Для школьников и родителей
  • Главная
  • Животные
  • Могут ли ученики оценивать учителей. Положение об оценках в школе. Учитель занижает оценки

Могут ли ученики оценивать учителей. Положение об оценках в школе. Учитель занижает оценки

О школьных оценках…

(Школьная оценка, что на самом деле в нее вкладывается: субъективная оценка учителем или она является определенным рычагом власти)

В современной системе образования очень остро стоит вопрос об оценке достижений ребенка. Если учитель поставит низкую оценку, то почти любой ребенок расстроится. Многие воспримут такую отметку как личную обиду. А некоторые даже потеряют интерес к школьному предмету. Как же быть учителю в такой непростой ситуации?

Каждый педагог хочет, чтобы его дисциплина занимала учеников. Очень важно, чтобы ребенок воспринимал отметку как оценку его работы, а не оценку нравственных качеств. Для того чтобы добиться такого результата учитель должен понимать некоторые основные моменты:

1. Цель ученика -это получение знаний, а не высокая отметка в дневнике.

2. Нельзя манипулировать оценкой в процессе урока.

3. Оцениваются знания, а не личность ученика.

4. Всегда нужно давать шанс исправить оценку.

5. Отметка не должна занижаться из-за личных обид.

Соблюдая эти несложные правила, каждый учитель сможет договориться с учеником. Стоит также помнить, что любой ребенок надеется на одобрение своей работы. Но важнее сделать так, чтобы ученики не ждали целый урок слов похвалы от учителя, а могли сами высказать мнение о работе друг друга. Такой подход заметно уменьшит недовольство учеников оценкой.

Так, например, после выполнения половины задания учитель предлагает ребятам поменяться тетрадями и доделать задание соседа. Затем нужно попросить, чтобы каждый поставил себе и соседу оценку за внесенный вклад. Так он добьется того, что класс будет работать совместно, сократится время выполнения, а главное, дети начнут ценить и оценивать работу друг друга.

Часто учителя отказываются от такого способа работы. Они мотивируют это тем, что ученики не знают критериев оценки и не могут объективно судить. Но мнение и реакция учителя зачастую сбивают с толку ребят. Они теряют уверенность, начинают переживать и путаться. А мнение одноклассника не обидит, пусть оно и будет не столь объективно.

И сегодня существует много нерешенных вопросов относительно школьных оценок. Это доказывает необходимость изменения порядка оценивания. В центре внимания учителя должна стоять работа ученика, а не его личностные качества и характер.

Школы используется 5-балльная система оценок, которая предполагает максимальную «пятерку» и минимальный балл – «единицу». Охарактеризовать баллы можно так: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно и 1 – очень плохо.

Чтобы выставлять оценки ученикам, руководствуйтесь нормами, которые приводятся в государственных программах по каждому конкретному школьному предмету. Чтобы быть объективным, проверяйте только то, что было задано, и будьте готовы аргументировать отметку. Вы вправе снизить один балл за неопрятный общий вид.

Не вносите оценки за плохое поведение в журнал наряду с отметками об успеваемости по предмету. Сделайте это только в дневнике, чтобы обратить внимание родителей. Однако если ребенок слишком отвлекается на уроке и не слушает вас, то эта оценка может быть адекватной, если он не ответит на заданный вами вопрос.

Планируйте урок так, чтобы опросить не менее пяти человек. Минимальный уровень количества оценок в – одна отметка за каждый месяц каждому ученику. Учитывая объем , для достижения этой цели урок должен проходить довольно активно, но старайтесь не занижать оценки за медленную реакцию, дайте ребенку немного времени для ответа на поставленный вопрос.

Выставляйте оценки всем ученикам при проведении письменных контрольных работ. Сочинения и изложения оценивайте двойной отметкой, за грамматику и содержание. Проводите проверку до наступления следующего урока согласно принятым нормам ЗУН (знания, умения, навыки).

Назначьте дополнительное время отсутствовавшему на контрольном занятия по болезни или из-за прогула учащемуся, а также получившему «неудовлетворительно». При необходимости проведите факультативное занятие для тех, кто не успевает по вашему предмету.

