Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Урок по истории средних веков. "Формирование средневековых городов". Возникновение и развитие средневековых городов в Европе Признаки развития городов в средневековой европе

Урок по истории средних веков. "Формирование средневековых городов". Возникновение и развитие средневековых городов в Европе Признаки развития городов в средневековой европе

Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, во Фландрии и Брабанте, по Рейну. Но и в других странах и регионах количество городов, включая мелкие, было таково, что обычно житель деревни мог добраться до какого-либо из них в течение одного дня.

Размеры средневековых западноевропейских городов были весьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3-5 тыс. жителей. Даже в XTV-XV вв. большими считались города с 20-30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышающее 80-100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан. Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья).

При всем различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда.

Город, замок и деревня - три полюса, к которым тяготели три основных светских сословия Средневековья (светских, потому что церковь была на всех трех полюсах). Замок - место обитания феодалов, деревни вокруг него - место обитания крестьян (как свободных, так и крепостных - сервов), город - гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников. Эти три полюса были в напряженных отношениях между собой.

Замок родился еще в темные века, как средство держать под контролем деревенскую округу. Для нее он - кровосос, постоянно требующий барщинных работ и поставок продуктов (к концу средневековья все это было заменено деньгами). Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственными соседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источник недостающих орудий производства. Для замка деревня - источник экономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов, которые совершались с характерной для тех времен жестокостью. Впрочем, крестьяне покушались на "данный от Бога порядок" только в самых отчаянных случаях. Замок и деревня - две половинки единой экономической системы, на которой стояло все средневековьеИстория средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 321с. .

Для города на раннем этапе замок - нянька, хоть и суровая. Город мог возникнуть только там, где местный сеньор мог обеспечить ему защиту. Конечно за это приходилось платить, и немало. Но замок отвечал первыми заказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местной земли тоже загружались в замках.

Со временем город стал для замка и соперником, и соблазном. Соперником потому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал их феодалам. Например, крепостной, проживший в городе год и один день считался свободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой. С другой стороны, в городе сосредотачивались для феодала все источники предметов роскоши и средств на ее приобретение, а со временем и источники кредита на жизнь. Все это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться в город и строить в нем дворцы - "городские замки".

Города отличались от окружающих деревень своим внешним видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рвами и высокими каменными, реже деревянными, стенам с башнями и массивными воротами, которые служили защитой от нападений феодалов и нашествий неприятеля. Ворота на ночь закрывались, мосты поднимались, на стенах дежурили дозорные. Сами же горожане несли сторожевую службу и составляли ополчения.

Постепенно города стали для деревенской округи такими центрами, какими раньше были замки. Крестьяне стали везти продукцию не в замок, а на рынок в город. Противостояние центра с периферией стало не социальным, а культурным: горожане черпали гордость в противопоставлении себя неотесанной деревенщине.

Неудивительно, что в иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках которого осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека. Остальные сферы жизни так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Теология сыграла не последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. hairesis - особое вероучение), возникновение которых относится ко времени раннего Средневековья и без учета которых нельзя представить социокультурную ситуацию этого времени Аргафонов П.Г. Европейский средневековый город эпохи Средневековья и Раннего Нового времени в современной западной историографии: Учебное пособие. - Ярославль: Ремдер, 2006. - 232 с. .

Таким образом, институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах средневекового общества

1) Выберите правильный ответ. Дайте объяснение.

Средневековые города возникли в результате:

1. набегов норманов, венгров, арабов. Для защиты от врагов сеньоры переселяли своих зависимых крестьян в города под надёжную охрану городских стен;

2. отделения ремесла от сельского хозяйства. К этому привели следующие факторы:

* развитие сельского хозяйства, увеличение его продукции,

* потребность в качественных орудия труда, оружии,

* рост населения, сокращение пахотных земель,

* развитие торговли;

3. политики королевской власти. Каждый вассал короля был обязан переселить часть своих зависимых крестьян в города для занятий ремеслом и торговлей. Налоги с горожан поступали в королевскую казну.

Ответ: 2. так как многие ремесленники убегали из своих деревень от господ, или переходили с места на места в поисках новой работы. Им не нужно было иметь землю, они могли себя прокормить за счет продажи или обмена своих изделий. Так и стали создаваться города.

