Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Любовная тема в лирике есенина. Тема любви в творчестве (Есенин С. А.). "Пускай ты выпита другим"

Любовная тема в лирике есенина. Тема любви в творчестве (Есенин С. А.). "Пускай ты выпита другим"

Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те­мой любви, оно как бы и не существует без этого высо­кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.

Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя­щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес­нями, полны деревенской мелодичности и напевно­сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол­нотой красок, звуков, запахов. В его стихах - мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от­чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета­ется с главной есенинской темой - темой любви к Ро­дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно­стью одушевляет природу отчего края:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Березка - его любимый образ, становится берез­кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле­бединой шеей и множество других удивительных ме­тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир - мир живой и одухотворенной при­роды, в котором жил он сам.

Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро­ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете­ния, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе­нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи­санном в 1916 году.



В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта - в об­разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».

В начале двадцатых годов происходит резкая сме­на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе­нин, став свидетелем событий революции, видя изме­нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик­ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен­ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез­ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже­лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев­ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ­ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча­стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми­лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме­ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко­тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре­шено. Без возврата...», - пишет он в 1922 году. Чувст­ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».

Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости­тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена­висть. Такое настроение поэта выражается в стихо­творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи­санном в 1923 году. Однако подобные образы являют­ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац­кая » любовь - это отчаянный поэтический крик о гу­бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби­вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со­стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из большого зару­бежного путешествия, которое сыграло значитель­ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур­жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка­жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род­ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале­ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го­дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа­ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш­ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе­ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:

... Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче­ским настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне...

«Видно, так заведено навеки...» - в этом стихотво­рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не­сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме­хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче­ский герой остается верен прежнему чувству. Он на­ходит снова верного посланника - это «милый Джим»:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.

«Анна Снегина» (1925 г)

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.

Центральным, организующим началом поэмы являет­ся речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Приме­чательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.

Поэт определил свое произведение как лиро-эпичес­кое. Главная его тема - личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и глав­ной героини.

Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как-то особенно поэтично и много­значно. Снегина - символ чистоты белого снега - пере­кликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, - это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».

В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. И хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) - это рязанская земля 1917 года; в питой главе - набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.

Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки... Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи-мельничихи:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны -

Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны, являющиеся про­образом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея...» Осужде­ние войны - империалистической и братоубийственной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами - мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Сне­гиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни - выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я - игрушка,

В тылу же купцы да знать...

И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погордившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково:

«Нет!» Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотдели­мость от судеб родной земли.

Широта исторического пространства поэмы, ее откры­тость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэ­тического сердца России» Сергея Есенина.

Тема урока:Тема любви в лирике С.А.Есенина

Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С.Есенина на разных этапах его творчества.

Ход урока.

Дорогие гости, ребята, здравствуйте!

Сегодня у нас необычный урок-урок литературное кафе. Общей творческой фантазией наш кабинет преобразился в литературное кафе Сергея Александровича Есенина

Безусловно, тема любви во все века, во все времена интересовала людей, не оставляла равнодушным практически никого. Да и как иначе, без любви не было бы и жизни.

Тема нашего урока на доске. В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Сергея Есенина.

« Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станут стихотворения Есенина о любви.

В своем развитии любовная лирика Есенина проходит четыре времени года:

1.весна (1914-1917)

2.лето (1917-1919)

3.осень (1919-середина 1025г.)

4.зима (вторая половини 1925г.):

Соответственно класс разделен на четыре группы. Первая группа изучала любовную лирику Есенина 1914-1917 годов–периодо “весны”, каждый приготовил чтение наизусть и письменный анализ одного стихотворения поэта этого периода. Вторая группа представляет “лето” любовной лирики, третья группа–”осень”, а четвертая–”зиму”.

Давайте откроем тетради запишем число и тему. И будем отмечать этапы развития любовной лирики, а также их особенности.

Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие темы неразрывно связаны с темой любви. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир. По природе своей лирическая поэзия автобиографична.В октябре1925г. , рассказывая о себе, поэт заметил:”Что касается остальных автобиографических сведений,-они в моих стихах”.Поэтому,раскрывая тему любви, мы будем обращаться к биографии поэта.

Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга. Итак, слово 1 группе.

1 группа

С Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики.Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают,как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их,говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна.Приехав из Москвы.Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та,отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала:”Он,матушка,просит тебя взять пук хвороста и бить меня,сколько у тебя хватит сил”.

