Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Личностная и субъектная детерминация дея-тельности в контексте метасистемного подхода. Субъектная детерминация успешности научно-исследовательской деятельности токатлыгиль юлия сергеевна Субъектная детерминация деятельности

Личностная и субъектная детерминация дея-тельности в контексте метасистемного подхода. Субъектная детерминация успешности научно-исследовательской деятельности токатлыгиль юлия сергеевна Субъектная детерминация деятельности

Средовая детерминация

Принцип средовой (внешней) детерминации психической деятельности возник на почве психофизических исследований, где изучался отклик испытуемых на целостные объекты воздействия с хорошо измеряемыми параметрами их физических свойств. Здесь были получены определенные зависимости эффектов узнавания предъявляемых объектов от внешних условий ситуации взаимодействия с ними. Эти условия подразделялись на природные и предметные, которые конкретизировались на уровне независимых переменных в измеряемых физических свойствах объектов взаимодействия. Главным изучаемым феноменом этого взаимодействия стала адекватность отражения (узнавание) объектов. Особенности этого отражения стали интерпретироваться как закономерности познавательной деятельности, что привело к возникновению когнитивных теорий.

Однако, как показали исследования социальной перцепции, человек может выстраивать взаимодействие с миром вещей и людей, и на основе ложных представлений, о чем наглядно свидетельствуют манипулятивные технологии современных средств информации. В данном случае многое зависит от убеждений и веры человека.

Исследование обусловленности психического и психологии человека средовыми факторами не исчерпывается психофизическими объяснениями. Бихевиоризм вынес за скобки психическое и признал основной детерминантой поведения человека среду во всех ее проявлениях. Экологический бихевиоризм предлагает создание соответствующих сред для управления поведением человека и групп, где индивидуальность человека низводится до единицы функционирования в определенной среде. Во многом эти идеи реализуются в современном производстве, образовании, сфере услуг, порою даже в организации досуга.

Еще одной из детерминант является социальная среда, поэтому многие теории и концепции основаны на влиянии социальной и культурной среды на развитие психики в фило- и онтогенезе. Примерами могут служить культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, теория социальной перцепции Дж. Брунера, социальный конструкционизм К. Дж. Гергена.

Индетерминированность и субъективность психического отражения

Индетерминированность определяется как способность к произвольности субъекта психического отражения (свободе воли). Это понятие предполагает отрицание какой-либо детерминации вообще. Но вряд ли это возможно, так как в мире все взаимообусловлено. В этом случае речь может идти о детерминирующей роли субъекта, который в меру своей активности участвует во всех процессах психического отражения. Каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность, проецируя на воспринимаемое собственный опыт. В этом смысле показательными всегда выглядят проективные методики: незаконченные предложения, неопределенные визуальные образы, когда человек сам достраивает предъявляемые ему стимулы. Более того, если разным людям предъявляются одинаковые ситуации или же они сами являются их участниками, то их реагирование будет различно именно потому, что для каждого человека предъявляемая ситуация будет иметь свое уникальное значение. Например, уступив место женщине в общественном транспорте, нельзя быть абсолютно точно уверенным, как она интерпретирует этот поступок. В одном случае, она может обрадоваться и решить, что уступающий ей место - настоящий джентльмен. В другом случае, она может решить, что хорошо выглядит, и воспринять это как повод для знакомства. В третьем - решить, что это намек на возраст, и огорчиться. В четвертом, если она убежденная феминистка, то воспримет это как оскорбление. Список можно продолжать до бесконечности, поскольку каждый человек - индивидуальность, и довольно сложно прогнозировать поведение каждого, поскольку порой даже настроение может сыграть роль в выборе той или иной стратегии поведения.

Субъект является источником субъективности, в которой заключено главное содержание психологии человека как специфического явления его психической деятельности. Человек в этом процессе становится субъектом - активным агентом и фактором взаимодействия с миром вещей и людей. Эти функции усиливаются в роли творца отношений со всеми обстоятельствами жизнедеятельности. В результате усиливается и влияние субъекта на всевозможные отклики и формы проявления психологии человека. Возрастает значение мотива самореализации. Обостряются отношения между личностью и обществом. Субъективные представления о жизни человека и общества начинают доминировать над естественными законами бытия. Все это приводит к парадоксальности психологии человека.

