Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • «Я скажу: не надо рая…» - тема Родины в лирике С.А.Есенина (ЕГЭ по литературе). Презентация тема родины и природы в лирике сергея есенина Стережет голубую Русь

«Я скажу: не надо рая…» - тема Родины в лирике С.А.Есенина (ЕГЭ по литературе). Презентация тема родины и природы в лирике сергея есенина Стережет голубую Русь

В этом имени – слово «есень» . Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней, Грусти, Юности и Чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин» , – Всей России встают черты…


Сергей Есенин

Продолжите ассоциативный ряд:

  • пейзажи, освещенные золотым светом луны


Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин

Эволюция темы Родины в лирике Есенина


Цель урока

некоторы.. факт.. биографии

особенност…. стихотворений поэта (поэтическ….. манер…. поэта)

особенност…. образного мышления поэта на определённом этапе его творческого пути

поэтической зоркости

динамик… развития темы Родины в лирике С. Есенина

образа Родины в лирике

С. Есенина

любви к Родине

Определение

Знакомство

Выявление

Воспитание

Исследование

Определение


«Загадочная фотография»

I группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?


«Загадочная фотография»

II группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


«Загадочная фотография»

III группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


III периода творчества

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


Наша задача:

выяснить, какая она, есенинская Русь , какие краски, образы дарит поэт родному краю, как развивается тема родины в его творчестве.


III периода творчества

1. Край любимый! Сердцу снятся…

2. Топи да болота…

3. Гой ты, Русь, моя родная…

4. Тебе одной плету венок…

I группа: 1914-1915 годы

1. Я последний поэт деревни…

2. Мир таинственный, мир мой древний…

3. Сторона ль ты моя, сторона!

II группа: 1920-1921 годы

1. Мы теперь уходим понемногу…

2. Несказанное, синее, нежное…

3. Спит ковыль. Равнина дорогая…

4. Синий май. Заревая теплынь.

III группа: 1924- 1925 годы


ЦЕЛЬ

«Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти».

Оноре де Бальзак

задание

I V ступень

задание

III ступень

задание

II ступень

I ступень:

ЦЕЛЬ


Шкала оценивания:

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Шкала оценивания:

-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?»

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


2 групповое задание «Какие краски дарит

С. Есенин отчему краю?»

Какими цветами наполнены стихотворения Есенина исследуемого вами периода творчества? Результаты исследования (сколько раз используется данный оттенок в стихотворениях вашего периода и примеры использования цветообразов) занесите в таблицу. Делая вывод, определите, что цвета символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?


Критерии

Темы задания

А (max 3)

Уровень достижения

Отмечено не менее четырех оттенков цвета. приведены примеры их использования в произведениях

Отмечены 3 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях

Баллы за выполнение задания

Отмечен 1-2 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях


B (max 4)

Заполните графу, соответствующую вашему периоду, примерами использования цветообразов в произведениях: 1 пример для каждого отмеченного вами оттенка.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений для каждого отмеченного оттенка цвета.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 1 пример отсутствует.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 2-3 примера отсутствует.

Указаны примеры употребления цвета, но неправильно соотнесены с оттенком

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: Какова гамма цветов, используемых поэтом в этот период? Что они символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, но не содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания, но отсутствует 1 из составляющих ответа: гамма цветов, ее символика или преобладающий цвет и ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

Не достиг ни одного из критериев


Физминутка для глаз

Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Несказанное, синее, нежное,

тих мой край после бурь, после гроз…


«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

I V ступень

«ОБРАЗЫ»

задание

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


3 групповое задание

«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях? Исследуйте, какие ключевые образы и тропы характерны для стихотворений вашего периода (не менее 2 примеров в каждом столбце).

Вывод на этот вопрос оформите в виде

небольшого текста или нескольких предложений, в которых для подтверждения своих мыслей используйте выписанные вами образы.


Критерии

Темы задания

Проверяемые элементы

Исследуйте, какие звукообразы, образы-запахи и явления природы использованы поэтом в стихотворениях вашего периода. Заполните таблицу (не менее 2 примеров в столбцах 1,2,3).

Уровень достижения

Верно найдено и записано в таблицу не менее 2 примеров в каждом столбце 1-3.

