Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Конрад лоренц о животных и людях. Основные научные результаты и научные взгляды

Конрад лоренц о животных и людях. Основные научные результаты и научные взгляды

Конрад Захария Лоренц родился 7 ноября 1903 г. в Вене в семье преуспевающего хирурга-ортопеда. Начальное образование он получил в частной школе. Для продолжения образования Лоренц поступил в «Шоттенгимназиум» - престижное учебное заведение, где он смог подкрепить свой интерес к зоологии, обучаясь принципам эволюции. В 1922 г. Лоренц, решив заняться медициной, поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке, однако спустя полгода продолжил учебу уже на медицинском факультете Венского университета. Получив в 1928 г. медицинскую степень, Лоренц начал работать над диссертацией по зоологии. В то же время он служил в должности ассистента на кафедре анатомии и успевал читать лекционный курс по сравнительному поведению животных. Лоренц на протяжении всей своей жизни испытывал, по собственному признанию, «страстную любовь к животным», следствием чего стало одно из первых открытий Лоренца - феномен импринтинга (запечатления), представляющий собой особую форму научения, которая наблюдается на ранних этапах жизни животных. Для новорожденных утят, например, первый попавшийся в их поле зрения объект выступает как определенный притягательный символ, за которым они готовы следовать, не осознавая роль и предназначение этого объекта. До начала 30-х гг. XX в. во взглядах на природу инстинктов преобладали две основные парадигмы - витализм и бихевиоризм. Для виталистов поведение животных в естественной природной среде обусловливалось достаточно абстракт- ным понятием «мудрость природы» или теми же факторами, что и поведение человека. По мнению бихевиористов, как правило, занимавшихся изучением поведения животных при экспериментах в лабораторных условиях, поведение животных целиком и полностью зависит от рефлексов, а не от инстинктов. Лоренц, вначале разделявший взгляды бихевиористов, путем проведения собственных исследований пришел к выводу, что именно инстинктивное поведение животных является внутренне мотивированным. В 1936 г. Лоренц вывел следующее правило: инстинкты вызываются не рефлексами, а внутренними побуждениями. На симпозиуме в Лейдене Лоренц встретился с голландцем Николасом Тинбергеном, с которым они начали работать совместно. Их плодотворное сотрудничество вылилось в выдвижение гипотезы, согласно которой источником инстинктивного поведения животных выступают внутренние мотивы, побуждающие к поиску обусловленных средой, или социальных, стимулов. Их гипотеза о так называемом ориентировочном поведении содержит также следующее определение: как только животное сталкивается с какими-нибудь «ключевыми стимуляторами», роль которых могут выполнять определенные сигнальные раздражители, оно автоматически выполняет стереотипный набор движений (так называемый ФДП - фиксированный двигательный паттерн). Для каждого вида животных характерна своя система ФДП и связанных с нею сигнальных раздражителей. В 1937 г. Лоренц читал лекции по психологии животных в Вене, а в 1940-м получил должность на кафедре психологии Кенигсберг-ского университета. В это время он изучал процесс одомашнивания гуся, что предполагало утрату гусем навыков, приобретенных в борьбе за выживание в естественной среде, возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Склонный к обобщениям Лоренц пришел к тому выводу, что подобные проявления вполне могут иметь место и у человека, следствием чего явилась статья, по собственному признанию Лоренца, использовавшая «худшие образцы нацистской терминологии». Эта статья дала повод упрекать Лоренца в сотрудничестве с нацистами, хотя, скорее всего, она явилась результатом политической недальновидности. Он прекратил сотрудничество с Тинбергеном вследствие ареста последнего нацистами. Сам Лоренц был призван в армию, в 1942 г. попал в плен и проработал в госпитале для военнопленных вплоть до 1948 г. По возвращении в Австрию Лоренц не смог получить никакой официальной должности, однако пытался продолжать свои исследования, пользуясь материальной поддержкой друзей. Так, в 1950 г. ему удалось вместе с Эриком фон Холстом основать Институт физиологии поведения Макса Планка. Лоренц является основоположником этологии как науки о «биологии поведения» - общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Вплоть до самой смерти Лоренц занимался этологическими исследованиями, причем преимущественное внимание уделял изучению поведения водоплавающих птиц. Несмотря на свой официально признанный статус эксперта в области этологии, за некоторые теории Лоренц подвергался вполне обоснованной критике. Наиболее известным его трудом является книга под названием «Так называемое зло», опубликованная в 1963 г. Здесь Лоренц определяет агрессивное поведение как изначально присущий всем живым существам и имеющий глубинную природную основу элемент. По Лоренцу, инстинкт агрессии является чрезвычайно важным, поскольку он способствует осуществлению в животном мире практически всех функций, включая установление социальной иерархии, сохранение контроля над определенной территорией и т.д. Эту книгу, возможно, критиковали бы намного реже, если бы Лоренц не распространил свои выводы, предназначенные исключительно для животного мира, на поведение человека. Лоренц даже попытался дать рекомендации по смягчению враждебности в человеческом обществе и предотвращению войн. Эти «квазинаучные» рекомендации вызвали бурный общественный резонанс, выразившийся в нескончаемых дискуссиях, ведущихся, кстати, и по сегодняшний день, по поводу природы агрессивности. Однако, по мнению, выраженному Эрихом Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности», достаточно глубоко проанализировавшего труд «Так называемое зло», рекомендации Лоренца «либо тривиальны, либо просто наивны». В 1973 г. Конрад Лоренц совместно с Николасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине. Причем основным достижением Лоренца считалось то, что он «наблюдал модели поведения, которые, судя по всему, не могли быть приобретены путем обучения и должны были быть интерпретированы как генетически запрограммированные». Лоренц в немалой мере способствовал осознанию того факта, что поведение в значительной степени определяется генетическими факторами и подвержено действию естественного отбора. Однако невозможно оспорить тот факт, что некоторые обобщения Лоренца касательно человеческой природы и человеческого поведения представляются довольно спорными. В 1973 г. из Института Макса Планка Конрад Лоренц ушел на пенсию, но, несмотря на это, продолжал заниматься исследованиями в отделе социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге. Скончался ученый в 1989 г. Заслуги Конрада Лоренца перед мировой наукой поистине неоценимы: при жизни он был отмечен множеством наград и знаков отличия, среди которых золотая медаль Нью-йоркского зоологического общества, врученная в 1955 г., Венская премия за научные достижения, присужденная Венским городским советом в 1959 г., премия Калинги, присужденная ЮНЕСКО в 1970 г. Лоренц также был избран иностранным членом Лондонского королевского общества и Американской национальной академии наук.