2) Прочитайте отрывок из документа, впишите необходимые сведения и ответьте на вопросы.

Если какой-либо мужчина или женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в течении

    Ответ: года и дня

... и если кто-либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то пусть будет предоставлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок.

* В документе зафиксировано важнейшее достижение, которого добились города. О чём идёт речь? Какая пословица в Средние века в связи с этим?

    Ответ: Важнейшее достижение - освобождение горожан от сеньориальной зависимости. «Городской воздух делает свободным».

* Найдите на карте Бремен. Подумайте, когда он был основан и почему именно здесь. Предположите, каковы были основные занятия его жителей.

    Ответ: город Бремен был основан в 787 году Карлом Великим. Он находился у речной переправы и на перекрестке нескольких дорог. т к город на реке построен, то он является портом, люди занимались там земледелием, ремесленничеством, торговлей.

3) Какие объединения городских жителей вы знаете? Разделите незаполненную колонку таблицы на столько частей, сколько требуется, и впишите ответы.

  • Вопросы для сравнения

    Цели создания

    Закрытое объединение, управлялось общим собранием, создавалось, чтобы повысить репутацию, оградиться от приезжих.

    Открытое добровольное объединение с выборным руководством создавалось для защиты от грабителей и взаимопомощи

    Кто входил в объединения

    Ремесленники

    Чем они занимались

    Регламентация деятельности, организация общественной жизни, защита интересов, взаимопомощь

    Охрана деятельности, совместные торговые операции, защита интересов

    Какую роль играли

    Строгая регламентация производства и защита цеховых интересов

    Усиление экономической и политической роли членов гильдии

4) Объясните происхождение выражения "вечный подмастерье". Когда и в связи с чем оно появилось?

    Ответ: Вечный подмастерье - наемный работник уже изучивший ремесло, помощник мастера, который не мог открыть свою мастерскую. С увеличением соперничества между цехами, они стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера, мастерами могли становится порой только по наследству. Поэтому многие так и оставались «вечными подмастерьями»

В Европе наступила эпоха "темных веков". В этот период почти все города пришли в упадок и опустели. Феодалы предпочитали жить в своих резиденциях. Сильно уменьшилось значение денег в экономике. Монастыри просто обменивались дарами. Если в одном аббатстве ковали железные изделия, а в другом, например, варили пиво, они отсылали друг другу часть продукции. Крестьяне также занимались меновой торговлей.

Но постепенно ремесла и торговля начали возрождаться, результатом чего стало формирование средневековых городов. Некоторые из них отстраивались на месте античных полисов, другие возникали рядом с монастырями, мостами, портовыми селениями, оживленными дорогами.

Античные и средневековые города

В Римской империи застройка полисов проводилась в соответствии с заранее утвержденным планом. В каждом крупном городе была арена для спортивных состязаний и гладиаторских боев, водопровод, канализация. Улицы делали ровными и широкими. Возникновение и рост средневековых городов происходили по-другому сценарию. Застраивались они хаотично, без какого-либо единого плана.

Интересно, что в период раннего средневековья многие античные постройки стали использоваться совсем не для тех целей, для которых они изначально сооружались. Так, просторные древнеримские бани нередко превращали в христианские храмы. А внутри Колизеев, прямо на арене, строили жилые дома.

Роль торговли

Возрождение городов в Европе началось с Италии. Морская торговля с Византией и арабскими странами привела к появлению денежного капитала у купцов с Апеннинского полуострова. Золото стало стекаться в итальянские средневековые города. Развитие товарно-денежных отношений изменило уклад жизни северного Средиземноморья. На смену когда каждый феодальный удел самостоятельно обеспечивал себя всем необходимым, пришла региональная специализация.

Развитие ремесел

Торговля оказала ключевое влияние на формирование средневековых городов. Городское ремесло стало полноценным способом заработка. Раньше крестьяне вынуждены были заниматься и земледелием, и другими промыслами. Теперь же появилась возможность профессионально заниматься изготовлением какого-либо специализированного товара, продавать свою продукцию и на вырученные деньги покупать продукты питания.

Ремесленники в городах объединялись в гильдии, называвшиеся цехами. Такие организации создавались с целью взаимопомощи и борьбы с конкуренцией. Многими видами ремесел разрешено было заниматься только членам цехов. При нападении на город вражеской армии из участников гильдий формировались отряды самообороны.

