Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Презентация по мхк "искусство военных лет". Советское изобразительное искусство в годы великой отечественной войны На передовую выезжали театрально-концертные бригады

Презентация по мхк "искусство военных лет". Советское изобразительное искусство в годы великой отечественной войны На передовую выезжали театрально-концертные бригады

Искусство в годы Великой Отечественной войны

Глинчикова Екатерина Андреевна

Бушина Анна Александровна

Руководитель проекта: обществознания

Копенко Ольга Николаевна

МОУ «Гимназия № 1 г.Железногорска Курской обл.


Актуальность темы

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжесть и кровопролитие нанесло огромный отпечаток в сознании людей, и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Огромную роль сыграла художественная культура и музыка для людей, сражавшихся за честь и свободу Родины.


Цель: ознакомиться с русским

искусством в годы войны.

Задачи: рассмотреть художественные

работы, скульптуры

и музыкальное творчество

военного времени

проанализировать значимость

русского искусства.


С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.

Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских.


Первое место в графике военных лет

занимал плакат.

На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»


Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовёт».

Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.


На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката.

B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).


Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат

Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944)

Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942)





Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.

Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист

М. И. Авилов.


Скульптура

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие

не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними

чрезвычайно сложную и благородную

задачу - увековечить для потомства

образы защитников советской страны,

героев фронта и тыла, отважных партизан.

Поэтому одним из ведущих жанров

скульптуры стал портрет, в котором

раскрывались лучшие

качества советских людей, их духовное

благородство и мужество.

Одна из наиболее удачных работ Вучетича - бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945).


Монументальная живопись, конечно, имела немного возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испытаний искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование и развитие.

Среди этих работ выделяется необычайностью композиции образ Н.Ф. Гастелло белорусского скульптора

А. Бембеля (бронза, 1943)


МУЗЫКА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача.

Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла.



Славную судьбу имели некоторые песни .

Песня «Шумел сурово брянский лес» была создана композитором С. А. Кацем на стихи А. В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна.

Сегодня ее мелодия звучит в Брянске на площади Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня.

Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу.

После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках.


Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство. 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.

Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки.



Артисты понимали ответственность своей миссии.

В холодные дни, в суровых условиях фронта

они выступали в концертных костюмах,

в лучшей артистической форме,

стремясь хоть на короткое

время создать для солдат

атмосферу праздника.

«Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет...»


Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда в глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио.

А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой,

С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной,

С. Т. Рихтера, многих других известных

и любимых артистов.

Первого Мая 1942 г. под жестоким обстрелом

оркестр исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского».

Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов.


В заключении, анализируя свой рассказ, хотелось бы отметить, что советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире.

В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

К сожалению не было возможности сооружать памятники. Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются новые замыслы и проекты.


Подлинным триумфом ознаменовалось на Западе исполнение «Ленинградской симфонии»

«Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима» - так выразил свои впечатления от симфонии один из американских критиков. В этих словах - признание нравственной силы советского народа, советской музыки.


ИСКУССТВО В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Во время Великой Отечественной Войны, руководству СССР было как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания, был СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ. Со своей задачей, плакаты и его создатели справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.


Н. ВАТОЛИНА И Н. ДЕНИСОВ « НЕ БОЛТАЙ!» С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым был исполнен плакат « Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Ленинградский художник А. Пахомов сделал героями плаката пионеров, зорко охраняющих родную землю от врагов (Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»)


Д. ШМАРИНОВ « ОТОМСТИ » С плаката художника Д. Шмаринова « Отомсти » смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование отомсти!


В. КОРЕЦКИЙ « ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!» Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого « Воин Красной Армии, спаси!» Этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. Корецкому в своей работе удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно - красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.


РОДИНА - МАТЬ ЗОВЁТ Родина - мать зовёт Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката Родина - мать зовет своих сыновей исполнить долг защитить Отечество.