Примерами верно заполнены все столбцы (1, 2, 3), но в одном из них менее 2 примеров использования поэтом образов. Допускается 1 ошибка в классификации образа.

Примерами заполнены только 2 столбца таблицы. Допускается 2 ошибки в классификации образа.

Примерами заполнен только 1 столбец таблицы. Допускается 3 ошибки в классификации образа.


Заполните примерами использования тропов 5 столбец таблицы.

Верно приведены примеры не менее 3 разных тропов.

Верно приведены примеры 2 разных тропов.

Верно приведены примеры 1 тропа.

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: «Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях?»

Оформите его в виде небольшого текста, в котором используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины и отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде предложений, не связанных между собой логически.

Не достигнут ни один из критериев


«Поэтический поединок»

Стихи С.Есенина о временах года

I группа – о весне

II группа – о лете

III группа – об осени

учитель – о зиме


«Подбери эпиграф»

Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в произведениях исследуемого вами периода творчества.


Какой предстаёт Родина в стихотворениях?

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


«Оценивание»

Подсчитайте общее количество баллов, занесите в итоговую таблицу,

выставьте оценку в соответствии со шкалой:

21-24 баллов – «5»

17-20 баллов – «4»

10-16 баллов – «3»

0-9 баллов – «2»


Домашнее задание

(на выбор)

1. Ментальная карта: «Какой мы видим Родину в творчестве С.Есенина?»

2. Сочинение на одну из тем:

- «Природа и Родина в лирике Есенина»

- «Мой Есенин»

- «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»


он помог мне понять, что …

он обратил моё внимание на …

он научил меня видеть …

он научил меня…

он помог мне разобраться в …

Благодарю замечательного поэта С.Есенина за то, что

«Сергей Есенин поэт» - А.А. Блок. Гостиница «Англетер». Выяснить причины популярности творчества Сергея Есенина. 1) И. А. Мусский «100 Великих кумиров 20 века». 2) Сергей Есенин. Татьяна и Александр Есенины. Сергей Есенин - великий поэт XX века. Есенин 1915 г. Вывод: И молиться не учи меня. Береза. И клен твой головой поник…

«Женщины Есенина» - За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. С мая 1916 по сентябрь 1918 гг. Друг юности поэта. Да и сам я любил не одну... Сергей Есенин. Что со мною сталось? А вряд ли найдётся женщина, которая сможет долго терпеть такого мужа. Августа Миклашевская. Мария Парменовна Бальзамова. Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?

«Есенин Пугачёв» - О чём горюет? Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Есенин - Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. О чём говорит Пугачёв у Есенина? Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р.

«Урок по Есенину» - Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Кайма бахрома заря. С.Есенин «Берёза». Только скажут – «Сергей Есенин», всей России встают черты… Станция «Запоминай-ка» С.Есенин «Поет зима – аукает…». Станция «Соображай-ка». Какое словосочетание лишнее? Почему? жемчужные берёзы коралловые ветки белый снег.

«Жизнь Сергея Есенина» - Музеи. История знаменитого любовного треугольника. Смотри здесь Есенин - Райх - Мейерхольд. Зинаида Райх и Сергей Есенин. Здесь ты можешь познакомиться с уникальными материалами о гибели великого поэта. Проверь себя. Здесь ты можешь посмотреть фотографии. А ТАМ… начало тайны… Биография поэта. Есенинские места.

«Стихотворения Есенина» - До наших дней сохранился родительский дом поэта. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов. Во второклассной учительской школе поэт получил звание «учителя грамоты». К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта.

Всего в теме 35 презентаций

Тема Родины является основной в поэзии С.А.Есенина. Она присутствует не только в гражданской, но и в любовной, пейзажной и философской лирике поэта. Несомненно, благодаря этому его стихотворения стали уникальным явлением для поэзии Серебряного века. С.А.Есенин относился к «новокрестьянским поэтам». Для него Родина – это, прежде всего, Русь деревенская. «Поэт золотой бревенчатой избы» - именно так он называл себя.