Религиозный фактор

Христианская традиция паломничества к религиозным святыням также оказала влияние на формирование средневековых городов. Поначалу большая часть особо почитаемых реликвий находилась в Риме. Чтобы поклониться им, в город приходили тысячи паломников. Разумеется, отправиться в далекое путешествие в те времена могли только люди небедные. Для них в Риме было открыто множество гостиниц, трактиров, лавок с религиозной литературой.

Епископы других городов, видя, какой доход приносят Риму набожные путешественники, тоже стремились обзавестись какой-нибудь реликвией. Священные предметы привозили из далеких краев или чудесным образом находили на месте. Это могли быть гвозди, которыми распинали Христа, мощи апостолов, одежда Иисуса или Богородицы и другие подобные артефакты. Чем больше паломников удавалось привлечь, тем выше был доход города.

Военный фактор

Из войн в значительной мере состоит история средних веков. Средневековый город, помимо прочих функций, мог быть важным стратегическим объектом, защищающим границы страны от вторжения неприятеля. В этом случае его внешние стены делали особенно крепкими и высокими. А в самом городе размещали военный гарнизон и большой запас провизии в амбарах на случай длительной осады.

В период позднего средневековья многие армии состояли из наемников. Эта практика особо широко распространилась в богатой Италии. Жители тамошних городов не желали подвергать себя риску на полях сражений и предпочитали содержать наемное войско. В нем служило много швейцарцев и немцев.

Университеты

Образовательные учреждения также внесли вклад в формирование средневековых городов. История начинается в XI веке. И первенство здесь тоже у итальянцев. В 1088 году в городе Болонья был основан старейший в Европе университет. Он продолжает обучать студентов и в наши дни.

Позже университеты появились во Франции, в Англии, а затем и в других странах. В них велось преподавание богословских и светских дисциплин. Университеты существовали на частные деньги, а потому имели достаточную степень независимости от властей. В некоторых странах Европы до сих пор действуют законы, запрещающие полиции заходить на территорию высших учебных заведений.

Горожане

Итак, было несколько сословий, благодаря которым происходило возникновение и развитие средневековых городов в Европе.

1. Купцы: перевозили различные товары морем и по суше.

2. Сословие ремесленников: мастера, изготовлявшие промышленную продукцию, были фундаментом городской экономики.

3. Духовенство: церкви и монастыри занимались не только отправлением религиозных ритуалов, но и научной и хозяйственной деятельностью, а также участвовали в политической жизни.

4. Солдаты: войска не только участвовали в походах и оборонных операциях, но и поддерживали порядок внутри города. Правители привлекали их к поимке воров и разбойников.

5. Профессора и студенты: университеты оказали немалое влияние на формирование средневековых городов.

6. Класс аристократии: дворцы королей, герцогов и прочих знатных особ также располагались в городах.

7. Прочие образованные мещане: лекари, писари, банкиры, землемеры, судьи и т. д.

8. Городская беднота: слуги, попрошайки, воры.

Борьба за самоуправление

Земли, на которых возникали города, изначально принадлежали местным феодалам или церковным аббатствам. Они облагали мещан налогами, размер которых устанавливался произвольно и часто был слишком велик. В ответ на притеснения со стороны землевладельцев возникло коммунальное движение средневековых городов. Ремесленники, купцы и другие жители объединялись, чтобы совместно противостоять феодалам.

Основными требованиями городских коммун были посильные налоги и невмешательство землевладельца в хозяйственно-экономическую деятельность жителей. Обычно переговоры заканчивались составлением Устава, в котором были прописаны права и обязанности всех сословий. Подписание таких документов завершало формирование средневековых городов, обеспечивая юридический фундамент их существования.

Демократическое управление

После того, как право на самоуправление было отвоевано у феодалов, пришло время определить, на каких принципах будет построен сам средневековый город. Цеховая организация ремесла и гильдии торговцев были теми институтами, из которых выросла система коллегиального принятия решений и выборности власти.

Должности мэров и судей в средневековых городах были выборными. При этом сама процедура избрания часто была довольно сложной и многоступенчатой. Например, в Венеции выборы дожа проходили в 11 этапов. Избирательное право было не всеобщим. Почти везде существовал имущественный и сословный ценз, то есть в выборах могли участвовать только богатые либо родовитые граждане.

