Для школьников и родителей
  • Главная
  • Спорт
  • Социал психология. Социальная психология как наука

Социал психология. Социальная психология как наука

Социальная психология как наука изучает особенности поведения человека среди других людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Социальная психология как наука включает в себя социальную психологию личности; социальную психологию общения, познания и взаимовлияния людей; социальную психология отдельных групп.

Чтобы разобраться в специфике социальной психологии как науки, нужно рассмотреть комплекс уровней, на которых развивается социальное поведение людей в целом.

Науки рассматривают людей на следующих уровнях: социальном, персональном и интерперсональном. Социальный уровень подразумевает влияние отдельных на входящего в них человека (к примеру, в процессе миграции, в обстановке безработицы и пр.) Этот уровень отношений изучает социология. Персональный уровень - это влияние индивидуальных и психологических характеристик человека на его собственное поведение. Это изучает психология личности и дифференциальная психология. Интерперсональный уровень принадлежит исследованиям и изучению социальной психологии. На каждом из уровней происходит объяснение явлений, происходящих с человеком.

Социальная психология как наука может быть определена как наука об основных закономерностях поведения людей, которое обуславливается их нахождением в обществе (социуме). Она изучает восприятие индивидуумами действий и чувств других людей, а также влияния групп людей на сознание, а также поведение отдельных личностей.

До сих пор не прекращаются споры о том, какое место занимает социальная психология в системе других наук. Некоторые полагают, что она является полностью социальной наукой, другие считают ее полностью психологической. С другой стороны, исследователи расходятся во мнении, занимает ли социальная психология отдельную нишу в системе знаний или имеет общие пересекающиеся области с социологией и психологией. Большинство исследователей разделают общее мнении о том, что социальная психология представляет собой самостоятельную отрасль психологической науки.

Социальная психология как наука использует методы эмпирического исследования (опросы, анализ документов, наблюдение), специализированные методы социально-психологический исследований (эксперименты, тесты), моделируемые методы (лабораторного воссоздания реалий) и управленческо-воспитательные методы (тренинги).

О предмете дисциплины нет единого общепризнанного представления. Объяснить это можно сложностью социально-психологических явлений, действительных фактов и закономерностей, которые она изучает. Существует два подхода к этому вопросу. Первый под предметом понимает массовые явления психики, второй - индивидуальные. В последнее время появился и третий подход, объединивший в единый предмет массовые и личностные психические процессы. Таким образом, под предметом можно понимать факты, закономерности поведения и деятельности, а также общения людей и их механизмы, которые обусловлены включенностью индивидов в социум.

Отдельными отраслями социальной психологии являются научные области, связанные с изучением отдельных направлений деятельности человека. К примеру, дисциплина социология и психология труда изучает социально-психологические отношения и социальные процессы в сфере труда. Она пользуется методами воздействия на психологический и социальный климат коллектива, собирает и обрабатывает первичную информацию по социологии с целью разрешения и профилактики трудовых конфликтов в коллективе.

Дисциплина изучает, диагностирует и прогнозирует профессиональную пригодность человека, исследует роль трудовой дисциплины и ее значение, трудовое поведение, мотивацию и отношение людей к труду.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Предмет социальной психологии. Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д. Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Законо-мерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е отличающи-мися друг от друга, что характерно для большинства погранич-ных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви-да, которые проявляются в результате его включения в от-ношения с другими людьми, в различные социальные груп-пы (семью, учебные и трудовые группы и т д) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити-ческих, управленческих, правовых и др). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как об-щительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе-номен общения, например- супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично-стью и группой, а также межгрупповым

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ-ных социальных групп, как целостных образований, отлича-ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение тол-пы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм , ликование, апатия , страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета соци-альной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Предмет социальной психологии : закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода:

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.


Второй подход , напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны , больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны , выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход . В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

· понятие социальной общности;

· особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;

· понятие социальной группы, классификация социальных групп;

· социально-психологическая организация малых групп;

· модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;

· общение как средство социального взаимодействия;

· межперсональное взаимодействие в процессе общения;

· психология больших социальных групп;

· психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;

· психология социального управления.