ЗАСЛУГА ХУДОЖНИКОВ- ПЛАКАТИСТОВ Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом.


ЛИТЕРАТУРА Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу и сознание жестокой необходимости войны. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов


ДВА БОЙЦА «Обыкновенный шедевр военной поры» смотрят и пересматривают до сих пор. Те же, кто еще не смотрел его, будут удивлены тому, сколько фраз из этого фильма мы употребляем практически каждый день, даже не зная откуда они. «Помирать так с музыкой!», например. А музыка! Великая «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» оттуда. премьера 6 октября 1943 года




ЖДИ МЕНЯ Говорят, что многие пережили войну и не свихнулись, потому что все время повторяли про себя Симоновскую строчку « Жди меня и я вернусь …». Она же стала лейтмотивом сценария, который написал Константин Симонов. Это не фильм - агитка, это фильм - надежда. Про пропавшего без вести летчика и ждущую его жену. Про людей, оказавшихся в ситуации полнейшей неизвестности. премьера 1 ноября 1943 года


В 6 ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны. Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше. И жить этим долгие пять лет. Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал. Весеннюю Москву и салют над Кремлем, как минимум. премьера 16 ноября 1944 года


СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ СНЯТЫЕ ПО СОБЫТИЯМ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ Фильм основан на реальных событиях, происходивших в самый разгар Великой Отечественной войны, в годах. Действие происходит в небольшом городе под названием Краснодон. Здесь отважные юноши и девушки, создают подпольную антифашистскую организацию, чтобы противостоять оккупантам. Во главе «Молодой гвардии» – восемнадцатилетний Виктор Третьякевич. Под его руководством подростки создают ряд диверсий: грабят оружейный склад, срывают поставку продуктов для фашистского тыла, топят шахты. Немцы не знают, с кем имеют дело и не могут предположить, что все это – дело рук подростков. Немецкий полковник Ренатус должен вычислить диверсантов… Сумеют ли подпольщики противостоять фашистам?



Искусство в годы
Великой Отечественной
войны
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал
интерес и к настоящему искусству. Артисты
драматических и музыкальных театров, филармоний
и концертных групп вносили свой вклад в общее дело
борьбы с врагом. Огромной популярностью
пользовались фронтовые театры и концертные
бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими
выступлениями доказывали, что красота искусства
жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых
артистов выступала и мама одного из наших
преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех
незабываемых концертах.

Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У
стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на
войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в
стихах…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Фронтовые Концертные бригады
За годы войны артисты
провели для советских
воинов 1 миллион 350
тысяч спектаклей,
концертов, творческих
встреч - не было ни
одной части, где бы ни
побывали фронтовые
театры и бригады.
Вместе с Красной
Армией артисты прошли
весь путь войны.

Лидия Русланова - артистка фронтового
театра
Вместе со своими товарищами по
концертной бригаде почти весь этот год
я провела на передовых линиях.
Недавно мы вернулись с Юго-Западного
фронта, а в ближайшие дни мне снова
предстоит поездка на фронт – седьмая.
Как много было пережито за это время.
Как много было различных встреч,
впечатлений. Столько друзей теперь у
меня на всех фронтах. Столько довелось
перевидать и услышать!

Музыка и песни в годы войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

СЛУШАТЬ
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые
исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа
фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так
воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.
Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы
сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей
своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом
деле обладают огромной силой художественного воздействия.

"Священная война"
(интересная информация)
СЛУШАТЬ
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. ЛебедеваКумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной
Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за
рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления
перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа
заполнены военными.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение:
можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.
Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй
куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых
лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня
утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на
вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Слайд 1

Живопись Великой отечественной войны
Я написал свой вариант в к написал свой вариант в коммены

Слайд 2

Ранним утром 22июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

Слайд 3

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

Слайд 4

«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве.

Слайд 5

Сталинградская битва
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. Значение Сталинградской битвы, ее влияние на ход не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны в целом неоценимо. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.