Детерминация психической деятельности

согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины - физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "детерминация психической деятельности" в других словарях:

    Этнопсихологический словарь

    ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - (от лат. determine определяю) процесс проявления причинной зависимости, выражающийся в способности национальной психологии (национально психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений …

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

    Установка (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Установка. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Установка неосознанное психологическое сост … Википедия

    Опережающее обучение - Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия

    Психологическая установка - Установка психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных… … Википедия

    Абульханова, Ксения Александровна - (1933 г. р.) Российский психолог, философ, доктор философских наук (1974), профессор (1993), действительный член Российской Академии образования (1993). Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1956 по 1974… … Кто есть кто в российской психологии

    ЛИЧНОСТЬ - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия

    СВОБОДА ВОЛИ - понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… … Философская энциклопедия

Книги

  • Отождествление и его роль в художественном творчестве , Коган Яков Моисеевич. Публикуемая книга посвящена широкому теоретическому и прикладному исследованию значения механизмов идентификации в жизни и творческой деятельности. Впервые онавышла в Одессе в 1926 г. в серии…

Детерминация крминальной экономической деятельности предлставляет собой процесс ее обусловливания, определения. Термин "детерминанты" или "факторы" преступности традиционно применяется в качестве обобщающего родового понятия для обозначения причин и условий преступности. В этом же смысле он используется в настоящей работе.
Причины и условия играют различную роль в процессе порождения криминального поведения в сфере экономики. Если причины собственно порождают его, то условия сами по себе не порождают данное явление, но влияют на процессы порождения, участвуют в его детерминации.
Область действия причин – это, прежде всего, мотивация и принятие решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных Избрание же среди криминальных данных конкретных средств, выбор конкретного объекта преступного посягательства, причинение конкретного вреда в соответствующих условиях места и времени определяется в значительной мере условиями. Такими условиями могут быть обстоятельства, характеризующие состояние внешней среды при принятии и исполнении решения (например, слабость или отсутствие финансового контроля), а также те обстоятельства, которые характеризуют самого человека (например, обладание специальными знаниями, опытом).
Мы исходим из интеракционистского понимания детерминации преступности, согласно которому причина – это взаимодействие среды и человека в определенных условиях. Основной нашей целью является описание институциональных, конъюнктурных, экономико-политических, социально-экономических свойств рыночной хозяйственной системы, которые, с одной стороны, создают благоприятные возможности для различных моделей криминальной активности, с другой – оказывают в конечном итоге также деформирующее влияние на мотивацию экономических агентов.
Криминальная экономика существует в любом обществе, где есть государство и экономика. В любом современном обществе воспроизводятся и факторы противоправной экономической деятельности.
Детерминанты противоправного поведения в сфере экономики могут быть рассмотрены на трех уровнях:
фундаментальные детерминанты, связанные с сущностными характеристиками хозяйственной системы определенного типа: рыночной, командно-административной, переходной;
конкретные причины, связанные в основном с проводимой социально-экономической политикой;
условия и обстоятельства совершения конкретных видов правонарушений и преступлений.
Предметом рассмотрения в этой работе являются фундаментальные и конкретные детерминанты. Из этого комплекса факторов нами будут рассмотрены первые две группы.
Третья группа факторов не является предметом систематического анализа в настоящем учебнике. В отдельных случаях они рассматриваются применительно к экономическим преступлениям и нелегальным рынкам в соответствующих частях учебника.
В структуре конкретных детерминантов выделяется и рассматривается в отдельном параграфе специфический комплекс факторов, связанных преимущественно с возникновением и развитием скрытого сектора нормальной экономики – производством нормальных товаров, оказанием нормальных услуг, выполнением нормальных работ, не запрещенных законодательством. При этом некоторые из факторов, порождающих эту часть теневой экономики, оказываются детерминантами и для других ее секторов. Кроме того, сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и налогообложения влечет, как правило, ее криминализацию, вовлечение ее агентов в различного рода уголовно наказуемые виды активности. В определенном смысле можно сказать, что теневая экономики является самостоятельным фактором криминализации, а ее собственные детерминанты могут рассматриваться в качестве таковых и для порождаемых ею криминальных последствий.
Выделение отдельных криминогенных факторов и их категорий является в определенной степени условным, поскольку криминальное экономической поведение формируется и воспроизводится под воздействием всей их взаимосвязанной совокупности. Кроме того, оно оказывает на детерминанты обратное воздействие, обеспечивая самодетерминацию криминального экономического поведения.
В последующих параграфах внимание уделяется преимущественно изучению криминогенных факторов экономического характера.
Учитывая вышесказанное, проблема детерминации криминального экономического поведения рассматривается в трех параграфах:
"Фундаментальные детерминанты криминальной экономической деятельности";
"Конкретные детерминанты криминальной экономической деятельности";
"Детерминанты теневой экономики".