Выводите промежуточные (за четверть, полугодие) и итоговые (за год) оценки, исходя из среднего балла всех отметок, полученных учеником на протяжении указанного периода. Если он слишком низкий или имеются «долги» по контрольным или домашним работам, назначьте дополнительное время для пересдачи.

Ставьте при устных ответах:«5», если ученик полностью раскрыл содержание заданного материала, умело использовал полученные знания в самостоятельной работе, точно применил принятую символику или терминологию, продемонстрировал устойчивость приобретенных навыков. Простительны одна-две небольшие неточности по оговорке или неосторожности.«4» - были допущены ошибки при освещении дополнительных вопросов, частые наводящие вопросы учителя, есть небольшие пробелы, не исказившие общего ответа.«3» - содержание материала раскрыто не полностью, но ученик проявил общее понимание темы, отсутствует устойчивость навыков, неспособность сразу применить знания в новой задаче, терминология или предмета, невозможность ответа без наводящих вопросов.«2» - содержание материала не раскрыто, ученик не знает большей части заданного объема темы, многочисленные ошибки при решении, использовании терминологии, невозможные к исправлению даже после наводящих вопросов.

Оценивайте письменную работу на:«5» - максимум 1 негрубая ошибка, общая аккуратность выполненной работы, хорошая орфография.«4» - до 2 ошибок и 2 неточностей плюс хорошее оформление и грамотность ученика.«3» - до 4 ошибок и 5 неточностей, аккуратное оформление.«2» - более 4 грубых ошибок.

    У нас часто бывает несколько контрольных в день, особенно в конце четверти. Правильно ли это ?

Нет, неправильно. Расписание контрольных работ должно составляться в соответствии с санитарными нормами. Не рекомендуется проводить контрольные работы на первом и на последнем уроках, в понедельник и в пятницу (если урок только в этот день, то можно), а также устраивать несколько контрольных в один день. Если вы узнаете, что на один день запланировано проведение двух и более контрольных, можете идти к классному руководителю или завучу и просить перенести одну из контрольных на другое число.

    Как мне вести себя, если я считаю, что учитель все время несправедливо ставит мне оценки ?

Если вы убеждены, что учитель необъективен на уроках (занижает отметки, придирается к вашим устным ответам, не дает возможности ответить и так далее), то, при грамотном поведении вы сможете успешно решить эту проблему. Какие шаги Вам следует предпринять ?

    Собрать доказательства предвзятости учителя. Это не только ваши письменные работы с отметками и учительскими замечания­ми. Если одноклассники подтвердят, что учи­тель много раз бывал к вам несправедлив, то это будет самый весомый аргумент в вашу пользу.

    Рассказать обо всем родителям, чтобы для них ваши дальнейшие действия не стали неожиданностью. Если родители вас поддержат, то вы уже наполовину решили свою проблему.

    Откровенно рассказать о конфликтной ситуации классному руководителю, который может поговорить с учителем-предметником.

    Если разговор с классным руководителем не помог, вы (а лучше - ваши родители) вправе обратиться к школьной администрации или в Совет школы. Для решения конфликта мо жет быть создана специальная комиссия, которая оценит ваши знания по предмету.

Разумеется, все вышесказанное годится только в том случае, если вы хорошо знаете учебный материал и готовы отстаивать свою позицию.

    По текущим оценкам в четверти у меня выходит «четверка», а я хочу «пятерку». Но учитель не разрешает мне переписать несколько проверочных работ и не хочет спрашивать дополнительно. Что делать ?

Учитель прав. У каждого учителя есть своя система выставления оценок, в том числе четвертных и годовых. С этой системой он должен познакомить вас и ваших родителей в начале года. Постарайтесь учесть этот подход в следующей четверти.

    Что делать, если учитель ставит плохие оценки не за знания, а за поведение ?

Ставить оценку за поведение на уроке в журнал, как за знания, нельзя. Но если вы отвлекались, учитель задал вам вопрос, а вы не можете ответить, то учитель имеет право поставить вам отметку именно за плохой ответ. Если вы не услышали вопроса, вежливо переспросите. Иногда учитель может поставить двойку за поведение в дневник, но не ставит ее в журнал. Это сигнал для родителей (как замечание), что вы плохо себя ведете.

