Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Морфеус синяя или красная. История персонажа. Отрывок, характеризующий Красная и синяя таблетки

Морфеус синяя или красная. История персонажа. Отрывок, характеризующий Красная и синяя таблетки

Невероятные факты

В фильме "Матрица" изображается будущее, в котором люди видят мир в виртуальной реальности. Ученые решили доказать, что вымысел может стать реальностью.

Исследователь из Facebook Майкл Абраш (Michael Abrash) использовал оптические иллюзии , чтобы продемонстрировать, что все, что мы видим, уже является иллюзией.

Иллюзии зрения

Чтобы проанализировать сложность виртуальной реальности, ученый указал на несколько ограничений нашего зрения .

У наших глаз есть слепые пятна, только 3 сенсора цвета, отсутствует синий фоторецептор в центре, и мы видим только часть из 360 градусов, находящихся вокруг нас.

Чтобы компенсировать это, наш мозг часто пытается заполнить эти пробелы , используя подсказки из окружающей обстановки.

“Было бы справедливо сказать, что наше восприятие мира является иллюзией", - заявил он. "Это означает, что виртуальная реальность и есть реальность с точки зрения наблюдателя".

Чтобы доказать это, он продемонстрировал следующие оптические иллюзии.

Оптические иллюзии (картинки)

Таблетка красная или синяя?

Какую таблетку вы выберете: красную или синюю? Такой вопрос можно было бы задать, если бы какая-то из таблеток была красная или синяя. Но на самом деле, обе они - одного оттенка серого.

Однако то, что их окружает, заставляет нас думать, что одна таблетка - красная, а другая – синяя.

Кубик Рубика

Синие клетки на левом кубике Рубика и желтые на правом кубике являются одним оттенком серого.

Движущийся бумажный тираннозавр

Кажется, будто бумажный динозавр движется. Но на 1:32 минуте видно, что его умная конструкция обманывает ваши глаза. Но, даже зная это, мы воспринимаем его движущимся.

Искривленная шахматная доска

Перепроверьте с помощью линейки, если нужно, но эти горизонтальные и вертикальные линии - абсолютно прямые. Именно точки заставляют нас воспринимать их искривленными.

Какой стол длиннее?

На самом деле они одинакового размера. Чтобы доказать это, присутствующим раздали маленькую версию на бумаге, где форму левого стола можно наложить поверх правого стола.

Вращающиеся шары

Черно-белые шары вращаются против часовой стрелки, но если вы сфокусируете взгляд на красном или желтом круге, вам будет казаться, что черно-белые шары вокруг другого круга вращаются в противоположном направлении,

Белый или черный квадрат

В этом примере, мозг использует подсказки света, чтобы определить цвет квадрата под столом, которые являются того же оттенка серого, что и черные квадраты с боков. (Можно проверить с помощью инструмента “пипетка” в фотошопе)

Какого цвета платье

Формально, это сине-черное платье, но многие люди воспринимают его бело-золотым из-за освещения.


- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную...
- И окажется, что все вокруг ненастоящее, а компьютерная симуляция, - подхватил Нео, - И на самом деле я Избранный, герой, я умею летать, знаю кунг-фу...
- Нет, - покачал головой Морфеус, - Никакой этой инфантильной чуши, достойной тринадцатилетнего подростка. Ты не герой и не Избранный, а мир, которого ты так боишься и не любишь, самый настоящий и чтобы его изменить, требуется нечто большее, нежели мечты и таблетки. Добро пожаловать в реальность, Нео.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.

- А, - понимающе покивал Нео, - Знаю. Это называется - мескалин.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони ничего не было.
- Выберешь голубую ложку, - сказал Морфеус...

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
- Хм, - покивал головой Нео, - Звучит неплохо, но у меня есть предложение получше. Как насчет: я показываю тебе "фак", а ты устраиваешь мне мой телефонный звонок?