ЛОРЕНЦ Конрад

(1903-1989) -австрийский биолог и зоопсихолог, один из основателей этологии. Окончил Венский ун-т (д-р медицины, 1928; докт. степень по зоологии, 1933). Один из основателей журнала Zeitschrift fur Tierpsychologie , ставшего ведущим изданием по этологии (1937). В 1950 г. вместе с Э. фон Хольстом основал в ФРГ Институт физиологии поведения, который стал одним из главных этологических научных центров. В 1961 - 1973 гг. был его директором. После отставки Л. вернулся в Австрию и возглавил отдел в Институте сравнительного изучения поведения Австрийской АН, а с 1982 г. - Konrad-Lorenz-Institut tier Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Вместе с Н. Тинбергеном основал этологию как науку, разрабатывал этологичес-кие подходы к психологии человека и к анализу социокультурных проблем и опасностей, которые несет для человечества современная техническая цивилизация. Являясь одним из основателей эволюционной эпистемологии (очень влиятельного направления в современной философии знания), много занимался психологией познавательной деятельности. Этологическая теория Л., созданная в 1930-е гг., в ряде моментов напоминает психоанализ 3. Фрейда, хотя при ее создании он относился к идеям Фрейда резко отрицательно и только позже признал значительное сходство их взглядов в разделе теории мотивации. В 1950-е гг. Л. видоизменил свою этологическую концепцию, перестав делить поведение на врожденное и приобретенное, но настаивал на существовании характеристик поведения, закрепленных генетически и не способных адаптивно изменяться в результате научения. Он утверждал, что научение основано на сложных генетических программах, и что поведение человека также базируется на врожденных генетических программах, которые гораздо сложнее, чем у животных, и что наличие этих программ обеспечивает способность к культурному развитию. Главные итоги исследований Л. в области механизмов научения, психологии и эволюционной эпистемологии в 1940-60-е гг. содержатся в его книге Обратная сторона зеркала (Die Ruckseite des Spiegels, Munchen, 1973). Основной тезис Л. состоит в том, что врожденные формы восприятия и мышления, которые Кант называл априорными, и весь познавательный аппарат человека в целом есть продукт эволюции путем естественного отбора и что рассмотрение особенностей этой эволюции необходимо для понимания принципов функционирования этого аппарата и процесса познания. Согласно Л., ряд когнитивных функций, закрепленных генетически в ходе эволюции, является предпосылками к лингвистическим способностям и символическому мышлению. Особое место занял у Л. анализ агрессивного повеления, которому он посвятил книгу Так называемое зло (Das Sogenannte Bosc, Wicn, 1963), вызвавшую бурную полемику, не утихающую до сих пор. Изложив в ней этологические представления о врожденных механизмах агрессивного поведения у животных, сводящих к минимуму вероятность нанесения физического вреда, Л. утверждает далее, что агрессивное поведение у человека так же имеет врожденную основу, обладает спонтанностью и активно ищет своего выхода, если долго не проявлялось, и поэтому его нельзя исключить только путем воспитания и изменения внешних условий. Он показывает, что агрессивное поведение и его мотивация включены во все другие подсистемы поведения, в том числе связанные с творчеством, исследовательской активностью, любовью и дружбой. Беды, связанные с агрессией, Л. объясняет сбоем врожденных механизмов, выработанных в ходе антропогенеза, когда человек стал быстро изменять условия своего существования (изобретение оружия, резкие изменения в социальной организации, появление массовых идеологий и др.). Л. считает, что наиболее эффективное средство контроля над агрессивным поведением - сознательное использование механизмов, выработанных биологической эволюцией, которые переводят агрессию в безопасное и даже полезное русло (переадресация агрессивного поведения, его сублимация и культурная ритуализация по аналогии с биологической). Позднее Л. продолжал разрабатывать тему противоречия между природной конституцией человека, определяющей врожденные закономерности его поведения, и условиями, порожденными технической цивилизацией, посвятив этому много статей и две книги: Die acht Todsunden der zivilisierten Menschheit, 1973 (в рус. пер.: Восемь смертных грехов цивилизованного человечества/ Вопросы философии, 1992, №3) и Der Abbau des Menschlichen , 1983 (Упадок человеческого). Однако Л. надеялся, что человечество справится с этими проблемами благодаря врожденной способности ощущать ценности, независимо от того, связаны ли они с генетически запрограммированными или с культурными нормами поведения. Будучи истовым дарвинистом, Л. тем не менее предполагал, что наши врожденные чувства красоты, гармонии и добра не являются только следствием естественного отбора, т. к. имеют и самостоятельное неутилитарное значение. В рус. пер. также издано: Кольцо царя Соломона, М., 1970, 2002; Человек находит друга, М., 1971, 1992, 2001; Агрессия (так называемое зло), 2001. ЕЛ. Гороховская

