Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Закончи модель образования. Основные модели образования - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович. Новый контракт с преподавателем

Закончи модель образования. Основные модели образования - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович. Новый контракт с преподавателем

Учебные работы на заказ

Реферат

АМ, АМ2, - амортизационные отчисления соответственно на основные производственные фонды, срок эксплуатации которых не связан со сроком разработки ТМ и автосамосвалы, эксплуатируемые на объекте, руб.; Ся, С, С С я - соответственно доб пер с. м, адм эксплуатационные затраты на добычу и переработку минерального сырья, строительных материалов и административные расходы, руб/т; С - затраты...

Ключевые слова:

  • техногенные месторождения
  • эколого-экономическая модель
  • отходы
  • окружающая среда
  • негативное воздействие
  • полезные компоненты
  • строительные материалы
  • организационно-технологическая схема
  • ранжирование
  • захоронение
  • technogenic deposits
  • environmental and economic model
  • waste
  • environment
  • and impact
  • useful components
  • construction materials
  • organizational and technological scheme
  • ranging
  • burial

Модель эколого-экономической оценки эффективности комплексного освоения техногенных минеральных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Науки о Земле УДК 502:622.013

Постникова Оксана Валериевна Oksana Postnikova

МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ENVIRONMENT-ECONOMY MODEL OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE INTEGRATED DEVELOPMENT OF MAN-MADE DEPOSITS

Изложены материалы, подтверждающие необходимость захоронения техногенных образований после максимального использования их сырьевого потенциала. Предложена эколого-экономическая модель, позволяющая дать оценку техногенных месторождений, определить эффективность их освоения в соответствии с предложенной организационно-технологической схемой, ранжировать все объекты в соответствии с их народнохозяйственной значимостью и очередностью ввода в эксплуатацию, обосновать рациональный вариант захоронения отходов Ключевые слова: техногенные месторождения, эколого-экономическая модель, отходы, окружающая среда, негативное воздействие, полезные компоненты, строительные материалы, организационно-технологическая схема, ранжирование, захоронение

The article describes the materials showing the need for disposal of man-made structures, maximizing their raw potential. The proposed environmental and economic model allows to estimate anthropogenic deposits, to determine the effectiveness of their development in accordance with the proposed organizational and technological scheme to rank all of the objects in accordance with their national economic importance and precedence commissioning justify rational option landfill

Key words: technogenic deposits, environmental and economic model, waste, environment, and impact, useful components, construction materials, organizational and technological scheme, ranging, burial

По мере исчерпания запасов разрабатываемых месторождений для многочисленных горнодобывающих и горно-металлургических предприятий техногенные объекты могут стать приоритетным, а в некоторых случаях и единственным источником минерального сырья. При этом следует иметь в виду, что отходы горнопромышленных производств, представляя собой крупный резерв сырья для извлечения металлов и неметаллов, одновременно являются оча;

гами локального или регионального загрязнения окружающей среды На земной поверхности накоплены триллионы кубических метров техногенных отходов. В России из недр извлечено и находится в отвалах и хвостохранили-щах около 80 млрд т горных пород и отходов переработки полезных ископаемых. В хвостах обогащения руд цветных металлов доля неизвлеченных компонентов от их количества в исходной руде составляет соответственно (средние и максимальные значения), %: олова — 35 и 58- вольфрама — 30 и 50- цинка — 26 и 47- свинца — 23 и 39- молибдена — 19 и 53- меди — 13 и 36- никеля — 10 и 25. Показатель извлечения основных полезных ископаемых в России составляет 65…78%, а попутных элементов (в цветной металлургии) — 10.30%

В Забайкальском крае скопилось около 3 млрд т отходов производства и потребления. В лидерах находится горнодобывающая промышленность и объекты теплоэнергетики. Наибольшую опасность представляет загрязнение отходами земель, поверхностных и подземных вод токсичными веществами из хвостохра-нилищ обогатительных фабрик, прекративших производственную деятельность горнодобывающих предприятий. Таковых насчитывается более двух десятков, в них за многие годы накоплено 170 млн т горных пород. Общая площадь земель, занятая техногенными минеральными образованиями, составляет более 4 тыс. га .

Существуют разные трактовки понятия «техногенные образования».

Например, М. В. Рыльникова дает следующее определение .

Техногенное минеральное образование (ТМО) — условные выделенные в пространстве и накопленные на поверхности Земли или в недрах в пределах горного отвода в достаточном количестве для промышленного освоения техногенные минеральные ресурсы, образовавшиеся в результате отделений их от массива и складирования в виде отходов горного, обогатительного и металлургического (химического) производств. Это скопление не только на поверхности либо в природных, или техногенных полостях в недрах Земли, но и в гидросфере или атмосфере твердых, жидких либо газообразных веществ, созданных в результате производственной деятельности человека в сфере недропользования.

Каждое ТМО обладает особенностями, обусловленными составом исходного сырья, технологией добычи, обогащения или переработки и целым рядом других фак;

торов. Поэтому необходимы объективная оценка и детальная разведка каждого перспективного техногенного месторождения. Оценочные работы проведены пока на немногих объектах.