Морфеус вытянул руки и показал Нео кулаки.
- Выберешь голубую, - сказал он, - Будешь играть за черных. Выберешь красную - за белых.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус.
- А почему одна голубая, а другая красная? - перебил Нео.
- Голубая "Пепси", красная "Кока-Кола", не перебивай. Итак, выберешь "Пепси", то есть, тьфу ты...

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
- Вот интересно, - обратился к противоположной стене Нео, - Отчего, если ты несешь пафосный лузерский бред, то по любому выглядишь крутым чуваком познавшим все тайны мира, а стоит хоть слово сказать в простоте да с оптимизмом, так тебя сразу укоряют в банальности и примитивизме?

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- А печенья нет? - разочарованно спросит Нео.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
- Но что толку в таблетках, - наклонился к нему агент Смит, - Если у вас нет рта, чтобы их съесть?

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
Нео широко улыбаясь взял голубую таблетку и отправил ее в рот.
- Что, неудачник, - спросил он онемевшего Морфеуса, - Довыпендривался?

Морфеус предоставляет Нео выбор. «Не поздно отказаться. Потом пути назад уже не будет. Примешь синюю таблетку - и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку - войдешь в страну чудес, и я покажу, глубока ли кроличья нора». Нео потянулся за красной, и Морфеус предупреждает: «Помни, я лишь предлагаю узнать правду. Больше ничего».

Вся жизнь в матрице - это, в некотором роде, постоянный выбор между красной и синей таблеткой или, точнее, сомнение, принимать синюю таблетку или нет. Привычки и порядки, мысли и чувства хуматонов в пределах матрицы-все это непрерывный лоток синих таблеток, щиты, которыми пользуются хуматоны, чтобы не подпустить к себе неизведанное. Пристрастие к синей таблетке - обычное поведение, все то, что делают хуматоны, чтобы сохранить свое видение мира и самих себя. Действия под влиянием красной таблетки навсегда разрушают это привычное видение. Поэтому, хотя жизнь любого хуматона - нескончаемый поток синих таблеток, красная таблетка попадается только один раз (да и то если повезет).

К красной таблетке воины матрицы готовятся на протяжении многих лет, постепенно отучая себя от синей. Они вновь и вновь отказываются уступать своим привычкам и мыслям и постепенно выводят из строя интерпретационную систему (известного мира), которую они использовали, чтобы ослепить себя и скрыть от себя правду. Когда щиты постепенно убираются, до воинов матрицы начинают долетать стрелы Просветленных - сигналы от волшебников в реальном мире, и тогда они готовы принять красную таблетку. Очевидно, что удар, который наносит красная таблетка, отразить невозможно. Разум совершенно беспомощен перед ее опустошительным, разрушающим реальность воздействием. Нетрудно понять, что большинство хуматонов не пережили бы процесс отключения, а если бы и пережили, то, узнав правду, впали бы в безумие, а потому были бы бесполезны для сопротивления. Морфеус объясняет Нео, что хуматонов старше определенного возраста они никогда не отключают: «Рассудок цепляется за привычное». Для Нео они сделали исключение, потому что он - Избранный. Нео - молодой человек, ему чуть за двадцать, а красную таблетку берегут для детей, в лучшем случае для подростков, лет до четырнадцати - это как раз тот возраст, когда программа матрицы начинает работать в полную силу. (Четырнадцатилетние не имеют права голосовать, но они уже вполне созрели для секса, убийства и постоянной работы.)