Еще по теме 1.4. Детерминация криминальной экономической деятельности:

  1. Глава 32. Экономическая роль государства: общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности
  2. Глава IVСИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по методологии СНС)
  3. 4.1 Основные показатели результатов экономической деятельности страны, региона
  4. Модуль 4. Организация экономической деятельности социальной защитынаселения
  5. Глава 4.2. Организация экономической деятельности и эффективность социальных служб
  6. 4.2.1. Организация экономической деятельности социальных служб
  7. 1.4. Детерминация криминальной экономической деятельности
  8. 1.5. Фундаментальные детерминанты криминальной экономической деятельности в условиях рыночной хозяйственной системы

В исследовании особенностей детерминации деятельности мозга особое место занимает детерминация творческого процесса как процесса возникновения нового. Строго говоря, любая форма мозговой деятельности, имеющая отношение к построению поведения, носит творческий характер. Это относится не только к процессу выработки условного рефлекса, но и к осуществлению хорошо упроченного, «автоматизированного», «задолбленного» условного рефлекса. Осуществление такого условного рефлекса протекает каждый раз в иной внешней ситуации, при ином состоянии организма, т. е. требует учета колоссального количества переменных и представляет всегда в той или иной степени творческий акт. Однако относительный удельный вес творческих элементов в построении поведения неизмеримо возрастает при освоении организмом новой, а не рутинной ситуации. В такой новой ситуации организм сталкивается с необходимостью решения новой задачи, используя при этом ранее накопленный опыт. Это выдвигает вопрос о возможных механизмах и детерминации порождения мозгом истинно нового, о детерминации творчества.

Как уже отмечалось, одной из основ понимания многих важных сторон деятельности мозга являются фундаментальные общебиологические закономерности, т. е. закономерности, которым подчиняются все без исключения биологические объекты. Преломляясь в деятельности конкретных биологических объектов в соответствии с их внутренней природой (качественной определенностью, спецификой), эти закономерности не утрачивают своей биологической универсальности. Проблема творчества (порождения нового) - одна из сложнейших и наименее изученных форм деятельности мозга. Это, по сути дела, одно из конкретных проявлений центральной проблемы биологии - проблемы возникновения нового, в конечном счете - возникновения жизни и направленности эволюционного процесса. Как ни далеки на первый взгляд эти проблемы от конкретных механизмов творческого процесса, их анализ есть решение в общей форме вопроса о природе и направленности творчества. Сказанное делает уместным и целесообразным характеристику проблемы возникновения жизни и сущности процесса эволюции.

В настоящее время проблема происхождения жизни в сущности остается открытой. Широко известные теории происхождения жизни (например, теории А. И. Опарина, Г. Г. Мёллера), хотя и опираются на определенные экспериментальные аргументы, не могут тем не менее считаться строго доказанными. Как подчеркивает академик Н. П. Дубинин, жизнь - «это сложное, структурно-системное, открытое, многоплановое явление, обладающее самодвижением и способностью к развитию в определенных условиях среды, свойства которого не могут быть охарактеризованы однозначно. Такая система не могла родиться в результате только количественного нарастания сложности физико-химических процессов в рамках одной только химической эволюции. Появление новой формы движения материи стало возможным лишь путем скачка при сцеплении взаимодействующих веществ и энергии в новом системно-структурном качестве. Эта системность могла быть элементарной, но обязательно качественно новой» . Указывая, что многие современные теории происхождения жизни явно или неявно опираются на редукционистские идеи, Н. П. Дубинин со всей определенностью отмечает, что на путях редукционистской методологии проблема происхождения жизни не может быть решена, так как «вопреки редукционистской концепции анализ молекулярной организации информации в клетке показывает невозможность редуцировать явление жизни к законам физики и химии» . Именно поэтому появление живого не может рассматриваться как простое продолжение химической эволюции. Поэтому «главным в тайне происхождения жизни является загадка, как, разрывая континуум количественных процессов химической эволюции, путем скачка, возникло новое качество при объединении в живую систему специфических веществ, энергии и информации» . Современное состояние проблемы происхождения жизни позволяет подчеркнуть три принципиальных обстоятельства:

  1. «Решение вопроса о происхождении жизни неразрывно связано с вопросом о сущности жизни» .
  2. Жизнь - это особая структурная система, и, следовательно, системный подход необходимый методологический принцип исследования происхождения и сущности жизни.
  3. В происхождении жизни существенное место занимает элемент случайности, однако «случайность появления биологической формы движения материи имеет сложный диалектический характер». Хотя возникновение жизни «и было подготовлено всем ходом химической эволюции, однако новое течение необходимости возможно в форме случайности, когда в уникальном виде возникла форма биологического движения материи, вспыхнула искра жизни» . Конкретная сущность диалектического скачка, в результате которого возникла живая система, еще очень далека от понимания, но очевидны методологические ориентиры продуктивных исследований этой центральной общебиологической и общенаучной, а в конечном итоге - философско-мировоззренческой проблемы. В последние годы выдвинут ряд интересных гипотез о сущности возникновения жизни. Одной из таких гипотез является гипотеза Г. Кастлера о возникновении информации на основании «запоминания случайного выбора». Возникновение информации на основе запоминания случайного выбора - это и есть, по Кастлеру, возникновение биологической организации, т. е. жизни. В соответствии с этой гипотезой в системе способных к полимеризации нуклеотидов-мономеров могут идти реакции поликонденсации, в результате которых образуются однонитевые полинуклеотиды. На некоторых из таких однонитевых полинуклеотидов может синтезироваться комплементарная нить. Как указывает Л. А. Блюменфельд, анализировавший гипотезу Кастлера, «первая двунитевая молекула образуется в этой системе в результате чисто случайного И весьма маловероятного процесса: на одной из однонитевых полярных молекул матричный синтез успевает пройти до того, как она подвергается гидролизу. Последовательность нуклеотидов в этой однонитевой молекуле могла быть любой. Однако после того, как эта двунитевая структура образовалась, ситуация в системе резко изменилась. Последовательность нуклеотидов, реализованная в этом долгоживущем двунитевом полимере, приобрела смысл. Смысл этот заключается просто в том, что эта последовательность нуклеотидов в двунитевой стабильной и способной к редупликации молекул существует, а другие возможные последовательности - нет». В результате «в системе будет быстро возрастать концентрация однонитевых полимеров именно с этой, теперь уже особой, последовательностью. Эти однонитевые полинуклеотиды теперь уже находятся в динамическом равновесии не только с мономерами, но и со стабильными двунитевыми структурами с той же последовательностью нуклеотидов. Концентрация двунитевых полимеров будет возрастать за счет мономеров благодаря редупликации. Случайно образованные однонитевые полимеры с «хорошей», «осмысленной» последовательностью имеют большие шансы выжить, образовав стабильные двунитевые структуры с комплементарными полимерными молекулами, а однонитевые полимеры с «плохой», «бессмысленной» последовательностью почти наверняка подвергнутся гидролизу… Таким образом, благодаря запоминанию случайного выбора в приведенном гипотетическом полимере возникла упорядоченность, имеющая смысл, возникла система, способная создавать осмысленную информацию. Теперь можно спросить: для чего полимеры в этой системе имеют такую последовательность нуклеотидов? И получить ответ: для того, чтобы они могли существовать, так как при этой последовательности у них максимальные шансы выжить. По своим физическим характеристикам молекулы полимеров с такой последовательностью могут ничем не отличаться от других. Их последовательность имеет смысл просто потому, что случайно возникла система самовоспроизводящихся полимеров с такой последовательностью. Таким образом, смысл некоторой упорядоченности не есть категория физическая. Она определяется всей историей возникновения этой упорядоченности, ее эволюцией. Не следует думать, конечно, что в этом смысле есть нечто мистическое, что объекты, имеющие смысл, не подчиняются законам физики. Все они подчиняются физическим законам, но сами по себе их физические характеристики не определяют наиболее интересные для нас свойства: их смысл… Смысл имеет та последовательность, которая возникла и закрепилась благодаря случайному акту образования двунитевой структуры. Главное отличие «осмысленной» последовательности от других, способных к самовоспроизведению, заключается в том, что она уже существует. По сравнению с этим отличием другие уже несущественны. Точно так же синтезируемая в клетке макромолекула некоторого специфического биополимера (нуклеиновой кислоты, белка) характеризуется особой, осмысленной упорядоченностью. Эта упорядоченность осмысленна не столько благодаря особым физическим или химическим свойствам самой макромолекулы, сколько существованию всей специфической конструкции клетки. В другом окружении упорядоченность, информация данной молекулы может стать бессмысленной». Оценивая далее роль случайности в эволюции, Л. А. Блюменфельд указывает, что «фундаментальным эволюционным актом является случайный выбор из неизмеримо большого числа возможностей, перебрать которые нельзя при любых мыслимых сроках и темпах эволюции. При этом произведенный случайный выбор делает кинетически недоступной целую область дальнейших случайных выборов. Таким образом, поведение биологической системы определяется ее историей»