Всего в ТМО горнодобывающих предприятий Забайкальского края, по данным паспортизации, ориентировочно насчитывается около 149 т золота (с содержанием 0,3.3,5 г/т) — 925 т серебра (0,5.29 г/т) — 74,3 тыс. т олова (0,035.0,12%) — 10 тыс. т вольфрама (0,076.0,4%) — 24 тыс. т молибдена (0,022.0,096%) — 133,5 тыс. т свинца (0,18% — первые проценты) — 192,3 тыс. т цинка (0,1% — первые проценты) — 7,4 тыс. т меди (0,02.0,1%) — около 480 т кадмия- 2 тыс. т тантала- 2,1 тыс. т ниобия- 85,7 тыс. т лития- 13,5 тыс. т бериллия- 690 т висмута- около 4,5 тыс. т мышьяка- 146 тыс. т серы и ряд других рудных и нерудных компонентов .

Техногенные минеральные образования могут служить сырьем для производства строительных материалов: стеновых блоков, панелей, силикатного и керамического кирпича, асфальтобетона, гравия, щебня, песка, а также использоваться в стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, в качестве добавок в известняково-кремнис-тое вяжущее, шлаковое литье, минеральную вату и пр. .

Предварительные исследования показали, что хвосты Шахтаминской обогатительной фабрики пригодны в качестве добавки к глинистому сырью Средне-Шахтаминского месторождения глин для производства керамического кирпича, вскрышные отвалы Мало-Кулиндинского месторождение — для производства строительного щебня, хвосты вторичной переработки Калангуйской фабрики — в качестве добавок при производстве силикатного и керамического кирпича, лёгких пористых заполнителей, ячеистых бетонов, стеновой керамики .

По предварительной оценке, негативное воздействие техногенных образований горнорудных предприятий Забайкальского края на окружающую среду требует срочного обезвреживания отходов бывших Калангуйского ПШК, Нерчинского П К, Хапчерангинского, Дарасунского, Давен-динского, Шахтаминского рудников. После их закрытия мероприятия по поддержанию хвостохранилищ в относительно безопасном состоянии не проводятся, прекращена закачка воды, не ведутся работы по укреплению дамб [ 5 ]. Осушение хранилищ привело к дефляции (ветровой эрозии) хвостов, пыль разносится на большие расстояния, что чревато загрязнением почв цианидами, солями и тяжёлыми металлами, нередко превышающими допустимые нормы. В весенне-осенние периоды, когда скорость ветра достигает 25…35 м/с, тонкодисперсный материал, подхваченный воздушными потоками с площади осушенных хвостохранилищ, перемещается на десятки километров, загрязняя огромные территории, причем плотность такого загрязнения постоянно возрастает .

В последние годы вследствие разрушения гидротехнических сооружений в Забайкальском крае происходит интенсивная фильтрация минерализованных вод через дамбы и ложе хвостохранилищ. При размыве дамб паводковыми или ливневыми водами реальной становится угроза загрязнения всего речного бассейна .

Эти факторы говорят о негативном влиянии ТО на окружающую среду. Вследствие этого в крае широко распространены такие болезни, как эндемический зоб, поражение сердечно-сосудистой, суставной и нервной систем, болезни Кешана, Кеша-на-Бека (уровская), рак легких и кожи, врожденные пороки развития, нарушение слуха и зрения (болезнь Минаматы) и др. Так, например, флюорозом страдает около 12% местного населения, что в 2,5.3,0 раза превышает средний уровень заболеваний по стране, кариесом зубов — 78.81% взрослого населения .

Таким образом, ТО горнорудных предприятий, с одной стороны, могут служить дополнительными объектами добычи полезных ископаемых и производства строительных материалов, а с другой — являются объектами негативного воздействия на окружающую среду. Эти обстоятельства требуют усиленного внимания: с одной стороны, страна может получить дополнительную продукцию, в том числе строительные материалы, с другой — устранить негативное воздействие ТМО на окружающую среду.

Решающим фактором комплексного освоения ТМО должна стать эколого-эко-номическая целесообразность их разработки, которая возможна лишь при условии развития и промышленного использования передовых инновационных технологий их переработки. В этой связи представляется целесообразной подготовка инвестиционных проектов по ряду наиболее перспективных объектов, вовлечение которых в хозяйственный оборот имеет экономический, социальный или иной приоритет .

Для решения этой проблемы необходимо решить следующие задачи:

— систематизировать ТМО с целью их комплексного освоения;

— завершить технологическое картирование, изучение вещественного и химического состава (содержание полезных и вредных компонентов), предварительно выявить полезность промышленного назначения ТО;

— провести дополнительные исследования, разработать технологии комплексного извлечения полезных компонентов и производства строительных материалов;

— разработать организационно-технологические схемы комплексного освоения ТМО;

— определить критерии экономической оценки эффективности комплексного освоения ТМО и захоронения;

— создать экономико-математическую модель оценки эффективности комплексного освоения ТМО и варианта рационального их захоронения .

Не все техногенные образования можно называть месторождениями. Техноген;

ные месторождения (ТМ) — это скопления минеральных веществ на поверхности Земли или в горных выработках, образовавшиеся в результате их отделения от массива и складирования в виде отходов горного, обогатительного, металлургического или иного производства и пригодные по количеству и качеству для эффективного промышленного использования (для извлечения метал -лов и других полезных компонентов, приготовления закладочных смесей, получения топлива и стройматериалов) .

