Для школьников и родителей
  • Главная
  • Праздники 
  • Больше не будет заочного юридического образования. Первые упоминания о законе. Студенты. Упадет интерес к колледжам

Больше не будет заочного юридического образования. Первые упоминания о законе. Студенты. Упадет интерес к колледжам

Комментарий заведующего кафедрой уголовного права и криминалистики проф. Г.А. Есакова ведущему изданию

Приемная кампания в российских вузах подходит к завершению. Главной интригой в этом году стала судьба программ заочного обучения по ряду специальностей, в частности, юридических и экономических. По крайней мере после ряда заявлений представителей профильных ведомств СМИ писали о запрете на заочное обучение юристов и экономистов с 1 сентября этого года почти как о свершившемся факте. Однако в ближайшее время Минобрнауки менять ничего не планирует.

"Чтобы отказаться от этой формы образования, необходимо изменить государственный стандарт," - пояснил проректор РАНХиГС Максим Назаров. - "Новые федеральные образовательные стандарты планируются только с 2017 года, поэтому как минимум до 1 сентября следующего года заочная форма будет существовать. Возможно, будет раньше издан какой-то особый закон, который это отменит, но пока это невозможно: всего лишь приказом министра отменить заочную форму обучения нельзя."

Как сообщил зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин , он, будучи категорически несогласным с этой инициативой, направлял на имя главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова запрос, в котором пытался объяснить, что это решение ошибочно и «приведет к колоссальным вредным последствиям».


"Я получил ответ на пяти страницах," - рассказывает парламентарий. - "Четыре с половиной страницы - цитаты из законов, которые я знаю. На половине страницы написаны вещи, которые я, в общем, тоже знаю, но они важные. В ответе говорится, что такие изменения могут быть введены только на основе внесения изменений в государственные образовательные стандарты высшего образования. И сейчас в министерстве нет никаких предложений по этому поводу. То есть как минимум на год вопрос отложен, что уже неплохо. Хотя ранее об этом говорили как о вероятном факте с 1 сентября этого года." На самом деле отложилось до следующего года, а за предстоящий год, как известно, «то ли визирь, то ли Ходжа, то ли ослик...»

Пока в правительстве не принято конкретных решений, инициатива продолжает вызывать бурные дискуссии. Ряд экспертов и руководителей вузов убеждены, что по таким важным специальностям, как юриспруденция, людей надо готовить с максимальной учебной нагрузкой.

"У нас нет заочного образования: мы уверены, что качественное обучение можно проводить только лично в классе," - заявила проректор Российской экономической школы Зарема Касабиева . - "Основа нашего магистерского образования - личный контакт профессора со студентом. Если решение об отмене заочного образования по ряду специальностей будет принято, со временем это может сказаться на ситуации в стране в целом. Кажется странным, когда юристы учатся только заочно, по учебникам. Не зря в американских вузах это тяжелое, очень напряженное обучение в аудиториях, с полным вовлечением. А у нас можно приходить только сдавать экзамены, причем иногда, к сожалению, за деньги. Не хочу никого обидеть: в советское время был прекрасный заочный юридический университет, но фактически там было дневное и вечернее обучение."

Однако проректор МПГУ Игорь Реморенко считает, что современные методы и технологии позволяют работающим студентам осваивать учебные дисциплины в полном объеме. Каких-то сложностей для людей, которые учатся и работают, быть не должно за счет дистанционных технологий и электронного обучения, считает он.

Проректор РАНХиГС Максим Назаров согласен с тем, что юристов следует учить тщательнее. Вместе с тем, по его мнению, закрытие заочного обучения по другим специальностям будет излишним.

"На государственное и муниципальное управление часто идут люди со средним профессиональным образованием, которые работают в муниципалитетах, - им нужно профильное образование. Закрывать заочную форму для этой специальности, на мой взгляд, не стоит," - говорит Назаров.

"Люди, которые уже работают в сфере управления, малого бизнеса, имеют большой опыт, как правило, при заочном обучении показывают более высокий уровень знаний, чем те, кто получает первое образование на стационаре," - соглашается депутат Олег Смолин. - "Я сейчас в Омске помогаю получить бесплатное образование в частном вузе руководителю местной организации инвалидов. Очень толковая женщина. Она не будет профессиональным юристом, но ей крайне нужно юридическое образование, чтобы работать во главе общественной организации. У нас складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, наше правительство пытается всех нас превратить в юристов - российские законы такие, что нормальному человеку прочесть их невозможно. А с другой стороны, оно же предлагает нам давать юридическое образование только тем, кто учится на дневном отделении."