«Гой ты, Русь, моя родная» - это стихотворение, посвященное теме любви к Родине. Лирический герой, как «захожий богомолец» любуется прекрасным пейзажем, красотой деревни – «Не видать конца и края, только синь сосет глаза». Стоит отметить, что синий цвет очень часто встречается в стихотворениях поэта – он обозначает нечто божественное, небесное.

Для С.А.Есенина Родина лучше рая («Не надо рая, дайте Родину мою!»).

Стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ» - пример того, как любовная лирика соединяется с лирикой патриотической. Лирический герой говорит о любви к девушке – Шаганэ. Однако он вспоминает о Родине, рассказывает о ней возлюбленной («Я готов рассказать тебе поле»). Он скучает по родным местам, воспоминания навевают тоску и грусть («Дорогая, шути, улыбайся, не буди только память во мне»). Так, в данном стихотворении тема Родины раскрывается по-новому – к ней добавляется тема любви и тема разлуки с Родиной.

Постепенно тема разлуки сменяется темой возвращения в родные места, например, в поэме «Русь Советская» и в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи». Несмотря на то, что произведения имеют общий мотив, их настроения разные. В поэме лирический герой возвращается в свою деревню и понимает, что здесь он чужой. Теперь наступила новая эпоха, в которой ему нет места, он не чувствует связи с народом, с родными местами («Сам я тоже здесь не нужен»). Напротив, стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи» наполнено оптимизмом. Лирический герой «меняет» перо на косу. Он возвращается к истокам, подлинным ценностям, чувствует себя на своем месте.

Таким образом, стихотворения о Родине С.А.Есенина наполнены бесконечной любовью. Даже в разлуке, даже чувствуя себя чужим в родной деревне, он не перестает любить ее. Для него Родина – это деревня, со своими традициями и правилами, это природа – поля и леса, это простой народ. Тема Родины раскрывается у Есенина по-особому, благодаря чему его поэзия самобытна и уникальна.



Презентация по литературе Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Подготовила ученица 11 класса

Чемерило Светлана

Учитель Макарова Т.Е.



Окрестности села Константиново

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

С.Есенин

Побережье Оки

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Размахнись косою, покажи свой пыл.

С.Есенин

Константиновский пруд

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

С.Есенин

Осень в селе Константиново

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

С.Есенин

Утро на Оке

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С.Есенин

Зима в селе Константиново


Дом Сергея Есенина


До наших дней сохранился родительский дом поэта. В глубине есенинского сада – избушка- времянка. Недалеко от избушки среди вишен – амбар. В котором поэт писал многие свои стихи.

Спас- Клепиковская второклассная учительская школа

К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа, где поэт учился с 1909 по 1912 год, воссоздана обстановка учёбы и быта учащихся и учителей. Здесь он получил звание «учителя грамоты». Сам поэт относил начало сознательного творчества именно к этому периоду своей жизни.




Усадьба Л.И. Кашиной в селе Константиново

Это бывший дом помещицы Кашиной Л. И., послужившей прототипом героини поэмы «Анна Снегина». Сергей не раз приходил сюда, с волнением переступая порог «дома с мезонином». Осенью 1969 года здесь был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о творческой биографии поэта.

Памятник Есенину в Константиново

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей,- В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

Класс: 11

Цель: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта,как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Задачи: исследовать творчество С.Есенин; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях;выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

Вступительное слово учителя:

Сергея Есенина невозможно понять, если не говорить о теме родины в его лирике. В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает всё то, что его окружает. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим пять периодов в жизни Есенина.

1914 -1916 гг. Любовь-поклонение . Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные и родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить. В эти годы поэт создаёт самые светлые свои стихи.

1-й блок стихотворений. (Слайды 1-9)

1917-1919 гг. Любовь-мираж . “О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Душа грустит о небесах”.

2-й блок стихотворений (Слайды 10-13)

1920 – 1921 гг.Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.

3-й блок стихотворений: “Сорокоуст”, “Не жалею, не зову, не плачу...”.(Слайды 14-19)

1922-1924 гг. Вдали от Родины .

4-й блок стихотворений: “Москва кабацкая”, “Страна негодяев”. (Слайды 20-23)

1924- 1925 гг.Возвращение на родину . Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.