Нами предложена модель, позволяющая дать эколого-экономическую оценку ТМО, определить эффективность их освоения в соответствии с предложенной организационно-технологической схемой, ранжировать все объекты в соответствии с их народнохозяйственной значимостью, определить очередность ввода в эксплуатацию и обосновать рациональный вариант захоронения отходов (см. рисунок).

Первым этапом оценки эффективности комплексного освоения ТМО является проведение технологического картирования.

Технологическое картирование предполагает изучение вещественного и химического составов материалов ТМО, в т. ч. содержания в них вредных и полезных компонентов с целью промышленной переработки или дальнейшего захоронения.

Под организационно-технологической схемой освоения ТМ понимается пространственное расположение основных и вспомогательных производственных объектов, предназначенных для переработки минерального сырья с целью получения готовой продукции в виде концентрата, строительных материалов, изделий и пр., объектов жилищно-бытового назначения, их взаимосвязь и параметры, а также влияние расположенных на незначительном удалении действующих ГОКов, предприятий стройиндустрии.

По критерию ЧДДТМ оцениваются возможные варианты параметров промышленного комплекса. Для этого поочередно рассчитывается суммарный чистый дисконтированный доход (?ЧДДТМ) от разработки группы ТМ, находящейся на различном удалении от промышленного центра.

^ДДтм = ЧДДтм1 + + ЧДДтм 2 + -¦+ ЧДДтм п> (1)

где чДДтмР чДДтм2>-чДДтмп — чистый дисконтированный доход от освоения соответственно 1-го, 2-го,. п — го ТМ, тыс. руб.

Если ШДДТМ>0, ТМ включается в структуру промышленного комплекса, а в случае ШДДТМ<0 — ТМ не включаются в комплекс .

ТЭО позволит решить вопрос эффективности освоения ТМ с учетом изложенных предпосылок.

В основу технического проекта заложен план процессов, последовательность действий и операций, через которые должно пройти минеральное сырьё для получения конечного продукта. Он включает чертежи с компоновкой помещений и технологического оборудования, а также описание (расчеты необходимого сырья и материалов- площадей под различные производства- транспортных потоков, штатное расписание и т. д.).

Расчет показателей ЧДД, ИД, ВНД, Ток, У, У". Чистый дисконтированный доход от разработки ТМ определится по формуле чддш = ХГ=!Х=о7^смЧъ+ 1Ц хXцсм. +

+ .-:ЛЛ-.-:ЛЛ с — Г,…, — С у;

где т — количество добываемых видов полезных ископаемых;

п — количество выпускаемых видов продукции строительного производства;

Ари— годовой объем переработки г -го минерального сырья в й год эксплуатации ТМ, т/год;

См. — среднее содержание г -го полезного компонента в t — м году, %;

?. — коэффициент извлечения г-го полезного компонента при обогащении руды, дол. ед.;

ГТ «о о Ц. — цена г-й единицы производимой продукции, руб/т;

Vем— объем производства /-го вида продукции строительного производства, шт. (м3) —

Цсм — цена за единицу./-го вида продукции строительного производства руб/шт.,

(руб/м3) —

АМ, АМ2, — амортизационные отчисления соответственно на основные производственные фонды, срок эксплуатации которых не связан со сроком разработки ТМ и автосамосвалы, эксплуатируемые на объекте, руб.;

Ся, С, С С я — соответственно доб пер с. м, адм эксплуатационные затраты на добычу и переработку минерального сырья, строительных материалов и административные расходы, руб/т;

С — затраты на транспортирование 1

тр.р. 1 г I г т минерального сырья на 1 км, руб/ткм;

1тр— расстояние транспортирования, км;

Нt — суммарные налоги, выплачиваемые в м году, руб.;

К — капитальные затраты на стро;

стр.к. I г ительство объектов по переработке минерального сырья и продукции строительного производства, руб.;

Е — норма дисконта;

ТТМ — срок эксплуатации ТМ по варианту, лет;

Т — срок строительства, лет;

У — рассчитанный экономический ущерб от воздействия проекта на окружающую среду, руб.;

У" — предотвращенный ущерб, руб. .

На последнем этапе производится нш-жирование ТМ по критерию ЧДД. Выявляются техногенные месторождения, пригодные для первоочередной переработки — ценные, где ЧДД>600 тыс. руб.- перспективной переработки — средней ценности, 600>ЧДД>300 тыс. руб.- отдаленной перспективы переработки — малоценные 300>ЧДД>0 тыс. руб.- отходы, не представляющие экономической ценности. Последние отправляются на захоронение.

Модель позволяет выбрать рациональный вариант захоронения отходов по критерию ДЗ. За критерий экономической оценки вариантов принимаются минимум дисконтированных затрат с учетом амортизации на захоронение ТМО.

ТДЗ. = К. + Э. — АМ —

ггг гкрзг

— АМ — АМ ^ шт, М1 пол

где ТДЗ. — суммарные дисконтированные затраты по г-му варианту с учетом риска неподтверждения запасов руды и среднего содержания полезного компонента, руб.;

К. — дисконтированные капитальные затраты по г-му варианту, руб.;

Э. — дисконтированные эксплуатационные затраты по г-му варианту, руб.;

АМ — дисконтированные амортиза;

ционные отчисления по г-му варианту на специализированные основные производственные фонды, срок использования которых определяется сроком извлечения полезного ископаемого, руб.;

АМм. — дисконтированные амортизационные отчисления по г-му варианту на основные производственные фонды, срок эксплуатации которых не связан со сроком извлечения полезного ископаемого, руб.;

АМаЫ — дисконтированные амортизационные отчисления по г-му варианту на автосамосвалы, руб.