Когда формирование средневековых городов окончательно завершилось, сложилась система, при которой все рычаги управления оказались в руках ограниченного количества аристократических семей. Бедные слои населения были недовольны таким положением вещей. иногда выливалась в восстания черни. В результате городской аристократии приходилось идти на уступки и расширять права бедняков.

Историческое значение

Активное развитие городов началось в Европе в X-XI веках в центральной и северной Италии, а также во Фландрии (территория современных Бельгии и Голландии). Движущими силами этого процесса были торговля и ремесленное производство. Чуть позже расцвет городов начался во Франции, Испании и на немецких землях В результате континент преобразился.

Трудно переоценить то влияние, которое оказало на развитие Европы формирование средневековых городов. Городское ремесло способствовало техническому прогрессу. Торговля привела к совершенствованию кораблестроения, и в конечном итоге к открытию и освоению Нового света. Традиции городского самоуправления стали основой демократического устройства современных Уставы и хартии вольностей, определявшие права и свободы различных сословий, сформировали систему европейского права. А развитие в городах науки и искусства подготовило приход эпохи Возрождения.

Разработка урока истории в 6 классе

Учитель: Носкова Яна Робертовна,

Место работы: МОБУ СОШ д.Дорогино

Тел. 8-927-957-64-38, эл.адрес: noskova . yana 1983@ yandex . ru

Тема урока: Формирование Средневековых городов.

Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.

Цели урока:

    Выяснить основные причины возникновения и образования городов;

    Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;

    Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

    Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;

    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;

    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами;

    Создать представление о жизни и быте горожан.

Тип урока: Комбинированный.

Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, гильдия, ратуша, шедевр, цех.

Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Формирование средневековых городов», Атлас и контурные карты, карточки с заданиями и вопросами.

План урока:

    Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

    Каковы причины увеличения численности городов?

    В каких местах появляются новые города?

    Как устроен средневековый город?

Ход урока:

    Организационный момент

    Постановка целей и задач урока

    Изучение новой темы

    Подведение итогов

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

Сдача рапорта дежурным кадетом.

2 этап. Повторение изученного ранее материала, проверка домашнего задания

Учитель: Вспомните, что случилось с городами западной Римской Империи после Великого переселения народов?

Ответы: Большая часть городов была разрушена. Многие города так и не смогли восстановиться до прежних размеров.

3 этап. Постановка цели и задач урока

Учитель: Внимание на экран (СЛАЙД – демонстация иллюстраций средневекового города, городских улиц)

Учитель: Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Дети: Формирование средневекового города. (СЛАЙД – название темы) – ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ

Учитель: Откройте Атлас на стр.5 – карта «Западная Европа в XI-XIII в.» и скажите, много ли городов было в странах Европы в это время? Назовите их.

Ответы: отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии.

Учитель: А теперь рассмотрим карту Атласа на стр. 6-7 – «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.)». Как изменилась карта Европы? Всегда ли в Европе было такое количество городов?

Дети: Нет. Отмечают значительный рост городов.

Учитель: Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? Как вы думаете? (СЛАЙД – демонстрация плана работына урок, после самостоятельных размышлений ребят)

Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

Каковы причины увеличения численности городов?

В каких местах появляются новые города?

Как устроен средневековый город?

4 этап. Изучение новой темы

Учитель: По данным карты - Когда начинается возрождение городов в средневековье?

Ответ: В 11-12 веках.

Учитель: Исходя из установленного факта о том, что в 11-12 веках происходит резкое увеличение количества городов, какой же вопрос может возникнуть?

Ответ:

1. Почему же люди стремились жить в городе?

2. Чем так могли привлекать людей города?

Предлагаю разделиться на группы – 4 группы. Работа по карточкам. Ваша задача выполнить предложенные задания, используя текст в карточке. На задание дается 2 минуты. Для выполнения задания предлагаю вам самостоятельно распределить обязанности: кто то читает (тихо, не мешая другим группам работать), кто то записывает, кто то отвечает. Обсуждаем все вместе.

1 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, докажите, что до X века при господстве натурального хозяйства была плохо развита торговля.