Компактный и увлекательный научпоп от австрийского зоопсихолога Конрада Лоренца, который открыл явление импринтинга у серых гусей. Но книга не о гусях, а о более близких нам домашних питомцах - кошках и собаках.
Любовь и интерес автора ко всему живому - заразителен. Очень живо ведётся беседа с читателем и даже несмотря на то, что книга прошлого века и некоторые данные устарели, это не отменяет её прелести.

Начинает автор с того, каким образом были одомашнены кошки и собки. В этом разделе настолько много всяческих "возможно", "вероятно" и "почему бы нам не вообразить", что со всей серьёзностью информация не воспринимается, к тому же авторская теория о "шакальих" и "волчьих" собаках, насколько я поняла, была опровергнута.
Здесь много всего о породах, о поведенческих аспектах, о разнице между кошками и собаками, но самое приятное - это доступный язык и множество замечательных примеров из жизни учёного.

Я прониклась симпатией чуть ли не ко всем упомянутым питомцам: к инфантильной таксе Кроки, которого томила бурная любовь ко всему роду человеческому, к диковатому чау-чау Волку, к умнейшей овчарке Стаси, взбунтовавшейся из-за отъезда хозяина, к лемуру с неудовлетворённым материнским инстинктом. Занимателен не только каждый питомец в отдельности, но и то, как животные контактируют между собой, со взрослыми людьми и детьми, с особями других видов, удивительное богатство реакций и различных видов поведения.
Кое-что есть и о дрессировке собак, о некоторых эффективных и несложных приёмах, о том, как правильно наказывать животных, если уж возникла такая необходимость. А наказывать их надо, как и детей: любя, чтобы наказывающий сам страдал от этого ничуть не меньше виновного.

Интересна глава под названием "Призыв к тем, кто разводит животных", в которой Лоренц поясняет, почему предпочитает собак более диких, близких к дикой природе, и как хорошая родословная может навредить братьям нашим меньшим.
Удивительно, насколько Конрад Лоренц тонко изучил мимику и мельчайшие жесты животных, их восприятие и настроения, темпераменты.
Он упомянул и о том, что его чувство ко всем животным одинаково и у него нет предпочтения к какому-то одному виду, но всё же в книге большая часть посвящена именно собакам и тому, насколько же это драгоценный дар - их преданность.
Трогательно признание: "Факт остаётся фактом: моя собака любит меня больше, чем я её, и это всегда порождает во мне смутный стыд".

При всей своей преданности и любви к питомцам, автор не любит сентиментальное очеловечивание животных, а также печалится, что некоторые несчастные люди по горьким причинам утрачивают веру в себе подобных и ищут эмоциональной помощи у животных, считая их лучше людей.
Утвердительно киваю авторскому: "Прекрасна и поучительна только та любовь к животным, которая порождается любовью ко всякой жизни и в основе которой должна лежать любовь к людям".

(Книга, в сюжете которой есть животное)

ЛОРЕНЦ Конрад (1903-1988)- австрийский естествоиспытатель, один из основоположников современной этологии. Изучал поведение животных и человека, исследовал проблемы эволюции, структуры факторов и механизмов поведения животных ("Кольцо царя Соломона", 1970; "Человек находит друга", 1971).

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад Цахариус (1903-1989) -австр. ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии - науки о поведении животных.

Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсберг, ун-те, с 1948 работал а ун-те Мюнстера, затем - в Ин-те физиологии поведения им.М. Планка в Зеевизене.