Результаты эффективности освоения хвостов обогащения Шахтаминской обогатительной фабрики приведены в таблице.

ю о Вскрышные породы Хвосты обогащения РУД Продукты химического процесса переработки Продукты сжигания углей (золы и шлаки)

Бедные и некондиционные (забалансовые) иуды Продукты металлургического ппопесса (шлаки}

Техногенное минеральное образование Цветные металлы Си Р Ь /лл

№ 8п са В1 Э Ь Редкоземельные металлы Эс Благородные металлы Аи Аг Черные металлы Ке Мп Не металлы

8 Яр Те Ав Редкие металлы Та 1л Ве Са 1п Г^Ь Мо Технологическое картирование, изучение вещественного и химического состава (содержание полезных и вредных компонентов).

Выявление промышленной ценности Ж

Пригодные для извлечения полезных компонентов Непригодные

Пригодные для извлечения полезных компонентов и производства стройматериалов е;

Пригодные для производства строительных материалов Исследование и разработка технологии извлечения полез, комп. и производства строительного материала т

^---------------------;

:С1_____________________

Добавка в швестняково-кремнистое — вяжущее м Стекольная промышленность > Шлаковое литье, минеральная вата Песок Фарфорофаянсовая промышленность Гравий, щебень Кщшичное производство 1 Наполнитель бетона

о со Ценные, первоочередная переработка Готовый продукт Средней ценности, перспективная переработка лг Малоценные, отдаленная перспектива переработки Сырье для производства строительных материалов Не представляющие экономической значимости

Схема модели эколого-экономической оценки эффективности комплексного освоения техногенных минеральных образований Оценка эффективности освоения хвостов обогащения Шахтаминской обогатительной фабрики Производство готовой продукции за год Годовой объем выпуска продукции, тыс. руб. ЧДД, тыс. руб. ВНД,% И Д Ранжирование Си — 13,365 т 277,5

РЬ — 21,227 т 268,2

Мо — 11,214 т 565,2

Э — 78,624 т 215

Б1 — 1,78 т Ад — 222,3 кг 1546,8 105 281,3 530 656,6 22,6 1,65 Средней ценности Керам. кирпич -34 174,716 тыс. шт. 410 096,592

Расчеты показали высокую эффективность освоения хвостов Шахтаминской обогатительной фабрики для извлечения полезных компонентов и производства керамического кирпича. После чего целесообразно провести рекультивацию нарушенных земель.

Таким образом, вовлечение в хозяйственный оборот техногенных месторождений позволит решить некоторые важные проблемы минерально-сырьевого комплекса страны и улучшить экологическую ситуацию: в частности, обеспечить сокращение расходов на поиски и разведку новых месторождений, повысить производительность труда за счет рентабельной переработки уже Литература

1. Рыльникова М. В. [и др.]. Развитие классификаций техногенного сырья горных предприятий и обоснование технологий его активной утилизации М.: ГИАБ, 2012. С. 208−213.

2. Харитонов Ю. Ф. , Васильев В. Г. Кадастр техногенных скоплений горнорудных предприятий Читинской области и текст отчета. В 5 т. Т. 1. Чита: ЗабНИИ, 1998. 85 с.

3. Комаров М. А. [и др.]. Техногенные минерально-сырьевые ресурсы / под ред. В. В. Караганова, Б. С. Ушкенова. М., 2003.

4. Рюмина Е. В. Экономический анализ ущерба от экологических последствий. М.: Наука, 2009. С. 236−237

5. Барабашева Е. Е. [и др.]. Особенности освоения техногенных минеральных образований Кличкинского рудного узла. Чита: Вестник ЗабГК им. М. И. Агошкова № 2, 2009. С. 55−58.

6. Барабашева Е. Е. [и др.]. Проблемы рационального природопользования в горнодобывающих районах Забайкальского края (на примере Кличкинского рудного узла). Чита: Вестник ЧитГУ, 2009. № 4(55). С. 15−20.

7. Михайленко В. Н. Исследование характера загрязнения территории Забайкалья техногенными отходами горного производства. М.: ГИАБ, 2008. С. 151−154.

8. Чернегов Ю. А. Методы изучения и освоения техногенных месторождений. М.: ГИАБ, 2009. С.371−375

добытого сырья, улучшить условия труда, так как техногенные месторождения расположены на поверхности Земли, в отличие от все более глубокозалегающих коренных месторождений полезных ископаемых, высвободить занимаемых техногенные месторождениями земли, обеспечить их рекультивацию, ликвидацию источников загрязнения окружающей среды.

Разработана эколого-экономическая модель оценки эффективности комплексного освоения ТМ, позволяющая повысить их инвестиционную привлекательность, а также обосновать рациональный способ захоронения отходов горного производства.

9. Илимбетов А. Ф. [и др.]. Разработка технологии формирования и комплексного освоения техногенных месторождений на основе отходов переработки руд. М.: ГИАБ, 2008. С. 247−257.