По оценкам экспертов, до 70% студентов-правоведов получают образование заочно в различного рода региональных вузах. Формально их статус после получения диплома ничем не отличается от статуса выпускников лучших вузов. Эти люди становятся следователями, судьями, прокурорами. И многим это внушает опасения.

"Ограничьте правила набора на профессии судей, прокуроров и т.д. определенными вузами, если вы считаете, что в других вузах образование некачественное," - возражает по этому поводу Олег Смолин. - "На этом основании нельзя нарушать права других людей, тем более что вы их принудительно заставляете становиться юристами."

Завкафедрой уголовного права НИУ «Высшая школа экономики» Геннадий Есаков считает, что предложение Смолина не решит проблему: если определить список вузов, выпускники которых имеют право занимать определенные должности, он будет бесконечно расширяться, сказал он.

Геннадий Есаков отметил, что заочное юридическое образование является реликтом советской эпохи, когда после разгрома царской юридической школы большевики столкнулись с необходимостью подготовки кадров. По мере продвижения по службе сотрудники с правильным социальным происхождением и начальным образованием поступали в заочные вузы и к моменту занятия более высокой должности имели диплом.

Однако сейчас это анахронизм, считает Геннадий Есаков и предлагает два варианта решения проблемы: либо действительно ликвидировать заочное обучение юристов как таковое, либо оставить его, но ввести систему квалификационных экзаменов для судей, прокуроров и адвокатов.


Материал взят с сайта

Министерство образования и науки собирается ввести запрет на получение первого высшего юридического образования в заочной форме. Результаты опроса, проведенного "Право.ru" на волне обсуждения этой идеи, показали, что сторонников очного обучения почти вдвое больше. Эксперты же заявляют, что проблема высшего юридического образования в его низком качестве, а не в форме обучения.

60% заочников - экономисты и юристы

О том, что Минобразования поддерживает идею запретить заочную форму первого высшего образования для ряда специальностей, стало известно 17 марта на заседании ассоциации "Глобальные университеты". С таким предложением ранее выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и юриспруденции. По словам Александра Соболева, главы департамента госполитики в сфере образования, Минобр уже подготовил формулировки стандарта, предусматривающего только очное обучение по этим направлениям. "У нас половина студентов-заочников в стране - 2,5 млн заочников из 5 млн студентов. Процентов 40 заочников, даже 60 - это экономика, право", - согласен с необходимостью изменений ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Федеральная палата адвокатов, напротив, инициативу Минобрнауки: по словам вице-президента ФПА Светланы Володиной, ее опыт в качестве члена квалифкомиссии Адвокатской палаты Подмосковья подсказывает, что заочники не всегда уступают по уровню знаний выпускникам дневных отделений. "Наоборот, часто заочник - это человек, который уже пошел работать, понял практическую необходимость получения юридических знаний и мотивированно учится", - пояснила она свою позицию. Володина также затронула тему перенасыщенности рынка юристами, большое число которых не способны решать профессиональные задачи. Она подчеркнула, что это не обязательно те, кто обучался заочно.

Теория vs практика

На волне обсуждений, захлестнувших общественность в связи с новой инициативой Министерства образования, "Право.ru" организовало для пользователей своего сайта опрос по теме " ". Подавляющее большинство респондентов (43%) убеждены, что юрист обязан знать правовую теоретическую базу, а овладеть ею можно только при очной форме обучения. Почти вдвое меньше опрошенных (22%) считают, что для юриста сейчас ценнее практический опыт, теоретическими знаниями он вполне может овладеть и заочно. Вместе с тем 32% принявших участие в опросе интернет-пользователей настаивают на том, что форма обучения никак не влияет на качество юридического образования и профессиональный уровень выпускников юрфаков.


Легальная торговля дипломами

Нашлось и немало желающих высказать свою точку зрения отдельно в комментариях. "Я училась на вечернем в МГЮА, потом жалела об этом, - сетует юрисконсульт Елена. - Что толку, что могла подрабатывать с 18 лет, ведь настоящим профессионалом стала только ближе к 30. Из института вышла с хорошими оценками, но слабым специалистом". "Я преподавал пять лет: и очное, и очно-заочное, и заочное, и второе высшее. Есть очень серьезные заочники, правда, очень мало, - признает адвокат Александр. - Большинство пришли получить недорого диплом престижного вуза". У очников почти половина учится, чтобы быть профессионалами, на старших курсах работают по специальности. "Возможно, в регионах это устроено по-другому, - делает поправку адвокат. - Но заочка - легальная торговля дипломами".