На его взгляды большое влияние оказали исследования Уитмена, Крейга, Хейнрота, а в области философии и культурологии - идеи Канта, Шиллера, Фрейда. Характерной особенностью его творчества является попытка соединить эволюц. (или функциональное) и теологич. (или причинно-"механизменное") понимание поведения. Это позволило рассмотреть суть поведения в его субординированности с понятием действия. Для Л. характерно требование междисциплинарности в изучении человека и рассмотрение его поведения в контексте единства естественно-научного и филос. подходов. В отличие от др. ученых, занимавшихся сходной проблематикой, Л. стремился объединить все существующие идеи и теории в единую теорию биологии поведения животных (этологию).

Для Л. наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением осн. механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психики и культуры, с выяснением экол. обусловленности как высшей нервной деятельности, так и разл. типов деятельности культурной. Л. развивал теорию, согласно к-рой любое поведение может выступать как единство наследственного и приобретенного. Помимо инстинктов у человека, как и у высших животных, имеются наследств. образы восприятия (гештальты), они образуют основания для формирования культурных образов, лежащих у истоков культурной картины мира.

Осн. методами решения интересующих его проблем Л. считал сравнительно-истор. (сопоставление форм поведения разл. организмов с целью реконструкции их филогенетич. истории), метод мыслит, реконструкции (метод расследований или телеономический, противостоящий телеологическому), целостный подход. На основе комплексного использования этих методов для изучения человека Л. пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам. Л. отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредств. значение, что и дает толчок для развития культуры. Т.о., культурные процессы, ведущие к образованию человеч. обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетич. процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, к-рые становятся основанием для развития человеч. культуры. По мнению Л., ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, связанным с канализацией агрессии, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеч. разум, язык, способность к агрессии.

С т. зр. Л., разум обладает двойственной значимостью: он способствует развитию приспособит, реакций, увеличивая потенции человека; разум как способность к абстр. мышлению без строго логич. и морального оформления приводит к разрушению культуры, об-ва, самого человека. Наличие разума способствует развитию у человека способности экспериментирования с внешним миром, что приводит к появлению первых орудий труда и технол. изобретений человека. Труд выступает для Л. как вид деятельности, необходимо присущий человеку и вытекающий из особенностей его физиол. и биол. природы (отсутствие необходимых естеств. средств нападения и обороны).

Абстр. мышление и язык лежат в основе умения человека передавать надиндивидуальный опыт, что и определяет по сути саму возможность культурного развития.

С т. зр. Л., наибольшее значение для социального и культурного поведения человека имеет его способность к агрессии, к-рая актуализируется в форме "воинствующего энтузиазма" - инстинктивной реакции, сформированной в филогенезе и оформленной в рез-те культурного развития. "Воинствующий энтузиазм" является побудит, мотивом к культуропорождающей, творч. деятельности человека (создание ценностей культуры), и культуроразрушающей, деструктивной (революции, войны и т.п.). "Воинствующий энтузиазм" - это борьба человека за социокультурные ценности, к-рые освящены культурной традицией. Ценности могут выступать в конкретной (семья, нация,родина)или абстрактно-образной форме. Л. полагал, что механизм "воинствующего энтузиазма", связанный с развитием культуры, включает в себя совокупность ценностей, к-рые подлежат защите, четко опр. образ врага этих ценностей, "среду сообщников", разделяющих данные ценности. На основе искусств, активизации одного или неск. элементов "воинствующего энтузиазма" осуществляется управление человеч. поведением. Манипулирование поведением человека в совр. об-ве достигается с помощью эрзац-ценностей массовой культуры, что ведет к активизации образа врага, к повышению агрессивности, к войнам как необходимой форме существования культуры. Культурными формами, снимающими агрессивность человека, являются помимо войн эрзац-объекты культурно-игровой деятельности, спорт, зрелища. Л. подчеркивал, что культура должна учить человека сознат. контролю над агрессивными реакциями. Если этого не происходит, то развитие культуры приводит к кризису приспособит, инстинктов человека, что обусловливает затем глобальный кризис самой человеч. культуры.

Агрессия трактуется Л. как специфич. нарушение инстинкта, к-рый направлен на поддержание жизни. Л. выступал против психоаналитич. концепции роли и места инстинкта смерти в развитии человеч. культуры, заменяя ее своей теорией "воинствующего энтузиазма" и "терр. самоопределения" человека. Невозможность обуздания человеч. агрессивности, сопряженная с постоянным дефицитом территории из-за роста народонаселения, приводит к нарушению стабильного развития культуры. В этом случае культура утрачивает свою функцию - она перестает выступать как способ сохранения индивидуально приобретенной, но общезначимой информации или способности.

Культура как надфилогенетич. образование содержит исторически приобретенные образцы поведения, к-рые лежат в основе культурной традиции. Культурные достижения человека связаны с закреплением человеч. качеств и образцов поведения, к-рые в первую очередь подвержены влиянию индивидуальных модификаций через воспитание,обучение,социализацию.