    Если я пропустил занятия по болезни, имеет ли право учитель ставить двойки за невыполненные задания и незнание пропущенного материала?

Ни в одном законе не описано, как должен действовать учитель в этой ситуации. Но есть общее правило: нельзя требовать от ученика знания того, чего ему не объяснил преподаватель. Кроме того, учитель обязан в своей работе учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе и состояние его здоровья.

Имел ли право учитель ставить двойки, зависит от нескольких обстоятельств:

Во-первых, от того, сколько уроков вы пропустили: если пропущена полностью новая учебная тема, то нельзя требовать ее самостоятельного изучения.

Во-вторых, от характера заболевания: разрешалось ли вам читать, писать, сидеть за столом и т. д.

В-третьих, если вы проболели несколько недель, то очень важно, проследил ли учитель (классный руководитель) за тем, чтобы вам сообщали задания, предложил ли вам позаниматься дополнительно, когда вы пришли на занятия. Если вам так не повезло и вы явились на урок в тот момент, когда учитель решил провести контрольную работу, то сообщите учителю, классному руководителю о том, что вы не можете сейчас ее выполнять. В крайнем случае обращайтесь к завучу.

    На физкультуре я занимаюсь в подготовительной группе. На каком основании учитель оценивает всех входящих в эту группу не выше четверки»?

Учитель, безусловно, не прав. Существуют особые правила оценки учеников специальной медицинской группы. Конечно, им можно поставить «пятерку», если они хорошо занимаются.

    Двойки в году - что делать ?

Что ждет ученика, если среди его годовых оценок будет одна двойка? Должны ли его оставить на второй год?

Нет, его могут перевести в следующий класс условно. В течение следующего года он должен выучить все, что нужно знать по данному предмету и за этот, и за предыдущий год, то есть «ликвидировать академическую задолженность». Чтобы такой перевод стал возможным, за ученика должны поручиться его родители. Они становятся ответственными за исправление двойки перед школой, но учиться все равно должен сам ученик. Конкретные сроки ликвидации задолженности должны быть оговорены в локальном акте - например в приказе директора.

    А если я получил в учебном году две или больше двоек ?

Вам и вашим родителям предложат на выбор несколько вариантов:

    Остаться на второй год.

    Перейти в класс компенсирующего обучения.

    Продолжить учиться дома в форме семейного образования. Перевести условно в следующий класс такого ученика нельзя.

    Мне предлагают перейти в класс компенсирующего обучения. Что это? Что меня там ждет?

Эти классы создаются специально для помощи здоровым ученикам с трудностями в обучении, в том числе для тех, кто получил две и больше двоек в году. Решение о направлении туда ученика принимает школьный психолого-педагогический консилиум. В таком классе бывает меньше учеников (в среднем 9-12 человек, не больше 20), каждому ученику уделяется больше времени. Учащиеся занимаются только в первую смену, но программа в таком классе, как в обычной школе, а необлегченная. Родители обязательно должны дать свое согласие на ваш перевод в класс компенсирующего обучения. Без согласия родителей и заключения психолого-педагогического консилиума никого перевести в класс компенсирующего обучения нельзя.

ПОЛОЖЕНИЕ

О системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в начальных классах. I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение устанавливает порядок оценок формы, порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

2. Положение призвано:

Обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса. II. СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Знания, умения и навыки учащихся 1 класса не оцениваются.

Для учащихся 2-4 классов в школе используется 5-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 5 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится пятибальная система цифровых отметок.

При выставлении отметок учителям предметникам руководствоваться нормами оценок, опубликованными в государственных программах по конкретному предмету. В отношении педагогических действий, которые воспринимаются учащимися как контроль, исходить из главного правила: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только на осуществленное, аргументируй поставленную отметку. Учителя начальных классов имеют право ставить оценку «за общее впечатление от письменной работы» определяющей отношение учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная в тетрадь и в дневник, в журнал не вносится.

1. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их УУД

2. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 4-5 учащихся.

Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

1. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, в зависимости от формы проверки (фронтальной или

индивидуальной). Сочинения, изложения, диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы в начальной школе выставляются только положительные оценки.

В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.

В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки УУД учащимися по предмету.

1. Обучающие творческие работы учащихся 2-4 кл. оцениваются одной оценкой, контрольное изложение в 4 кл. оценивается двойной оценкой.

Общешкольный график контрольных мероприятий должен строго соблюдаться. Школа определяет следующие формы аттестации: текущая, промежуточная (по четвертям), итоговая.

1. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.

1.1. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся.

1.2. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля учащихся и их родителей на начало учебного года.

1.3. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.

2. Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-4 классах

2.1. Обучающемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в течении полугодия не может быть выставлена промежуточная итоговая оценка, а делается запись н/а (не аттестован).

2.2. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающего, его родителей или лиц, заменяющих родителей.

2.3. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по всем предметам учебного плана.

2.4. В случае несогласия обучающегося, его родителей с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной приказом директора.

III. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

1. Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:

Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

Изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

Правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

Показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

Продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

2. Ответ оценивается отметкой «4», если:

Он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

Допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;

Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3. Отметка «З» ставится в следующих случаях:

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

Имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

При знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:

Не раскрыто основное содержание учебного материала;

Обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

Допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

IV. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Письменная работа является одной из форм выявления уровня грамотности учащегося. Письменная работа проверяет усвоение учеником материала темы, раздела программы изучаемого предмета; основных понятий, правил, степень самостоятельности учащегося, умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал. При оценке письменной работы, проверяется освоение учеником основных норм современного литературного языка и орфографической грамотности. При оценке письменной работы исправляются, но не учитываются ошибки на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Однотипными считаются ошибки на одно правило. Первые однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Отметка “5” выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность ученика, отсутствие орфографических ошибок.

Отметка “4” выставляется, еслиученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность.

Отметка “3” выставляется, если ученик допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5 негрубых ошибок. Учитывается оформление работы

Отметка “2” выставляется, если ученик допустил более 4-х ошибок.

При выставлении оценок за письменную работу учитель пользуется образовательным стандартом своей дисциплины.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.

V. ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

VI.ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК. .

Не выставляются отметки учащимся 1 классов в течении учебного года. Учебная деятельность учащихся оценивается словесно.

Отметка за четверть может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету считается не аттестованным.

Отметка за четверть, год не должна выводится механически, как средне арифметическая предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактичекую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. При выведении итоговой отметки за четверть, полугодие преимущественное значение придется отметкам за: письменные, контрольные, практические. В случае спорной оценки за год решающей является оценка за 3 четверть во 2-4 кл.

В случае выезда ученика на длительное время на лечение по путевке оценка за четверть (полугодие) выставляется на основании выданного ему табеля по месту лечения. В случае отсутствия такого документа приказом по школе создается комиссия из числа учителей, работающих в классе для принятия зачетов по изученным темам. Решение комиссии оформляется протоколом.

VII. ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой. Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации. Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие.

VIII. В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход.

Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений обучающихся 1-4 классов по трем направлениям:

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.)

Выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру;

Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работе на межпредметной основе).

IX. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ

С целью предупреждения перегрузки учащихся запрещается домашние задания на воскресенье если следующий за субботним уроком – очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу, за исключением предметов имеющих объем 1-2 часа в неделю и на первой неделе после каникул. Несанкционированный учебной частью перенос зачета, контрольной работы в графике зачетов и контрольных работ, самостоятельное проведение контрольных работ и зачетов не предусмотренных графиком являются грубым нарушением прав учащихся и поводом к дисциплинарному взысканию педагогу.

X. ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА АПЕЛЛЯЦИЮ ИТОГОВ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ, ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Участниками образовательного процесса являются педагогические работники, родители, учащиеся. В соответствии с Уставом ОУ каждый участник образовательного процесса имеет право на объективную оценку своей работы и защиту собственной точки зрения на результативность работы любого из участников образовательного процесса. В образовательном учреждении существуют следующие инстанции, в компетенции которых анализ объективности оценки результативности работы участников образовательного процесса:

1. Администрация школы

2. Педагогический Совет

Обращение рассматривается в течение недели с момента подачи на имя директора ОУ и регистрации письменного обращения с изложением сути конфликта. Директор ОУ дает письменное распоряжение одному из вышеперечисленных органов о расследовании и предложениях по сути конфликта. Решение об объективности оценки выносится руководителем ОУ в форме приказа, распоряжения и в обязательном порядке доводится до членов педагогического коллектива. Участники конфликта ставятся в известность о результатах расследования через ознакомление с содержанием приказа под роспись. Участники конфликта вправе обжаловать решение администрации в вышестоящих инстанциях.

о, что эти вопросы действительно актуальны для современной школы, подтвердит положа руку на сердце любой школьный учитель, хотя бы раз проходивший аттестацию. Ни для кого не секрет, что для получения или подтверждения квалификационной категории учителю требуется представить аттестационной комиссии заверенную школьной администрацией справку о высоких показателях «успеваемости», «качества образования» и «степени обученности» его учеников. Попросту говоря, справку о том, что он учит детей без двоек и с очень малым количеством троек.

Вот здесь и возникает немало вопросов.

Во-первых, где взять объективный критерий оценки? Даже по математике оценка всегда носит субъективный характер (про другие предметы и говорить не приходится) - по отношению и к учителю, и к ученику, и к программе, и к уровню подготовки класса в целом. В отличие от оценки, выставляемой компьютером, оценка учителя в школе имеет, прежде всего, воспитательное значение. Конечно, двойки, которые учитель ставит ученику за плохое поведение, свидетельствуют о низкой квалификации учителя или даже о его полной профессиональной непригодности. Но это отнюдь не отменяет воспитательного значения школьной оценки и ее принципиально субъективного характера.

Если присвоение квалификации учителю и, значит, его зарплата находятся в зависимости от выставленных им оценок, не подталкивает ли это учителей завышать оценки ученикам? Вся школьная действительность подтверждает, что дело обстоит именно так. «Хороший» учитель - тот, кто учит «хорошо», то есть не ставит плохих оценок. «Плохой» учитель, наоборот, - тот, кто «не умеет» учить без двоек. На самом же деле, наличие двоечников нередко свидетельствует о профессиональной честности педагога, а их отсутствие - о его беспринципности. Логическая ошибочность этой ситуации так и называется - порочный круг.

В реальности мы совершаем еще одну логическую ошибку, принимая как аксиому, что «идеальный» учитель смог бы учить любого ученика на одни пятерки. Да так ли это, право? Ученик ведь не объект получения информации: у каждого ребенка свои таланты, свои интересы, свои желания, свой жизненный опыт... Нельзя же всех стричь под одну гребенку! Двойка по математике - это свидетельство того, что ученик не проявил (быть может, не сумел проявить) достаточных усилий для изучения на должном уровне конкретной программы, конкретного курса. Из этого, несомненно, должны следовать выводы: как и по какой программе следует продолжать обучение ученика. А вместо этого в школьной практике нередко решается совсем другой вопрос: кто виноват? Конечно, находится стрелочник - учитель, «не сумевший» научить на положительную оценку. Вы помните? Прежде чем поставить двойку, учитель должен письменно объяснить, какую индивидуальную работу он вел с учеником, как он беседовал с родителями, как часто проводил дополнительные занятия и как он планирует их проводить в каникулы с предъявлением плана работы. Все это в свое свободное время. И никто не может заставить двоечника на эти занятия приходить...

В общем, как правило, осознав всю невыгодность своего положения крайнего, под давлением такой порочной системы учитель (не стальные же у него нервы!) в конце концов соглашается исправить поставленную оценку. Поэтому по статистике у нас почти все школы имеют 100%-ную успеваемость, то есть учат без двоек, а значительная часть учителей «умеет» учить практически даже без троек. В учительской среде ходит анекдот: нам не удается поднять качество образования, потому что оно уже достигло 100% и дальше расти не хочет.