10. Михайленко В. Н. Проблема техногенных отходов горного производства в Забайкалье. М.: ГИАБ, 2006. С. 121−123.

11. Михайленко В. Н. , Торгаев В. В. Эколого-экономическая оценка целесообразности вовлечения в промышленную эксплуатацию техногенных месторождений плавикового шпата в Читинской области. М.: ГИАБ, 2005. С. 539−542.

12. Мелконян Р. Г. Использование горных пород и отходов горного производства в качестве сырьевых материалов при производстве стекла и в стройиндустрии. М.: ГИАБ, 2006. С. 187−190.

Постникова О.В., аспирант, ассистент кафедры О. Postnikova, postgraduate student, assistant, EG-ЭГПиГр, Забайкальский государственный универ- PandGr department, Transbaikal State University ситет

[email protected]

Научные интересы: оценка эффективности ос- Scientific interests: evaluation of technological fields"- воения техногенных месторождений и их влияние development and their impact on the environment на окружающую среду

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Особенности реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации

Успешное развитие экономики во многом зависит от проводимой в государстве денежно-кредитной политики. С начала 1980-х гг. денежно-кредитная (монетарная) политика выходит на первый план в системе государственного регулирования рыночной экономики. Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий - денежной политики, определяющей изменение денежной массы...

The increasing of the efficiency of transactions associated with the assets of commercial banks is included in the number of issues having the important macro- and micro-economic significance. Macroeconomic efficiency of bank assets is determined by the influence of transactions with inter-bank assets on international capital assets and market condition of financial market. Notably, the wastage...

Понятие и классификация инноваций

Организационные инновации на предприятии он определяет как организационные усовершенствования его функционирования как целого, а также организационное совершенствование отдельных участков производства с целью получения соответствующих экономических результатов. Организационные инновации могут проявляться в двух основных формах: Тельности и использования существующих трудовых ресурсов и имущества...

Актуализация перечня должностей служащих в страховой отрасли

Работа в городе 2 50% 50%. Росработа 1 90% 10%. Портал работа в России 1 67% 33%. Горджоб.ру 0 100% 0%. Востребованность на рынке: Экономисты - 35%. Бухгалтера - 55%. Специалисты страхового дела - 25%. Из них закрыты требования на вакансию в области активных продаж всего лишь - 13%. Страхование - один из важных секторов экономики, приносящий в бюджет Российской Федерации значительные финансовые...

Эффективный контракт и профессиональный профиль преподавателя высшей школы

Рассмотрим базовые требования, предъявляемые к профессиональному профилю эффективного преподавателя. Дело в том, что преподаватели-профессионалы исполняют функциональные обязанности по конкретной должности, имеющей определенную ценность для организации. Руководитель определяет и постоянно корректирует профессиональные требования к работнику, пытаясь найти золотую середину. Руководитель...

Закрытие паевых фондов в России

Р^а1ие 0,57 0,82 0,04 0,29 0,00. Приток полугодовой, корректировка на стиль, % Ликвидированные 1,4 -4,4 0,6 -3,2 -67,6. Выжившие -4,0 0,2 -1,2 0,6 2,9. Р^а1ие 0,57 0,12 0,38 0,02 0,00. Возраст, мес. Ликвидированные 15 10 11 16 22. Выжившие 17 16 15 20 26. Р^а!ие 0,67 0,01 0,26 0,01 0,01. Таким образом, мы видим, что ликвидируемые фонды не уступают и даже превосходят выживающие фонды на ранних...

1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народно­го хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централи­зованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учеб­ных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образова­тельной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.

2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры че­рез широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять по­требности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быс­тро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образо­вательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть во­стребованным другими сферами - впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью.

3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Ос­новную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и пе­редавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимуще­ственно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивает­ся передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.


В идеологии современной рационалистической модели образования цент­ральное место занимает бихевиористская (от англ. behavior - поведение) кон­цепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассив­ной роли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необхо­димый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными норма­ми, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, ин­дивидуальность, естественность и др. Поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий и механический образ действий. Идеалом в этом случае становится точное следо­вание предписанному шаблону, и деятельность учителя превращается в натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов).

5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отно­шение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соот­ветствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответ­ствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свобо­ды выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.

6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию обра­зования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.

Основные элементы образования как конкретного образовательного учреж­дения - это:

1) цели образования;

3) средства и способы получения образования;

4) формы организации образовательного процесса;

5) реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и раз­вития человека;

6) субъекты и объекты образовательного процесса;

7) образовательная среда;

8) результат образования, т.е. уровень образованности человека в данном учеб­ном заведении.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в бли­жайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от ха­рактера общества, от государственной образовательной политики, от уровня раз­вития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы - это конкретное описание программы раз­вития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по оконча­нии учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В со­временных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и

Образовательные модели в многокультурных сообществах.

Уточнение сущности поликультурного образования можно произвести посредством применения данного понятия для оценки имеющихся разновидностей педагогической практики в много культурных сообществах.