И снова: чем меньше зависимость хуматонов от синетаблеточной жизни в матрице, тем легче им принять откровения краснотаблеточной. Для воина матрицы любое действие - это выбор: красная таблетка или синяя таблетка. Любой поступок либо повышает либо понижает уровень энергии, или, иначе говоря, либо одурманивает воинов (еще сильнее сокращает область их осведомленности и ведет к еще более глубокому забытью), либо их пробуждает от сна. Промежуточных вариантов здесь быть не может. Это главное правило, кредо воинов матрицы, которое сродни убежденности монаха в его беззаветной преданности Богу: «Слушайся или топай». Красная таблетка предлагает истину синяя - забытье. Однако необходимо помнить, что миллионы людей, даже зная, что синяя таблетка ведет к забытью, с радостью, как и Сайфер, приняли бы именно ее, и едва ли найдется хоть один желающий (это относится даже к Томасу), кто принял бы красную таблетку, если бы догадывался о той истине, которую она предлагает Но такой выбор - это уже не выбор, и в этом вся суть выбора. Никому нельзя объяснять, что такое матрица. Это необходимо узнать самому но одного любопытства здесь недостаточно. Чтобы действительно узнать путь, его следует пройти.

Знать правду об окружающем мире или оставаться в неведении? Вот главный вопрос, на который необходимо ответить всем, кто сталкивается с Морфеусом - борцом с системой в фильме « ». Суровый афроамериканец давно выбрал предназначение и не сворачивает с намеченного пути, ежеминутно рискуя жизнью. Целью непрерывных сражений для героя стала свобода во всех ее проявлениях.

История создания

В 1999 году братья Вачовски (позже ставшие сестрами) вынесли на суд зрителя фантастический боевик «Матрица». Оригинальный сюжет, который Эндрю и Лоуренс разработали сами, продолжительное время пролежал на полках архива невостребованным. Продюсерам киностудий задумка эксцентричных братьев казалась провальным экспериментом. Время доказало, что большие боссы ошибались - в 2012 году франшиза вошла в Национальный реестр фильмов США.

Одним из центральных персонажей сценаристы обозначили таинственного мужчину по имени Морфеус. Для несмышленой общественности он – опасный террорист, для избранных - храбрый воин, который ищет истинного спасителя человечества.

Морфеус - лидер ополчения, слепо верящий в предсказания провидицы. Неизвестно, каким образом мужчина освободился от влияния Матрицы, но взрослые годы герой провел в Зионе - последнем жилом городе планеты. Повзрослев, Морфеус вступил в отряд сопротивления и посвятил значительную часть жизни поискам Избранного, в которого не верят остальные жители Зиона.

Во благо великой цели наставник Нео отказался от личной жизни. Романтические отношения с Ниобе (член восстания и капитан «Лотоса») закончились. Девушка не захотела посвятить жизнь поискам эфемерного спасителя.


В мифологии древних греков представлен бог по имени Морфей. Небесное существо отвечает за сны людей. Бог охраняет ворота, первая створка которых ведет в истинные сновидения, вторая – в ложные. Внимательному зрителю на ум сразу приходит первая встреча лидера восстания с , в которой Морфеус предлагает новичку выбрать дальнейшую судьбу с помощью таблетки:

«Это твой последний шанс. После этого нет пути назад. Ты берешь синюю таблетку - история заканчивается, ты просыпаешься в своей кровати и веришь в то, во что хочешь верить. Берешь красную таблетку – ты оказываешься в стране чудес, и я покажу тебе, насколько она глубока».

Еще одной отсылкой к метафорическим фокусам режиссеров стало название корабля, на котором путешествует предводитель восстания. «Навуходоносор» – не только средство передвижения, но и царь Вавилона, который много времени провел за разгадкой собственных сновидений.


Дотошные фанаты франшизы, разобрав картину по кадрам, пришли к выводу, что Морфеус - вовсе не лидер восстания, а еще одна программа Матрицы. Задача программы - продлить сновидения главного героя. Создатели эпопеи не подтверждают и не отрицают трактовку поклонников.

«Матрица» (сюжет)

Представьте, что человечество на Земле живет в иллюзорном мире. Каждый день люди просыпаются, пьют кофе и отправляются на работу. Но только происходящее вокруг, - симуляция под названием Матрица. На самом деле, каждый человек давно стал частью системы, которой питаются и управляют машины.