Анне Сардановской Есенин посвятил стихотворение “За горами, за желтыми долами…”

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, но память об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом, спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В 1916 году они были напечатаны. Характерная черта этого стихотворения, как и других стихов о любви этих лет, - полное отсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и с пережитым чувством. Героиня стихотворения - бедная странница, которую лирический герой призывает помолиться за его погибшую душу. .

Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: Помолись пред ликом спасителя За погибшую душу мою.
Лексика стихотворения глубоко религиозна. Здесь земное сливается с небесным: «над церковными главами», «на высокой горе монастырь», «кроток дух монастырского жителя».
Чувство нежной грусти создается метким эпитетом: «полюбил я тоской жудавлиною», яркой метафорой «голубеет небесный пес3 ученик. - -

Анна Сардановская познакомила Сергея Есенина со своей подругой, тоже слушательницей Рязанского епархиального женского училища, отдыхавшей летом 1912 года у своего родственника в селе Константинове. Это была Мария Бальзамова . Мария Бальзамова ненадолго заняла место в сердце юноши. Семнадцатилетний поэт в письме девушке писал: «Я не знаю, что делать с собой. Подавить все чувства? Убить тоску в распутном веселии?.. Или жить, или не жить? Не фальшивы ли во мне чувства? Можно ли их огонь погасить? И так становится больно-больно, что даже можно рискнуть на существование на земле…»
В письмах Марии Бальзамовой поэт посылал посвященные ей стихи, но ни одно из них не опубликовал. В этот период Есенин создает стихи, лирический герой которых отдален от личности автора. Мы не будем на них останавливаться.

Новое любовное увлечение приходит к поэту в трудный период его жизни. Жизнь в Москве и ненавистная работа в конторе. Разлад с отцом. Затем разрыв. Работа в типографии И.Д.Сытина. Итак, в жизнь Есенина вошла Анна Изряднова.
Вскоре после того, как Есенин устроился в типографию, он познакомился с молодой москвичкой Анной Изрядновой и ее сестрами Серафимой и Надеждой. Сестры были прогрессивными девушками той эпохи. Сами зарабатывали себе на жизнь, бегали на лекции и митинги, увлекались модными поэтами–Бальмонтом, Северяниным,Ахматовой. Сергей Есенин при первой же встрече взволновал сердце Анны: «Пришел он кроткий, застенчивый, стесняющийся всех и всего… По внешнему виду на деревенского парня похож не был… На нем был надет коричневый костюм, высокий крахмальный воротничок и ярко-зеленый галстук … копна золотистых кудрей». В 1914 году Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой. Молодые сняли комнатку и начали семейную жизнь. Изряднова стала матерью первого сына поэта, Юрия, который родился в Москве 21 января 1915 года. В марте Есенин уехал в Петроград за славой. Они расстались. В последний раз Анна Изряднова видела его перед роковой поездкой в Ленинград осенью 1925 года. «Сказал, что пришел проститься, просил не баловать, беречь сына.» Не уберегла. Есенин Юрий Сергеевич, техник-авиаконструктор, был расстрелян 27 июня 1937 года в Москве, где и родился, по обвинению в подготовке покушения на Сталина.
Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).

Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
Не пошел я за ней и не вышел
Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

И уста, и невинную душу
Для другого она бережет.


Только гордые в силе живут.
А другой изомнет и забросит,
Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,
Будет злобно крутить пороша.
И придет она к нашему краю
Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,
Примостится со мной у огня.
И спокойно и ласково скажет,
Что ребенок похож на меня.

Это стихотворение о любви. Оно прочитывается как лирическая исповедь того героя, с которым пришел в поэзию Сергей Есенин. В нем - боль души, ощущение скудости окружающей жизни:
Не тоскуй, моя белая хата, \
Что опять мы одни и одни. :>
Герой тревожится за судьбу любимой женщины:

Знаю, годы тревогу заглушат.
Эта боль, как и годы, пройдет.
В стихотворении надежда на ее возвращение:
И придет она к нашему краю
Обогреть своего малыша. Колорит стихотворению придают многозначные слова: «крылья заката», сравнения: «как изъеденный сырью хомут», олицетворения: «тихо дремлют в тумане плетни», метафоры: «чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Читая стихи, грустишь вместе с лирическим героем и веришь ему:
Не силен тот, кто радости просит,
Только гордые в силе живут

Давйте запишем в тетрадях 1 этап весна (1914-1917) о что для него характерно Ранняя любовная лирика Есенина опирается на народные традиции, в стихах поэт стремится к олицетворению образов. Характер лирического героя только складывается. Отличительной особенностью стихов первого периода является религиозная символика.
а теперь перейдем к следующему этапу
.