Во-первых, современный мир становится все более и более культурно разнородным, что обеспечивается возрождением этнических и религиозных культур, массовостью миграций и др. Во-вторых, в последние десятилетия наблюдается значительный рост экономической взаимосвязанности как внутри отдельных континентов, так и в общемировом разделении труда, что ведет к значительному повышению экономической заинтересованности в росте эффективности межкультурного взаимодействия. В-третьих, в современном мире значительно выросло влияние идей мультикультурализма, в рамках которого культурное многообразие в обществе рассматривается в качестве мощного ресурса социально-экономического развития. Оно преодолевает идеологию монокультурности («плавильного котла») как в обществе, так и во всех его системах, в том числе в образовании. Наконец, в-четвертых, современное общество отличают рост ценности личности каждого отдельного человека с признанием его культурных особенностей, преодоление тенденций авторитаризма и разделения культур на «главные» и «второстепенные» .

Предложим классификацию образовательных моделей в многокультурных сообществах. Основанием классификации служит характер сопряжения культурных традиций учащихся. Для продуктивной оценки имеющихся разновидностей педагогической практики в многокультурных сообществах можно применить теоретическую социально-психологическую схему поэтапного развития индивидуальной межкультурной чувствительности в процессе длительного погружения в чужую культуру. Согласно этой теории существует шесть этапов развития сознания человека, столкнувшегася с культурными различиями (рис. 2.1).

Направление развития межкультурной чувствительности



ЭТНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

ОТРИЦАНИЕ различных культур (изоляция)

ЗАЩИТА собственного культурного превосходства (очерчение других культур, чувство превосходства)

МИНИМИЗАЦИЯ различий

ЭТНОРЕЛЯТИВНЫЕ ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

ПРИНЯТИЕ существования межкультурных различий

АДАПТАЦИЯ к новой культуре

ИНТЕГРАЦИЯ и в родную, и новую культуру

Рис. 2.1. Возможные типы реакций мигрантов на другую культуру как этапы саморазвития

На первом этапе человек отрицает существование каких-либо различий в поведении и мышлении людей других этнокультурных групп, считает, что культура универсальна и едина для всех людей. На втором этапе, продолжая сталкиваться с этнокультурными различиями, человек начинает их воспринимать как угрозу для разрушения культуры своего народа, он считает, что родную культуру необходимо защищать от инокультурных влияний. На третьем этапе человек начинает сознательно уменьшать этнокультурные различия, подчеркивает преобладание сходства, нежели культурного различия. Эти три этапа - это этноцентристская позиция, когда родная культура является единственной основой для оценок окружающего мира.

Следующие три этапа характеризуют способность человека вставать на точки зрения других культур, оценивать мир исходя не только из своей, но и из других культурных норм - это этнорелятивистская позиция. Здесь также три этапа: четвертый - принятие того, что поведение людей различается в разных культурах и что каждое поведение достойно уважения; пятый - адаптация к этнокультурному разнообразию, когда человек стремится обогащать свое мышление и поведение вследствие приобщения к ценностям и нормам из других культур, он становится культуротворческим; шестой - интеграция, когда начинаются действия по интегрированию разных моделей в одну культуру, это требует от человека постоянного самоопределения с точки зрения проживаемого опыта, культура определяется как процесс диалога и взаимодействия.

Условное соответствие моделей образования этапам развития индивидуальной межкультурной чувствительности представлено на рис. 2.2.

Модели монокультурного образования

I Универсальное образование

II Ассимилятивное образование

Сегрегационное образование

Компенсаторное образование

III Транскультурное образование

Модели поликультурного образования

IV Толерантное образование

Культурный плюрализм

V Многокультурные знания

VI Межкультурное образование

Рис. 2.2. Образовательные модели в многокультурных сообществах

Образовательные модели монокультурного образования.

Первому этапу развития индивидуальной межкультурной чувствительности соответствует универсальная модель образования, в которой происходит отрицание культурных различий - это однокультурное образование, универсальное для всех учеников, например европоцентрическое. При этом проблема заключается в том, что представителям культур разных меньшинств такое образование неявно навязывает представление о своей второсортности, о вредности их культурной самобытности.

Второму этапу соответствуют такие модели образования, в процессе реализации которых происходит активная борьба с культурным разнообразием. Это ассимилятивная, сегрегационная и компенсаторная модели образования. Ассимилятивная модель предлагает, чтобы учащиеся - представители национальных меньшинств освободились от своей этнической идентичности и только так включились бы в общенациональную культуру, поэтому образовательный процесс исключает использование родного языка или других элементов этнической культуры детей, признавая их «вредными» для школьной успеваемости.

Сегрегационная модель обосновывает создание специальных этнических школ или классов для учащихся групп-меньшинств исходя из того, что эти группы имеют специфические генетические и психологические особенности, которые не позволяют им осваивать материал вместе с учащимися группы большинства, создание специальных коррекционных классов позволяет учащимся получить хоть какое-то образование и более или менее хорошую профессию.

Компенсаторная образовательная модель предлагает, что образование должно компенсировать коррекционными программами социокультурный дефицит, неизбежно возникающий в семьях и социальном окружении детей определенных этнических групп, например цыган, который заключается в недостаточности привития знаний и культурных навыков для успешного обучения в школе. Последняя модель часто применяется к обучению детей иммигрантов тогда, когда учителя, считая таких детей «умственно неполноценными», начинают использовать методики коррекционного обучения и навязывают этим детям ярлыки «неполноценного ученика». Другой результат использования модели компенсаторного обучения состоит в том, что школьное отставание приписывается родному языку и культуре, которые мешают лучшей успеваемости в школе, где используется исключительно доминирующий язык и более «развитая и продвинутая» культура.