Л. полагал, что развитие культуры идет убыстряющимися темпами и сопровождается нарастанием кризисных явлений. Кризисы культуры связаны как с природой человека, к-рый "недостаточно хорош для своей собств. культуры", так и с несовпадением скорости развития культуры и цивилизации. Историю культуры можно уподобить истории межвидовой борьбы: пока культура развивается автономно, она усложняется, совершенствуется, обогащается, способствуя сохранению общечеловеч. генофонда. Дальнейшая эволюция приводит к утрате своеобразия культуры, к потере ею замкнутости. Стирание границ между культурами свидетельствует о прекращении действия межкультурного отбора, в рез-те чего наступает стагнация.

В конечном счете кризис культуры определяется искажением действия инстинктов. Культура не должна быть репрессивна: ее развитие обеспечивается диалектич. единством унаследованного и усвоенного и признанием ценностной значимости естеств. наклонностей человека. Если же культура приводит к сверхрегулированности биол. форм существования человека, глобальный кризис культуры неизбежен.

Л. описал признаки такого кризиса в своей знаменитой книге "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" (1973). К факторам, вызывающим кризис культуры, он относит перенаселенность Земли, что приводит к дефициту территории и переизбытку общения; загрязнение окружающей среды, связанное с утратой человечеством перспектив; ускорение темпов развития, сопряженного с иллюзорными целями; "размягчение чувств", деградация естеств. ощущений, сильных переживаний, глухота; накопление генетич. брака, генетич. деградация, связанная с идеологией равенства; отказ от традиций, борьба поколений как внутривидовое противостояние, отсутствие преемственности; подвластность человечества доктринам, манипулирование поведением людей посредством идеологии, абсолютная вера в силу науки; изобретение техники самоуничтожения, ядерного оружия.

Т. о., совр. культура для Л. - проявление инволюционных процессов в истории человечества.

Идеи Л. оказали большое влияние на развитие концепций совр. социобиологов, на разработку теории генно-культурной коэволюции Уилсона и Ламздена, на практику антропол. исследований.

Соч.: Uber die Bildung des Instinktbegriffes // Die Na-turwissenschaften. В., Jg. 25, 1937. Hf. 19, 20, 21; Evolution and Modification of Behaviour. L., 1966; Die instinktiven Grundlagen menschlicher Kultur // Die Naturwissenschaften. В., 1967. Jg. 54. Hf. 15/16; Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969, № 11; Год серого гуся. М., 1984; Кольцо.царя Соломона. М., 1978; 1995; Человек находит друга. М., 1992; Врожденный запрет братоубийства // Диалоги продолжаются. М., 1989; Агрессия. М., 1994.

Лит.: Berger К. Konrad Lorenz. Berneck, 1990; Evanz R.I. Konrad Lorenz. N.Y.,; L., 1975; Die Naturwissenschaft vom Menschen: eine Einfuhrung in die vergleichende Ver-haltensforschung; das "Russische Manuskript" (1944-1948). Munch., 1992; Панов Е.Н. Этология - ее истоки, становление и место в исследовании поведения. М., 1975; Холличер В. Человек и агрессия: 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М., 1975; Воронин Л. Г. Эволюция высшей нервной деятельности: Очерки. М., 1977; Шишкин А.Ф. Человеч. природа и нравственность. М., 1979; Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиоло-гия: Критич. анализ. М., 1988.
Г.М. Пономарева. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Австрийский зоолог и этолог Конрад Захариас Лоренц родился в Вене, он был младшим из двух сыновей Эммы (Лехер) Лоренц и Адольфа Лоренца. Дед Л. был мастером по изготовлению конских сбруй, а отец, помнивший голодное детство, стал преуспевающим хирургом-ортопедом, который построил в Альтенберге возле Вены нарядное, хотя и несколько аляповатое поместье, украшенное огромными художественными полотнами и римскими статуями. Бродя по полям и болотам вокруг Лоренц-холла, Л. заразился тем, что позже назовет «чрезмерной любовью к животным».

Выращивая домашних уток, юный Л. впервые обнаружил импринтинг, специфическую форму обучения, наблюдающуюся на ранних этапах жизни, с помощью которой животные устанавливают социальные связи и опознают друг друга. «У соседа, – вспоминал позднее Л., – я взял однодневного утенка и, к огромной радости, обнаружил, что у него развилась реакция повсюду следовать за моей персоной. В то же время во мне проснулся неистребимый интерес к водоплавающей птице, и я еще ребенком стал знатоком поведения различных ее представителей».

Вскоре мальчик собрал замечательную коллекцию животных, не только домашних, но и диких, которые жили в доме и на обширной территории вокруг него, как в настоящем частном зоопарке. Это позволило Л. познакомиться с разными видами животных, и теперь он не склонен был видеть в них просто живые механизмы. Как исследователь, стоящий на позициях объективности в науке, он был далек от мысли интерпретировать поведение животных по образу и подобию человеческих мыслей и чувств. Его более интересовали проблемы инстинкта: как и почему поведение животных, не обладающих человеческим разумом, характеризуется сложными и адекватными обстоятельствам моделями?