2 группа

В 1917-18 годах Сергей Александрович публикует стихи, сопроводив их подзаголовком «Из книги «Стихи о любви», которой не суждено было выйти. В этой связи нужно назвать прежде всего стихотворение «Зеленая прическа…», содержащее в опубликованных текстах посвящение Л.И.Кашиной . «Девушка в белом» или в «белой накидке» у поэта одно и то же лицо - Лидия Кашина. Она была односельчанкой Есенина, дочерью помещика, жившего в Константинове. Юноша питал к ней нежное чувство, и они многократно встречались. Кульминацией этого странного и таинственного романа была встреча Сергея Есенина с Лидией Кашиной летом 1917 года, после того, как хозяйка усадьбы уже _ отдала свой двухэтажный дом в Константинове деревенскому миру, а _ сама переехала жить на другую усадьбу - в Белый Яр, на луговую. сторону Оки, что в нескольких верстах от Константинова. В память о том лете, о встрече в Белом Яре Есенин написал стихотворение, посвященное Лидии Кашиной, которое было опубликовано в 1918 году.


Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей".


Вернувшись из деревни в Петроград, Есенин в июле 1917 года отправляется с сотрудниками газеты «Дело народа» в этнографическую экспедицию. Его сопровождала сотрудница газеты Зинаида Райх.
Поездка на Север Есенина с Зинаидой Райх и поэтом Алексеем Ганиным, который тоже был влюблен в нее, - одна из самых малоизученных страниц жизни поэта. Известно лишь то, что на обратном пути с Соловков Есенин сделал Зинаиде Райх предложение. Венчались они 4 августа 1917 года в Кирико-Улитовской церкви возле Вологды. Первая официальная жена поэта была личностью незаурядной. Период их совместной жизни в Петрограде, а потом в Москве бь/л единственным периодом его семейного счастья. Это была любовь столь ясная, умиротворенная, цельная, что даже нелюбовь вступила в фазу горестных драматических переживаний, она хлынула в стихи.Зинаиде Райх, не называя имени, поэт посвятил «Письмо к женщине».

Запись аудио «Письмо к женьщине»

Это стихотворение было написано в 1924 году, хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 году. Разрыв с женой положил начало новому периоду любовной лирики поэта.

Давйте запишем в тетрадях 2 этап лето (1917-1919) что для него характерно

Стихи Есенина этого периода восторженные, целомудренные. В них поэзия чувства сливается с поэзией природы, отсюда часто в стихах встречаются восклицательные предложения, обращения. Присутствует религиозная символика. Итак, здесь герой иной, он вовлечен в « бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.После расставания с Зинаидой Райх в 1918г. Есенин перебирается в Москву, которая к этому времени стала литературным центром.

Итак, в любовной лирике поэта начинается новый период -«желтая» осень (1919 - середина 1925 года).

3 группа

Итак, в любовной лирике поэта начинается новый период -«желтая» осень (1919 - середина 1925 года). В 1921 году судьба связывает С.Есенина с другой женщиной Айседорой Дункан.

Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл..."

Ирландка по происхождению, имевшая американское подданство, приехавшая в Россию обучать детей танцам, перёд талантом которой преклонялся даже великий Станиславский, покорила сердце молодого поэта несмотря на то, что была старше Есенина в два раза. Встреча Есенина и Дункан произошла у художника Якулова. В этом же 1921 году они регистрируют брак и едут путешествовать по Европе.

Почти полгода пробыл Есенин за границей, вдали от родины мало писал, огромна была тоска по России. Осенью 1923 года распадается брак с Дункан, и Есенин возвращается на родину. По возвращении пишет цикл стихов "Москва кабацкая". Правда, первые стихи этого цикла написаны еще за границей. Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме «Черный человек»:

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны. В этих стихах прозвучала вульгарная лексика и озлобленный цинизм «Москвы кабацкой», обращенных к женщине. А ответом на вопрос, что же произошло с поэтом и почему, прозвучат стихи из сборника «Стихи скандалиста» - «Мне осталась одна забава…».