Хотя в действительности уровень школьного образования не так уж высок и при этом продолжает падать. Не потому ли он падает, что для учеников мы оказываем медвежью услугу, завышая им оценки, как того ждут от нас руководители школы, начальники в округе, члены аттестационных комиссий?

Здесь особенно важно обратить внимание на этический характер проблемы. Ставя ученику незаслуженную оценку (если только это делается не специально в воспитательных целях - для ободрения ученика, создания ситуации успеха и пробуждения интереса к предмету), мы, по сути, его нравственно калечим: воспитываем в нем безответственность, потребительское отношение к жизни, приучаем к тому, что можно и так, без труда, прекрасно устроиться в этой жизни.

Теперь о том, что касается самих оценочных показателей «качество образования» и «степень обученности». Под качеством образования нынче принято разуметь «соотношение цели и результата как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника», «степень достижения намеченных образовательных результатов, отвечающих потребностям государства, учащихся и их родителей, вузов и работодателей, - это постоянная ориентация на удовлетворение потребителя образовательными результатами».

Показатель же качества, который каждый учитель-предметник подсчитывает каждую четверть, - это всего-навсего отношение количества отличных и хороших оценок к общему количеству оценок, выраженное в процентах. Когда учителей «кнутом и пряником» вынуждают «рисовать» пятерки, то реальное качество образования от этого не повышается, а понижается. Хотя в докладах руководителей образовательных учреждений нередко совершается плавный и незаметный переход от понятия «качество образования» к показателям качества.

Показатель «качество образования» хоть и не отражает реальное качество, но, по крайней мере, считается удобной характеристикой распределения оценок в классе - удобной своей ясностью и простотой подсчета. В отличие от этого показателя степень обученности учащихся - образец совершенно неоправданного наукообразного формализма. При вычислении степени обученности по отдельности подсчитывается количество отличников, хорошистов, троечников и двоечников, каждая величина домножается на приписанный ей весовой множитель, находится общая сумма, которая затем делится на количество учащихся в классе, и полученное значение выражается в процентах. При этом в разных школах практикуются разные традиции выбора весовых множителей. Высокая степень произвола и неудобство подсчета обусловливают относительную, весьма низкую ценность этого показателя. Тем не менее все учителя, и в том числе учителя математики, вынуждены регулярно высчитывать этот показатель по своим собственным четвертным оценкам и оценкам за контрольные работы.

В орфографическом словаре русского языка нет даже слова «обученность». Подобно тому, как педагог вычисляет «степень обученности» своих учеников, можно предложить, например, врачу для подтверждения своей квалификации вычислять «степень вылеченности» больных, учитывая тоже в виде какого-нибудь весового коэффициента диагноз, с которым выписан больной. Можно еще предложить повару вычислять «степень приготовленности» обеда, строителю - «степень построенности» дома, водителю - «степень перевезенности» пассажиров. Развивая эту логику, можно дойти до полного абсурда и начать считать «степень остриженности волос на голове», «степень вырванности зубов»... В конце концов, «степень надутости воздушного шарика»...

Наверное, для того педагогического исследования, в котором впервые был предложен показатель «степень обученности», само введение этого термина служит показателем высокого уровня «научности» работы. Однако ведь в такой области знания, как педагогика, построение научной схемы никогда не носит универсального характера, и всегда существует много альтернативных педагогик.

Ученые-педагоги вводят количественную характеристику «степень обученности», используя для убедительности своих рассуждений математическую формулу. Что ж, задача педагогов-математиков - указать своим коллегам на математическую несостоятельность обобщения предложенных выводов и придания им универсального характера. Как и ко всем педагогическим изысканиям, к показателю «степени обученности» нужно относиться как к возможному, но ни в коем случае не обязательному показателю.

Один педагог предлагает учить без двоек, другой - вообще без оценок, третий - без домашних заданий, четвертый - без учебников, пятый - без тетрадей... Методик (или, как говорят сегодня, технологий обучения) может быть много. Результативность же работы учителя должна оцениваться по реальным достижениям его учеников с учетом уровня контингента учащихся, а не по учительским оценкам. А то, следуя этой логике, можно предложить еще более «прогрессивный» оценочный показатель: пусть ученики сами выставляют себе оценки!