Образовательные модели I и II типов преследуют цель создания однородного общества - «единой нации», «плавильного котла», когда происходит поглощение различных этнических групп обществом, которое является относительно однородным, навязывание культуры доминирующей группы. В основании такого подхода находится представление о том, что развитые общества должны стремиться к универсальным, а не к частным ценностям, тогда как сильные этнические чувства провоцируют разделение и сепаратизм.

Третий этап развития индивидуальной межкультурной чувствительности образования соответствует модели транскультурного образования, которое обращается к надкультурному - в этом смысле образовательные стратегии стремятся к развитию общечеловеческих универсальных элементов, например ценностей уважения, мира, правосудия, защиты окружающей среды, человеческого достоинства, автономии и т.д. При всех неоспоримых плюсах транскультурного образования возникает проблема, связанная с тем, что мир представляется нереалистично единообразным, в то время как в действительности он является очень разнородным и фрагментарным. По мнению А. Портера, опасность настойчиво внедряемого в Европе транскультурного образования заключается в том, что упускается специфическое социальное и культурное своеобразие каждого человека. Другая возможная опасность транскультурного образования - опасность застоя. Постоянно протекающие процессы социальных изменений игнорируются, фактические культурные различия не учитываются. Одним из следствий может стать фактическое поощрение педагогики ассимиляции меньшинств.

Ни одна из названных моделей не является поликультурным образованием, так как не опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и поэтому не обеспечивает формирование у учащихся образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения.

Описание презентации Формирование месторождений — Этапы и стадии минералообразования по слайдам

Формирование месторождений — Этапы и стадии минералообразования — Длительность формирования месторождений — Глубина формирования месторождений — Источники вещества полезных ископаемых — Отложение минерального вещества полезных ископаемых

Этап –длительный период минералонакопления одного генетического процесса, например, магматического, пегматитового, гидротермального или супергенного. Обычно месторождения полезных ископаемых формируются в один этап, реже в два и более. Примером последнего могут служить верхние части рудных тел, в контурах которых находятся минеральные массы глубинного (например, гидротермального) и супергенного (обусловленного выветриванием) этапов. Стадия – период времени в рамках одного этапа, в течение которого происходило накопление минералов определенного состава, отделенный перерывом минерализации от других стадий. Критериями для выделения стадий накопления вещества полезного ископаемого служат: — пересечения ранних минеральных образований жилами и прожилками минерального вещества последующих стадий; — брекчирование минеральных агрегатов ранней стадии с цементацией их обломков минеральной массой новых (более поздних) стадий. Парагенезис (парагенетическая минеральная ассоциация – совместное нахождение минералов, обусловленное общностью происхождения. Минеральные генерации – минеральные ассоциации последовательных стадий минералонакопления. В таких генерациях минеральный состав может быть полностью различным, целиком одинаковым или частично повторяться. В последних двух случаях говорят о нескольких генерациях одного и того же минерала (напр. , пирит первой и второй генераций)

Длительность формирования месторождений Месторождения полезных ископаемых формировались достаточно длительное время, соизмеримое с геологическим временем образования комплексов горных пород. Наиболее ясно этот вопрос решается для месторождений осадочных полезных ископаемых: солей, углей, осадочных железных и марганцевых руд, месторождений выветривания. ▪ Толща пермских (кунгурский ярус Р 1) каменных и калийных солей Верхнекамского месторождения мощностью 350 -400 м накапливалась в течение 15 -17 тыс лет). ▪ Платформенные морские меторождения сидерит-лептохлорит-гидрогематитовых бобово-) оолитовых руд в кабонатно-терригенных отложениях Западно-Сибирского бассейна (J-K-Pg-N) , представленные пологозалегающими пластами железной руды (до 4 -х пластов мощностью от 2 до 20 м), формировались в интервале времени от 3 до 15 млн лет (включая перерывы в осадконакоплении, фиксируемые частными размывами как самих руд, так и подстилающих их пластов терригенно-осадочных пород. ▪ Периоды отложения угленосной толщи карбона (С) Донецкого бассейна, включающие до 30 пластов каменного угля, охватывают 50 -60 млн лет. ▼

▼ Для магматогенных и метаморфогенных месторождений этот вопрос решается менее определенно с привлечением методов абсолютной геохронологии; такого рода исследования показывают на широкий диапазон времени формирования этих месторождений. ▪ В короткие отрезки времени (до десятков тысяч лет) возникают жильные и штокверковые месторождения, ассоциирующие с гранитоидным магматизмом. ▪ Продолжительность лишь ниобиевого оруденения в составе сложного комплекса щелочных-ультраосновных пород и карбонатитов Сокли в Финляндии (O-D 1) оценивается в 8, 5 млн. лет, а формирование аналогичного Томторского массива (R-V) – в более 80 млн. лет. Следует подчеркнуть, что некоторые химические элементы, участвующие в создании минералообразующих комплексов тел полезных ископаемых, могут переходить из одного геологического (более раннего) цикла в другой (более поздний) и поэтому их возраст может быть более древним, чем возраст месторождения. ▪ По изотопным данным возраст свинца в рудах колчеданно-полиметаллических месторождений Рудного Алтая является значительно более древним по сравнению с среднедевонским (эйфельским, D 2) возрастом самих месторождений

По мере перехода от земной поверхности на глубину меняются геохимическая и петрофизическая обстановки минералообразования: возрастает температура (Т); увеличивается давление (Р); повышается плотность пород (ρ); резко снижается активность кислорода (O 2) ; снижаются активности углекислоты (CO 2) и азота N 2); возрастают активноти метана (CH 4) и водорода (H 2); меняются фазовое состояние воды (H 2 O) и ее плотность (ρ); хрупкие деформации горных пород сменяются пластичными.