Послушаем песню на эти стихи и попробуем найти строки, которые послужили бы ответом на вопрос, почему так противоречив мир есенинской поэзии.

Слашание грам записи.

На мой взгляд, ответом на этот вопрос могут служить слова:
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Эволюция построена на единстве и борьбе противоположностей. Где плюс, там обязательно рядом минус. Ведь «ангелы» уже жили, а «черти» в душе только гнездились. Поэт сопротивлялся, стремился к гармонии:

Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.

Поэт пытается вырваться из порочного омута кабаков. Жизнь сама помогает ему. В его судьбе появляется Августа Миклашевская.

Возвращение на родину и знакомство с актрисой Московского Камерного театра Августой Миклашевской сыграли огромную роль в духовной жизни поэта. Он создает цикл стихов под названием «Любовь хулигана», который стал второй частью книги «Москва кабацкая». Любовь в этих стихах выглядит неземной, сказочной, напоминающей любовные мотивы есенинских стихов рубежа 1915-1916 годов… Через много лет Августа Миклашевская вспоминала, с какой удивительной нежностью и благородством относился к ней Есенин.

Просмотр видео о Миклашевской


Он надевал крылатку и цилиндр на свидание и, мягко улыбаясь, произносил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим…» Есенин имел в виду Пушкина, которого очень любил и у которого постоянно учился.мастерству. Это был платонический роман, он был овеян дымкой начала XIX века. Есенин посвятил Миклашевской целый цикл стихов под названием "Любовь хулигана". Он состоял из семи стихотворений: "Заметался пожар голубой...", "Пускай ты выпита другим...", "Ты такая ж простая, как все...", "Дорогая, сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Ты прохладой меня не мучай...", "Вечер черные брови насопил..."

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осенье,

Эта прядь волос белесых -

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,

Где цветут луга и чащи.

В городской и горькой славе

Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень...

Клен и липы, в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.

Месяц на простом погосте

На крестах лучами метит,

Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,

Перейдем под эти кущи.

Все волнистые дороги

Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

"Дорогая, сядем рядам..." (1923)). Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

По свидетельству самой Августы Леонидовны Миклашевской, Есенину более всего из семи стихотворений этого цикла нравилось это - «Ты такая ж простая, как все…»посвященное учительнице из Батуми Шаганэ Тальян , с которой поэт встречался,будучи на Кавказе, в декабре 1924 года.
В «Персидских мотивах» воспета чистая, радостная, молчаливая и неподкупная любовь.
Такой была и Шаганэ Тальян, которую Сергей Есенин часто посещал в Батуми, дарил цветы, читал стихи. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она ахалцихская армянка. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». _В «Персидских мотивах» поэт создал образ поэтический, изображая поэтическую влюбленность.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Записываем в тетрадях 3 этап осень (1919-середина 1025г.) что для него характерно

Особенность третьего периода - исчезновение библейских образов, религиозной символики. Значительно выросло мастерство поэта.

Слово предостовляется 4 группе

4 группа

Вторая половина 1925 года - период черно-белой зимы в любовной лирике Сергея Есенина. Рядом с поэтом его друг и любящая женщина Галина Бениславская. Её родословная: по матери- грузинка, по отцу- француженка. Если она унаследовала материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ. Галина Бениславская рано осталась без родителей, воспитывалась в семье врачей Бениславских, образование получила в гимназии. Она глубоко интересова- лась литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в в литературном кафе «Стоило Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать, оглашать поэтические манифесты. На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как он вдохновенно читает свои стихотворения. Так произошло их знакомство.

Есенин многим был обязан Бениславской. В трудное для него время, в 1923 году, когда он, возвратившись из зарубежной поездки, решил разорвать брачные узы с американской танцовщицей Айседорой Дункан, когда образовалась глубокая пропасть между ним и имажинистами и поэту угрожал духовный вакуум, Галина Бениславская протянула ему руку дружбы. Есенин поселился в Брюсовском переулке, в её квартире, где вскоре стали собираться друзья Есенина: поэты и писатели – Пётр Орешин, Всеволод Иванов, Борис Пильняк, Василий Наседкин, частыми гостями были Вольф Эрлих и Николай Клюев. Это скрашивало будни есенинской жизни, позволяло общаться с собратьями по перу. Позже писатель находясь в Батуми писал ей:

Галя милая! Очень болен и поэтому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуме. Только просьбы и просьбы. Перечитайте эти стихи и сдайте куда хотите… Продавать мои стихи можете, не спрашивая меня. Надеюсь на Ваш вкус в составлении…»

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало… Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… »

Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного… Это гораздо лучше

Есенин посвятил Бениславской несколько стихотворений, одно из самых ярких – это “Собаке Качалова”.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.