Методы социальной психологии.

Методы сбора информации :

Наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный), естественный контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.

Методы сбора первичной информации . Формы каждого из названных методов весьма многообразны. Наблюдение может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоя-нием других людей. Разновидностью последнего является "вклю-ченное" наблюдение, когда исследователь сам входит в изучаемый коллектив в качестве одного из его членов и скрыт-но ведет наблюдение за поведением других членов группы. По своему объекту наблюдение может быть направлено на так называемые "значимые" или "стандартные" ситуации.

Наблюдение - «старый» метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.

Изучение документов имеет большое значение , поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Большое значение в эмпирическом исследовании имеет работа по изучению документального материала. В широ-ком смысле слова документ - это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вооб-ще все продукты или следы человеческой деятельности, зна-ние которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ ». Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Опросы - распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Может осуще-ствляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирова-ния и т.д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массо-вой информации.

Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервьюи анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения.

Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже - групповые тесты.

Тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

Эксперимент - один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Методы обработки информации . После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап ис-следования, который заключается в определении степени досто-верности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень досто-верности обеспечивается как сочетанием ряда методов, напри-мер опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки большого коли-чества полученной информации. Однако проблема точности ис-следования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических дан-ных. Не менее важным условием точности исследования явля-ются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между раз-личными элементами исследуемого объекта, на первый план выступает задача соотнесения сформулированных ранее рабо-чих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом эта-пе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последо-вательность методологического аппарата науки. В соответ-ствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, первичной, количественной обработки ин-формации, но и о системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных, с целью объяснения установленных на основе анализа статистического материала зависи-мостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о переходе от количественных к качественным методам или методам ка-чественного анализа, а к методам анализа качества изучаемо-го явления.)

Методы социально-психологического контроля (СПК) . Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с ме-тодами воздействия и исследования занимают методы соци-ально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на основе уже имеющейся первичной информации об объекте наблюде-ния; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное прак-тическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим про-цессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его раз-личных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Задачи социальной психологии. Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии - участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства.

Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая - преимущественно с «психологической» проблематикой.

В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т.Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре - лектором-психологом.

После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.Стефан и В.Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д.

Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой.

Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

Во-вторых , задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.

Французский социальный психолог справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.

В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.

Специфика социальной психологии , сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность - все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание.

Формально процессы остаются теми же : люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям - все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых , новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога - уметь выявить эти проблемы

Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1 . Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3 . Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4 .Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5 . Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7 . Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь(учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке принципов):

I . Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция , дедукция , абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);

III. Специальные, собственные методы социальной психологии :

1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги);

2. Методы социально-психологического исследования:

а) Методы обработки информации (общенаучные методы);

б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;

IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).

Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.

Современный человек принадлежит сразу к нескольким социальным группам: он член семьи, участник рабочего коллектива, представитель общественного класса, нации…

Как принадлежность к определенной группе влияет на личные качества и особенности человека? Как формируются психологические связи между участниками группами? Что такое внутригрупповая иерархия? Почему одни члены группы манипулируют другими? Что лежит в основе массовых психических явлений?

На эти и многие другие вопросы пытается ответить социальная психология - наука, которая изучает отношения меду людьми, а также явления, которые возникают в процессе взаимодействия их как членов общественных групп.

Три этапа развития

История развития социальной психологии начинается еще в античную эпоху, хотя четкую периодизацию представить почти невозможно: дисциплина оформлялась на основе разных источников. Можно говорить о трех условных периодах, которые прошла в своем развитии социальная психология. Со времен Платона и Аристотеля вплоть до середины XIX века ее идеи формировались в рамках философии, общей психологии и общей социологии.

Так, Платон предпринял попытку обосновать поведение людей, принадлежащих к различным общностям, связав их принадлежность к группе и степень развития у них того или иного органа или качества. Например, у философов развит ум, в сердце рождается мужество воинов, живот, телесные желания подчиняют себе образ жизни ремесленников. Подобными критериями мыслитель пользовался и для отделения одного народа от другого. Аристотель называл человека «общественным животным», подчеркивая, что отдельная личность не может полноценно развиваться вне социума.