О реальном положении вещей знает немногочисленная группа повстанцев, пытающаяся разбудить человечество и освободить рабов из приятной ловушки. Под командованием Морфеуса с системой борются Тринити, Сайфер и другие пробужденные ото сна люди.


Помехой на пути к свободе человечества стали программы (они же агенты), которые Матрица создала специально для поисков непокорных. Главный агент против Морфеуса - одно из основных противостояний в фильме. Мужчина по имени Смит в застегнутом на все пуговицы костюме неотступно преследует вольнодумцев.

По предсказанию провидицы, закончить войну с машинами должен Избранный. Поэтому Морфеус посвящает свою жизнь поискам мессии. Расследование приводит группу повстанцев к Томасу Андерсону. Теперь задача главаря непокорных - разбудить героя и показать ему настоящий мир.


Параллельно борьбе с машинами, повстанцы всеми силами пытаются спасти от захвата последний город, населенный людьми. Зион держит оборону, но силы защитников на исходе. Надежда вымирающей расы лежит на Нео (бывшем Томасе Андерсоне), которому предрешено разрушить Матрицу до основания.

Финал трилогии неоднозначен. Большинство зрителей истолковало финал по-своему. Сами Вачовски утверждают, что завершающей идеей стала мысль о свободе выбора. Каждый человек вправе решать самостоятельно: жить в иллюзии или освободиться от нереального.


На просторах интернета гуляет альтернативная концовка фантастического фильма, в которой Морфеус и Тринити погибают, а Нео попадает на прием к Архитектору (создателю Матрицы). Его кресло - полная копия любимого кресла лидера повстанцев. Мужчина объясняет герою, что даже движение освободителей - это Матрица, и выбраться из нее невозможно.

Морфеус на экране

Роль духовного наставника и борца братья Вачовски отдали . Актер стал пятой кандидатурой, на которую пал выбор режиссеров. И не зря. Морфеус принес артисту номинацию на премию «Сатурн» в категории «Лучший актер второго плана». Эффектная драка Лоуренса и награждена статуэткой «MTV Movie Awards» за лучшую экранную драку.


Подготовка к первой части франшизы заняла 5 месяцев. Лоуренс Фишборн был впечатлен подходом режиссеров к работе:

«Энди и Ларри - это современные братья Гримм».

Помимо франшизы, борец с машинами появляется в мультфильме «Южный Парк» (эпизод «Воображляндия») и вступительной заставке мультсериала «Сказочная Русь».

  • На роль наставника Нео создатели картины приглашали , и . По личным и профессиональным причинам актеры отказались от участия в проекте.
  • В Голливуде ходят слухи, что сестры Вачовски планируют продолжить работу над фильмами о Матрице. На этот раз режиссеры расскажут зрителям о молодости Морфеуса. Сыграть юного борца с машинами и Матрицей может .

  • После выхода первой части эпопеи создатели картины разработали и выпустили на рынок солнцезащитные очки под брендом «Blind». В интернет-магазине продаются очки Морфеуса, Тринити и даже агента Смита.
  • Дочь Морфеуса (вернее, актера, сыгравшего персонажа в фантастическом боевике) тоже связала жизнь с кино. Монтана Фишборн выбрала в качестве дебюта эротический жанр. В 2010 вышел первый порно-ролик с участием девушки.

  • После прибыльного проката первой части трилогии на официальном сайте «Матрицы» появились комиксы, посвященные вымышленному миру Вачовски. «The Matrix» повествует о борьбе повстанцев с агентом Смитом. Комиксы выпускались до 2003 года, позже эпизоды собрали в два тома и выпустили в печать.