Слайд 6

Раненые солдаты Вермахта в окопе изображены на картине немецкого художника Франца Айххорста- «Воспоминания о Сталинграде».

Слайд 7

«Сталинградская Мадонна» была написана немецким военным врачом Куртом Рейбером в рождественскую ночь с 24на 25 декабря 1942 года на куске советской географической карты. К этому моменту немецко-фашистские войска под командованием генерала Паулюса были уже окончательно окружены в сталинградском «котле» частями Красной Армии и несли большие потери, усугубляемые суровым зимними условиями.
На листе изображена сидящая женщина прижимающая к себе и укрывающая своим широким платом младенца Иисуса Христа. Голова матери склонена к головке ребёнка, глаза закрыты. Правая рука Девы Марии оберегающим жестом прижимает к груди младенца, левая скрыта платком. Вокруг фигур надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» - «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»

Слайд 8

Фронтовые рисунки могут поведать о войне то, что не написано в приказах и донесениях. Полные искренних чувств и наблюдательности, работы военных художников вполне сравнимы с лучшими литературными очерками фронтовых писателей и корреспондентов, которые записывали первые, наиболее яркие впечатления. Наброски, сделанные в перерывах между боями, публиковались в армейских газетах, отсылались домой, где бережно хранились в семейных альбомах как самые дорогие реликвии. Сегодня они позволяют заглянуть в духовный мир защитников Сталинграда.

Слайд 9

Опрос проведённый на самой популярной сети показал предпочтения 70-ти человек

Cлайд 2

Великая отечественная война явилась суровым испытанием для народа нашей страны. С первых дней его героической борьбы против фашистских захватчиков наши художники полностью отдали себя и своё творчество во делу борьбы против врага. Многие из них вместе с армией прошли от Бреста до Москвы и берегов Волги и обратно от Москвы до Берлина, Праги, Белграда. Активной была деятельность советских художников, вместе со всем народом вставших на защиту Отечества: выезды на фронт, сотрудничество во фронтовых газетах, редакциях, участие в выставках антивоенной направленности.

Cлайд 3

Агитационно-массовое искусство. Плакат На первое место в годы Отечественной войны выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу. Кукрыниксы Плакат, посвященный нападению Германии на СССР. 24 июня 1941г.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Фронтовые зарисовки. На самых трудных участках Отечественной войны находились советские художники, выпускавшие плакаты, оформлявшие листовки и фронтовые газеты, делавшие большое количество зарисовок. Всё это и сегодня представляет большую художественную, культурную, историческую ценность. Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, подмечая скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости, человечности Пахомов А. «На Неву за водой»

Cлайд 8

Cлайд 9

Герой боев за Берлин Трайдуков. Климашин. В. С. 1945 «Ласковые руки» Климашин. В. С.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Щербаков Б. Портрет лейтенанта С. Н. Танюшина. 1943 Лукомский А. Гвардии майор Морозов. 1943

Cлайд 13

Пименов Ю. «У решетки» 1942 Пименов Ю. «Сбитый фашистский самолет. Северо-Западный фронт.» 1943

Cлайд 14

Cлайд 15

Монументальные произведения Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много художественных выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Работы свидетельствовали о стремления мастеров искусства поставить своё творчество на службу защиты Родины. Многие произведения, сделанные в годы ВОВ заняли почётное место в истории советского искусства. Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»: в домах с пустыми глазницами окон, словно застывших в тревожном ожидании, в жестоком колючем ритме противотанковых надолб, в мчащемся по опустевшим улицам грузовике удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942) воспринимается и ныне как воплощение героизма Советской Армии в Отечественной войне: в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высокого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа. В картине А. Пластова «Фашист пролетел»(1942) с большой силой отразилось обострённоё чувство преданности Родине, беспредельная любовь к её природе и людям, ненависть к врагу и войне. Резким диссонансом к мирной мягкой природе звучит тема войны и смерти.

Лучшие статьи по теме