Текст карточки:

Долгое время Западная Европа жила натуральным хозяйством . Все, что необходимо было для жизни, крестьяне производили своим трудом, выращивали хлеб, но урожаи были низкие – на 1 посеянное зерно получали только 2, хлеба всегда не хватало. Крестьяне сами делали простую посуду из глины, шили одежду, мастерили орудия труда. Только при замках феодалов жили настоящие ремесленники. Большинство людей тогда считали, что выменивать что-то у соседей позорно, нужно все успевать делать самому. У крестьян не было лишнего зерна, молока, мяса, которые можно было бы обменять на ремесленные изделия.

Ожидаемый результат - после обсуждения учащиеся могут сделать примерно такие выводы:

До X века в Европе господствовало натуральное хозяйство, крестьяне сами изготавливали все необходимые для жизни и труда изделия, торговля почти не была развита, так как у крестьян не было излишков продуктов, которые они могли бы обменять.

2 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, покажите, какие изменения в земледелии привели к росту урожайности.

Текст карточки:

До X века земля делилась на два поля – одно распахивалось и засеивалось, а второе отдыхало, на нем росла трава. С X века землю стали делить на три поля (трехполье). Первое (яровое ), как и раньше, засеивали весной и собирали урожай к осени, второму давали отдохнуть, третье (озимое ) засеивали осенью, чтобы ростки перезимовали под снегом, быстрее поднялись весной и дали еще один урожай в середине лета. Урожаи стали выше.

Планируемый результат после обсуждения учащиеся должны сделать примерно такой вывод:

Переход к трёхполью позволил увеличить урожайность. У крестьян появились излишки, которые они могли продать или обменять на изделия ремесленников.

3 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, попробуйте объяснить, почему ремесло отделилось от земледелия?

Текст карточки:

С X в. численность европейцев начинает расти, к XV веку население Европы удвоилось, возможно, из-за прекращения набегов викингов и других варваров или по другим причинам. Распаханных земель уже не хватало, и крестьянским общинам приходилось вырубать леса и расчищать новые участки. На смену легкому плугу, который не мог глубоко вспахать землю, пришел более тяжелый плуг «с отвалом », переворачивающий пласт земли, что повышало ее плодородие. У некоторых крестьян стали появляться излишки продуктов (на 1 посеянное зерно уже получали 3, а то и 6 зёрен). Мастера-ремесленники перестали заниматься выращиванием хлеба, теперь они могут изготовить больше различных изделий и обменять их у своих соседей-крестьян на продукты питания.

Планируемый результат – обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу:Появление тяжелого колесного плуга, распашка новых земель позволили увеличить урожайность. Сельские ремесленники перестали заниматься земледелием, они выменивали хлеб и другие продукты у крестьян на сделанные ими изделия. Ремесло отделилось от сельского хозяйства.

4 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов?

Текст карточки:

Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах, удобных для обмена и торговли своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали новые поселения, куда приходили и крестьяне для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей. Возрождались и города бывшей Римской империи -ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В X - XIII веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы.

Планируемый результат - обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу: В X-XI веках «ожили» старые и возникли новые города, в которых жили ремесленники и торговцы. Новые города возникали в местах, удобных для обмена и торговли.

Учитель: Итак, какие же мы можем выделить причины возникновения городов? (Слайд - схема причин возникновения городов) – ЗАПИСЫВАЕМ СХЕМУ В ТЕТРАДИ.

Выводы по решению заданий в группах:

К X веку в Европе:

Прекратились набеги варваров;

Выросла численность населения;

Расчищаются новые участки земли;

Появляются новые способы земледелия (плуг с отвалом, трехполье), благодаря чему растет урожайность;

У крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут обменять в городе на изделия ремесленников.

Часть крестьян перестает заниматься земледелием, превращается в ремесленников и переселяется в города. Ремесло отделяется от сельского хозяйства.

