохина привлекала к нему коллег и учеников, которым импонировали человеческие качества ученого: честность, доброта, внимание к людям. Петру Кузьмичу были чужды снобизм и высокомерие. Конечно, он далеко не всех пускал в свой внутренний мир, но тот, кто удостаивался этой чести, поражался духовному богатству, тонкости его натуры.

Так, по воспоминаниям и рассказам тех, кто с ним работал, Анохин-ученый обладал удивительным чувством целого, умением отделить существенное от второстепенного, ему было присуще «дисциплинированное воображение». Как и подобает истинному ученому, он умел дарить идеи без скудоумного опасения за их приоритет, никогда не стремился поставить свою фамилию с автором работы, которой он руководил. П.К. Анохин был прекрасным педагогом. Лекции читал ярко, размашисто, увлекая слушателей логикой и воображением.

Творческую жизнь Петра Кузьмича можно охарактеризовать как яркий пример содружества теории с практикой, эксперимента с клиникой. Он сотрудничал и с Н.Н. Бурденко, изучая травмы периферической нервной системы, и с А.В. Вишневским, разрабатывая физиологические аспекты анестезии и постпульмонэктомического синдрома.

П.К. Анохин дружил и с иностранными учеными, широко цитировал их еще в те годы, когда это называлось низкопоклонством и космополитизмом.

До последних дней жизни Анохин работал до 10-12 часов вечера, летние отпуска сокращал до минимума и никогда их не использовал полностью.

Петр Кузьмич объединял людей, наводил мосты между научными школами разных городов. «Он стоял на Шарике», - так говорил Н.И. Вавилов о стратегии поведения настоящего Ученого.

Небезынтересно знать, что академик П.К. Анохин не прерывал связи с нашим городом, в частности, с медицинским институтом: присылал телеграммы к юбилеям института, проводил встречи с коллегами кафедры нормальной физиологии (на кафедре нормальной физиологии и в музее НГМА бережно хранятся фотографии этих встреч).

29 июня 1978 г. на фасаде Главного здания Горьковского медицинского института была открыта мемориальная доска с барельефом академика АН и АМН СССР, лауреата Ленинской премии, основателя кафедры нормальной физиологии ГМИ Петра Кузьмича Анохина.

Петр Кузьмич Анохин - советский физиолог, академик Академии медицинских наук СССР и Академии наук СССР, лауреат Ленинской премии, создатель теории функциональных систем.

Пётр Кузьмич родился 14 января 1898 года в городе Царицыне (сейчас Волгоград) в семье рабочего. В 15 лет окончил начальное училище и пошел работать на железную дорогу конторщиком, а затем почтовым чиновником. Осенью 1915 года поступил на учебу в землемерно-агрономическое училище в Новочеркасске.

В Гражданскую войну был комиссаром по печати и главным редактором газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. В этот период А.В. Луначарский объезжал войска Южного фронта, Анохин случайно встретился с ним и в беседе рассказал Анатолию Васильевичу о своём желании заняться изучением мозга. Эта случайная встреча и стала знаковой в судьбе Анохина.

В 1921 году он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в институт медицинских знаний, которым руководил В.М. Бехтерев. Уже на первом курсе он выполняет первую научную работу под руководством В.М. Бехтерева. В 1922 году Анохин слушает лекции Н.П. Пазлова в военно-медицинской академии.

Окончив в 1926 году институт медицинских знаний, становится ассистентом кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а с 1928 года доцентом.

В лаборатории И.П. Павлова Анохин выполнил ряд исследований по изучению кровообращения головного мозга и влияния ацетилхолина на функции слюнной железы.

В этот период деятельности П.К. Анохин предложил новые методы изучения условных рефлексов: оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, а также секретно-двигательный метод, что позволило сделать заключение о формировании в центральной нервной системе специального аппарата. Позже, в 1955 году, такой аппарат получил название «акцептор результата действия».

В 1935 году П.К. Анохин вводит понятие «санкционирующая афферентация» - с 1952 года «обратная афферентация» и в предисловии к монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности он дает определение функциональной системы. Ему удалось сформулировать теорию функциональной системы, показав, что системный подход в решении физиологических проблем является наиболее прогрессивным.

