Для школьников и родителей
  • Главная
  • Из бумаги
  • Вильгельм Вундт — Основоположник экспериментальной и культурной психологии. (2): Возникновение психологии как экспериментальной науки - открытие психологических лабораторий Кто открыл первую лабораторию экспериментальной психологии

Вильгельм Вундт — Основоположник экспериментальной и культурной психологии. (2): Возникновение психологии как экспериментальной науки - открытие психологических лабораторий Кто открыл первую лабораторию экспериментальной психологии

А. Гартли был предшественником. Но если не принимать во внима­ние волны идеалистической психологии с конца XVIII – начала XIX ве­ка, реализацию естественно-научного понимания можно видеть у Гербарта (1776-1841), оказавшего наибольшее влияние на чешскую психологию, и особенно в спихофизике Вебера и Фехнера.

Гербарт дал стимул для введения материалистических методов измерения психических явлений, а тем самым и стимул для развития экспериментальной психологии. Одновременно он был инициатором большого этапа первых шагов психофизиологии, особенно психофизиологии органов чувств, в развитии которой далее участвовали Гельмгольц, Геринг и особенно – своей психофизикой – уже названные Вебер и Фехнер. Математически сформулированный закон Вебера, а затем и продуманный закон Фехнера о взаимосвязи между интенсивностью восприятия и интенсивностью раздражителя долгое время и по праву считался одним из наиболее крупных и главных открытий психологии, но неправильно его рассматривали как закон, распространяющийся на все психические явления, а не только на область восприятия (см. об этом более подробно в главе о восприятии).

Психофизиология и психофизика дали импульс для создания первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельма Вундта в Лейпциге в 1879 году, признанной университетом лишь в 1886 году. Вундт заложил основы систематического экспериментального изу­чения психологии и сравнительной психологии. Во Франции, где психо­логии уделяли внимание в экспериментальном отношении, главным образом, психиатры , выделялись Шарко, Рибо (основавший первую психо­логическую лабораторию в «Коллеж де Франс»), Жане (в больнице Салпетрие) и Дюма (в закрытом институте св. Анны).

Русская психология также имела свою традицию. Ученик Гельмгольца Сеченов стал одним из первых основателей научной психофизио­логии, особенно благодаря своему труду «Рефлексы головного мозга», оказавшим непосредственное влияние на развитие научных идей И. П. Павлова. Для нас имеет большое значение тот факт, что наш соотечест­венник Иржи Прохазка своей книгой “De functionibus systematis nervosi” (1784, в 1957 г. вышла на русском языке под названием «Трактат о функ­циях нервной системы») по всей вероятности, оказал посредством Сече­нова влияние на Павлова, положив основы науки о рефлекторной тео­рии.

В Казанском университете первую русскую психологическую лабо­раторию основал В. М. Бехтерев (1885), известный автор коллективной рефлексологии. Затем быстро друг за другом создавались другие психологические лаборатории, среди которых особое значение имела лабора­тория Челпанова в Москве. Большое значение имели также К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге и А. Ф. Лазурский.

Фаза психофизики, психофизиологии (в общем естественно-научно ориентированная психология) привела со стороны идеалистических пси­хологов и философов к критике метериалистических последствий. Понятие «душа» стало, с одной стороны, предметом защиты, а с другой – предметом критики. Было просто необходимостью развития появление стремления избежать «какого бы то ни было философствования в психо­логии», а понятие «душа» просто обойти, не обращая на него внимания с тем, что психология будет заниматься только психическими проявле­ниями.

Типичным направлением стал именно психофизический парал­лелизм, который в своей наиболее чистой позитивистической форме (у нас представляемый Фр. Крейчи) отрицал философствование и опирался отчасти на психофизику, отчасти на ассоционистов.

Он хотел стать «психологией без души» (упрек Бабака нашему Крейчи) совершенно целеустремленно и сознательно.

Аналогичное стремление стать психологией без души имел и аме­риканский бихевиоризм (психология поведения), представителями которого являются Уотсон и Торндайнк, а ранее – Дьюи. Он хотел ограничиться лишь взаимоотношением S-R / stimulus-response, стимул – ре­акция) и отрицал необходимость заниматься промежуточным звеном S- R, т. е. психическими процессами, объясняя это тем, что данные процес­сы недоступны объективному изучению, а только субъективному пере­живанию. Из психологии поведения вышли и некоторые современные теории обучения.