5-й блок стихотворений. (Слайды 28-32)

Итак, первый период – “светлый”, второй – тёмный, третий - ...? Вот на этот вопрос и предстоит вам ответить на сегодняшнем уроке. Каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстаёт лирический герой Есенина 1924 – 1925 годов?

Работа в группах.

Класс разделён на 5 групп. Каждая получила задание проанализировать стихотворения С.Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. В конце урока учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:

Задание первой группе:

Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в первый период творчества (см. слайды). Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время (1914-1916 гг.). Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведённых поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

Задание для второй группы:

Прочтите стихотворения, написанные поэтом в 1917-1919 годах. В таких стихотворениях, как “Я по первому снегу бреду...”,“О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Вот оно, глупое счастье... ,“О муза, друг мой гибкий...”, “Теперь любовь моя не та...”), “Зеленая прическа...” , “Вот такой, какой есть...”,“Закружилась листва золотая...” и в ряде других, на первый взгляд, мало приметвремени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
....................................
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
(1917)

Подберите эпиграф к таблице и запишите в неё наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.

Как воспринимает поэт окружающую его действительность?

Задания для третьей группы:

Анализ стихотворения “Сорокоуст”

В начале 20-х гг. Есенин переживал глубокий духовный кризис,вызванный непониманием революционной действительности, и это накладываетотпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевнойусталости и трагической безысходности.

В 1920 году он пишет “Сорокоуст” (Сорокоуст - молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в которомзаявляет о своем неприятии машины и города. Стихотворение открываетсяпредчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая “тянет к глоткамравнин пятерню”. Природа очень тонко чувствует приближениекатастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворенияне конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Этожелезное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждоеприроде.

Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уженекто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь подназванием “стальная лихорадка”. Поэт резко противопоставляет “железным”качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцуЕсенина.

В третьей части стихотворения этот конфликт представлен какпоединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедноеживотное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя,который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резкоменяющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитыхживотных покупают железного монстра:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
(1920)

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получаетсвоё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(1920)

Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники.Сначала гармоника жалостно плачет, затем “тужиль” предстаёт уже какнеотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворениянесёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревнии народной культуры.

Задания для четвертой группы.

Как появляется тема родного дома?

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном

из писем он отзывался о загранице, как об “ужаснейшем царстве мещанства...”, где “в страшной моде Господин доллар, а не искусство...самое высшее - мюзик-холл”. Взгляды С. Есенина меняются. “Там, из Москвы, нам казалось, что Европа - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может”

Начинается период его возрождения, очень трудный, но плодотворный.Поэт с ужасом увидел, что “очутился в узком промежутке”, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что оностался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему“чужим”. Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовойритм новой жизни.

Задания для пятой группы.

Прочитайте стихотворения, написанные в последнее годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений данного периода (1924 – 1925годы).

Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы.

Перечень стихотворений для анализа:
“Низкий дом с голубыми ставнями...”
“Мы теперь уходим понемногу...”
“Неуютная жидкая лунность...”
“Несказанное, синее, нежное...”
“Спит ковыль. Равнина дорогая...”
“Синий май. Заревая теплынь”.

Возможные эпиграфы:

Первая группа:

  • “Всё встречаю, всё приемлю,/ Рад и счастлив душу вынуть...”
  • “Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!”/ Я скажу: “Не надо рая, / Дайте родину мою”.

Вторая группа:

  • “ Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!”
  • “Здравствуй ты, моя чёрная гибель, /Я навстречу к тебе выхожу!”
  • “Мир таинственный, мир мой древний, /Ты, как ветер, затих и присел. /Вот сдавили за шею деревню/ Каменные руки шоссе”

Пятая группа:

  • “И на этой на земле угрюмой/ Счастлив тем, что я дышал и жил”
  • “Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живётся на Руси”
  • “И в этот вечер вся жизнь мне мила, /Как приятная память о друге”

Заключение.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано “чувством родины”. Это не тютчевская “вера”, не лермонтовская “странная любовь”, и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин - художественная идея России.

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства - все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему “Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина”

Список литературы.

  1. Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.
  2. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.М., 1979.
  3. Обучающие практические работы по литературе. Под ред. Т.Н.Андреевой. М., Дрофа, 2005.

Лучшие статьи по теме