Учитель: В тексте учебника на стр. найдите ответ на вопрос «Где возникают города?» (Слайд – схема мест возникновения городов)

Учитель: перед вами лежит листок – черновик с таблицей. Ваша задача, используя карту в учебнике на стр. заполнить второй столбик в строках города возле рек и мостов и города возле гаваней. (Слайд – таблица, приведенная ниже выводится на экран и заполняется с использованием интерактивной доски самими учениками)

Заполнить таблицу:

Место возникновения городов

вокруг монастырей

Мюнстер, Сен- Галлен,

Сен-Дени, Париж

Кельн, Трир

вокруг крепостей

Страсбург, Гамбург,

Аугсбург, Регенсбург

возле рек и мостов

Падерборн, Бремен, Франкфурт, Оксфорд

Цвейбрюккен, Брюгге

возле гаваней

Марсель, Генуя

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд)

Учитель: Используя учебник, предлагаю вам подготовить небольшой рассказ. Работать будем в парах. Предлагаю так же распределить обязанности – кто то тихо читает, кто записывает и отвечает.

    Как выглядел средневековый город снаружи

    Как город выглядел внутри

    Какими были улицы средневекового города?

    Какова была особенность жилых домов в городе?

    Что вы можете сказать о благоустройстве городов?

    Каковы занятия жителей городов?

    Каким было внутреннее самоуправление в городах? (цехи, гильдии, налоги)

Ответы:

Город окружен мощными стенами с башнями с целью безопасности и защиты от врагов. (СЛАЙДЫ – иллюстрации внешнего вида городов)

В центре города на площади возвышалось здание ратуши и собора. (СЛАЙДЫ- иллюстрации зданий ратуши и известных соборов)

Места в городе было мало, поэтому улицы были узкими, дома строились вплотную друг к другу. (СЛАЙДЫ – иллюстрации средневековых городских улиц)

Дома были 2-х и 3-х этажные, причем 2-й и 3-й этажи были шире и нависали над 1-м этажом. (СЛАЙДЫ – иллюстрации жилых домов средневековья)

Канализации, освещения в городе не было, улицы были грязными. (СЛАЙДЫ - иллюстрации, демонстрирующие грязные улицы)

Горожане занимались ремеслом и торговлей. (СЛАЙДЫ – иллюстрация с различными занятиями средневекового горожанина)

Создается магистрат, выбирается глава города – мэр

Города обращаются за помощью к королю, подписание хартии

Налоги платятся в казну короля

Право на самоуправление

Крестьяне бегут в города (правило «год и один день»)

Возврат к римским законам

Учитель: Давайте просмотрим видео Средневековые городов, сохранившиеся до наших дней. (СЛАЙД – просмотр фильма с европейскими городами, сохранившимися до наших дней)

Давайте подведем итог (СЛАЙД – таблица, в которой указываются основная информация урока в кратком виде)

5 этап. Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте проверим как вы усвоили новый материал. Предлагаю вам разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду. (СЛАЙД – на интерактивной доске сами ребята заполняют кроссворд)

    союз купцов, созданный для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдия)

    то, что производит ремесленник на продажу (товар)

    ученик мастера (подмастерье)

    человек, занимающийся обменом монет одного государства на монеты другого государства, а так же дающий деньги в долг под проценты (банкир)

    здание городского совета (ратуша)

    ежегодно повторяющаяся распродажа товаров (ярмарка)

    вид поселения в Средневековье (город)

Учитель: Какой средневековый город был загадан в кроссворде? (СЛАЙД – изображение города)

6 этап. Подведение итогов: (слайды – в виде плана выводятся все выводы, которые были сделаны на уроке)

Учитель: Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос нашего урока?

Ответ: Да, В средние века люди стремились жить в городе потому, что города становятся центрами ремесла и торговли. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могут стать лично свободными.

7 этап. Рефлексия: (СЛАЙД – задание выводится на доске)

Учитель: Закончите одно из предложений

1. Сегодня на уроке мне понравилось…

2. Мне сегодня удалось…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю…

4. Мне не понравилось…

5. Настроение в ходе урока у меня…

За работу на уроке выставляются оценки. Пускаю таблицу, в которой вы должны оценить своего соседа по парте. Записываем Имя соседа по парте и оценку.

8 этап. Домашнее задание: доделать таблицу, в контурной карте отметить все города средневековья

Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли Таким образом, примерно к X-XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло - мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий. Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке не появлялся. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества. Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. Но, производя изделия для продажи на рынке, ремесленник становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними. Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли. Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе. Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Население и внешний вид городов.