Но постепенно против естественнонаучной психологии и против «психологии без души», имевшей форму или параллелизма, или бихе­виоризма, возникало постоянно растущее сопротивление. Оно шло со стороны медицинской психологии, биологически и «глубинно» ориенти­рованной, а также со стороны «духовно-научно» ориентированных пси­хологов (феноменология Гуссерля, персоналистика Штерна и особенно духовно-научная психология Дилтея, а также представители гештальт- психологии).

В этой реакции на естественнонаучную психологию можно видеть дальнейшую историческую фазу развития психологии.

Современная фаза развития характеризуется, с одной стороны, зна­чительным вкладом Павлова, а с другой – влиянием современных теорий обучения, теории информации и кибернетики. Не слу­чайно современные теории обучения проявляли интерес к учению Па­влова и кибернетика с самого начала создает модель обучающего мозга.

Что касается влияния психологического учения Павлова о физиоло­гии высшей нервной деятельности, то в начале имелась опасность, что психология будет редуцирована на физиологию и даже ликвидирована как наука слишком радикальными сторонниками учения Павлова, кото­рое, как таковое, не было тождественным психологии. Не было уже и по­тому, что содержание индивидуального и коллективного сознания обу­словливается не физиологическим субстратом, а гораздо более сложной индивидуальной и общественной историей. Следовательно, в историче­ском развитии психологии мы рассмотрели следующие этапы:

I. Психология как часть философской спекуляции.

II. Апликация естественных наук (особенно физики и химии) на пси­хологию: психофизиология и психофизика.

III. Переходные направления, стремящиеся избежать как философс­ких последствий, так и проблем субъективнизма: психофизический па­раллелизм, бихевиоризм.

IV. Реакция на естественнонаучную психологию и психологию «без души»: глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология.

V. Современная психология, определяемая, с одной стороны, физио­логией, с другой – теориями обучения, теориями информации и киберне­тикой.

Первые шаги . Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это относится и к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел А.А.Токарский, в Юрьеве (ныне Тарту) В.В.Чиж, в Харькове – Л.И.Ковалевский, в Казани – В.М.Бехтерев (при психиатрической клинике).

В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Его любимым детищем стал организованный им в Петербурге в 1907 году Психоневрологический институт. Здесь лабораторией психологии ведал А.Ф.Лазурский (1874-1917), врач по образованию. Последний разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Объясняя их, он выделил (совместно с С.Л.Франком) две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как система отношений личности с окружающим миром. На этой базе Лазурский построил классификацию личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии.

Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было (официальное открытие института состоялось в марте 1914 года). Обладая большим организаторским и педагогическим талантом, Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии.

Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Г.И.Челнанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, Б.Н.Северный, В.Н.Экземплярский, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.), работавших в советское время.

При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Сам этот метод к тому времени претерпел в работах западных психологов изменения, и это отразилось на позиции Челпанова, всегда находившегося в курсе мировой психологической литературы.

В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова "Об аналитическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлагалась в ту пору институтом. Теперь Челпанова не устраивала даже вюрцбургская школа, которую он недавно высоко ставил. Он подвергает критике мнение Аха о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует эксперимент. Ведь сам эксперимент, утверждал Челпанов, базируется на первичных понятиях. Они существуют априорно как элементы идеального знания, обладающего абсолютной достоверностью. Извлечь эти элементы можно только из внутреннего опыта путем их непосредственного усмотрения. Это и есть аналитический метод, который должен лечь в основу всех видов конкретного психологического исследования – экспериментального, генетического и т.д.

Челпанов отмечал сходство предлагаемого им метода с феноменологией Гуссерля.* Так завершилась его эволюция в качестве "эмпирического" психолога. Сперва он пропагандировал вундтовский эксперимент, затем – данные вюрцбургцев, сделавших упор на внутренней активности и внечувственности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его начальные сущности.

* Феноменологический подход, который отныне Челпанов и Шпет считали ведущим для психологии, исходил из учения о "чистом" сознании, структура которого определяется духовными сущностями.


Эксперимент в психологии стал психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология.
С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека. Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.
Особенно следует заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии.
В первых своих работах В. Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.
Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.
Вначале главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), а затем эксперименты проводились над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Ли Торндайк), исследовались душевнобольные, дети.
Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.
В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики.

  • Становление экспериментальной психологии В . Вундт и первая экспериментальная лаборатория . Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний...


  • Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт (1832–1920) основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии .


  • Становление экспериментальной психологии В . Вундт и первая экспериментальная лаборатория . Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил. Загрузка.


  • Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением
    Первый план ее разработки выдвинул В . Вундт , у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие позднее...


  • Становление экспериментальной психологии В . Вундт и первая экспериментальная лаборатория .
    Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем стремительнее росла неудовлетворенность... подробнее ».