Через год после гибели Сергея Есенина на его могиле на Ваганьковском кладбище, 3 декабря 1926 года, прозвучал выстрел. Застрелилась Галина Бениславская, она не мыслила своей жизни без Сергея Есенина. Она оставила предсмертную записку. По ее просьбе Галину Бениславскую похоронили рядом с Есениным. Нет, она не пользовалась взаимностью. Для поэта Бениславская была лишь другом, в его душе нет ничего похожего на любовь.

Последние стихи любовной лирики посвящены Софье Андреевна Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого.
В начале марта 1925 года на домашней вечеринке у Галины Бениславской поэт познакомился с Софьей Андреевной Толстой, внучкой Льва Николаевича Толстого. Она была человеком незаурядным, многое унаследовала от своего великого деда. В июне 1925 года Есенин женился на С.А.Толстой и переехал к ней на Остроженку, в большую мрачноватую квартиру со старинной, громоздкой мебелью. Там было много портретов и музейных реликвий.Но и в этом браке он не был счастлив, а квартира просто тяготила его. Опять же, здесь не было виноватых - так сложилась жизнь.

Видно, так заведено навеки -

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днем,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая -

Знак, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка,

Сняв с руки, я дал его тебе,

И теперь, когда грустит шарманка,

Не могу не думать, не робеть.

В голове болотной бродит омут

И на сердце изморозь и мгла:

Может быть, кому-нибудь другому

Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,

Он тебя расспрашивает сам,

Как смешного, глупого поэта

Привела ты к чувственным стихам.

Ну и что ж! Пройдет и эта рана.

Только горько видеть жизни край.

В первый раз такого хулигана

Обманул проклятый попугай.

Записываем в тетрадях 4 этап 4.зима (вторая половини 1925г.) что для него характерно

Четвертый период самый непродолжительный и самый мрачный особенности этого периода втом что в любовной лирике присутствуют черно-белые цвета. С одной стороны, предчувствие трагического конца, с другойстороны, мечта о чистой, возвышающей любви,

Чтоб глазами она васильковыми
Только мне-
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Так писал он в стихотворении «Листья падают, листья падают…» Любовь в последних стихах поэта представлена как убежище от метелей и бед, как подарок судьбы.

Стихи Есенина о любви различны по степени совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты и задушевны. «Я сердцем никогда не лгу…,» - писал о себе Есенин. Поэтому его стихи волнуют сердца читателей, ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.

д/з написать сочинение о наиболее понравившемся стихотворении.

Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста».
Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Не имеющий «средь людей… дружбы», поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью:

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.

В Москве кабацкой и любовь – кабацкая, продажная, лживая, жалкая имитация настоящего чувства, в котором лирическому герою видится «гибель»:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Есенин, познавший горечь такой «любви», не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя жива, полна доброты и человечности:

Дорогая, я плачу,
Прости… Прости…

Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле «Любовь хулигана». Герою уже не хочется ходить по кабакам, «пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Он рад смотреть на любимую, видеть «златокарий омут» ее глаз и «тонко касаться руки и волос» ее «цветом в осень».
В стихотворении «Заметался пожар голубой» поэт признается: «В первый раз я пишу про любовь», подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле «Москва кабацкая». Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, и он начинает сомневаться в себе и своих чувствах:

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог -
Сумасшедшее сердце поэта.

В следующих стихотворениях цикла трагедийная интонация усиливается, появляются мотивы ревности. Герой сочувствует любимой, у которой тяжелая жизнь:

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!

Ему представляется, что в жизни уже «не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость».

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, находит лишь страсть. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека.
Цикл стихотворений «Персидские мотивы» считал лучшим из всего написанного. Создавались «Персидские мотивы» на Кавказе в 1924–1925 годах. Цикл представляет собой лирико-философские раздумья, в которых слияние трагического и философского начал достигло своей завершенности. В нем Есенин вдохновенно создал воображаемую Персию, в которой ему хотелось побывать. Важнейшей чертой «Персидских мотивов» является их музыкальность, создающаяся повторением рефренов.
Наиболее характерно в этом отношении стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт обращается к конкретной девушке, молодой учительнице по имени Шаганэ Тальян, с которой поэт встретился в декабре 1924 года. Он часто посещал ее, дарил ей цветы и читал стихи. Расставаясь, поэт подарил ей книгу с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она была армянка, отличалась необыкновенной красотой, и с нее поэт писал свою персиянку.
Рефрен «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» усиливает восхищение красотой любимой. Есенин рассказывает девушке о своей единственной любви, о любви к родной земле.

Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Поэт не в состоянии забыть свою русскую подругу:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…

Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой Зинаидой Николаевной Райх:

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне.

В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти стихи необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет:

Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.

18 февраля 2015

Есенин раскрывается в своих стихах. Он дает возможность каждому, кто читает поэмы, заглянуть прямо в душу одному из самых гениальных людей России того времени.

Биография поэта

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) в 1895 году в Рязанской губернии, селе Константиново, а умер 28 декабря в 1925 г. в Ленинграде. Всю жизнь он страстно любил свою родину, что, безусловно, прослеживается во многих его стихах. Страна вдохновляла его на лирику.

Жители России становились героями в поэмах. Зачастую он описывал простую крестьянскую жизнь.

В отличие от того же Некрасова, Сергей Александрович знал о крестьянских проблемах не понаслышке, поскольку и сам был в том же положении.

Судьба была к нему благосклонна, и в 1904 году мальчик отправился постигать основы наук в земское училище Константинова. Затем продолжил обучение в церковноприходской школе. Закончив ее, Есенин собрал вещи и переехал в Москву. Там он поначалу работал в лавке у мясника, потом в типографии. При этом не забывал про обучение. Был вольнослушателем в Народном университете им. Шанявского, где посещал курсы истории и философии.

Начало поэтической жизни

Работа в типографии позволяла знакомиться с писателями и поэтами, которые приходили издаваться. Его первые стихотворения опубликовал журнал “Мирок” в 1914 году. Его не смутило то, что пришлось писать на детскую тематику. Любовь в лирике Есенина проявилась позже.

В 1915 году его впервые услышали Городецкий и Блок. А годом позже его забрали в армию. Шла война, на которой он стал санитаром. В то же время вышел первый сборник стихов «Радуница», принесший ему популярность.

Есенина любила императрица Александра Федоровна и ее дети. Он выступал перед ними в Царском Селе.

Новая эра

В начале 20-х годов молодой Сергей Александрович открывает для себя имажинизм и становится его представителем.

После поездки по Средней Азии увлекся восточными мотивами, песнями, стихами.

В двадцать первом году происходит событие, которое меняет его жизнь. Он влюбляется в Айседору Дункан, танцовщицу, на которой через полгода женится. После свадьбы они уехали за границу и там провели медовый месяц. В Америке пара задержалась на четыре месяца.

Вскоре по возвращении брак распался.

Есенин посвятил себя издательскому делу и небольшому книжному магазинчику. До самой смерти много путешествовал.

Последние годы

В последние годы на него заводили несколько уголовных дел за драки, пьянство, неприличное поведение.

Советское правительство старалось поддерживать Есенина, считая его гением того времени. Раковский советовал Дзержинскому отправить поэта в санаторий, где того вылечат от пьянства.

В 1925 году Сергея Александровича удалось заставить лечь в больницу. Но в декабре того же года он выписался, взял все деньги из своих сбережений и уехал в Ленинград. Там он встречался с видными писателями и литераторами, жил в дорогой гостинице.

Есенин страдал от депрессии. И в той же гостинице, написав пару строчек нового стихотворения, он повесился.

Тема любви в лирике Есенина

Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья.

Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой.

Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной.

Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев.

Юная любовь в творчестве Есенина

Первые произведения он посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны.

Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась.

Есенин на перекрестке

Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится.

В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать.

Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий.

Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого.

Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения.

Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд.

Новая любовь

У него появляется новая муза - Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство.

Ярким примером этого периода жизни можно назвать стих «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили.

Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью.

А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств.

Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому.

В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину.

Финальные аккорды лирики

Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми.

До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана.

Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Ведь он говорил для людей и о человеческих чувствах.

Поэт понимал это. Тема любви в лирике Есенина доступна и понятна каждому. Все ее переживают. Большинство страдает от каких-то проблем.

Любовь к России

Виды любовной лирики бывают разными. Она может быть адресована к родным, к близким, а может относиться и к целому государству.

Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?