Исследование проблем детерминации субъектных качеств и глубинных личностных структур субъекта в связи с его включением в организационно-профессиональные системы является перспективным направле-нием в исследовании соотношения субъекта и личности. Несмотря на многозначность точек зрения на про-блему, в целом определились некоторые общие акценты в понимании личности и субъекта. Значение соци-ального фактора в формировании личности было рассмотрено многими отечественными и зарубежными учеными. В то же время была обоснована необходимость исследования внешних влияний и характеристик внутреннего мира личности на активность субъекта, степень выраженности которой зависит от особенно-стей личности, социальной среды и субъективной значимости ситуации. Б. Г. Ананьев также рассматривал личность как продукт психического и социального развития человека, один из интегрирующих процессов которой является деятельность, когда человек выступает как субъект деятельности, познания и общения (Ананьев, 1980). Но каждый профессионал одновременно является субъектом разных видов деятельности: индивидуальной деятельности, профессионального сообщества и представителем своей организации, т. е. социальным субъектом (Брушлинский, 2003). Поэтому вполне правомерен и своевременен призыв А. В. Брушлинского (2003) перейти в психологических исследованиях от психологии субъекта профессиональной деятельности к психологии субъекта жизнедеятельности. Именно целостность жизнедеятельности субъекта является предпосылкой ее индивидуальности, активности, инициативности, которые особенно ярко проявляются в профессиональной деятельности человека как субъекта организации, общества и т. д. Это обусловливает необходимость в исследованиях профессиональной деятельности, особенно в условиях адаптации к природным, техногенным и социально-экономических условиям, перехода от системного к метасистемному подходу. Так как именно внешне системные взаимодействия обеспечивают взаимодействие субъекта с системой того же порядка или с системой более высокого порядка или метасистемой, в которую он входит как субъект (Карпов, 2007). Только на субъектном уровне активности происходит координация поступков и действий профессионала, на этом уровне профессионал становится объектом самовоздействия, самоуправления, самоорганизации. Степень сформированности отдельных компонентов субъектной саморегуляции, их содержательное наполнение и отношения между ними отражают уникальность личности, позволяют ей осуществлять согласование субъектной активности с требованиями деятельности, социума и смыслом и целями своей жизнедеятельности (Прыгин, 2005).