Некоторые комментаторы всерьез выступают за упразднение заочной формы образования, по крайней мере, первого. Кто-то иронизирует: "Давайте по этому же принципу вообще заочку упраздним. Чем, например, в интерпретации Минобра заочник-педагог квалифицированнее заочника-юриста?" А пользователь под ником ufit убежден, что такая инициатива просто лишит большую часть населения шанса получить высшее образование по выбранной специальности, поскольку "далеко не у всех есть возможность просто учиться, а, как показывает практика, нужно работать и учиться". "Заочники зачастую выше на голову "очников", - считает комментатор. - Они изначально понимают, куда вкладывают свои заработанные деньги".

Проблема в качестве, а не форме обучения

Число сторонников очного юридического образования растет прежде всего на фоне довольно низкой квалификации юристов-выпускников в целом, считает юрист компании "Хренов и Партнеры" Андрей Иванов. В стране был и остается высокий спрос на диплом юриста. Однако при номинально высоком количестве выпускников, имеющих диплом о высшем юробразовании, по-прежнему остро ощущается нехватка высококвалифицированных юристов. При этом заочное образование в качестве причины такого явления эксперт поставил бы далеко не на первое место.

"Опыт нашей компании показывает, что наибольшую отдачу мы получаем от выпускников с хорошей теоретической базой, поскольку она позволяет им хорошо справляться именно с практическими задачами. Тем более под руководством опытных коллег", - подчеркивает Иванов. Однако проблема высшего юридического образования - в его низком качестве в целом, а не в форме обучения. Нужно повышать требования к программам юридических факультетов, аккредитации вузов, экзаменам. "В конце концов, самообразование - основа любого обучения, добавляет юрист. - Это, однако, не означает, что оно может заменить качественное очное образование, построенное на кейсах, когда студенты, получая хорошую теоретическую подготовку, применяют ее в атмосфере юридического диспута и наставничества опытных профессоров".

Безусловно, юристу необходимо очное образование, убеждена управляющий партнер Московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Лада Горелик . "Основное, чему учат при очном образовании - это выработка так называемой "юридической логики", которую возможно усвоить, лишь находясь в постоянном контакте с преподавателями и другими студентами, - поясняет эксперт. - Причем в крупных вузах преподают не только теоретики права, но и действующие юристы: прокуроры, адвокаты, нотариусы. Они, как правило, строят курсы лекций исходя из практического опыта и обыгрывают реальные ситуации". "Сама я всего два раза нанимала на работу юриста с красным дипломом, и оба раза этот опыт был скорее негативным, нежели позитивным", - признает Горелик. Мало зазубрить законы, работа юриста крайне творческая: есть огромное число задач, при которых нужно найти законное, работающее, но при этом нестандартное решение.

Работающий очник - по сути тот же заочник

Статистика в пользу очного образования обусловлена в первую очередь тем, что люди, сами получившие очное образование, отдают ему предпочтение, рассматривая собственный опыт как позитивный, полагает партнер "Nektorov, Saveliev and Partners" Марат Давлетбаев. По его мнению, современные технологии способствуют тому, что возможности дистанционного образования только расширяются - постепенно очная и заочная форма обучения будут все более сближаться вплоть до слияния. "Подавляющее большинство низкоквалифицированных юристов была выпущена очными отделениями низкокачественных вузов, - считает эксперт. - А перенасыщенность рынка обусловлена искаженными сигналами о высокой востребованности и оплате услуг юристов".

"Я как работодатель подхожу очень просто: вуз - это первая "работа" студента, отмечает партнер коллегии адвокатов "Делькредере" Анастасия Тараданкина . - Профессиональной задачей в нем было получение хороших знаний права. Если у него нет крепкой теоретической базы - с задачей он не справился. Теория права - это основа, без нее невозможно давать креативные идеи, быстро ориентироваться в суде". "Юристу требуется очень хорошая теоретическая база, это особенность профессии, - солидарен руководитель группы юруслуг компании "Интеркомп" Иван Катышев . - Должны быть не просто знания, а что называется способ мышления, профессиональная деформация. Это достижимо только при полном погружении в обучение - на весь день, минимум на четыре года".

