Для школьников и родителей
  • Главная
  • Внешкольная жизнь
  • Презентация проблемное обучение для спо. Презентация на тему: Проблемное обучение. Презентация на тему

Презентация проблемное обучение для спо. Презентация на тему: Проблемное обучение. Презентация на тему

Слайд 1

Инновационные технологии в образовании

Проблемное обучение
Презентация Учителя ИЗО МОУ ООШ № 79 Перченко Марины Владимировны

Слайд 2

Великие педагоги, внедрявшие идеи активизации познавательной деятельности обучающихся
Ян Амос Каменский (1592 – 1670 г.) Жан – Жак Руссо (1712 – 1778 г.) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870г.) Александр Яковлевич Герд (1841-1888г.) Джон Дьюи (1859-1952г.) Б.Е.Райков Т.В.Кудрявцев А.М.Матюшин М.И.Махмутов В.Оконь Д.В.Вилькеев А.А.Вербицкий Л.Б.Рылова и многие другие современные педагоги

Слайд 3

Проблемное обучение
- это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Слайд 4

Функции проблемного обучения
Общие
Специальные
Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности
Развитие познавательной самостоятельнос-ти и творческих способностей учащихся
Воспитание навыков творческого усвоения знаний
Воспитание навыков творческого применения знаний
Формирование диалектико-материалистического мышления,как основы мировоззрения школьников
Формирование и накопление опыта творческой деятельности

Слайд 5

Условия реализации проблемной технологии
Отбор самых актуальных,сущностных задач
Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы
Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств
Личностный подход и мастерство учителя,способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

Слайд 6

Методы проблемного обучения
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский

Слайд 7

Уровни проблемного обучения
Уровень несамостоятельной активности
Уровень полусамостоятельной активности
Уровень самостоятельной активности
Уровень творческой активности
Восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации
Применение учениками прежних знаний в новой ситуации и участие в поиске способа решения поставленной учителем проблемы
Выполнение учениками работ репродуктивно- поискового типа, применяя прежние знания в новой ситуации,помощь учителя-незначительна
Выполнение учениками самостоятельных работ,требующих творческого воображения

Слайд 8

Структура применения проблемного метода
Проблемнаяситуация
Проблема
Прогнозирование
Решение
Формулирование проблемы (данное и искомое)
Проблемная задача (условие и требование)

Слайд 9

Проблемная ситуация:
средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Содержание проблемных ситуаций
Неизвестна цель
Неизвестен способ деятельности
Неизвестен объект деятельности
Неизвестны условия деятельности

Слайд 10

Проблемная задача:
форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными знаниями.
Действия учащихся
Активная мыслительная деятельность
Анализ фактов
Выяснение причин происхождения объектов
Выяснение причинно-следственных связей объектов

Слайд 11

Классификация проблемных задач по изобразительному искусству
Методы художественного обобщения через замысел (идею)
Способы материализации замысла
Художественно-творческие задачи (задания)
Художественно-познавательные задачи
Учебно-познавательные задачи
Способы создания, организации, построения
Приемы, техника изображения объекта

Слайд 12

Структура урока
1.Актуализация опорных знаний и способов действия
2.Усвоение новых понятий и способов деятельности
3.Применение их и формирование умений и навыков

Слайд 13

Преимущества технологии проблемного обучения
Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков. Способствует достижению высокого уровня умственного развития. Формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности. Развивает интерес к творческому труду. Обеспечивает прочные результаты обучения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Концепция проблемного обучения Выполнила: Михайлова Инга Рюриковна

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега.

Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника, однако натолкнулась на определенные трудности: в традиционной дидактике задача "учить мыслить" не рассматривалась как самостоятельная, в центре внимания педагогов находились вопросы накопления знаний и развития памяти; традиционная система методов обучения не могла "преодолеть стихийности в формировании теоретического мышления у детей" (В. В. Давыдов); исследованием проблемы развития мышления занимались главным образом психологи, педагогическая теория развития мышления, способностей не была разработана.

Сущность проблемного обучения Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Суть концепции Провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; Оказание ему помощи в процессе исследовательской деятельности; Организация изложения учебного материала специальным образом.

Ведущая идея концепции: Вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; Активизация их познавательного интереса и всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является: м оделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии: процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию; проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы; условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы; закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Компоненты проблемной ситуации необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации

Методические приёмы создания проблемных ситуаций: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.).

Технологическая схема проблемного обучения Новые ЗУН, СУД (способы умственных действий) Решение проблемы Информация Помощь Педагогическая проблемная ситуация Проблема (осознание неизвестного) поиск Учитель Психологическая проблемная ситуация анализ Новые ЗУН, СУД ученик

Ф ункции проблемного обучения - усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; - формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы). - воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); - воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Формы обучения проблемное изложение учебного материала Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. частичнопоисковая деятельность Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. самостоятельная исследовательская деятельность учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Методы обучения К методам проблемного обучения относятся: исследовательский метод, эвристический метод и метод проблемного изложения.

Взаимодействие учителя и учащихся Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение. Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Достоинства и недостатки Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.









1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

№ слайда 3

Описание слайда:

Особенности методики В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

№ слайда 4

Описание слайда:

Схема проблемного обучения постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

№ слайда 5

Описание слайда:

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

№ слайда 6

Описание слайда:

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

№ слайда 7

Описание слайда:

Достоинства: Высокая самостоятельность учащихся; Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3. Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.






Структура проблемного урока I. Организационный момент 1. Включение детей в деятельность 2. Выделение содержательной области II. Актуализация знаний 1. Воспроизведение понятий, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания 2. Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме


Структура проблемного урока III. Постановка учебной проблемы 1. Определение затруднения и его место 2. Определение необходимости нового знания IV. «Открытие» учащимися нового знания 1. Выдвижение гипотезы 2. Проверка гипотезы V. Первичное закрепление VI. Самостоятельная работа


Структура проблемного урока VII. Повторение 1. Включение нового материала в систему знаний 2. Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала VIII. Итог урока 1. Рефлексия деятельности на уроке 2. Самооценка учащимися собственной деятельности








Проблема Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).




























Рассуждающий метод Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.


Диалогический метод Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.




Исследовательский метод Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.



Лучшие статьи по теме