Все дело в том, что он говорил общим языком с народом. Тема любви в произведениях Есенина была наполнена признательностью к своей стране. Он не один раз пожертвовал личным счастьем ради нее.

Чаще всего Родина отвечала ему взаимностью.

Сергей Александрович как-то подметил, что вся лирика его живет только благодаря любви к России. В его поэзии это название встречается, возможно, чаще, чем все остальные.

Есенин не уставал делать признания в своих чувствах к Руси. Эта любовь легла в основу всех его жизненных деяний. Она оказалась сильнее, чем сам поэт.

Все, что ощущал Есенин, что окружало его, и было Родиной. Ему сложно давалось отделить одну тему от другой. Любовь к своему государству вплеталось в другие сюжеты. Очень часто она соединялась с женскими образами и становилась еще более личной.

К примеру, в его строках про осень описывается девушка, «выпитая» другими, с усталостью в глазах.

Природа России всегда была для Есенина чем-то живым, с душой и сердцем. Животные и деревья, времена года становятся такими же важными, как и образы женщин.

Быть может, только эта красота, нежность окружающей среды удерживала долгое время депрессию, которую испытывал Сергей Есенин. Тема любви к природе стала его отдушиной.

Поэт и политика

В своей любви он не был слеп. Сергей Александрович видел порочность труда крестьян, их нелегкую жизнь. Февральская революция стала для него небывалым достижением, прогрессом. Он надеялся на изменения.

Есенин разочарован тем, что к власти приходят не эсеры, а большевики, и культурой перестают интересоваться.

Со временем поэт предпринимал попытки смириться и полюбить новую власть. У него практически получилось это после поездки в Америку. Но поздние стихи свидетельствуют о том, что он прекрасно помнит те времена, когда власть принадлежала монархии, и ему тяжело угнаться за прогрессом.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
(А. Толстой)
Лирику Есенина нельзя не любить. Все, о чем бы ни писал поэт: о родине,о природе, о любви, переломных моментах истории, - во всем ясно слышится искренность и теплота. Может, именно таким был и сам поэт. Он никогда не скрывал своих мыслей, чувств, тревог и надежд.
Без стихов о любви невозможно представить себе поэзию С.Есенина. Его любовную лирику отличает нетрадиционное, неклассическое выражение "вечного" чувства. Действительно, стихотворения Есенина о любви не переносят нас в мир возвышенных и изящных представлений - любовь в его творчестве зачастую представляет стихией, которая безудержна в своем проявлении.
В ранних стихах Есенина присутствуют мотивы русских народных песен о неразделенной любви и смерти, об утраченной юности. Юношеская любовь лирического героя возникает внезапно, что изображается в виде конкретной картины, предшествующей появлению чувства:
Ты поила коней из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Любовь лирического героя заканчивается трагически, в духе переосмысленных молодым поэтом народных сюжетов:
В пряже солнечных дней время выткало нить:
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Таким образом, ранняя любовная лирика Есенина носит чувственно-созерцательный, мечтательный характер. Но в ней нашла отражение и стихийная сила чувства, имеющего земную природу и временами даже грубого в своем проявлении. Любовь в есенинских стихах этого периода конкретна и мимолетна. В более поздней лирике возникает собирательный образ любимой, которому поэт придает чувственные, но в то же время идеальные черты.
ПО мере того как в творчество поэта все более ощутимо стали звучать мотивы разочарованности в жизни, претерпел изменения и его женский идеал: с ним теперь, в первую очередь, связываются не надежда на понимание и вдохновение, не душевные порывы, а представления о чувственных радостях жизни: "Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом..."
Этот период есенинского творчества отмечен максимализмом в проявлении чувств. Стихийная грубость в выражении эмоций сменяется столь же стихийным раскаянием. Такие особенности характерны, например, для цикла стихов "Москва кабацкая". Однако они не свидетельствуют о том, что идеал любви в поэзии Есенина был к этому времени окончательно утрачен. Мне кажется, что представления об этом идеале были связаны у поэта исключительно с юностью, когда даже безответная любовь наполняет душу светом. Об этом Есенин упоминает в своей поздней поэме "Анна Снегина".
Именно своей мимолетностью и неповторимостью ценно для Есенина юношеское чувство. Воспоминание о нем он перенес через свою короткую, но полную бурных событий жизнь. И сегодня стихи поэта о первой любви греют нас отраженным светом его чувства.

Лучшие статьи по теме