Более приоритетно все же очное образование, согласен адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев: присутствует больше контроля за студентами и их обучением. "Сама же теория о юрнауке по сути не занимает те годы, которые нужны для получения диплома, - сетует эксперт. - На это с лихвой может уйти 1,5-2,5 года - остальное время в вузах отводится на неюридические предметы и непосредственное изучение законов". Однако российское законодательство меняется очень часто, поэтому общую теорию важно знать, но сами законы и то, как составлять различные документы, вполне можно и даже желательней учить на практике, считает Соничев. Он также добавляет, что если очник работает и учится, то по сути он ничем не отличается о заочника - также редко посещает вуз и основное время уделяет работе.

На собственном примере

До сих пор заочные дипломы не мешали юристам делать успешную карьеру. Так, во Всесоюзном юридическом заочном институте получили высшее образование такие представители юридического сообщаетва, как председатель Мосгорсуда Ольга Егорова , МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский .

Форма обучения не влияет на профессиональный уровень выпускников юридических факультетов, убеждена адвокат Вера Ефремова . "Я сама являюсь тому доказательством. Получив среднее специальное юробразование в колледже, я поступила на заочное отделение юрфака, - рассказывает эксперт. - К моменту окончания института в 2013 году я уже имела профессиональные навыки юриста и стаж работы по специальности с 2009 года. В 2014 году я сдала экзамен в Адвокатской палате Московской области и получила статус адвоката". Заочное образование никак не повлияло на мою квалификацию и не помешало мне в сдаче экзамена, подчеркивает Ефремова, добавляя, что выбор той или иной формы обучения по юрспециальности должен оставаться прерогативой студента, а не государства.

Замдиректора по научной работе юргруппы "Яковлев и Партнеры" Анастасия Рагулина также отмечает, что заочное отделение юрфака не помешало ей стать кандидатом юрнаук и доцентом МГЮА. "Если говорить о школьниках, только закончивших 11 класс, то для них очная форма обучения будет более предпочтительной, особенно в том случае, если родители имеют материальную возможность содержать ребенка, - считает юрист. - Что касается студентов, которые хотят и учиться, и работать, то для них приоритетной будет вечерняя форма. Если же говорить о взрослых людях, имеющих высшее образование, о тех, кто имеет семью, то заочка является для них спасением". Если человек хочет стать высококвалифицированным юристом, он будет учится всю жизнь, совершенствуя и оттачивая свои знания, и неважно - учился он очно, заочно, очно-заочно, заключает эксперт.

В интервью программе «Вести недели» 19 июня заявил, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

К чему такие благие намерения чиновников могут привести, на страницах «Известий» рассказал Алексей Мухин.

«Помимо того, что это, мягко говоря, противоречит Конституции РФ, речь идет еще и о том, что большое количество граждан, желающих получить высшее образование без отрыва от производства, могут распрощаться со своими намерениями.

Среднее профессиональное образование, конечно, помогает молодежи в первоначальном трудоустройстве, однако без заочной формы обучения молодые люди не смогут продолжить карьерный рост по простой причине - совмещать работу и очное обучение не представляется возможным чисто технически. А , понятно, делает его гораздо более конкурентоспособным по сравнению с зарубежными специалистами», - констатирует эксперт.

Мухин поясняет, что заочная форма обучения идеальна для тех студентов, которые не могут посещать занятия при дневной или вечерней форме из-за особенностей профессии и ненормированного рабочего графика. Это военнослужащие, профессиональные спортсмены, сотрудники полиции и другие специалисты с разъездным характером работы. При этом для большинства из них наличие высшего образования, а то и двух, является обязательным требованием для продвижения по службе.

«Продекларированная мера гарантировано ухудшит положение на и, вполне вероятно, приведет к ненужному социальному напряжению в обществе. Ведь во многих населенных пунктах на территории России банально нет центров компетенций, позволяющих удовлетворить потребности молодых людей в образовании.

Далеко не все готовы морально и финансово к переезду в региональный центр, и поступление на заочное отделение в вуз - единственная возможность для жителей таких населенных пунктов получить качественное высшее образование. А сужение выбора специальностей заочной формы обучения поспособствует снижению общего уровня образованности граждан, который в России до сих пор во многом зависит от транспортной доступности образовательных центров», - поясняет Алексей Мухин.