В 1935 году Пётр Кузьмич Анохин с частью сотрудников переезжает в Москву для работы в организованный отдел нейрофизиологии Всесоюзного института экспериментальной медицины (сокращенно ВИЭМ) и осуществляет ряд исследований совместно с отделом микроморфологии.

С 1938 года по приглашению Н.Н. Бурденко он одновременно возглавляет психоневрологический сектор Центрального нейрохирургического института и занимается разработкой теории нервного рубца, а также вопросами новокаиновой блокады.

Когда началась Великая Отечественная война в 1941 году, ВИЭМ эвакуируется в город Томск и здесь Анохин возглавляет нейрохирургическое отделение травм нервной системы. Позже результаты исследований и опыта были обобщены в монографии «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы» и легли в основу теории нервного рубца.

В 1942 году Пётр Кузьмич Анохин возвращается в Москву и возглавляет физиологическую лабораторию в Институте нейрохирургии. Здесь совместно с Н.Н. Бурденко продолжаются исследования по хирургическому лечению военной травмы нервной системы. Результатом работы стала совместная статья «Структурные особенности боковых нервов и их хирургическое лечение».

В 1944 году был создан Институт физиологии, куда Анохин назначается заведующим отделом физиологии нервной системы, здесь он в разные годы исполнял функции заместителя директора по научной работе и директора института.

Осенью 1950 года на известной научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И.П. Павлова, подверглись критике некоторые учения и физиологи, в том числе и теория функциональных систем Анохина. Его вскоре отстранили от работы и направили в Рязань, где он работал до 1952 года профессором кафедры физиологии медицинского института.

С 1953 по 1955 годы Анохин трудится в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве заведующим кафедры физиологии и патологии высшей нервной деятельности.

В 1955 году - профессор кафедры нормальной физиологии Первого Московского медицинского института имени И.М. Сеченова. В это время Анохин разрабатывает и формулирует биологическую теорию эмоций, теорию сна и бодрствования, теорию голода и насыщения, им дана новая трактовка механизма внутреннего торможения и выпущена на эту тему монография.

Научную работу Пётр Кузьмич Анохин успешно сочетал с педагогической и общественной деятельностью, был членом правления Всесоюзного физиологического общества имени И.П. Павлова, председателем Московского физиологического общества, главным редактором журнала «Успехи физиологических наук».

Анохин проводил исследования нейронного механизма аппарата предсказания; создал концепцию механизма образования условного рефлекса. Изучал нейрофизиологический аспект эпилепсии, проблемы регенерации и трансплантации нервных стволов, анестезии.

Он разработал также общие принципы компенсации нарушенных функций.

Последней работой Анохина стала «Системный анализ интегративной деятельности нейрона, где освещены основные идеи о внутринейрональной переработке информации». Интересно отметить, что жена Анохина была доктором медицинских наук, а его дочь и внук стали профессорами.

В 1966 году Анохин награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1972 году за монографию «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» ему присуждена Ленинская премия.

Имя П.К. Анохина носит НИИ нормальной физиологии, одна из улиц в Москве также носит его имя.

Петр Кузьмич Анохин - один из выдающихся российских ученых и исследователей, создавший теорию функциональных систем, и в значительной сфере поспособствовавший развитию мировой медицины, имел интереснейшую историю жизни, полную нелегких событий и свершений.

Родился он 1898 году в Волгограде в обычной рабочей семье, не имевшей ни большого достатка, ни широких связей. Уже в 15 лет, окончив училище, он устроился работать на железную дорогу, а спустя некоторое время, после сдачи экзаменов, смог устроиться работать почтово-телеграфным чиновником. Учеба давалась молодому Петру Анохину очень легко, и его действительно тянуло к знаниям. А потому, параллельно с новой работой, он экстерном сдал экзамены и поступил в Новочеркасское училище.

К сожалению, его полному обучению помешала гражданская война, в которой он принимал непосредственное участие и был сторонником свержения текущей власти. После окончания войны Петру Анохину посчастливилось познакомиться с видным политическим деятелем Анатолием Луначарским, которому он рассказал о своем увлечении наукой и желании исследовать работу человеческого мозга.