Цитаты

«Я не сказал, что будет легко. Я лишь обещал открыть правду».
«Матрица - это система, Нео. Эта система - наш враг. Когда ты внутри, ты осматриваешься, что ты видишь? Бизнесмены, учителя, адвокаты, плотники. Люди, которых мы пытаемся спасти. Но пока они подключены, они все еще часть системы, а значит - наши враги».
«Ты думаешь, что мои реакция и сила здесь, в этом мире, зависят от мускулов? Нет. Я даже воздухом не дышу».
«Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке. Странная мысль, но ее не отогнать. Она - как заноза в мозгу. Она сводит с ума, не даёт покоя. Это и привело тебя ко мне...»

Предлагают выбор между красной и синей таблеткой. Синяя таблетка позволит остаться в искусственно созданной реальности Матрицы, то есть жить «неизвестностью иллюзии», тогда как красная таблетка приведет к бегству из Матрицы в реальный мир, то есть в «правдивую реальность», несмотря на то, что это более жестокая, сложная жизнь.

Происхождение

В «Матрице» есть отсылки к историческим мифам и философии, гностицизму , экзистенциализму , нигилизму . Предпосылки фильма происходят от Платоновой аллегории о пещере , скептицизма и злых духов Рене Декарта , представлений Канта о феномене и вещи в себе , Чжуан-цзы о бабочке, концепции имитации действительности и мысленного эксперимента «мозг в колбе» .

Матрица

В Матрице до Нео (Киану Ривз) доходят слухи о Матрице и таинственном человеке по имени Морфеус . Нео проводит ночи за компьютером, пытаясь узнать секрет Матрицы и то, что она такая. В итоге другой хакер, Тринити (Кэрри-Энн Мосс), знакомит Нео с Морфеусом.

Морфеус (Лоуренс Фишборн) объясняет Нео, что Матрица является иллюзорным миром, созданным, чтобы помешать людям узнать, что они являются рабами внешнего воздействия. Держа в каждой руке по таблетке, он описывает Нео выбор, который ему предстоит.

Синяя таблетка позволит остаться в искусственной реальности Матрицы, красная же служит для определения местоположения тела человека в реальном мире и «отделения» ее от Матрицы. Выбор между синей и красной таблетками необратим.

Нео выбирает красную таблетку и просыпается в реальном мире, и там его выбрасывает из наполненной жидкостью камеры, где он лежал без сознания. После спасения и выздоровления на Навуходоносоре Морфеус показывает Нео истинную природу Матрицы: детализированную симуляцию Земли по состоянию на конец 20 века (год действия не указан точно, но это примерно двести лет назад относительно момента пробуждения Нео). Она создана, чтобы удерживать ум людей в повиновении, тогда как их тела хранят на огромных электростанциях, где тепло и биоэнергия используются машинами, которые поработили людей.

Гедель, Эшер, Бах

Дуглас Гофстедтер в книге «Гедель, Эшер, Бах » (1979) вводит двух персонажей, выходящих из двумерного мира гравюр Эшера, выпив для этого жидкость из синего и красного флаконов. Гофстедтер вспоминает о большом влиянии Льюиса Кэролла на эту книгу, флаконы «войти» и «выйти» являются аналогиями зелья «выпей меня» и пирожного «съешь меня», в «Алисе в Стране чудес» , которые ее уменьшали и увеличивали. Матрица очень четко ссылается на «Алису в Стране чудес» фразами «белый кролик» и «вниз по кроличьей норе».

Вспомнить всё

В фильме «Вспомнить всё » (1990) красную таблетку предлагают персонажу Арнольда Шварценеггера , Дагласу Куэйду: «Этот символ - символ твоего желания вернуться к реальности». Синей таблетки в фильме нет, а сюжет разворачивается вокруг неизвестности, Куэйд во сне, в реальном мире. Однако таблетку ему предлагают с утверждением, что Куэйд всё-таки спит , а таблетка вернёт его к реальности, звучат слова «в своём сне ты уснёшь».

См. также

Напишите отзыв о статье "Красная и синяя таблетки"

Примечания

Отрывок, характеризующий Красная и синяя таблетки

– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.

Лучшие статьи по теме