Профессиональная деятельность формирует профессиональное и социальное самосознание человека, что составляет основу его субъектности, стержнем которой является личность человека. Можно сказать, что в процессе социально-профессиональной адаптации личностная детерминация определяет стратегию и тактику регуляции деятельности и состояния человека, а субъектная, как более социализированная детерминация, - его отношение к работе, позицию в организации. Поэтому анализ процесса определения цели и выбора стратегии деятельности необходимо рассматривать сквозь призму социализации и взаимодействия внутренней среды личности с социальной средой. Сложность в исследовании этого взаимодействия состоит в необходимости четкого разделения детерминант субъектной и личностной активности профессионала, определяющих направленность их воздействия на преобразование ситуации (во вне) или на создание самой личностью условий для развития своей индивидуальности, своей жизненной стратегии, так как направленность личности является основным компонентом высшего, социально-обусловленного уровня личностных свойств индивидуума (Рубинштейн, Ломов, 1984). В результате взаимодействия личности и социума происходит переработка и интериоризация субъектом внешней информации, трансформации субъектом социальных норм в новые индивидуальные ценности личности.

Другая сложность состоит не только в выборе детерминант, а в том, чтобы субъект осознал ее как про-блему, представил ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она должна быть.

Как показали наши исследования, на определенном этапе адаптации может возникнуть внутренняя раздвоенность профессионального самосознания субъекта, в результате которой целенаправленная активность субъекта может быть деформирована, особенно, если ему предстоит выбор между двумя конкурирующими мотивами: необходимостью как можно лучше выполнить свою работу и желанием сохранить и поддержать комфортное психическое состояние. Это может приводить и к нарушению целостности личности профессионала, за которой всегда «проглядывает» сущность субъекта, проявляется смысл его деятельности. С одной стороны, субъект совершает поступки, за которыми стоят его определен-ные цели, намерения, с другой стороны, на эти поступки влияют внешние события, заинтересованность общества и др. В результате взаимодействия личностного и субъектного, природного и социального обра-зуется определенная метасистема профессиональной детерминации человека. Она включает совокупность субъектных, формальных и неформальных, правил и норм поведения, моральных принципов, престижности, обычаев, традиций, коллективно разделяемых материальных, социальных и нравственных ценностей и личностных - мировоззренческих, смысловых и духовных ценностей, созданных или создаваемых профессионалами в процессе трудовой деятельности. С этих позиций мы попытались исследовать динамику и функции следующих пар детерминант субъектной и личностной активности: мотивационно-волевых, ценностно-смысловых и нравственно-духовных, как более или менее социально-детерминированных (Дикая, 2003). В наших исследованиях адаптации профессионалов к деятельности в экстремальных условиях было выявлено, что мотивационные и волевые процессы выполняют разные функции и вследствие этого их роль в деятельности субъекта различна. Мотивационные процессы, отражающие социальные цели, предпочтения, максимально представлены на начальных этапах деятельности субъекта при опре-делении им целей и задач деятельности, выборе стратегий адаптации и отражают заданную социальную значимость предстоящей деятельности, а волевые, во взаимосвязи с активационными и эмоциональными процессами, обеспечивают контроль за их реализацией на критических и завершающих периодах деятельности (Дикая, 2003).

Результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций позволяют также сделать вывод о том, что существенным компонентом личности сотрудника являются ее смысложизненные ориентации, определяющие возможность самореализации личности. Степень реализованности ценностных ориентаций выступает важной социально-психологической особенностью субъекта, детерминирующей успешность профессиональной и профессиональную зрелость субъекта. И наоборот, нереализованность этих ориентаций в процессе длительной профессиональной и социальной адаптации сначала может привести к деформации активности субъекта, исчезновению его воли и инициативности, потом индивидуальности, а в дальнейшем к деформации личности. (Дикая, Крылова, 2007). Различная степень влияния нравственных и духовных детерминант на субъектную активность и личность особенно ярко проявилась в исследовании эмоционального выгорания педагогов (Курапова, 2008). Духовный кризис, переживание экзистенциального вакуума, ориентация на эгоцентрические ценности приводят к деформации отношения педагогов к работе, учащимся. Менее всего подвержены эмоциональному выгоранию педагоги, состоявшиеся как субъекты пе-дагогической деятельности (с преобладающим положительным отношением к работе), как субъекты коммуникативной деятельности (с доброжелательным и уравновешенным отношением к учащимся). Их отличает ориентация на гуманистические ценности, например, самотрансцендентности, самореализации, отсутствие духовного кризиса, сочетание духовной активности и духовной красоты, открытость миру, стремление к новизне, удовлетворенность жизнью.

Лучшие статьи по теме