Начало серьезного обучения

Сам Луначарский о встрече не забыл и похлопотал, чтобы молодого человека приняли на учебу в Ленинградский государственный институт, где очень быстро обретает уважение преподавателей и становится известен как самый подающий надежды студент. Уже через год занятий он проводит свою собственную научную работу, посвященную воздействию звуков разной тональности на возбуждение или торможение в коре мозга. Курировал данное исследование В.М. Бехтерев.

По окончанию учебы в 1926 году, параллельно с работой в лаборатории Павлова, Анохин занимает должность старшего ассистента кафедры физиологии в Ленинградском зоотехническом институте. Там он провел целый ряд важных исследований процессов кровообращения в мозгу и исследовал функции слюнной железы.

Теория функциональных систем

Уже к 1930 году при поддержке Павлова Анохин становится профессором кафедры физиологии в Нижегородском университете. Получив больше времени для исследований и научной работы, Анохин вскоре формирует свой собственный авторский метод изучения безусловных рефлексов, а чуть позже рассказывает о существовании акцептора результата действия. Также уже в 1935 году Петр Анохин разрабатывает собственную теорию функциональных систем, демонстрирующую преимущества его новой методики. В своей теории он объединил частные механизмы в общую систему, в которой все подвержено взаимодействию.

В этот же период времени он начинает работать во Всесоюзном центре экспериментальной медицины в Москве, где занимается собственными исследованиями, а также изучением нейрофизиологии со своими коллегами.

Спустя несколько лет он начинает работать совместно с такими известными медицинскими исследователями, как Бурденко и Вишневский. В сотрудничестве с первым он экспериментирует с теорией нервного рубца, а со вторым исследует особенности и последствия новокаиновой блокады.

Военное время

С началом войны Анохина, как и весь исследовательский центр, эвакуировали в Томск, где он начал заниматься нейрохирургией, работая с нарушениями периферической нервной системы. Эта возможность позволила ему проверить на практике интересовавшие его ранее вопросы, и в процессе он даже написал монографию по пластике нервов.

По натуре своей деятельный и продуктивный, Анохин уже в 1942 году приезжает обратно в Москву и использует свой опыт при работе в качестве заведующего физиологической лабораторией в институте нейрохирургии. Там он вновь сотрудничал с Бурденко и даже написал с ним совместную работу о структурных особенностях боковых невром.

Затем, в 1944 году, Анохин был назначен директором института физиологии, образованном на базе всесоюзного центра экспериментальной медицины. Здесь он в течение длительного времени работает и проводит свои исследования, вплоть до тех пор, пока в 1950 году его не увольняют и не отправляют в Рязань из-за того, что его научные взгляды отличались от учения Павлова, а научное сообщество считало это не только неприемлемым, но и оскорбительным.

Московский медицинский институт

Однако профессор Анохин остался верен своим убеждениям и результатам исследований, и уже через 5 лет сумел вновь вернуться в столицу, где смог устроиться профессором кафедры физиологии в Московский медицинский институт, где на длительный промежуток времени нашел себя и смог совмещать преподавательскую деятельность и исследования.

За годы своей работы на этой должности он укрепил свое положение, а коллеги начали всерьез воспринимать его теория, в связи с чем, в 1960 году он создал семинар по теории функциональных систем мирового уровня, и на протяжении многих лет являлся его председателем. Он объединял физиологов со всего мира, помогал им взаимодействовать и развиваться, достигать новых вершин и проводить совместные эксперименты. Именно благодаря нему данное направление медицины смогло получить такое серьезное развитие и достичь нынешних успехов и результатов.

Под конец жизни он даже сумел организовать и выпускать журнал «Успехи физиологических наук», в котором объединял знания со всего мира, и параллельно с этим занимался написанием научных работ, различных популярнейших статей и книг. Вклад в развитее мировой медицины он смог внести и своей преподавательской деятельностью, так как многие его студенты стали выдающимися физиологами, и не раз замечали, что таких успехов они смогли добиться именно благодаря помощи Петра Анохина.

Лучшие статьи по теме