Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы Реформа как вариант общественного развития

Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы Реформа как вариант общественного развития

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.


1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ :

    Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II)

    Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III )

1.3. Направления реформ

    Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)

    Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)

    Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций :

    Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)

    Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)


3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа - инновация», где инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

    «первичная» модернизация (развития западного капитализма).

    «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация , т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

II. Классификации (типологии) обществ

1. Различные классификации обществ

Бесклассовые общество:

    первобытное общество,

    коммунистическое общество

Классовые общества:

    рабовладельческое общество,

    феодальное общество,

    капиталистическое общество,

2. Формационный и цивилизационный подходы

Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура:
Надстройка
- это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ производства
Базис
- это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы - это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду
Производственные отношения
– отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

Традиционное

(доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустри­альное

(инфор­мационное)

Основной фактор производ­ства

Земля

Капитал

Знания

Основной продукт производ­ства

Пища

Промышлен­ные изделия

Услуги

Характер­ные черты производ­ства

Ручной труд

Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий

Автоматизация производства, компьютериза­ция общества

Характер труда

Индивидуаль­ный труд

Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность

Резкое повы­шение творче­ского начала в труде

Занятость населения

Сельское хо­зяйство - око­ло 75%

Сельское хо­зяйство - око­ло 10%, промышлен­ность - 85%

Сельское хозяй­ство - до 3%, промышлен­ность - около 33%, услуги - около 66%

Основной вид экс­порта

Сырье

Продукты про­изводства

Услуги

Социаль­ная струк­тура

Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность

Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур

Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации

Продолжи­тельность жизни

40-50 лет

Свыше 70 лет

Свыше 70 лет

Воздейст­вие челове­ка на при­роду

Локальное, не­контролируе­мое

Глобальное, не­контролируе­мое

Глобальное, контролируе­мое

Взаимо­действие с другими странами

Несуществен­ное

Тесная взаимо­связь

Открытость об­щества

Полити­ческая жизнь

Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй

Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство

Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии - «демократии консенсуса»

Духовная жизнь

Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей;

Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов

Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное о

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать) - это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры) Виды:

Прогрессив­ные (реакционные) (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие ре­формы Алек­сандра II)

Регрессивные (реакционные) (например, ре­формы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контррефор­мы» Александ­ра III)

Революция (от лат. revo-lutio - поворот, переворот) - это коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя

Кратко­временные (напри­мер, Фев­ральская революция 1917 г. в России)

Долговре­менные (например, неолитиче­ская револю­ция - 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция XVIII-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

4. Отношения власти

Принцип разделе­ния властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Пар­ламентаризм

Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)

5. Отношения собственности

Господство частной собственности

Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти - собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

Окончание табл.

Западная

Восточная

сравнения

цивилизация

цивилизация

6. Отношение

Стремление к про-

Стремление к воспроиз-

к прогрессу

грессу, постоянное

водству самих себя, под-

изменение форм де-

держанию традиционно-

ятельности, исполь-

го образа жизни.

зование новаций.

Развитие общества носит

Развитие общества

циклический характер

носит постепенный,

поступательный ха-

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе из­менений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

Французские просветители - история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби - движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи - положительные изме­нения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии

Прогресс (от лат. progres-sus - движение вперед, успех) - это направле­ние развития, для кото­рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более слож­ному, движение вперед к более совершенному.

Регресс (от лат. regressus - об­ратное движение) - это та­кой тип развития, для ко­торого характерен переход от высшего к низшему, про­цессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Относительность прогресса

Есть области, к кото­рым понятие про­гресса не применимо

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях обо­рачивается потерями в других. Одним со­циальным силам про­гресс в данной об­ласти может быть вы­годен, а другим нет.

Критерии общественного прогресса.

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравст­венности людей.

Развитие производитель­ных сил, включая самого человека.

Прогресс науки и техники.

Возрастание степени сво­боды, которую общество может предоставлять человеку.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время оста­навливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности че­ловеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека - в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигают­ся такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и ма­теринская смертность, состояние здоровья, уровень образо­вания, развитие различных сфер культуры, чувство удовле­творенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Формы социальных изменений: эволюция и революция

Эволюция - (от латинского evolutio – развертывание) – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.
Революция Термин «революция» появился в XIV веке, но в то время он означал лишь вращательное движение по кругу. Николай Коперник назвал свою знаменитую работу «О вращении небесных тел», использовав слово «революция»: «On the Revolutions of Celestial Bodies». В итоге содержание термина стало в социальных науках противоположным первоначальному, поскольку в самом общем смысле понятие «революция» означает коренные, качественные изменения в жизни общества, в то время как борьба господствующих классов за сохранение существующего строя или возвращение к такому строю называется контрреволюцией.

Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В современной науке существует множество типологий обществ, в основе которых лежат различные характеристики. Перечислим наиболее распространенные в научной литературе основания, используемые для типологизации обществ:
- эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);
- цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
- формационное - по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое). Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике;
- открытые и закрытые общества;
- по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
- по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);
- по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
- по уровню развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество
(его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Индустриальное общество
Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.Это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.
Социальная система индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.
Для экономической системы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий - частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный - сельское хозяйство, вторичный - промышленность, третичный - услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).
Политическая система индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием гражданского общества и массовой политической культуры. В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.
Духовная система индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием естествознания и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.
Постиндустриальное общество
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Отличительные черты постиндустриального общества:
-переход от производства товаров к экономике услуг;
-возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
-главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
-контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
-принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
-Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

Реформы

Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

Направленность реформ

Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

Революции

Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

Инновации и модернизация

Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

Цивилизационный подход

Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

  • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
  • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
  • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

Многовариантность общественного развития: типы обществ

Есть три основных типа обществ:

  1. Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
  2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
  3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.


Эволюционная концепция Эволюционная концепция основывается на представлении о постепенном качественном изменении общества путём его перехода от одного состояния к другому Перемены происходят в направлении усложнения, роста разнообразия и создания новых социальных структур






Герберт Спенсер () Британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма








Концепция Г.Спенсера Герберт Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности. Подобно тому, как в природе имеет место переход от неживой материи к живой, так и в обществе – от простых механических форм социальности к сложным органическим формам.




Дэниелл Белл () Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества


Раймон Арон () Французский философ, политолог, социолог и публицист, один из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ










Особенности промышленной революции начала XIX века 1.Промышленность базируется на научной организации труда 2.Человечество колоссально раскрывает свои ресурсы благодаря применению науки в организации труда 3.Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов 4.Концентрация рабочих в местах работы предопределяет скрытое или даже открытое противоречие между наёмными работниками и нанимателями, между пролетариями и предпринимателями 5.Множатся кризисы, связанные с перепроизводством 6.Возникает экономическая система, основанная на промышленной и научной организации труда, характеризующаяся свободой обмена и погоней за прибылью




Постиндустриальное (информационное) общество Понятие «информационное» говорит о том, что главным ресурсом человечества становится информация. Понятие «постиндустриальное» указывает на то, что индустриальное общество подошло к своему концу, и возникает нечто новое




Революционное учение К.Маркса Карл Генрих Маркс () – немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости


Учение К.Маркса о развитии общества Главная движущая сила социальных изменений классовая борьба «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». К.Маркс


Первобытный коммунизм Рабовладельческая общественно-экономическая формация Феодальная общественно-экономическая формация Капиталистическая общественно-экономическая формация Коммунистическая общественно- экономическая формация Стадии развития общества по К.Марксу


Рабовладельческая общественно- экономическая формация Это первая стадия классового общества, на которой друг другу противостояли рабовладельцы и рабы. Власть рабовладельцев над рабами была беспредельна. Они пользовались трудом рабов и могли безнаказанно лишить их жизни.


Феодальная общественно- экономическая формация Феодальная общественно- экономическая формация состояла из двух антагонистических классов: землевладельцев и крестьян. В ней происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта. Власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, согласно которой крестьянин прикреплён к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен.


Капиталистическая общественно- экономическая формация В капиталистической общественно-экономической формации противостоят друг другу два новых антагонистических класса: буржуазия и пролетариат. Наёмный рабочий формально свободен, но он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость.


Марксистское учение об обществе Противоречие между производительными силами и производственными отношениями Производительные силы развиваются более динамично Производственные отношения более консервативны Обострение противоречия между ростом богатства у немногих и нищетой большинства, что приводит к социальному кризису, выходом из которого является революция










Критерии общественного прогресса Рост продолжительности жизни Рост благосостояния населения Степень гармоничности между интересами личности и государства Степень гармоничности между интересами различных групп и слоёв общества Уменьшение степени напряжённости между различными группами общества













Типы общества Типы общества по степени экономического развития РазвитыеРазвивающиесяСлаборазвитые Большинство европейских стран, США, Япония и др. Китай, Бразилия и другие страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии Страны, которые отстали в развитии и не могут догнать развитые страны


Традиционное (аграрное) общество Признаки Традиционное общество Способ хозяйствования Натуральное хозяйство Преобладающая сфера экономики Аграрное производство Главный способ труда Ручной труд Главные институты Церковь и армия Ведущие социальные слои Священники и феодалы


Индустриальное общество Признаки Способ хозяйствования Товарное производство Преобладающая сфера экономики Промышленное производство Главный способ труда Механизация и автоматизация производства и управления Главные институты Корпорации Ведущие социальные слои Бизнесмены


Признаки Постиндустриальное общество Способ хозяйствования Развитие сферы услуг Преобладающая сфера экономики Производство информации Главный способ труда Компьютеризация Главные институты образования Университеты Ведущие социальные слои Учёные и менеджеры Постиндустриальное общество

Лучшие статьи по теме