Эпоха Возрождения дает два противоположных взгляда относительно влияния общества на человека. Реалистическое течение говорило о том, что человек изначально подвержен порокам и дурным привычкам; романтики, наоборот, утверждали, что в людской натуре доброго гораздо больше, чем злого, и именно общество воспитывает в людях отрицательные черты.

Вторая половина позапрошлого столетия и первые годы прошлого считаются следующим периодом. Тогда социальная психология как наука исключительно описательная представляла собой лишь фиксацию явлений, которые наблюдали исследователи. Тогда стали возникать теории, которые объясняли все социально-психологические феномены одной-единственной причиной.

Такие теории доминирующего фактора в социальной психологии включают, например, концепцию внушения Гюстава Лебона, идею привычки Уильяма Джеймса. Уильям Мак-Дугалл рассматривал как движущую силу социального поведения человека . Мак-Дугалл, кстати, и ввел сам термин «социальная психология».

Сейчас история социальной психологии переживает свой третий этап - экспериментальный. Запросы бизнесменов и торговых агентов, бурное развитие рекламы и средств массовой коммуникации, широкое применение политической пропаганды - все это в 20–30-е годы XX века обосновало актуальность изучения механизмов формирования общественного мнения, массового сознания, влияния группы на психику отдельного ее члена. Эти прикладные задачи социальной психологии имеют большое значение и в наше время.

Что это за наука

Каковы основы социальной психологии? Что представляют собой объект, предмет и методология науки? С какими дисциплинами она теснее всего связана?

Понятно, что интересующая нас дисциплина возникает на стыке психологических и социальных исследований. По линии психологии она испытывает влияние биологии, медицины, физиологии. Со стороны социологии родственными выступают такие отрасли знаний, как философия, педагогика, антропология и другие.

Пожалуй, педагогика связана с социальной психологией особенно тесно. Педагогическая практика невозможна без знаний о принципах взаимодействия внутри коллектива, о влиянии коллектива на личность, о групповых методах обучения и многих других социально-психологических аспектах.

Объект социальной психологии - это сообщества, социальные группы, а ее предмет - психологические процессы, свойства и состояния, свойственные отдельному члену группы и группе в целом. В зависимости от того или иного взгляда на предмет изучения формируются разные разделы социальной психологии.

Социальная психология личности, групп и, наконец, общения и межгруппового взаимодействия - такова структура социальной психологии, по мнению Галины Михайловны Андреевой, одной из основоположниц отечественных исследований в этой области.

В поле изучения первого раздела входят такие вопросы, как социализация личности, влияние на ее психику общественных ролей, статусов и установок, влияние групповых норм на поведение и характер человека и другие. Исследования групп посвящены возникновению, жизнедеятельности и распаду различных общностей, формированию структуры группы. Третий раздел охватывает способы и виды коммуникации между людьми, возникающие между людьми отношения, проблемы оценки и восприятия человека человеком.

Широкое понимание предмета науки объясняет обширный список проблемных вопросов, стоящих перед ней. Наиболее значимые проблемы социальной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • Отношения внутри группы.
  • Групповая иерархия и лидерство.
  • Социализация человека.
  • Адаптация личности внутри группы.
  • Факторы, определяющие поведение личности при групповом взаимодействии.

Как показывает перечень, проблема личности в социальной психологии занимает одно из ведущих мест. Второй наиболее актуальной проблемой можно назвать проблему группы, обозначив таким образом два самых актуальных направления исследований в этой области.

Методы социальной психологии схожи с методами общей психологии. Это, конечно же, беседа, анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, моделирование. Основные методы науки также обязательно дополняются специфическими. Таким будет, например, метод социометрии, который использует специалист, изучающий межличностные отношения внутри группы.

Функции социальной психологии направлены на сохранение общественных ценностей и норм, а также на приведение поведения человека в соответствие с ними без возникновения у него психологического напряжения. Автор: Евгения Бессонова

Лучшие статьи по теме