Получив начальное образование в частной школе, которой руководила его тетка, Л. поступил в «Шоттенгимназиум» – школу с очень высоким уровнем преподавания. Здесь привычки Л. к наблюдению были подкреплены обучением зоологическим методам и принципам эволюции. «По окончании средней школы, – писал впоследствии Л., – я был по-прежнему увлечен эволюцией и хотел изучать зоологию и палеонтологию. Однако я послушался отца, который настаивал на моих занятиях медициной».

В 1922 г. Л. был зачислен в Колумбийский университет Нью-Йорка, но спустя 6 месяцев вернулся в Австрию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Хотя у него было мало желания становиться врачом, он решил, что медицинское образование не повредит его любимому призванию – этологии, науке о поведении животных в естественных условиях. Л. вспоминал об университетском преподавателе анатомии Фердинанде Хохштеттере, который дал «прекрасную подготовку по методическим вопросам, научив отличать черты сходства, вызванные общим происхождением, от таковых, обусловленных параллельной адаптацией». Л. «быстро понял... что сравнительный метод должен быть так же применим к моделям поведения, как и к анатомическим структурам».

Работая над диссертацией для получения медицинской степени, Л. начал систематически сопоставлять особенности инстинктивного поведения животных. В это же время он служил лаборантом кафедры анатомии Венского университета. После получения в 1928 г. медицинской степени Л. перешел на должность ассистента кафедры анатомии. Однако его все же интересовала этология, а не медицина. Он начал работать над диссертацией по зоологии, одновременно читая курс по сравнительному поведению животных.

До 1930 г. в науке об инстинктах преобладали две установившиеся, но противоположные точки зрения: витализм и бихевиоризм. Виталисты (или инстинктивисты) наблюдали за сложными действиями животных в естественной среде обитания и поражались той точности, с которой инстинкт животных соответствовал достижению поставленных природой целей. Они либо объясняли инстинкты расплывчатым понятием «мудрость природы», либо считали, что поведение животных мотивируется теми же факторами, которые лежат в основе деятельности человека. Сторонники бихевиоризма, напротив, изучали поведение животных в лаборатории, проверяя способности животных к решению экспериментальных задач, например поискам выхода из лабиринта. Бихевиористы объясняли поведение животных цепочками рефлекторных реакций (наподобие тех, которые описывал Чарлз С. Шеррингтон), связанных воедино посредством классического кондиционирования, изученного Иваном Павловым. Бихевиористов, исследования которых были сконцентрированы в основном на действиях, приобретенных путем обучения, приводило в замешательство само понятие инстинкта – сложного набора врожденных, а не приобретенных реакций.

Первоначально Л. склонялся к бихевиоризму, полагая, что инстинкты основываются на цепи рефлексов. Однако в его исследованиях росло число доказательств в пользу того, что инстинктивное поведение является внутренне мотивированным. Например, в норме животные не проявляют признаков связанного со спариванием поведения в отсутствие представителей противоположного пола и далеко не всегда проявляют эти признаки даже в их присутствии: для активизации инстинкта должен быть достигнут определенный порог стимуляции. Если животное долго находилось в изоляции, порог снижается, т.е. воздействие раздражителя может быть слабее, пока в конце концов животное не начинает проявлять признаков связанного со спариванием поведения даже в отсутствии раздражителя. Л. сообщил о результатах своих исследований в серии статей, опубликованных в 1927...1938 гг.

Лишь в 1939 г. Л. признал важность своих собственных данных и встал на ту точку зрения, что инстинкты вызываются не рефлексами, а внутренними побуждениями. Позднее в этом же году Л. встретил на симпозиуме в Лейдене Николаса Тинбергена; их «взгляды совпали до неправдоподобной степени», скажет впоследствии Л. «В ходе наших дискуссий оформились некоторые понятия, которые позже оказались плодотворными для этологических исследований». Действительно, концепция инстинкта, которую разработали Л. и Тинберген в течение последующих нескольких лет, легла в основу современной этологии.

Л. и Тинберген высказали гипотезу, согласно которой инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор обусловленных средой, или социальных, стимулов. Это, так называемое ориентировочное, поведение часто в высшей степени изменчиво; как только животное встречает некоторые «ключевые» стимуляторы (сигнальные раздражители, или пусковые механизмы), оно автоматически выполняет стереотипный набор движений, называемый фиксированным двигательным паттерном (ФДП). Каждое животное имеет отличительную систему ФДП и связанных с ней сигнальных раздражителей, которые являются характерными для вида и эволюционируют в ответ на требования естественного отбора.

В 1937 г. Л. начал читать лекции по психологии животных в Вене. Одновременно он занимался изучением процесса одомашнивания гусей, который включает в себя утрату приобретенных навыков и возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Л. был глубоко обеспокоен вероятностью того, что такой процесс может иметь место у человека. Вскоре после присоединения Австрии к Германии и вторжения в нее немецких войск Л. сделал то, о чем позже будет вспоминать так: «Послушавшись дурного совета... я написал статью об опасностях одомашнивания и... использовал в своем сочинении худшие образцы нацистской терминологии». Некоторые из критиков Л. называют эту страницу его научной биографии расистской; другие склонны считать ее результатом политической наивности.