Уровни глубин формирования месторождений Приповерхностная зона (0, 0 – 1, 5 км) Все месторождения экзогенной серии, вулканогенные гидротермальные (в том числе колчеданные)месторождения цветных и благородных металлов, кимберлитовые и лампроитовые трубки, карбонатиты. Гипабиссальная зона (1, 5 – 3, 5 км) Большинство плутоногенных гидротермальных месторождений различных металлов, скарновые месторождения железа и меди, магматические месторождения сульфидных медно-никелевых руд, хромитов, платиноидов и редких металлов. Абиссальная зона (3, 5 – 10, 0 км) Пегматитовые, альбититовые и грейзеновые месторождения, часть плутоногенных гидротермальных месторождений, магматические месторождения хромитов и титаномагнетитов, ассоциирующие с крупными глубинными плутонами кислых, основных и др. магм. Ультраабиссальная зона (10, 0 – граница Мохо) На континатита, андалузита, ентах – около 40 км, под дном океана – 5 -8 км Метаморфогенные месторождения дистена, силлиманита, андалузита, рутила, корунда, графита, флогопита. Здесь испытывают глубокие метаморфические преобразования руды образовавшиеся на более высоких уровнях (метаморфизованные месторождения железа и марганца).

Глубина эрозионного среза определяется положением тел полезных ископаемых относительно современной земной поверхности. Принято выделять три степени эродированности месторождений: — начальную (тела полезных ископаемых только начали вскрываться эрозией и месторождение перспективно на глубину); — промежуточную (среднюю) и — полную (на поверхности обнажаются корневые части рудных тел и перспективы месторождения на глубину весьма ограничены)

Графическая модель южноафриканских кимберлитовых трубок (по Дж. Хаусону с упрощением) 1– туфы вулканического конуса; 2 – кратерные осадки; 3 – эксплозивные кимберлитовые брекчии (агломераты, туфы); 4 – интрузивные брекчии и кимберлиты; 5 – породы системы Карру (С 1 -Р-Т): а – основные лавы; б – сланцы, песчаники; 6 – система Вентесдорп (PR 1) : а – андезитовые лавы; б – конгломераты, кварциты; 7 – первичная система (AR) : а – сланцы; б – гранито-гнейсы; 8 – границы систем; 9 – современная поверхность трубок и силлов в поле Кимберли. Части трубок: I – кратерная; II – диатремовая; III — канальная

Источники вещества полезных ископаемых Ювенильные, связанные с разнообразными по составу магмами глубинного (нижнекорового и верхнемантийного) зарождения и с «трансмагматическими» (по Д. . Коржинскому) флюидами. Алмазы в кимберлитовых и лампроитовых трубках, ниобий и редкоземельные элементы в карбонатитах сложных ультраосновных-щелочных магматических комплексов. Ассимиляционные, связанные с ассимиляцией магматическим расплавом минерального вещества окружающих пород, то-есть с возникновением палингенной магмы. Обогащение щелочной магмы углеродом за счет ассимиляции ею окружающих карбонатных пород с последующим образованаием магматических штоков плотнокристаллического графита в периферических частях сиенитового интрузива Ботогольского месторождения (По Б. М. Куплетскому) ▼

▼ Заимствованные выщелачиванием из пород минерального веществагазово-жидкими растворами различного генезиса на путях их подземной циркуляции. Рециклинговая модель образования субмаринных колчеданных залежей в конвективной палеогидротермальной системе, предполагающая захват из окружающих пород цветных металлов и других элементов, их перенос циркулирующей разогретой морской водой с последующим отложением в зоне выхода гидротерм близ поверхности морского дна. (По Р. Хатчинсону, У. Файфу и др.) Экзогенные, то-есть снос вещества с поверхности континентов в виде взвесей и растворов в водные бассейны осадконакопления (седиментации). Растворение и перенос железа, марганца, алюминия, солей и др. с континентов в бассейн осадконакопления с образованием осадочных пластовых залежей этих металлов и др. элементов и соединений.

Отложение минерального вещества полезных ископаемых из минералообразующих сред 1. Из расплавов (магматические месторождения) — кристаллизация минералов магмы (кристаллизационная или ликвационная дифференциация) 2. Из водных и газово-водных растворов, газовых растворов (магматогенные и седиментогенные месторождения) — механическое осаждение — биохимическое осаждение — самопроизвольная коагуляция — пересыщение и испарение растворов — химические реакции различных веществ, находящихся в растворе и вступающих во взаимодействие при изменении температуры, давления и других параметров, реакций при смешении растворов различного состава и реакций вещества раствора с горными породами — сублимация (возгонка) 3. Результат перегруппировки вещества в твердом состоянии (преобразованные, в том числе метаморфогенные месторождения) — распад твердых растворов — диффузионный и фильтрационный массоперенос

Лучшие статьи по теме