Кроме того, он говорит, что заочное образование часто выбирают люди с ограниченными физическими возможностями, вынужденные обучаться на дому или даже в медицинских учреждениях. В перспективе планируемые сейчас ограничения создадут серьезную проблему, связанную с падением уровня социальной ответственности российских вузов, в том числе в глазах мирового сообщества.

«Заочное и онлайн-образование сейчас набирает популярность по всему миру: создаются новые системы обучения студентов в заочной форме, ведущие зарубежные переводят наиболее популярные образовательные программы в формат онлайн. Отсутствие на международном рынке аналогичных предложений со стороны российских вузов приведет к увеличению числа российских студентов, предпочитающих получать . А это будет означать усугубление ситуации с пресловутой «утечкой мозгов», - поясняет специалист.

То, что предлагает Рособрнадзор, по мнению Мухина, заметно осложнит и процесс евразийской интеграции, в рамках которого особое внимание уделяется возможности жителям стран ЕАЭС получать образование в российских университетах. Отсутствие заочной формы в вузах России будет означать закрытие доступа к качественному высшему образованию для тех граждан СНГ, кто не хочет или не может по тем или иным причинам покидать свою страну.

Вместо закрытия заочных направлений в вузах, куда целесообразнее стимулировать их на повышение качества образования в заочной форме и одновременно следить за повышением качества преподавания.

«Характерно, что зарубежными вузами уже накоплен значительный опыт в данной сфере, и мы можем воспользоваться им, просто адаптируя его под особенности и требования российской системы образования.

Заочная форма образования является одним из важнейших компонентов всемирной стратегии доступного образования «Образование для всех», а исключение заочной формы обучения по ряду направлений станет серьезной угрозой для российского экспорта знаний и высоких технологий в целом в условиях глобализации и продвижения концепции доступного качественного образования для каждого, приведет к сокращению объема экспорта российских образовательных услуг и спаду в области продвижения русского языка и культуры за рубежом», - говорит эксперт.

Он также предрекает, что освободившуюся нишу на рынке образовательных услуг в России гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет.

«Вообще, сегодня нет ни одного проекта подзаконного акта, который мог бы оправдать запрет подобного рода. Кроме того, против запрета выступают члены , Всероссийского студенческого общества и ряд депутатов из комитета Государственной думы по образованию.

Хочется верить, что чиновниками Рособрнадзора двигают благие намерения - повысить качество образования и т.п., однако, вместо того чтобы заниматься осуществлением реального контроля за качеством обучения, просто предлагается реализовать комплекс банальных запретительных мер. И это - печально», - резюмирует Алексей Мухин.

В чем суть инициативы?

О том, что история заочного обучения юристов, экономистов и госуправленцев в России подходит к концу, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью 19 июня. Известно, что речь идет не обо всех студентах, а только о тех, которые получают свое первое высшее образование.

«С 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, по направлению «государственное и муниципальное управление, - сказал С. Кравцов. - Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а, во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов».

Никаких законодательных подтверждений тому, что заочное образование окажется под запретом для ряда специальностей, пока не было обнародовано.

Рособрнадзор на год отложил запрет на получение заочного образования для юристов и экономистов. Это позволит гражданам без профильной квалификации, занимающим должности юристов и экономистов в государственных учреждениях и организациях, сохранить свои рабочие места после введения профессиональных стандартов. Аттестации в госучреждениях начались с 1 июля.

Запрет на заочное обучение в вузах по целому ряду популярных специальностей будет отложен как минимум на один год - до 1 сентября 2017 года. Ранее о намерении Рособрнадзора отменить заочное образование для экономистов и юристов журналистам рассказал глава ведомства Сергей Кравцов.

В Минобрнауки с таким решением согласны. Министр Дмитрий Ливанов считает, что "дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, безусловно, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме". Однако внедрить решение на практике с 1 сентября 2016 года мешает отсутствие поправок в государственные образовательные стандарты высшего образования. Новые федеральные образовательные стандарты планируются только с 2017 года, поэтому как минимум до 1 сентября следующего года заочная форма продолжит свое существование. Хотя законодатели могут принять до этого времени какой-то специальный закон, который ее отменит. Однако учебный процесс 1 сентября начнется по старым правилам: приказом министра отменить заочную форму обучения нельзя.