Через два года после получения должности на кафедре психологии Кенигсбергского университета (ныне г. Калининград) Л. был мобилизован в германскую армию в качестве военного врача, несмотря на то что никогда не занимался медицинской практикой. Посланный на Восточный фронт в 1942 г., он попал в плен к русским и долгие годы работал в госпитале для военнопленных. Репатриирован лишь в 1948 г., когда многие друзья и родственники считали его давно погибшим.

В первые годы после возвращения в Австрию Л. не мог получить никакой официальной должности, но все же благодаря финансовой помощи друзей продолжал свои исследования в Альтенберге. В 1950 г. он и Эрих фон Холст основали Институт физиологии поведения Макса Планка.

В течение следующих двух десятилетий Л. занимался этологическими исследованиями, сконцентрировавшись на изучении водоплавающих птиц. Его статус основоположника современной этологии был неоспоримым, и в этом качестве он играл ведущую роль в диспутах между этологами и представителями других научных дисциплин, в частности психологии поведения животных.

Некоторые из наиболее противоречивых взглядов Л. высказаны в его книге «Так называемое зло: о природе агрессии» («Das sogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression», 1963). Как видно из названия, Л. считает агрессию не более чем «злом», потому что, несмотря на нередко разрушительные последствия, этот инстинкт способствует осуществлению таких важнейших функций, как выбор брачных партнеров, установление социальной иерархии, сохранение территории. Критики этой книги утверждали, что ее выводы оправдывают проявления насилия в человеческом поведении, хотя, по мнению самого Л., врожденная человеческая агрессивность становится еще опаснее оттого, что «изобретение искусственного оружия нарушает равновесие между разрушительными потенциалами и социальными запретами».

Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 г. была разделена между Л., Тинбергеном и Карлом фон Фришем «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных». Его достижением считалось, в частности, то, что он «наблюдал модели поведения, которые, судя по всему, не могли быть приобретены путем обучения и должны были быть интерпретированы как генетически запрограммированные». Более любого другого исследователя Л. способствовал растущему пониманию того факта, что поведение возникает на такой же генетической основе, как и всякая другая характеристика животных, и, следовательно, подвержено действию естественного отбора.

После ухода на пенсию в 1973 г. из Института Макса Планка Л. продолжает вести исследования в отделе социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге, где он живет и по сей день.

В 1927 г. Л. женился на Маргарет (Гретль) Гебхардт, с которой дружил с детства; у супругов родилось две дочери и один сын.

Среди наград и знаков отличия, которыми удостоен Л., золотая медаль Нью-Йоркского зоологического общества (1955), Венская премия за научные достижения, присуждаемая Венским городским советом (1959), премия Калинги, присуждаемая ЮНЕСКО (1970). Л. является иностранным членом Лондонского королевского общества и американской Национальной академии наук.

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Конрад Цахариас Лоренц - выдающийся австрийский ученый - биолог, один из основоположников этологии - науки о поведении животных и человека, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Конрад Лоренц родился 7 ноября 1903 года близ Вены, воспитывался в лучших традициях европейской культуры. Лоренц окончил медицинский факультет Венского университета, был учеником выдающихся медиков и биологов, но, получив диплом врача, медицинской практикой не занимался, а посвятил себя исследованию поведения животных. Вначале прошел стажировку в Англии под руководством известного биолога и философа Джулиана Хаксли, а затем занимался самостоятельными исследованиями в Австрии.

Лоренц начал с наблюдений за поведением птиц, определив, что животные передают знания друг другу путем обучения. В 30-е годы Лоренц был уже одним из лидеров биологии. В это время он сотрудничал со своим другом - голландцем Тинбергеном, с которым спустя десятки лет в 1973 году разделил Нобелевскую премию.

В 1940 году стал профессором Кенигсбергского университета, работая на престижной кафедре. В годы Второй мировой войны был Вермахтом мобилизирован и направлен на Восточный фронт. Работал врачом, делая операции в военном госпитале в Белоруссии. В 1944 году при отступлении немецкой армии, Лоренц попал в плен и был направлен в лагерь для военнопленных в Армении.

Лоренц рассказывал, что в его лагере начальство не воровало, и можно было выжить. Не хватало белковой пищи и «профессор», как его называли в лагере, ловил скорпионов и, к ужасу конвойных, съедал в сыром виде, выбрасывая ядовитых хвост. Пленных водили на работы и он, наблюдая за козами, сделал открытие: в естественных условиях образование условных реакций способствует сохранению вида, когда условный стимул находится в причинной связи с безусловным.

В 1948 году Лоренц, как насильственно мобилизированный в немецкую армию, освобождается из плена. В лагере он начал писать книгу о поведении животных и человека, которая называлась «Оборотная сторона зеркала». Писал он гвоздем на бумаге из-под цемента, пользуясь марганцовкой вместо чернил. «Профессора» уважало лагерное начальство. Он попросил взять с собой свою «рукопись». Офицер госбезопасности дал возможность перепечатать книгу и разрешил взять ее с собой под заверение, что в книге ничего нет о политике.