Поэтому к оценочным показателям учителя нельзя относиться как к реальным характеристикам качества его же собственной работы. Наиболее издевательская и циничная формулировка такова: учитель ставит двойку себе. Поэтому, конечно, двоек у нас нет. Этот неявный запрет на двойки, быть может, одна из самых серьезных причин падения реального качества образования.

Ответственность за полученную двойку должна лежать прежде всего на ученике, а не на поставившем ее педагоге или тем более завуче, директоре школы. (Случаи учительского злоупотребления своим положением я не рассматриваю как нетипичные.)

Бороться нужно за действительно высокое качество образования, а не за его оценочные показатели. При этом необходимо менять само отношение к оценке ученика. Все разговоры о том, что плохие оценки, дескать, психологически травмируют ученика, совершенно беспочвенны. Душевный вред наносят как раз несправедливые, незаслуженно поставленные оценки. Неудовлетворительная оценка свидетельствует о неладах ученика с конкретным предметом. В процессе учебы она должна заставлять ученика «шевелиться», искать способы ликвидировать пробелы в знаниях, либо менять профиль обучения. Двойка в школьном аттестате также должна обрести свое законное право на существование, но при этом ее нельзя рассматривать как показатель какой-то неполноценности ученика. В конце концов, и А.С.Пушкин имел твердый ноль по математике. Единственно, на что обязана влиять неудовлетворительная оценка в аттестате, так это на выбор будущей профессии выпускника. Но здесь каждый вуз может сам для себя определить, какие оценки и по каким предметам в аттестатах абитуриентов являются допустимыми. Хочу верить, что известная всем нам формула выставления оценки «3 пишем, 2 в уме» скоро канет в вечность.

Но есть еще одна весьма существенная проблема - ученик получает то или иное количество баллов на едином государственном экзамене, и тут все обусловлено не только тем, как учитель подготовил своего ученика к сдаче ЕГЭ, но и как оценивают эту подготовку, по каким тестам и каким показателям.

Скажите, какая была нужда менять «старый» ЕГЭ (по версии ФИПИ) на «новый» (по версии МИОО)? Главные недостатки ЕГЭ прежнего образца заключались в том, что необходимость измерения уровня как слабо, так и хорошо подготовленных учащихся не позволяла по достоинству оценить степень подготовленности выпускников, не принималась во внимание специализация школы, экзамен не вполне адекватно отражал образовательный стандарт школы и требования вузов к математическим знаниям школьников, слабо проверял способность рассуждать, плохо отражал системность мышления, а не «натасканность» на ответ, а потому мало способствовал стимулированию углубленного изучения предмета, практически не позволял учитывать индивидуальные особенности учащихся. И вообще, носил излишне формальный характер.

Было бы естественно ожидать, что очередная перестройка школьного экзамена на новый формат ЕГЭ хотя бы отчасти уменьшит все эти недостатки. (Хотя сами по себе перманентные реформы и изменения правил жизни школы отнюдь не оказывают на нее благотворного влияния.) Однако демоверсия ЕГЭ-2010 и контрольно-диагностические работы по математике телекоммуникационной системы сбора учебной статистики СтатГрад (в декабре 2008 года для 11-го класса и в мае 2009 года для 10-го класса), составленные в том же формате, меня, как учителя, мягко говоря, оставляют в глубочайшем недоумении.