Таким способам чиновники намерены бороться с "псевдовузами". Однако на практике их борьба затронет рядовых сотрудников государственных учреждений и предприятий. Всех тех, в которых совсем скоро станет обязательным применением профессиональных стандартов и проведение аттестаций работников на соответствие им. Эксперты расходятся во мнениях по поводу целесообразности таких мер. Одни сотрудники вузов утверждают, что заочная форма обучения действительно не может дать полноценных знаний, а другие напоминают, что получать заочное образование юриста в основном приходят люди, которые фактически уже имеют практику.

1 июля 2016 года начала действовать о порядке применения профстандартов, поэтому большинство работодателей, которым вменили в обязанность им следовать, создадут комиссии и проверят своих работников на соответствие. Главные критерии - наличие профильного образования и достаточный стаж. Чиновники обещали, что увольнять действующих сотрудников никто не собирается, но несоответствие требуемым критерием приведет к их неаттестации и предложению другого рабочего места, при его наличии. Таким образом без работы могут остаться многие. Однако у тех сотрудников, которые захотят сохранить свои рабочие места пока остается реальный шанс пойти учиться. К примеру, бухгалтер, работающий экономистом, и имеющий среднее образование, может пойти учиться заочно. Если заочную форму обучения отменят, такого шанса у него попросту не будет.

Что касается "псевдовузов", то их действительно много. Еще в конце 2015 года Рособрнадзор сообщал о том, что сеть образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию сократилась почти на тысячу вузов и филиалов, всего за 2,5 года. В сентябре 2013 года таких учебных заведений было около 2300, в январе 2015 года - 1990, а в конце 2015 года примерно 1500. Очевидно, что вузы без аккредитации продолжают учить граждан и выдавать им документы об образовании. Как этому помешает отмена заочного образования по некоторым специальностям, знают только сами чиновники.

Согласно изменениям в законодательстве, заочная форма обучения юриспруденции запрещена для лиц, не имеющих высшего образования

С 1 сентября 2017 года вступает в силу решение Министерства образования и науки Российской Федерации, касающееся запрета на заочное обучение юриспруденции тем абитуриентам, которые не имеют законченного высшего образования.

Новый образовательный стандарт призван повысить качество образования будущих выпускников-юристов.

С одной стороны, такое решение имеет немало плюсов: очная форма получения высшего образования подразумевает больший (по сравнению с заочной) объём даваемой профессорско-преподавательским составом информации, большее число часов практических занятий, которые способствуют выработке навыков. Юриспруденция — это, прежде всего, огромный объем информации. Каждый день принимаются нормативные правовые акты, регулирующие практически все сферы нашей жизнедеятельности, и будущие выпускники должны хорошо ориентироваться во всех этих изменениях.

С другой стороны, тысячи поступающих в этом году рассчитывали на то, что смогут выбрать заочную форму обучения для получения юридического образования. Информация сотрудников приемной комиссии застает их врасплох. Абитуриенты прямо задают вопрос: "Что делать?"

Большинство просто не знает о существовании очно-заочной формы, или она кажется им непривычной, вызывает настороженность.

По такой форме студенты будут учиться в будний день после работы и в субботу с утра, то есть два раза в неделю. Так, например, занимаются студенты в .

Обучаемые на очно-заочной форме будут посещать лекции, семинары, практические занятия, а в остальные дни заниматься самостоятельно. Профессорско-преподавательский состав сможет на раннем этапе оценить и, самое главное, помочь студенту освоить материал.

Чем такая форма обучения лучше дневной? Ответ зависит только от личности самого студента, от его мотивации и карьерных целей.

Некоторые студенты способны заниматься только под руководством "наставника", считают, что можно подготовиться и стать хорошим юристом, посвятив этому только время, выделяемое на сессию. В межсессионный период такие студенты не занимаются. Вот здесь, наверное, кроется проблема — заочная форма для данной категории людей противопоказана.

В то же время есть студенты, которые способны регулярно открывать учебник и нормативные правовые акты, анализировать полученную информацию. Многим очень помогает усвоить информацию работа по близкой специальности, где волей-неволей приходится обращаться к тексту закона и вырабатывать навыки подготовки документов. Указанным категориям студентов заочная форма обучения подошла бы.

Алтайский институт экономики СПбУТУиЭ осуществляет прием на обучение по образовательным программам высшего образования на очную и заочную формы по направлениям подготовки: менеджмент, экономика, юриспруденция и на очно-заочную по юриспруденции.

Лучшие статьи по теме