Лоренц возвращается в Австрию в свою семью, вскоре его приглашают в ФРГ и он возглавляет институт физиологии в Баварии, где получает возможность вести исследовательскую работу.

В 1963 году выходит его книга «Так называемое зло», принесшая Конраду мировую славу. В этой книге он рассказывает об агрессии и ее роли в образовании форм поведения.

Кроме научных исследований, Лоренц занимается литературной деятельностью, его книги пользуются популярностью и сегодня.

По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, много лет изучал поведение серых гусей, открыв у них явление импринтинга, изучал также аспекты агрессивного поведения животных и человека. Проанализировав поведение животных, Лоренц подтвердил вывод З. Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители, и если убрать раздражители, то агрессивность будет накапливаться. Когда агрессия вызвана внешним раздражителем, то она может переадресовываться кому-то другому или неодушевленным предметам.

Лоренц сделал вывод, что у сильно вооруженных видов выработалась сильная врожденная мораль. И, наоборот, слабо вооруженные виды имеет слабую врожденную мораль. Человек от природы слабо вооруженный вид, и хоть с изобретением искусственного оружия человек и стал самым вооруженным видом, однако его мораль осталась на прежнем уровне.

Сознавая свою ответственность, Лоренц выступает по радио с лекциями о биологическом положении в современном мире и публикует книгу «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». В ней он критикует современное капиталистическое общество, дает ответы на противоречивые вопросы современности, выделяя восемь основных тенденций, ведущих к упадку: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, вызванный конкуренцией, возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традициями, индокринируемость и угроза ядерного оружия.

Человек, приспособленный для выживания в небольшом коллективе и условиях мегаполиса, не может сдерживать свою природную агрессивность. В качестве примера двух крайностей, Лоренцом наблюдается гостеприимность людей, живущих вдали от городов и взрывоопасная нервозность в лагерях. Концентрация людей в городе, где нарушена природа, приводит к эстетической и этической деградации жителя. Каждый человек вынужден трудиться интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот процесс ничем не ограничивается, но сопровождается рядом хронических болезней у активных людей. Таким образом, достижение цели связано с дискомфортом. Современная медицина и бытовые условия лишают человека привычки терпеть.

Сострадание, которое цивилизованный человек может выражать ко всем людям, ослабляет естественный отбор и ведет к генетическому вырождению. Следует подчеркнуть, что «заболевания» капиталистических обществ существуют только в комплексе с другими проблемами.

Конрад Лоренц является выдающимся популяризатором науки, на его научно-популярных книгах воспитывалось целое поколение биологов.

Среди известных книг следует выделить такие:

Кольцо царя Соломона; Человек находит друга;

Год серого гуся, Эволюция и изменение поведения;

Агрессия - так называемое «зло»; Оборотная сторона зеркала;

Изучение поведения человека и животного, Основа этологии;

8 смертных грехов цивилизованного человечества;

Угасание человеческого.

С 1970-х годов эти идеи Лоренца получили развитие в исследовании эволюции познания. Подробное изложения своих взглядов на проблемы познания дает в книге «Оборотная сторона зеркала», где сама жизнь рассматривается как процесс познания, сочетая поведение животных и человека с общей картиной биологии.

Говоря о философском содержании книги, Лоренц делает акцент на познавательные способности человека. Как объясняет Лоренц, научному знанию предшествует знание об окружающем мире, о человеческом обществе и о самих себе. Само существование человека - это познавательный «когнитивный» процесс, основанный на «любознательном» поведении. Поведение невозможно понять, не изучив сами формы поведения человека и животных. Этим и занимается этология - наука о поведении животных и человека. Каждый акт познания есть взаимодействие между внешней частью организма и самим организмом.

Лоренц считал, что человек от природы с самого рождения обладает основными формами мышления и добавляется приобретенный жизненный опыт. «Априорное знание», т.е. знание, предшествующее всякому опыту, состоит из основных идей логики и математики.

Журнал «Зеркало» как-то назвал Корнада Лоренца «Энштейном души животных», что очень точно характеризует его колоссальную работу в этом направлении. Философское значение работ Лоренца не ограничивается гносеологией. Составной частью философии всегда были размышления о природе человека, его месте в мире, о судьбах человечества.

Эти вопросы волновали Лоренца, и он подходил к их исследованию с естественнонаучных позиций, используя данные теории поведения и теории познания - по существу новых биологических дисциплин. Лоренцом открыты новые пути в исследовании природы человека и человеческой культуры - это объективный анализ соотношения инстинктивных и запрограммированных побуждений в человеческом поведении. Его статья, под названием: «Теория Канта об априорном в свете современной биологии», стала главной директивой биологии.

Интересно отметить, что в пожилом возрасте Конрад Лоренц высказывался как экологический критик и стал в Австрии лидером движения «зеленых».

В наше время заключения К. Лоренца становятся все более актуальными и являются своеобразным фундаментом для их дальнейшего развития.

Конрад Лоренц скончался 27 февраля 1989 года в Вене, прожив долгую и яркую творческую жизнь.

Лучшие статьи по теме