  • 1878 год - год появления экспериментальной психологии . Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Наметил 2 направления: естественнонаучное, культурно-историческое.


  • Становление психологии как науки.
    Именно концепция психофизиологического параллелизма стала философской основой построения экспериментальной психологии на Западе, инициатором создания которой явился В . Вундт .


  • Экспериментальная психология . Работы В . Вундта , Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла. Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления .
    Первые в России лаборатории экспериментальной психологии .


  • Экспериментальная психология . Работы В . Вундта , Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла.
    Другой французский врач Э. Сеген первым уделил внимание обучению умственно отсталых детей с помощью особых методик.


  • Наиболее близка к психофизиологии - физиологическая психология , наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии . Термин "физиологическая психология " был введен В . Вундтом для обозначения психологических исследований...

Найдено похожих страниц:10


Вильгельм. Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии

Родился ученый в городке. Некарау в. Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат. Вундта учился далеко от дома в закрытой школе, поэтому. Вундт мог наслаждаться положением единой де заборы. Воспоминания о детстве однако не были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Май щем психолог чувствовал себя одиноким и стать знаменитым писателемиком.

В детстве с. Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другой приход, мальчик настолько переживал, что родители были с вынуждены разрешить ему поехать со своим наставником. В его доме. Вундт прожил до 13 рокиків.

Семья. Вундта была достаточно образованным, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал е экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились. Иоганнес. Мюллер и. Дюбуа-Раймоон.

Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых. Тюбингене и. Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность. Вундт начал в. Гейдельбе ерзькому университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г стал ассистентом профессора. Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересоваться выли этого удивительного вченогого.

В 1864 г он получает должность адъюнкт-профессора и работает в. Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии

Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 г вышла в свет книга"Лекции о душе человека и животных", которая неоднократно переиздавалась еще при жизни. Вундта а. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих работах. Вундт впервые е высказывает мнение о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методетодів.

В 1874 г. Вундт получил приглашение преподавать логику в. Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в. Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с. Лейп пцизьким университетом. Понаад

40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора

В 1879 г. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая впоследствии превращается в. Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских инстит ституциюй.

Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, которые заинтересовали лись изучением психологии. Лаборатория. Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах миру.

Некоторое время шла дискуссия, кто же -. Вундт или. Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г в. Гарварде у. Уильяма. Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен где емонстрацийне оборудования. Если считать, что лаборатория - это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за. Вильгельмом. Вундтом, поскольку еще в 1865 г у него в. Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли. Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881 г лаборатория в. Унив рситети. Джона. Хопкинса. Все же круг учредителей весьма небольшое, и проблема определения первенства не представляется сложнокладною.

Еще до создания лаборатории. Вундт написал в 1873 г книгу"Основы психофизиологической психологии", в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной иментальнои психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатами экспериментальных исследований. Психофизиологич на психологию. Вундт понимал как изучение психофизического процесса, т.е. органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процесс ом, о котором можно получить информацию через интроспекципекцію.

В своей лаборатории. Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Испытуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своем психическом ни процессы, сопровождающие восприятие. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых. Вундт специально готуваав.

В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психическое опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение - это первым инни элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения м ожна классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительностьсть.

Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственные переживания

Подход. Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущения объединяются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувства, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры соответствии с этим, эмоции - это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она су проводжуеться мыслямами.

Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знание или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт д визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что работать над разработкой сист еми периодической таблицы мышлениемя.

По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предусматривает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал. Фехнер: он применял раздражители и спрашивал исследуемых об их ощущенияхття.

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей

Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда дос слиджував их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Исследуемые должны были вести за собой наблюдение и описывать восприятия различных раздражителейів.

В большинстве своих исследований. Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок

В процессе самонаблюдения. Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, подъем - спад. Каждое чувство является комбинацией этих параметров. Проводя к ослидження с метрономом,. Вундт заметил, что определенные ритмические композиции является для него приятными, а другие - нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникают ли при восприятии ударов. Также. Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, - возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляетсяться.

Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувство характеризуются измерениями, как удовлетворение недовольство, н напряжения расслабления, подъем спад (затухание). Поэтому любое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным опыт изображением, однако со временем стало понятно, что она имеет значение для понимания психических процессеів.

Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единый опыт. Этот термин ввел в научный оборот. Г. В. Лейбниц, который понимал апперцепция как осознанное е восприятия. Философы. И. Кант и. И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция - это активный. Мысли енневий процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание - это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и творит с электронной ементив целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, из комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяется ются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 г заявили: целое не сводится к сумме время тыо суми частин.