задание В1: простейшая задача в два действия на проценты (уровня 5-го класса);

задание В2: определение по графику наибольшего значения функции, либо значения функции при данном значении аргумента (6-й класс);

задание В3: простейшее иррациональное или показательное уравнение (8-й класс);

задание В4: нахождение синуса острого угла в прямоугольном треугольнике, применение основного тригонометрического тождества (8-й класс);

задание В5: простейшая текстовая задача, сравнение вариантов ответа (3-й класс);

задание В6: вычисление площади треугольника по клеточкам (3-й класс);

задание В7: вычисление простейшего выражения (тригонометрического - 8-й класс, степенного - 9-й класс, логарифмического - 11-й класс, уровня сложности А1-А3 прежнего ЕГЭ);

задания В8, В9: задачи на геометрический и физический смысл производной (типа В5 прежнего ЕГЭ) (10-й класс);

задание В10: задачка на соотношение объемов (формально - 11-й класс, по уровню сложности - не выше 8-го класса);

задание В11: задача на исследование функции (многочлен 3-й степени) (10-й класс);

задание В12: текстовая задача (8-й класс; примерно соответствует уровню задачи В9 прежнего ЕГЭ).

Легко видеть, что задания В1-В6 к экзамену за курс средней школы вообще не имеют никакого отношения - ни по уровню сложности, ни по тематике. Тех учеников, которые не могут справиться с этими заданиями, вообще нельзя даже принимать в 10-й класс! Образец ЕГЭ-2010 позволяет получить тройку любому успевающему ученику 8-го класса (ведь удовлетворительная оценка выставляется за 5 баллов)! Одиннадцатиклассникам выполнять подобные задания на экзамене должно быть просто оскорбительно.

Все разговоры о том, что нельзя допускать 25% двоек на выпускном экзамене, абсолютно беспочвенны: нельзя допускать такого качества знаний, а не оценок этих знаний! Напротив, оценки должны быть адекватны реальному уровню знаний. В противном случае качество образования будет падать еще более стремительными темпами. Наверное, все-таки правильнее ставить и решать вопрос о том, как вытянуть учеников на должный уровень образования, а не о том, как уровень образования опустить до нынешнего уровня знаний учеников...

ЕГЭ прежнего образца не обладал достаточной эффективностью в качестве инструмента оценки знаний учащихся, в том числе из-за того, что уровень сложности задач школьного учебника (уровень хорошиста и отличника) «затерялся» где-то между его 2-й и 3-й частями. На решение многих задач группы В можно было просто натаскать. А задания группы С, особенно из части 3 (задания С3-С5), были на порядок выше по уровню сложности, и их «брали» лишь отдельные ученики из профильных физико-математических классов. Не хватало золотой середины - классических заданий школьных экзаменов прошлых лет (например, из сборника под редакцией С.А.Шестакова) и конкурсных заданий в вузы (например, из сборника под редакцией М.И.Сканави). Но в принципе успешное выполнение заданий части 2 (В4-С2 - 10 заданий) могло свидетельствовать о достаточно прочном усвоении школьной программы. Другой вопрос - как при этом выбрать учащихся, способных к обучению, например, в техническом вузе. Степень валидности экзамена по отбору кандидатов к поступлению в вуз была невысокой. Новая версия ЕГЭ усугубляет проблему выявления будущих студентов: количество заданий, рассчитанных на обнаружение прочных знаний, сократилось (В12-С4 - 5 заданий, и то с большой натяжкой).

На фоне этих проблем совершенно непонятно, зачем добавлены задачи олимпиадного характера С5 и С6 (в особенности последняя). Что они могут выявить в контексте данного экзамена?

Еще одна новомодная особенность версии ЕГЭ-2010 - отражение в ней компетентностного подхода: часть заданий (В1, В2, В5 и В9) проверяют способность «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». (Речь идет о вопросах типа: «Какое максимальное число йогуртов можно купить на 100 рублей?» или «Определить по графику наибольшую температуру воздуха».) Создается впечатление, что ориентация заданий экзамена на «практическую деятельность и повседневную жизнь» - лишь прикрытие того, что в них отсутствует какое-то хотя бы малейшее математическое содержание. По крайней мере мне, как учителю, непонятно, как я должен учить выпускников решать подобные задачи...

Убежден, не нужно задания по математике на выпускном экзамене «наполнять практическим содержанием» и «применять к повседневным нуждам». В школьной математике и без того хватает прекрасных задач, пригодных для выявления математической грамотности ученика. А для того чтобы применять математические знания на практике, требуется несколько иной уровень математической культуры.

Лучшие статьи по теме