В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи и др.), а также на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье), так как здесь начиная уже с IX в. развитие феодальных отношений привело к значительному росту производительных сил и отделению ремесла от сельского хозяйства. Одним из благоприятных факторов, содействовавших развитию итальянских и южнофранцузских городов, были торговые связи Италии и Южной Франции с Византией и Востоком, где существовали многочисленные и цветущие ремесленно-торговые центры, сохранившиеся от древности. Богатыми городами с развитым ремесленным производством и оживлённой торговой деятельностью были такие города, как Константинополь, Фессалоника (Солунь), Александрия, Дамаск и Бахдад. Ещё более богатыми и многолюдными, с чрезвычайно высоким для того времени уровнем материальной и духовной культуры, являлись города Китая - Чанъань (Сиань), Лоян, Чэнду, Янчжоу, Гуанчжоу (Кантон) и города Индии - Каньякубджа (Канаудж), Варанаси (Бенарес), Уджайн, Сураштра (Сурат), Танджор, Тамралипти (Тамлук) и др. Что же касается средневековых городов в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Юго-Западной Германии, по Рейну и по Дунаю, то их возникновение и развитие относятся лишь к X и XI вв. В Восточной Европе древнейшими городами, рано начавшими играть роль центров ремесла и торговли, были Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк и Новгород. Уже в X-XI вв. Киев был очень значительным ремесленным и торговым центром и поражал современников своим великолепием. Его называли соперником Константинополя. По свидетельству современников, к началу XI в. в Киеве было 8 рынков. Большим и богатым юродом являлся в это время и Новгород. Как показали раскопки советских археологов, улицы Новгорода были замощены деревянными мостовыми уже в XI в. В Новгороде в XI-XII вв. существовал и водопровод: вода шла по выдолбленным деревянным трубам. Это был один из самых ранних городских водопроводов в средневековой Европе. Города древней Руси в X-XI вв. имели уже обширные торговые связи с многими областями и странами Востока и Запада - с Поволжьем, Кавказом, Византией, Средней Азией, Ираном, арабскими странами, Средиземноморьем, славянским Поморьем, Скандинавией, Прибалтикой, а также со странами Центральной и Западной Европы - Чехией, Моравией, Польшей, Венгрией и Германией. Особенно большую роль в международной торговле с начала X в. играл Новгород. Значительны были успехи русских городов в развитии ремесла (особенно в обработке металлов и изготовлении оружия, в ювелирном деле и др.). Рано развились города и в славянском Поморье по южному берегу Балтийского моря - Волин, Камень, Аркона (на острове Руян, современный Рюген), Старград, Щецин, Гданьск, Колобжег, города южных славян на Далматинском побережье Адриатического моря - Дубровник, Задар, Шибеник, Сплит, Котор и др. Значительным центром ремесла и торговли в Европе была Прага. Известный арабский путешественник географ Ибрахим ибн Якуб, побывавший в Чехии в середине X в., писал о Праге, что она «является богатейшим из городов в торговле». Основное население городов, возникших в X-XI вв. в Европе, составляли ремесленники. Крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка, становясь горожанами, постепенно освобождались отличной зависимости феодалу «Из крепостных средневековья, - писали Маркс Энгельс, - вышло свободное население первых городов» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, изд. 2, стр. 425,). Но и с появлением средневековых городов процесс отделения ремесла от сельского хозяйства не закончился. С одной стороны, ремесленники, став горожанами, ещё очень долго сохраняли следы своего сельского происхождения. С дрчгой стороны, в деревне как господское, так и крестьянское хозяйство продолжало ешё в течение длительного времени удовлетворять большую часть своих потребностей в ремесленных изделиях собственными средствами. Отделение ремесла от сельского хозяйства, начавшее осуществляться в Европе в IX-XI вв., далеко ещё ве являлось полным и завершённым. К тому же ремесленник первое время был одновременно и торговцем. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы - новый общественный слой, сферой деятельности которого являлось уже не производство, а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов, существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и занимавшихся почти исключительно внешней торговлей, купцы, появившиеся в европейских городах в XI-XII вв., занимались уже преимущественно внутренней торговлей, связанной с развитием местных рынков, т. е. с обменом товаров между городом и деревней. Отделение купеческой деятельности от ремесленной было новым шагом в общественном разделении труда. Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений. Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечастоты обычно выбрасывались прямо на улицу. В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

Лучшие статьи по теме