В основном, хотя. Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования ч времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), последовательно воплощаются в моторные акти.

Вундт также изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом асоц циации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответа идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-паводком оказываются случайные или поверх е связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они являются"высшим классом ментальной функцииї".

Психологический закон, сформулированный. Вундтом - это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивного восприятию

В 1874 г. Вундт публикует свою разведку"Принципы психофизиологической психологии", а. Ф. Брентано труд"Психология с эмпирической точки зрения", в которой вступает в спор с. Вундтом

В 1881 г. Вундт начал издание журнала"Философские студии", который в 1906 г был переименован в"Психологические студии"

Лаборатория. Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория. Вундта свое время вызвала неслыханный интерес ее от двидалы много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности,. Стэнли. Холл,. Джеймс. Кеттел,. Эдвард. Титченер). Лаборатория. Ву ндта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в. Америке,. России,. Японии,. Италиалії.

В университетах. Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды. Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германий на конец XIX - начале XX в оставалась центром мировой психологиигії.

Большую популярность имели лекции. Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Е. Титченер так описал свое первое посещение лекции. Вундта:

"Вошел работник, распахнул дверь, и вошел. Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого человека, однако на рост т ему не больше 5 футов 9 дюймов. Он прогремел - по-другому и не скажешь - по боковому проходу: тук-тук - будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом гриманни есть что-то недостойное, в днако кроме меня, кажется, на это никто не обратил вниманияаги.

Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо разглядеть. У него довольно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно подняты со стороны пряди

На возвышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений - задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел а потом стал лицом к аудитории, опираясь на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого возрту.

начал говорить тихим голосом, как бы извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора - он прочитал лекцию на одном дых. Ханне. У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напус. КНА для поддержания интереса слушателей. Ни в какие бумаги. Вундт не заглядывал; насколько я мог судить,. Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, там лежал и. Руки. Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его речь. Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторгему захопленні".

О личной жизни. Вундта известно мало. Из опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены. Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченная жизнь: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; полдень шел в университет, где работал в лаборатории, однако дов го там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь. Дж.. Кеттел отмечал, что"не ввиду свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории"Во второй половине дня. Вундт совершал прогулку, в 16-часов он читал лекцию. Фин. Ансова положение. Вундта и его семьи было довольно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы вечерам в семье. Вундта любили поговорить, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентетудентів.

Исследователь много времени посвящал изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологию и историю. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животн.

Вундт работал ученый в последний день успел завершить книгу воспоминаний

Общий объем научного наследия. Вундта поражает. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг) он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый. Боринг, изучавший историю психологии, пи идрахував, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты - по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта. Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, мин ювався по поводу того, что его как ученого могут"не понять или понять неправильнольно".

выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах"Психология народов", изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии - экспериментальную и социальную. Вундт считал, что эк кспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем ветеринарная ентальнои психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С раз витком экспериментальной психологии эту мысль ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методамдами.

При жизни заслуги. Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности. Петербурзьськои академии наук в 1902 г. Вундта считают кабинетным ученым, однако у его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 г он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин. Первой мировой войнни.

Вундт имел определенные сомнения относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в пси ихологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений. Вундта ныне известный лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересованным ились его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных"зако ни психологической причинности", он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт приобщился к возникновения психологии в ис. Торические момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователяникам.

Исследовательская программа, которую сформулировал. Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах х, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблеем.

В лаборатории. Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, обр раза последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени. Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники. Вундта. Г фон. Гельмгол ьц и. Ф. К. Дондерандерс.

Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время нужен для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные отлично ости. А стремление. Вундта побудить испытуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результатату.

в. Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание. Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени

Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств,. Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с то очки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в проце. ЭСИ исследования реакций на раздражительи.

Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку понимал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента

Он писал:"Я всегда старался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественных методики, поскольку остальное ния к ней может использоваться, однако не менее я старался обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией.

Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, что психология должна быть наукой, признает факты, что для проведения психологических иссл ень не нужно вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с тленным телом.

Поэтому. Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру. Вундта другие исследователи пошли его дорогой, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль. Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки,. Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего вченогого.

Деятельность. Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще долгое время оставалась неизменной. У. Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в. Германии в 1941 г ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечет ния специалистов) эта наука развивалась в. СШ. США.

Научная программа. Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате. Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена. Второй мировой войны произошло трагическое на событие: во время бомбардировки. Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию. Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, было уничтожениео.

Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов. Америки училась у. Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды. Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психол оги и сегодня любят так вести себя и носить бородыоду.

первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория Где кем и когда открылась

  1. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, став профессором философии в Лейпциге, создал там первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году. Затем она была преобразована в институт.
  2. Бехтерев
  3. Вернувшись в Россию, Бехтерев создал в 1885 году при медицинском факультете (при клинике душевных болезней) Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии.
    Бехтерев Владимир Михайлович (1857 1927) русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в СанктПетербурге. Начиная с 10х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией.
    Корсаков Сергей Сергеевич (1854 1900) русский психиатр, один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1886 г. Дал клиническое описание нарушения памяти на актуально происходящие события, сопровождающееся пространственной и временной дезориентировкой, которое получило название Корсаковского синдрома
    ******
    Психология наука относительно молодая. Сами психологи ведут отсчет с 1879 года, когда в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
  4. Вильгельм Вундт считается "отцом экспериментальной психологии" и "основателем современной психологии" в целом. Он получил образование в Тюбингене и изучал физиологию в Берлине с Иоганнесом Мюллером и Дюбуа Раймондом, прежде чем получил в Гейдельберге докторские степени по философии и медицине. Он стал доцентом по физиологии в Гейдельберге незадолго до того, как Герман фон Гельмгольц получил там должность профессора и возглавил факультет физиологии. Считается, что в течение некоторого времени он был ассистентом в лаборатории у Гельмгольца. В 1874 он перешел в Цюрихский университет, а затем в Лейпциг, на должность профессора физиологии, где и проработал до самой смерти.
    Вундт был назначен профессором физиологии в Лейпциге в 1875, и в том же году он основал первую лабораторию, предназначенную для экспериментальных исследований по психологии. В 1882 Лейпцигский университет официально объявил ее Институтом экспериментальной психологии. Эта лаборатория стала центром для всех, кто испытывал серьезный интерес к психологии, сначала в основном для тех, кто изучал философию и психологию в других немецких университетах, но вскоре и для выпускников нескольких американских и английских университетов. Все последующие психологические лаборатории в эти годы создавались по образцу лаборатории Вундта.
    По этому поводу существовали некоторые разногласия. Некоторые утверждали, что если лабораторией можно считать помещение, где содержится демонстрационное оборудование, то еще в 1875 у Уильяма Джеймса был в Гарварде маленький кабинет. Да и у самого Вундта в 1865 в Гейдельберге было место для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Г Стэнли Холл утверждал в 1894, что первой значительной психологической лабораторией была та, которую основал он сам в Университете Джонса Хопкинса в 18 81. Разногласия относительно исторической точности, впрочем, не так важны, ибо они скорее отражают наличие потребности и научного потенциала для создания в то время подобных лабораторий.
    До этого момента изучение психологии продолжало оставаться достоянием философии и естествознания. У философии были позаимствованы теории интеракционизма, эмпиризма и материализма, гипотезы о природе сознания, о связи души и тела, а также о приобретении знаний. В области естествознания работа Иоганнеса Мюллера возвестила о новом подходе к изучению физиологии человека. Мюллер занимался более непосредственным и точным изучением человеческого тела, используя в изучении физиологии систематизированные экспериментальные процедуры. Именно эти методы вдохновили работу Вундта и написание его наиболее важной книги Grundzuge der physiologischePsychologie. Впервые опубликованная в 1873-4, она заложила основу его дальнейшей работы и впоследствии была переиздана шесть раз. В ней акцентируется роль психологического исследования, основанного на методах физиологической лаборатории. Вундт полагал, что суть общей приспособляемости организма заключается в психофизическом процессе органической реакции, которая опосредуется как физиологически, так и психологически. Он был родоначальником концепции о том, что психические переживания должны соотноситься с объективными известными и поддающимися измерению стимулами и реакциями. Физиологическая психология занималась процессом возбуждения органов чувств в зависимости от воздействия на них тех или иных раздражителей; возбуждение поступало по сенсорным нейроным сетям в низшие и высшие мозговые центры и оттуда передавалось мышцам. Параллельно с этим процессом протекала внутренняя психическая жизнь, известная благодаря интроспекции. Благодаря Вундту интроспекция стала основным средством экспериментальной психологии. Его субъектами или наблюдателями обычно являлись взрослые люди, прошедшие соответствующую подготовку в том виде, как он ее понимал. Наблюдателям предъявлялись контролируемые стимулы, а они сообщали о своих скрытых психических процессах, сопутствовавших их восприятию. Теоретический взгляд на

Лучшие статьи по теме